Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II С о Ю 3 Беларусь—Россия 13 МАЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 18 (166) Б ер еза д а е т «добро». На взлет Окончание. Начало на стр. I ...Было немного не по себе. Ис требитель медленно вырулил на взлетную полосу. Зажав рычаг тормоза, получаю разрешение на взлет. Бросаю тормоз, и легкий пе рехватчик начинает разбег. От обилия приборов с непривычки те ряюсь. Но голос инструктора успо коил; все в норме. Колеса 11 -тонного МиГа все быстрее бе гут по «бетонке». Зажмурившись, тяну ручку управления на себя. От рыв от земли. Взлет! Освоившись в кресле пилота, пьпаюсь выполнить команду с зе мли. Не получилось. Вторая по пытка... И боевая машина на высо те 1000 метров, как кажется, по- черепашьи неторопливо набирает скорость. Делаю разворот и лечу в пилотажную зону. Первый вираж выполнен. На приборе всего 600 километров, быстрее разогнаться не получается, хотя все элемен тарно просто: надо только левой рукой на несколько миллиметров передвинуть рычаг управления двигателем. Десять минут в воздухе — так много, если взглянуть с земли. Для меня они пролетели как миг. Уже пора домой, но посадить самолет на полосу не хватает духу: боюсь сломать стойки шасси. Инструк тор, рискнувший доверить мне взлет, берет управление на себя. И вот я благополучно спускаюсь по трапу... Полет, как вы догадались, был учебным, на тренажере. В ка бину забирается новый пилот. Ему предстоит отработать все возмож ные ситуации в случае отказа бор товых систем и двигателя. По сло вам начальника комплексного тре нажера Александра Северинчика, такие «полеты» обязательны для всех. У молодых пилотов налеты доходят до 40 часов в год, у летчи ков 1-го класса 20— 25. Этого ма ло, но вполне достаточно для под держания формы. А какова она, я увидела собственными глазами. В части— летная смена. Перед началом полетов командир авиа базы лично проверил взлетную полосу аэродрома, как того требу ют правила полетов. На взлетной полосе не должно бьпъ ни камеш ка, ни соринки. «Ноги» боевых Ми Гов очень чувствительны к любым препятствиям, и посторонние предметы могут спровоцировать катастрофу на посадке. Безопас ность полетов и эффективность действий в воздухе обеспечивают специалисты многочисленных на земных служб сопровождения и технического обеспечения. З а не сколько минут до времени «Ч» по полосе про.ц|елспециапьный авто мобиль с включенной сиреной. И над аэродромом не осталось ни- одной птицы. В 8 часов 20 минут в небо взметнулась учебная спарка для проведения метеоразведки. Крес ло одного из пилотов занимает за меститель командующего войска ми Северо-Западного оператив но-тактического командования по авиации — начальник отдела авиации Петр Мишанин. До прихо да на нынешнюю должность он был начальником авиационного факультета Военной академии Бе ларуси. И 11 молодых летчиков ба зы— его ученики. У полковника Мишанина 1300 часов налета на истребителях. Его «рабочий кабинет— кабина само лета, а небо — работа и жизнь». 927-ю он курирует по долгу служ бы. Атеперь, когда этой авиабазе переданы функции центра подго товки молодого летного состава, Мишанин будет часто менять свой «командный пункт» в Мачулищах, что под Минском, на Березу. 927-я база подчинена ему во всех вопро сах деятельности, и он несет пер сональную ответственность за ус пешное решение стоящих перед ней задач. — Особенность этой части в том, что здесь готовили достойных воздушных бойцов во все време на, — после приземления расска зывает полковник. — Во времена С С С Р авиабаза неоднократно пе ребазировалась на Юг и Восток, выполняла задачи в горячих точ ках: на Кубе, во Вьетнаме, Египте, в Сирии, Афганистане. Один из ее нынешних приоритетов — подго товка кадров, и в первую очередь летного состава. И с этой задачей командование справляется. На учениях в России пилоты части сбили ракету «Стриж-3» — аналог американского «Томагавка». Та кое удается немногим. Примерно через полчаса пос ле посадки спарки-разведчика все соберутся в классе, чтобы по лучить предполетные указания. Старший штурман проведет свер ку часов. Каждая служба доложит о готовности к полетам. А пока специалисты каждой из них кол дуют на земле. К боевым маши нам в строгой очередности и с со блюдением всех правил безопас ности подъезжают воздухе-, топ ливо— и кислородозаправщики, автомобили со спецжидкостями, аккумуляторами... Готовятся к вы лету и молодые летчики. С инстру ктором они отрабатывают на зем ле упражнение методом «Пеший по-летному» — моделируют на зе мле все свои предстоящие дейст вия в воздухе. Через 39 минут в небо устре мится первый боевой МиГ. В 9 ча сов 50 минут с командно-диспет черского пункта (КДП) аэродрома эапущены две зеленые ракеты. Мой гид— исполняющий обязан ности заместителя командира по воспитательной работе Игорь Ка- щавцев поясняет: подан сигнал готовности всем службам и летно му составу. Руководит полетами на этот раз командир авиабазы Сергей Вовк. До 17 часов полков нику предстоит зачетная стажи ровка в этой должности. На КДП все видно как на ладо ни, благо погода ясная. Пытаюсь ^<ронометрировать время взле тов, но вскоре понимаю: занятие это бесполезное. Осовцы, конеч но, не Рим, и здесь каждые две минуты самолеты не принимают, но интенсивность движения очень высокая. Несколько раз на взлет ной полосе даже выстраивалась очередь. В небе пилоты отрабаты вали фигуры высшего пилотажа с завидной филигранностью. Начальник воздушно-огневой и тактической подготовки подпол ковник Михаил Кипкаев по моей просьбе комментирует происхо дящее «над точкой»: — Летчики выполняют вираж на «максимале» — на высоте 300 метров, вираж на полном форса же. Разгон скорости, «горка» с уг лом 60 градусов, переворот «на горке» до высоты 300 метров. Снова разгон скорости, «петля Нестерова», «бочка» влево, «боч ка» вправо, «ухо»... Происходит все это в считан ные секунды, и «петлю» от «уха» я различаю с трудом. А экипаж уже запрашивает у земли фотобомбо метание и фотострельбу. Земля дает «добро», и самолет снижает ся до 200 метров, завершает вы полнение задачи «над точкой» и улетает дальше по маршруту. Во времена С С С Р летчики 927-й летали ежедневно в две смены. Теперь хорошо, если вы падают одна-две смены в неделю, а топлива выделяется в десять раз меньше планируемого. Поле ты — дело дорогостоящее... Майор Сергей Бран, взлетев ший в 13 часов, приземлился в Осовцах лишь полтора часа спус тя. Двести километров, уточняя маршрут, небольшую движущую ся точку его самолета на экране локатора вели диспетчеры базы, а затем передали барановичским коллегам. Пролетев над Староби- ном, Вилейкой, Полоцком, Чашни ками, Заславлем, всепогодный МиГ повернул домой. З а время полета Сергей Бран выполнил при взаимодействии с зенитно-ракет ными подразделениями перехват условного противника в заданное время на заданном рубеже. Это был самый дальний полет на бое вом самолете. Ещ е несколько учебных пере хватов были выполнены в небе над аэродромом. К 17 часам ин женерно-технический и летный состав отработал все программы Обошлось без отказов техники. — Удивительная была смена, — признается командир авиаба зы Сергей Вовк. — Редко бывает так. Полеты закончены. Перед за ходом солнца на боевое дежурст во по охране воздушных рубежей страны заступает новая смена пи лотов. Прощаясь с осовцами, под хожу к полковнику Мишанину. Де люсь впечатлениями от мастер ской работы пилотов. Он же по-во енному краток: — Удивлять мы никого не соби раемся, но если кто-то попьяается нас удивить, то мы докажем, что воздушные рубежи Беларуси и Союзного государства надежно защищены. Владимир Григорьев: Ветеранам — и медаль, и денежную помощь Окончание. Начало на стр. I Из бюджета Союзного госу дарства на санаторно-курортное лечение ветеранов выделено 1300 тыс. российских рублей. Уча стники Великой Отечественной войны получат возможность отды хать и лечиться в двух российских и двух белорусских санаториях. Уже в декабре прошлого года око ло 120 ветеранов прошли курс ле чения в этих здравницах — бело русских санаториях «Поречье» и «Приднепровский» и российских «Переделкино» и «Можайский». Сегодня для ветеранов глав ным препятствием являются не границы, а длинные версты, рас стояния. Поэтому «Белавиа» с 1 по 15 мая решила провести бес прецедентную акцию «День Побе ды», посвященную 60-летию ос вобождения Беларуси. Суть ее в том, чтобы участники и инвалиды Великой Отечественной смогли посетить места боевой славы встретиться с людьми, с которыми их связали тяжелые дни войны, почтить память погибших. Вете раны в эти дни смогут бесплатно совершить полет регулярными рейсами «Белавиа» в страны СНГ и Европы. Участникам Великой Отечественной войны авиабиле ты в экономическом классе пре доставляются бесплатно, нужно будет лишь оплатить таксы и сбо ры, предусмотренные действую щими международными, правила ми. Записала Анастасия БО РО ВАЯ . На пути к Фобосу Союзная программа «Космос С Г » выходит на орбиту проекты Евгений Петров М И Н С К М АЛО кто знает, что белорус ские ученые давно занимаются марсианской тематикой. Работа эта началась еще в советское время, продолжается она и сей час. На первых космических ап паратах, которые отправлялись к Красной планете, были бело,- русские датчики, приборы. С о з дана очень надежная тепловая защита . И сегодня в Минске, в Институте тепло- и массообм е - на Национальной академии на ук, специалисты продолжают эту работу. В рамках союзной программы «Космос С Г » ученые должны обеспечить безопасный спуск и посадку на спутник Мар са — Фобос. Успешно решить эту задачу помогает так называ емый холловский ускоритель, который имеется в институте и аналогов которому пока нет в мире. Лауреат Государственной премии С С С Р , кандидат техниче ских наук Борис Б Е РЕ ГО В в сво ей статье «Космические разра ботки Республики Беларусь» так написал о его уникальных воз можностях: «Созданный институ том в сотрудничестве с Россий ской космической корпорацией «Энергия» торцевой холловский ускоритель не имеет себе рав ных. Он широко используется для моделирования условий аэроди намического нагрева, возникаю щего при полете космического аппарата в атмосфере Земли и других планет. С помощью уско рителя проводят отработку теп лозащитных материалов и иссле дование проблем высокотемпе ратурного тепло- и массообмена, определение параметров разру шения материалов в условиях, близких к натурным. При этом за действуется широкий спектр плазменных потоков, позволяю щих воспроизводить различные условия теплообмена в стацио нарном режиме». Корреспонденту «СОЮ За» удалось собственными глазами увидеть это чудо технологии. Ускоритель напоминает остов ракеты с множеством патруб ков, присосок , проводов . З а окошком иллюминатора бесну ется плазма. Но видимая часть — это не вся установка. Основа системы расположена в подва ле. А в «полный рост» ускори тель высотой с четырехэтаж - нь 1 йдрм<. 14 .с§м 9 еинтересное, со здан он тридцать лет назад, йо До сих гШр'У 'нёго кет конку рентов. Когда руководство ин ститута было в и сследователь ском центре В В С СШ А , ра спо ложенном в штате Огайо, и сде лало доклад о своих разрабо т ках, ам ери кан ские ученые очень удивились. В какой-то маленькой Беларуси есть такой навтами тому свидетельство. — Проблема защ иты лета тельных аппаратов — один из самых наукоемких и сложных процессов, — говорит Влади мир ЕРМ АЧ ЕНКО . — Создание тепловой защиты сопряжено со множеством эксперименталь ных и технических и сследова ний. И лучше всего это делать на наземных испытательных ус тановках. Почему? Вы же не бу дете звпускать аппарат, ск а жем, к Луне с неисследованной теплозащитой й потом возвра щать его. Это очень дорого. При полете учитывается каждый грамм веса. А теплозащита ино гда доходит до 25— 30 процен тов м ассы аппарата. И когда удается ее уменьшить, это серь езный успех. Значит, можно меньше взять топлива, а боль В рамках союзной программы «Космос СГ» ученые должны обеспечить безопасный спуск и посадку на спутник Марса— Фобос. большой и мощный ускоритель! И отметили , что для его с о зд а ния Ам ерике понадобится как минимум лет 5— 10. Автор установки — белорус ский ученый Владимир Ерма- ченко. В свое время он окончил МАИ , встречался с Королевым, с космонавтами Гагариным и С евастьяновым , сдавал э к з а мены Мишину, работал с акаде миком Янгелем . Да и сегодня почти все россий ские ученые, которые трудятся на космос, его друзья. Они часто звонят, обра щаются с просьбами к Вл ади миру Степановичу , поручают важные разработки. Ибо, по су ти, почти все старты космиче ских кораблей — от «Союза» до «Бурана» — начинались отсю да, от холловского ускорителя. Без тепловой защиты нет аппа рата. Кто не учитывает это, жес токо расплачивается . Две тра гедии с ам ериканскими космо- ше приборов, оборудования, как говорят, полезного груза. И здесь веское слово за нами. Мы можем смоделировать практи чески все, что встретит аппарат в атмосф ере Земли , чего ожи дать ему на подлете к Луне, Марсу , Венере. Если надо, мы можем обсчитать нагрузки на каждую плитку защиты. Наш ус коритель позволяет это сделать. Он, с точки зрения преобразова ния электрической энергии в скоростную, оказался самым удачным. В нем используется совершенный механизм ускоре ния плазмы в электромагнитном поле. На оптимальных режимах работы коэффициент полезного действия ускорителя равняется 95. Эта цифра о многом говорит. Кстати, мы можем воспроиз водить не только экстремаль ные потоки, но и небольшие, ха рактерные для аппаратов, кото рые входят в атмосферу Марса. Н Звездный городок. Станция МКС, тренажер. В наше общее дело — освоение космоса — внесли свой достойный вклад российские и белорусские ученые и специалисты. Она там разреженная, но зато в ней присутствует агрессивный углекислый газ. И эти наши воз можности очень пригодятся в работе над перспективной те мой, рассчитанной на четыре го-- да, и предусмотренной совмест ной российско-белорусской программой «Космос С Г » — со здание аппаратов для полета на Красную планету, ее спутники. Наша задача — гибкая тепло вая защита. Что это такое? Из чего она делается — это не на ша проблема. Мы только созда ем ее прообраз, каким парамет рам она должна отвечать, какие нагрузки должна выдерживать, чтобы обезопасить все, что есть в космическом аппарате. В свое время с нашей помощью созда вались аппараты «Марс-96» и «Марс-97». Они должны были собрать и доставить грунт с Красной планеты. Такая же з а дача поставлена и перед аппа ратом «Фобос-грунт». Нам надо надежно защитить его от пере грева, особенно при возврате капсулы на Землю. Вход в атмо сферу будет жестким , близким ко второй космической скоро сти. Мы это учли. И создаем своеобразный лобовой щит. Он, я думаю, обезопасит пришельца с Фобоса. Нашим специалистам такая задача по плечу. Поэтому руководство Росавиакосмоса и обращается к нам. Первый этап работы мы планируем завер шить к сентябрю. Наше сотрудничество в этом направлении продлится до 2009 года. Будем разрабатывать ап параты с изменяющейся аэро динамической формой. Они по летят к Марсу, Венере, к другим планетам Солнечной системы . Совм естны х проектов много. В каждом старте будет и наше у с корение. Флагман модельного ряда Минская техника соответствует стандарту Евро-3 «оседй Дми трий Иванов М О С К В А — М И Н С К М И Н С КИ И автозавод продол жает обновлять модельный ряд своей техники. А ссортимент продукции предприятия включа ет автомобили, автобусы и трол лейбусы . Первые их образцы уже появились в России — в Ярославле. Выпускают на заво де и другие конкурентоспособ ные модели техники. З аказ на автобусы был полу чен минчанами от М инистерст ва обороны России для одного из ярославских спецавтокомби- натов. Белорусы поставляли ту да практически готовые автобу сы. Россий ские специалисты лишь доработали под свои нуж ды интерьеры кузовов. Проект, кстати, назывался «Арктика», поскольку автобусы производи лись в так называемом север ном исполнении. Возможно, минские автобу сы появятся и в Новосибирске. Договоренность о совместном их производстве с мэрией си бирского города уже достигну та. А выпускать машины плани руется на Новосибирском заво де имени Коминтерна. Причем Минский автозавод будет поста влять для последующей сборки раму и шасси, двигатель и каби ну. А сибиряки будут монтиро вать у себя все остальное — двери, сиденья, электропровод ку. Интерес к минским автобу сам проявили в других регионах Сибири. У себя на родине минские ав тобусы давно снискали уваж е ние. Они работают практически во всех городах республики на городских и междугородних маршрутах и с успехом заменя ют отслуживш ие «Икарусы» и «ЛАЗы» . А сейчас заводчане создали еще и городской трол лейбус. Пока он производится в небольших количествах, но че рез некоторое время вполне смож ет заменить уходящ ие в прошлое модели рижского про изводства. Сегодня минские автомоби лестроители продолжают совер шенствовать собственную про дукцию. К примеру, автобус «М АЗ-103» теперь оснащается мощным импортным двигате лем, автоматической коробкой передач — иначе говоря, соот ветствует стандарту Евро-3. Кстати, от обычных моделей эту отличает интересная деталь — на остановке автобус «приседа ет» и выдает наружу специаль ный трап, по которому в салон легко могут заехать люди в инва лидных колясках. Другая модель — «Маз-107- 065» — снабжена задней тележ кой, сконструированной заво дскими специалистами. Основ ная ее изюминка — самоустана- вливающаяся ось с принудитель ной блокировкой. Она позволяет довольно большой машине со вершать более крутые повороты, что немаловажно на стесненных городских улицах. Конечно, основной продукци ей Минского автозавода были и остаются грузовые автомобили. Флагман модельного ряда — но вый седельный тягач, также соб ранный в соответствии со стан дартом Евро-3. Его сердце — ди зель ярославского производст ва, снабженный электронной си стемой управления подачи топ лива. Машина может комплекто ваться обогревателем и конди ционером, а также специальным устройством, функции которого сродни будильнику. Оно в состо янии разбудить шофера, если тот уснул за рулем, а в случае ко гда сон слишком крепок, остано вит тягач. Грузовой автомобиль «МАЗ- 4370» — также новая для завода продукция. Это среднетоннаж ный автомобиль для перевозки объемных грузов. Он значитель но вместительнее большинства своих собратьев, производящих ся в СНГ, а следовательно, удоб нее и эффективнее для дальних перевозок. Первая ласточка денежной интеграции В некоторых организациях Беларуси принимают оплату в российских рублях ф ин ан сы Соб. инф. П ЕРВЫМ И параллельное обра щение наличных белорусских и российских рублей ввели бело русские железнодорожники. На всех поездах белорусского фор мирования, что следуют в Р о с сию, сегодня пассажиры могут расплатиться с проводниками за постель, чай, печенье, прохлади тельные напитки как белорус ской, так и российской валютой. Заместитель начальника пас сажирской службы Белорусской железной дороги Юрий РЕДЬКО так прокомментировал си туа цию: — Такой порядок расчетов на свой страх и риск порекомендо вали проводникам, чтобы было удобно пассажирам. Ведь не у каждого россиянина, севшего в вагон нашего поезда, могут ока заться белорусские рубли, и не у каждого белорусского пассажи ра есть российская валюта. Про водникам вагонов хлопот, конеч но, добавилось, но пассажиры только благодарны за такую ва лютную интеграцию. Примеру железной дороги уже последовали белорусские автодорожники. З а пользование автотрассой Брест — Минск — граница РФ автомобилисты тоже могут заплатить и белорусскими, и российскими рублями. Анало гичный порядок расчетов дейст вует и на некоторых автозаправ ках. Председатель правления На ционального банка Беларуси Петр ПРОКОПОВИЧ заявил, что для удобства граждан некото рым организациям при обслужи вании пассажиров на дороге от Бреста до границы с РФ Нацио нальный банк предоставляет разрешение делать расчеты в иностранной валюте. — Но делать это повсеместно, всеобъемлюще мы пока еще не готовы, мы можем нанести вред своей национальной валюте, — отметил П. Прокопович. На ДВОЙНОЙ тяге Минский тракторный прирастает Сибирью прямы е Связи Евгений Казю кин М И Н С К — Б А Р Н А У Л ГЕН ЕРАЛ ЬНЫ Й конструктор Минского тракторного завода Михаил М ЕЛЕШ КО и его колле ги по моторному заводу верну лись из Барнаула. Перспектива ми делового сотрудничества очень довольны. — Сейчас у нас ситуация та кова, — объясняет Михаил Гри горьевич, — для тракторов мощ ностью от 60 до 280 лошадиных сил имеются двигатели, которые изготавливает наш МТЗ . Здесь проблем нет. Двигатели доста точно высокого технического уровня и качества. Но есть проб лем а с двигателями меньшей мощности. Для мини-тракторов, малогабаритных машин. В Бела руси такие моторы не выпуска ются и в ближайшие годы вряд ли будут. Мы их покупаем за ру бежом, в Словакии, а это им порт, валюта. И стоят они неде шево. Поэтому мы и отправи лись на «Барнаултрансмаш», чтобы изучить возможности по ставок двигателей российского производства на наши малога баритные машины. Мы убеди лись, что такая возможность есть. Барнаульцы разработали мотор для «Жигулей» четвертой модели, которые еще называют вседорожниками. Так вот этот двигатель подходит и для наших тракторов. Надо только сделать модификацию тракторной комп лектации — и проблема решена. Это не сложная задача. И мы с барнаульцами нашли понима ние. — А почему столь большой интерес именно к этой технике? Спрос на нее нынче высок? — Да, мы видим, что такие машины востребованы не толь ко сельским хозяйством. Они очень нужны коммунальным службам городов и поселков, до рожникам — для уборки терри торий, ремонта трасс, для погру зочно-разгрузочных работ. В них сегодня нуждаются предпри ниматели и фермеры. Э ту не большую по габаритам и манев ренную технику удобно исполь зовать в производственных по мещениях, ангарах, теплицах, она незаменима на всех мало контурных полях. И к тому же на ши машины, если вы видели, от личаются красивой «внешно стью». Мы намерены в ближай шее время сделать еще более совершенный дизайн, поменять окраску. В общем, наши «мини» будут на загляденье. Они орга нично впишутся в любые город ские интерьеры — как у нас, в Беларуси, так и в России . Ду маю, спрос на них на российском рынке будет очень большой. И по цене эти машины, конечно же, обойдутся дешевле импортных. — Значит ли это, что и стоимость барнаульских моторов будет ниже, чем словацких, которые вы до сих пор покупали? — Мы на это надеемся, и та кая договоренность есть. Это во- первых. А во-вторых, как я уже говорил, комплектующие двига теля уже на процентов 60 — 70 имеются. С коллегами из Барна ула мы решили еще ряд вопро сов. В частности, по топливным насосам . Мы их тоже покупаем за рубежом, в Чехии. Теперь их нам будут поставлять россияне. Посетили мы и завод прецизион ных изделий, который начинает выпускать для моторного завода форсунки, распылители. Там за вершили подготовку производ ства и готовы поставлять в Минск свою продукцию. — Словом, присутствие баривуль- цев в работе МТЗ заметно активизи руется. А как ваше предприятие, так сказать, в порядке «бартера», представлено в Барнауле? — Там открыт наш торговый центр по реализации тракторов. Как ни странно, до недавнего времени этот регион был плохо осведомлен о наших мощных пропашных машинах. А сегодня они, особенно новых модифика ций, пользуются очень большой популярностью, и здесь мы под ходим к тому главному, что даст нам взаимовыгодное сотрудни чество. В Барнауле через торго вый дом мы будем осуществлять все поставки наших тракторов в Сибирь, а оттуда брать комплек тующие, в том числе и двигатели к нашим малогабаритным трак торам . Уменьшатся транспорт ные расходы, увеличится това рооборот, мы будем еще больше заинтересованы друг в друге. По-соседски, за столом Окончание. Начало на стр. I Поэтому и крестьяне, и перера ботчики заинтересованы в нара щивании экспорта, в том числе и российские регионы. А в Москву сейчас, к примеру, есть возмож ность дополнительно поставить 1950 тонн говядины, 8660 тонн масла, 4600 тонн сухого обезжи ренного молока, 2400 тонн твер дых сыров, 45 миллионов услов ных банок молочных и мясных консервов. Однако, как сказал Н. Поп ков, помимо увеличения поста вок, Беларусь заинтересована в создании совместных интегри рованных предприятий по про изводству и переработке сырья с участием российских инвесто ров и банков, а также в других формах сотрудничества. Во з можно, московским торговым организациям, импортирующим продовольствие, имеет смысл на три месяца авансировать бе лорусские хозяйства. З а это время сельхозпредприятия при обретут корма и вырастят до полнительно окот для увеличе ния мясных поставок в россий скую столицу. Да и удешевить продовольствие можно, умень шив оплату посреднических у с луг. Для этого белорусские про изводители должны на равных с россиянами участвовать в тен дерах для нужд департамента продовольственных ресурсов Москвы и министерства оборо ны. В ходе переговоров выясни лось, что белорусско-москов ское сотрудничество в ближай шие годы, похоже, выйдет за рамки торговли. По словам А. Бабурина, московские пере рабатывающие предприятия го товы вкладывать деньги в созда ние совместных предприятий, а также белорусские животновод ческие комплексы и птицефаб рики через участие в их техпере вооружении. Но на взаимовы годных условиях. Речь, к приме ру, идет о частичной передаче акций белорусских предприятий российским инвесторам. Примечательно, что на этом переговоры не закончились. До конца мая сторонам предстоит уточнить объемы поставок и но менклатуру, которую предпола гается существенно расширить.' В частности, белорусские пред приятия готовы предложить Мо скве не только сырье, но и про дукцию собственной переработ ки: колбасные, кондитерские, ли керно-водочные изделия. Воз можно, с 1 июля Беларусь полу чит квоту на поставку 120 тысяч тонн сахара, изготовленного из сырца. Кроме того, в несколько раз вырастут поставки в россий скую столицу белорусского кар тофеля и овощей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz