Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
22 мая 2004 г., №99-100 (22227-22228) ЛИПЕЦКАЯ газета 'Есть такая проф ессия Резать камень дело тонкое Камень доломит в Данкове добывают с незапамятных времен. Первоначально этот минерал широко использовался в хозяйственном строительстве. Из него получались сверхпрочные заборы, напоминающие крепостные стены. Они кое-где сохранились до сих пор. Доломит был незаменимым материалом для сооружения фундаментов, подвалов, гаражей, складов и прочих построек подобного типа. Годился он и для мощения дорог, городских улиц. Одним словом, потребность в камне была всегда и удовлетворялась она без особых проблем, потому что его запасы в подземных кладовых поистине неисчерпаемы. Сначала доломит добы вался кустарным способом. Широкомасштабная про мышленная разработка его залежей началась в тридца тые годы прошлого столетия, когда был открыт первый карьер. Получаемый здесь так называемый путевой ще бень использовался в каче стве балласта при устройстве верхнего слоя железнодорож ных путей. С 1962 года про дукция данковских горняков нашла новое применение. На сей раз в черной металлур гии. В качестве флюса доло мит стал незаменимой добав кой при выплавке чугуна. С тех пор производство флюсов является приоритетным в АО “Доломит’ . Однако сфера применения • гевзрачного на вид минера- .а этим не ограничивается. Поиском и усилиями специ алистов она постоянно рас ширяется. Мелкая фракция камня широко используется в производстве бетона и же лезобетонных изделий. Вот уже почти четверть века до ломит верой и правдой слу жит сельскому хозяйству. ^П о л у ч ен н ая из него мука ет.дяется лучшим раскисли- телем почв. Кроме того, на шла она применение и в сте кольном производстве. А еще лет десять назад в АО “Доло мит” на основе этого мине рала освоен выпуск грунто цементного кирпича. Но, странное дело, до се редины девяностых годов минувшего века почему-то ни у кого не возникало мысли использовать доломит как декоративный отделочный материал. Однако всему свое время. Оно пришло в годы развала Союза, когда из быв ших братских республик в Россию хлынули потоки го нимых и притесняемьгх вы- , нужденных переселенцев. Среди них в Липецке оказа лась группа специалистов мнению Александра Василь евича, он не только знал все тонкости технологии, но и чувствовал камень, в каждой его глыбе замечал какие-то неуловимые особенности. К сожалению, ввиду некоторых обстоятельств В. Сафонов сменил профессию и ушел из цеха. Но, как гов^ится, свято место пусто не оьгвает. Тра диции Василия Васильеви ча достойно продолжает его племянник Андрей Завгород- ний. Однако учеником сво его дяди он никогда не был и на участок декоративной обработки камня пришел вовсе не ради продолжения семейной династии. — Все гораздо проще, — объяснил Андрей Станисла вович. — Мне нравится со здавать красоту собственны ми руками. ^Декоративно обработан ный доломит в виде облицо вочных плиток действитель но очень красив. Поражает прежде всего разно расцветка изделий. Каждая азная каменная пластина испещ рена замысловатыми орна ментами коричневого, серо го, светло-коричневого, пале вого, приглушенного желто го цвета с различными свет лыми и темными вариация ми. На протяжении тысяче летий мать-природа творила эту красоту, и в ней вопло тились ее мудрость, величие, непостижимость и неразга данная тайна. Однако до поры до време ни эта красота как бы щ>я- чется внутри камня. Для того, чтобы извлечь ее на свет Божий, надо много и упорно потрудиться. Сначала А. Зав- городний по только одному ему известным признакам выбирает в карьере доломи-, товвде плиты. Весит 1^аждый такой “камешек” не камнерезного производства 1 . На из Самарканда бывшей своей родине они занимались обработкой мрамора, грани та, яшмы, радонита. Поскольку залежей таких минералов в нашей области нет, многоопытные камнере зы обратили свои взоры на доломит. Вывод был сделан однозначный и весьма обна деживающий: этот камень, по многим характеристикам сходный с мрамором, впол не пригоден для производ ства отделочных материалов. Так, в АО “Доломиг’ было положено начало созданию участка декоративной обра ботки камня. Для того, чтобы новое производство заработало в полную силу, потребовалось более двух лет. Столько вре мени ушло на модернизацию одного из цехов, оснащение уРОстанками с числовым 1 гоо- I . По- граммным управлением, скольку своих камнерезов на комбинате отродясь не было, первую скрипку в налажи вании и освоении нового про изводства играли, разумеет ся, бывшие самаркандцы. Рядом с ними учились ново му делу коренные данковча- не. Многие из них стали впоследствии высококласс ными мастерами-камнереза- ми. Начальник участка де коративной обработки камня А. Филатов в числе лучших называет В. Сафонова. По блоков на пластины опреде ленной толщины. Потом сле дует их окантовка, после чего они обретают оконча тельную форму прямоуголь ной плитки. Когда фреза “вгрызается” в неподатливый камень, она издает невероятный визг и скрежет. Уму непостижимо, кгпс изо дня в день, из года в год можно работать в таком адском шуме. —Ничего особо страшно го в этом нет, — пожимает плечами Завгородний. — Лично я к этому привык, когда работал бурильщи ком. При бурении, доложу вам, шум не меньше, даже побольше. К тому же, — по ясняет Андрей Станиславо вич, — работают камнерезы в шумопоглощающих науш никах, в респираторах, защи щающих от каменной пыли, в специальных комбинезо нах. А еще обратите внима ние на эти струи воды, по стоянно поступающие к мес там пропила камня. Они ох лаждают режущие сегменты станков и смачивают образу ющуюся пыль. Поэтому она не попадает в воздух, а смы вается в специальный водо отстойник. Так что с охраной труда у нас полный порядок. Однако распилить камен ную глыбу на прямоугольные пластины — это только по ловина дела. На этой стадии плитка еще не является пол ноценным отделочным мате риалом. Для того, чтобы сде лать ее таковым, требуются такие операции, как шлифов ка и полировка. На после дней стадии используется войлок с алмазной пылью. После полировки плитка обретает блеск, на ней в пол ной мере проявляется все многообразие цветовых от тенков и созданных природой причудливых орнаментов. Одним словом, открывается вся та красота, которую нра вится творить собственными руками бригадиру данковс- [нерезов Аг ких кам ндрею Зав- городнему вместе с девятью своими товарищами. Они все настоящие масте ра своего дела, и все же не будет преувеличением ска зать, что А. Завгородний — 4-5 тонн. — Брать первый попав шийся под руку камень нельзя, —объясняет Андрей Станиславович. — Каждая глыба должна быть опреде ленных размеров и формы, совершенно исключено нали чие даже мельчайших тре щин. Игнорирование этих требований может сильно осложнить весь процесс об работки и привести к браку. Тут мало одних только тео ретических знаний и практи ческих навыков. Необходима еще и своего рода интуиция. Всего этого А. Завгород- нему не занимать, потому что на комбинате он не новичок. Успел поработать бурильщи ком и вот уже пять лет тру дится на участке декоратив ной обработки. На недоста ток теоретических знаний тоже грех жаловаться, пото му что имеет диплом об окон чании горного техникума. Многотонная глыба доло мита — это вам не буханка хлеба и даже не металличес кая болванка. Карманным ножиком или обычным рез цом ее не разрежешь. Тут ну жен инструмент посерьезнее. Сначала камнерез, наподобие скульптора, отсекает, то бишь отрезает от бесформен ной глыбы все лишнее и пре вращает ее в прямоугольный блок. Для этого используют ся специальные план-шай- бы с вкраплением мелкой ал мазной крошки. Следующая операция — распиливание 1 а в цехе самая замет ная. И не потому только, что как бригадир он умеет четко организовать работу своих подчиненных, создать в кол лективе атмосферу взаимно го доверия и благожелатель- ‘'^нбс^и! Он еще й мастер на все руки, поскольку в совершен стве знает все имеющееся в цехе оборудование, умеет его настроить и отладить. Поэто му и работать может на рас пиловочных, полироваль ных, шлифовальных и про чих' уникальных станках, предназначенных для деко ративной обработки камня. Камнерезное производ ство в АО “Доломит” не яв ляется основным, однако и его в какой-то степени мож но считать визитной карточ кой предприятия, потому что продукция данковских мастеров пользуется доволь но широким и устойчивым спросом. Ее знают в Тамбо ве, Воронеже, Мичуринске, Беларуси. По словам на- чгшьника цеха А. Филатова, сработанная в Данкове плитка является отличным материалом для отделки культовых построек. Ее ис пользовали при строитель стве Храма Спасителя в Москве, при восстановлении церквей в нашей области. Постамент величественного памятника Петру в Липец ке отделан, между прочим, тоже плиткой данковских камнерезов. 'Уних и их бри гадира А. Завгороднего есть все основания гордиться делом рук своих. Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. “Липецкой газеты”. г. Данков. ^Вниманию жителей Данковского района! в первых числах июня, как уже сообщала “Липецкая газета” , в Данкове намечено про вести День открытого письма. В информации о предстоящем мероприятии мы ^ е обра щались с просьбой к данковчанам принять самое активное участие в его подготовке. Форма участия проста: любой житель города и сел района может подать письменную или устную жалобу в “Липецкую газету” или га зету “Заветы Ильича” , задать любой жизнен но важный вопрос. В ходе Дня открытого пись ма все обращения будут внимательно рас смотрены, на все поступившие вопросы даны ответы. Писать: 398055, г. Липецк, ул. Московс кая, 83, редакция “Липецкой газеты” . На конверте желательна пометка “День откры того письма” . Телефоны для связи в Липецке: 33-01-77, 33-01-79: в Данкове: 6-37-70 (собственный корреспондент “Липецкой газеты” Анатолий Павлович Мерлев). Адрес и телефоны районной газеты “За веты Ильича” данковчанам известны. О дате, времени и месте проведения Дня открытого письма будет сообщено дополни тельно. Следите за нашими публикациями. ^Анонс Тимур и Маугли новейшего времени Послезавтра в киноконцертном зале “Октябрь” начинается Неделя детского кино, приуроченная к Международному дню защиты детей. По окончании церемонии открытия и выступлений юных липецких ^талантов будет показан фильм “Тимур и его командос” известного петербургского режиссера Игоря Масленникова. События, описанные в конце 30-х годов прошлого века в повести А. Гайдара, приведены им в полное соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Тимур — сын “нового русского”, приезжающий в родные края для отдыха от учебы в Англии, и творить добро герой может не иначе как с помощью своих телохранителей. На следующий день перед зрителями раскроется 'Тайна За- борского омута” Евгения Соколо ва. Если верить фантазии созда телей картины, и в наших водо емах при желании найдется чудо вище, подобное Лохнесскому. Еще одна загадка в кинодра ме “Тайна Голубой долины”, так же поставленная Е. Соколовым (и, кстати, на той же студии — “Си- небридж”). Заметка об этом филь ме в одной из столичных газет была озаглавлена "Наш отече ственный Маугли". Так что понят но, с кем в данной долине встре тятся отправившиеся туда подро стки. Кроме названных работ рос сийских кинематографистов, в про грамму Недели включены фильмы “Кот”, “Лохматый спец наз” и “Приключения динозавра Барни", в них мастера американ ского экрана демонстрируют свои последние достижения в области анимации и работы на съемочной площадке с животными. (Соб. инф.). ^Из ПОЧТЫ “Былого” “У меня сейчас живет Шолохов...” К 99-летию со дня рождения автора “Тихого Д она” Приведу цитату, вынесенную в заголовок, полностью: “У меня сейчас живет Шолохов. Он написал очень значительную вещь...” Это строчки из письма Василия Кудашева от 19 октября 1927 года. Как известно, с именем уроженца данковской земли одаренного прозаика Куда шева связана самая громкая сенсация в истории гениаль ного шолоховского романа “Тихий Дон”. Она положила конец всякого рода измыш лениям, ставившим под со мнение, что авторство эпопеи принадлежит Михаилу Шо лохову. Был обнаружен ее текст, выправленный шоло ховской рукой. Тот самый текст, который накануне Ве ликой Отечественной войны был передан Василию Куда шеву самим писателем. Многие русские земли со единяет, объединяет Дон, Дон Иванович, Тихий Дон. Причем это ведь не просто географический, это важней ший культурно-историчес кий момент. И в творчестве Шолохова, в судьбе Шолохо ва он сыграл особую роль. Простой пример: и в “Донс ких рассказах”, и в “Тихом Доне” выдающийся худож ник использовал песни, бы товавшие в нашем Подсте пье, Подонье. К слову, уни кальные образцы этого фоль клорного богатства мы нахо дим в “Собрании народных песен П.В. Киреевского”. А П.И. Якушкин зафиксиро вал, что песни о донском ка зачестве звучали и под Дан- ковом, и под Раненбургом, и под Задонском, и под Лебе дянью. Многие нити связывают Шолохова с нашими краями. “Отец мой — выходец из Ря занской губернии...” — пи сал Михаил Александрович в автобиографии. Напомню: полвека назад десять районов Рязанщины вошли в состав Липецкой области. Хорошо знали Шолохова и два писателя, которых мы по праву называем нашими земляками: Василий Куда шев и Василий Ряховский. Их свидетельства о Шолохо ве имеют большое значение. В книге “Строка, оборван ная пулей” опубликованы воспоминания Ряховского “О моем земляке и друге”. Он рассказал о Шолохове и Ку дашеве: “Эти два литератур ных сверстника столкнулись в самом истоке своего писа тельского пути. Молодой Шолохов, тогда еще автор только “Донских рассказов”, не имевший в Москве приста нища, нашел в Кудашеве ис тинного друга, уже тогда по верившего в исключительное дарование своего нового зна комца...”. И далее: “Приез жая в Москву, молодой Шо лохов поселялся в тесной комнатке Кудашева, спал на раскинутом на полу наголь ном полушубке. Здесь, в дол гих ночных беседах, обсуж дался замысел “Тихого Дона”, сюда потом Шолохов привозил свои пухлые руко писи, здесь читались первые главы знаменитого романа”. В той же книге есть и ме муарное эссе Михаила Велич ко “Чекан его души”, вос создающее редакционные будни “Журнала крестьянс кой молодежи”. Возглавляв ший литературный отдел журнала Кудашев сообщил своему сотруднику и едино мышленнику: “Сегодня в ре дакцию должен зайти Шоло хов. Обязательно познаком лю тебя с ним — вот талант, как гора среди поля!”. М. Величко вспоминает: “Шоло хов, уехавший в станицу пи сать “Тихий Дон”, время от времени наведывался в Мос кву и всякий раз останавли вался у Кудашева... Щедрый на угощение, Василий Ми хайлович разливал крепко заваренный чай, выдавал по бутерброду на брата, а после чаепития начиналось глав ное, ради чего собирались”. Любопытнейшие подробнос ти: “Шолохов, изредка попы хивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги, четким, аккуратным, почти каллиграфическим почер ком. Мы слушали, очарован ные родниковой свежестью языка, картинами и событи ями, которые развертыва лись в повествовании”. Для нас, земляков Куда шева, особым смыслом на полнены строки дочери Шо лохова Марии Михайловны: “Отец никого не любил так сильно, как Кудашева, и тот отвечал ему тем же. Когда Кудашев записался в ополче ние, отец сказал: “Какой он вояка! Очки потеряет —вин товку не найдет”. Тот же М. Величко, наве щавший зимой 1941 года Матильду Е}мёЛьйнов!ну'Чёба- ’’ нову (жену Кудашева)', нрщел'' фронтовые письма Василия Михайловича (“И почти в каждом письме — волнение и забота о том, как бы не за терялась часть рукописи “Ти хого Дона”, оставленная Шо лоховым в квартире Кудаше вых”). Еще один фрагмент из “Строки, оборванной пулей” —фронтовое письмо Кудаше ва от 9 августа 1942 года: “Жив, здоров. Пишу тебе наскоро, но главное. Если Михаил в Москве — проси его немедленно вызвать меня через Политуправление на несколько дней. Мне необхо димо сдать ему оригинал ру кописи “Тихого Дона”. Если Михаила нет в Москве, пиши ему срочно в Вешенскую”. Сохранилось и частично опубликовано двенадцать пи сем Кудашева жене с фронта (с упоминаниями о Шолохо ве, “Тихом Доне”). Матиль да Емельяновна вспоминала, что в октябре 1941 года Шо лохов попросил отправить на фронт тут же написанную им открытку для Василия Ми хайловича: “Дорогой друг! Судьба нас с тобой разноздри- ла, но все же когда-нибудь сведет вместе. Я сегодня уез- ■жак> из Москвы, как ' ТОЛЬКО ' 'вернусь, сообщу тебе'.-'ДумаЮ,' что увидимся в Москве. 'У меня есть к тебе дела. Мотя пошлет эту открытку, она держится молодцом. Дома не был давно, но там будто бы все в порядке... Будь здоров, крепко обнимаю, целую. Твой Шолохов. Пишу корот ко, спешу. Надеюсь на ско рую встречу”. М.Е. Чебано- ва-Кудашева отмечает: “При любой возможности звонком или письменно Михаил Александрович справлялся, нет ли иных вестей о друге”. И еще из мемуаров Куда шевой: “В конце моих воспо минаний мне хочется сказать о том, как сам Михаил Алек сандрович оценивал дружбу с Кудашевым. Однажды мы сидели втроем за столом у Шолоховых в московской квартире, он поведал нам с Марией Петровной в недлин ной беседе о том, как ему тяжело, что он потерял са мого близкого человека, по- настоящему понимающего друга... — Я ведь не мог забыть тот день, когда я привез в Москву конец ‘Тихого Дона”, он знал мои мучительные трудности с завершением эпопеи Григория. Я раньше ''"мвыска'зывал ему мои вариан- Он сидел напряженно,' слушал, когда я читал, и пос ле прочитанного встал, смах нул набежавшую слезу, креп ко обнял меня, поцеловал и сказал: “Спасибо, старик!” Понимаете, это мне дороже оценки любого критика...” Отношения Шолохова и Кудашева — проблема от нюдь не только краеведчес кая. Предстоит исследовать и историю знакомства Шоло хова и Ряховского. Обладав ший скромным, но самобыт ным дарованием Ряховский — активный участник лите- . ратурного процесса 20-30-х годов. Художественные его опыты одобрил М. Горький (“Перо у Вас мягкое, сердце —должно быть — хорошее, доброе...”). Знаменательны “переклички” тем и образов в книгах Шолохова и Ряхов ского. Как и Кудашев, как и Шолохов, Ряховский уже в начале Великой Отечествен ной ушел добровольцем на фронт... В рамках небольшого га зетного эссе нет возможнос ти обстоятельно вести речь о других страницах, связыва ющих Шолохова с нашим краем, нашими земляками, прежде всего Буниным, При швиным, Но ясно одно: ис следования об авторе “Тихо го Дона” будут не полны, ущербны без липецких сюже тов и мотивов. Василий ШАХОВ, профессор, руководитель научного Центра “Липецкая энциклопедия”, член Союза журналистов и Союза писателей России. Будемлетатьбыстро, удобнои... недорого (Окончание. Начало на 1-й стр.) Ну а кафе, ресторанов, бу тиков, банкоматов - хоть от бавляй. Пожалуй, не беда, если вы отправились в доро гу с пустыми руками, здесь можно купить все, было бы на что. На смену лестничным маршам пришел эскалатор, ■учтены даже пожелания ве рующих: не выходя из зда ния, православные могут по молиться в часовне Михаила Архангела, для мусульман устроена Соборная мечеть. По залу ходят люди в форме с собачкой, похожей на спаниеля. С ее помощью охрана аэропорта предотвра щает провоз оружия, взрыв чатых веществ, наркотиков и других опасных предметов, запрещенных к авиаперевоз кам. А еще нас удивил аэро экспресс, который с утра до 22 часов готов домчать пас сажиров до Павелецкого вок зала, причем совершенно бес платно. 40 минут в пути ску чать не придется, так как в вагонах есть домашние кино театры. Кроме этого, из До модедово за 20-30 рублей круглосуточно можно уехать на автобусе-экспрессе или на маршрутках в любой район столицы... Летать в Москву и обрат но липчане теперь могут ре гулярно. Стоимость билета — 1200 рублей. Заместитель главы областной админист рации Татьяна Глуховкина сказала, что на поддержку и развитие авиации в област ном бюджете заложено 20 миллионов рублей. Пока ра бота государственного пред приятия «Липецкий аэро порт» на стадии «раскручи вания». Ведь требуется вре мя, чтобы жители области и ее гости вспомнили о преле стях полетов. И когда это произойдет, то, по словам руководителя аэропорта Александра Немкина, коли чество рейсов увеличится, появятся и новые маршру ты. Кстати, уже в июне три раза в неделю из местного аэропорта будут рейсы в Сочи. «Ну а после некоторой реконструкции взлетно-поса дочной полосы, —с осторож ным оптимизмом добавил Немкин, —можно будет осу ществить и задуманное — принимать «Боинги», выпол нять авиаперелеты Липецк — Рим и обратно». Но пока летает только маленький ЯК-42, вмещаю щий всего тридцать пасса жиров, а в первый рейс их отправилось всего девять. Среди попутчиков оказались москвичи, приезжавшие в Липецк по делам, и несколь ко наших земляков. До это го дня двукратный чемпион мира по кикбоксингу Олег Кравченко с коллегой по бизнесу Владимиром Толче- евым в столицу добирались в основном на автомобиле, и только на бензин уходило полторы тысячи рублей. А теперь они, да и все, кто ле тал первым рейсом, рады вернувшейся возможности перемещаться исключитель но по воздуху, так как это удобно, быстро и недорого. Кстати, проезд до Москвы в ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. купейном вагоне фирменно го поезда обходится в 815 рублей, в СВ - 1820! Приятной неожиданнос тью стало и то, что первый самолет провожали руково дители областной и город ской администраций, облас тного и городского Советов, они же нас и встречали пос ле полета, как космический экипаж. А благополучный взлет и мягкую посадку обес печили летчик-инструктор Владислав Старшинов, вто рой пилот Сергей Аристов, бортмеханик Владимир Гря зин и уже известная вам бортпроводница Наталья Не стерова. Как человек суеверный, я заметила хорошую примету во время полета — радуга после дождя, полукругом поднявшаяся над горизон том. К добру... Ольга БОЧКОВА. Липецк — Домодедово — Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz