Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
(Н/Леп: 1Ш “ Ш н а у ч н а » о н 6 л о т е к * г- л'’ ':'- " - '■ !5^'''а«Р«ГЯ8*. Пятница, ЛИПЕЦКАЯ Выходит пять раз в неделю. Издатель - ГУ “Редакция областной газеты “Липецкая газета” 21 мая 2004 г. № 98 (22226) с 1954 года по 1991 год выходила под названием “Ленинское знамя” V ^ П и с ь м о на первую полосу Реформировать - • значит ломать? Отвергая, предлагай, — один из главных принципов педагога. И мы, учителя из глубинки, многое могли бы предложить. Но... чиновники из Минобразования лишь спускают директивы, мало интересуясь действительным положением дел в городских и сельских школах, их готовностью к реформам. Вы не поверите, но мы всем коллективом учим ся , к а к второклассники , считать до ста. Почему? Именно от этого зависит, быть наш ей ш коле или не быть. Реоргани зация (а точнее — упразднение^, и з-за которой сегодня плохо спит едва ли не к аж ды й мои сельский коллега , не коснется учеб ных заведений лиш ь в том случае, если там обучаются сто учеников. Если меньше, ш кол а лиш ается финансирования и подлежит укрупнению . Легко можно догадаться, что ож и дает , в частности , Чесноченскую школу: в прошлом году у нас было 13 первоклассников , а в классах среднего звена — от 15 до 19 учеников , в девятом — всего одиннадцать ... Примем во внимание к тому ж е : отнюдь не самые слабые старш еклассники , наслуш авш ись о трудностях сдачи ЕГЭ, уходят из ш колы после девятого класса . Я вполне согласна с теми моими коллегами , которые на страницах “ЛГ ” вы ска зывают свое отношение к Единому госэкзамену. У нас-то спро сили о необходимости преобразований? Почему за нас и без нас решают , что именно сельские ш колы с малым количе ством учеников нуждаю тся в укрупнении? Невольно задаеш ься вопросом: а может быть, надо сна ч ал а реформировать не систему образования , подрубая ее такими методами под корень, а довести до более-менее убе дительного результата экономические программы , возродить промышленность и сельское хозяйство? Тогда из села не бу дет уезж ать молодежь , тогда здесь не понадобится з а к ры вать м агазины , клубы и ш колы , люди избавятся от кабаль ных условий московских инвесторов, перестанут продавать им свои паи , чтобы заплатить за свет, газ и тепло. Ш кола, где я работаю, надо признать, находится в более выгодном положении , чем другие подобные ей в районе. Б а зовое СХПК “Воловское” внимательно относится к нашим нуждам . Благодаря ему у нас двухразовое бесплатное пита ние. Регулярно закупаются спортинвентарь, пополняются фон ды библиотеки. Но тем не менее беспокойство, увы , остается. Екухи следовать красивым тезисам министерства, российская школа должна стать здоровьесберегающей, личностно ориенти рованной, растить не только людей образованных, но и патрио тов, граждан своей страны. А разве сельские школы не отвеча ют этим требованиям? Мы знаем каждого ученика. Не спорю: наполняемость классов невелика. Зато есть возможность уде лять максимум внимания ребенку. Нгппи дети постоянно заня ты творчеством, придумывгпот интересные праздники, темати ческие вечера и утренники. И родители от всего этого вовсе не в стороне. Они узнают об успеваемости своих детей не в магази не, где вывешиваются оценочные листы в иных селах. Они идут к нам, в школу. Мы — единый, связанный общим интересом коллектив: учителя, дети и родители. Зачем его разрушать? Однако, наблюдая з а процессами в отечественной системе образования , считавш ейся лучш ей в мире, замечаеш ь: здесь проводится почти т а к а я ж е ш оковая терапия , какой пы та лись вы л ечи ть ст^)ану в начале 90 -х Гайдар и К°. Вот и М еждународный Оанк рекон струкции и разви тия щедро вы делил 50 миллионов долларов н а реформу российской ш ко лы . Только чем эта щедрость, эта готовность заграницы нам помочь оборачиваются, россияне не раз уж е убеждались. В системе образования страны запущ ена машина , которая , к ак мне представляется , не улучш ает , а разруш ает дело. По существу, идет насилие над ш колой , когда игнориру ется ее специфика , ее опыт , ра зны й д ля разного типа учеб ных заведении . Вот мы п ри няли решение в зять на вооотже- ние концепцию профильного обучения. Вынуждены ш> 1 ли принять . Да только в отличие от городских сельским эта си стема несет не прогресс, а развал . Из средних ш колы обрече ны становиться девятил етками , а в старшие классы пойдут лиш ь те, у кого будет возможность ездить в одну на всю округу среднюю ш колу . А будет ли эта возможность? Кто возьмется оплачивать бензин д ля автотранспорта, организа цию ш тата водителей , автомобильного парка? Сейчас дети, ж и в я рядом со ш колой , находятся в ее сте нах сколько захо тят . Они сы ты , они делают уроки под при смотром педагогов, заним аю тся в к р уж к ах и спортсекциях . В случае реформирования сельских учебных заведений в том варианте, какой предлагаётся , мы , по сути, столкнемся с тем, что первоклассникам после их четырех уроков придется ждать кон ц а занятий старш еклассников — час , два, три . Не думаю, что районное руководство сможет выделять автотранспорт для детей более двух раз в д ен ь ... Вот я и хочу вернуться к тому, с чего начала . Если ду- у мать о лю дях , о д етях , не худо бы спросить практиков , к ак улучш ать систему. Ведь мы не против модернизации , но с учетом традиций и национЕшьных особенностей русской ш ко лы , без ущерба здравому смыслу . Возможно, н аш а организа ци я ж и зни в сельской ш коле каж е тс я заокеанским консуль тантам московских чиновников непонятной и нерациональ ной. Но это не их ш кол а и не и х страна. У каждого свой путь . И не надо сворачивать н а чужой . Ч уж ой ведет в тупик . Ольга СОМОВА^ директор Чесноченской средней школы Воловского района. ^ К с т а т и . . . Не живет село без школы... Взялся за перо по просьбе знакомых учителей. Везде говорят и пишут о необходимости возрождения села. Так почему же опять соби раются закрывать малокомплектные школы, если там учится меньше 100 человек? Все уже в деревне ликвидировали. Добрались теперь до школы. Вот тогда-то деревня и умрет. И никакая реанимация ей не поможет. Люди остаются без работы, детям негде учиться, с транс портом проблемы, ездят все ученики рейсовыми автобусами. Боюсь, что в итоге получится все по привычной схеме: наломаем дров, спохва тимся, попробуем что-то спасать, исправлять, да поздно будет... Ини циаторы очередных перемен уйдут, пересядут в другие кресла, а нам придется расхлебывать их кашу... , А. УСАЧЕВ. Добринский район. Продолжение темы на 2-й странице. Ф Генеральная лицензия Банка России № 3107 БАНК ОИАЛОГ-ОПТИМ Ф И Л И А Л « Л И П Е Ц К И Й » Т О Ч Н О С Т Ь в П О Р Я Д К Е В Е ЩЕ Й покупка и продажа векселей российских эмитентов БРОКЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ на ММВБ и в РТС ИНТЕРНЕТ- ТРЕЙДИНГ г .Л ипецк , ул . Н ед елин а , 1а Т ел . (0742 ) 77 -33 -89 г .Е л ец , пос . Электрик , 1а Т ел .(267 ) 2 -25 -41 1 ^ 0 собый случай А город так ничего и не подумал... Летчик липецкого Авиацентра спас дорогостоящий самолет от катастрофы На снимках: военный летчик первого класса полковник Владимир Хакбердыев (рисунок Ивана Якунина); самолет Су-25 после приземления (фото Игоря Басова). За неделю до посещения нашей области Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони произошел уникальный в истории авиации случай. Если точнее, то серьезный авиационный инцидент: группа специалистов липецкого Авиацентра, находясь в командировке, проводила серию летных экспериментов, после выполнения очередного задания при заходе на посадку у штурмовика Су-25, пилотируемого военным летчиком первого класса полковником Владимиром Хакбердыевым, не вышла передняя стойка шасси. Летчик доложил о случившемся руководителю полетов и по его команде выполнил проход над стартом, за этим последовали еще двенадцать (!) попыток исправить положение, но все они оказались безуспешными... в особых случаях , соглас но и н с тр у к ц и и , л е т ч и к у в подобной ситуации предпи сывается выполнять посад к у на зап асную грунтовую взлетно -посадочную полосу без выпуска шасси . Кстати , у Владимира Игамбердиеви- ч а такой опыт уж е был, ког да в 1997 году в Забайкалье он благополучно посадил Су- 25 “на брюхо” . Но на этот раз обстановка была ин ая . И з-за весенней распутицы грунто в а я полоса не была готова к э к с п л у а т а ц и и . О ст ав ал о с ь два варианта: или саж ать са молет на бетонку, или к а т а пультироваться . Реально оценив обстанов ку , л е тч и к , по согласованию с р у к о в о д и т е л е м п о л е т о в подполковником Игорем Л е оновым , выбрал первый ва ри ан т . Выработав топливо , он после к а с ан и я вы клю чил двигатели и выполнил про б ег н а о с н о в н ы х к о л е с а х ш асси . Когда скорость уп а л а до 140 километров в час и н о с о в а я ч а с т ь с ам о л е т а стал а опускаться , пилот вы пустил тормозной парашют . “ П р о п а х а в ” н о с ом о к о л о трехсот метров, ш турмовик остановился , получив н езн а ч и т е л ь н ы е п о в р е ж д е н и я . Инж енерно -технический со став во главе с полковником Сергеем Гладуном восстано вил Су-25 за ночь, и уж е на следующий день он был го тов к перелету на основную базу в Лип ецк . По с л о в ам н а ч а л ь н и к а службы безопасности полетов Авиацентра полковника Ана толия Скиба, возглавлявш е го комиссию по расследова нию инцидента, в нештатной ситуации личный состав про демонстрировал высокий про ф ессионали зм . Ч етко и со гласованно действовЕша груп п а р у к о в о д с т в а п о л е т ам и . Оперативно сработала инж е нерно -авиационная служба . Особая заслуга главного дей ствующего лиц а - полковни к а Хакбердыева. З а более чем двадцатилетнюю историю эк сплуатации самолета подоб ного типа он первым в Воен- ^ ' г ”/"' Если папа не вернулся но-воздушных силах выпол нил удачную посадку в по добной ситуации . Н е с ом н ен н о , р и с к был значительный : м алейш ая не точность в действиях летчи к а , и самолет мог скапоти ровать , т . е. перевернуться через нос. Но он был оправ д ан . С ам ол ет , н а ко тором вы полнялся полет, я в л ял с я н о в е й ш е й м о д и ф и к а ц и е й ш турм овик а Су-25. То, что он о с тал ся ц ел , по зволило вы явить конструктивно-про изводственный недостаток и не допустить повторения по добного в дальнейшем . Вла димир Игамбердиевич из рук нач альника Центра получил именные часы и представлен к награждению орденом Му ж ества . Владимир МАСЛИКОВ, военный обозреватель “Липецкой газеты”. Вчера в липецкой школе № 43 состоялось торжественное и скорбное собрание. Школа отдавала дань памяти своему выпускнику Алексею Коврижных, майору милиции, погибшему при исполнении служебных обязанностей в августе 2002 года. На открытие мемориальной доски пришли учителя и ученики, представители администрации области и города, заместитель начальника УВД Липецкой области, депутаты областного и городского Советов. Пришли и те, кому появление у стен школы стоило особенных душевных усилий, — отец, жена и сын Алексея. О мужестве на собрании говорили много. К ак и о че сти , и о долге. Из воспоми наний всех, знавш их А . Ков р и ж н ы х , со зд а в а л с я образ человека , д ля которого эти понятия не были пустым зву ком . Бы вает , за пафосными речами теряется образ реаль ного ч еловека . Но в данном ^ Д и а л о г после бестиваля Кто снимает КИНО... Оказывается, кинофильмы и телесюжеты по силам снимать не только выпускникам ВГИКа, но и обычным школьникам. Во всяком случае, в Липецке этим увлекаются многие подростки, и в частности воспитанники детского творческого объединения “Спектр” при лицее № 44. Руководитель объединения Владимир Москалев и его питомцы встретились с заместителем главы администрации области Николаем Загнойко , чтобы обсудить перспективы разви тия экранного творчества. В беседе участвовали пред ставители региональных СМИ. За “круглым столом” ш ла речь об итогах шестого фестиваля юных киновидеодокументалис тов “Весенняя капель” , состоявшегося недавно в Липецке. Н а конкурс было представлено более двадцати оригиналь ных работ, подготовленных детскими студиями из пятнадца ти регионов России. Естественно, показывали свои произве дения и сами липчане, и творческие объединения шести районов области. — Фестиваль год от года набирает силу, думаю, он ф ак тически может уж е стать всероссийским, — подчеркнул Н и колай Загнойко. Юные кинематографисты и журналисты наверняка спо собны готовить вполне профессиональные сюжеты для мест ного радио и телевидения. Это такж е отмечалось на встрече. Представители власти , поддерживая энтузиастов, пообеща ли укрепить материально-техническую базу детских кино студий в районах . Например , для студии елецкой школы- интерната, завоевавшей в этом году Гран-при фестиваля, бу дет приобретено современное оборудование. Прозвучало и еще одно приятное сообщение: в новом учеб ном году в одном из местных вузов будет набрана для обуче ни я журналистике группа студентов по направлениям редак ций местных газет. Летом наиболее способные ребята смо гут проявить себя, работая в детском пресс-центре лагеря “Орленок” . Иван СЕРГЕЕВ. Ритм нашей жизни Дом, где согреваются сердца, отмечает юбилей Свое тридцатилетие отмечает сегодня Елецкий дом-интер нат №2 для престарелых людей и инвалидов, нуждающихся в особой поддержке и заботе. З а годы существования Дома заметно увеличилось число его обитателей. До 1985 года здесь проживали около трехсот человек , с появлением четырехэтажного корпуса для ветера нов и участников Великой Отечественной войны количество жителей возросло до 425 , а в этом, юбилейном, году появи лись еще пятьдесят новых жильцов . В пяти отделениях дома- интерната проживают мужчины и ж енщины от 18 до 90 лет, и многие доселе одинокие именно здесь находят свои “вто ры е половин ки” : только за последние несколько месяцев образовались три семейные пары. На праздничном собрании сегодня вспоминают тех, кто стоял у истоков комплекса, прежде всего его первого директо ра Алексея Аболмасова, особые поздравления принимают и ветераны, отработавшие или продолжающие трудиться в доме- интернате с первого дня его основания. Среди них замечатель ный фельдшер и просто чуткий человек Тамара Воротынцева. Не забыли в праздничных хлопотах и о тех 14 старожилах, что живут в этом доме также ровно 30 лет. И еще. Юбилейный год коллектив дома-интерната №2 встретил с новым директором Ниной Кутавичюс. Перо и... ракетка Это только каж ется , что стать журналистом совсем не трудно: пошел, увидел, написал. Н а самом деле газетная работа требует не менее серьезной подготовки, чем профес сия врача, инженера , музыканта . В чем мы и постарались убедить наших молодых гостей — группу второкурсников Л и пецкого педгаиверситета, собирающихся посвятить себя ж ур налистике . В диалоге с ними приняли участие руководитель пресс-службы администрации области Александр Ц арик и главный редактор “ЛГ” Владимир Грязнов. Судя по вопросам, которые задавали студенты , они весь м а основательно интересуются будущей профессией, и мож но надеяться , что в скором времени мы почитаем их публи кации в местной, а то и столичной прессе. Ребята познакомились с технологической цепочкой про изводства газеты , подержали в руках полосы завтрашнего номера, а потом даж е попробовали... сыграть для разрядки в настольный теннис в редакционном вестибюле. И это тоже правильно: чтобы хорошо писать, надо не забывать и о физической форме. (Соб. инф.) ж А н о н с ! ЕГЭ: вопросызадайпотелефону Н а ваш и вопросы , свя занны е с окончанием учебного года и проведением Единого государственного эк зам ен а , ответит н ач альн и к Д еп ар там ен та образования и науки администра ции Лип ецкой области Юрий Н иколаевич Т аран . Звони те н ам по телефону «Прямой линии» 31-79-85 в следующую среду, 26 м а я , с 15 до 16 часов . ^Память случае такого чувства не воз ни кло . Просто верилось: все ск а зан н о е о н ем— п равд а . П а т е т и к у у р а в н о в еш и в а л простой ф акт : человек , спо собный перед лицом смерти думать о других больше, чем о себе ,— это Человек с боль шой буквы . 17 ф евраля 2002 года А. Коврижных был отправлен в ком андировку в Чечню . 25 августа того ж е года маши ны , на которых возвращ ался с боевого задания отряд Ков риж ны х , подорвались на фу гасе. Получив тяж елое ране ние, майор смог найти в себе силы и организовать вынос убитых и раненых сотрудни ков из автомобилей. А через 2 дня он скончался в госпи тале Владикавказа . Д а , ч ел о в ек , сов ерш и в ш ий такое , достоин всеобще го ув аж ени я и вечной п а м я ти . И п ам ять о нем будет ж и ть не только в семье по гибшего, но и в стенах ш ко лы , где учился Алексей , ведь ей присвоено его им я . Здесь ж е была откры та мемориаль н а я э к с п о зи ц и я . А теперь вот п о я ви л а с ь и п ам я т н а я доска . Ч е с ть ее о т к ры т ь бы ла п р ед о с та в л ен а н а ч а л ь н и к у Октябрьского РОВД Н. Ки р и н у и сы н у К о в р и ж н ы х Игорю. После минуты м олчания ученики ш колы № 43 им . А. К о в р и ж н ы х д а л и т о р ж е ственную к л я т в у защ ищ ать и любить Россию . Ах , к а к хочется , чтобы этим детям не п р иш л о с ь д о к а зы в а т ь любовь к Родине той ценой , к а к у ю з а п л а т и л А л е к с е й Коврижных и многие его со с л уж и в ц ы . Д ай Б о г , чтоб больше не п о яв л ял и с ь на стен ах л и п ец ки х ш кол т а ки е вот п ам ятны е доски . И дай. Бог , чтобы все дети Рос сии — и русски е , и чеченцы — могли спокойно игр ать , учи ться , гу л ят ь , а вечером прои зносить простую и веч ную , к а к мир , фразу : “Мам, папа вернулся!” Говорят, последними сло вами А лексея были: “Ребя та , будем жи ть !” . Софья ВОБЛИКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz