Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ж ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., №105 (22233) Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-9-й стр.) СССР, а также прибывшего для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если до 31 декабря 2000 года он заявил о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации). Многие люди, переехавшие в Россию на постоянное место жительства, не обращались в органы внутренних дел для получения гражданства в установленном порядке, так как считали, что своим переездом в Россию из республик бывшего СССР и, следовательно, собственным добровольным волеизъявлением они стали гражданами России. Кроме того, многие в паспортах имели вкладыши о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выданные уполномо ченными государственными органами на основании ст. 13 Закона РСФСР «О гражданстве». Од нако после принятия нового закона РФ «О гражданстве Российской Федерации», в котором' определен более жёсткий порядок получения гражданства и обмена советских паспортов на российские, многие граждане, даже длительное время проживающие в России, но своевремен но не прошедшие необходимых процедур оформления гражданства, оказались в весьма слож ной ситуации. В статье 6 Конституции РФ установлено, что гражданство Российской Федерации приобре тается и прекращается в соответствии с федеральным законом, каковым является Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации». Но, стремясь привести новый закон в соответствие с международными нормами, законодатель оставил без внимания механизмы его реализации. Отсутствие конкретных регулирующих норм и требований в новом законе до сих пор позволяет толковать его положения на усмотрение должностных лиц паспортно-визовой службы. После принятия нового закона не было организовано своевременное поступление новых бланков раз решений на временное проживание, из-за чего ЛВС вынуждена была в нарушение закона про длевать уже ранее выданные на 3 месяца миграционные карты, просто надписывая ручкой новую дату на старой миграционной карте, новым мигрантам их просто перестали выдавать. Вовремя не был подготовлен и утверждаемый Правительством РФ перечень документов (инструкций, разъяснений и других подзаконных актов), предусмотренных Федеральным законом «О граждан стве Российской Федерации», что также явилось причиной задержки выдачи новых видов на жительство в течение почти восьми месяцев — до апреля 2003 г. Сотрудники паспортно-визовой службы в связи с небольшой их численностью и из-за большой нагрузки просто физически не успевают своевременно рассматривать поступающие к ним заявления. В настоящее время вынужденные переселенцы из республик бывшего Советского Союза, лица без гражданства остаются одной из самых обделённых и социально уязвимых групп насе ления в Липецкой области. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права о гражданстве, (в частности ст. 15 Всеобщей декларации прав человека; п. 3, ст. 24 Международного пакта о граходанских и политических правах) полная реализация прав человека непосредственным образом связана с наличием у него определенного гражданства, а трудно сти, сложившиеся с получением российского гражданства, делают этих людей бесправными и незащищёнными во многих жизненно важных ситуациях. Поступившие к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области в 2003 г. жалобы и обращения красноречиво свидетель ствуют об этом. В адрес Уполномоченного поступило заявление гр. Д. (вх. N9 306) с жалобой на то, что отдельные должностные лица Задонского узла связи отказывают ей в получении льгот, предус мотренных для репрессированных граждан, мотивируя тем, что она еще не получила паспорт гражданина Российской Федерации. Престарелая женщина в 1998 году переехала на постоянное место жительства в Задонский район из Украины. Большую часть своей жизни жила и работала на территории РФ в районе Крайнего Севера, имеет удостоверение ветерана труда и участника Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы, перенесла операцию на сердце и нуждается в регулярной медицинской помощи. Не имея возможности по новому закону оформить граждан ство Российской Федерации в упрощенном порядке, гр. Д. в марте 2003 года получила вид на жительство. Несмотря на всё это, руководство узла связи не только отказывало заявителю в льготной оплате телефонных услуг, но и угрожало вообще снять телефон. Уполномоченный обратил внимание должностных лиц Задонского района на ст.62 Конститу ции РФ, согласно которой иностранные граждане в РФ пользуются правами наравне с граждана ми РФ, а в данном случае, получается, что гр. Д. лишена многих социальных льгот. Была прове дена совместная работа с руководителями районной и областной комиссий по реабилитирован ным. Вопрос удалось урегулировать. Характерный случай при получении вида на жительство произошёл с гр. К. (вх. N9 271), переселенкой из Узбекистана, которая с 1990 г. проживала на территории Российской Федера ции. 14.10.2002 г. К. обратилась в паспортно-визовую службу Лебедянского района Липецкой области с документами по оформлению вида на жительство на себя и своих дочерей 1986 г.р. и 1988 г.р. Документы на младшую дочь были возвращены инспектором, так как на момент обра щения ей не исполнилось 14 лет и по действующему законодательству она должна была автома тически вписываться в документы матери (о чем К. была проинформирована). Документы К. были направлены в ПВС УВД Липецкой области для дальнейшего оформления. В марте 2003 г. К. получила свои документы и была проинформирована, что в соответствии с Положением от 01.11.2002 г. «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство», утвержденным Постановлением Правительства РФ, иностранному гражданину (лицу без граж данства), не достигшему 18-летнего возраста, вид на жительство выдается на основании пись менного заявления, поданного в орган внутренних дел одним из родителей или законным пред ставителем, и теперь К. вновь должна предоставить пакет документов на свою младшую дочь, достигшую 14 лет, оплатив госпошлину в 1000 рублей. Считая, что требования работников паспортно-визовой службы необоснованны, так как закон не имеет обратной силы и решать вопрос о выдаче документов девочке необходимо с первона чальной даты обращения ее матери 14.10.2002 г.. Уполномоченный направил запрос в ОПВС УВД Липецкой области. Уполномоченный, отмечая несовершенство законодательства о гражданстве, низкую право вую грамотность подавляющего числа обращающихся в органы паспортно-визовой службы граж дан, затрудняющих их юридическую ориентацию в вопросах установления гражданства РФ, в то же время обратил внимание руководства паспортно-визовой службы области на факты ненадле жащего отношения должностных лиц районных отделов паспортно-визовых служб Липецкой об ласти к исполнению требований законодательства при решении вопросов получения ими граж данства РФ (в частности, при оформлении документов на старшую дочь К. сотрудниками ПВС была утеряна квитанция об оплате государственной пошлины). Тревогу Уполномоченного вызывает то, что в нарушение требований о правах человека, пре дусмотренных ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, имеют место случаи, когда документы, представленные до вступления в силу новых регламентирующих актов о гражданстве РФ, зачастую искусственно сдерживались в рассмотрении сотрудниками районных ПВС, неред ко со ссылкой на неопубликованные ведомственные нормативно-правовые акты. Отмечается длительность рассмотрения документов в уполномоченных органах. Имеют место факты, когда сотрудники ПВС возвращают гражданам документы, оформленные до вступления в силу нового законодательства по ранее действующим требованиям, предлагая вновь их заполнить уже в соответствии с начавшим действовать законом «О гражданстве РФ», а это зачастую связано с непосильными финансовыми затратами для семей переселенцев. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области просил руководство паспортно- визовой службы УВД Липецкой области обратить внимание на организацию работы подведом ственных структур, оформляющих гражданство, исключить случаи нарушения законодательных и конституционных требований, предоставлять полную информацию гражданам о действующем, официально опубликованном и используемом паспортно-визовой службой нормативно-право вом материале. Своим обращением Уполномоченному удалось добиться соблюдения законности и справед ливости по делу гр. К. В конце мая 2003 года у неё было принято заявление на оформление Российского гражданства в соответствии со ст. 5. п. «а» Федерального закона «О гражданстве РФ» и Постановления Конституционного суда № 12-п от 16.05.1996 года. А 03.06.2003 года она получила паспорт гражданина России. Решён вопрос и о приеме несовершеннолетних детей гр. К., 1986 и 1988 годов рождения, в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч. 2., п. «а» Федерального закона, без оформления видов на жительство, так как они зарегистрированы в Липецкой области до вступления в силу Федерального закона «О правовом положении иност ранных граждан в Российской Федерации», то есть до 1 ноября 2002 года. Достаточно большое число переселенцев приезжает на постоянное место жительства в Рос сию, даже не узнав, какие документы им необходимо предоставить для получения вида на жи тельство. Как правило, многие приезжие средних и старших возрастов живут стереотипами еди ного советского пространства и не задумываются о юридических аспектах своего переезда из одного государства в другое. В результате переселенцы сталкиваются с тем, что им не хватает требуемых документов, паспортно-визовая служба, исполняя букву закона, вынуждает людей или возвращаться обратно, или вступать в долгую и зачастую малорезультативную переписку с государственными органами тех стран, откуда они приехали. Всё это время люди не могут уст роиться на работу, получать пенсии и, по сути, находятся на грани выживания. Паспортно-визо вая служба почему-то крайне неохотно использует свои возможности делать запросы по офици альным каналам в отношении обратившихся граждан в компетентные структуры тех государств, откуда приехали переселенцы. Иллюстрацией таких ситуаций является письмо гр. К (вх. N9 586). Одинокая 72-летняя бабушка, приехавшая из Украины в Елецкий район, писала: «...вот уже год как я живу в России и никак не могу получить вид на жительство. Все документы собрала, но с Украины надо справку, что я не была судима. Пять писем написала на Украину, но справку никак не присылают. Без вида на жительство мне пенсию не дают, мне совсем не на что существовать, хоть умирай с голода». После обращения Уполномоченного в ПВС УВД Елецкого района и к начальнику ПВС УВД Липецкой области ими был сделан запрос в информационный центр Рес публики Украина, и, получив необходимую справку, гр. К. был вьщан вид на жительство. Право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства закреплено в между народных документах. Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и статья 2 Протокола N9 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливают, что каждо му, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежат права на выбор места жительства в пределах этой территории, на свободное передвижение. Эти права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственно сти населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в данном Пакте други ми правами. Аналогичное право закреплено в статье 22 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года. Гарантии права на свободу выбора места жительства включены во все фундаментальные документы Организации (Совещания) по безопасности и сотрудничеству в Европе. Это право обеспечивается также специальными дополнительными обязательствами. В частности, в Доку мент Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (3 октября 1991 года) включено положение о том, что каждый человек будет иметь правовую защиту от незакон ных административных решений в качестве гарантии соблюдения его соответствующего права. В разделе, посвящённом жилищным правам граждан. Уполномоченный уже обращал внима ние на критическую ситуацию, которая сложилась в этом вопросе, в том числе у переселенцев из республик пост-СССР. С парадоксальной ситуацией столкнулся гр. В. (вх. N9 380). Он родился в Таджикистане. В 1992 г. переехал с родителями в г. Лебедянь, а в 1993 был призван в ряды Российской армии. Во время службы выполнял служебно-боевые задачи по охране общественного порядка на террито рии Северной Осетии. После окончания службы вернулся в г. Лебедянь, устроился на работу, женился. По сути, заявитель пользовался правами и выполнял обязанности гражданина России. Но при замене паспорта советского образца на российский в паспортно-визовой службе ему предложили начать процедуру получения гражданства Российской Федерации, предварительно оформив вид на жительство. Возникает резонный вопрос — как могли в этом случае призвать на действительную военную службу гр.В., если он не гражданин РФ? Значит, налицо нарушение ст. 59 Конституции РФ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и лучшим выходом из этой ситуации было бы признать в таких случаях права на получение граж данства в упрощённом порядке. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации одними из первых обратили внимание органов государственной власти. Правительства РФ, Президента РФ на несовершенство принятого закона «О гражданстве Российской Федерации». Институт Уполно моченного, по своей сути и по месту в системе государственной власти, является одним из наиболее доступных и удобных для граждан. Таким образом, не случайно Уполномоченные вни мательно следят за эффективностью новых законов и чутко реагируют на их правовые послед ствия, прежде всего для рядового человека. Именно поэтому Уполномоченными был проведён межрегиональный «круглый стол» в Калининграде, на котором была поднята проблема получе ния российского гражданства и внесены предложения о необходимости изменения действующе го закона «О гражданстве Российской Федерации». Аргументы Уполномоченных, правозащитни ков, рядовых граждан и средств массовой информации были услышаны органами государствен ной власти. 11 ноября 2003 г. Президент России В.В.Путин подписал «Закон о внесении измене ний и дополнений в Федеральный закон о гражданстве в Российской Федерации». Согласно этому документу круг лиц. получивших право на оформление гражданства в упрощенном поряд ке, расширяется. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области надеется, что приня тые меры в значительной степени уменьшат существующие проблемы и разрешат возникшую напряжённость в вопросе получения гражданства Российской Федерации. 7. ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В Конституции Российской Федерации в ст. 52 закреплено, что: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает по терпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба». Тем не менее в 2003 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступали жалобы граждан на дей ствия правоохранительных органов — прежде всего милиции, связанные с отказом в возбужде нии уголовных дел, незаконным задержанием, превышением должностных полномочий, форма лизмом, отписками и т.д. По данным опроса, проведённого фондом «Общественное мнение» осенью 2003 г., 20%респондентов, проживающих в Липецкой области, указали, что им за после дний год приходилось сталкиваться с нарушением прав граждан и произволом правоохрани тельных органов. Только 23% опрошенных считают, что могут рассчитывать на помощь служб правопорядка в случае необходимости. Опрос о состоянии преступности проводила и админис трация г. Липецка. По его данным, свыше 50%жителей не удовлетворены работой правоохрани тельных органов, 40% опасаются краж, 35%— грабежей и разбоев, многие опасаются ходить ночью по улицам, 80% опрошенных заявили, что не знают своего участкового уполномоченного. Всё это говорит о том, что уровень доверия общества к органам правопорядка пока остаётся низким. В то же время необходимо отметить, что именно на органы внутренних дел возложена обя занность по пресечению правонарушений, восстановлению нарушенных прав, привлечению ви новных к ответственности. Выполняя задачи по укреплению правопорядка, охраны прав граждан и интересов государства, работники ОВД не могут и не должны действовать грубо, высокомер но, тем более нарушать законы, попирать права личности. Прокуратура же, выполняя надзорные функции в отношении всех государственных и частных институтов по исполнению требований законов, и в том числе по обеспечению прав граждан, обязана своевременно фиксировать и принимать необходимые меры реагирования на все случаи нарушения законодательства. Работа правоохранительных органов не будет эффективной без постоянной работы с кадро вым составом. По-прежнему материально-бытовые условия многих сотрудников нуждаются в существенном улучшении, вместе с тем необходимо проводить и мероприятия по укреплению служебной дисциплины. Для повышения оперативности и эффективности работы органов милиции нужно восстано вить систему опорных пунктов милиции, увеличить количество пунктов участковых уполномочен ных, улучшить материально-техническую базу — прежде всего по обеспечению транспортом, средствами связи, средствами следственно-криминалистического оборудования. Сотрудничая с органами внутренних дел и прокуратуры. Уполномоченный стремится содей ствовать тому, чтобы права граждан, зависящие от решений правоохранительных органов, со блюдались и граждане получали полные и обоснованные ответы на законно поставленные воп росы от любых должностных лиц. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обратился гр. Ш. (вх. N9 181) в связи с отказом органами милиции г. Липецка возбудить уголовное дело по факту мошенниче ства. Как указывал в своей жалобе гр. Ш., в 2001 г. им были переданы деньги под расписку гр. (Про;[ 1 рлжение на 11-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz