Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ж ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., №105 (22233) Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-9-й стр.) СССР, а также прибывшего для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если до 31 декабря 2000 года он заявил о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации). Многие люди, переехавшие в Россию на постоянное место жительства, не обращались в органы внутренних дел для получения гражданства в установленном порядке, так как считали, что своим переездом в Россию из республик бывшего СССР и, следовательно, собственным добровольным волеизъявлением они стали гражданами России. Кроме того, многие в паспортах имели вкладыши о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выданные уполномо­ ченными государственными органами на основании ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве». Од­ нако после принятия нового закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», в котором' определен более жёсткий порядок получения гражданства и обмена советских паспортов на российские, многие граждане, даже длительное время проживающие в России, но своевремен­ но не прошедшие необходимых процедур оформления гражданства, оказались в весьма слож­ ной ситуации. В статье 6 Конституции РФ установлено, что гражданство Российской Федерации приобре­ тается и прекращается в соответствии с федеральным законом, каковым является Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации». Но, стремясь привести новый закон в соответствие с международными нормами, законодатель оставил без внимания механизмы его реализации. Отсутствие конкретных регулирующих норм и требований в новом законе до сих пор позволяет толковать его положения на усмотрение должностных лиц паспортно-визовой службы. После принятия нового закона не было организовано своевременное поступление новых бланков раз­ решений на временное проживание, из-за чего ЛВС вынуждена была в нарушение закона про­ длевать уже ранее выданные на 3 месяца миграционные карты, просто надписывая ручкой новую дату на старой миграционной карте, новым мигрантам их просто перестали выдавать. Вовремя не был подготовлен и утверждаемый Правительством РФ перечень документов (инструкций, разъяснений и других подзаконных актов), предусмотренных Федеральным законом «О граждан­ стве Российской Федерации», что также явилось причиной задержки выдачи новых видов на жительство в течение почти восьми месяцев — до апреля 2003 г. Сотрудники паспортно-визовой службы в связи с небольшой их численностью и из-за большой нагрузки просто физически не успевают своевременно рассматривать поступающие к ним заявления. В настоящее время вынужденные переселенцы из республик бывшего Советского Союза, лица без гражданства остаются одной из самых обделённых и социально уязвимых групп насе­ ления в Липецкой области. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права о гражданстве, (в частности ст. 15 Всеобщей декларации прав человека; п. 3, ст. 24 Международного пакта о граходанских и политических правах) полная реализация прав человека непосредственным образом связана с наличием у него определенного гражданства, а трудно­ сти, сложившиеся с получением российского гражданства, делают этих людей бесправными и незащищёнными во многих жизненно важных ситуациях. Поступившие к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области в 2003 г. жалобы и обращения красноречиво свидетель­ ствуют об этом. В адрес Уполномоченного поступило заявление гр. Д. (вх. N9 306) с жалобой на то, что отдельные должностные лица Задонского узла связи отказывают ей в получении льгот, предус­ мотренных для репрессированных граждан, мотивируя тем, что она еще не получила паспорт гражданина Российской Федерации. Престарелая женщина в 1998 году переехала на постоянное место жительства в Задонский район из Украины. Большую часть своей жизни жила и работала на территории РФ в районе Крайнего Севера, имеет удостоверение ветерана труда и участника Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы, перенесла операцию на сердце и нуждается в регулярной медицинской помощи. Не имея возможности по новому закону оформить граждан­ ство Российской Федерации в упрощенном порядке, гр. Д. в марте 2003 года получила вид на жительство. Несмотря на всё это, руководство узла связи не только отказывало заявителю в льготной оплате телефонных услуг, но и угрожало вообще снять телефон. Уполномоченный обратил внимание должностных лиц Задонского района на ст.62 Конститу­ ции РФ, согласно которой иностранные граждане в РФ пользуются правами наравне с граждана­ ми РФ, а в данном случае, получается, что гр. Д. лишена многих социальных льгот. Была прове­ дена совместная работа с руководителями районной и областной комиссий по реабилитирован­ ным. Вопрос удалось урегулировать. Характерный случай при получении вида на жительство произошёл с гр. К. (вх. N9 271), переселенкой из Узбекистана, которая с 1990 г. проживала на территории Российской Федера­ ции. 14.10.2002 г. К. обратилась в паспортно-визовую службу Лебедянского района Липецкой области с документами по оформлению вида на жительство на себя и своих дочерей 1986 г.р. и 1988 г.р. Документы на младшую дочь были возвращены инспектором, так как на момент обра­ щения ей не исполнилось 14 лет и по действующему законодательству она должна была автома­ тически вписываться в документы матери (о чем К. была проинформирована). Документы К. были направлены в ПВС УВД Липецкой области для дальнейшего оформления. В марте 2003 г. К. получила свои документы и была проинформирована, что в соответствии с Положением от 01.11.2002 г. «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утвержденным Постановлением Правительства РФ, иностранному гражданину (лицу без граж­ данства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании пись­ менного заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным пред­ ставителем, и теперь К. вновь должна предоставить пакет документов на свою младшую дочь, достигшую 14 лет, оплатив госпошлину в 1000 рублей. Считая, что требования работников паспортно-визовой службы необоснованны, так как закон не имеет обратной силы и решать вопрос о выдаче документов девочке необходимо с первона­ чальной даты обращения ее матери 14.10.2002 г.. Уполномоченный направил запрос в ОПВС УВД Липецкой области. Уполномоченный, отмечая несовершенство законодательства о гражданстве, низкую право­ вую грамотность подавляющего числа обращающихся в органы паспортно-визовой службы граж­ дан, затрудняющих их юридическую ориентацию в вопросах установления гражданства РФ, в то же время обратил внимание руководства паспортно-визовой службы области на факты ненадле­ жащего отношения должностных лиц районных отделов паспортно-визовых служб Липецкой об­ ласти к исполнению требований законодательства при решении вопросов получения ими граж­ данства РФ (в частности, при оформлении документов на старшую дочь К. сотрудниками ПВС была утеряна квитанция об оплате государственной пошлины). Тревогу Уполномоченного вызывает то, что в нарушение требований о правах человека, пре­ дусмотренных ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, имеют место случаи, когда документы, представленные до вступления в силу новых регламентирующих актов о гражданстве РФ, зачастую искусственно сдерживались в рассмотрении сотрудниками районных ПВС, неред­ ко со ссылкой на неопубликованные ведомственные нормативно-правовые акты. Отмечается длительность рассмотрения документов в уполномоченных органах. Имеют место факты, когда сотрудники ПВС возвращают гражданам документы, оформленные до вступления в силу нового законодательства по ранее действующим требованиям, предлагая вновь их заполнить уже в соответствии с начавшим действовать законом «О гражданстве РФ», а это зачастую связано с непосильными финансовыми затратами для семей переселенцев. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области просил руководство паспортно- визовой службы УВД Липецкой области обратить внимание на организацию работы подведом­ ственных структур, оформляющих гражданство, исключить случаи нарушения законодательных и конституционных требований, предоставлять полную информацию гражданам о действующем, официально опубликованном и используемом паспортно-визовой службой нормативно-право­ вом материале. Своим обращением Уполномоченному удалось добиться соблюдения законности и справед­ ливости по делу гр. К. В конце мая 2003 года у неё было принято заявление на оформление Российского гражданства в соответствии со ст. 5. п. «а» Федерального закона «О гражданстве РФ» и Постановления Конституционного суда № 12-п от 16.05.1996 года. А 03.06.2003 года она получила паспорт гражданина России. Решён вопрос и о приеме несовершеннолетних детей гр. К., 1986 и 1988 годов рождения, в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч. 2., п. «а» Федерального закона, без оформления видов на жительство, так как они зарегистрированы в Липецкой области до вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иност­ ранных граждан в Российской Федерации», то есть до 1 ноября 2002 года. Достаточно большое число переселенцев приезжает на постоянное место жительства в Рос­ сию, даже не узнав, какие документы им необходимо предоставить для получения вида на жи­ тельство. Как правило, многие приезжие средних и старших возрастов живут стереотипами еди­ ного советского пространства и не задумываются о юридических аспектах своего переезда из одного государства в другое. В результате переселенцы сталкиваются с тем, что им не хватает требуемых документов, паспортно-визовая служба, исполняя букву закона, вынуждает людей или возвращаться обратно, или вступать в долгую и зачастую малорезультативную переписку с государственными органами тех стран, откуда они приехали. Всё это время люди не могут уст­ роиться на работу, получать пенсии и, по сути, находятся на грани выживания. Паспортно-визо­ вая служба почему-то крайне неохотно использует свои возможности делать запросы по офици­ альным каналам в отношении обратившихся граждан в компетентные структуры тех государств, откуда приехали переселенцы. Иллюстрацией таких ситуаций является письмо гр. К (вх. N9 586). Одинокая 72-летняя бабушка, приехавшая из Украины в Елецкий район, писала: «...вот уже год как я живу в России и никак не могу получить вид на жительство. Все документы собрала, но с Украины надо справку, что я не была судима. Пять писем написала на Украину, но справку никак не присылают. Без вида на жительство мне пенсию не дают, мне совсем не на что существовать, хоть умирай с голода». После обращения Уполномоченного в ПВС УВД Елецкого района и к начальнику ПВС УВД Липецкой области ими был сделан запрос в информационный центр Рес­ публики Украина, и, получив необходимую справку, гр. К. был вьщан вид на жительство. Право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства закреплено в между­ народных документах. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и статья 2 Протокола N9 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливают, что каждо­ му, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежат права на выбор места жительства в пределах этой территории, на свободное передвижение. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственно­ сти населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в данном Пакте други­ ми правами. Аналогичное право закреплено в статье 22 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Гарантии права на свободу выбора места жительства включены во все фундаментальные документы Организации (Совещания) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это право обеспечивается также специальными дополнительными обязательствами. В частности, в Доку­ мент Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (3 октября 1991 года) включено положение о том, что каждый человек будет иметь правовую защиту от незакон­ ных административных решений в качестве гарантии соблюдения его соответствующего права. В разделе, посвящённом жилищным правам граждан. Уполномоченный уже обращал внима­ ние на критическую ситуацию, которая сложилась в этом вопросе, в том числе у переселенцев из республик пост-СССР. С парадоксальной ситуацией столкнулся гр. В. (вх. N9 380). Он родился в Таджикистане. В 1992 г. переехал с родителями в г. Лебедянь, а в 1993 был призван в ряды Российской армии. Во время службы выполнял служебно-боевые задачи по охране общественного порядка на террито­ рии Северной Осетии. После окончания службы вернулся в г. Лебедянь, устроился на работу, женился. По сути, заявитель пользовался правами и выполнял обязанности гражданина России. Но при замене паспорта советского образца на российский в паспортно-визовой службе ему предложили начать процедуру получения гражданства Российской Федерации, предварительно оформив вид на жительство. Возникает резонный вопрос — как могли в этом случае призвать на действительную военную службу гр.В., если он не гражданин РФ? Значит, налицо нарушение ст. 59 Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и лучшим выходом из этой ситуации было бы признать в таких случаях права на получение граж­ данства в упрощённом порядке. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации одними из первых обратили внимание органов государственной власти. Правительства РФ, Президента РФ на несовершенство принятого закона «О гражданстве Российской Федерации». Институт Уполно­ моченного, по своей сути и по месту в системе государственной власти, является одним из наиболее доступных и удобных для граждан. Таким образом, не случайно Уполномоченные вни­ мательно следят за эффективностью новых законов и чутко реагируют на их правовые послед­ ствия, прежде всего для рядового человека. Именно поэтому Уполномоченными был проведён межрегиональный «круглый стол» в Калининграде, на котором была поднята проблема получе­ ния российского гражданства и внесены предложения о необходимости изменения действующе­ го закона «О гражданстве Российской Федерации». Аргументы Уполномоченных, правозащитни­ ков, рядовых граждан и средств массовой информации были услышаны органами государствен­ ной власти. 11 ноября 2003 г. Президент России В.В.Путин подписал «Закон о внесении измене­ ний и дополнений в Федеральный закон о гражданстве в Российской Федерации». Согласно этому документу круг лиц. получивших право на оформление гражданства в упрощенном поряд­ ке, расширяется. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области надеется, что приня­ тые меры в значительной степени уменьшат существующие проблемы и разрешат возникшую напряжённость в вопросе получения гражданства Российской Федерации. 7. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В Конституции Российской Федерации в ст. 52 закреплено, что: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает по­ терпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Тем не менее в 2003 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступали жалобы граждан на дей­ ствия правоохранительных органов — прежде всего милиции, связанные с отказом в возбужде­ нии уголовных дел, незаконным задержанием, превышением должностных полномочий, форма­ лизмом, отписками и т.д. По данным опроса, проведённого фондом «Общественное мнение» осенью 2003 г., 20%респондентов, проживающих в Липецкой области, указали, что им за после­ дний год приходилось сталкиваться с нарушением прав граждан и произволом правоохрани­ тельных органов. Только 23% опрошенных считают, что могут рассчитывать на помощь служб правопорядка в случае необходимости. Опрос о состоянии преступности проводила и админис­ трация г. Липецка. По его данным, свыше 50%жителей не удовлетворены работой правоохрани­ тельных органов, 40% опасаются краж, 35%— грабежей и разбоев, многие опасаются ходить ночью по улицам, 80% опрошенных заявили, что не знают своего участкового уполномоченного. Всё это говорит о том, что уровень доверия общества к органам правопорядка пока остаётся низким. В то же время необходимо отметить, что именно на органы внутренних дел возложена обя­ занность по пресечению правонарушений, восстановлению нарушенных прав, привлечению ви­ новных к ответственности. Выполняя задачи по укреплению правопорядка, охраны прав граждан и интересов государства, работники ОВД не могут и не должны действовать грубо, высокомер­ но, тем более нарушать законы, попирать права личности. Прокуратура же, выполняя надзорные функции в отношении всех государственных и частных институтов по исполнению требований законов, и в том числе по обеспечению прав граждан, обязана своевременно фиксировать и принимать необходимые меры реагирования на все случаи нарушения законодательства. Работа правоохранительных органов не будет эффективной без постоянной работы с кадро­ вым составом. По-прежнему материально-бытовые условия многих сотрудников нуждаются в существенном улучшении, вместе с тем необходимо проводить и мероприятия по укреплению служебной дисциплины. Для повышения оперативности и эффективности работы органов милиции нужно восстано­ вить систему опорных пунктов милиции, увеличить количество пунктов участковых уполномочен­ ных, улучшить материально-техническую базу — прежде всего по обеспечению транспортом, средствами связи, средствами следственно-криминалистического оборудования. Сотрудничая с органами внутренних дел и прокуратуры. Уполномоченный стремится содей­ ствовать тому, чтобы права граждан, зависящие от решений правоохранительных органов, со­ блюдались и граждане получали полные и обоснованные ответы на законно поставленные воп­ росы от любых должностных лиц. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Ш. (вх. N9 181) в связи с отказом органами милиции г. Липецка возбудить уголовное дело по факту мошенниче­ ства. Как указывал в своей жалобе гр. Ш., в 2001 г. им были переданы деньги под расписку гр. (Про;[ 1 рлжение на 11-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz