Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета- 22 мая 2004 г., №99-100 (22227-22228) 'М акроэконом ика : свой взгляд Джентльмены удачи остаются в меньшинстве? “Золотая С О Т Н Я российских богатеев ' еще раз напомнила миру: умом нашу страну не понять!.. Восемьдесят лет назад, 16 мая 1924 года, на заре социалистического строительства вышел первый номер детского журнала “Мурзилка” . В этот же месяц, на втором десятке воспроизводства российского капитализма, впервые на русском языке вышел первый номер американского журнала “Форбс” — для взрослого читателя РФ. Чтиво, надо заметить, интереснейшее. Непонятно только, с издевкой по отношению к кому — народу или правительству, только что объявившим “борьбу с бедностью” — приурочен этот шикарный подарок? “Форбс” поместил на своих страницах “золотую сотню” рос сийских богачей (36 миллиардеров и 64 миллионера), состоя ния которых оцениваются цифрами с чередой многих нулей. В долларах. Самым богатым по-прежнему остается “узник” М. Ходор ковский — 15,2 млрд, долларов, затем следуют “футболист” Р. Абрамович — 12,5 млрд., В. Вексельберг — 5,9 млрд., М. Про хоров и В. Потанин —по 5,4 млрд., М. Фридман — 5,2 млрд., В. Лисин — 4,8 млрд., О. Дерипаска — 4,5 млрд, и так далее. Замыкает список джентльменов сиятельная леди, жена самого Лужкова, Е. Батурина с 1,1 млрд, долларов. Замечательно вот что: три месяца назад тот же журнал на считал всего 25 российских богатеев с объемом совокупного капитала в 79 млрд, долларов. Сегодня он составил 110 млрд, долларов. Темпы! Где такое возможно, кроме России? —удив ляется мир. Меньше всего, похоже, сему факту удивляются сгши “рос- " сияне”: ко всему привыкли! Объяснить этот феномен можно по-разному. Приведу лишь одно мнение, да и то англичанину, писателю Р. Олдингтону принадлежащее: “Джентльмены все гда остаются в меньшинстве. Это их привилегия”. В самом деле — не может же весь народ числиться в джентльменах? Ну а демократические СМИ по сему поводу заняли обычную пози цию: в мыслях с меньшинством, в речах — с большинством... Между тем рядом с высокими темпами роста сверхдоходов „ олигархов весенние месяцы показали сокращение темпов про мышленного производства: они возросли на... 0,1 процента _(циже статистической погрешности). Прирост производства шел, как всегда, за счет экспортно-сырьевых отраслей, в основном ^от продажи нефти и цветных металлов. Зато замедлился рост в " машиностроении — с 1,2 процента в 1 квартале 2003 года до 0,4 процента в текущем, наметился спад в автомобилестрое- "‘нии, в легкой промышленности (0,5 процента в месяц). Продолжается “реструктуризация” хозяйства М. Ходорков- ■ского: правительством дано предварительное согласие на про дажу 25 процентов “Сибнефти” французской фирме “Тоталь”. Это четвертая по величине нефтегазовая компания в мире с объемом годовой добычи нефти 147 млн. тонн. ЮКОСУ при надлежат 92 процента акций “Сибнефти”, на которые, как из вестно, наложен арест. Приобретение блокирующего пакета акций обойдется французам, якобы, в 4 млрд, долларов. Хотя есть и другие покупатели: например, “Щеврон-Тексако”, вто- •рая по величине американская энергокомпания. Поменяет, похожу владельцев активов и другая нефтеком- пания РФ — “ЛУКОЙЛ”: Минимущества предложено продать 7,6 процента акций компании, принадлежащих государству. Стоимость этого пакета может подняться до 2 млрд, долларов, •что определит и солидного покупателя: не ниже уже упомяну той компании “Шеврон-Тексако”. Среди держателей акций ""компании 20,58 процента принадлежит менеджерам “ЛУ КОЙЛа”, половина которых — у олигарха В. Алекперова. : Как видим, главный источник богатства — природная рен та, торговля тем, что принадлежит не только живущему поко лению россиян. Почему же при очевидной несправедливости и расточитель- • ности природными богатствами ничего не делается для измене ния ситуации? “— Коррупция! — считает отставной политик --С. Глазьев. —Нефтяные компании —одни из Самых богатых, а потому успешно лоббируют свои интересы, подкупая и чи- "“ВОвников, и депутатов, добиваясь нужных им решений от орга- ■нов государственной власти...” Дешевых политиков, как изве стно, не бывает. Йродолжается приватизация государственных предприятий. По плану Министерства экономического развития в текущем году предполагается приватизировать 1915 федеральных госу дарственных унитарных предприятий и пакеты акций 2222 акционерных обществ. На недавнем заседании Кабинета мини- , стров М. Фрадков одобрил этот план. Он объявил, что “необхо- , димо выявить недостатки и оценить резервы, которые можно задействовать для более эффективного проведения процесса - приватизации в России. Сложившаяся в стране технология приватизации носит количественный, а не качественный ха рактер и должна быть модернизирована”. В программу приватизации на 2004 год предлагается вклю- - -чить находящиеся в федеральной собственности акции “ЛУ КОЙЛа”, “Связьинвеста” и Магнитогорского металлургическо- - го комбината. Год назад по инициативе А. Чубайса было создано ОАО“Рос сийские коммунальные системы”, цель которого — проводить реформы жилищно-коммунального хозяйства РФ. Акционера- “ ми его стали РАО ЕЭС и “Газпромбанк” (по 25 процентов ак- - -ПИЙ) и ряд других компаний, обладателей по 10 процентов ак- 1 ЩЙ. Первым инвестором, засомневавшимся в прибыльности коммунального бизнеса, стал “Газпромбанк”, недавно он про дал свой пакет акций Объединенной финансовой группе (кто стоит за ней — пока неизвестно). Хотя по прогнозам автора пилотного проекта А. Чубайса объем продаж РКС в текущем году должен достичь 50 млн. долларов, а в будущем году возра сти до 2 млрд, долларов. Чубайсу можно верить, поскольку привычная технология “продаж” все эти годы — рост тарифов. А услуги — тот же товар. Ну а что касается недовольных проводимой в стране ■ экономической политикой и хорошим зфожаем на миллиарде- „4ЮВ и миллионеров, тот тут уместно напомнить одну мудрость: “Закон политики: менее опасно создать четырех недовольных, . чем одного довольного и трех завидущих”. Так что пусть будет 90 процентов недовольных и 10 процентов — сверхбогатых?.. Владимир ПЕТРОВ. ^ К о н ф е р е н ц и я Мир через культуру Вчера в Елецком госуниверситете имени И. А. Бунина начала работу Всероссийская научная конференция «Мир через культуру», посвященная 50-летию подписания Гаагской конвенции по защите памятников культуры. Ее организаторами выступили кафедра историко-культурного наследия ЕГУ и елецкое землячество. На пленарном заседании прозвучали выступления Ольги Черкасовой, директора музея-усадьбы Николая Рериха в Санкт-Петербурге, ее земляка — вице-президента междуна родной Лиги защиты культуры Михаила Чирятьева, дирек тора Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая Тамары Вараксиной, ведущего сотрудни ка института мировой литературы РАН Алексея Макарова, кинорежиссера и председателя елецкого землячества Рени- ты Григорьевой, а также елецких ученых. В тот же день в концертном зале Государственного учи лища искусств имени Т. Н. Хренникова местные звезды — лауреаты международных и всероссийских конкурсов — по казали большую концертную программу «Мы из Ельца». Сегодня участники конференции подведут итоги конфе ренции за «круглым столом». (Соб инф ) Резолюция ^ 0 ()зициально областной конференции “Малый бизнес-2004” 16 апреля 2004 г. г. Липецк Участники областной конференции “Малый бизнее-2004” , заелушав и обсудив доклад, выступления и материалы, предетавленные на конференции, ечитают: Сегодня малое предпринимательство стало массовым явлением, обеспечивающим решение как экономических, так и социальных за дач. Политика федерального центра в отношении малого бизнеса, ориентированная на создание благоприятных условий для его разви тия, в значительной степени способствовала решению весьма акту альных для малого бизнеса проблем. Так вступление в действие с 01.01.2003 года новой главы Налого вого кодекса, предусматривающей введение специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, и принятие соответству ющих законов субъектов Российской Федерации позволили значи тельно снизить налоговое бремя на него. На федеральном уровне приняты и действуют законы по упоря дочению и упрощению процедуры государственной регистрации юри дических лиц и индивидуальных предпринимателей по принципу “од ного окна”, упорядочен процесс лицензирования отдельных видов де ятельности, реализуются нормы федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуще ствлении государственного контроля (надзора)”. Вместе с тем процесс снижения административных барьеров про двигается недостаточно динамично, и в настоящее время проблема освобождения малого бизнеса от излишнего административного ре гулирования выдвигается в число первоочередных задач, требующих немедленного и эффективного решения. Эта задача положена в основу административной реформы, про водимой Президентом РФ и Правительством РФ. Конкретные резуль таты в сфере преодоления административных барьеров видны уже сегодня. Курс Президента РФ и Правительства РФ на создание бла гоприятных условий для развития малого бизнеса в стране, меры по дебюрократизации экономики, совершенствованию налогообложения формируют положительный фон для активизации этой работы в субъектах РФ. В Липецкой области реализация политики по поддержке и разви тию малого предпринимательства осуществляется в соответствии с мероприятиями Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2001-2004 годы (далее — Программа), на правленными на формирование благоприятной среды для дальней шего развития малого предпринимательства. Основные мероприятия, утвержденные Программой, по итогам работы за 2003 год выполнены. Также можно считать в основном исполненными поручения, закрепленные в резолюции, принятой на конференции «Малый бизнес-2003». Вместе с тем остаются актуальными отдельные проблемы, с ко торыми малое предпринимательство области сталкивается в своей деятельности. Основными препятствиями для развития малого биз неса по-прежнему являются избыточные административные барье ры; недостаточность финансово-кредитных ресурсов; недобросо вестная конкуренция; неразвитость системы информационной под держки малых предприятий; недостаточный уровень предпринима тельской культуры и активности, низкий уровень консолидации уси лий предпринимателей по защите собственных прав и интересов; отсутствие доступа субъектов малого предпринимательства к неис пользуемым и неэффективно используемым помещениям, оборудо ванию, находящимся как в муниципальной, так и в’ частной собствен ности. В целях решения существующих проблем в деятельности малого предпринимательства и создания оптимальных условий для его раз вития участники областной конференции “Малый бизнес-2004” пред лагают: Органам государственной власти: — продолжить в пределах своей компетенции формирование нор мативной правовой базы области, регламентирующей сферу малого ,предпри(4имдтеяк(Ства; пяртч-нг ог - гл — использовать право выхода, д я^кркр/) 9 т,^льн,ой . 1 <) 1 : 1 ицидтивой в Государственную Думу РФ по внеСени'ю' измёнений в действующее федеральное законодательство с целью оптимизации условий разви тия малого предпринимательства; — ежегодно предусматривать при утверждении областного бюд жета средства на поддержку малого предпринимательства; — максимально содействовать активизации и координации дея тельности органов исполнительной власти и органов местного само управления по созданию условий для развития цивилизованного пред принимательства; — взаимодействовать в этой сфере с объединениями предприни мателей, действующей инфраструктурой поддержки малого бизнеса; — обеспечить создание равных условий по осуществлению пред принимательской деятельности для всех субъектов малого бизнеса. Не допускать действий органов власти и органов местного самоуп равления, нарушающих конкуренцию; — обеспечить исполнение мероприятий областной Программы, предусмотренных на 2004 год; — разработать и внести на рассмотрение сессии областного Со вета депутатов проект Программы поддержки малого предпринима тельства в Липецкой области на 2005-2008 годы; — продолжить проведение общественной экспертизы норматив ных правовых актов области, регламентирующих сферу малого пред принимательства; — обеспечить эффективную работу межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров; — продолжить практику проведения выездных зональных сове щаний по проблемам малого предпринимательства; — способствовать реализации комплекса мероприятий, направ ленных на развитие кредитной потребительской кооперации граж дан; — обеспечить содействие в развитии новых направлений малого предпринимательства: сфере высоких технологий, инновационной сфе ре, межотраслевой кооперации, сфере жилищно-коммунального хо зяйства и Т.Д.; — обеспечить соблюдение норм Трудового кодекса РФ в части социальной защиты работников малого бизнеса; — обеспечить размещение областного заказа в объеме не менее 15 % от общего объема поставок продукции и услуг, отнесенных к приоритетным видам, на конкурсной основе среди субъектов малого предпринимательства; — продолжить оказание государственной поддержки в виде суб сидирования процентной ставки по банковским кредитам, выданным субъектам малого бизнеса на реализацию инвестиционных проектов; — содействовать развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет создания новых прогрессивных объек тов, а именно: бизнес-инкубаторов и кредитных потребительских ко оперативов граждан; , содействовать.развитиЮ'Межотраслевой кооперации^иалого и крупного,бизнеса и,ори,С 8 тации^(у 1 ,алргр предпринимательства во вспо могательные й обслуживающие подразделения при крупнь 1 х промыш ленных предприятиях в рамках создания «промышленных округов» на территории области; — предусмотреть при разработке программ развития профессио нального образования и высшей школы вопросы подготовки и обуче ния специалистов, способных в дальнейшем работать на малых пред приятиях, более быстро адаптироваться к рыночным условиям; — продолжить работу по организации подготовки кадров для ма лого бизнеса; — провести конференцию “Малый бизнес-2005” в январе 2005 года. Руководителям органов местного самоуправления: — обеспечить повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; — провести анализ действующей на муниципальном уровне нор мативной правовой базы, регулирующей сферу предпринимательской деятельности, и привести ее в соответствие с действующим феде ральным законодательством: — ввести в практику проведение общественной экспертизы норма тивных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправ ления в сфере малого предпринимательства; — при выдаче разрешений на строительство объектов недвижимо сти строго следовать Порядку выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости на территории Липецкой области, утвержден ному Постановлением администрации Липецкой области от 04 июня 2003 г. N9121 « Об утверждении порядка выдачи разрешений на стро ительство объектов недвижимости на территории Липецкой области»; — разработать памятку предпринимателя, включающую информа цию об объектах инфраструктуры, контролирующих органах на подве домственной территории; — способствовать созданию координационных Советов по малому бизнесу и общественных объединений предпринимателей; — активнее привлекать субъекты малого предпринимательства для обслуживания сельского населения в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания; — создавать организационно-правовые условия для привлечения субъектов малого предпринимательства к поставкам продукции (ра бот, услуг) для муниципальных нужд и обеспечения прозрачности и гласности процедур закупок; — проводить учебу с руководителями предприятий и индивидуаль ными предпринимателями по различным направлениям деятельности с привлечением специалистов соответствующих служб; — завершить работу по инвентаризации муниципального имуще ства с целью создания фондов нежилых помещений, неиспользуемых производственных площадей и техйологического оборудования на пред мет сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства; — создавать организационно-правовые условия для развития ма лого бизнеса в сфере ЖКХ. Общественным объединениям предпринимателей, органи зациям инфраструктуры поддержки малого бизнеса: — принимать активное'участие в Дея1’е;1ён'6стй Координационных Советов всех уровней; — принимать активное участие в деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров; — продолжить работу по проведению общественной экспертизы нормативных правовых актов области, регламентирующих сферу ма лого предпринимательства; — провести работу по созданию филиальной сети во всех городах и районах области; — активизировать деятельность по консолидации усилий и защите интересов предпринимателей через создание профессиональных объе динений предпринимателей; — содействовать внедрению эффективных методов управления на основе международных стандартов. Органам, уполномоченным на осуществление государствен ного контроля: — при осуществлении проверок деятельности субъектов малого предпринимательства строго руководствоваться положениями Феде рального закона от 08.08.01 г. N9 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госу дарственного контроля (надзора)»; — принимать активное участие в работе межведомственной комис сии по преодолению административных барьеров; — в целях оперативного решения наиболее проблемных вопросов ввести практику проведения “круглых столов” для субъектов малого бизнеса; — в пределах своей компетенции рассмотреть вопрос о сокраще нии сроков и упрощении выдачи разрешительных документов для осу ществления предпринимательской деятельности. Финансово-кредитным учреждениям: — активизировать реализацию программ кредитования предприя тий малого бизнеса, в том числе на долгосрочной основе; — расширять такую форму кредитования как финансовый лизинг оборудования. Прокомментировать документ, а также те выводы и решения, которые были сделаны в ходе областной кон(|)еренции «Малый бизнес-2004», “ЛГ” попросила председателя Комитета по развитию малого бизнеса администрации области Татьяну ГРИГОРКИНУ. —Резолюция ярко высве тила, насколько серьезные и глубокие изменения произош ли в нашем обществе, в об щественном сознании по ос мыслению роли, места и зна чимости малого предприни мательства в экономике и со циальной сфере. В первую очередь изме нился сам малый бизнес. Про шедшая в конце апреля обла стная конференция была юби лейной - малое предпринима тельство области отметило свое 15-летие! Какие измене ния произошли за эти годы, судите сами; если в 1989 году в области работало 425 коо перативов, то сегодня малый бизнес представляют около 7 тысяч малых предприятий, более 50 тысяч индивидуаль ных предпринимателей, 1220 крестьянских фермерских хо зяйств. Общее количество за нятых в этом сегменте эко номики —более 95 тысяч че ловек. Но бизнес изменился не только количественно, но и качественно. Если первые кооперативы были, в основ ном, торгово-закупочными и лишь небольшая их часть за нималась полукустарным производством, то сегодня, несмотря на то, что торговая деятельность по-прежнему остается наиболее привлека тельной (в сфере торговли за нято 48 процентов малых предприятий), «центр интере сов» предпринимательства смещается в сторону других видов деятельности. В быто вом обслуживании и предо ставлении платных услуг на селению малый бизнес проч но удерживает лидирующие позиции, увеличивается его доля и в промышленном про изводстве, в строительстве, в оказании транспортных ус луг. Очень важно, что пред приниматели начинают осва- иваить новые виды деятель ности, например —в ЖКХ. Становление малого пред принимательства все эти годы шло в очень непростых усло виях: отсутствие стабильной правовой базы, налоговый пресс, чрезмерное админист ративное вмешательство. Кро ме того, сам малый бизнес вы растал в формах далеко не всегда цивилизованных. Но этот самый сложный и дра матичный этап становления пройден. И сегодня перед ним стоят серьезные и важные за дачи, суть которых - актив нее развиваться, обретать ци вилизованные формы и мето ды работы, решать соци альные задачи. Задача влас ти, в свою очередь, создавать оптимальные условия для его развития, способствуя улуч шению правовых, финансо вых, информационных инст рументов, регулирующих де ятельность предприниматель ства. Следует подчеркнуть, что многие традиционно болез ненные для предпринимате лей вопросы уже разрешены, либо решаются. Раньше ре гионы были «зажаты» рам ками федеральных законов, а сейчас в результате либе рализации федерального за конодательства, власти на местах получили больше воз можностей для формирова ния качественно иных усло вий развития малого бизне са. Например, пресловутый «налоговый пресс». Боль шинство жалоб касалось именно вопросов налогообло жения. Ситуация изменилась с принятием нового Налого вого кодекса. При разработ ке областного закона «О еди ном налоге на вмененный до ход для отдельных видов де ятельности» мы постарались учесть практически все поже лания предпринимателей и разработать свои понижаю щие корректирующие коэф фициенты базовой доходнос ти для различных видов де ятельности. Что позволило, значительно снизить налого вое бремя. Так, налоговая на грузка по упрощенной систе ме налогообложения снизи лась в 2,4 раза, по единому налогу на вмененный доход — на 40 процентов. В итоге в администрацию области за истекший год не поступило ни одного обращения по воп росу налогообложения, а это яркое свидетельство гармо низации интересов. Утратила свою остроту и другая актуальная проблема —доступ малого бизнеса к фи нансово-кредитным ресурсам. Банки стали более охотно ра ботать с малым бизнесом. Се годня практически каждый из действующих в нашей облас ти банков реализует програм мы кредитования малого пред принимательства. Окоренном переломе свидетельствует та кой факт: общая сумма кре дитов, выданная субъектам малого бизнеса в прошедшем году, более чем в 9 раз превы шает аналогичный показатель 2000 года. Серьезным фактором, об легчающим получение креди тов, является механизм пога шения процентной ставки, практикуемый администра цией области уже четвертый год. Преимущество косвенной финансово-кредитной поддер жки признано и на федераль ном уровне, поэтому многие регионы изучают и применя ют наш опыт. За 2001-2003 годы из об ластного бюджета было выде лено 34 млн.рублей, большая часть которых направлена, на конкурсной основе, на субси дирование процентной ставки по банковским кредитам, по лученным для реализации ин вестиционных проектов. Сре ди победителей (а одобрено 43 проекта) немало интересных и новых для области видов производств и услуг населе нию: производство полиэти леновых пакетов, выпуск фо- токаталитических очистите лей воздуха, организация предприятий быстрого пита ния, фабрик-химчисток евро пейского уровня, появилось два мясоперерабатывающих комплекса, предприятие по добыче и розливу минераль ной и питьевой воды, холо дильный комплекс. В текущем году субъектам малого бизнеса были предос тавлены и гарантии (сред ствами областного бюджета) при получении банковского кредита для реализации ин вестиционных проектов. Пер вый конкурсный отбор уже проведен в марте текущего года: из 4-х победителей кон курса 3 относятся к субъек там малого бизнеса. Им пре доставлены гарантии на сум му около 15 млн. рублей. Большое значение уделя ется подготовке кадров. В прошлом году почти тысяча предпринимателей прошли обучение (также за счет средств областного бюджета) на семинарах по различной тематике, организованных по инициативе комитета. В пер вую очередь мы стараемся привлекать к обучению начи нающих и сельских предпри нимателей. Немаловажно и то, что пройдя обучение на се минарах, большинство руко водителей малых предприя тий начинает учить и сотруд ников — уже за свой счет. Важные задачи ставит Ре золюция для создания инф раструктуры поддержки ма лого бизнеса. Сейчас необхо димо развивать новые, про грессивные формы поддерж ки, как бизнес-инкубаторы и кредитные потребительские кооперативы. Первые шаги уже сделаны: в области заре гистрировано 14 кредитных потребительских кооперати вов граждан и созданы 3 биз нес-инкубатора. Задача - что бы все они приступили к практической деятельности. Вообще диалог бизнеса и власти в области - не попу листский термин, а объектив ная реальность. Существует множество инструментов, по зволяющих на практике осу ществлять взаимодействие. Это координационный совет по развитию малого бизнеса, возглавляемый главой адми нистрации области, а члена ми совета являются автори тетные предприниматели. На его заседаниях рассматрива ются наиболее трудноразре шимые проблемы. Текущие же вопросы решаются в ходе выездных зональных совеща ний и на «круглых столах» с контролирующими органа ми. Итоги работы подводят ся на ежегодных областных конференциях. Главным до кументом, настоящим руко водством к действию для ор ганов власти и местного са моуправления, руководите лей и является Резолюция, принятая на конференции. Проблем у малого бизне са еще немало; не до конца устранены административ ные барьеры, есть проблемы с помещениями, с арендной ‘ платой.. Большинство этих проблем возникает на муни ципальном уровне и здесь очень многое зависит от ру ководителей органов местно го самоуправления. Но уже приходит осознание, что ма лый бизнес - это налоги, ра бочие места, насыщение рын ка товарами и услугами, а значит, он должен расти и развиваться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz