Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
29 мая 2004 г., № 105 (22233) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета п Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-8-й стр.) моченный получает новую жалобу из г. Грязи от жителей других домов — № 12, 14, 16 по той же улице Борисоглебской с жалобами на холод в квартирах. Жители обращались в администрацию района, комиссия, присланная оттуда, подтвердила нарушение теплоснабжения и рекомендова ла жильцам обратиться в суд на балансодержателя Грязинскую дистанцию гражданских соору жений ЮВЖД, но копия акта обследования домов жильцам предоставлена не была. Обращаясь к Уполномоченному, жители просили оказать содействие в получении необходимых документов и восстановить теплоснабжение в своих домах. Вновь в администрации Грязинского района 21 марта было проведено специальное оперативное совещание, было предписано в срок до 28 марта обеспечить в указанных домах нормальный температурный режим и провести другие ра боты по обеспечению теплоснабжения. Согласно полученному акту от 31 марта, температура в домах после проведённых мероприятий стала соответствовать СНиПУ 2.08.01-85 «Жилые зда ния», жители получили необходимые документы по работе предыдущих комиссий. Подобные жалобы Уполномоченный получал из г. Ельца (вх. № 77 и вх. № 109), из г. Липецка (вх № 522), из г. Лебедянь (вх. № 600). Одним из красноречивых примеров жилищно-коммунального сервиса является заявление гражданина Б. (вх. № 477). После его обращения в МУП «Единый заказчик» с просьбой отремон тировать козырёк балкона его квартиры он получил официальный ответ, что ремонт будет про изведён до 15 ноября 2002 г. Гр. Б. до августа 2О03 г. ожидал обещанного ремонта, а затем обратился к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области с просьбой; «принудить МУП «Единый заказчик» выполнить ремонт». Уполномоченный обратился в дирекцию этого пред приятия. Ответ был получен только спустя три месяца после обращения. В нём говорилось, что ремонт козырька балкона выполнен 19 ноября 2003 г. Прошёл ровно год! Ветхое и аварийное состояние жилья также вынуждало жителей области обращаться за по мощью к Уполномоченному по правам человека. Примером таких обращений является коллек тивная жалоба жителей д. № 11 по ул. 8 Марта г. Липецка (вх. № 230). Жители дома писали: «Обращаемся к Вам за помощью в связи с тем. что наш дом находится в аварийном состоянии». Это было повторное обращение жителей по данному вопросу. В 2002 г. жильцы общежития направляли жалобу Уполномоченному по правам человека в Липецкой области, после его обра щения в администрацию г. Липецка было проведено комплексное обследование дома. Предос тавленные документы — акты обследования дома специалистами ЦГСЭН и ОАО «ЦНИЛ», под тверждали требования жителей в необходимости срочного капитального ремонта здания; сани тарное состояние внутренних сетей водопровода, канализации — неудовлетворительное, в мес тах общего пользования отмечаются следы протечек, плесень, система вентиляции кухонь и санузлов работает неудовлетворительно, вентиляция в жилых помещениях отсутствует, бытовые помещения — кухня, умывальник, туалет, душ — не отапливаются, всё это способствует созда нию неблагоприятных микроклиматических условий в жилых комнатах, в несущих и ограждаю щих конструкциях части здания 3-4-го подъездов имеются повреждения, дефекты и трещины. Техническое состояние в целом соответствует категории III (неудовлетворительное). Кроме ава рийного состояния дома, жильцов возмущала и большая, несоизмеримая с качеством их жилья, оплата за проживание и коммунальные услуги. Справедливости ради нужно отметить, что органы местного самоуправления г. Липецка по нимают всю серьёзность проблемы ветхого жилья, и особенно многочисленного фонда общежи тий, доставшихся муниципалитету от некоторых промышленных предприятий и учреждений. Практически все общежития передавались без проведения капитального ремонта и находятся в плачевном техническом состоянии. В мэрии разработана специальная программа по реконст рукции и расселению общежитий, она рассчитана на период до 2007 г. и предполагает при капитальных затратах в 129 миллионов рублей получить дополнительно 27360 кв.м нового жи лья. Но, как отмечается созданной Городским советом по этому вопросу специальной комисси ей, — механизм реализации этой программы чётко не проработан. В муниципальном фонде имеется 107 общежитий, общей площадью 463 тысячи кв. м и проживает в 17 тысячах комнат 38 тысяч человек, или каждый 13-й липчанин. Даже по оптимистическим оценкам при существую щем сегодня уровне доходов, при реализации разработанной Программы 30% обитателей об щежитий не смогут выселиться из своих комнатушек в более благоустроенное жильё. В то же время в очереди для получения комнаты в общежитии стоят 1027 человек. Общежитие по ул. 8 Марта было включено в список на капитальный ремонт жилых домов района N° 2 МУП «Единый заказчик» на 2003 год, однако работы вплоть до сентября начаты не были. После обращения к Уполномоченному в апреле 2003 г. был направлен ряд запросов в органы местного самоуправления и МУП «Единый заказчик», следовали ответы о том, что про блема существует, принимаются определённые меры, внутри здания сделан некоторый ремонт, однако к капитальному ремонту здания так никто и не приступил. Выезд на место сотрудника аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области подтвердил остроту сто ящей проблемы, проведённый внутри здания косметический ремонт крайне низкого качества и не способен привести к нормализации жилищных условий в общежитии. Устав от бесконечной переписки и не веря в то, что запланированный капитальный ремонт всё-таки будет осуществ лён, жильцы подали в суд на администрацию г. Липецка о понуждении к проведению капиталь ного ремонта. В процессе, по доверенности жильцов общежития, участвовал представитель Упол номоченного по правам человека в Липецкой области. Администрация города иск признала. Своим решением от 23 сентября 2003 г. суд обязал администрацию г. Липецка в лице МУП «Единый заказчик» провести капитальный ремонт дома № 11 по ул. 8 Марта. С нарушением санитарных норм содержания жилья сталкивались и жители районов области. К Уполномоченному обратилась гр. Г. (вх. № 512), проживающая в с. Хмелинец Елецкого района. Женщина переехала из Украины и приобрела квартиру в двухэтажном панельном доме. Заяви тель указывала на несоответствие условий проживания в её квартире санитарно-гигиеническим нормам, что подтверждено актом от 18.06.2003 г. созданной по жалобе специальной комиссии. Во дворе дома находятся самовольно построенные сараи, принадлежащие некоторым жильцам, , в которых содержатся домашние животные, рядом с подъездом складывается навоз, а навозная жижа стекает в подвал дома, из-за чего в квартире заявителя, как установлено протоколом №389 ГУ ЦГСЭН г. Ельца, превышено на 40% содержание аммиака. Гр. Г. является опекуном девочки, которая перенесла операцию на сердце, из-за нездорового воздуха ребёнок задыхает ся. Актом вышеуказанной комиссии определены все необходимые действия для ликвидации указанных нарушений и предотвращения аварийной ситуации, а также должностные лица, ответ ственные за их исполнение, однако ситуация своевременно не была исправлена. Уполномочен ный обратился в администрацию Елецкого района с просьбой помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Согласно полученному ответу для отвода канализационных стоков из дома, где про живает заявитель, строится коллектор, сдача которого запланирована в 2004 г., это решит воп рос об удалении нечистот, а также планируется произвести и благоустройство двора. Кроме того, за несоблюдение санитарно-гигиенических норм на территории, прилегающей к дому, не сколько человек привлечены к административной ответственности за свалку мусора и навоза во дворе дома. Уполномоченный надеется, что проведённые мероприятия нормализуют санитарно- гигиенические условия проживания в квартирах этого дома. В районах области актуален вопрос завершения газификации, дорожного строительства, ремонта жилого фонда, обеспечения водоснабжения в сельской местности. Такие жалобы посту пали к Уполномоченному из Огановлянского района (гр. С. вх. N9 358), Елецкого района (гр. С. вх. N° 124), Данковского района (гр. В. вх. N° 282), Лебедянского района (гр. О. вх. № 459). Вот строки из письма жителей села 2-е Троекурово Лебедянского района (вх. N 2 548): «Мы обраща лись неоднократно с просьбами о газификации села, но газ уже 4 года на противоположном берегу Дона в центральной усадьбе, а у нас всё нет. Нет у нас колонок водоснабжения... Нет дороги, грунтовая настолько разбита..., что весной отрезаны от мира сего». На письма жителей администрация района отвечала в 2002 г., что село включено в программу газификации 2003 г. Наступил 2003 год, и село включено уже в программу газификации 2004 года, а, как сообщили Уполномоченному из администрации района, денег на дорогу в бюджете района нет. Общей для многих заявлений и жалоб остаётся проблема высокой оплаты коммунальных услуг (вх. № 55, 91, 123, 178, 249, 351, 451, 536). Жители справедливо недоумевают, почему при долгом отсутствии горячей воды, уборки подъездов и прочих услуг, указанных в квитанции об оплате, не производится своевременный перерасчёт платежей. Кроме того, многие недовольны и уровнем оказываемых услуг, считая расценки за такой коммунально-бытовой сервис явно за вышенными. В докладе за 2003 г. Уполномоченный не может уклониться от темы уплотнения застройки в г. Липецке, инициированной администрацией города. Это мероприятие оказалась крайне непо пулярным среди горожан, граждане провели несколько пикетов перед городской администраци ей, обращались в органы государственной и судебной власти, средства массовой информации. Уполномоченный получил самые массовые коллективные жалобы, подписанные в одном случае 400, в другом — 1000 жителей уплотняемых микрорайонов (вх. № 135 и 461 соответственно). В марте 2003 г. жители домов 15, 22, 24, 25, 26 по ул. Сту,|^енческий городок обратились к Уполно моченному с жалобой на строительство на месте детской площадки жилого дома одной из строительных организаций (вх. № 135). За разъяснениями Уполномоченный обратился в адми нистрацию города. Из ответа, полученного из администрации г. Липецка, следовало, что необхо димость уплотнения жилой застройки в пределах допустимой нормативной плотности вызвана ограничением предполагавшегося территориального развития города в радикально изменив шейся экономической ситуации. Уплотнение застройки, говорилось в ответе, проводится на всей территории города со строгим соблюдением градостроительных нормативов как в отношении проектируемых, так и в отношении существующих жилых домов и их обеспечения необходимы ми площадками и другими элементами благоустройства. В данном случае указанные площадки разместятся в общем с проектируемым жилым домом дворе. Вся территория, частично нару шенная во время строительства, будет благоустроена и озеленена. Несмотря на такой ответ, жители ул. Студенческий городок продолжали активно протестовать против стройки. В результа те администрацией г. Липецка было принято решение прекратить строительство на данном уча стке. Жильцы отстояли свой двор. Однако когда доклад готовился к публикации, стало известно, что стройка в этом районе возобновилась. В июне 2003 г. к Уполномоченному обратились жители домов 21, 23, 25, 25/2, 27 по ул. Папина и 1 и За по ул. Механизаторов по вопросу строительства в их дворе нового жилого дома. По предоставленным жильцами документам это уже была не первая попытка уплотнения заст ройки двора этих домов, в 1999 и 2001 г. строительные организации уже пытались здесь полу чить разрешение на строительство, но тогда администрация города, учитывая мнение жителей, им отказала. Теперь же позиция администрации изменилась, при том, что действующие лица, занимающиеся вопросами архитектуры и строительства в администрации г. Липецка, остались теми же. Если в ответе 1999 г. и.о. главного архитектора города пишет обратившимся гражда нам, что, «Руководствуясь требованиями Градостроительного кодекса РФ о непременном учёте мнения жителей, чьи интересы затрагиваются при градостроительной деятельности, ...админис трацией города отказано в разрешении на проектирование и строительство жилого дома» и в ответе 2001 г. говорится о том, что «В связи с тем, что данный земельный участок имеет другое целевое назначение, а именно, является дворовой территорией, и, учитывая жалобы жителей, администрацией города отказано в разрешении на проектирование и строительство жилого дома», то в ответе 2003 г. уже нет ни слова ни об учёте мнения жителей, ни о другом целевом назначе нии дворовой территории, а лишь одни дежурные штампы об изменившейся экономической ситуации и необходимости уплотнения застройки города. Для двора этих домов была построена игровая площадка, но установить её не успели из-за, как пишут жильцы, — «резво начавшегося строительства дома «партизанским» способом». Если администрация города и строители счита ют свои действия правомерными, то к чему тогда такие «манёвры»? Получается, как в известной сказке Л.Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря!» Привлечение к проблеме средств массовой информации, протесты жителей района, ряда общественных организаций, обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой обла сти всё-таки смогли переломить ситуацию. 16 июля Уполномоченный получил письмо из адми нистрации г. Липецка, в котором сообщалось: «Учитывая обращения граждан и их негативное отношение к предполагаемому строительству, принято решение временно приостановить офор мление разрешительных документов на строительство». В июле 2003 г. к Уполномоченному поступила жалоба жителей 2-го микрорайона, протестую щих против строительства во дворах их домов новых зданий (вх. N° 461). Жалобу подписали около 1000 человек, жители ул. Гагарина, Титова, Терешковой, Космонавтов. Жители активно протестовали — проводили пикеты перед администрацией города и Липецким городским Сове том, привлекали общественные организации города, рассказывали о своей позиции в средствах массовой информации. Администрация г. Липецка, столкнувшись с таким противодействием жителей политике «уплотнения» застройки города, вынуждена была объявить, хотя и с рядом оговорок, о пересмотре своих планов. Кроме того, в «Липецкой газете» 29.07.03 был опублико ван и вынесен на обсуждение проект застройки 2-го микрорайона. Однако до этого стройка в районе велась ударными темпами около месяца, и должностные лица, сообщив, что исполнили ст. 18 Градостроительного кодекса, явно лукавили. Ведь кодекс требует, чтобы информация о планируемой застройке была доведена до граждан и обсуждалась ими до строительства, а не в его процессе, когда, поставив людей перед фактом, администрация города убеждает их, что деньги потрачены, былого не вернуть, восстановление дворов потребует новых денег из бюдже та и т.д. Что касается строительства новых домов во 2-м микрорайоне, то, как сообщили Упол номоченному из администрации г. Липецка, — новые отводы земельных участков во 2-м микро районе прекращены, но строительство 4-5 первых домов будет закончено (в начале планирова лось построить в микрорайоне 13 домов). Уполномоченный считает, что моральное и экономическое обоснование такой политики орга нов власти г. Липецка могло бы быть оправданным, если бы уплотнение городской застройки в соответствии с полным и чётким соблюдением градостроительного законодательства проводи лось при строительстве муниципального жилья для очередников или по ипотеке с целью макси мального снижения его себестоимости. Сегодня же в городе ведётся строительство, в основном, так называемого коммерческого и весьма дорогого жилья, недоступного большинству граждан, притом строительство домов на готовых коммуникациях обходится строительным организациям значительно дешевле, позволяя получать высокие доходы, в то же время строительство жилья по бюджетным программам осуществляется на окраинах города, практически «в поле», где нужно строить дороги, водопроводные и тепловые коммуникации и прочую инфраструктуру. Не нужно забывать экологический и моральный аспекты этой проблемы — в городе крайне мало дворовых спортивных сооружений, детских площадок, скверов. Озеленение города отстаёт от растущего загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта, особенно в центре. Жильцам «уплотня емых» районов трудно представить, что из окон их домов, в которых прожит не один десяток лет, будет видна не детская площадка или старый клён, а кирпичные стены высотного дома. Многие горожане готовы согласиться с уплотнением ради строительства социальных объек тов: школы, детского сада, поликлиники и т.п., но они не могут примириться с тем, что на месте дворовых территорий, игровых и спортивных площадок, скверов и просто зеленых зон строятся «элитные» многоэтажки, квартиры в которых подолгу не распродаются в связи с их высокой стоимостью. Подобная градостроительная политика негативно отражается на авторитете испол нительной власти, ведет к немотивированному противостоянию власти и общества и, в конечном итоге, порождает нежелательные социальные конфликты. 6 . ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Новый Федеральный закон от 31.05.2002 N9 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установил значительно более жёсткие требования получения гражданства. После вступления его в силу 01.07.2003 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области стало поступать большое количество жалоб и обращений с просьбой содействовать в ускорении сроков рас смотрения заявлений граждан на получение гражданства Российской Федерации. Принятие нового закона о гражданстве объяснялось, в том числе, необходимостью привести процедуру предоставления гражданства в соответствие с Европейской конвенцией о граждан стве 1997 года. Главная, официально заявленная цель Конвенции — создавать условия преодо ления ситуаций, связанных с безгражданством, и урегулирование правовых последствий множе ственного гражданства, а не ужесточение условий по предоставлению гражданства. В преамбуле Конвенции прямо сказано: «В вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать интересы как государств, так и отдельных лиц». Сами условия приема в гражданство Конвенция оставляет на усмотрение государств. Ранее действовавший порядок получения гражданства был значительно более либеральным и давал возможность его получения практически в порядке регистрации. Большая часть тех, кто хотел стать гражданами РФ, могли приобрести гражданство на основании п. «а» и п. «г» ст. 18 Закона РСФСР от 28.11.1991 г. «О гражданстве РСФСР» (как лицо, у которого супруг либо род ственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации; как граж данин бывшего СССР, проживающий на территории государства, входящего в состав бывшего (Продолжение на 10-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz