Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

22 мая 2004 г., №99-100 (22227-22228) ЛИПЕЦКАЯ газета 'Есть такая проф ессия Резать камень дело тонкое Камень доломит в Данкове добывают с незапамятных времен. Первоначально этот минерал широко использовался в хозяйственном строительстве. Из него получались сверхпрочные заборы, напоминающие крепостные стены. Они кое-где сохранились до сих пор. Доломит был незаменимым материалом для сооружения фундаментов, подвалов, гаражей, складов и прочих построек подобного типа. Годился он и для мощения дорог, городских улиц. Одним словом, потребность в камне была всегда и удовлетворялась она без особых проблем, потому что его запасы в подземных кладовых поистине неисчерпаемы. Сначала доломит добы­ вался кустарным способом. Широкомасштабная про­ мышленная разработка его залежей началась в тридца­ тые годы прошлого столетия, когда был открыт первый карьер. Получаемый здесь так называемый путевой ще­ бень использовался в каче­ стве балласта при устройстве верхнего слоя железнодорож­ ных путей. С 1962 года про­ дукция данковских горняков нашла новое применение. На сей раз в черной металлур­ гии. В качестве флюса доло­ мит стал незаменимой добав­ кой при выплавке чугуна. С тех пор производство флюсов является приоритетным в АО “Доломит’ . Однако сфера применения • гевзрачного на вид минера- .а этим не ограничивается. Поиском и усилиями специ­ алистов она постоянно рас­ ширяется. Мелкая фракция камня широко используется в производстве бетона и же­ лезобетонных изделий. Вот уже почти четверть века до­ ломит верой и правдой слу­ жит сельскому хозяйству. ^П о л у ч ен н ая из него мука ет.дяется лучшим раскисли- телем почв. Кроме того, на­ шла она применение и в сте­ кольном производстве. А еще лет десять назад в АО “Доло­ мит” на основе этого мине­ рала освоен выпуск грунто­ цементного кирпича. Но, странное дело, до се­ редины девяностых годов минувшего века почему-то ни у кого не возникало мысли использовать доломит как декоративный отделочный материал. Однако всему свое время. Оно пришло в годы развала Союза, когда из быв­ ших братских республик в Россию хлынули потоки го­ нимых и притесняемьгх вы- , нужденных переселенцев. Среди них в Липецке оказа­ лась группа специалистов мнению Александра Василь­ евича, он не только знал все тонкости технологии, но и чувствовал камень, в каждой его глыбе замечал какие-то неуловимые особенности. К сожалению, ввиду некоторых обстоятельств В. Сафонов сменил профессию и ушел из цеха. Но, как гов^ится, свято место пусто не оьгвает. Тра­ диции Василия Васильеви­ ча достойно продолжает его племянник Андрей Завгород- ний. Однако учеником сво­ его дяди он никогда не был и на участок декоративной обработки камня пришел вовсе не ради продолжения семейной династии. — Все гораздо проще, — объяснил Андрей Станисла­ вович. — Мне нравится со­ здавать красоту собственны­ ми руками. ^Декоративно обработан­ ный доломит в виде облицо­ вочных плиток действитель­ но очень красив. Поражает прежде всего разно расцветка изделий. Каждая азная каменная пластина испещ­ рена замысловатыми орна­ ментами коричневого, серо­ го, светло-коричневого, пале­ вого, приглушенного желто­ го цвета с различными свет­ лыми и темными вариация­ ми. На протяжении тысяче­ летий мать-природа творила эту красоту, и в ней вопло­ тились ее мудрость, величие, непостижимость и неразга­ данная тайна. Однако до поры до време­ ни эта красота как бы щ>я- чется внутри камня. Для того, чтобы извлечь ее на свет Божий, надо много и упорно потрудиться. Сначала А. Зав- городний по только одному ему известным признакам выбирает в карьере доломи-, товвде плиты. Весит 1^аждый такой “камешек” не камнерезного производства 1 . На из Самарканда бывшей своей родине они занимались обработкой мрамора, грани­ та, яшмы, радонита. Поскольку залежей таких минералов в нашей области нет, многоопытные камнере­ зы обратили свои взоры на доломит. Вывод был сделан однозначный и весьма обна­ деживающий: этот камень, по многим характеристикам сходный с мрамором, впол­ не пригоден для производ­ ства отделочных материалов. Так, в АО “Доломиг’ было положено начало созданию участка декоративной обра­ ботки камня. Для того, чтобы новое производство заработало в полную силу, потребовалось более двух лет. Столько вре­ мени ушло на модернизацию одного из цехов, оснащение уРОстанками с числовым 1 гоо- I . По- граммным управлением, скольку своих камнерезов на комбинате отродясь не было, первую скрипку в налажи­ вании и освоении нового про­ изводства играли, разумеет­ ся, бывшие самаркандцы. Рядом с ними учились ново­ му делу коренные данковча- не. Многие из них стали впоследствии высококласс­ ными мастерами-камнереза- ми. Начальник участка де­ коративной обработки камня А. Филатов в числе лучших называет В. Сафонова. По блоков на пластины опреде­ ленной толщины. Потом сле­ дует их окантовка, после чего они обретают оконча­ тельную форму прямоуголь­ ной плитки. Когда фреза “вгрызается” в неподатливый камень, она издает невероятный визг и скрежет. Уму непостижимо, кгпс изо дня в день, из года в год можно работать в таком адском шуме. —Ничего особо страшно­ го в этом нет, — пожимает плечами Завгородний. — Лично я к этому привык, когда работал бурильщи­ ком. При бурении, доложу вам, шум не меньше, даже побольше. К тому же, — по­ ясняет Андрей Станиславо­ вич, — работают камнерезы в шумопоглощающих науш­ никах, в респираторах, защи­ щающих от каменной пыли, в специальных комбинезо­ нах. А еще обратите внима­ ние на эти струи воды, по­ стоянно поступающие к мес­ там пропила камня. Они ох­ лаждают режущие сегменты станков и смачивают образу­ ющуюся пыль. Поэтому она не попадает в воздух, а смы­ вается в специальный водо­ отстойник. Так что с охраной труда у нас полный порядок. Однако распилить камен­ ную глыбу на прямоугольные пластины — это только по­ ловина дела. На этой стадии плитка еще не является пол­ ноценным отделочным мате­ риалом. Для того, чтобы сде­ лать ее таковым, требуются такие операции, как шлифов­ ка и полировка. На после­ дней стадии используется войлок с алмазной пылью. После полировки плитка обретает блеск, на ней в пол­ ной мере проявляется все многообразие цветовых от­ тенков и созданных природой причудливых орнаментов. Одним словом, открывается вся та красота, которую нра­ вится творить собственными руками бригадиру данковс- [нерезов Аг ких кам ндрею Зав- городнему вместе с девятью своими товарищами. Они все настоящие масте­ ра своего дела, и все же не будет преувеличением ска­ зать, что А. Завгородний — 4-5 тонн. — Брать первый попав­ шийся под руку камень нельзя, —объясняет Андрей Станиславович. — Каждая глыба должна быть опреде­ ленных размеров и формы, совершенно исключено нали­ чие даже мельчайших тре­ щин. Игнорирование этих требований может сильно осложнить весь процесс об­ работки и привести к браку. Тут мало одних только тео­ ретических знаний и практи­ ческих навыков. Необходима еще и своего рода интуиция. Всего этого А. Завгород- нему не занимать, потому что на комбинате он не новичок. Успел поработать бурильщи­ ком и вот уже пять лет тру­ дится на участке декоратив­ ной обработки. На недоста­ ток теоретических знаний тоже грех жаловаться, пото­ му что имеет диплом об окон­ чании горного техникума. Многотонная глыба доло­ мита — это вам не буханка хлеба и даже не металличес­ кая болванка. Карманным ножиком или обычным рез­ цом ее не разрежешь. Тут ну­ жен инструмент посерьезнее. Сначала камнерез, наподобие скульптора, отсекает, то бишь отрезает от бесформен­ ной глыбы все лишнее и пре­ вращает ее в прямоугольный блок. Для этого используют­ ся специальные план-шай- бы с вкраплением мелкой ал­ мазной крошки. Следующая операция — распиливание 1 а в цехе самая замет­ ная. И не потому только, что как бригадир он умеет четко организовать работу своих подчиненных, создать в кол­ лективе атмосферу взаимно­ го доверия и благожелатель- ‘'^нбс^и! Он еще й мастер на все руки, поскольку в совершен­ стве знает все имеющееся в цехе оборудование, умеет его настроить и отладить. Поэто­ му и работать может на рас­ пиловочных, полироваль­ ных, шлифовальных и про­ чих' уникальных станках, предназначенных для деко­ ративной обработки камня. Камнерезное производ­ ство в АО “Доломит” не яв­ ляется основным, однако и его в какой-то степени мож­ но считать визитной карточ­ кой предприятия, потому что продукция данковских мастеров пользуется доволь­ но широким и устойчивым спросом. Ее знают в Тамбо­ ве, Воронеже, Мичуринске, Беларуси. По словам на- чгшьника цеха А. Филатова, сработанная в Данкове плитка является отличным материалом для отделки культовых построек. Ее ис­ пользовали при строитель­ стве Храма Спасителя в Москве, при восстановлении церквей в нашей области. Постамент величественного памятника Петру в Липец­ ке отделан, между прочим, тоже плиткой данковских камнерезов. 'Уних и их бри­ гадира А. Завгороднего есть все основания гордиться делом рук своих. Анатолий МЕРЛЕВ, соб. корр. “Липецкой газеты”. г. Данков. ^Вниманию жителей Данковского района! в первых числах июня, как уже сообщала “Липецкая газета” , в Данкове намечено про­ вести День открытого письма. В информации о предстоящем мероприятии мы ^ е обра­ щались с просьбой к данковчанам принять самое активное участие в его подготовке. Форма участия проста: любой житель города и сел района может подать письменную или устную жалобу в “Липецкую газету” или га­ зету “Заветы Ильича” , задать любой жизнен­ но важный вопрос. В ходе Дня открытого пись­ ма все обращения будут внимательно рас­ смотрены, на все поступившие вопросы даны ответы. Писать: 398055, г. Липецк, ул. Московс­ кая, 83, редакция “Липецкой газеты” . На конверте желательна пометка “День откры­ того письма” . Телефоны для связи в Липецке: 33-01-77, 33-01-79: в Данкове: 6-37-70 (собственный корреспондент “Липецкой газеты” Анатолий Павлович Мерлев). Адрес и телефоны районной газеты “За­ веты Ильича” данковчанам известны. О дате, времени и месте проведения Дня открытого письма будет сообщено дополни­ тельно. Следите за нашими публикациями. ^Анонс Тимур и Маугли новейшего времени Послезавтра в киноконцертном зале “Октябрь” начинается Неделя детского кино, приуроченная к Международному дню защиты детей. По окончании церемонии открытия и выступлений юных липецких ^талантов будет показан фильм “Тимур и его командос” известного петербургского режиссера Игоря Масленникова. События, описанные в конце 30-х годов прошлого века в повести А. Гайдара, приведены им в полное соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Тимур — сын “нового русского”, приезжающий в родные края для отдыха от учебы в Англии, и творить добро герой может не иначе как с помощью своих телохранителей. На следующий день перед зрителями раскроется 'Тайна За- борского омута” Евгения Соколо­ ва. Если верить фантазии созда­ телей картины, и в наших водо­ емах при желании найдется чудо­ вище, подобное Лохнесскому. Еще одна загадка в кинодра­ ме “Тайна Голубой долины”, так­ же поставленная Е. Соколовым (и, кстати, на той же студии — “Си- небридж”). Заметка об этом филь­ ме в одной из столичных газет была озаглавлена "Наш отече­ ственный Маугли". Так что понят­ но, с кем в данной долине встре­ тятся отправившиеся туда подро­ стки. Кроме названных работ рос­ сийских кинематографистов, в про грамму Недели включены фильмы “Кот”, “Лохматый спец­ наз” и “Приключения динозавра Барни", в них мастера американ­ ского экрана демонстрируют свои последние достижения в области анимации и работы на съемочной площадке с животными. (Соб. инф.). ^Из ПОЧТЫ “Былого” “У меня сейчас живет Шолохов...” К 99-летию со дня рождения автора “Тихого Д она” Приведу цитату, вынесенную в заголовок, полностью: “У меня сейчас живет Шолохов. Он написал очень значительную вещь...” Это строчки из письма Василия Кудашева от 19 октября 1927 года. Как известно, с именем уроженца данковской земли одаренного прозаика Куда­ шева связана самая громкая сенсация в истории гениаль­ ного шолоховского романа “Тихий Дон”. Она положила конец всякого рода измыш­ лениям, ставившим под со­ мнение, что авторство эпопеи принадлежит Михаилу Шо­ лохову. Был обнаружен ее текст, выправленный шоло­ ховской рукой. Тот самый текст, который накануне Ве­ ликой Отечественной войны был передан Василию Куда­ шеву самим писателем. Многие русские земли со­ единяет, объединяет Дон, Дон Иванович, Тихий Дон. Причем это ведь не просто географический, это важней­ ший культурно-историчес­ кий момент. И в творчестве Шолохова, в судьбе Шолохо­ ва он сыграл особую роль. Простой пример: и в “Донс­ ких рассказах”, и в “Тихом Доне” выдающийся худож­ ник использовал песни, бы­ товавшие в нашем Подсте­ пье, Подонье. К слову, уни­ кальные образцы этого фоль­ клорного богатства мы нахо­ дим в “Собрании народных песен П.В. Киреевского”. А П.И. Якушкин зафиксиро­ вал, что песни о донском ка­ зачестве звучали и под Дан- ковом, и под Раненбургом, и под Задонском, и под Лебе­ дянью. Многие нити связывают Шолохова с нашими краями. “Отец мой — выходец из Ря­ занской губернии...” — пи­ сал Михаил Александрович в автобиографии. Напомню: полвека назад десять районов Рязанщины вошли в состав Липецкой области. Хорошо знали Шолохова и два писателя, которых мы по праву называем нашими земляками: Василий Куда­ шев и Василий Ряховский. Их свидетельства о Шолохо­ ве имеют большое значение. В книге “Строка, оборван­ ная пулей” опубликованы воспоминания Ряховского “О моем земляке и друге”. Он рассказал о Шолохове и Ку­ дашеве: “Эти два литератур­ ных сверстника столкнулись в самом истоке своего писа­ тельского пути. Молодой Шолохов, тогда еще автор только “Донских рассказов”, не имевший в Москве приста­ нища, нашел в Кудашеве ис­ тинного друга, уже тогда по­ верившего в исключительное дарование своего нового зна­ комца...”. И далее: “Приез­ жая в Москву, молодой Шо­ лохов поселялся в тесной комнатке Кудашева, спал на раскинутом на полу наголь­ ном полушубке. Здесь, в дол­ гих ночных беседах, обсуж­ дался замысел “Тихого Дона”, сюда потом Шолохов привозил свои пухлые руко­ писи, здесь читались первые главы знаменитого романа”. В той же книге есть и ме­ муарное эссе Михаила Велич­ ко “Чекан его души”, вос­ создающее редакционные будни “Журнала крестьянс­ кой молодежи”. Возглавляв­ ший литературный отдел журнала Кудашев сообщил своему сотруднику и едино­ мышленнику: “Сегодня в ре­ дакцию должен зайти Шоло­ хов. Обязательно познаком­ лю тебя с ним — вот талант, как гора среди поля!”. М. Величко вспоминает: “Шоло­ хов, уехавший в станицу пи­ сать “Тихий Дон”, время от времени наведывался в Мос­ кву и всякий раз останавли­ вался у Кудашева... Щедрый на угощение, Василий Ми­ хайлович разливал крепко заваренный чай, выдавал по бутерброду на брата, а после чаепития начиналось глав­ ное, ради чего собирались”. Любопытнейшие подробнос­ ти: “Шолохов, изредка попы­ хивая трубкой, читал нам первую книгу романа прямо с рукописи, написанной на листах линованной бумаги, четким, аккуратным, почти каллиграфическим почер­ ком. Мы слушали, очарован­ ные родниковой свежестью языка, картинами и событи­ ями, которые развертыва­ лись в повествовании”. Для нас, земляков Куда­ шева, особым смыслом на­ полнены строки дочери Шо­ лохова Марии Михайловны: “Отец никого не любил так сильно, как Кудашева, и тот отвечал ему тем же. Когда Кудашев записался в ополче­ ние, отец сказал: “Какой он вояка! Очки потеряет —вин­ товку не найдет”. Тот же М. Величко, наве­ щавший зимой 1941 года Матильду Е}мёЛьйнов!ну'Чёба- ’’ нову (жену Кудашева)', нрщел'' фронтовые письма Василия Михайловича (“И почти в каждом письме — волнение и забота о том, как бы не за­ терялась часть рукописи “Ти­ хого Дона”, оставленная Шо­ лоховым в квартире Кудаше­ вых”). Еще один фрагмент из “Строки, оборванной пулей” —фронтовое письмо Кудаше­ ва от 9 августа 1942 года: “Жив, здоров. Пишу тебе наскоро, но главное. Если Михаил в Москве — проси его немедленно вызвать меня через Политуправление на несколько дней. Мне необхо­ димо сдать ему оригинал ру­ кописи “Тихого Дона”. Если Михаила нет в Москве, пиши ему срочно в Вешенскую”. Сохранилось и частично опубликовано двенадцать пи­ сем Кудашева жене с фронта (с упоминаниями о Шолохо­ ве, “Тихом Доне”). Матиль­ да Емельяновна вспоминала, что в октябре 1941 года Шо­ лохов попросил отправить на фронт тут же написанную им открытку для Василия Ми­ хайловича: “Дорогой друг! Судьба нас с тобой разноздри- ла, но все же когда-нибудь сведет вместе. Я сегодня уез- ■жак> из Москвы, как ' ТОЛЬКО ' 'вернусь, сообщу тебе'.-'ДумаЮ,' что увидимся в Москве. 'У меня есть к тебе дела. Мотя пошлет эту открытку, она держится молодцом. Дома не был давно, но там будто бы все в порядке... Будь здоров, крепко обнимаю, целую. Твой Шолохов. Пишу корот­ ко, спешу. Надеюсь на ско­ рую встречу”. М.Е. Чебано- ва-Кудашева отмечает: “При любой возможности звонком или письменно Михаил Александрович справлялся, нет ли иных вестей о друге”. И еще из мемуаров Куда­ шевой: “В конце моих воспо­ минаний мне хочется сказать о том, как сам Михаил Алек­ сандрович оценивал дружбу с Кудашевым. Однажды мы сидели втроем за столом у Шолоховых в московской квартире, он поведал нам с Марией Петровной в недлин­ ной беседе о том, как ему тяжело, что он потерял са­ мого близкого человека, по- настоящему понимающего друга... — Я ведь не мог забыть тот день, когда я привез в Москву конец ‘Тихого Дона”, он знал мои мучительные трудности с завершением эпопеи Григория. Я раньше ''"мвыска'зывал ему мои вариан- Он сидел напряженно,' слушал, когда я читал, и пос­ ле прочитанного встал, смах­ нул набежавшую слезу, креп­ ко обнял меня, поцеловал и сказал: “Спасибо, старик!” Понимаете, это мне дороже оценки любого критика...” Отношения Шолохова и Кудашева — проблема от­ нюдь не только краеведчес­ кая. Предстоит исследовать и историю знакомства Шоло­ хова и Ряховского. Обладав­ ший скромным, но самобыт­ ным дарованием Ряховский — активный участник лите- . ратурного процесса 20-30-х годов. Художественные его опыты одобрил М. Горький (“Перо у Вас мягкое, сердце —должно быть — хорошее, доброе...”). Знаменательны “переклички” тем и образов в книгах Шолохова и Ряхов­ ского. Как и Кудашев, как и Шолохов, Ряховский уже в начале Великой Отечествен­ ной ушел добровольцем на фронт... В рамках небольшого га­ зетного эссе нет возможнос­ ти обстоятельно вести речь о других страницах, связыва­ ющих Шолохова с нашим краем, нашими земляками, прежде всего Буниным, При­ швиным, Но ясно одно: ис­ следования об авторе “Тихо­ го Дона” будут не полны, ущербны без липецких сюже­ тов и мотивов. Василий ШАХОВ, профессор, руководитель научного Центра “Липецкая энциклопедия”, член Союза журналистов и Союза писателей России. Будемлетатьбыстро, удобнои... недорого (Окончание. Начало на 1-й стр.) Ну а кафе, ресторанов, бу­ тиков, банкоматов - хоть от­ бавляй. Пожалуй, не беда, если вы отправились в доро­ гу с пустыми руками, здесь можно купить все, было бы на что. На смену лестничным маршам пришел эскалатор, ■учтены даже пожелания ве­ рующих: не выходя из зда­ ния, православные могут по­ молиться в часовне Михаила Архангела, для мусульман устроена Соборная мечеть. По залу ходят люди в форме с собачкой, похожей на спаниеля. С ее помощью охрана аэропорта предотвра­ щает провоз оружия, взрыв­ чатых веществ, наркотиков и других опасных предметов, запрещенных к авиаперевоз­ кам. А еще нас удивил аэро­ экспресс, который с утра до 22 часов готов домчать пас­ сажиров до Павелецкого вок­ зала, причем совершенно бес­ платно. 40 минут в пути ску­ чать не придется, так как в вагонах есть домашние кино­ театры. Кроме этого, из До­ модедово за 20-30 рублей круглосуточно можно уехать на автобусе-экспрессе или на маршрутках в любой район столицы... Летать в Москву и обрат­ но липчане теперь могут ре­ гулярно. Стоимость билета — 1200 рублей. Заместитель главы областной админист­ рации Татьяна Глуховкина сказала, что на поддержку и развитие авиации в област­ ном бюджете заложено 20 миллионов рублей. Пока ра­ бота государственного пред­ приятия «Липецкий аэро­ порт» на стадии «раскручи­ вания». Ведь требуется вре­ мя, чтобы жители области и ее гости вспомнили о преле­ стях полетов. И когда это произойдет, то, по словам руководителя аэропорта Александра Немкина, коли­ чество рейсов увеличится, появятся и новые маршру­ ты. Кстати, уже в июне три раза в неделю из местного аэропорта будут рейсы в Сочи. «Ну а после некоторой реконструкции взлетно-поса­ дочной полосы, —с осторож­ ным оптимизмом добавил Немкин, —можно будет осу­ ществить и задуманное — принимать «Боинги», выпол­ нять авиаперелеты Липецк — Рим и обратно». Но пока летает только маленький ЯК-42, вмещаю­ щий всего тридцать пасса­ жиров, а в первый рейс их отправилось всего девять. Среди попутчиков оказались москвичи, приезжавшие в Липецк по делам, и несколь­ ко наших земляков. До это­ го дня двукратный чемпион мира по кикбоксингу Олег Кравченко с коллегой по бизнесу Владимиром Толче- евым в столицу добирались в основном на автомобиле, и только на бензин уходило полторы тысячи рублей. А теперь они, да и все, кто ле­ тал первым рейсом, рады вернувшейся возможности перемещаться исключитель­ но по воздуху, так как это удобно, быстро и недорого. Кстати, проезд до Москвы в ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. купейном вагоне фирменно­ го поезда обходится в 815 рублей, в СВ - 1820! Приятной неожиданнос­ тью стало и то, что первый самолет провожали руково­ дители областной и город­ ской администраций, облас­ тного и городского Советов, они же нас и встречали пос­ ле полета, как космический экипаж. А благополучный взлет и мягкую посадку обес­ печили летчик-инструктор Владислав Старшинов, вто­ рой пилот Сергей Аристов, бортмеханик Владимир Гря­ зин и уже известная вам бортпроводница Наталья Не­ стерова. Как человек суеверный, я заметила хорошую примету во время полета — радуга после дождя, полукругом поднявшаяся над горизон­ том. К добру... Ольга БОЧКОВА. Липецк — Домодедово — Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz