Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., №105 (22233) (оклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году Таблица № 4 (Продолжение. Начало на 1-й стр.) КАТЕГОРИИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ № п/п Категории обратившихся Количество обращений 1 Инвалиды ВОВ 7 1% 2 Ветераны ВОВ и приравненные к ним 31 4% 3 Инвалиды по общему заболеванию 1группы 8 1% 4 Инвалиды по общему заболеванию II группы 47 6% 5 Инвалиды по общему заболеванию III группы 16 2% 6 Инвалиды детства 15 2% 7 Обвиняемые 23 3% 8 Осужденные 101 13% 9 Пенсионеры 132 17% 10 Ветераны труда 23 3% 11 Пострадавшие от радиации 6 1% 12 Репрессированные или пострадавшие от репрессий 7 1% 13 Переселенцы из стран СНГ и Прибалтики 62 8% 14 Многодетные родители 24 3% 15 Коллективные заявления 54 7% 16 Другие 220 28% Тематика жалоб граждан Обращения жителей области были систематизированы по тематическим группам. В 2003 г. наиболее острыми для граждан являлись вопросы реализации права на жилище и связанные с этим правом коммунально-бытовые проблемы, в сумме они составили 26% от всех заявлений. Другая важная для заявителей тема — социальная защита населения, прежде всего, вопросы пенсий и льгот. Эти заявления составили 16%. На третьем месте жалобы граждан на нарушения, допущенные правоохранительными органами, — 8%. Далее — по 7%— идут обращения по воп росам получения гражданства РФ, несогласие с судебными решениями и жалобы на нарушения в уголовно-исполнительной системе. Наименьшее количество обращений поступило к Уполно моченному по вопросам нарушения прав граждан на обращение в органы власти, медицинское обслуживание и нарушения прав детей, по 2% каждое (см.таблицу № 5). В приложении к данному разделу помещены диаграммы, которые дают общий социологи ческий обзор по тематическим разделам данного доклада на основании поступивших к Уполно моченному заявлений и обращений граждан. Таблица 5 ТЕМАТИКА ЖАЛОБ № п/п Тематика жалоб Количество обращений 1 Нарушение прав граждан на обращение в органы власти 16 2% 2 Право на жилище 109 14% 3 Коммунально-бытовые вопросы 93 12% 4 Вопросы землевладения 39 5% 5 Нарушения норм трудового права 31 4% 6 Социальное обеспечение, в т.ч. вопросы, связанные с начислением пенсий 124 16% 7 Права детей 16 2% 8 Вопросы медицинского обслуживания 17 2% 9 Вопросы принятия гражданства РФ 54 7% 10 Жалобы на действия правоохранительных органов 62 8% 11 Несогласие с судебным решением 55 7% 12 Права лиц, отбывающих наказание 54 7% 13 Право на благоприятную окружающую среду 19 3% 14 Другие 63 8% 15 Немотивированные обращения 24 3% II. РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ФЕДЕРАЛЬНЫМ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ За время работы института Уполномоченного по правам человека в Липецкой области были установлены деловые и конструктивные отношения с администрацией Липецкой области и Ли пецким областным Советом депутатов. Уполномоченный регулярно участвует в работе сессий областного Совета и Административного совета администрации области. Совместно с ними удалось решить многие организационные вопросы; были предоставлены помещения для размещения Уполномоченного и сотрудников его аппарата, приобретена оргтех ника и другое необходимое оборудование. На сегодняшний день в аппарате Уполномоченного работают 5 сотрудников. Создана электронная база обращений граждан. Аппарат Уполномочен ного в своей деятельности старается использовать современные теоретические и практические разработки, информационно-правовые системы, передовой опыт российских и зарубежных пра возащитников. Сотрудники аппарата Уполномоченного для повышения своей квалификации и обмена опытом выезжали в командировки в г. Москву в аппарат Уполномоченного по правам человека в Московской области, прошли переподготовку на курсах повышения квалификации, организованных Санкт-Петербургским гуманитарно-политологическим центром «Стратегия». Установлены тесные рабочие взаимоотношения с правоохранительными органами и госу дарственными федеральными органами исполнительной власти. В связи с происходящими изменениями в законодательстве ведутся консультации и обмен мнениями о способах защиты прав граждан и взаимодействии на этой основе с Липецким обла стным судом. За время деятельности Уполномоченного по правам человека наработаны определенные кон такты с администрациями муниципальных образований. Безусловно, у разных органов и структур бывают и различные подходы в видении и решении некоторых проблем, но примечательно то, что в большинстве случаев они настроены на актив ную совместную работу с Уполномоченным и сотрудниками его аппарата. В то же время нужно отметить, что до сих пор ведомственные коллегии судов, прокуратуры, УВД, УИН и некоторых других государственных органов, на которых рассматриваются, в том числе вопросы защиты прав граждан проходят без участия Уполномоченного. Хотелось бы найти пути более тесного сотрудничества с данными органами в этом направлении. По вопросам защиты прав граждан Уполномоченный сотрудничает и с федеральными мини стерствами и ведомствами. В 2003 г. деловая переписка велась с Министерством юстиции РФ, Министерством финансов РФ,.Министерством труда-и социального развития РФ, Министер ством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ. Налажено тесное взаимодействие с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Развивается международное сотрудничество. В марте Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял участие в работе VII «круглого стола» Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ в г. Калининграде, на котором обсуждались актуальные проблемы гражданства и миграции в России в контексте соблюдения прав и свобод человека. Среди почет ных гостей и докладчиков на форуме присутствовали — Комиссар по правам человека Совета Европы А. Хиль-Роблес, директор Европейского института омбудсманов Н. Шварцлер, омбудс- ман Нидерландов, глава отдела Парламентского омбудсмана Швеции, Руководитель отдела ом- будсмана Республики Польша. В рамках 6-й Трехсторонней программы сотрудничества в области прав человека между Европейской комиссией, (Ьоветом Европы и Российской Федерацией Уполномоченный по пра вам человека в Липецкой области получил приглашение принять участие в семинаре региональ ных Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, который состоится в марте 2004 г. в г. Страсбурге (Франция). Это мероприятие является частью программы поддержки развития института региональных Уполномоченных по правам человека в Российской Федера ции. В апреле прошла встреча Уполномоченного по правам человека в Липецкой области и со трудников его аппарата с руководителем аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ И.В.Астапкиным, который ознакомился с работой аппарата Уполномоченного по правам челове ка в Липецкой области, а также рассказал о направлениях и перспективах работы федерального Уполномоченного. Установились деловые контакты с рядом общественных правозащитных организаций облас ти, в частности. Уполномоченный принимал участие в некоторых организованных ими меропри ятиях: — в мае 2003 г. состоялся «круглый стол» «Миссия правозащиты — липецкие перспективы», в котором приняли участие представители государственных органов и общественных организа ций. Участники обсудили ситуацию по соблюдению прав человека в Липецкой области и пробле мы, связанные с правовой реформой и изменением некоторых областей законодательства, прежде всего, принятие нового Уголовно-процессуального кодекса и нового закона о гражданстве РФ; — также в мае Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял участие в семинаре «Гражданские экспертизы и гражданский контроль в рамках взаимодействия граждан ского общества и органов власти», который проводила Н.Ю.Беляева — профессор, заведующая кафедрой публичной политики ГУ-ВШЭ (г. Москва); — в сентябре 2003 г. рядом общественных объединений был организован «круглый стол» «Правовая культура — взаимоотношение органов государственной власти и НКО», участники которого обсудили вопросы правового просвещения граждан и этику взаимодействия органов власти и общества. За прошедший период продолжалось тесное сотрудничество со средствами массовой ин формации области. Уполномоченный регулярно проводил прямые телевизионные эфиры с жите лями области на каналах «ГТРК-Липецк» и «ТВК». Интервью с Уполномоченным, статьи о его работе, репортажи о проблемах жителей области появлялись на страницах областных газет: «Липецкая газета», «Липецкие известия», «Металлург». По ряду публикаций проводились проверки сотрудниками аппарата Уполномоченного. Рабо та Уполномоченного по материалам средств массовой информации, связанным с соблюдением прав человека, позволяет повышать правовую и социальную защиту граждан. Анализируя в целом деятельность Уполномоченного по правам человека в 2003 Г., следует отметить определённый рост доверия граждан к региональному институту, призванному содей ствовать восстановлению нарушенных прав граждан. Данный факт является важным элементом процесса дальнейшего развития институтов гражданского общества. Совместная работа Упол номоченного, органов государственной власти и местного самоуправления, общественности поможет создать современную и эффективную систему по обеспечению прав человека в Липец кой области. III. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 г. 1. ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В 2003 г. к Уполномоченному поступали заявления граждан в связи с нарушениями их кон ституционного права на обращения в органы власти (ст. 33 Конституции Российской Федера ции). Проверка, проведённая по жалобам, показала, что граждане, считая, что их права нарушены, часто руководствуются субъективным, собственным пониманием законности тех или иных дей ствий, что вызвано недостаточной правовой грамотностью многих заявителей. В большинстве таких случаев ответы структурных подразделений администрации области, в ведении и компе тенции которых находится тот или иной вопрос, и подписанные специалистами, рассматриваю щими вопросы обращений, заявителей не удовлетворяют. В то же время нужно отметить, что сроки, установленные действующим законодательством относительно обращений граждан, были выдержаны и заявители получили своевременный ответ. К Уполномоченному поступило обращение гр. Т. (вх. N9 359) на то, что она не получила ответа на свою жалобу, направленную в администрацию Липецкой области. Семья заявителя пострада ла от политических репрессий и была впоследствии реабилитирована. Согласно п. «и» ст. 16 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий», члены семей пострадавших от политических репрессий имеют право на первоочередную бесплатную установку телефона, однако её обраще ния ОАО «Липецкэлектросвязь» с просьбой установить телефон остались без положительного ответа. Тогда гр. Т. обратилась с жалобой в Совет Федерации, откуда жалоба была направлена в администрацию Липецкой области с просьбой рассмотреть вопросы, изложенные заявителем и проинформировать её о результатах. Жалоба была рассмотрена заместителем главы админи страции, для решения вопросов были даны необходимые поручения профильным структурным подразделениям. Руководство ОАО «Липецкэлектросвязь» проинформировало, что в селе, где проживает заявитель, на момент обращения отсутствовала техническая возможность дополни тельной телефонизации, однако после монтажа нового оборудования (по плану в 2004 г.) все заявки очередников и льготников будут удовлетворены. О принятых мерах и решениях заявитель была своевременно проинформирована, что подтверждали предоставленные документы. После обращения Уполномоченного, комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв по литических репрессий администрации области повторно направила все необходимые докумен ты в адрес заявителя. В то же время некоторые должностные лица ещё не изжили в своей работе склонность к отпискам, шаблонным ответам и формализму. Подтверждением тому служит ответ, пришедший из администрации г. Ельца. Уполномоченный обратился к главе администрации г. Ельца в связи с заявлением гр. С., инвалида 2-й группы, проживающей в г. Елец по ул. Мира, 145, с ходатай ством проинформировать, какие меры предпринимаются администрацией города в целях при ведения здания, в котором она проживает, в состояние, соответствующее нормам безопасности, привлечения балансодержателя к осуществлению своих обязанностей по текущему содержанию дома или возможному переселению жильцов в связи с аварийным состоянием указанного стро ения. В своем ответе первый заместитель главы администрации г. Ельца проинформировал, что в акте обследования межведомственной комиссией дома N“145 по ул. Мира физический износ дома составляет 68%. Приведённые данные указаны на период 04.03.1998 г. Прошло 5 лет, естественно, возрос и процент физического износа дома. Следовательно, можно сделать вывод, что межведомственная комиссия не проводилась на должном уровне и выводы о реальном со стоянии дома были сделаны без учета данных технического обследования. В своем заключении межведомственная комиссия опирается на «Методику по определению непригодности жилых зданий и помещений для проживания», утвержденную приказом Госкомитета РФ по строитель ству и жилищно-коммунальному комплексу №177 от 31.12.1999 г., но эта методика утратила рилу в связи с. ее отменой приказом №181 от 31.12.2000 г. Государственного комитета РФ по (Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz