Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 16 января 2004 г., № 8-9 (22136-22137) ПРОГРАММА государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы: Основание для разработки: Государственный заказчик Программы: Разработчик программы: Исполнители Прюграммы: Основная цель Программы: Основные задачи Программы: Сроки реализации Программы: Объемы и источники финансирования Программы: Контроль за исполнением Программы: Программа государствен ной поддержки торгового обслуживания сельского ■ населения Липецкой области в 2004-2005 гг. (далее —Программа) Закон Липецкой области от08 .01 .2003 г. № 2 7 -0 3 «О программе экономичес кого и социального развития Липецкой области на 2003 год» Администрация Липецкой области Департамент потребитель ского рынка администра ции Липецкой области Департамент потребитель ского рынка администра ции Л ипецкой области, комитет по развитию малого бизнеса админист рации Л ипецкой области, органы местного самоуп равления Улучшение юргового обслуживания сельского населения путем обеспече ния территориальной и ценовой доступности торговых услуг, выравни вания уровня торгового обслуживания сельского и городского населения, развития инфраструктуры потребительского рынка в сельской местности на основе совершенствова ния размещ ения и видового разнообразия ю рговы х предприятий, создания благоприятных экономических условий для повышения эффектив ностидеятельности предприятий торговли в сельской местности. Создание экономических и организационных условий для устойчивого развития торгового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентной среды в сфере юргового обслужи вания на селе, способству ющей привлечению субъектов малого бизнеса в данную сферудеятель ности. Создание благо приятных экономических условий для повышения эффективности деятельно- ясти предприятий торговли. Содействие созданию новых предпри ятий торгового обслужива ния населения в сельской местности на основе привлечения инвестиций. Повышение благосостоя ния и занятости сельского населения. 2(Ю4-2(Ю5 годы Потребность в финансо вых средствах на реализа цию мероприятий Программы и з средств областного бюджета составляет50 ,66 млн. руб ., в том числе: ^ 0 4 год —25 ,55 млн. руб .; 2005 год—25,11 млн. р ^ . Основными источниками финансирования Програм мы являются средства областного бюджета в соответствии с законом об областном бюджете на соответствующий год. Объемы бюджетного финансирования будут уточняться в процессе принятия бюджета на соответствующий год. В максимальном варианте бюджетного финансирова ния будут задействованы все мероприятия и направления, в минималь ном — т лько те, которые являются наиболее необходимыми. Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области Постановление шестнадцатой сессии Липецкого областного Советадепутатов третьего созыва № 392 -пс от27 .11.2003 г. оПрограммегосудатрвсеннпоойдержки торгвогооблсужвианисяельксогноаселения Липецкойобластив2004-2005гг. Рассмотрев представленный главой администрации обла сти проект Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004- 2005гг., учитывая решение комитета областного Совета депу татов по экономике, в целях улучшения торгового обслужива ния сельского населения, областной Совет депутатов поста новляет: 1. Утвердить Программу государственной поддержки тор гового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005ГТ. (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его офи циального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. Количество населенных пунктов, не имеющих торговых предприятий Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: Улучшение юргового обслуживания сельского населения позволит увеличить объемы оборота розничной торговли в сельских населенных пунктах области по сравнению с 2002 годом: в 2004 г. - д о 105,4% ; в 2 0 0 5 г. - д о 110,2% . Создание в сельских населенных пунктах ю рговой инфраструктуры на основе разнообразия субъектов ю рговой деятельности. Выравнива ние уровня торгового обслуживания сельскою и ю родскою населения. Создание дополнительных рабочих мест. ВВЕДЕНИЕ Программа государственной поддфж ки торгового обслужи вания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. ос новывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава Липецкой области Российской Федерации и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере торговли и обществен ного питания. Наметившееся оживление и положительная динамика разви тия основных отраслей экономики привели к устойчивому пози тивному состоянию потребительского рынка области. За последние годы в области наблюдается положительная тен денция роста объемов продаж. Активно развивается и совершен ствуется материально-техническая база торговли и обществен ного питания. Внедряются новые прогрессивные формы и мето ды торгового обслуживания населения. Насыщенность предпри ятий торговли товарами народного потребления носит стабиль ный, сбалансированный характер, основной чертой которого яв ляется отсутствие товарного дефицита. Вместе с тем позитивные изменения в сфере торговли и об щественного питания коснулись в основном торгового обслужива ния городского населения. Развитие потребительского рынка на селе осуществляется значительно медленнее и сопровождается ря дом негативных проявлений. Как социально ориентированная сис тема, потребительски кооперация постепенно снижает свою зна чимость в торговом обслуживании сельского населения. Удельный вес розничного оборота потребительских обществ в сельской мес тности имеет постоянную тенденцию к снижению. В то же время субъекты малого предпринимательства экономически не заинте ресованы развивать торговую деятельность в отдаленных и мало населенных пунктах. Совокупность этих факторов приводит к ухуд шению торгового обслуживания сельского населения. Для стимулирования и развития торговых процессов в сельс кой местности необходимо создать конкурентоспособную торго вую инфраструктуру на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности, способствующую максималь ному удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потребления и услугах общественного питания. 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Средняя численность сельского населения в 2002 году состав ляла 431,6 тысячи человек, или 35 % от общей численности насе ления области. Торговым обслуживанием сельского населения занято около 3,7 тысячи предприятий торговли, общественного питания раз личных организационно-правовых форм. В районах функциони рует 21 рынок и 26 мини-рынков (торговых площадок). Становление рыночных отношений в сфере торговли привело к значительным структурным изменениям. Прирост сети предпри ятий торговли и общественного питания происходит в основном за счет субъектов малого предпринимательства. При этом коли чество стационарных торговых предприятий потребительской ко операции постоянно сокращается. Если на 01.01.90 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось 1739 магазинов, то на 01.01.2003 г. — 955. Сокращение торговых предприятий происходит из -за низкой рентабельности и убыточности торгового обслуживания в отда ленных селах. Нотой же причине индивидуальные предпринима тели не заинтересованы открывать свои предприятия в этих на селенных пунктах. В результате более половины сельских населенных пунктов области не имеют торговых предприятий. В Воловском районе около 20% сельских жителей не обслуживается предприятиями рознич ной торговли, в Добринском, Долгоруковском, Чаплыгинском— до 10% сельского населения. В эти села организуются выезды авто лавок потребительской коопериции и предпринимателей. Но 167 сельских населенных пунктов области вообще не охвачено торго вым обслуживанием. Наибольшее число таких населенных пунктов — в Добринском, Измалковском, Долгоруковском районах. Населе ние этих сел и деревень вынуждено приобретать товары первой необходимости в ближайших сельских населенных пунктах. № Л/п Наименование районов Коли* чество населен ных пунктов - всего по району С1редняя числен- ность сельского насел^ия (без рай центров) Населенные пункты, не имеющие торговых гюедпоиятий Всего в т.ч. не охваченных торговым обсл^ванием Коли чество населен ных пун 1 аов Доля в общей числен ности населен ных пунктов района (%) Коли чество населен ных пунктов Доля в общей числен ности населен ных пунктов района (%) 1. Волоаский 76 12713 51 67,1 15 19,7 2. Грязинский 56 26360 17 30,4 8 14,3 3. №<п>вШ1й 138 17100 79 57,2 - - 4. Добринсшй 114 30582 52 45,6 44 38,6 5. Дрбровский 43 20847 15 34,9 - - 6. Долгоруковский 95 15540 62 65,3 20 21,1 7. Елецкий 90 30091 46 51,1 15 16,7 8. Задонский 117 26682 50 42.7 - - 9. Изналкоеский 119 14643 78 65,5 35 29,4 10. Краснинсхий 83 11678 53 63,9 - - 11. Лебедянский 86 24137 39 45,3 - 12. Лев-Толстоеский 43 8777 21 48,8 - ■ - 13. Липецкий 85 48824 27 31,8 8 9,4 14. Станоалянский 115 15186 68 59,1 - - 15. Тербунский 74 17062 35 47,3 5 6,8 16. Усманский 60 33484 26 43,3 - - 17. Хлеяенский 45 15784 17 37,8 13 28,9 18. Чаплыгинский 97 22203 64 66,0 4 4,1 ИТОГО 1536 391693 800 52,1 167 10,9 В 2002 году оборот по всем каналам реализации в сельских населенных пунктах составил 4 ,7 млрд, р ^ . , или в сопоставимых ценах к уровню 2001 года 101% (темп роста по области — 104%). Анализ динамики оборота розничной торговли и обществен ного питания по городам и сельским населенным пунктам в сопо ставимых ценах за период 1990-2002 гг. показывает, что в 2002 году в городах области он достиг уровня 1990 года. В то же время оборот торговых предприятий в сельских населенных пунктах име ет устойчивую тенденцию к снижению. В 2002 г. удельный вес оборота торговли в сельской местнос ти составил 11% от оборота в целом по области, или сократился более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом. Оборот розничной торговли и общественного питания на душу населения в сельских населенных пунктах сложился в сумме 9,1 тыс. руб. при среднеобластном показателе 19,2 тыс. руо. В 1990 году уровни потребления товаров жителями городов и сельской местности были практически одинаковы. В настоящее время уро вень потребления товаров жителями городов более чем в 2 раза превышает уровень потребления товаров сельскими жителями. Предприятиями потребительской кооперации в 2002 году про дано товаров и оказано услуг общественного питания на душу на селения на сумму 2,6 тыс. руб. Ситуация с обеспечением сельского населения продовольствен ными товарами остается стабильной и характеризуется наличием в продаже всех групп продуктов питания. Однако торговые предприятия по продаже непродовольствен ных товаров в основном сосредоточены в районных центрах и спе циализируются на ограниченном количестве групп товаров: хозяй ственных, галантерейных, стройматериалах, школьно-письменных принадлежностях, а жители сел и деревень не имеют возможности приобрести даже необходимые товары повседневного спроса; одеж ду, обувь массового спроса, ткани, нитки, иголки, электролампоч ки, ^ н ы е щетки, посуду и т.д. Роль системы потребительской кооперации в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах народного потребле ния систематически снижается. Удельный вес оборота розничной тодговли предприятий потребительской кооперации в торговом обороте сельских населенных пунктов в 2(Ю2 г. составил 21%; доля непродовольственньи товаров в структуре оборота— от 6% до 16%. Около 30% предприятий потребительской кооперации убыточ ны, за 2002 год общая сумма убытков составила 2,5 млн.руб. Не смотря на это, потребительские общества продолжают содержать эти торговые предприятия. Развитие торговой деятельности в сельской местности сдер живается рядом неблагоприятных факторов; недостатком собствен ных оборотных средств торговых предприятий, значительными транспортными издержками, низкой платежеспособностью насе ления, недостатком квалифицированных кадров, невысокой зара ботной платой работников торговли. Одним из источников повышения доходов сельских жителей является развитие сельских подворий. За 2002 год предприятия ми потребительской кооперации закуплено у населения сельскохо зяйственной продукции и сырья на сумму 160 млн. руб. В целях увеличения доходов сельских жителей необходимо дальнейшее ком плексное решение задач по возрождению закупочной деятельнос ти, расширению в сельской местности сети магазинов -заготови тельных пунктов, в которых можно обменять сельскохозяйственную продукцию на товары. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОД ДЕРЖКИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2004-2005 гг. 2 .1 . Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации предприниматель ских инвестиционных проектов, направленных на развитие сети предприятий торговли, общественного питания и з а готовительных пунктов в сельских населенных пунктах. Средства будут выделены в рамках исполнения программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области с изменениями и дополнениями к ней. Государственная поддержка будет оказываться на конкурсной основе в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реа лизации инвестиционных проектов в приоритетных для области направлениях предпринимательской деятельности, в том числе в сфере развития торговли, общественного питания и заготови тельной деятельности. 2 .2 . Приобретение автотранспортных средств (хлебных фургонов и автолавок) д л я обслуживания сельских насе - (Продолжение на 17 -й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz