Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
28 мая 2004 г., № 104 (22232) ЛИПЕЦКАЯ газета ^ К о м п е т е н т н о е м н е н и е Культура земледелия; пора наводить порядок в п о с л е д н е е в р е м я к а ч е с т в о с е л ь х о з у г о д и й с т а л о з а м е т н о с н и ж а т ь с я . М е н ь ш е в н о с и т с я в з е м л ю н а в о з а , м и н е р а л ь н ы х у д о б р е н и й , з а ч а с т у ю н а р у ш а е т с я с е в о о б о р о т . Ч т о в и т о г е в е д е т к д е г р а д а ц и и ч е р н о з е м а . Т а к а я н е г а т и в н а я т е н д е н ц и я н а б л ю д а л а с ь и р а н ь ш е , н о и м е н н о с е г о д н я о н а о б о з н а ч и л а с ь н а и б о л е е о с т р о . Э т о н е г о л о с л о в н о е з а я в л е н и е , а о б ъ е к т и в н а я о ц е н к а , о с н о в а н н а я на н а у ч ны х д а н н ы х в с е х н аш и х и н с т и т у т о в , з а н я ты х в о п р о с а м и з е м л е д е л и я . Приведу лишь один пример в подтверждение сказанного: в области складывается отрица тельный баланс по гумусу. Нор мативные его показатели ониже- ны чуть ли не в полтора раза. Связано это в первую очередь с тем, что с урожаем из почвы вы водятся органические вещества. Чтобы изменить ситуацию, на 1 кг пашни нужно ежегодно вно сить 6-8 тонн навоза хорошего качества. На практике же во мно гих сельхозпредприятиях обла сти ограничиваются одной тон ной. С чего бы такая экономия? Ответ прост — не хватает наво за. Да и откуда ему взяться, если ^в области снижается поголовье ккота , и проблемы животновод- оческой отрасли напрямую отра жаются на положении дел в зем леделии. Каков же выход из данной ситуации? Применение в земледелии современных эффективных тех нологий. Например, так называ емой безотвальной обработки почвы. Да, он не нов, мы еще до перестройки использовали его 1 тримерно на площади в 400 тыс. Гектаров, и довольно успешно. Сегодня же речь идёт о том, что бы вернуться к нему в том объе ме, в каком он использовался раньше. Первые положительные шаги в этом направлении уже сделаны. Безотвальное рыхление на глубине применяется, например, в ОАО «Рассвет» Лебедянского района, в «Авроре» и «Зеросе» Задонского района, в Добрин- ском сельхозпредприятии име ни Ленина. К сожалению, этот список невелик. И причина здесь не в том, что руководители не понимают преимуществ передо вых технологий обработки почв. Для них проводятся регулярные специальные семинары, где ос новательно растолковывается, что необходимость внедрения безотвальной технологии — ог ромный плюс, если всерьёз ду мать о плодородии почв. Но вот беда — у аграрников на эти цели нет средств. Метод предполагает владение соответ ствующей сельскохозяйственной техникой — специальные культи ваторы, сеялки, дисковые боро ны и т.д. В принципе такая тех ника есть, но в основном импор тная и, разумеется, дорогая. Но приобретать её все рав но придется. Весь мир сегодня делает ставку на передовые тех нологии в агробизнесе. Пора основательно взяться за раци ональную обработку почв и в России. В области, в частности, есть ряд программ, для которых новая агротехнология была бы как нельзя кстати. В частности, «Продовольственная пшеница», «Сахарная свекла», «Пивоварен ный ячмень». Остаётся лишь поддержать эти направления фи нансовыми вливаниями. Разумеется, безотвальная обработка почвы не может быть повсеместной. Она требует тща тельно продуманного плана ра боты. Если мы на плодородных липецких землях полностью пе рейдем на новую технологию, то принесем больше вреда, чем пользы. Я, как специалист, де сять лет изучавшая безотваль ную обработку почвы и защитив шая по этой теме докторскую диссертацию, должна заметить: такой метод нужно применять только в севообороте, в комплек се с другими сельхозработами. Лишь тогда можно говорить об эффективности и пользе новых технологий. Есть тут и свои минусы. О них тоже нельзя забывать. Во-первых, безотвальная обработка увеличивает засорен ность почв. Чтобы её предот вратить, потребуется значитель но большее количество гербици дов. И азотнь 1 х удобрений г#уж- но будет вносить гораздо боль ше. А это дополнительные де нежные затраты. Хотя все в ито ге компенсируется снижением энергозатрат, повышением уро жайности и плодородия земель. О будущем чернозема пора подумать всерьез. Ведь черно зем — такое же национальное достояние, как нефть, газ или лес. На восстановление только одного сантиметра плодородно го слоя естественным путем ухо дит сто лет. Как тут не думать о качестве земель? Считаю, на об ластном уровне пора разрабо тать закон, который учитывал бы не только движение земли, то есть возможность её купли-про дажи, но и качество сельхоз угодий. Что весьма актуально — ведь землю нынче скупает кто угодно. И одно дело, когда вла делец пришел на землю всерьез и надолго, а совсем другое, ког да какой-нибудь столичный ин вестор намерен ради сиюминут ной отдачи выжать все из наше го чернозема — получил в арен ду богатый плодородный учас ток, а вернул его скудными и истощенным. На Западе за подобную «культуру» земледелия строго наказывают — и нам пора наве сти порядок. В общероссийском масштабе подобных защитных мер добиться труднее, да и мос ковские чиновники в этом не очень-то заинтересованы. А вот в регионах, с учетом их земель ных особенностей, такая коррек тировка в законе о земле необ ходима. Только так можно будет говорить о её качестве, о видах на урожай и о спасении нашего национального достояния. Валентина ГУЛИДОВА, главный специалист управления сельского хозяйства администрации области. В « Р а с с в е т е » о з а к а т е н е д у м а ю т . . . В передовом лебедянском хозяйстве уже несколько лет работают по ресурсосберегающим технологиям к о г о и д у т д е л а — П р о с т о г р еш н о п о л у ч а т ь на н аш е й з е м л е п л о х и е у р о ж а и ! — у б еж д е н н о г о в о р и т г е н е р а л ь н ы й д и р е к т о р О А О « Р а с св е т» Л е б е д я н с к о г о р а й о н а С е р г е й Д ь я ч е н к о в . — С е г о д н я н е о б х о д и м о и з м е н и т ь т е х н о л о г и ю п р о и з в о д с т в а , и н а ч е вы с о к и х р е з у л ь т а т о в н а м н е д о с т и ч ь . . . Дьяченков знает, что го ворит. В хозяйстве, которым он руководит, по всем стать ям работают с прибылью. В 2003 году только на сахар ной свекле здесь пятнадцать миллионов рублей заработа ли. Эта культура в «Рассве те» на особом счету: нынеш ней весной отвели под свек лу более тысячи гектаров. Намерены повысить и про шлогодний показатель по урожайности — 534 центне ра на круг. И в успехе земле дельцев можно не сомневать ся. Ведь все культуры в хо зяйстве выращивают по-но вому. Сергей Васильевич сажа ет нас с фотокорреспонден томвпривыкшуюк сельским ухабам «Ниву» и везет пока зывать поля... Полдень выдался жар ким. Ине только по щедрос ти солнечного тепла, но и по накалу полевых работ. Дож ди задержали обработку по лей гербицидами, сев гречи хи. А время ПОДЖИМЕ1ЛО... Первое, что бросается в глаза на полях хозяйства, — чистота и аккуратность обра ботки. На кавдом —таблич ка с указанием выращивае мой культурыи сорта. Вэтом году посеяли, кстати, более десяти сортов сахарной свек лы! В конце года выяснится, какие из них окажутся уро жайнее, выносливее к нашим условиям. Им-то и отдадут предпочтение в будущем се зоне. А заодно посеют ещё несколько новинок на пробу. По-другому нельзя, если стремишься к выгоде. Вхозяйстве не боятся вне дрять все новое и передовое, чтобы повысить эффектив ность полей. Вот уже не сколько лет работают по энергосберегающимтехноло гиям, успели убедиться в их преимуществе. —Минимальная и нуле вая обработка почвы — это не только экономия денег! — объясняет Сергей Василье вич. — А прежде всего — бережное отношение к зем ле, сохранение её плодоро дия! Сейчас только об одном жалеть можно — почему раньше об этих технологиях не знали. Концепция ресурсосбере гающих технологий не новая. Она разработана давно, но отсутствие специальной тех ники, эффективных средств защитырастений, невысокие цены на горючее и на труд были причинами отказа от ее применения. За последние годы ситуация изменилась коренным образом. И не только потому, что затраты на производство возросли — началась деградация почвы! Кроме того, традицион ные сельскохозяйственные приемы, такие, как сжигание растительных остатков, пред посевная обработка, пагубно воздействуют на окружаю щую среду, поскольку при ■ этом ухудшается качество почв, выделяется большое количество углекислого газа. То есть необходимость пере хода на ресурсосберегающие технологии очевидна. По расчетам, по старой технологии для работы на 2500 гектарах требуется 99 машин, при минимальной обработке почвы — всего одиннадцать. А это —эконо мия на горюче-смазочных материалах, трудозатратах. Но главное — это снижение себестоимости производства зерна на 20-40 процентов. Для «Рассвета», где сей час десять с половиной ты сячи гектаров пашни, эти экономические показатели как нельзя актуальны. Вне дрение новых технологий по зволило хозяйству в про шлом году вдвое сократить общие затраты на обработке каждого гектара земли. Здесь уже не жгут по осени солому после уборки зерновых, а за пахивают её, повышая тем самым плодородие. И земля воздает за такую заботу сто рицей: пшеница и ячмень родятся высокого качества, и реализуют их по хорошей цене. ... Сегодня на полях идёт борьба за новый урожай. Именно борьба, считает ме ханизатор Алексей Болдин. . Он с детства на т.ра^’^оре. Отец до выхода на пенсию .г- тоже механизатором ^десь трудился. Часто брал с собой ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. в поле, к крестьянскому тру ду приучал. Алексей в пере довиках хозяйства числится. У него сын подрастает, и вполне возможно, что про должит семейную традицию. Почему быи нет! Тем, кто работать умеет и хочет, в «Рассвете» всегда рады. К тому же средняя заработная плата в хозяйстве — 4850 • рублей. По сельским меркам —весьма прилично. Техника здесь — почти вся новая. Агрегаты — им портные. Один выравнива тель почвы «Квернеланд» чего стоит! Земля после него —словно зеркало. Но и цена, конечно... Однако, как счи тает председатель, не всегда стоимость играет первосте пенную роль. Была бы польза, тогда дорогой агрегат окупится! А вот комбайны ^ и 1 ^ощ.ц^^е приобретать световцы пока не спешат: ' ««наши^лДощ,!» пусть и-6ез,е» кондиционеров, но с уборкой зерновых справляются не плохо. Б этом году «Рассвет» планирует ввести в экс плуатацию завод по про изводству элитных семян пивоваренного ячменя. Б этом есть необходимость. Его открытие позволит ре шить проблему с обеспече нием семенным материа лом не только хозяйства нашей области, но и отча сти — соседних. А ещё в планах Сергея Дьяченкова — получать урожай пшеницыне менее 60 центнеров с гектара. Ему приходилось несколь ко раз бывать за границей и видеть, какие высокие урожаи собирают там на почвах гораздо беднее на ших. Значит, есть ещё над чем работать! ёладими|> 30Л0Т а №В. Лебедянский' район. П р о б л е м а Л и п е ц к и й « к о л ё с н и к » ; б у д у щ е е п о - п р е ж н е м у т у м а н н о . . . Н е т а к д а в н о в Л и п е ц к е п о б ы в а л п р е д с т а в и т е л ь б е л ь г и й с к о й ф и р м ы «Жилль» г о с п о д и н Э б е р т . И з в е с т н а я в Е в р о п е к о м п а н и я с п е ц и а л и з и р у е т с я на п р о и з в о д с т в е м аш и н д л я п о с е в а и у б о р к и с а х а р н о й с в е к л ы . И г о с т ь и н т е р е с о в а л с я , ка к р а б о т а е т в н а ш е м р е г и о н е э т а т е х н и к а . З н а к о м я с ь с к р е с т ь я н с к и м х о з я й с т в о м б р а т ь е в Д о н с к и х в Д о б р и н с к о м р а й о н е , и н о с т р а н е ц бы л у д и в л е н , ч т о в Р о с с и и , о к а зы в а е т с я , е с т ь т р а к т о р , п о д о б н ы й к о г д а - т о в ы п у с к а в ш е м у с я в Г е р м а н и и «М Б трак» ф и р м ы « М е р с е д е с » . Э т о л и п е ц к и й и н т е г р а л ь н и к Л Т З - 1 5 5 . М а ш и н а Э б е р т у п о н р а в и л а с ь , п о е г о с л о в а м , о н а и д е а л ь н о п о д х о д и т д л я р а б о ты с б о т в о с р е з а т е л е м и к о р н е у б о р о ч н ы м а г р е г а т о м ф и р м ы «Жилль» . К р о м е т о г о , о н с ч и т а е т , ч т о э т о е д и н с т в е н н ы й р о с с и й с к и й т р а к т о р , к о т о р ы й м о ж е т э к с п о р т и р о в а т ь с я п р и у с л о в и и е г о к а ч е с т в е н н о г о и с п о л н е н и я . П р и э т о м е м у п о к а з а л о с ь с т р а н н о й с и т у а ц и я , к о г д а н а р о д и н е т р а к т о р а , в Л и п е ц к о й о б л а с т и , п о ч е м у - т о о т д а е т с я б о л ь ш е е п р е д п о ч т е н и е б е л о р у с с к и м м а ш и н а м , к о т о р ы е , п о е г о у б еж д е н и ю , м е н е е п р и го д ны д л я р а б о ты с а г р е г а т а м и п е р е д н е й п о д в е с к и . Е щ ё б о л ь ш е е у д и в л е н и е у г о с т я вы з в а л т о т ф а к т , ч т о Л и п е ц к а я о б л а с т ь — о д н а и з н е м н о г и х в Р о с с и и — з а к у п а е т в п р и л и ч н ы х к о л и ч е с т в а х н е м е ц к и е д о р о г о с т о я щ и е с а м о х о д н ы е с в е к л о у б о р о ч н ы е к о м б а й н ы . В т а к и х р а з в и ты х с т р а н а х , ка к Б е л ь г и я , Ф р а н ц и я , И т а л и я , в п о с л е д н и е го ды и в Г е р м а н и и , с а х а р н ую с в е к л у у б и р а ю т д е ш е в ы м и л е г к и м и у б о р о ч н ы м и м а ш и н а м и в а г р е г а т е с к о л е с н ы м и т р а к т о р а м и . В о т т а к а я т о ч к а з р е н и я и н о с т р а н н о г о с п е ц и а л и с т а . И м е я р е з у л ь т а т ы м н о г о л е т н и х и с п ы т а н и й т р а к т о р о в Л Т З - 1 5 5 п о в о з д е л ы в а н и и и у б о р к е с а х а р н о й с в е к л ы и д а н н ы е п о э к с п л у а т а ц и и с а м о х о д н ы х с в е к л о у б о р о ч н ы х к о м б а й н о в , мы р еш и л и е щ ё р а з с к а р а н д аш о м в р у к а х п р о а н а л и з и р о в а т ь — ч т о ж е в ы г о д н е е д л я р о с с и й с к и х х о з я й с т в и п о л е й ? . напомнил мысль Сократа: «Кто скрывает свою болезнь, тот рано или поздно умрет». Разве не так? Надо делать, причем в экстрен ном порядке, реальные шаги по возрождению завода. С каждым уходящим годом осуществить это будет намного сложнее. Необходимо выработать единую техническую политику тракторного завода и придержи ваться ее. Наметившаяся в по следнее время переориентация производства по выпуску менее универсальных машин, по схе ме минского трактора «Бела русь», приведет к верной гибе ли завода. При дефиците спе циалистов невозможно быстро, квалифицированно создать но вые модели и противопоставить их конкурентам. Завоевать рос сийский рынок в борьбе с теми же белорусскими тракторами можно только с ЛТЗ-155, зна чительно превосходящим их функционально. Бросать практи чески готовую машину и начи нать с нуля неизвестно что — равносильно самоубийству. Доводы оппонентов ЛТЗ-155, заключающиеся в том, что боль шинство зарубежных фирм вы пускают тракторы традиционной, а не интегральной схемы, не убе дительны. Ведь этим фирмам, десятки лет производящим трак торы традиционной схемы, не просто перестроить технологию производства. В то же время они постоянно модернизируют вы пускаемые машины, приближая их по функциональным каче ствам к тракторам интегральной схемы (увеличивают размеры передних колес с одновремен ным повышением на них весо вой нагрузки, устанавливают пе редние навесные устройства и валы отбора мощности и так да лее, то есть то, что на ЛТЗ-155 изначально заложено в конструк ции). А ведущая европейская фирма «^СВ» (Англия) выпуска ет семейство из шести моделей первоклассных тракторов интег ральной схемы «Раз1гас» мощно стью от 128 до 200 лошадиных сил. Конструкторские идеи, зало женные в тракторе ЛТЗ-155, на много опережают время. Поэто му стереотип старого мышления преодолевается с большим тру дом. Там, где поняли их преиму щества, используют тракторы эффективно. ЛТЗ-155 уже сей час располагает большинством нововведений, рекомендуемых «Концепцией и стратегией раз вития тракторного и сельскохо зяйственного машиностроения» для внедрения на период до 2010 года. И ещё один аспект пробле мы. Нельзя забывать об экономи ческом и экологическом факто рах. Конечная продукция, а не сырье и полуфабрикаты, всегда считалась и считается более прибыльной. Наращивая выпуск металла и свертывая у себя ма шиностроительное производ ство, мы тем самым теряем ог ромные доходы, усугубляем и без того напряженную экологи ческую обстановку в городе. Хо чется надеяться, что и хозяева предприятия, и власть повернут ся лицом к тракторостроите лям и помогут возродить столь нужные стране завод и трактор ЛТЗ-155. Юрий ТЫРНОВ, заведующий лабораторией использования машинно- тракторных агрегатов Всероссийского научно- исследовательского и проектно технологического института по использованию техники и нефтепродуктов в сельском хозяйстве, доктор технических наук. 'Александр ДУРМАНОВ, главный конструктор трактора ЛТЗ-155, кандидат технических наук. Борис АРХАНГЕЛЬСКИЙ, генеральный директор ООО «ТЭПП-КОНСАЛТИНГ», кандидат технических наук. Прежде всего невыгодна очень высокая цена самоходно го комбайна, будь то «Холмер», «Кляйне» и другие, и очень низ кая их загруженность. Ведь они работают 2-3 месяца в году, ос тальное время стоят в ожидании следующего сезона уборки. На денежные средства, затрачен ные на приобретение одного та кого комбайна, можно купить 10 и более ЛТЗ-155, которые экс плуатируются круглый год на самых разных работах. Во-вторых, надежность им портных комбайнов не намного выше нашей техники и количе ство отказов не меньше, чем у трактора ЛТЗ-155. Просто они, в отличие от последнего, опера тивно устраняются — по евро пейским стандартам за 24 часа. Большое количество отказов се рийных комбайнов таких солид ных фирм вполне объяснимо — ведь их конструкция намного сложнее, чем трактора. Кроме того, в отличие от ЛТЗ-155, уст ранить даже незначительный ' .ефект в насыщенном электро- кой комбайне может только высококвалифицированный специалист с высокой оплатой за его услуги и особенно за запас ные части. Давно известно, что зару бежные фирмы строят свою эко номическую политику на доходах от реализации запасных частей, которых с годами на эксплуати руемых комбайнах будет требо ваться все больше и больше. Нельзя не учитывать и та кой немаловажный факт, как пе- <^Э1 пе( т реуплотнение почвы тяжелыми комбайнами. Какие бы широкие ни устанавливали шины, давле ние воздуха в них задают не ме нее 2,2 атмосферы, что не мо жет не сказаться с годами на плодородии полей. Усугубляет положение и то. что комбайны движутся по полю загруженны ми корнеплодами массой до 40 тонн, а это, вдобавок ко всему, приводит к излишнему расходу топлива. Еще одна проблема, которую также надо решать с появлени ем в российских хозяйствах до рогостоящих, с дефицитным оборудованием, в том числе компьютерами, комбайнов. Их надо ежегодно в течение 10 ме сяцев не только хранить в опре деленных климатических услови ях, но и сохранять — в то время как они физически и морально стареют. Следует подчеркнуть, что тракторы ЛТЗ-155 успешно аг- регатируются и работают не только с навешиваемыми спере ди ботво- и корнеуборочными машинами Гомельского и Казан ского заводов, но и с комплек сами Азовского, Рязанского за водов и фирмы «Жилль», из ко торых ботвоуборочная машина навешивается впереди, а корне уборочная— сзади. В последнем случае агрегаты могут работать в режиме автопилота — вручную управляются только на поворот ной полосе. Выражая признательность Эберту за инициативу по коопе рации, считаем целесообраз- ным, в порядке первого шага к современному выходу на рос сийский рынок, организовать в сельскохозяйственном сезоне текущего года в черноземных областях России демонстрацию работы ЛТЗ-155 в агрегате с машинами фирмы «Жилль». Кроме уборки, ЛТЗ-155 спо собен выполнять весь комплекс работ по возделыванию сахар ной свеклы. Причем с широко захватными 18-рядными ма шинами в составе как одноопе рационных, так и комбинирован ных агрегатов. Так, в ряде хо зяйств Тамбовской области на протяжении последних лет они возделывают сахарную свеклу по новым технологиям с совмеще нием операций. Их внедрение позволило СПК «Голицинский» снизить общие затраты труда на 45-53 процента, а расход ди зельного топлива — на 23-36 процентов в расчете на 1 гектар по сравнению с традиционными технологией и комплексом 12- рядных машин. При этом уровень рентабельности повысился с 52 процентов в 1999 году до 90 — в 2003 году, при росте урожай ности с 230 до 500 центнеров на круг. Прибыль составила 16-18 тысяч рублей с каждого гектара посева. Нерациональные агрегатиро вание и эксплуатация — это толь ко одна из причин падения спро са на тракторы ЛТЗ-155. В пре небрежительном отношении к этим машинам виновен прежде всего сам завод, ибо он не обес печил требуемые качество и их надежность, не организовал сеть оперативного технического сер виса, и, как следствие, — дис кредитировал ЛТЗ-155. Послед ние годы завод перешел на штучное производство этих трак торов. Налицо— явный техничес кий развал. Наиболее опытные, выросшие на заводе, специали сты ушли и продолжают уходить. Где только не встретишь ныне бывших тракторостроителей — начиная с частных торговых ки осков и кончая структурами об ластной администрации... В доперестроечные времена власти не только держали на кон троле работы по интегральному трактору, но и всячески помога ли заводу. Например, была вос произведена конструкторская документация и организовано производство на предприятиях региона 18-рядных свекловичных сеялок. Налаживались деловые контакты с различными фирма ми по организации производства необходимых для трактора четы рехкорпусного оборотного плу га, жатки, кормоуборочных и других машин. Теперь, к сожалению, ниче го подобного нет. Роль властей ограничивается участием в под боре, больше неудачном, оче редных руководителей завода, «хозяев», как их теперь называ ют. Но это не способствует улуч шению дел на предприятии. По мнится, ещё в июле 1999 года выступавший на заводском со вещании начальник управления промышленности администра ции области Анатолий Гольцов ^ Н е о б х о д и м о е п о с л е с л о в и е М ы с л и , в ы с к а з а н н ы е в п у б л и к у е м о й з д е с ь с т а т ь е у ч е н ы х , т р е б у ю т о с м ы с л е н и я и к о м м е н т и р о в а н и я . З а п о с л е д н и м «ЛГ» о б р а т и л а с ь к н а ч а л ь н и к у у п р а в л е н и я п р о м ы ш л е н н о с т и а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и А н а т о л и ю Г О Л Ь Ц О В У . — Драматическая история создания уникального интегрального трактора заслуживает глубокого анализа, — сказал Анатолий Василь евич. — Как и все то, что происходит сегодня в отечественном маши ностроении... В статье, на мой взгляд, затронута важнейшая проблема, возник шая в ходе реформ перед машиностроителями и сельскими товаро производителями. А именно — цена происходящих изменений в этих важнейших отраслях экономики. Решать задачи сельского хозяйства закупкой импортной техники и технологий — это, конечно, хорошо. Но надо посчитать (сегодня и на перспективу) — во что в итоге это обхо дится? Как сказывается на себестоимости продукции — той, что вы ращивается на полях? Надо ли еще раз напоминать о том, что в большинстве развитых стран мира последовательно решается главная задача — развитие собственного сельхозмашиностроения. Будь то Америка, Германия, Франция, Канада, Швеция, Финляндия... Везде имеются долгосроч ные программы его развития — при активнейшем участии государ ства. Назову такие крупнейшие мировые фирмы, как «Джон-Дир», «Валмэ», «Фергюссон» — они все находятся под патронатом прави тельств своих стран. Развитие их ведется комплексно — производ ство, научно-констукторское обеспечение, постоянный поиск нового. Было такое и в СССР: вспомним, например, знаменитый «Рост сельмаш»... Но беда даже не в том, что многое у нас теперь не так. Сегодня собственники крупнейших машиностроительных предприятий предо ставлены сами себе, и как они выстраивают свою политику — никого не интересует. Вот главная проблема российского машиностроения. Развитие последнего всегда шло совместно с развитием сель ского хозяйства страны: интересы двух отраслей объективно взаимо связаны и дополняют друг друга. По-другому и быть не может. По этому, когда слышишь хвалебные оды западной технике, работаю щей на наших полях, то не перестаешь удивляться: ребята, а_вы всё хорошо просчитали наперед? Ведь все западные фирмы, чей товар мы приобретаем, в своей рыночной стратегии имеют четкие пара метры — одна треть прибыли поступает от реализации техники, две трети — от реализации запасных частей и организации сервиса. При обретая западные машины, надо помнить: тем самым мы сажаем себя на жесткую цепь, одеваем «хомут зависимости» от Запада. Ещё момент. Сегодня наша промышленность дотирует сель ское хозяйство. В структуре налоговых поступлений области по чти 70 процентов — это налоги от промышленности. Очевидно, что и сельхозтоваропроизводители должны бьоь заинтересованы в раз витии своего «кровного» партнера и помощника. Покупая западную технику, кого дотируют наши крестьяне? Кому помогают? Сегодня правительству надо очень жестко разобраться с соб ственниками предприятий сельхозмашиностроения: если вы взя ли на себя ответственность за судьбу предприятий и коллективов, то почему все рушится? Разве цель приватизации заключалась в этом? Но и другая сторона вопроса не менее важна. Страна распола гает огромным научно-техническим потенциалом. У нас ещё есть большой отряд высококлассньк специалистов, конструкторов, уче ных, способных воплощать любые конкурентоспособные идеи, за мыслы, разработки. Надо дать возможность раскрыться им, под держать, создать необходимые условия. К ним надо прислушать ся, услышать их. И сегодняшняя публикация, под которой стоит имя и нашего замечательного инженера-конструктора Александра Сергеевича Дурманова, — очередной «звонок» всем: федеральной власти, вла сти на местах, собственникам сельхозпредприятий, сельским тру женикам. Если мы не хотим поддержать своего машиностроителя — будем втридорога платить западному. Конкурентоспособность западной техники очевидна. Но в это понятие должны вкладываться три параметра качество товара, его цена и цена услуг, сервиса. А главное — как она отражается на цене конечного продукта? Обратите внимание — ни одна западная фирма за годы ре форм не организовала в России производство сельхозмашин. Ни одна! Случайность? Вовсе нет! А ведь предложений с нашей сто роны было немало. Создать предприятие у нас — значит платить (1^ налоги, зарплату. Куда выгодней — осуществлять экспансию в той - т форме, как она происходит сегодня... ^5 Записал 4 Владимир ПЕТРОВ.. '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz