Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
16 января 2004 г., №8-9(22136-22137) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ ^ЯГ ’ .1 --------га зета —Д У Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2004 год (Продолжение. Начало на 1-6-й стр.) В отраслевой структуре наибольший удельный вес приходит ся на промышленность — 55%, в том числе 65% — на черную ме таллургию. по 12%— на сельское хозяйство и пищевую промыш ленность, по 5% — на электроэнергетику и машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Почти 60% иностранных инвестиций сосредоточено в промыш ленности, около 25 % — в сельском хозяйстве, 14 % — в связи. Большая доля иностранных инвестиций вложена в создание со вместных с зарубежными партнерами предприятий и производств. В 2003 году образовано 15 предприятий, а всего на территории области зарегистрировано 150 предприятий с иностранным ка питалом. Большинство из них занято в сфере торговли и обще ственного питания, более 40 предприятий — в различных отрас лях промышленности и сельского хозяйства. Реализовано несколько крупных инвестиционных проектов с участием иностранного капитала, укрепивших экономику ре гио на. В частности, модернизация существующего производства с целью увеличения выпуска продукции, повышения ее конкурен тоспособности на внутреннем и внешнем рынке в ЗАО «Завод хо лодильников «Стинол» (холодильники и морозильники), «Золотой Петушок Инвест» (мясо бройлеров), ОАО «Липецкий металлурги ческий завод «Свободный сокол» (чёрные металлы). В 2003 году объем поступлений иностранных инвестиций составит 30 млн. долл. США, что почти в 3 раза больше, чем в 2002 г. С участием отечественных инвесторов в Тербунском райо не сдан в эксплуатацию солодовенный завод пивоваренной ком пании «Очаково» производительностью 100 тыс. тонн солода в год, что составит около 10% российского рынка солода, по уровню тех нической оснащенности — один из лучших не только в России, но и в Европе. Завершена реконструкция и наращивание мощнос тей комплекса по переработке зерна, расположенного в селе Под горное Липецкого района. Реализация инвестиционных проектов в ОАО «Липецкхлебмакаронпром» позволила увеличить производ ственные мощности по выпуску вафельных изделий до 90 тонн, а короткорезаных макаронных изделий — до 60 тонн в сутки. ОАО «Экспериментально-консервный завод «Лебедянский» приобре тено высокопроизводительное оборудование и организовано но вое производство консервов детского питания. Внешнеэкономическая деятельность Состояние внешнеэкономической деятельности Липецкой об ласти характеризуется стабильным ростом на протяжении мно гих лет. Внешнеторговый оборот области за 2003 год составил 1930 млн. долл. США, что на 23% выше уровня 2002 года, имеет поло жительное сальдо. Экспорт превысил импорт более чем в 5 раз. В структуре внешнеторгового оборота доля стран СНГ составила 6%. Участники внешнеэкономической деятельности имеют торго вых партнеров в 87 странах мира. Объем экспорта области увеличился на 30% и составил 1620 млн. долл. США. Поставка сырья и товаров в страны дальнего зарубежья достигла 1520 млн. долл. США (95% от всего экспорта области). В страны ближнего зарубежья поставки увеличились на 42% и составляют 100 млн. долл. США. Основой экспорта по -прежнему являются черные металлы. Всего отгружено 6,8 млн. тонн черных металлов (102% к уровню прошлого года) на общую сумму более 1500 млн. долл. США. Доля продукции машиностроения в экспорте области за год возросла на 6% и составила 32 млн. долл. США. Наблюдается спад экспортных поставок тракторов, отгружено 100 тракторов против 331 в 2002 году. Основными торговыми партнерами области по экспорту явля ются; Турция (35%), Малайзия (23%), Великобритания (12%). Импортные поставки в область увеличились по сравнению с 2002 годом на 1% и составили 310 млн. долл. США. В структуре импорта доля машин и оборудования составила 65%, продовольственных товаров и сырья для их производства — 5%, продукция нефтехимического комплекса— 19%, черных и цвет ных металлов — 5%. Увеличились поставки машин и оборудова ния из стран дальнего зарубежья на 12% и составили 180 млн. долл. США. Основными странами -импортерами были Германия (28%), Италия (15%), Украина (9%), Нидерланды (3%). Вместе с тем во внешнеэкономической деятельности имеется немало нерешённых проблем и вопросов, которые снижают ее эффективность. Это: однобокость внешнеэкономических связей, зависящих от мировой конъюнктуры одной группы товаров (чёр ных металлов), низкая конкурентоспособность выпускаемой про дукции. Большинство предприятий не имеет сертификатов, соответ ствующих международным стандартам, представители малого и среднего бизнеса недостаточно владеют правилами, принятыми в международной практике внешнеэкономических отношений. У большинства предприятий нет продуманной стратегии раз вития и реформирования, вписывающейся в требования рыноч ной экономики, программ развития экспортного потенциала, им портозамещающих производств. Торговля Позитивные тенденции, сложившиеся в сфере торговли в предыдущие годы, приобрели устойчивый характер. Оборот роз ничной торговли составил около 26 млрд. руб. с ростом к 2002 году 103%, на 27% он сформирован крупными и средними пред приятиями, на 36% — субъектами малого предпринимательства и на 37% — вещевыми и продовольственными рынками. в а т а году. ( » % ) Вещеаью, смо* иыннью « прсдо- вольстйеикые РЫ8К.Й ЗТ% Крутые и ереднке тортсвые дргзвкзэчим Субъекты излэго оредпр«тма - твлъстяа На 1 жителя продано товаров на сумму более 20 тыс. руб. про тив 18,4 тыс. руб. в М 0 2 году. таварэв иа 1 ит&т зя гЖО-ЗйШгеды. 2000ГОД 2001 год 2002ГОД 2003год Объем товарооборота общественного питания составил бо лее 1,2 млрд, руб., что на 1,4% больше уровня 2002 года. Потребительский рынок области характеризуется как стабиль ный, сбалансированный, с высоким уровнем товарной насыщен ности. В макроструктуре оборота розничной торговли продолжа ют преобладать непродовольственные товары, их доля составля ет 56% . Развитие торговой сети по -прежнему ориентировано на со вершенствование стационарной розничной торговли с современ ным дизайном и торговым оборудованием, прогрессивными фор мами обслуживания, созданием дополнительных рабочих мест. Получила развитие торговая сеть типа «Корзинка», где за счет минимизации издержек действуют цены на уровне рынков, но по купатели обслуживаются с большим сервисом и культурой. Это позволило не только повысить культуру обслуживания населения, но и сократить количество нарушений правил торговли, поступ ление в продажу некачественных продуктов питания. Продолжает развиваться фирменная торговля, которая отли чается высоким уровнем технологии, культуры, насыщенностью товаров и способствует созданию дополнительных рабочих мест, продвижению на рынок товаров местных производителей. В ре зультате повышения качества выпускаемых продуктов питания, их расфасовки и дизайна в области и далеко за ее пределами пользуется заслуженным вниманием покупателей продукция ак ционерных обществ: Экспериментально-консервный завод «Ле бедянский», «Липецкхлебмакаронпром», «Данковский мясокомби нат», «Липецкий хладокомбинат» и ряда других. Лебедянские соки «Я», «Фруктовый сад», «Тонус» употребляет практически треть населения страны, макароны с торговой маркой «Лимак» завое вали около 8% российского рынка, липецкое мороженое экспор тируется не только в страны Западной Европы, но и на Южно- Американский континент. Продолжалась работа по замене киосков на более современ ные и благоустроенные торговые павильоны. Укрепление матери ально-технической базы торговли осуществлялось в основном за счет частного капитала. Важным фактором в насыщении потребительского рынка то варами и удовлетворения спроса населения оставались вещевые, смешанные и продовольственные рынки. В области действует 38 рынков и 49 мини-рынков, количество торговых мест на них— более 20 тыс. Доля товарооборота рынков в общем объеме розничного товарооборота составляет около 37%. В городах и районах обла сти продолжалась активная работа по расширению территорий рынков, приведению их в надлежащее санитарное состояние, со зданию необходимых условий для продавцов и покупателей. Развивалась материально-техническая база потребительской кооперации, где инвестиции в основной капитал составили 20 млн. руб. В системе потребкооперации действует более тысячи пред приятий розничной торговли, 160 предприятий мелкорозничной торговой сети7^13 рынков и 3 мини-рынка. Сфера ее деятельнос ти обслуживает более 430 тыс. населения области. В 2003 году сельским жителям продано товаров на сумму свыше 1,2 млрд, руб. Население бесперебойно снабжается основными продукта ми питания, фруктами, овощами, мороженым. Активизировалась работа сельских предприятий обществен ного питания по организации культурного досуга молодежи; ве черов отдыха, дискотек, клубов по интересам. Однако развитие потребительского рынка на селе осуществ ляется значительно медленнее, чем в городе, и сопровождается рядом негативных проявлений. Вследствие низкой рентабельно сти и убыточности торгового обслуживания сокращается количе ство стационарных торговых предприятий в отдаленных и мало населенных селах области. В целях наиболее полного обеспечения населения разнооб разными товарами и продукцией местных сельхозпроизводите лей проводятся областные ярмарки. За год проведено 29 ярма рок, на которых реализовано различных товаров на сумму 35 млн. руб. В рамках Соглашения о сотрудничестве в торгово-экономи ческой, социальной и культурной областях, заключенного с адми нистрацией Южного административного округа г. Москвы, про ведено 7 ярмарок по продаже товаров, вырабатываемых пред приятиями Липецкой области, что позволило реализовать про дукции на сумму около 50 млн. руб. Значительные изменения произошли на алкогольном рынке области. В целях единого учета и контроля за оборотом алкоголь ной продукции и начислением акцизов внедрен программно-ин формационный комплекс «Госмонополия РСМ». Система обеспе чивает оперативный контроль подлинности региональной специ альной марки. С помощью переносного электронного оборудова ния проверяется легальность алкогольной продукции непосред ственно в торговых предприятиях. В соответствии с федераль ным законодательством осуществляется контроль качества алко гольной продукции, ввозимой на территорию области и предназ наченной для розничной продажи. Вся алкогольная продукция, в т.ч. импортная, реализуемая оптовыми предприятиями, проверя ется на легальность оборота. Праетически половина завозной продукции исследуется в аккредитованных лабораториях на со ответствие физико-химическим показателям. Проверено более 9 тысяч партий продукции отечественного производства, к реали зации на территории области допущено 96%. В результате при нятых мер около 1 тысячи декалитров некачественной алкоголь ной продукции не попало на прилавки магазинов области. В целом по области реализация спиртных напитков превысит 1,5 млн. декалитров, с ростом 108%. На основании действующего законодательства велась актив ная работа по лицензированию отдельных видов деятельности и проверке исполнения лицензионных условий и требований. В течение года выдано около 800 лицензий и проверено 900 пред приятий. Значительное развитие на рынке потребительских товаров получила оптовая торговля потребительскими товарами, на долю которых приходится более 60% оптового товарооборота. Общий объем оборота оптовой торговли в 2003 году составил около 40 млрд. руб. с ростом на 14 %. Платные услуги Рынок платных услуг является существенной частью общего потребительского рынка. Объем платных услуг населению в 2003 году достиг 6,7 млрд, руб., в т.ч. бытовых— 1,2 млрд. руб. Современный рынок услуг представлен относительно высокой насыщенностью. Практически нет дефицита в предложении раз личных видов услуг, из года в год расширяется ассортимент и улучшается качество оказываемых услуг. Структура «латных услуг населевню в гоозгоду ( в % к итогу) Преобладающую долю в общем объеме платных услуг населе нию на протяжении ряда лет занимают жилищно-коммунальные и бытовые, услуги транспорта и связи. В 2003 году увеличилось потребление населением жилищно-коммунальных услуг, услуг свя зи, транспорта, физической культуры и спорта, туристско-экскур сионных, ветеринарных, правового характера. Доля субъектов малого предпринимательства в общем объе ме платных услуг составила более 33 %. Жили 1 цно-коммунальные услуги Жилищно-коммунальное хозяйство области представляет со бой многоотраслевой комплекс предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность населения, социально-культурной сферы и сферы материального производства. Удельный вес жилищно-коммунального хозяйства в валовом региональном продукте составляет 4 %. По состоянию на 01.01.03г. жилищный фонд области превы сил 26 млн.кв. метров. В городской местности расположено 60% жилищного фонда, в сельской — 40%. Сохраняются высокие темпы ввода жилья. Ввод ппощааижипш аш За счет всех источников финансирования сдано в эксплуата- цию 380 тыс.кв.м общей площади с ростом на 25% к уровню 2002 года, в том числе индивидуального— 160 тыс. кв. м. Практически все индивидуальные застройщики (93%) пользовались льготны ми долгосрочными кредитами предприятия ОГУП «Свой дом», с помощью которого построено 150 тыс. кв. м с ростом на 19%. Обеспеченность жилой площадью в расчете на одного жителя области составила 21,5 кв. метра. Наряду с этим, если в городах прирост среднего уровня обес печенности жильем одного жителя связан с ростом общей площа ди жилищного фонда, то в сельской местности преимуществен ное влияние на этот показатель оказывает сокращение численно сти постоянно проживающего населения. Однако достигнутые темпы строительства жилья по-прежне му не удовлетворяют существующий спрос. Около 79 тыс. семей нуждаются в улучшении жилищных условий, из них почти 31 тыс. семей ожидают жилье болбе 10 лет. Из-за ограниченного финан сирования острой остается проблема обеспечения жильем воен нослужащих и лиц, уволенных в запас или отставку, инвалидов и участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и других категорий граждан. Степень благоустройства жилищного фонда практически ос талась на уровне 2002 года (62%-85% в зависимости от вида бла гоустройства). Вместе с тем от 31 до 60% жилищного фонда на селе не оборудовано центральным водоснабжением, канализаци ей, центральным отоплением, ваннами (душем), горячим водо снабжением. &|«»||-оус7ро«(с'гаожипишигагс- по состоя«)«ю (Продолжение на 8-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz