Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ^ -рш о д и т пять рэз_в_иедел 1 о^_Иэда 1 ^ль - ГУ “РедаIщия^?.0ласxнойл:йзеть1_“Лип?цкая_газе_та” Суббота, 29 мая 2004 г. № 105 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году Постановление двадцать первой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 499-пс от 06.05.2004 г. О деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год Заслушав доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год, учитывая решение комитета по законодательству и правовым вопросам, руковод­ ствуясь статьей 28 Закона Липецкой области “Об Уполномоченном по правам человека в Ли­ пецкой области”, пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, обла­ стной Совет депутатов постановляет: 1. Принять к сведению доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ли­ пецкой области за 2003 год. 2, В соответствии со статьей 25 Закона Липецкой области “Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области” доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области за 2003 год опубликовать в областной газете “Липецкая газета". 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. ВВЕДЕНИЕ Конституция Российской Федерации закрепила положение о том, что права и свободы чело­ века и гражданина являются высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления. Вступив в 1996 г. в Совет Европы, Россия признала европейские правовые эталоны и обяза­ лась реформировать свою правовую систему в соответствии с ними. Нужно отметить, что уста­ новленные Конституцией РФ 1993 года стандарты прав и свобод достаточно высокие даже на общемировом уровне. Поэтому главная задача современной правовой реформы — создать усло­ вия по их реализации и действенный инструмент контроля над их соблюдением. В этом направлении уже много сделано: приняты новые кодексы, в том числе Уголовный и Уголовно-процессуальный, созданы суды присяжных, мировые суды, установлен судебный кон­ троль над действиями правоохранительных органов, затрагивающих права и свободы человека, гарантируется неприкосновенность жилища, частной жизни. Судебный процесс приобрел состяза­ тельный характер. Суд освободился от несвойственных ему функций обвинения. Граждане полу­ чили широкие права на обжалование в суде действий должностных лиц и органов, затрагиваю­ щих их права. Кроме внутригосударственных механизмов обеспечения и защиты прав и свобод, российс­ кие граждане приобрели в последние годы юридическую возможность использовать для защиты своих прав и свобод международные механизмы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека (Европейский суд по правам человека). Одним из демократических органов, призванных отстаивать и защищать права граждан, стал институт омбудсмана, который работает более чем в 100 странах мира. В Российской Федера­ ции — это институт Уполномоченного по правам человека. На сегодняшний день в 27 субъектах Российской Федерации образован институт региональных Уполномоченных. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации работает в суще­ ственно иных, чем его зарубежные коллеги, условиях — при отсутствии отлаженной нормативно­ правовой базы, регулирующей его компетенцию, неопределенности его места в системе тради­ ционных органов правовой защиты (суд, прокуратура и др.) и государственной власти. В нынеш­ них условиях сложилась правовая ситуация, при которой Уполномоченный фактически не обла­ дает теми важнейшими процессуальными функциями, которые реально позволят ему быть «пос­ ледней инстанцией». Кроме того, в силу специфики своей работы он руководствуется не только правосознанием, но и голосом совести, не только буквой закона, но и чувством справедливости, В этих условиях формализм в работе Уполномоченного не допустим. Анализ обращений показывает, что граждане, как правило, жалуются не на плохие законы, а на предвзятое, заинтересованное их толкование и применение, невозможность реализовать не­ которые права, установленные Конституцией, волокиту при рассмотрении их обращений, а так­ же на объективность ответов, так как обращения направляются тем же должностным лицам и органам, решения которых они обжалуют. Всё это подрывает доверие к власти. Согласно областному Закону «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой облас­ ти» заявитель может обратиться к Уполномоченному лишь при одном непременном условии: исчерпав все иные возможности защиты и восстановления своих прав и свобод. Содержание жалоб на неправомерные решения, действия или бездействие органов власти и должностных лиц является для Уполномоченного по правам человека важнейшим источником информации, на основании которого он может сделать выводы как о текущей ситуации, так и об основных тенденциях в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории региона. Поступающие обращения — это своеобразный индикатор, отражающий проблемы, актуальные для Липецкой области, и вопросы, которые волнуют её жителей в первую очередь. Настоящий доклад основан на анализе фактов, изложенных в жалобах и обращениях граж­ дан, а также на информации, полученной из других источников, в том числе государственных и муниципальных органов, общественных организаций, средств массовой информации. В нём со­ держатся количественные и качественные характеристики обращений граходан в аппарат Упол­ номоченного, информация о негативных социально-экономических факторах, способствовавших нарушению прав, а также о принятых Уполномоченным мерах по восстановлению нарушенных прав. Также в нем приведены необходимые данные, характеризующие различные направления деятельности Уполномоченного и его аппарата. Целью доклада является привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, общественности к состоянию и обеспечению прав и свобод граждан для последующего принятия мер, устраняющих препятствия в реализации положений Конституции Российской Федерации, декларирующей права и свободы человека и гражданина высшей ценностью об­ щества и государства. Доклад состоит из отдельных тематических разделов, показывающих направления деятель­ ности Уполномоченного: защиту и восстановление нарушенных прав граждан, правовое просве­ щение. взаимодействие с другими государственными и общественными институтами и т.д. На основании поступивших к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области обращений и жалоб граждан, показаны главные проблемы, с которыми сталкиваются жители области в процессе реализации своих конституционных прав и свобод. В каждом разделе содержатся выводы и предложения, призванные содействовать защите, восстановлению или развитию прав человека в Липецкой области. При составлении доклада Уполномоченный по правам человека стремился отразить наиболее острые и актуальные проблемы. Данный доклад не претендует на всеобъемлющий анализ ситуации в области прав человека в Липецкой области, однако он призван объективно и открыто дать характеристику ситуации по состоянию (реализации) прав человека в Липецкой области; показать механизм работы Уполно­ моченного по правам человека при выполнении возложенньвс на него областным законом функ­ ций, целей и задач; выработать рекомендации и предложения органам государственной власти и местного самоуправления по совершенствованию законодательных механизмов защиты прав человека. I. СТАТИСТИКА И СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЩЕНИЙ Общие показатели В 2003 г. к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступило 776 обра­ щений и жалоб. По сравнению с первым годом работы этого нового для нашей области государ­ ственного института динамика роста составила 17% (на 131 заявление больше) к уровню про­ шлого года. Увеличение количества обращений к Уполномоченному свидетельствует о призна­ нии института Уполномоченного в обществе, о росте числа людей, желающих защищать, отста­ ивать и восстанавливать свои права при содействии Уполномоченного. Информация о соблюдении прав граждан поступала по следующим каналам: — личный прием Уполномоченного; — посещение учреждений: социального обслуживания граждан, государственной поддержки детства, исполнения наказания; — письменные обращения граждан; — средства массовой информации. На личном приёме Уполномоченный по правам человека в Липецкой области принял 248 человек. Аппаратом Уполномоченного получено по почте или принято лично от граждан 528 жалоб или заявлений. Положительно было рассмотрено 164 обращения, или 21% от общего числа. То есть по каждому пятому случаю был отмечен факт нарушения прав граждан и приняты меры по их восстановлению (см. таблицу № 1). Таблица N9 1 Действия Обращения общее количество % Всего 776 100 Принято Уполномоченным на личном приёме 248 32 Получено по почте или принято лично от граждан 528 68 Восстановлены права граждан 164 21 Отказано в принятии жалобы к рассмотрению 15 2 Дано консультаций и разъяснений 343 - Гендерный состав От общего числа обратившихся женщины составляют 53%, а мужчины — 47%, так что можно говорить о приблизительно равном гендерном соотношении и, следовательно, одинаковой со­ циальной активности в стремлении защитить свои права (см. таблицу № 2). Таблица N9 2 ГЕНДЕРНЫЙ СОСТАВ ОБРАТИВШИХСЯ № п/п Гендерный состав Общее количество % 1 Мужчины 365 47 2 Женщины 411 53 География обращений Среди муниципальных образований со значительным отрывом лидирует г. Липецк — 52% обратившихся, за ним следует г. Елец — там проживают 17% заявителей. Из районов области наибольшее число обращений поступило из Липецкого, Лебедянского, Усманского и Грязинско- го районов — доля каждого около 4%, затем — с 2%— идут Задонский, Добринский, Елецкий, Добровский и Хлевенский районы и замыкают таблицу Долгоруковский, Тербунский, Становлян- ский, Воловский, Краснинский, Измалковский и Лев-Толстовский районы. В 2003 г., кроме жите­ лей Липецкой области, к Уполномоченному поступали заявления от граждан, проживающих в г. Москве, Воронежской и Курской областях, а также в Республике Мордовия. Таблица № 3 ГЕОГРАФИЯ ОБРАЩЕНИИ Муниципальные образования Количество % г. Липецк 403 52 г. Елец 132 17 Воловский р-н 6 1 Грязинский р-н 31 4 Данковский р-н 11 1.5 Добринский р-н 16 2 Добровский р-н 12 2 Долгоруковский р-н 9 1,5 Елецкий р-н 14 2 Задонский р-н 15 2 Измалковский р-н 4 0.5 Красининский р-н 5 0,5 Лебедянский р-н 33 4 Лев-Толстовский р-н 4 0,5 Липецкий р-н 23 3 Становлянский р-н 7 1 Тербунский р-н 8 1,5 Усманский р-н 32 4 Хлевенский р-н 11 2 Чаплыгинский р-н - " Социальный портрет заявителей Социальный портрет граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам человека в Ли­ пецкой области, не отличается чем-то особенным по сравнению с другими регионами нашей страны. На первом месте это пенсионеры и ветераны труда — 20%, вторая значительная группа — осуждённые и обвиняемые в совершении преступлений — 16%, третья — инвалиды — 11%. В 2003 г. резко выросло количество обращений переселенцев из республик СНГ и Балтии, что напрямую было связано с несовершенством федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» и новыми, более жёсткими условиями получения российского гражданства. Эти обращения составили 8%от общего числа. Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны составляют пятую группу — 5%. Число коллективных заявлений в 2003 г. достигло 7%, что явля­ ется достаточно весомым показателем (см. таблицу N9 4). (Продолжение на 2-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz