Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
29 мая 2004 г., № 105 (22233) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦ1САЯ газета л ^ Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-12-й стр.) днократно затрагивалась различными международными организациями. Возможные пути ее ре шения закреплялись в соответствующих международных правовых актах. Причем акцент в них ставится именно на результате, то есть реально обеспеченном доступе каждого нуждающегося к такой помощи, а формы реализации данного права могут быть различны, по усмотрению каждо го государства. Во многих развитых странах мира в той или иной форме и с разной степенью эффективности реализуются эти положения. То есть государство принимает меры к тому, чтобы любой неиму щий или малоимущий человек в стране имел реальный доступ к такой помощи. В России наиболее распространенным является мнение, причем и на официальном уровне, о необходимости учреждения такой формы оказания юридической помощи малоимущим гражда нам, как муниципальная адвокатура или муниципальная юридическая консультация. Так, в постановлении I Всероссийского Съезда судей от 30.06.1993 г. «О ходе судебной реформы в Российской Федерации» отмечалось, что для становления судебной власти необхо димо, в том числе: «обеспечение каждому гарантированного права на юридическую помощь при осуществлении и защите прав и свобод и в связи с этим скорейшее принятие Основ зако нодательства об адвокатуре, предусматривающих многообразие форм деятельности професси ональных защитников, в том числе учреждение муниципальной адвокатуры как гарантии доступно сти юридической помощи для неимущих и малоимущих». V Всероссийский Съезд судей в своем постановлении от 29.11.2000 г. «О ходе судебной реформы в Российской Федерации и перспективах развития судебной системы» констатировал, что на фоне определенных достижений в сфере становления и развития судебной власти имеют ся и негативные факторы, существенно препятствующие продвижению судебной реформы, вли яющие на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан. Одним из таких факторов отмечалась проблема, связанная с реализацией конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь. В связи с этим Съезд подчеркнул, что в ближайшие годы усилия федеральных органов госу дарственной власти и судейского сообщества должны быть направлены и на «принятие законо дательных актов, обеспечивающих реализацию положений ст. 48 Конституции РФ о праве каж дого на получение квалифицированной юридической помощи, предусмотрев многообразие форм ее оказания, в том числе учреждения муниципальной адвокатуры как гарантии доступности юри дической помощи для неимущих и малоимущих». Для того чтобы реально гарантировать каждому малообеспеченному жителю области воз можность получения квалифицированной юридической помощи. Уполномоченный по правам че ловека предлагает Липецкому областному Совету депутатов и администрации Липецкой облас ти, другим субъектам законодательной инициативы рассмотреть вопрос о разработке проекта закона Липецкой области «С получении бесплатной квалифицированной юридической помощи в учреждениях муниципальной адвокатуры Липецкой области», в котором определить порядок орга низации и финансирования таких специализированных консультаций, их функции, порядок и условия оказания юридической помощи малоимущим гражданам, ввести в круг лиц, имеющих право на льготы в сфере предоставления адвокатских услуг этими консультациями, все катего рии малоимущих граждан. Уполномоченного по правам человека беспокоят вопросы, связанные с неисполнением ре шений судов. Такие случаи подрывают авторитет судебных органов и России как правового государства. Особенно безысходная ситуация сложилась в решениях, принятых по вопросам выплаты задолженностей по заработной плате и компенсационных выплат на предприятиях- банкротах, а также «боевых» денежных сумм участникам контртеррористических операций феде ральных силовых структур на Северном Кавказе (заявления гр. Ф. (вх. № 98), Ж. (вх. № 245), А. (вх. № 510) и др.). Уполномоченный считает необходимым подчеркнуть, что исполнение судеб ных решений является неотъемлемой составной частью осуществления права граждан на доступ к правосудию. Пока судебное решение не реализовано — нельзя говорить о том, что правосудие состоялось. В указанных выше случаях проблема неисполнения судебных решений является следствием несовершенства федерального законодательства. В то же время поступали жалобы граждан на волокиту, допущенную некоторыми сотрудниками службы судебных приставов при исполнении решений судов, хотя количество таких обращений в 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизилось на 16%. 10. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В 2003 г. Уполномоченный продолжал внимательно следить за соблюдением законности и необходимых норм в отношении граждан, находящихся в местах лишения свободы. Проводилась активная совместная работа с руководством УИН по Липецкой области, помощником начальника УИН по соблюдению прав человека по мониторингу прав осуждённых и принятию мер по выяв ленным нарушениям. Уполномоченный неоднократно выезжал в учреждения УИН для проверки фактов по заявлениям осуждённых и обвиняемых. По данным УИН на 31 декабря 2003 г., в исправительных учреждениях Липецкой области находилось 5858 осуждённых, из них в ИК общего режима — 1614, в ИК строгого режима — 3075, в других ИУ — 1169. В качестве подозреваемых и обвиняемых в СИЗО содержалось 514 человек. Среди осуждённых имелись заболевания: туберкулез в активной форме — 344 человека (на диспансерном учёте 1593 человека), ВИЧ-инфекции — 164 человека. Главные факторы, которые влияют сегодня на общую картину соблюдения прав обвиняемых и осуждённых, — состояние зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной систе мы, условия содержания обвиняемых и осуждённых и исполнение служебных обязанностей со трудниками УИН в строгом соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса. В 2003 г. к Уполномоченному поступило несколько жалоб, связанных с применением чрез мерного, не вызванного необходимостью физического насилия в отношении осуждённых со сто роны сотрудников исправительных учреждений. Часть вторая статьи 21 Конституции Российской Федерации гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». В статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод также регламентирована аналогичная норма. Таким образом, важнейшей гарантией физической и психической неприкосновенности лица является установленный Конституцией Российской Федерации и указанной Конвенцией запрет пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Европейский суд по правам человека, рассматривая дела, связанные с нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, неоднократно подчеркивал, что данная статья должна рассматриваться как одно из наиболее существенных положений, выражающее основополагающие ценности демократических государств, в том числе главную ценность — че ловеческое достоинство. Согласно судебной практике того же суда, запрет пыток, бесчеловеч ного и унижающего достоинство обращения или наказания носит абсолютный характер и дей ствует независимо от обстоятельств или поведения самой жертвы. При рассмотрении дел о предполагаемом применении пыток или бесчеловечного обращения (наказания), унижающего достоинство обращения (наказания). Европейский суд, как правило, признает значимыми такие обстоятельства, как умышленный характер ненадлежащего обращения; осуществление противо правных действий представителями власти при исполнении служебных обязанностей; причине ние лицу страданий, с тем, чтобы добиться признания в совершении преступления или получить определенную информацию; применение жестокого обращения во время ареста или лишения свободы. В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратилась гр. А. (вх. № 339) с жалобой на действия сотрудников учреждения ЮУ 323/ИК-5 УИН МЮ РФ по Липецкой области. По словам заявительницы, 30.03.2003 г. в 19 часов, при проверке камер содержания осужденных, сотрудниками учреждения ее сыну — А. были причинены телесные повреждения (перелом правого плеча со смещением). По данному случаю Уполномоченным были направлены запросы прокурору Липецкой облас ти и начальнику УИН МЮ РФ по Липецкой области с предложением дать соответствующую правовую оценку действиям сотрудников ИК-5. Уполномоченный обратил внимание должност ных лиц на то, что во время проведения технического осмотра камер штрафного изолятора и помещений камерного типа сотрудниками учреждения ЮУ-323/5 осужденный А. не предприни мал никаких угрожающих действий, поэтому в подобных обстоятельствах применение силы не было соразмерно поведению заявителя. Более того, любое применение физической силы в отношении лишенного свободы Лица, не являющейся необходимым в связи с его поведением. унижает человеческое достоинство и нарушает статью 21 Конституции Российской Федерации и статью 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Даже если телесные поврежде ния могут оказаться достаточно легкими (а в данном случае речь идет о переломе руки), они свидетельствуют о применении немотивированной физической силы в отношении лица, которое находится в зависимом положении. ' Необходимо также отметить, что, по утверждению заявительницы, после того как ее сын был доставлен в больницу скорой медицинской помощи и ему была оказана первичная помощь, сотрудники учреждения ЮУ-323/5, несмотря на протесты лечащего врача, вновь доставили его в колонию, где его продержали целый день, добиваясь письменных показаний, а отсутствие меди цинской помощи также может рассматриваться как обращение, не совместимое со статьей 21 Конституции РФ. Способы и методы наказания не должны приводить к страданиям и тяготам, превышающим неизбежный уровень страданий, присущий содержанию под стражей, а здоровье и жизнеспособность должны быть адекватно обеспечены посредством предоставления лицу не обходимой медицинской помощи с учетом практических требований содержания под стражей. Сотрудники учреждения ЮУ-323/5 не проинформировали своевременно заявительницу о слу чившемся, о факте нанесения ее сыну телесных повреждений она узнала от посторонних людей. Согласно полученным ответам, 30.03.2003 года проводился технический осмотр камер штраф ного изолятора (ШИЗО) и помещений камерного типа (ПКТ), при этом осуществлялся и личный обыск осужденных, содержащихся в указанных помещениях. При досмотре камеры у осужденно го А. была обнаружена записка, зажатая в кулаке левой руки. Для ее изъятия у осужденного сотрудники колонии в соответствии со ст. 29 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», где указано, что «сотрудники уголовно-исполни тельной системы имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденным или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечи вается выполнение их законных требований», применили физическую силу (о чем составлен акт), в ходе которой осужденному А. были причинены телесные повреждения — закрытый пере лом правого плеча. 31.03.2003 года ему в отделении «Липецктрактормед» была сделана соответствующая опе рация. С 7.04.2003 года он переведен в областную больницу УИН (Учреждение ЮУ-323/6), с 27.04.2003 года выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями «наблюдение хи рургом учреждения ЮУ-323/5». Прокуратурой Октябрьского района г. Липецка, по поручению прокуратуры области, в апреле 2003 года с соответствии с требованиями ст. 144-145 УПК РФ была проведена проверка по указанному факту, и 12.04.2003 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголов ного дела, которое 16.06.2003 года отменено прокуратурой области в связи с неполнотой прове денной проверки и допущенных процессуальных нарушений и направлено для разрешения в прокуратуру Октябрьского района. 10.07.2003 г. прокуратурой Октябрьского района г. Липецка повторно вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Несмотря на данные ответы. Уполномоченный на основании вышеизложенных фактов и тре бований Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека считает, что в действиях сотрудни ков ИК-5 имели место нарушения конституционных прав осужденного А. С похожей жалобой на действия сотрудников УИН обратились и родственники осуждённого Ш. (вх. № 171), которые сообщили, что 27.03.2003 г. он и другие, находящиеся в камере осуж дённые, были избиты работниками СОБРа. После запросов Уполномоченного выяснилась следующая картина. Осужденный Ш. прибыл в учреждение кЬУ-323/2 21.10.02. За время отбывания наказания характеризуется отрицательно. На момент проверки имел 8 дисциплинарных взысканий. Является злостным нарушителем уста новленного порядка отбывания наказания. На основании распоряжения начальника УИН Минюста России по Липецкой области в целях недопущения и профилактики правонарушений среди осужденных в учреждении ЮУ-323/2 г. Липецка 27 марта. 2003 года проводилась операция «Режим». В ходе операции по проведению обысковых мероприятий в помещениях ШИЗО, ПКТ учреждения ЮУ-323/2 привлекались сотруд ники ОСНАЗ УИН. При осуществлении данных мероприятий обыску была подвергнута камера, где содержался в том числе и осуждённый Ш. В ходе проведения обыска осужденный Ш. совершил акт аутоагрессии. Он нанес себе режу щие раны в районе живота и левого предплечья. Осужденному была оказана медицинская по мощь и поставлен диагноз: резаная рана передне-брюшной стенки, резаные раны левого пред плечья. Полученные осужденным раны не представляют угрозы для жизни. 08.04.2003 г. прокуратурой Правобережного района г. Липецка осужденный Ш. был направ лен на судебно-медицинскую экспертизу. Проведенное обследование следов побоев у осужден ного не выявило. Сотрудники прокуратуры посетили камеру, в которой содержится осуждённый Ш., в беседе с ним и другим осуждённым, находящимся в этой камере, они не подтвердили информацию о нанесении побоев Ш. сотрудниками учреждения и ОСНАЗ УИН, а также в пись менной форме заявил, что претензий к администрации не имеет. Таким образом, жалоба заяви телей не подтвердилась. Остаётся неурегулированным вопрос пенсионного обеспечения осуждённых, не имеющих гражданства РФ. но отбывающим срок наказания в России. Люди, которые во время отбывания наказания достигают пенсионного возраста или приобретают право на пенсию вследствие полу ченной инвалидности по российскому законодательству, оказываются вне поля действия пенси онного законодательства. Иностранный гражданин, осуждённый на территории Российской Федерации, не имеет пра ва на оформление гражданства РФ и получения вида на жительство (п. 5 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), хотя факти чески находится в России то время, на которое был осуждён. А без вида на жительство на таких осуждённых не распространяется действие статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона «О трудо вых пенсиях в Российской Федерации», определяющие обязательным условием для наступле ния права на получение пенсии постоянное проживание лица на территории Российской Феде рации. В соответствии со ст. 10 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установле ны международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностран ных граждан и лиц без гражданства. Ст. 98 Кодекса гарантирует право осужденным, на общих основаниях, на государственное пенсионное обеспечение при инвалидности, предусмотренных законодательством РФ. Управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ считает, что в таких случаях пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии со статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенси онного обеспечения от 13.03.1992 г., в котором говорится, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения производится по законодательству государства, на террито рии которого проживает гражданин, то есть где он зарегистрирован по месту жительства. В связи с тем, что осуждённый иностранный гражданин отбывает наказание не на террито рии государства, подданным которого он является, а в Российской Федерации, то, следователь но, пенсию он не получает. По указанной проблеме в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился осужденный 3. (вх. № 460), инвалид II группы, отбывающий наказание в учреждении ЮУ-323/4 УИН МЮ РФ по Липецкой области. В своем заявлении он указывал, что в 1998 г. прибыл в Липецкую область для отбывания наказания, работал в литейном цехе производства. Получал заработную плату, из которой производились обязательные отчисления. В 2002 г. ему была установлена группа инвалидности, в марте 2003 г. группа инвалидности продлена еще на год, однако пенсию 3. не получает. Полученные ответы на запросы Уполномоченного в УИН МЮ по Липецкой области и ГУ- ОПФР по Липецкой области подтвердили обоснованность отказа в выплате пенсии осужденному 3., так как он, согласно данных паспорта и информации работников паспортно-визовой службы Задонского района, никогда на территории России зарегистрирован не был, хотя и проживал в г. Задонске. По месту исправительного учреждения зарегистрировать осужденного невозможно, так как в период отбывания наказания лицо, находящиеся в местах лишения свободы, снимается с регистрационного учета в паспортно-визовой службе МВД России и поступает в распоряжение (Окончание на 14-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz