Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

с о ю з Беларусь-Россия ХОРОШАЯ НОВОС Т Ь Подростки пройдут «Школу выживания» Л ЕТОМ в Тюмени будут органи­ зованы необычные туристиче­ ские лагеря для подростков. Предполагается, что в них за ле­ то отдохнут около 500 детей. Одним из первых в районе от­ кроется полевой лагерь добро­ вольных молодежных и студен­ ческих спасательных отрядов «Школа выживания». На скаль ­ ном массиве «Верблюд» под Са- клларой в июле будет организован Г оздоровительный туристический лагерь. На август намечены вод­ ные походы, один из них— на Ал ­ тай, другой — в Тюменский рай­ он. В других туристических орга­ низациях решили сплавляться по реке Пышма, запланирован и горный переход, а также много­ дневные походы. Туристический отдых для под­ ростков ведет свой отсчет еще с пионерских походов, но столь любимые нынешним поколением «экстремальные» условия доба­ вились к летним каникулам лишь недавно. Генеалогическое древо БИ БЛ ИО ТЕКА РЬ из Ванзевата (Ханты-Мансийский АО) Нина Шабаршина стала победителем районного конкурса «Генеалоги­ ческое древо». Специалисты цен­ тра социальной помощи семье и детям Белоярского признали ее работу, посвященную истории родного села, насчитывающего более 400 лет, самой интересной. Вместе с юными читателями Нина Шабаршина составила ге­ неалогическое древо основате­ лей поселения — рода Молдано- вых и дополнила эти сведения уникальными экспонатами воен­ ной и довоенной поры. Э та рабо­ та так увлекла автора, что Нина Шабаршина поступила в инсти­ тут, чтобы, получив образова­ ние, достойно представить своих земляков в авторской книге. Первого приза в другой номи­ нации удостоена работа Ольги и Сергея Кондиных «Трудовая ди ­ настия Кондиных». Всего в фи ­ нал конкурса вышли десять че­ ловек. Восточное искусство покорило Самару в С АМ А Р С К О М историко-крае­ ведческом музее им. П.В. Алаби­ на работает выставка «Праздник оригами» из коллекции москов- • ского Музея оригами. Ори гами , или искусство складывания разнообразных фигурок из бумаги без исполь­ зования ножниц и клея, насчи ­ ты вает пятнадцативековую и с ­ торию. Это ритуальное занятие японских монахов сегодня пре- ~Т55?атилось в забаву Для детей и серьезное занятие для в зр о с ­ лых. А благодаря усилиям мно­ гих мастеров , и в первую оче ­ редь японца Акиро Йошидзава, оригами сегодня широко" р а с ­ пространилось по миру. Именно он в начале X X века ор ганизо ­ вал первую в истории выставку оригами в СШ А . Й ош ид зава не только складывал удивитель­ ные оригамные фигурки , он с о ­ чинил особый графический язык оригами, универсальную си стем у записи процесса скла ­ дывания. Пять лет назад в Москве воз­ ник первый, и пока единствен­ ный, Музей оригами. Его основа­ тели Нина Острун и Алексей Ки ­ с ел е в— дизайнеры, профессио­ нально занимающиеся оригами уже более 15 лет. Экспозиция, представленная сегодня в С ам а ­ ре, представляет собой часть большой коллекции, собранной в почти 20 странах мира. Коллек­ ция сегодня насчитывает не­ сколько тысяч единиц хранения. Это не только модели оригами более 600 мастеров, но также предметы быта, литература и многое другое. Это собрание экспонировалось не только в Мо­ скве, но и в Краснодаре и Сочи, в Киеве и Санкт-Петербурге, а так­ же в СШ А , Нидерландах, Вен ­ грии, Польше. Карты в руки! Т01?ГОВЫЕ предприятия Минска, рассматривают возможность соз­ дания сети социально ориентиро-' ванных магазинов. Кроме регу­ лярных презентаций новых това­ ров в них предусмотрена выдача покупателям дисконтных карт, по­ зволяющих приобретать товары со скидкой, организация доставки товаров на дом и работа стола за­ казов. Подобная практика уже по­ лучила широкое распространение в России, а также в других странах СН Г и Западной Европы. Первый такой магазин недавно открылся и в Беларуси. Зеленый свет банковской конкуренции н а ц и о н а л ь н ы й банк Беларуси планирует разрешить предприяти­ ям иметь несколько расчетных счетов в белорусских рублях. В на­ стоящее время готовятся соответ­ ствующие предложения, которые после согласования с Минфином и Комитетом госконтроля будут пе­ реданы на рассмотрение прави­ тельства и главы государства. Внедрение новшества позволит предприятиям использовать ре­ сурсы нескольких банков и усилит конкуренцию, что позитивно ска­ жется на условиях обслуживания клиентов. Вниз, ПО кипящей реке ^'"у с ,,. V , ■ Юбилейный, 25-й чемпионат России по гребному слалому прошел на горной реке Белой в Адыгее. Приятные исключения Ч Е ТЫ РЕ коллекции белорусских дизайнеров будут участвовать в финале международного конкур­ са молодых дизайнеров одежды в Москве. Их отбирала Татьяна Ми­ халкова — президент благотвори­ тельного фонда «Р>усский силуэт», который выступает организато­ ром московского конкурса. В на­ званных коллекциях ее привлекли прежде всего профессионализм и оригинальность решения образа. Обычно на конкурсе представля­ ются по две коллекции от каждой страны, но для Беларуси в этом го­ ду будет сделано исключение. Небесная канцелярия на Байконуре €®ЯЩЕННИКАМ православного храма, расположенного на космо­ дроме Байконур, отцу Сергию и от­ цу Михаилу присвоили ззание «За­ служенный испытатель космиче­ ской техники». Они получат соот­ ветствующие удостоверения Феде­ рации космонавтики России. С 1998 года на Байконуре с техникой, кото­ рая была освящена, не произошло ни одной аварии. Два «Протона», потерпевших катастрофу в 1999 го­ ду, по желанию заказчиков сквяще- ны не были. Теперь уже стало тра­ дицией — практически все техноло­ гические площадки на космодроме, каходая запускаемая ракета, а с не­ давнего времени и все экипажи ос­ вящаются служителями храма свя­ того Георгия Победоносца. Подготовили Виктория А В Е Р Б У Х (Москва) и Алексей КЛ ЕВИТСКИЙ (Минск). Жизнь по нотам Для маэстро Александра Анисимова и Беларусь, и Россия — родной дом Катерина Погонцева Р О С Т О В - Н А - Д О Н У Н ЕИ ЗВ Е С Т Н О , как бы сложи­ лась судьба Ростовского госу­ дарственного музыкального теа­ тра, если бы не его главный ди ­ рижер и музыкальный руководи­ тель Александр АНИ СИМО В . Вот уже второй год маэстро у с ­ пешно сочетает работу в Росто­ ве и Минске, где он является главным дирижером Государст­ венного Академического симфо­ нического оркестра Республики Беларусь. Наша первая встреча с А. Анисимовым состоялась в перерыве между репетициями. Маэстро предложил: — Приходите завтра ко мне на концерт. Выступление начнется в 3 часа — мы прививаем ростов­ ской публике европейские тра­ диции концертов «1ипсР Ише» — и продлится всего час. А после мы пообщаемся, тем более что мне интересно узнать ваше мне­ ние, — в программе прозвучат пять разноплановых произведе­ ний Чайковского. Я хочу пока­ зать зрителям, насколько много­ гранен талант этого великого русского композитора. Концерт начался с «Корона­ ционного марша». В зале момен­ тально воцарилась совершенно неповторимая атмосфера. Тор­ жественности и одухотворенно­ сти. А когд'а вдоль рядов проша­ гали музыканты оркестра штаба Северо-Кавказского военного округа и на сцене оказалось бо­ лее 120 человек, по телу побежа­ ли мурашки. Апофеозом совме­ стного выступления стала не­ обычайно эмоциональная торже­ ственная увертюра «1812 год». Взрывы пушек. Колокольный звон. Трубачи, выдувающие медь. Сладкое ощущение побе­ ды, триумфа русской армии, рус­ ского народа. Зрителям так по­ нравилось исполнение, что му­ зыкантам пришлось исполнять увертюру на бис. После концерта мы снова встретились с Анисимовым , од­ нако, вопреки законам жанра, интервью началось не с моего, а с его вопроса: — Ну как? Вам понравилось? — Я получила колоссальное удо­ вольствие. Спасибо. Скажите, а по какому принципу вы подбираете ре­ пертуар? — В Ростове и Минске я де ­ лаю это самостоятельно и стара­ юсь не дублировать произведе­ ния, поскольку мне интереснее делать разные сочинения. З а границей бывает по-всякому, не­ редко оркестры заказывают кон­ кретные вещи. Иногда, после ус­ пешного зарубежного опьгга мне хочется повторить какое-то про­ изведение дома. Знаете, наши возможности, наш музыкальный потенциал ничуть не ниже запад­ ного стандарта. — Александр Михайлович, с каким оркестром вам проще работать; с умудренным опытом минским или совсем еще юным ростовским (этой осенью ему исполнится три года)? — Я бы даже не стал их срав­ нивать. Белорусский оркестр имеет свою, очень интересную историю. Конечно, не сто— и не двухсотлетнюю, но достаточно яркую. В составе оркестра — му­ зыканты таких серьезных школ, как московская, ленинградская, белорусская. Ростовский театр похвастаться этим не может. По­ давляющее большинство м узы ­ кантов ростовской школы сов ­ сем еще молодые люди. Но это придает нашему театру свой ко- пройдет на площади перед Двор­ цом республики в Минске 3 июля. — Говорят, настоящее признание в белорусской столице пришло к вам почти спустя 15 лет: узнавать на улице вас стали лишь после того, как вы выступили с Монтсеррат Ка­ балье? — Да, но это не столь важно. Встреча и работа с Монтсеррат доставили мне огромную ра­ дость тем, что мы на равных ис­ кали самый эффективный и ко­ роткий путь к успеху. Она стала одним из тех людей, кто помог мне убедиться в том, что я вы­ брал единственно правильную дорогу в своей жизни. То же са ­ мое можно сказать о Мстиславе Ростроповиче, Елене Образцо­ вой, Георгии Свиридове, Макси­ ме Венгерове. Наша профессия — не только «ручная» работа. Дирижер обязан зажечь, повести за собой, убедить, что он прав. Он должен быть дипломатом, политиком и психологом. лорит. Наверное, я и согласился возглавить его, потому что мне не нужны какие-то личные амби­ ции. Мне интересно воспитать из ребенка личность. И мне любо­ пытно, что из этого получится. Знаю, что получится хорошо — своих собственных троих детей я уже воспитал: двух дочерей и сы­ на. — Пару лет назад вашими старания­ ми в Беларуси появился юношеский симфонический оркестр. Такого в республике еще никто не делал. Как вам пришла эта идея? — Я очень горжусь этим про­ ектом, который стал возможен благодаря Фонду поддержки мо­ лодых талантов при Президенте Республики Беларусь. Попьггки работать с юными музыкантам в республике были и раньше, но та­ кого понятия, как «УоиКп ОгсЬез1га» — то, что популярно во всем мире, у нас не существова­ ло. Это фестивальный стиль об­ щения — ребятам рассылают для разучивания ноты, потом собира­ ют всех вместе для репетиций и готовят концертную программу. После выступления музыканты снова разъезжаются по домам — до следующего раза. В нашем ор­ кестре мы собрали талантливых ребят от 13 до 23 лет — всего 81 человек. Уже подготовили две программы, одну из них показы­ вали в Германии. Третью про­ грамму готовим к Дню освобож­ дения Беларуси. Это будет клас­ сическая музыка патриотическо­ го содержания: Бородин, Глинка, Прокофьев, Чайковский. Концерт — Одаренные люди обычно на­ столько погружены в свое дело, что очень страдают от своей рассеянно­ сти и забывчивости. Из-за этого происходят разные забавные слу­ чаи. А с вами такое бывает? — Увы . Я постоянно теряю свои часы и мобильные телефо­ ны. А недавно, когда я летел в Ростов, то оставил в аэропорту свое пальто. Поскольку на ули­ це было тепло, я вспомнил о нем, когда уже было слишком поздно. Что касается курьезов, помню, во время работы в М а ­ лом театре оперы и балета в Санкт-Петербурге, я дирижиро­ вал оперу Верди «Трубадур». Как обычно, я вышел к оркестру и первые такты смотрел на ли ­ тавры и большой барабан, по­ том закрыл глаза, а когда от­ крыл и опустил их вниз, то уви ­ дел, что передо' мной лежит партитура «Травиаты». Что д е ­ лать? Пришлось дирижировать по памяти. В опере «Риголетто» в последнем действии по сюже­ ту и по музыке должны прозву­ чать раскаты грома, гроза. О д ­ нажды, когда Белорусский оперный театр вы ступал в И с ­ пании на открытой площадке, в этот самый момент над сценой сгустили сь тучи, и пошел дождь. С ам о е интересное, что закончился он ровно тогда, ко­ гда это должно было произойти согласно партитуре... — География ваших выступлений впечатляет: Испания, Ирландия, Голландия, Япония, Исландия, как вам удается везде успевать? Александр Анисимов; Мне интересно воспитать из ребенка личность! — Я стараюсь четко планиро­ вать свой график, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя ущемленной. Главное, чтобы моя совесть не томилась ощуще­ нием, что я чего-то где-то не ус ­ пел. Именно так — не томилась. Я работаю так, чтобы ни у одного из моих коллективов не было чувства, будто я приехал погос­ тить — они знают, что просто иногда я отсутствую. Такова ми­ ровая практика, например: Гер­ гиев, Ливайн, Темирканов, Ян­ сонс тоже одновременно работа­ ют с двумя, тремя оркестрами. Правда, таких дирижеров немно­ го. Поверьте, они совмещают ра­ боту в разных местах не из жад­ ности, а оттого, что их труд вос­ требован, их приглашают. Лично мне тяжело отказывать людям, и я стараюсь для всех найти время. — В одном из интервью вы призна­ лись, что многое из того, что вы претворяете в жизнь, вы почерпну­ ли в Мариинском театре в Санкт-Пе­ тербурге. Умение работать в таком ритме— тоже? — Я и раньше считал, что че­ ловек не полностью использует свой потенциал. Но личный при­ мер Валерия Гергиева показал мне, что нужно использовать свои ресурсы не на 20 процен­ тов, а как минимум на 80 процен­ тов, тогда эффект будет просто фантастическим. В Мариинке я перенял и стиль организации труда, распределения обязанно­ стей между главным дирижером и ассистентами. Благодаря это­ му в Минске рядом со мной вы­ росли дирижеры, которые потом стали главными: Чернухо, Лесун, Галанов (под его руководством Ростовский музыкальный театр дебютировал в свой первый се­ зон. — П рим ечани е автора), Синькевич. Все они — птенцы моего гнезда. Я не боялся запус­ тить их в этот загон — да-да, до сих пор на меня никто не обижал­ ся за это сравнение. Не потому, что музыканты — звери. Просто профессия дирижера во многом схожа с работой дрессировщика. Он тоже должен грамотно рас­ пределять труд и отдых, уметь правильно применить кнут и пря­ ник. Наша профессия — не толь­ ко «ручная» работа. Дирижер обязан зажечь, повести за собой, убедить, что он прав. Он должен быть дипломатом, политиком и психологом. ...Через пару дней после на­ шей беседы Александр Аниси мов улетел в Мйнск. А спустя еще неделю его уже ждут в Ам стердаме. Вот такой он, человек мира. Живущий четко, как по но­ там, и везде чувствующий себя как дома. Королева Весна В Минске состоялся финал международного межвузовского конкурса грации и артистического мастерства творчество Илья Макаров М О С К В А — М И Н С К УЧРЕДИТЕЛЯМИ традиционного конкурса являются Белорусский республиканский союз молодежи и Российский союз молодежи. Оказали свою помощь в проведе­ нии мероприятия Министерства образования Беларуси и России, белорусская федерация профсо­ юзов, многие другие государст­ венные и общественные органи­ зации. В роли председателя жюри в этом году выступила директор представительства Межгосудар­ ственной телерадиокомпании «Мир» в Республике Беларусь Людмила Сидорович. В финале ежегодного конкур­ са встретились семь девушек из Беларуси, четыре из России и две из Украины. В критерии оценки конкурсанток входили: сценическая культура, умение общаться с аудиторией, комму­ никабельность, знание этикета, чувство юмора, грация, артисти­ ческое мастерство. Королевой Весны 2004 стала студентка Международного ин­ ститута трудовых и социальных отношений Вера Каретникова из Беларуси. Почетные титулы ви­ це-мисс Весна достались Ната­ лье Френтий, студентке Винниц­ кого государственного педагоги­ ческого университета, и Анне Ку- томкиной из Московского гума­ нитарного университета. Ал е к санд р Беляев Земляка ПОговору узнаю в Марий Эл — из Малой Воли шемся Государственном универ­ ситете... Профессиональный инте­ рес Веры Новик связан с полони- стикой. Потом увлеклась популяр­ ными нынче гендерными исследо­ ваниями (кстати, модные нынче гендерные проблемы исследуются в лаборатории, которой руководит Галина Рокина, правнучка Мусы Джалиля). Но корни дают о себе знать — в радиусе «гендерных» интересов Веры Новик оказались и проблемы родной белорусской деревни Малая Воля: — Одна из последних моих ра­ бот, — говорит она,— была посвя­ щена межгендерным отношениям в белорусской деревне второй по­ ловины прошлого века, говоря иначе, отношениям между мужчи­ нами и женщинами в деревне Ма­ лая Воля. Прочность семейных уз во многом зависела от выбора партнера. Поэтому парни и девуш­ ки использовали любую возмож­ ность для знакомства. Знакоми­ лись на уборке урожая, сенокосе... Одной из форм первого знакомст­ ва парня с приглянувшейся девуш­ кой можно было считать посеще­ ние молодым человеком ее дома. Но для этого нужна была какая-то зацепка, потому юноша старался подружиться с братом девушки и уже на правах друга заходить в дом возлюбленной. Еще девушки и парни по возрастным группам со­ бирались в воскресные дни «на ся- ло» в домё'одногО из Сберстников, где устраивались незатейливые игры, обсуждались деревенские новости. А в Вербное воскресенье парни и девушки брали ветки вер­ бы и старались хлестнуть своего избранника или избранницу... Вот так расшифровывается научный термин «гендер». М О С К В А — И О Ш К А Р -О Л А ____________ НАШ приезд в Марий Эл совпал с проходящим в республике Днем науки и культуры в системе обра­ зования, организованном для сельских учителей министерства­ ми образования и культуры, печа­ ти и по делам национальностей Республики Марий Эл в республи­ канском музее изобразительного искусства. С лекциями перед учи­ телями выступили академик РАЕН Лола Звонарева, секретарь Союза писателей Москвы Александр Щу­ плов. О возрождении утраченных традиций ткачества поведала ди­ ректор музея Людмила Кувшин- ская. Как сделать престижной про­ фессию воспитателя, учителя или психолога? Переименовать педин­ ститут в университет? Отказаться от имени некогда почитавшегося идеологического авторитета, сброшенного с корабля современ­ ности? По другому пути пошли в Марийском государственном пе­ дагогическом институте, имени Н.К. Крупской. Здесь, на факульте­ те педагогики и психологии, накоп­ лен уникальный опыт работы со студентами, найдены новые мето­ ды и технологии, позволяющие ув­ лечь студентов будущей профес­ сией. Уже 20 лет существует на факультете замечательная тради­ ция — распределение на место бу­ дущей работы не сводится к меха­ ническому подписанию студента­ ми документов. В этот день каждо­ му из выпускников в окружении друзей и родных предстоит услы­ шать о себе хорошие слова не только из уст преподавателей и ку­ раторов, но и декана факультета профессора Натальи Моровой и ректора кандидата юридических наук Владимира Егорова и гене­ рального директора образова­ тельного центра № 18 Григория Пейсаховича. Талантливый педагог, отмечен­ ный в свое время за уникальную программу работы с детьми-инва- лидами «Детский орден милосер­ дия» премией Ленинского комсо­ мола, Наталья Морова не умеет почивать на лаврах. Два года на­ зад она в рамках общероссийской общественной организации «Дет­ ские и молодежные социальные инициативы» стала создателем в Йошкар-Оле нового волонтерско­ го движения «Рукав руке», исполь­ зующего педагогические техноло­ гии международной благотвори­ тельной организации. Сегодня в семи регионах России и в 38 стра­ нах мира волонтеры помогают де­ тям по этой программе, а марий­ ское отделение — одно из самых продуктивно работающих. Встречи с родителями, расска­ зы волонтеров и детей о том, как важно в трудный жизненный мо­ мент обре^сти старшего друга, убе­ ждали: в Йошкар-Оле умеют забо­ титься о трудных детях. И делают это так, что общение с проблемной семьей становится нравственным и профессиональным уроком для будущих педагогов, психологов и воспитателей. Доцент кафедры всеобщей ис­ тории Марийского государствен­ ного университета Вера Михай­ ловна Новик родом из Беларуси. Родилась в Гродненской области — в деревне Малая Воля. Оканчи­ вала Минский госуниверситет. Пе­ репутья судьбы привели ее в 1969 году после распределения мужа- офицера в Йошкар-Олу. Здесь се­ мья и живет уже 33 года. Первое время работала учительницей, по­ том стала преподавать в открыв- — Гендер гендером, а где вы нашли своего мужа? — Мой муж из нашей деревни! — Как вам адаптировалось здесь по­ сле деревенского житья? — Очень сложно. Случались реки слез. Сложно было привы­ кать, и по сей день я мыслями сво­ ими и своими ощущениями все еще там, в родной деревне. — Встречаете на новой родине бело­ русов? — Конечно. — Узнаете? — По говору обязательно! В Марий Эл живет около 1400 бело­ русов, больше всего— в Йошкар- Оле. — Землячество свое не создал)? — У нас оно очень узкое. Есть у нас и стремление, и желание, но вот довести до логического ре­ зультата— как-то не получается. — На каком язьже говорите дома? — Я говорю по-белорусски, а все домашние — по-русски. Дети меня хорошо понимают, но сами на белорусском не разговаривают. — А песни за столом поете белорус­ ские? — Поем! И не только за столом, но и всюду. Каждый год ездим на родину. В деревне уже никого не остсшось из родных— только три пустых дома. Но тяга к Беларуси у нас очень сильная, в том числе и у детей. Даже наш зять, русский по национальности, тоже ездит летом в Минск. Вера Новик (слева) и Галина Рокина — гендеристки, но не феминистки!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz