Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., №105 (22233) Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Продолжение. Начало на 1-3-й стр.) да в РФ, пока они не получат вид на жительство, не выплачивают пенсии или социальные выпла ты, люди не могут воспользоваться в полном объёме медицинским обслуживанием, устроиться на работу и т.д. На это уходит не мёнее полугода, и люди вынуждены жить без средств к суще ствованию. Несмотря на то, что многие из них приобрели на территории области жильё, отмече ны отдельные случаи, когда пенсионеры-переселенцы вынуждены возвращаться обратно в стра ны ближнего зарубежья, хотя жить им там уже негде, у людей не осталось ни имущества, ни родственников. Для иллюстрации сложившегося положения можно привести несколько писем; гр.Б (вх. N9434) «...переехали из Крыма...в оформлении пенсии мне отказано, т.к. нет постоянной прописки и пенсия нам не положена, т.к. мы её не заработали в России. Мы живём на квартире и оформить вид на жительство при отсутствии жилья не представляется возможным...из-за отсутствия поли са медицина нам не доступна. Мы в отчаянии, находимся в замкнутом круге. Время идёт не в нашу пользу»; Гр.К (вх. № 187) «Я проработала на государственных предприятиях 37 лет, явля юсь ветераном труда и имею законное право на получение пенсии по возрасту, а выходит, что гражданам, приехавшим в РФ из стран СНГ, пенсия выдаваться не будет в течение года или более, пока не получим вида на жительство и постоянную прописку. А чем платить за воду, свет, тепло? На что жить?!» Обратившаяся к Уполномоченному гр. Н. (вх. №99) приехала 14 ноября 2002г. в г. Липецк из Узбекистана. В своём заявлении она пишет: «...никакого материального пособия и пенсию мы не получаем, материальное положение тяжёлое, кроме того, нужно оплачивать коммунальные услу ги, на работу с такой пропиской не принимают, страхового полиса не имею». В ответе паспорт но-визовой службы УВД Липецкой области на запрос Уполномоченного говорится, что заявитель «...вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство... однако в данный момент заявления о выдаче разрешений на временное проживание не принимаются по причине отсут ствия утверждённого Правительством РФ перечня документов, предусмотренных Федеральным законом». То есть данная проблема не была решена на федеральном уровне. Только в апреле 2003 г. — практически через полгода после вступления в силу нового закона «О гражданстве РФ» — начался приём документов, от переселенцев для получения гражданства. Некоторые пересе ленцы этих разъяснений так и не дождались — гр. К. (вх. № 187) приехала с семьёй из Туркме нии, приобрела дом в с. Измалково, но после выяснения всех сложностей получения российско го гражданства и неопределённости с федеральными нормами, прожив в области полгода и прождав всё это время, когда её семье разрешат сдать документы для получения гражданства, вынуждена была вернуться обратно в Туркменистан. Ещё не изжиты случаи произвольного толкования законодательства некоторыми государ ственными службами. К Уполномоченному поступило заявление гр. М. (вх. №105) — инвалида 2- 1группы, ветерана Вооружённых сил, гражданина Белоруссии, который постоянно проживает в Липецке с 1999 г. Всё это время он, как инвалид и ветеран, пользовался льготами по комму- альным платежам, однако в 2002 г. получил отказ от органов социальной защиты г. Липецка на )циальные льготы, положенные ему по закону. Заявителя вынудили пройти повторное освиде- льствование в г. Липецке, которое признало инвалидность, но вопрос о предоставлении льгот ; был решён. По ходатайству Уполномоченного Управлением социальной защиты администра- ии Липецкой области был направлен запрос в Министерство труда и социального развития оссийской Федерации о разъяснении применения федерального закона «О социальной защите нвалидов в Российской Федерации». В полученном разъяснении было подчёркнуто, что иност- знные граждане не могут ограничиваться в правах по сравнению с гражданами РФ. Льготы гр. 1. были восстановлены, в районы было направлено разъяснение для работников органов соцза щиты. Другой пример — заявление гр. Г. (вх. №513), которая обратилась к Уполномоченному в связи с волокитой, допущенной органами социальной защиты г. Липецка в вопросе получения статуса лица, пострадавшего от политических репрессий. Пожилая женщина переехала из Азер байджана и в апреле 2003 г. обратилась в Октябрьский отдел социальной помощи населению г. Липецка. На протяжении полугода происходила переписка различных органов. Получив подтвер ждение из прокуратуры и министерства внутренних дел Республики Азербайджан, тем не менее, перестраховываясь, органы соцзащиты направляют ещё один запрос в отдел реабилитации Ге- неральной прокуратуры РФ и рекомендуют сделать то же самое гр. Г., хотя на основании пред ставленных материалов, согласно действующему законодательству, уже можно было оформить документы, дающие право на льготы для реабилитированных лиц. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Липецкой области внимательно проана лизированы документы, представленные заявительницей, а также ответ из Октябрьского отдела социальной помощи населению г. Липецка и приложение к нему. В соответствии со ст. 12 Поло жения «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пост радавшими от политических репрессий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 г. №419 — «реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от по литических репрессий в государствах — бывших республиках СССР, но постоянно проживающим на территории РФ, свидетельства о праве на льготы выдаются на основании документов о реа билитации или признании пострадавшими от политических репрессий, выданных уполномочен ными на то органами в этих государствах...». Учитывая, что гр. Г. представила в органы соцзащи ты документы, подтверждающие, что она является жертвой политических репрессий, а именно: справку о реабилитации, выданную Генеральной прокуратурой Азербайджанской Республики, справку Министерства внутренних дел Азербайджана, можно утверждать, что у заявительницы имелись достаточные основания, соответствующие российскому законодательству, для получе ния свидетельства о праве на льготы реабилитированным лицам. На основании всего вышепере численного руководителю Октябрьского отдела социальной защиты населения г. Липецка было рекомендовано выдать заявителю свидетельство о праве на льготы установленного образца, что и было сделано в октябре 2003 г. Примером обращений ветеранов-инвалидов участников антитеррористической кампании на Северном Кавказе является заявление гр. Ф. (вх. N9 235), инвалида 3-й группы, кавалера ордена Мужества и медали «За воинскую доблесть», в котором он просил оказать содействие и помощь ввиду тяжёлого материального положения его семьи. Заявитель писал, что после тяжелого ране ния у него значительно нарушены функции левой руки, из-за этого он не может найти работу, а назначенная ему пенсия — минимальна. Жена гр. Ф., студентка техникума, ждёт ребёнка, но жить молодой семье практически не на что. К сожалению, социальная защита ветеранов локальных войн, которые пронеслись после рас пада Советского Союза в конце XX века, не соответствует тому вкладу и тем жертвам, которые принесли граждане, выполняя свой долг в горячих точках. Возвращаясь домой, израненные, перенесшие значительный психологический стресс, который известен в нашем обществе под названием «афганский синдром», молодые люди не знают куда и к кому им обратиться, кто поможет им адаптироваться в мирной жизни, в которой у них оказывается столько новых про блем — нужно найти работу, жильё, содержать семью и т.д. Почему-то военкоматы, которые непосредственно призывают граждан на военную службу, самоустраняются в случаях, когда граж данам, вернувшимся на «гражданку», необходима, в том числе, и их помощь — информационная, психологическая, материальная. Не проявляют достаточной инициативы в отношении таких лю дей и органы социальной защиты населения. Получается, что когда нужен призывник — государ ственные органы говорят ему о его долге, обязанностях и пр., но когда человек честно отслужил Родине, то о долге и обязанностях перед бывшим солдатом' государство, в лице конкретных должностных лиц, как-то забывает. Так, после обращения Уполномоченного в областной военко мат он получил ответ — ввиду того, что гр. Ф. не является пенсионером Министерства обороны, оказать ему помощь не представляется возможным. Для решения вопроса Уполномоченный об ратился в Управление социальной защиты населения администрации области и к главе админи страции г. Ельца. В результате дальнейшей работы заявителю была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии как инвалиду вследствие военной травмы — участнику боевых действий в соответствии с постановлением областного Совета депутатов, а также оказана де нежная и материальная помощь по линии соцзащиты, но вопрос предоставления жилья ветерану так и остался открытым. К Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступали и обращения граж дан, требующие законодательной инициативы на региональном или федеральном уровне. Гр. К. (вх № 261), инвалид детства блокадного Ленинграда, обратился к Уполномоченному содействовать в вопросе уравнивания статуса ветеранов.-инвалидов Великой Отечественной войны 1 инвалидов с детства, получивших ранение или увечье в г*одыВеликой Отечественной войны. В Липецкой области к этой категории относится 108 человек, и для выполнения'социальных обяза тельств перед ними, в случае принятия подобных поправок в действующем законодательстве, потребуется 1405 тыс. руб. в год. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области обратился к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Миронову 0.0. с ходатайством рассмотреть этот вопрос и обратить на него внимание депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Письмо Уполномоченного по правам че ловека в Российской Федерации было рассмотрено на здседании комитета по делам ветеранов Государственной Думы. Было отмечено, что проблема социальной защиты инвалидов с детства, получивших ранение или увечье в годы Великой Отечественной войны, существует. Сегодня инвалиды детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанного с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, — это люди старше 60 лет, которые в послевоенное время не имели полной возможности в силу указанных обстоятельств реализовать свои права, получить образование, профессию и, как следствие — хорошую пен сию, которая, как правило, находится на уровне минимального размера. Однако в сложившейся экономической ситуации любой акцент на выделении из общего ряда или повышении матери альной обеспеченности одной категории населения вызовет негативную общественную реак цию, поскольку к числу жертв войны (тем более периода Второй мировой войны) относится весьма широкий круг населения старших возрастов, имеющий в настоящее время крайне низкий уровень материального обеспечения. На основании этих аргументов данное предложение депу татами Государственной Думы было отклонено. Тем не менее, 27 января 2004 г. во время юби лейных торжеств, посвящённых прорыву блокады Ленинграда, президент РФ В.В.Путин предло жил правительству к лету 2004 г. разработать необходимую нормативную базу в целях уравнива ния статуса ветеранов-инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов с детства, полу чивших ранение или увечье в годы Великой Отечественной войны. Другой вопрос, который требует, на взгляд Уполномоченного, дополнительной проработки на федеральном уровне — это социальная защита прав граждан, получивших увечье в детском возрасте. Так, к Уполномоченному в интересах своего сына, обратилась гр. Л. (вх. № 61). Сын заяви тельницы, малолетним ребёнком, в 1995 г. получил травму правого глаза, в результате которой глаз был удалён и ребёнок был признан инвалидом с детства. По заключению медико-социаль ной экспертизы, в 2002 году инвалидность была снята. После обращения Уполномоченного в управление социальной защиты Липецкой области был получен ответ, что в соответствии со ст. 14 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства Рос сийской Федерации 13 августа 1996 года № 965, основаниями для признания гражданина инва лидом являются: — нарушения здоровья со стойкими расстройствами функции организма, обусловленные заболеванием, последствиями травм и дефектами; — ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентировать ся, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельнос тью); — необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина. Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Вопрос об инвалидности по зрению, независимо от возраста свидетельствуе мого, рассматривается с позиции влияния этого вида зрительных нарушений на отдельные кате гории жизнедеятельности, обязательно с учетом клинико-функциональных, психологических факторов, социально-средовой, социально-трудовой адаптации и необходимости в мерах соци альной защиты. В связи с вышеизложенным, как говорится в ответе, полная потеря зрения на один глаз не всегда является фактором, приводящим к определению инвалидности при отсутствии каких- либо иных признаков ограничения жизнедеятельности и необходимости мер социальной защи ты. Учитывая эти критерии, оснований для определения инвалидности по зрению гр. Л. комиссия не усмотрела. Однако тут же в ответе говорится, что группа инвалидности при полной слепоте на один глаз может устанавливаться в связи с военной или производственной травмой. То есть получается, что ребёнок, который потерял в детстве орган, например, как в указан ном случае, — глаз, но смог адаптироваться к создавшимся условиям жизни, признаётся таким же здоровым и не имеет никаких прав на получение помощи со стороны государства, как чело век, которого эта беда минула. Вот если бы он был взрослым и получил военную или производ ственную травму, в результате которой потерял орган, тогда бы другое дело — можно получить инвалидность. Просто ребёнку не повезло с тем, что взрослые люди, писавшие указанное выше Положение, подумали о военных и производственных травмах и совсем забыли про детские — не менее жестокие и трудные. Само понятие — «адаптация»— достаточно условно, оценочно и во многом зависит от субъективных мнений членов МСЭ. А ведь решение, признавшее потерявше го навсегда глаз ребёнка здоровым человеком, не учитывает, каких трудов стоило ему получить такое же образование и развитие, как у сверстников, сможет ли он найти работу, оплачивать необходимые лекарства и т.д. Но новый орган не появится снова, и человек остаётся один на один со своими проблемами, со своим здоровьем, со своим будущим. Таким образом, вопрос социальной защиты граждан, получивших инвалидность в детском возрасте, нуждается в более чётком и конкретном правовом урегулировании. С целью внесения изменений в постановление Правительства РФ № 965 от 13 августа 1996 года. Уполномоченным по правам человека были направлены предложения в Министерство труда и социального развития РФ по дополнительной социальной защите детей-инвапидов и граждан, получивших травму или увечье в детском воз расте и имевших инвалидность. На контроле Уполномоченного находится коллективное обращение граждан (вх. №508), про живающих в ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов общего типа» по вопро су несогласия с условиями оплаты за стационарное обслуживание. В договоре о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов говорится о том, что за время отсутствия проживающего в доме-интернате свыше 15 календарных дней в месяце плата на обслуживание за текущий месяц не взимается. Однако часто бывает, что период отсутствия проживающих граждан выпадает на вторую половину текущего и первую половину следующего месяца. И в этих случаях с граждан высчитывают полную плату за пребывание, так как в обоих месяцах их отсутствие оказалось меньше срока, записанного в договоре. Нетрудно подсчитать, что человек может отсутствовать в доме-интернате в течение 28 дней, но согласно действующему договору у него вычтут из пенсии полную стоимость пребывания в учреждении. Заявители справедливо посчитали, что данное положение договора нарушает их права. Разделяя позицию обратившихся граждан. Уполномоченный направил обращение в управление социальной защиты Липецкой об ласти, в котором предлагал конкретизировать формулировку некоторых пунктов договора и пре дусмотреть возможность возврата денежных средств гражданам с учётом их фактического от сутствия в учреждении социального обслуживания, что способствовало бы более полной реали зации прав престарелых и инвалидов, проживающих в домах-интернатах. В своем ответе начальник Управления социальной защиты населения администрации Липец кой области, ссылаясь на то, что применяемая в области форма договора с обеспечиваемыми о плате за стационарное обслуживание полностью соответствует типовой форме примерного до говора, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 17 мая 2002 года N935 «Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслу живании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационар ном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» указал на невозможность внесения предлагаемых изменений в указанный договор, поскольку данный нормативный акт в установ ленном порядке зарегистрирован в Минюсте РФ 13.06.2002 г. 9№Ф3551), то есть признан соот ветствующим законодательству России и подлежит применению, пока не будет изменен или отменен принявшим его органом, либо признан незаконным Верховным Судом РФ. Однако в обращении Уполномоченного не шла речь о противозаконности указываемого нор мативного акта Министерства труда и социального развития, более того, из самого наименования постановления министерства, на которое ссылается начальник Управления социальной защиты населения, следует, что предлагаемая форма договора является примерной и не исключает воз можности внесения в него уполномоченными органами субъекта федерации изменений, дополне ний, направленных на улучшение обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом и утвержденная форма договора о стационарном обслуживании граждан не исклю чает возможности возврата денежных средств гражданам, проживающим в домах-интернатах, в (Продолжение на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz