Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., №105 (22233) (оклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году Таблица № 4 (Продолжение. Начало на 1-й стр.) КАТЕГОРИИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ № п/п Категории обратившихся Количество обращений 1 Инвалиды ВОВ 7 1% 2 Ветераны ВОВ и приравненные к ним 31 4% 3 Инвалиды по общему заболеванию 1группы 8 1% 4 Инвалиды по общему заболеванию II группы 47 6% 5 Инвалиды по общему заболеванию III группы 16 2% 6 Инвалиды детства 15 2% 7 Обвиняемые 23 3% 8 Осужденные 101 13% 9 Пенсионеры 132 17% 10 Ветераны труда 23 3% 11 Пострадавшие от радиации 6 1% 12 Репрессированные или пострадавшие от репрессий 7 1% 13 Переселенцы из стран СНГ и Прибалтики 62 8% 14 Многодетные родители 24 3% 15 Коллективные заявления 54 7% 16 Другие 220 28% Тематика жалоб граждан Обращения жителей области были систематизированы по тематическим группам. В 2003 г. наиболее острыми для граждан являлись вопросы реализации права на жилище и связанные с этим правом коммунально-бытовые проблемы, в сумме они составили 26% от всех заявлений. Другая важная для заявителей тема — социальная защита населения, прежде всего, вопросы пенсий и льгот. Эти заявления составили 16%. На третьем месте жалобы граждан на нарушения, допущенные правоохранительными органами, — 8%. Далее — по 7%— идут обращения по воп­ росам получения гражданства РФ, несогласие с судебными решениями и жалобы на нарушения в уголовно-исполнительной системе. Наименьшее количество обращений поступило к Уполно­ моченному по вопросам нарушения прав граждан на обращение в органы власти, медицинское обслуживание и нарушения прав детей, по 2% каждое (см.таблицу № 5). В приложении к данному разделу помещены диаграммы, которые дают общий социологи­ ческий обзор по тематическим разделам данного доклада на основании поступивших к Уполно­ моченному заявлений и обращений граждан. Таблица 5 ТЕМАТИКА ЖАЛОБ № п/п Тематика жалоб Количество обращений 1 Нарушение прав граждан на обращение в органы власти 16 2% 2 Право на жилище 109 14% 3 Коммунально-бытовые вопросы 93 12% 4 Вопросы землевладения 39 5% 5 Нарушения норм трудового права 31 4% 6 Социальное обеспечение, в т.ч. вопросы, связанные с начислением пенсий 124 16% 7 Права детей 16 2% 8 Вопросы медицинского обслуживания 17 2% 9 Вопросы принятия гражданства РФ 54 7% 10 Жалобы на действия правоохранительных органов 62 8% 11 Несогласие с судебным решением 55 7% 12 Права лиц, отбывающих наказание 54 7% 13 Право на благоприятную окружающую среду 19 3% 14 Другие 63 8% 15 Немотивированные обращения 24 3% II. РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ За время работы института Уполномоченного по правам человека в Липецкой области были установлены деловые и конструктивные отношения с администрацией Липецкой области и Ли­ пецким областным Советом депутатов. Уполномоченный регулярно участвует в работе сессий областного Совета и Административного совета администрации области. Совместно с ними удалось решить многие организационные вопросы; были предоставлены помещения для размещения Уполномоченного и сотрудников его аппарата, приобретена оргтех­ ника и другое необходимое оборудование. На сегодняшний день в аппарате Уполномоченного работают 5 сотрудников. Создана электронная база обращений граждан. Аппарат Уполномочен­ ного в своей деятельности старается использовать современные теоретические и практические разработки, информационно-правовые системы, передовой опыт российских и зарубежных пра­ возащитников. Сотрудники аппарата Уполномоченного для повышения своей квалификации и обмена опытом выезжали в командировки в г. Москву в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области, прошли переподготовку на курсах повышения квалификации, организованных Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия». Установлены тесные рабочие взаимоотношения с правоохранительными органами и госу­ дарственными федеральными органами исполнительной власти. В связи с происходящими изменениями в законодательстве ведутся консультации и обмен мнениями о способах защиты прав граждан и взаимодействии на этой основе с Липецким обла­ стным судом. За время деятельности Уполномоченного по правам человека наработаны определенные кон­ такты с администрациями муниципальных образований. Безусловно, у разных органов и структур бывают и различные подходы в видении и решении некоторых проблем, но примечательно то, что в большинстве случаев они настроены на актив­ ную совместную работу с Уполномоченным и сотрудниками его аппарата. В то же время нужно отметить, что до сих пор ведомственные коллегии судов, прокуратуры, УВД, УИН и некоторых других государственных органов, на которых рассматриваются, в том числе вопросы защиты прав граждан проходят без участия Уполномоченного. Хотелось бы найти пути более тесного сотрудничества с данными органами в этом направлении. По вопросам защиты прав граждан Уполномоченный сотрудничает и с федеральными мини­ стерствами и ведомствами. В 2003 г. деловая переписка велась с Министерством юстиции РФ, Министерством финансов РФ,.Министерством труда-и социального развития РФ, Министер­ ством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ. Налажено тесное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Развивается международное сотрудничество. В марте Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял участие в работе VII «круглого стола» Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в г. Калининграде, на котором обсуждались актуальные проблемы гражданства и миграции в России в контексте соблюдения прав и свобод человека. Среди почет­ ных гостей и докладчиков на форуме присутствовали — Комиссар по правам человека Совета Европы А. Хиль-Роблес, директор Европейского института омбудсманов Н. Шварцлер, омбудс- ман Нидерландов, глава отдела Парламентского омбудсмана Швеции, Руководитель отдела ом- будсмана Республики Польша. В рамках 6-й Трехсторонней программы сотрудничества в области прав человека между Европейской комиссией, (Ьоветом Европы и Российской Федерацией Уполномоченный по пра­ вам человека в Липецкой области получил приглашение принять участие в семинаре региональ­ ных Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, который состоится в марте 2004 г. в г. Страсбурге (Франция). Это мероприятие является частью программы поддержки развития института региональных Уполномоченных по правам человека в Российской Федера­ ции. В апреле прошла встреча Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и со­ трудников его аппарата с руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ И.В.Астапкиным, который ознакомился с работой аппарата Уполномоченного по правам челове­ ка в Липецкой области, а также рассказал о направлениях и перспективах работы федерального Уполномоченного. Установились деловые контакты с рядом общественных правозащитных организаций облас­ ти, в частности. Уполномоченный принимал участие в некоторых организованных ими меропри­ ятиях: — в мае 2003 г. состоялся «круглый стол» «Миссия правозащиты — липецкие перспективы», в котором приняли участие представители государственных органов и общественных организа­ ций. Участники обсудили ситуацию по соблюдению прав человека в Липецкой области и пробле­ мы, связанные с правовой реформой и изменением некоторых областей законодательства, прежде всего, принятие нового Уголовно-процессуального кодекса и нового закона о гражданстве РФ; — также в мае Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял участие в семинаре «Гражданские экспертизы и гражданский контроль в рамках взаимодействия граждан­ ского общества и органов власти», который проводила Н.Ю.Беляева — профессор, заведующая кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ (г. Москва); — в сентябре 2003 г. рядом общественных объединений был организован «круглый стол» «Правовая культура — взаимоотношение органов государственной власти и НКО», участники которого обсудили вопросы правового просвещения граждан и этику взаимодействия органов власти и общества. За прошедший период продолжалось тесное сотрудничество со средствами массовой ин­ формации области. Уполномоченный регулярно проводил прямые телевизионные эфиры с жите­ лями области на каналах «ГТРК-Липецк» и «ТВК». Интервью с Уполномоченным, статьи о его работе, репортажи о проблемах жителей области появлялись на страницах областных газет: «Липецкая газета», «Липецкие известия», «Металлург». По ряду публикаций проводились проверки сотрудниками аппарата Уполномоченного. Рабо­ та Уполномоченного по материалам средств массовой информации, связанным с соблюдением прав человека, позволяет повышать правовую и социальную защиту граждан. Анализируя в целом деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 Г., следует отметить определённый рост доверия граждан к региональному институту, призванному содей­ ствовать восстановлению нарушенных прав граждан. Данный факт является важным элементом процесса дальнейшего развития институтов гражданского общества. Совместная работа Упол­ номоченного, органов государственной власти и местного самоуправления, общественности поможет создать современную и эффективную систему по обеспечению прав человека в Липец­ кой области. III. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 г. 1. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 2003 г. к Уполномоченному поступали заявления граждан в связи с нарушениями их кон­ ституционного права на обращения в органы власти (ст. 33 Конституции Российской Федера­ ции). Проверка, проведённая по жалобам, показала, что граждане, считая, что их права нарушены, часто руководствуются субъективным, собственным пониманием законности тех или иных дей­ ствий, что вызвано недостаточной правовой грамотностью многих заявителей. В большинстве таких случаев ответы структурных подразделений администрации области, в ведении и компе­ тенции которых находится тот или иной вопрос, и подписанные специалистами, рассматриваю­ щими вопросы обращений, заявителей не удовлетворяют. В то же время нужно отметить, что сроки, установленные действующим законодательством относительно обращений граждан, были выдержаны и заявители получили своевременный ответ. К Уполномоченному поступило обращение гр. Т. (вх. N9 359) на то, что она не получила ответа на свою жалобу, направленную в администрацию Липецкой области. Семья заявителя пострада­ ла от политических репрессий и была впоследствии реабилитирована. Согласно п. «и» ст. 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», члены семей пострадавших от политических репрессий имеют право на первоочередную бесплатную установку телефона, однако её обраще­ ния ОАО «Липецкэлектросвязь» с просьбой установить телефон остались без положительного ответа. Тогда гр. Т. обратилась с жалобой в Совет Федерации, откуда жалоба была направлена в администрацию Липецкой области с просьбой рассмотреть вопросы, изложенные заявителем и проинформировать её о результатах. Жалоба была рассмотрена заместителем главы админи­ страции, для решения вопросов были даны необходимые поручения профильным структурным подразделениям. Руководство ОАО «Липецкэлектросвязь» проинформировало, что в селе, где проживает заявитель, на момент обращения отсутствовала техническая возможность дополни­ тельной телефонизации, однако после монтажа нового оборудования (по плану в 2004 г.) все заявки очередников и льготников будут удовлетворены. О принятых мерах и решениях заявитель была своевременно проинформирована, что подтверждали предоставленные документы. После обращения Уполномоченного, комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв по­ литических репрессий администрации области повторно направила все необходимые докумен­ ты в адрес заявителя. В то же время некоторые должностные лица ещё не изжили в своей работе склонность к отпискам, шаблонным ответам и формализму. Подтверждением тому служит ответ, пришедший из администрации г. Ельца. Уполномоченный обратился к главе администрации г. Ельца в связи с заявлением гр. С., инвалида 2-й группы, проживающей в г. Елец по ул. Мира, 145, с ходатай­ ством проинформировать, какие меры предпринимаются администрацией города в целях при­ ведения здания, в котором она проживает, в состояние, соответствующее нормам безопасности, привлечения балансодержателя к осуществлению своих обязанностей по текущему содержанию дома или возможному переселению жильцов в связи с аварийным состоянием указанного стро­ ения. В своем ответе первый заместитель главы администрации г. Ельца проинформировал, что в акте обследования межведомственной комиссией дома N“145 по ул. Мира физический износ дома составляет 68%. Приведённые данные указаны на период 04.03.1998 г. Прошло 5 лет, естественно, возрос и процент физического износа дома. Следовательно, можно сделать вывод, что межведомственная комиссия не проводилась на должном уровне и выводы о реальном со­ стоянии дома были сделаны без учета данных технического обследования. В своем заключении межведомственная комиссия опирается на «Методику по определению непригодности жилых зданий и помещений для проживания», утвержденную приказом Госкомитета РФ по строитель­ ству и жилищно-коммунальному комплексу №177 от 31.12.1999 г., но эта методика утратила рилу в связи с. ее отменой приказом №181 от 31.12.2000 г. Государственного комитета РФ по (Продолжение на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz