Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
N ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., № 105 (22233) Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-5-й стр.) дешь. Правда, в областном Фонде медицинского страхования мне выдали временный полис, но срок его уже давно закончился. А продлить отказываются. Как же мне жить дальше? Неужели нет никаких исключений из правил, чтобы положить меня на три недели в больницу? Ведь я принимала на свет и украинцев, и русских, и армян, и белору сов, и чернокожих, и принимала роды у тех женщин, которые проездом оказывались в моём городе...Почему же в Липецке меня никто не хочет принять?» Или другой пример. Переехав в Липецкую область из Казахстана и не успев оформить рос сийское гражданство, гр.Н. (вх. N° 296) родила сына и обратилась в городской отдел здравоох ранения г. Липецка с просьбой выдать ей на ребёнка медицинский страховой полис. В отделе здравоохранения г. Липецка гр. Н. выдали временный полис на 3 месяца, а по окончании срока продлить его отказались, мотивируя это тем, что мать ещё не получила гражданство РФ. Фирмы, которые занимаются обязательным страхованием, отказывались работать с заявительницей, ссылаясь на то, что обязательное медицинское страхование предоставляется только гражданам России. Гр. Н. обратилась в страховую медицинскую компанию, где ей предложили только плат ные услуги в поликлинике, которая находится на другом конце города, что для матери с грудным ребёнком, естественно, было неприемлемо. Из-за отсутствия страхового полиса грудной ребё нок длительное время не мог получить необходимые прививки и своевременную медицинскую помощь. После вмешательства в сложившуюся ситуацию Уполномоченного по правам человека Управление здравоохранения администрации Липецкой области оказало содействие заявитель нице и выдало медицинский полис гр. Н. сроком на один год. 4. ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН На территории Липецкой области за отчётный период имели место и нарушения трудовых прав граждан. Обращения граадан касались в основном выплаты им задолженности по заработ ной плате или компенсаций в связи с банкротством и ликвидацией предприятий, а также вопро сов незаконного увольнения. Остается острой проблема несвоевременной выплаты заработной платы. По состоянию на 1 января 2004 г., объем задолженности по заработной плате перед работниками производствен ных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт) со ставил 214,5 млн. рублей, или 99% общей суммы задолженности, в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование, культура и искусство) недофинансирование из бюджетов всех уровней составило 0,2 млн. рублей. Среди особенно злостных должников предприятия — измученные частой сменой неэффек тивных собственников. Это, прежде всего, акционерные общества «Липецкий тракторострои тельный завод», «Липецкий трубный завод». Липецкий станкостроительный завод», «Литмашп- рибор». По информации трёхсторонней комиссии г. Липецка (по данным на 2003 г.), своевре менно не получили заработную плату около 15 тысяч работников, государственной инспекцией труда в 2003 году привлечено к административной ответственности более 30 руководителей предприятий города за несвоевременную выплату заработной платы. Судами города в первом полугодии текущего года рассмотрено свыше 800 исков работников к работодателям о выплате заработной платы, при этом взыскано в пользу работников более восьми миллионов рублей. Но сложности остаются, и долги по зарплате на предприятиях всех форм собственности в целом по городу превышают 85 миллионов рублей. Проблеме выплаты задолженности по заработной плате был посвящен ряд совещаний в администрации области. Однако ситуация за истекший период в лучшую сторону изменилась незначительно. Острой и злободневной проблемой стала выплата задолженности по заработной плате на предприятиях-банкротах, находящихся в конкурсном управлении. Во многом это объясняется несовершенством действующего законодательства в сфере банкротства и практики его приме нения, которые не способствуют защите законных интересов граждан и требуют изменений и дополнений. Вступивший в силу с 01.01.2003 г. новый Федеральный закон 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту — закон) по сравнению с ранее действовав шим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», претерпел существенные из менения. Однако расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим или работавшим по трудовым договорам, по-прежнему подлежат удовлетворению только во вторую очередь. В то же время действующая редакция ст. 134 Федерального закона значительно рас ширила расчеты по внеочередным обязательствам, которые удовлетворяются за счет конкурс ной массы. При такой очередности расчетов с кредиторами, часто происходит так, что конкурсной мас сы предприятий-банкротов не хватает для расчетов по погашению долгов по заработной плате во вторую очередь. Это связано с тем, что основная часть конкурсной массы идет на оплату внеочередных расходов, а требования каждой очереди удовлетворяются после полного расчета со всеми кредиторами предыдущей очереди. Кроме этого, законом не предусмотрено право работников на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением последним своей обязанности по оплате труда, так как для определения наличия признаков банкротства во внимание берутся только денежные обязательства должника, возникшие по основаниям, предусмотренным Граж данским кодексом Российской Федерации. Существующее положение порождает негативную практику; предприятие, чувствующее стеснение в денежных средствах, с целью избежать проце дуры банкротства рассчитывается, прежде всего, со своими контрагентами по гражданско-пра вовым договорам в ущерб интересам работников. Таким образом, состоявшие в трудовых отношениях с предприятием-банкрртом работники, как правило, при завершении конкурсного производства остаются без гарантированной государ ством заработной платы, что является нарушением прав граждан. Конституции РФ, Трудового кодекса РФ. В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 37 Конституцией РФ принудительный труд запрещен, каждому гарантируется право на труд, на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискримина ции и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. ст. 4, 21 Трудового Кодекса РФ работник имеет право на своевремен ную выплату заработной платы. В случае прекращения деятельности работодателя и его непла тежеспособности государством гарантируется обеспечение заработной платы в соответствии с федеральными законами (ст. 130 Трудового Кодекса РФ). Очевидно, что действующее законодательство о банкротстве и правоприменительная прак тика не способствуют защите законных интересов граждан. Многие положения требуют внесе ния изменений, но более всего необходима активная позиция государства, а именно органов исполнительной власти, контроля над деятельностью арбитражных управляющих, социальной защиты высвобождаемых работников, которые не имеют возможности оказывать какое-либо влияние на процесс банкротства и защищать свои законные интересы. Представитель работни ков должника имеет крайне ограниченные полномочия. В развитых странах мира соблюдение работодателями прав граждан на вознаграждение за труд обеспечивается, во-первых, приоритетом требований работников по оплате труда перед требованиями иных кредиторов и, во-вторых, созданием гарантированных страховых фондов, в том числе с участием Фонда занятости населения и Фонда социального страхования. Актуальность проблемы требует ускорить принятие Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека, в рамках которой сформулирована одна из мер, направленная на обеспечение и защиту социально-экономических интересов прав граждан, — законодатель ное решение вопроса о выплате заработной платы работникам обанкротившихся предприятий из специально созданных резервных фондов социального страхования. Для получения работниками обанкротившихся предприятий гарантированной заработной платы необходимо привести Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствие с Конституцией РФ, изменив очередность удовлетворения требо ваний кредиторов, а именно — перенести часть внеочередных выплат в отдельную очередь, следующую за второй. Это следующие внеочередные выплаты: — судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предус мотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона; — расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестро держателю; , , . — иные, связанные с проведением конкурсного производства, расходы. Свидетельством того, что изменения в законе и его правоприменительной практике назрели и являются необходимыми, служат поступающие к Уполномоченному по правам человека жало бы и заявления от бывших работников предприятий, признанных арбитражным судом несосто ятельными (банкротами). Они содержат просьбу оказатысодействие в выплате заработной пла ты, а также выходных пособий, задолженность по которым возникла до введения арбитражным судом процедуры банкротства. Имея исполнительные листы и судебные приказы о взыскании с конкретной организации сумм задолженности по заработной плате в период конкурсного производства, граждане не могут реализовать свое законное право на вознаграждение за труд, так как по действующему законодательству расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда отнесены ко второй очереди. К Уполномоченному обратился гр. Ж. (вх. № 245), бывший работник АО «ЛМК «Свободный сокол» по вопросу содействия получения заработной платы, которая не выплачивалась на пред приятии с 1996 по 1999 г. После того как завод был признан банкротом, конкурсный управляю щий стал погашать задолженности по кредиторам, однако из-за недостатка средств требования кредиторов второй, четвёртой и пятой очередей не были удовлетворены. В соответствии со ст. 114 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, неудов летворённые по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Мно гие работники предприятия так и не получили заработанные деньги, в том числе и гр. Ж., кото рый пишет: «Как же так — в Конституции РФ ясно сказано: каждый человек должен за свой труд получать вознаграждение, т.е. зарплату, а на деле что получается — мы стали как рабы, но рабов хотя бы кормят, а мы проработали совсем бесплатно, и не к кому обратиться, чтобы получить честно заработанные своим трудом деньги». Другой пример — обращение к Уполномоченному работников предприятия, находящегося в конкурсном управлении. Ветеран труда, гр. Ф. (вх. №98) проработал свыше 30 лет на ГП «Липец кое авиапредприятие», за время работы получил ряд тяжёлых профессиональных заболеваний. В связи с реорганизацией предприятия и введением на нём конкурсного управления, ряд работ ников, в том числе и гр. Ф., обратились с исками в суд о взыскании недоначисленной заработной платы за июль— ноябрь 2001 г. Решение суда было принято в пользу истцов. Однако из-за того, что это решение не было своевременно выполнено, гр. Ф. вынуждены были снова обратиться в суд с иском о выплате им установленных законодательством Российской Федерации компенса ций. Судебная тяжба между бывшим работником и предприятием продолжалась. В ноябре 2002 г. Липецкий областной суд определил выплатить гр.Ф. единовременное пособие по возмещению вреда здоровью, предусмотренное коллективным договором в сумме 74525 рублей 34 копейки, а в январе 2003 г. также определением Липецкого областного суда было признано, что действия конкурсного управляющего ГП «Липецкое авиапредприятие» были неправомерными, и он обязан в первоочередном порядке удовлетворить требования заявителя. Но до обращения к Уполномо ченному по правам человека в Липецкой области решение суда так и не было исполнено. После обращения Уполномоченного Службой судебных приставов Липецкой области проведена про верка исполнения конкурсным управляющим ГП «Липецкое авиапредприятие» решений судов о взыскании в пользу Ф. денежных средств. Установлено, что требования Ф. о взыскании денежных средств, основанные на вступивших в законную силу решениях судов, включены в реестр требований кредиторов ГП «Липецкое авиа предприятие» и отнесены к выплатам первой и второй очереди. Конкурсный управляющий к погашению требований кредиторов не приступала, поскольку вопросы о порядке формирования и размере конкурсной массы — основы для выплат кредиторам — на момент обращения явля лись предметом спора в арбитражном суде (стадия кассационного рассмотрения). Конкурсный управляющий была приглашена на беседу в Службу судебных приставов, и ей разъяснена необходимость принятия срочных мер по погашению задолженности требований кредиторов первой и второй очереди, а также своевременного информирования кредиторов о ходе удовлетворения их требований. В соответствии с Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» контроль над деятельностью арбитражных управляющих возложен на территориальные органь: Министер ства юстиции РФ. В Управлении Минюста России по Липецкой области создана группа контроля. Было проведено совещание с арбитражными управляющими, на котором поставлены задачи неукоснительного выполнения требований законодательства о своевременном и правильном удов летворении требований кредиторов в период конкурсного производства. В адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области обратился гр. Ф. (вх. № 74) по вопросам выплаты задолженности по заработной плате, в том числе за период работы в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, пособия по возмещению вреда здоровью; исполнения решений суда. По словам заявителя, он длительное время отработал в ОАО «ЛТЗ»; в 1989 году получил трудовое увечье; является инвалидом второй группы с потерей трудоспособности 70%. Кроме того, в 1986 году был призван с производства на работу в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получил дозу радиоактивного излуче ния. ОАО «ЛТЗ» длительное время не выплачивает ему задолженность по заработной плате, пособию по возмещению вреда здоровью, а также заработной плате в пятикратном размере за время работы в зоне Чернобыльской АЭС. Из представленных документов усматривается, что 04.10.2002 г. состоялось решение миро вого судьи Октябрьского судебного участка № 7 г. Липецка о взыскании с ОАО «Липецкий трак торный завод» в пользу гр. Ф. недовыплаченной суммы — 36184 руб. 44 коп. Данное решение вступило в законную силу и подлежит исполнению. Заявитель неоднократно обращался в адрес конкурсных управляющих ОАО «Липецкий тракторный завод» (ответы от 13.11.2002 г. № 1285, от 06.12.2002 г. № 1329, от 04.08.2003 г. № 487), с просьбой об исполнении решения суда и выплате задолженности по заработной плате и иным платежам, однако, каких-либо мер к испол нению решения принято не было. Более того, ответы в адрес гр. Ф. носят противоречивый характер со ссылкой на Федеральный закон РФ от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который утратил силу с 01.12.2002 года. - Согласно пункту 4 статьи 134 Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несо стоятельности (банкротстве)» (вступил в силу с 01.12.2002 г.), в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причине ние вреда жизни или здоровью; во вторую — производятся платежи по выплате выходных посо бий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. Уполномоченный обратился к и.о. начальника Управления Министерства юстиции РФ по Ли пецкой области с просьбой принять к исполнению решения суда от 04.10.2002 года. Управление Министерства юстиции РФ по Липецкой области, в соответствии с п.2 ст.22 Федерального зако на «О несостоятельности (банкротстве)», направило для рассмотрения жалобу на Действия ар битражного управляющего в некоммерческое партнерство «Объединение арбитражных управля ющих «Авангард» в г. Москву. Вопрос находится на контроле Уполномоченного. За прошедшее время в области имели место и необоснованные увольнения работников. Житель г. Грязи гр. Р. (вх. №152) обратился в связи с тем, что он получил травму на ОАО «НЛМК», стал инвалидом 3-й группы. Руководство комбината, списав всю вину за случившееся на потерпевшего, на несоблюдение им правил техники безопасности, уволило его с работы. Региональное отделение Фонда социального страхования отказалось признать случай страхо вым и в выплатах гр.Р. также отказал. Лишь через полгода был составлен акт о несчастном случае на производстве благодаря вмешательству Государственной инспекции труда по Липец кой области. В аппарате Уполномоченного заявителю были даны разъяснения по действующему законодательству и рекомендовано обратиться в суд по вопросу незаконного увольнения и при знанию страховым несчастного случая на производстве. Решением судов гр. Р. восстановлен на прежнем месте работы, несчастный случай признан страховым и по решению суда ему должна быть выплачена положенная по договору компенсация, а также возмещение причинённого мо рального вреда. Другой факт имел место в г. Ельце — гр. Р. (вх. № 398) просила принять меры по разреше нию ситуации, сложившейся в связи с её незаконным увольнением из МП «Елецкая обувная фабрика ремонта и индпошива», где она работала главным бухгалтером. Заявитель писала, что с приходом нового директора и главного инженера в трудовом коллективе сложилась нездоро вая обстановка, многие работники подвергались оскорблениям и притеснениям со стороны но вой администрации, в результате чего были вынуждены уволиться некоторые ведущие сотруд ники предприятия. Сама гр. Р. после того, как написала докладные на имя директора фабрики о нарушении с его стороны бухгалтерской и финансовой дисциплины, была-незаконно уволенач; *I (Продолжение йа 7-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz