Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 16 января 2004 г., № 8-9 (22136-22137) ПРОГРАММА государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы: Основание для разработки: Государственный заказчик Программы: Разработчик программы: Исполнители Прюграммы: Основная цель Программы: Основные задачи Программы: Сроки реализации Программы: Объемы и источники финансирования Программы: Контроль за исполнением Программы: Программа государствен­ ной поддержки торгового обслуживания сельского ■ населения Липецкой области в 2004-2005 гг. (далее —Программа) Закон Липецкой области от08 .01 .2003 г. № 2 7 -0 3 «О программе экономичес­ кого и социального развития Липецкой области на 2003 год» Администрация Липецкой области Департамент потребитель­ ского рынка администра­ ции Липецкой области Департамент потребитель­ ского рынка администра­ ции Л ипецкой области, комитет по развитию малого бизнеса админист­ рации Л ипецкой области, органы местного самоуп­ равления Улучшение юргового обслуживания сельского населения путем обеспече­ ния территориальной и ценовой доступности торговых услуг, выравни­ вания уровня торгового обслуживания сельского и городского населения, развития инфраструктуры потребительского рынка в сельской местности на основе совершенствова­ ния размещ ения и видового разнообразия ю рговы х предприятий, создания благоприятных экономических условий для повышения эффектив­ ностидеятельности предприятий торговли в сельской местности. Создание экономических и организационных условий для устойчивого развития торгового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентной среды в сфере юргового обслужи­ вания на селе, способству­ ющей привлечению субъектов малого бизнеса в данную сферудеятель­ ности. Создание благо­ приятных экономических условий для повышения эффективности деятельно- ясти предприятий торговли. Содействие созданию новых предпри­ ятий торгового обслужива­ ния населения в сельской местности на основе привлечения инвестиций. Повышение благосостоя­ ния и занятости сельского населения. 2(Ю4-2(Ю5 годы Потребность в финансо­ вых средствах на реализа ­ цию мероприятий Программы и з средств областного бюджета составляет50 ,66 млн. руб ., в том числе: ^ 0 4 год —25 ,55 млн. руб .; 2005 год—25,11 млн. р ^ . Основными источниками финансирования Програм­ мы являются средства областного бюджета в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий год. Объемы бюджетного финансирования будут уточняться в процессе принятия бюджета на соответствующий год. В максимальном варианте бюджетного финансирова­ ния будут задействованы все мероприятия и направления, в минималь­ ном — т лько те, которые являются наиболее необходимыми. Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области Постановление шестнадцатой сессии Липецкого областного Советадепутатов третьего созыва № 392 -пс от27 .11.2003 г. оПрограммегосудатрвсеннпоойдержки торгвогооблсужвианисяельксогноаселения Липецкойобластив2004-2005гг. Рассмотрев представленный главой администрации обла­ сти проект Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004- 2005гг., учитывая решение комитета областного Совета депу­ татов по экономике, в целях улучшения торгового обслужива­ ния сельского населения, областной Совет депутатов поста­ новляет: 1. Утвердить Программу государственной поддержки тор­ гового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005ГТ. (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офи­ циального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. Количество населенных пунктов, не имеющих торговых предприятий Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: Улучшение юргового обслуживания сельского населения позволит увеличить объемы оборота розничной торговли в сельских населенных пунктах области по сравнению с 2002 годом: в 2004 г. - д о 105,4% ; в 2 0 0 5 г. - д о 110,2% . Создание в сельских населенных пунктах ю рговой инфраструктуры на основе разнообразия субъектов ю рговой деятельности. Выравнива­ ние уровня торгового обслуживания сельскою и ю родскою населения. Создание дополнительных рабочих мест. ВВЕДЕНИЕ Программа государственной поддфж ки торгового обслужи­ вания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. ос ­ новывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава Липецкой области Российской Федерации и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере торговли и обществен­ ного питания. Наметившееся оживление и положительная динамика разви­ тия основных отраслей экономики привели к устойчивому пози ­ тивному состоянию потребительского рынка области. За последние годы в области наблюдается положительная тен­ денция роста объемов продаж. Активно развивается и совершен­ ствуется материально-техническая база торговли и обществен­ ного питания. Внедряются новые прогрессивные формы и мето­ ды торгового обслуживания населения. Насыщенность предпри­ ятий торговли товарами народного потребления носит стабиль­ ный, сбалансированный характер, основной чертой которого яв­ ляется отсутствие товарного дефицита. Вместе с тем позитивные изменения в сфере торговли и об ­ щественного питания коснулись в основном торгового обслужива­ ния городского населения. Развитие потребительского рынка на селе осуществляется значительно медленнее и сопровождается ря­ дом негативных проявлений. Как социально ориентированная сис­ тема, потребительски кооперация постепенно снижает свою зна­ чимость в торговом обслуживании сельского населения. Удельный вес розничного оборота потребительских обществ в сельской мес­ тности имеет постоянную тенденцию к снижению. В то же время субъекты малого предпринимательства экономически не заинте­ ресованы развивать торговую деятельность в отдаленных и мало­ населенных пунктах. Совокупность этих факторов приводит к ухуд­ шению торгового обслуживания сельского населения. Для стимулирования и развития торговых процессов в сельс­ кой местности необходимо создать конкурентоспособную торго­ вую инфраструктуру на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности, способствующую максималь­ ному удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потребления и услугах общественного питания. 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Средняя численность сельского населения в 2002 году состав­ ляла 431,6 тысячи человек, или 35 % от общей численности насе­ ления области. Торговым обслуживанием сельского населения занято около 3,7 тысячи предприятий торговли, общественного питания раз­ личных организационно-правовых форм. В районах функциони­ рует 21 рынок и 26 мини-рынков (торговых площадок). Становление рыночных отношений в сфере торговли привело к значительным структурным изменениям. Прирост сети предпри­ ятий торговли и общественного питания происходит в основном за счет субъектов малого предпринимательства. При этом коли­ чество стационарных торговых предприятий потребительской ко­ операции постоянно сокращается. Если на 01.01.90 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось 1739 магазинов, то на 01.01.2003 г. — 955. Сокращение торговых предприятий происходит из -за низкой рентабельности и убыточности торгового обслуживания в отда­ ленных селах. Нотой же причине индивидуальные предпринима­ тели не заинтересованы открывать свои предприятия в этих на­ селенных пунктах. В результате более половины сельских населенных пунктов области не имеют торговых предприятий. В Воловском районе около 20% сельских жителей не обслуживается предприятиями рознич­ ной торговли, в Добринском, Долгоруковском, Чаплыгинском— до 10% сельского населения. В эти села организуются выезды авто­ лавок потребительской коопериции и предпринимателей. Но 167 сельских населенных пунктов области вообще не охвачено торго­ вым обслуживанием. Наибольшее число таких населенных пунктов — в Добринском, Измалковском, Долгоруковском районах. Населе­ ние этих сел и деревень вынуждено приобретать товары первой необходимости в ближайших сельских населенных пунктах. № Л/п Наименование районов Коли* чество населен­ ных пунктов - всего по району С1редняя числен- ность сельского насел^ия (без рай­ центров) Населенные пункты, не имеющие торговых гюедпоиятий Всего в т.ч. не охваченных торговым обсл^ванием Коли­ чество населен­ ных пун 1 аов Доля в общей числен­ ности населен­ ных пунктов района (%) Коли­ чество населен­ ных пунктов Доля в общей числен­ ности населен­ ных пунктов района (%) 1. Волоаский 76 12713 51 67,1 15 19,7 2. Грязинский 56 26360 17 30,4 8 14,3 3. №<п>вШ1й 138 17100 79 57,2 - - 4. Добринсшй 114 30582 52 45,6 44 38,6 5. Дрбровский 43 20847 15 34,9 - - 6. Долгоруковский 95 15540 62 65,3 20 21,1 7. Елецкий 90 30091 46 51,1 15 16,7 8. Задонский 117 26682 50 42.7 - - 9. Изналкоеский 119 14643 78 65,5 35 29,4 10. Краснинсхий 83 11678 53 63,9 - - 11. Лебедянский 86 24137 39 45,3 - 12. Лев-Толстоеский 43 8777 21 48,8 - ■ - 13. Липецкий 85 48824 27 31,8 8 9,4 14. Станоалянский 115 15186 68 59,1 - - 15. Тербунский 74 17062 35 47,3 5 6,8 16. Усманский 60 33484 26 43,3 - - 17. Хлеяенский 45 15784 17 37,8 13 28,9 18. Чаплыгинский 97 22203 64 66,0 4 4,1 ИТОГО 1536 391693 800 52,1 167 10,9 В 2002 году оборот по всем каналам реализации в сельских населенных пунктах составил 4 ,7 млрд, р ^ . , или в сопоставимых ценах к уровню 2001 года 101% (темп роста по области — 104%). Анализ динамики оборота розничной торговли и обществен­ ного питания по городам и сельским населенным пунктам в сопо­ ставимых ценах за период 1990-2002 гг. показывает, что в 2002 году в городах области он достиг уровня 1990 года. В то же время оборот торговых предприятий в сельских населенных пунктах име­ ет устойчивую тенденцию к снижению. В 2002 г. удельный вес оборота торговли в сельской местнос­ ти составил 11% от оборота в целом по области, или сократился более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. Оборот розничной торговли и общественного питания на душу населения в сельских населенных пунктах сложился в сумме 9,1 тыс. руб. при среднеобластном показателе 19,2 тыс. руо. В 1990 году уровни потребления товаров жителями городов и сельской местности были практически одинаковы. В настоящее время уро­ вень потребления товаров жителями городов более чем в 2 раза превышает уровень потребления товаров сельскими жителями. Предприятиями потребительской кооперации в 2002 году про­ дано товаров и оказано услуг общественного питания на душу на­ селения на сумму 2,6 тыс. руб. Ситуация с обеспечением сельского населения продовольствен­ ными товарами остается стабильной и характеризуется наличием в продаже всех групп продуктов питания. Однако торговые предприятия по продаже непродовольствен­ ных товаров в основном сосредоточены в районных центрах и спе­ циализируются на ограниченном количестве групп товаров: хозяй­ ственных, галантерейных, стройматериалах, школьно-письменных принадлежностях, а жители сел и деревень не имеют возможности приобрести даже необходимые товары повседневного спроса; одеж­ ду, обувь массового спроса, ткани, нитки, иголки, электролампоч­ ки, ^ н ы е щетки, посуду и т.д. Роль системы потребительской кооперации в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах народного потребле­ ния систематически снижается. Удельный вес оборота розничной тодговли предприятий потребительской кооперации в торговом обороте сельских населенных пунктов в 2(Ю2 г. составил 21%; доля непродовольственньи товаров в структуре оборота— от 6% до 16%. Около 30% предприятий потребительской кооперации убыточ­ ны, за 2002 год общая сумма убытков составила 2,5 млн.руб. Не­ смотря на это, потребительские общества продолжают содержать эти торговые предприятия. Развитие торговой деятельности в сельской местности сдер­ живается рядом неблагоприятных факторов; недостатком собствен­ ных оборотных средств торговых предприятий, значительными транспортными издержками, низкой платежеспособностью насе­ ления, недостатком квалифицированных кадров, невысокой зара­ ботной платой работников торговли. Одним из источников повышения доходов сельских жителей является развитие сельских подворий. За 2002 год предприятия­ ми потребительской кооперации закуплено у населения сельскохо­ зяйственной продукции и сырья на сумму 160 млн. руб. В целях увеличения доходов сельских жителей необходимо дальнейшее ком­ плексное решение задач по возрождению закупочной деятельнос­ ти, расширению в сельской местности сети магазинов -заготови­ тельных пунктов, в которых можно обменять сельскохозяйственную продукцию на товары. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОД­ ДЕРЖКИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2004-2005 гг. 2 .1 . Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации предприниматель­ ских инвестиционных проектов, направленных на развитие сети предприятий торговли, общественного питания и з а ­ готовительных пунктов в сельских населенных пунктах. Средства будут выделены в рамках исполнения программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области с изменениями и дополнениями к ней. Государственная поддержка будет оказываться на конкурсной основе в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реа­ лизации инвестиционных проектов в приоритетных для области направлениях предпринимательской деятельности, в том числе в сфере развития торговли, общественного питания и заготови­ тельной деятельности. 2 .2 . Приобретение автотранспортных средств (хлебных фургонов и автолавок) д л я обслуживания сельских насе - (Продолжение на 17 -й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz