Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
с о ю з Беларусь-Россия ХОРОШАЯ НОВОС Т Ь Подростки пройдут «Школу выживания» Л ЕТОМ в Тюмени будут органи зованы необычные туристиче ские лагеря для подростков. Предполагается, что в них за ле то отдохнут около 500 детей. Одним из первых в районе от кроется полевой лагерь добро вольных молодежных и студен ческих спасательных отрядов «Школа выживания». На скаль ном массиве «Верблюд» под Са- клларой в июле будет организован Г оздоровительный туристический лагерь. На август намечены вод ные походы, один из них— на Ал тай, другой — в Тюменский рай он. В других туристических орга низациях решили сплавляться по реке Пышма, запланирован и горный переход, а также много дневные походы. Туристический отдых для под ростков ведет свой отсчет еще с пионерских походов, но столь любимые нынешним поколением «экстремальные» условия доба вились к летним каникулам лишь недавно. Генеалогическое древо БИ БЛ ИО ТЕКА РЬ из Ванзевата (Ханты-Мансийский АО) Нина Шабаршина стала победителем районного конкурса «Генеалоги ческое древо». Специалисты цен тра социальной помощи семье и детям Белоярского признали ее работу, посвященную истории родного села, насчитывающего более 400 лет, самой интересной. Вместе с юными читателями Нина Шабаршина составила ге неалогическое древо основате лей поселения — рода Молдано- вых и дополнила эти сведения уникальными экспонатами воен ной и довоенной поры. Э та рабо та так увлекла автора, что Нина Шабаршина поступила в инсти тут, чтобы, получив образова ние, достойно представить своих земляков в авторской книге. Первого приза в другой номи нации удостоена работа Ольги и Сергея Кондиных «Трудовая ди настия Кондиных». Всего в фи нал конкурса вышли десять че ловек. Восточное искусство покорило Самару в С АМ А Р С К О М историко-крае ведческом музее им. П.В. Алаби на работает выставка «Праздник оригами» из коллекции москов- • ского Музея оригами. Ори гами , или искусство складывания разнообразных фигурок из бумаги без исполь зования ножниц и клея, насчи ты вает пятнадцативековую и с торию. Это ритуальное занятие японских монахов сегодня пре- ~Т55?атилось в забаву Для детей и серьезное занятие для в зр о с лых. А благодаря усилиям мно гих мастеров , и в первую оче редь японца Акиро Йошидзава, оригами сегодня широко" р а с пространилось по миру. Именно он в начале X X века ор ганизо вал первую в истории выставку оригами в СШ А . Й ош ид зава не только складывал удивитель ные оригамные фигурки , он с о чинил особый графический язык оригами, универсальную си стем у записи процесса скла дывания. Пять лет назад в Москве воз ник первый, и пока единствен ный, Музей оригами. Его основа тели Нина Острун и Алексей Ки с ел е в— дизайнеры, профессио нально занимающиеся оригами уже более 15 лет. Экспозиция, представленная сегодня в С ам а ре, представляет собой часть большой коллекции, собранной в почти 20 странах мира. Коллек ция сегодня насчитывает не сколько тысяч единиц хранения. Это не только модели оригами более 600 мастеров, но также предметы быта, литература и многое другое. Это собрание экспонировалось не только в Мо скве, но и в Краснодаре и Сочи, в Киеве и Санкт-Петербурге, а так же в СШ А , Нидерландах, Вен грии, Польше. Карты в руки! Т01?ГОВЫЕ предприятия Минска, рассматривают возможность соз дания сети социально ориентиро-' ванных магазинов. Кроме регу лярных презентаций новых това ров в них предусмотрена выдача покупателям дисконтных карт, по зволяющих приобретать товары со скидкой, организация доставки товаров на дом и работа стола за казов. Подобная практика уже по лучила широкое распространение в России, а также в других странах СН Г и Западной Европы. Первый такой магазин недавно открылся и в Беларуси. Зеленый свет банковской конкуренции н а ц и о н а л ь н ы й банк Беларуси планирует разрешить предприяти ям иметь несколько расчетных счетов в белорусских рублях. В на стоящее время готовятся соответ ствующие предложения, которые после согласования с Минфином и Комитетом госконтроля будут пе реданы на рассмотрение прави тельства и главы государства. Внедрение новшества позволит предприятиям использовать ре сурсы нескольких банков и усилит конкуренцию, что позитивно ска жется на условиях обслуживания клиентов. Вниз, ПО кипящей реке ^'"у с ,,. V , ■ Юбилейный, 25-й чемпионат России по гребному слалому прошел на горной реке Белой в Адыгее. Приятные исключения Ч Е ТЫ РЕ коллекции белорусских дизайнеров будут участвовать в финале международного конкур са молодых дизайнеров одежды в Москве. Их отбирала Татьяна Ми халкова — президент благотвори тельного фонда «Р>усский силуэт», который выступает организато ром московского конкурса. В на званных коллекциях ее привлекли прежде всего профессионализм и оригинальность решения образа. Обычно на конкурсе представля ются по две коллекции от каждой страны, но для Беларуси в этом го ду будет сделано исключение. Небесная канцелярия на Байконуре €®ЯЩЕННИКАМ православного храма, расположенного на космо дроме Байконур, отцу Сергию и от цу Михаилу присвоили ззание «За служенный испытатель космиче ской техники». Они получат соот ветствующие удостоверения Феде рации космонавтики России. С 1998 года на Байконуре с техникой, кото рая была освящена, не произошло ни одной аварии. Два «Протона», потерпевших катастрофу в 1999 го ду, по желанию заказчиков сквяще- ны не были. Теперь уже стало тра дицией — практически все техноло гические площадки на космодроме, каходая запускаемая ракета, а с не давнего времени и все экипажи ос вящаются служителями храма свя того Георгия Победоносца. Подготовили Виктория А В Е Р Б У Х (Москва) и Алексей КЛ ЕВИТСКИЙ (Минск). Жизнь по нотам Для маэстро Александра Анисимова и Беларусь, и Россия — родной дом Катерина Погонцева Р О С Т О В - Н А - Д О Н У Н ЕИ ЗВ Е С Т Н О , как бы сложи лась судьба Ростовского госу дарственного музыкального теа тра, если бы не его главный ди рижер и музыкальный руководи тель Александр АНИ СИМО В . Вот уже второй год маэстро у с пешно сочетает работу в Росто ве и Минске, где он является главным дирижером Государст венного Академического симфо нического оркестра Республики Беларусь. Наша первая встреча с А. Анисимовым состоялась в перерыве между репетициями. Маэстро предложил: — Приходите завтра ко мне на концерт. Выступление начнется в 3 часа — мы прививаем ростов ской публике европейские тра диции концертов «1ипсР Ише» — и продлится всего час. А после мы пообщаемся, тем более что мне интересно узнать ваше мне ние, — в программе прозвучат пять разноплановых произведе ний Чайковского. Я хочу пока зать зрителям, насколько много гранен талант этого великого русского композитора. Концерт начался с «Корона ционного марша». В зале момен тально воцарилась совершенно неповторимая атмосфера. Тор жественности и одухотворенно сти. А когд'а вдоль рядов проша гали музыканты оркестра штаба Северо-Кавказского военного округа и на сцене оказалось бо лее 120 человек, по телу побежа ли мурашки. Апофеозом совме стного выступления стала не обычайно эмоциональная торже ственная увертюра «1812 год». Взрывы пушек. Колокольный звон. Трубачи, выдувающие медь. Сладкое ощущение побе ды, триумфа русской армии, рус ского народа. Зрителям так по нравилось исполнение, что му зыкантам пришлось исполнять увертюру на бис. После концерта мы снова встретились с Анисимовым , од нако, вопреки законам жанра, интервью началось не с моего, а с его вопроса: — Ну как? Вам понравилось? — Я получила колоссальное удо вольствие. Спасибо. Скажите, а по какому принципу вы подбираете ре пертуар? — В Ростове и Минске я де лаю это самостоятельно и стара юсь не дублировать произведе ния, поскольку мне интереснее делать разные сочинения. З а границей бывает по-всякому, не редко оркестры заказывают кон кретные вещи. Иногда, после ус пешного зарубежного опьгга мне хочется повторить какое-то про изведение дома. Знаете, наши возможности, наш музыкальный потенциал ничуть не ниже запад ного стандарта. — Александр Михайлович, с каким оркестром вам проще работать; с умудренным опытом минским или совсем еще юным ростовским (этой осенью ему исполнится три года)? — Я бы даже не стал их срав нивать. Белорусский оркестр имеет свою, очень интересную историю. Конечно, не сто— и не двухсотлетнюю, но достаточно яркую. В составе оркестра — му зыканты таких серьезных школ, как московская, ленинградская, белорусская. Ростовский театр похвастаться этим не может. По давляющее большинство м узы кантов ростовской школы сов сем еще молодые люди. Но это придает нашему театру свой ко- пройдет на площади перед Двор цом республики в Минске 3 июля. — Говорят, настоящее признание в белорусской столице пришло к вам почти спустя 15 лет: узнавать на улице вас стали лишь после того, как вы выступили с Монтсеррат Ка балье? — Да, но это не столь важно. Встреча и работа с Монтсеррат доставили мне огромную ра дость тем, что мы на равных ис кали самый эффективный и ко роткий путь к успеху. Она стала одним из тех людей, кто помог мне убедиться в том, что я вы брал единственно правильную дорогу в своей жизни. То же са мое можно сказать о Мстиславе Ростроповиче, Елене Образцо вой, Георгии Свиридове, Макси ме Венгерове. Наша профессия — не только «ручная» работа. Дирижер обязан зажечь, повести за собой, убедить, что он прав. Он должен быть дипломатом, политиком и психологом. лорит. Наверное, я и согласился возглавить его, потому что мне не нужны какие-то личные амби ции. Мне интересно воспитать из ребенка личность. И мне любо пытно, что из этого получится. Знаю, что получится хорошо — своих собственных троих детей я уже воспитал: двух дочерей и сы на. — Пару лет назад вашими старания ми в Беларуси появился юношеский симфонический оркестр. Такого в республике еще никто не делал. Как вам пришла эта идея? — Я очень горжусь этим про ектом, который стал возможен благодаря Фонду поддержки мо лодых талантов при Президенте Республики Беларусь. Попьггки работать с юными музыкантам в республике были и раньше, но та кого понятия, как «УоиКп ОгсЬез1га» — то, что популярно во всем мире, у нас не существова ло. Это фестивальный стиль об щения — ребятам рассылают для разучивания ноты, потом собира ют всех вместе для репетиций и готовят концертную программу. После выступления музыканты снова разъезжаются по домам — до следующего раза. В нашем ор кестре мы собрали талантливых ребят от 13 до 23 лет — всего 81 человек. Уже подготовили две программы, одну из них показы вали в Германии. Третью про грамму готовим к Дню освобож дения Беларуси. Это будет клас сическая музыка патриотическо го содержания: Бородин, Глинка, Прокофьев, Чайковский. Концерт — Одаренные люди обычно на столько погружены в свое дело, что очень страдают от своей рассеянно сти и забывчивости. Из-за этого происходят разные забавные слу чаи. А с вами такое бывает? — Увы . Я постоянно теряю свои часы и мобильные телефо ны. А недавно, когда я летел в Ростов, то оставил в аэропорту свое пальто. Поскольку на ули це было тепло, я вспомнил о нем, когда уже было слишком поздно. Что касается курьезов, помню, во время работы в М а лом театре оперы и балета в Санкт-Петербурге, я дирижиро вал оперу Верди «Трубадур». Как обычно, я вышел к оркестру и первые такты смотрел на ли тавры и большой барабан, по том закрыл глаза, а когда от крыл и опустил их вниз, то уви дел, что передо' мной лежит партитура «Травиаты». Что д е лать? Пришлось дирижировать по памяти. В опере «Риголетто» в последнем действии по сюже ту и по музыке должны прозву чать раскаты грома, гроза. О д нажды, когда Белорусский оперный театр вы ступал в И с пании на открытой площадке, в этот самый момент над сценой сгустили сь тучи, и пошел дождь. С ам о е интересное, что закончился он ровно тогда, ко гда это должно было произойти согласно партитуре... — География ваших выступлений впечатляет: Испания, Ирландия, Голландия, Япония, Исландия, как вам удается везде успевать? Александр Анисимов; Мне интересно воспитать из ребенка личность! — Я стараюсь четко планиро вать свой график, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя ущемленной. Главное, чтобы моя совесть не томилась ощуще нием, что я чего-то где-то не ус пел. Именно так — не томилась. Я работаю так, чтобы ни у одного из моих коллективов не было чувства, будто я приехал погос тить — они знают, что просто иногда я отсутствую. Такова ми ровая практика, например: Гер гиев, Ливайн, Темирканов, Ян сонс тоже одновременно работа ют с двумя, тремя оркестрами. Правда, таких дирижеров немно го. Поверьте, они совмещают ра боту в разных местах не из жад ности, а оттого, что их труд вос требован, их приглашают. Лично мне тяжело отказывать людям, и я стараюсь для всех найти время. — В одном из интервью вы призна лись, что многое из того, что вы претворяете в жизнь, вы почерпну ли в Мариинском театре в Санкт-Пе тербурге. Умение работать в таком ритме— тоже? — Я и раньше считал, что че ловек не полностью использует свой потенциал. Но личный при мер Валерия Гергиева показал мне, что нужно использовать свои ресурсы не на 20 процен тов, а как минимум на 80 процен тов, тогда эффект будет просто фантастическим. В Мариинке я перенял и стиль организации труда, распределения обязанно стей между главным дирижером и ассистентами. Благодаря это му в Минске рядом со мной вы росли дирижеры, которые потом стали главными: Чернухо, Лесун, Галанов (под его руководством Ростовский музыкальный театр дебютировал в свой первый се зон. — П рим ечани е автора), Синькевич. Все они — птенцы моего гнезда. Я не боялся запус тить их в этот загон — да-да, до сих пор на меня никто не обижал ся за это сравнение. Не потому, что музыканты — звери. Просто профессия дирижера во многом схожа с работой дрессировщика. Он тоже должен грамотно рас пределять труд и отдых, уметь правильно применить кнут и пря ник. Наша профессия — не толь ко «ручная» работа. Дирижер обязан зажечь, повести за собой, убедить, что он прав. Он должен быть дипломатом, политиком и психологом. ...Через пару дней после на шей беседы Александр Аниси мов улетел в Мйнск. А спустя еще неделю его уже ждут в Ам стердаме. Вот такой он, человек мира. Живущий четко, как по но там, и везде чувствующий себя как дома. Королева Весна В Минске состоялся финал международного межвузовского конкурса грации и артистического мастерства творчество Илья Макаров М О С К В А — М И Н С К УЧРЕДИТЕЛЯМИ традиционного конкурса являются Белорусский республиканский союз молодежи и Российский союз молодежи. Оказали свою помощь в проведе нии мероприятия Министерства образования Беларуси и России, белорусская федерация профсо юзов, многие другие государст венные и общественные органи зации. В роли председателя жюри в этом году выступила директор представительства Межгосудар ственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь Людмила Сидорович. В финале ежегодного конкур са встретились семь девушек из Беларуси, четыре из России и две из Украины. В критерии оценки конкурсанток входили: сценическая культура, умение общаться с аудиторией, комму никабельность, знание этикета, чувство юмора, грация, артисти ческое мастерство. Королевой Весны 2004 стала студентка Международного ин ститута трудовых и социальных отношений Вера Каретникова из Беларуси. Почетные титулы ви це-мисс Весна достались Ната лье Френтий, студентке Винниц кого государственного педагоги ческого университета, и Анне Ку- томкиной из Московского гума нитарного университета. Ал е к санд р Беляев Земляка ПОговору узнаю в Марий Эл — из Малой Воли шемся Государственном универ ситете... Профессиональный инте рес Веры Новик связан с полони- стикой. Потом увлеклась популяр ными нынче гендерными исследо ваниями (кстати, модные нынче гендерные проблемы исследуются в лаборатории, которой руководит Галина Рокина, правнучка Мусы Джалиля). Но корни дают о себе знать — в радиусе «гендерных» интересов Веры Новик оказались и проблемы родной белорусской деревни Малая Воля: — Одна из последних моих ра бот, — говорит она,— была посвя щена межгендерным отношениям в белорусской деревне второй по ловины прошлого века, говоря иначе, отношениям между мужчи нами и женщинами в деревне Ма лая Воля. Прочность семейных уз во многом зависела от выбора партнера. Поэтому парни и девуш ки использовали любую возмож ность для знакомства. Знакоми лись на уборке урожая, сенокосе... Одной из форм первого знакомст ва парня с приглянувшейся девуш кой можно было считать посеще ние молодым человеком ее дома. Но для этого нужна была какая-то зацепка, потому юноша старался подружиться с братом девушки и уже на правах друга заходить в дом возлюбленной. Еще девушки и парни по возрастным группам со бирались в воскресные дни «на ся- ло» в домё'одногО из Сберстников, где устраивались незатейливые игры, обсуждались деревенские новости. А в Вербное воскресенье парни и девушки брали ветки вер бы и старались хлестнуть своего избранника или избранницу... Вот так расшифровывается научный термин «гендер». М О С К В А — И О Ш К А Р -О Л А ____________ НАШ приезд в Марий Эл совпал с проходящим в республике Днем науки и культуры в системе обра зования, организованном для сельских учителей министерства ми образования и культуры, печа ти и по делам национальностей Республики Марий Эл в республи канском музее изобразительного искусства. С лекциями перед учи телями выступили академик РАЕН Лола Звонарева, секретарь Союза писателей Москвы Александр Щу плов. О возрождении утраченных традиций ткачества поведала ди ректор музея Людмила Кувшин- ская. Как сделать престижной про фессию воспитателя, учителя или психолога? Переименовать педин ститут в университет? Отказаться от имени некогда почитавшегося идеологического авторитета, сброшенного с корабля современ ности? По другому пути пошли в Марийском государственном пе дагогическом институте, имени Н.К. Крупской. Здесь, на факульте те педагогики и психологии, накоп лен уникальный опыт работы со студентами, найдены новые мето ды и технологии, позволяющие ув лечь студентов будущей профес сией. Уже 20 лет существует на факультете замечательная тради ция — распределение на место бу дущей работы не сводится к меха ническому подписанию студента ми документов. В этот день каждо му из выпускников в окружении друзей и родных предстоит услы шать о себе хорошие слова не только из уст преподавателей и ку раторов, но и декана факультета профессора Натальи Моровой и ректора кандидата юридических наук Владимира Егорова и гене рального директора образова тельного центра № 18 Григория Пейсаховича. Талантливый педагог, отмечен ный в свое время за уникальную программу работы с детьми-инва- лидами «Детский орден милосер дия» премией Ленинского комсо мола, Наталья Морова не умеет почивать на лаврах. Два года на зад она в рамках общероссийской общественной организации «Дет ские и молодежные социальные инициативы» стала создателем в Йошкар-Оле нового волонтерско го движения «Рукав руке», исполь зующего педагогические техноло гии международной благотвори тельной организации. Сегодня в семи регионах России и в 38 стра нах мира волонтеры помогают де тям по этой программе, а марий ское отделение — одно из самых продуктивно работающих. Встречи с родителями, расска зы волонтеров и детей о том, как важно в трудный жизненный мо мент обре^сти старшего друга, убе ждали: в Йошкар-Оле умеют забо титься о трудных детях. И делают это так, что общение с проблемной семьей становится нравственным и профессиональным уроком для будущих педагогов, психологов и воспитателей. Доцент кафедры всеобщей ис тории Марийского государствен ного университета Вера Михай ловна Новик родом из Беларуси. Родилась в Гродненской области — в деревне Малая Воля. Оканчи вала Минский госуниверситет. Пе репутья судьбы привели ее в 1969 году после распределения мужа- офицера в Йошкар-Олу. Здесь се мья и живет уже 33 года. Первое время работала учительницей, по том стала преподавать в открыв- — Гендер гендером, а где вы нашли своего мужа? — Мой муж из нашей деревни! — Как вам адаптировалось здесь по сле деревенского житья? — Очень сложно. Случались реки слез. Сложно было привы кать, и по сей день я мыслями сво ими и своими ощущениями все еще там, в родной деревне. — Встречаете на новой родине бело русов? — Конечно. — Узнаете? — По говору обязательно! В Марий Эл живет около 1400 бело русов, больше всего— в Йошкар- Оле. — Землячество свое не создал)? — У нас оно очень узкое. Есть у нас и стремление, и желание, но вот довести до логического ре зультата— как-то не получается. — На каком язьже говорите дома? — Я говорю по-белорусски, а все домашние — по-русски. Дети меня хорошо понимают, но сами на белорусском не разговаривают. — А песни за столом поете белорус ские? — Поем! И не только за столом, но и всюду. Каждый год ездим на родину. В деревне уже никого не остсшось из родных— только три пустых дома. Но тяга к Беларуси у нас очень сильная, в том числе и у детей. Даже наш зять, русский по национальности, тоже ездит летом в Минск. Вера Новик (слева) и Галина Рокина — гендеристки, но не феминистки!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz