Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

II С о Ю 3 Беларусь—Россия 13 МАЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 18 (166) Б ер еза д а е т «добро». На взлет Окончание. Начало на стр. I ...Было немного не по себе. Ис­ требитель медленно вырулил на взлетную полосу. Зажав рычаг тормоза, получаю разрешение на взлет. Бросаю тормоз, и легкий пе­ рехватчик начинает разбег. От обилия приборов с непривычки те­ ряюсь. Но голос инструктора успо­ коил; все в норме. Колеса 11 -тонного МиГа все быстрее бе­ гут по «бетонке». Зажмурившись, тяну ручку управления на себя. От­ рыв от земли. Взлет! Освоившись в кресле пилота, пьпаюсь выполнить команду с зе­ мли. Не получилось. Вторая по­ пытка... И боевая машина на высо­ те 1000 метров, как кажется, по- черепашьи неторопливо набирает скорость. Делаю разворот и лечу в пилотажную зону. Первый вираж выполнен. На приборе всего 600 километров, быстрее разогнаться не получается, хотя все элемен­ тарно просто: надо только левой рукой на несколько миллиметров передвинуть рычаг управления двигателем. Десять минут в воздухе — так много, если взглянуть с земли. Для меня они пролетели как миг. Уже пора домой, но посадить самолет на полосу не хватает духу: боюсь сломать стойки шасси. Инструк­ тор, рискнувший доверить мне взлет, берет управление на себя. И вот я благополучно спускаюсь по трапу... Полет, как вы догадались, был учебным, на тренажере. В ка­ бину забирается новый пилот. Ему предстоит отработать все возмож­ ные ситуации в случае отказа бор­ товых систем и двигателя. По сло­ вам начальника комплексного тре­ нажера Александра Северинчика, такие «полеты» обязательны для всех. У молодых пилотов налеты доходят до 40 часов в год, у летчи­ ков 1-го класса 20— 25. Этого ма­ ло, но вполне достаточно для под­ держания формы. А какова она, я увидела собственными глазами. В части— летная смена. Перед началом полетов командир авиа­ базы лично проверил взлетную полосу аэродрома, как того требу­ ют правила полетов. На взлетной полосе не должно бьпъ ни камеш­ ка, ни соринки. «Ноги» боевых Ми­ Гов очень чувствительны к любым препятствиям, и посторонние предметы могут спровоцировать катастрофу на посадке. Безопас­ ность полетов и эффективность действий в воздухе обеспечивают специалисты многочисленных на­ земных служб сопровождения и технического обеспечения. З а не­ сколько минут до времени «Ч» по полосе про.ц|елспециапьный авто­ мобиль с включенной сиреной. И над аэродромом не осталось ни- одной птицы. В 8 часов 20 минут в небо взметнулась учебная спарка для проведения метеоразведки. Крес­ ло одного из пилотов занимает за­ меститель командующего войска­ ми Северо-Западного оператив­ но-тактического командования по авиации — начальник отдела авиации Петр Мишанин. До прихо­ да на нынешнюю должность он был начальником авиационного факультета Военной академии Бе­ ларуси. И 11 молодых летчиков ба­ зы— его ученики. У полковника Мишанина 1300 часов налета на истребителях. Его «рабочий кабинет— кабина само­ лета, а небо — работа и жизнь». 927-ю он курирует по долгу служ­ бы. Атеперь, когда этой авиабазе переданы функции центра подго­ товки молодого летного состава, Мишанин будет часто менять свой «командный пункт» в Мачулищах, что под Минском, на Березу. 927-я база подчинена ему во всех вопро­ сах деятельности, и он несет пер­ сональную ответственность за ус­ пешное решение стоящих перед ней задач. — Особенность этой части в том, что здесь готовили достойных воздушных бойцов во все време­ на, — после приземления расска­ зывает полковник. — Во времена С С С Р авиабаза неоднократно пе­ ребазировалась на Юг и Восток, выполняла задачи в горячих точ­ ках: на Кубе, во Вьетнаме, Египте, в Сирии, Афганистане. Один из ее нынешних приоритетов — подго­ товка кадров, и в первую очередь летного состава. И с этой задачей командование справляется. На учениях в России пилоты части сбили ракету «Стриж-3» — аналог американского «Томагавка». Та­ кое удается немногим. Примерно через полчаса пос­ ле посадки спарки-разведчика все соберутся в классе, чтобы по­ лучить предполетные указания. Старший штурман проведет свер­ ку часов. Каждая служба доложит о готовности к полетам. А пока специалисты каждой из них кол­ дуют на земле. К боевым маши ­ нам в строгой очередности и с со­ блюдением всех правил безопас­ ности подъезжают воздухе-, топ­ ливо— и кислородозаправщики, автомобили со спецжидкостями, аккумуляторами... Готовятся к вы­ лету и молодые летчики. С инстру­ ктором они отрабатывают на зем­ ле упражнение методом «Пеший по-летному» — моделируют на зе­ мле все свои предстоящие дейст­ вия в воздухе. Через 39 минут в небо устре­ мится первый боевой МиГ. В 9 ча­ сов 50 минут с командно-диспет­ черского пункта (КДП) аэродрома эапущены две зеленые ракеты. Мой гид— исполняющий обязан­ ности заместителя командира по воспитательной работе Игорь Ка- щавцев поясняет: подан сигнал готовности всем службам и летно­ му составу. Руководит полетами на этот раз командир авиабазы Сергей Вовк. До 17 часов полков­ нику предстоит зачетная стажи­ ровка в этой должности. На КДП все видно как на ладо­ ни, благо погода ясная. Пытаюсь ^<ронометрировать время взле­ тов, но вскоре понимаю: занятие это бесполезное. Осовцы, конеч­ но, не Рим, и здесь каждые две минуты самолеты не принимают, но интенсивность движения очень высокая. Несколько раз на взлет­ ной полосе даже выстраивалась очередь. В небе пилоты отрабаты­ вали фигуры высшего пилотажа с завидной филигранностью. Начальник воздушно-огневой и тактической подготовки подпол­ ковник Михаил Кипкаев по моей просьбе комментирует происхо­ дящее «над точкой»: — Летчики выполняют вираж на «максимале» — на высоте 300 метров, вираж на полном форса­ же. Разгон скорости, «горка» с уг­ лом 60 градусов, переворот «на горке» до высоты 300 метров. Снова разгон скорости, «петля Нестерова», «бочка» влево, «боч­ ка» вправо, «ухо»... Происходит все это в считан­ ные секунды, и «петлю» от «уха» я различаю с трудом. А экипаж уже запрашивает у земли фотобомбо­ метание и фотострельбу. Земля дает «добро», и самолет снижает­ ся до 200 метров, завершает вы­ полнение задачи «над точкой» и улетает дальше по маршруту. Во времена С С С Р летчики 927-й летали ежедневно в две смены. Теперь хорошо, если вы­ падают одна-две смены в неделю, а топлива выделяется в десять раз меньше планируемого. Поле­ ты — дело дорогостоящее... Майор Сергей Бран, взлетев­ ший в 13 часов, приземлился в Осовцах лишь полтора часа спус­ тя. Двести километров, уточняя маршрут, небольшую движущую­ ся точку его самолета на экране локатора вели диспетчеры базы, а затем передали барановичским коллегам. Пролетев над Староби- ном, Вилейкой, Полоцком, Чашни­ ками, Заславлем, всепогодный МиГ повернул домой. З а время полета Сергей Бран выполнил при взаимодействии с зенитно-ракет­ ными подразделениями перехват условного противника в заданное время на заданном рубеже. Это был самый дальний полет на бое­ вом самолете. Ещ е несколько учебных пере­ хватов были выполнены в небе над аэродромом. К 17 часам ин­ женерно-технический и летный состав отработал все программы Обошлось без отказов техники. — Удивительная была смена, — признается командир авиаба­ зы Сергей Вовк. — Редко бывает так. Полеты закончены. Перед за­ ходом солнца на боевое дежурст­ во по охране воздушных рубежей страны заступает новая смена пи­ лотов. Прощаясь с осовцами, под­ хожу к полковнику Мишанину. Де­ люсь впечатлениями от мастер­ ской работы пилотов. Он же по-во­ енному краток: — Удивлять мы никого не соби­ раемся, но если кто-то попьяается нас удивить, то мы докажем, что воздушные рубежи Беларуси и Союзного государства надежно защищены. Владимир Григорьев: Ветеранам — и медаль, и денежную помощь Окончание. Начало на стр. I Из бюджета Союзного госу­ дарства на санаторно-курортное лечение ветеранов выделено 1300 тыс. российских рублей. Уча­ стники Великой Отечественной войны получат возможность отды­ хать и лечиться в двух российских и двух белорусских санаториях. Уже в декабре прошлого года око­ ло 120 ветеранов прошли курс ле­ чения в этих здравницах — бело­ русских санаториях «Поречье» и «Приднепровский» и российских «Переделкино» и «Можайский». Сегодня для ветеранов глав­ ным препятствием являются не границы, а длинные версты, рас­ стояния. Поэтому «Белавиа» с 1 по 15 мая решила провести бес­ прецедентную акцию «День Побе­ ды», посвященную 60-летию ос­ вобождения Беларуси. Суть ее в том, чтобы участники и инвалиды Великой Отечественной смогли посетить места боевой славы встретиться с людьми, с которыми их связали тяжелые дни войны, почтить память погибших. Вете­ раны в эти дни смогут бесплатно совершить полет регулярными рейсами «Белавиа» в страны СНГ и Европы. Участникам Великой Отечественной войны авиабиле­ ты в экономическом классе пре­ доставляются бесплатно, нужно будет лишь оплатить таксы и сбо­ ры, предусмотренные действую­ щими международными, правила­ ми. Записала Анастасия БО РО ВАЯ . На пути к Фобосу Союзная программа «Космос С Г » выходит на орбиту проекты Евгений Петров М И Н С К М АЛО кто знает, что белорус­ ские ученые давно занимаются марсианской тематикой. Работа эта началась еще в советское время, продолжается она и сей­ час. На первых космических ап­ паратах, которые отправлялись к Красной планете, были бело,- русские датчики, приборы. С о з ­ дана очень надежная тепловая защита . И сегодня в Минске, в Институте тепло- и массообм е - на Национальной академии на­ ук, специалисты продолжают эту работу. В рамках союзной программы «Космос С Г » ученые должны обеспечить безопасный спуск и посадку на спутник Мар­ са — Фобос. Успешно решить эту задачу помогает так называ­ емый холловский ускоритель, который имеется в институте и аналогов которому пока нет в мире. Лауреат Государственной премии С С С Р , кандидат техниче­ ских наук Борис Б Е РЕ ГО В в сво­ ей статье «Космические разра­ ботки Республики Беларусь» так написал о его уникальных воз­ можностях: «Созданный институ­ том в сотрудничестве с Россий ­ ской космической корпорацией «Энергия» торцевой холловский ускоритель не имеет себе рав­ ных. Он широко используется для моделирования условий аэроди­ намического нагрева, возникаю­ щего при полете космического аппарата в атмосфере Земли и других планет. С помощью уско­ рителя проводят отработку теп­ лозащитных материалов и иссле­ дование проблем высокотемпе­ ратурного тепло- и массообмена, определение параметров разру­ шения материалов в условиях, близких к натурным. При этом за­ действуется широкий спектр плазменных потоков, позволяю­ щих воспроизводить различные условия теплообмена в стацио­ нарном режиме». Корреспонденту «СОЮ За» удалось собственными глазами увидеть это чудо технологии. Ускоритель напоминает остов ракеты с множеством патруб ­ ков, присосок , проводов . З а окошком иллюминатора бесну ­ ется плазма. Но видимая часть — это не вся установка. Основа системы расположена в подва­ ле. А в «полный рост» ускори ­ тель высотой с четырехэтаж - нь 1 йдрм<. 14 .с§м 9 еинтересное, со здан он тридцать лет назад, йо До сих гШр'У 'нёго кет конку ­ рентов. Когда руководство ин­ ститута было в и сследователь ­ ском центре В В С СШ А , ра спо ­ ложенном в штате Огайо, и сде­ лало доклад о своих разрабо т ­ ках, ам ери кан ские ученые очень удивились. В какой-то маленькой Беларуси есть такой навтами тому свидетельство. — Проблема защ иты лета ­ тельных аппаратов — один из самых наукоемких и сложных процессов, — говорит Влади ­ мир ЕРМ АЧ ЕНКО . — Создание тепловой защиты сопряжено со множеством эксперименталь­ ных и технических и сследова ­ ний. И лучше всего это делать на наземных испытательных ус­ тановках. Почему? Вы же не бу­ дете звпускать аппарат, ск а ­ жем, к Луне с неисследованной теплозащитой й потом возвра ­ щать его. Это очень дорого. При полете учитывается каждый грамм веса. А теплозащита ино­ гда доходит до 25— 30 процен­ тов м ассы аппарата. И когда удается ее уменьшить, это серь­ езный успех. Значит, можно меньше взять топлива, а боль­ В рамках союзной программы «Космос СГ» ученые должны обеспечить безопасный спуск и посадку на спутник Марса— Фобос. большой и мощный ускоритель! И отметили , что для его с о зд а ­ ния Ам ерике понадобится как минимум лет 5— 10. Автор установки — белорус­ ский ученый Владимир Ерма- ченко. В свое время он окончил МАИ , встречался с Королевым, с космонавтами Гагариным и С евастьяновым , сдавал э к з а ­ мены Мишину, работал с акаде­ миком Янгелем . Да и сегодня почти все россий ские ученые, которые трудятся на космос, его друзья. Они часто звонят, обра­ щаются с просьбами к Вл ади ­ миру Степановичу , поручают важные разработки. Ибо, по су ­ ти, почти все старты космиче ­ ских кораблей — от «Союза» до «Бурана» — начинались отсю ­ да, от холловского ускорителя. Без тепловой защиты нет аппа­ рата. Кто не учитывает это, жес­ токо расплачивается . Две тра ­ гедии с ам ериканскими космо- ше приборов, оборудования, как говорят, полезного груза. И здесь веское слово за нами. Мы можем смоделировать практи­ чески все, что встретит аппарат в атмосф ере Земли , чего ожи­ дать ему на подлете к Луне, Марсу , Венере. Если надо, мы можем обсчитать нагрузки на каждую плитку защиты. Наш ус­ коритель позволяет это сделать. Он, с точки зрения преобразова­ ния электрической энергии в скоростную, оказался самым удачным. В нем используется совершенный механизм ускоре­ ния плазмы в электромагнитном поле. На оптимальных режимах работы коэффициент полезного действия ускорителя равняется 95. Эта цифра о многом говорит. Кстати, мы можем воспроиз­ водить не только экстремаль­ ные потоки, но и небольшие, ха­ рактерные для аппаратов, кото­ рые входят в атмосферу Марса. Н Звездный городок. Станция МКС, тренажер. В наше общее дело — освоение космоса — внесли свой достойный вклад российские и белорусские ученые и специалисты. Она там разреженная, но зато в ней присутствует агрессивный углекислый газ. И эти наши воз­ можности очень пригодятся в работе над перспективной те ­ мой, рассчитанной на четыре го-- да, и предусмотренной совмест­ ной российско-белорусской программой «Космос С Г » — со ­ здание аппаратов для полета на Красную планету, ее спутники. Наша задача — гибкая тепло­ вая защита. Что это такое? Из чего она делается — это не на­ ша проблема. Мы только созда­ ем ее прообраз, каким парамет­ рам она должна отвечать, какие нагрузки должна выдерживать, чтобы обезопасить все, что есть в космическом аппарате. В свое время с нашей помощью созда­ вались аппараты «Марс-96» и «Марс-97». Они должны были собрать и доставить грунт с Красной планеты. Такая же з а ­ дача поставлена и перед аппа­ ратом «Фобос-грунт». Нам надо надежно защитить его от пере­ грева, особенно при возврате капсулы на Землю. Вход в атмо­ сферу будет жестким , близким ко второй космической скоро­ сти. Мы это учли. И создаем своеобразный лобовой щит. Он, я думаю, обезопасит пришельца с Фобоса. Нашим специалистам такая задача по плечу. Поэтому руководство Росавиакосмоса и обращается к нам. Первый этап работы мы планируем завер ­ шить к сентябрю. Наше сотрудничество в этом направлении продлится до 2009 года. Будем разрабатывать ап­ параты с изменяющейся аэро ­ динамической формой. Они по­ летят к Марсу, Венере, к другим планетам Солнечной системы . Совм естны х проектов много. В каждом старте будет и наше у с ­ корение. Флагман модельного ряда Минская техника соответствует стандарту Евро-3 «оседй Дми трий Иванов М О С К В А — М И Н С К М И Н С КИ И автозавод продол­ жает обновлять модельный ряд своей техники. А ссортимент продукции предприятия включа­ ет автомобили, автобусы и трол­ лейбусы . Первые их образцы уже появились в России — в Ярославле. Выпускают на заво ­ де и другие конкурентоспособ­ ные модели техники. З аказ на автобусы был полу­ чен минчанами от М инистерст­ ва обороны России для одного из ярославских спецавтокомби- натов. Белорусы поставляли ту ­ да практически готовые автобу­ сы. Россий ские специалисты лишь доработали под свои нуж­ ды интерьеры кузовов. Проект, кстати, назывался «Арктика», поскольку автобусы производи­ лись в так называемом север ­ ном исполнении. Возможно, минские автобу­ сы появятся и в Новосибирске. Договоренность о совместном их производстве с мэрией си ­ бирского города уже достигну­ та. А выпускать машины плани­ руется на Новосибирском заво ­ де имени Коминтерна. Причем Минский автозавод будет поста­ влять для последующей сборки раму и шасси, двигатель и каби­ ну. А сибиряки будут монтиро­ вать у себя все остальное — двери, сиденья, электропровод­ ку. Интерес к минским автобу­ сам проявили в других регионах Сибири. У себя на родине минские ав­ тобусы давно снискали уваж е ­ ние. Они работают практически во всех городах республики на городских и междугородних маршрутах и с успехом заменя­ ют отслуживш ие «Икарусы» и «ЛАЗы» . А сейчас заводчане создали еще и городской трол­ лейбус. Пока он производится в небольших количествах, но че ­ рез некоторое время вполне смож ет заменить уходящ ие в прошлое модели рижского про­ изводства. Сегодня минские автомоби­ лестроители продолжают совер­ шенствовать собственную про­ дукцию. К примеру, автобус «М АЗ-103» теперь оснащается мощным импортным двигате­ лем, автоматической коробкой передач — иначе говоря, соот­ ветствует стандарту Евро-3. Кстати, от обычных моделей эту отличает интересная деталь — на остановке автобус «приседа­ ет» и выдает наружу специаль­ ный трап, по которому в салон легко могут заехать люди в инва­ лидных колясках. Другая модель — «Маз-107- 065» — снабжена задней тележ­ кой, сконструированной заво ­ дскими специалистами. Основ ­ ная ее изюминка — самоустана- вливающаяся ось с принудитель­ ной блокировкой. Она позволяет довольно большой машине со ­ вершать более крутые повороты, что немаловажно на стесненных городских улицах. Конечно, основной продукци­ ей Минского автозавода были и остаются грузовые автомобили. Флагман модельного ряда — но­ вый седельный тягач, также соб­ ранный в соответствии со стан­ дартом Евро-3. Его сердце — ди­ зель ярославского производст­ ва, снабженный электронной си­ стемой управления подачи топ­ лива. Машина может комплекто­ ваться обогревателем и конди­ ционером, а также специальным устройством, функции которого сродни будильнику. Оно в состо­ янии разбудить шофера, если тот уснул за рулем, а в случае ко­ гда сон слишком крепок, остано­ вит тягач. Грузовой автомобиль «МАЗ- 4370» — также новая для завода продукция. Это среднетоннаж­ ный автомобиль для перевозки объемных грузов. Он значитель­ но вместительнее большинства своих собратьев, производящих­ ся в СНГ, а следовательно, удоб­ нее и эффективнее для дальних перевозок. Первая ласточка денежной интеграции В некоторых организациях Беларуси принимают оплату в российских рублях ф ин ан сы Соб. инф. П ЕРВЫМ И параллельное обра­ щение наличных белорусских и российских рублей ввели бело­ русские железнодорожники. На всех поездах белорусского фор­ мирования, что следуют в Р о с ­ сию, сегодня пассажиры могут расплатиться с проводниками за постель, чай, печенье, прохлади­ тельные напитки как белорус­ ской, так и российской валютой. Заместитель начальника пас­ сажирской службы Белорусской железной дороги Юрий РЕДЬКО так прокомментировал си туа ­ цию: — Такой порядок расчетов на свой страх и риск порекомендо­ вали проводникам, чтобы было удобно пассажирам. Ведь не у каждого россиянина, севшего в вагон нашего поезда, могут ока­ заться белорусские рубли, и не у каждого белорусского пассажи­ ра есть российская валюта. Про­ водникам вагонов хлопот, конеч­ но, добавилось, но пассажиры только благодарны за такую ва­ лютную интеграцию. Примеру железной дороги уже последовали белорусские автодорожники. З а пользование автотрассой Брест — Минск — граница РФ автомобилисты тоже могут заплатить и белорусскими, и российскими рублями. Анало­ гичный порядок расчетов дейст­ вует и на некоторых автозаправ­ ках. Председатель правления На­ ционального банка Беларуси Петр ПРОКОПОВИЧ заявил, что для удобства граждан некото­ рым организациям при обслужи­ вании пассажиров на дороге от Бреста до границы с РФ Нацио­ нальный банк предоставляет разрешение делать расчеты в иностранной валюте. — Но делать это повсеместно, всеобъемлюще мы пока еще не готовы, мы можем нанести вред своей национальной валюте, — отметил П. Прокопович. На ДВОЙНОЙ тяге Минский тракторный прирастает Сибирью прямы е Связи Евгений Казю кин М И Н С К — Б А Р Н А У Л ГЕН ЕРАЛ ЬНЫ Й конструктор Минского тракторного завода Михаил М ЕЛЕШ КО и его колле­ ги по моторному заводу верну­ лись из Барнаула. Перспектива­ ми делового сотрудничества очень довольны. — Сейчас у нас ситуация та ­ кова, — объясняет Михаил Гри­ горьевич, — для тракторов мощ ­ ностью от 60 до 280 лошадиных сил имеются двигатели, которые изготавливает наш МТЗ . Здесь проблем нет. Двигатели доста ­ точно высокого технического уровня и качества. Но есть проб­ лем а с двигателями меньшей мощности. Для мини-тракторов, малогабаритных машин. В Бела­ руси такие моторы не выпуска­ ются и в ближайшие годы вряд ли будут. Мы их покупаем за ру­ бежом, в Словакии, а это им ­ порт, валюта. И стоят они неде­ шево. Поэтому мы и отправи­ лись на «Барнаултрансмаш», чтобы изучить возможности по­ ставок двигателей российского производства на наши малога ­ баритные машины. Мы убеди ­ лись, что такая возможность есть. Барнаульцы разработали мотор для «Жигулей» четвертой модели, которые еще называют вседорожниками. Так вот этот двигатель подходит и для наших тракторов. Надо только сделать модификацию тракторной комп­ лектации — и проблема решена. Это не сложная задача. И мы с барнаульцами нашли понима­ ние. — А почему столь большой интерес именно к этой технике? Спрос на нее нынче высок? — Да, мы видим, что такие машины востребованы не толь­ ко сельским хозяйством. Они очень нужны коммунальным службам городов и поселков, до­ рожникам — для уборки терри­ торий, ремонта трасс, для погру­ зочно-разгрузочных работ. В них сегодня нуждаются предпри­ ниматели и фермеры. Э ту не­ большую по габаритам и манев­ ренную технику удобно исполь­ зовать в производственных по­ мещениях, ангарах, теплицах, она незаменима на всех мало­ контурных полях. И к тому же на­ ши машины, если вы видели, от­ личаются красивой «внешно­ стью». Мы намерены в ближай­ шее время сделать еще более совершенный дизайн, поменять окраску. В общем, наши «мини» будут на загляденье. Они орга­ нично впишутся в любые город­ ские интерьеры — как у нас, в Беларуси, так и в России . Ду­ маю, спрос на них на российском рынке будет очень большой. И по цене эти машины, конечно же, обойдутся дешевле импортных. — Значит ли это, что и стоимость барнаульских моторов будет ниже, чем словацких, которые вы до сих пор покупали? — Мы на это надеемся, и та ­ кая договоренность есть. Это во- первых. А во-вторых, как я уже говорил, комплектующие двига­ теля уже на процентов 60 — 70 имеются. С коллегами из Барна­ ула мы решили еще ряд вопро­ сов. В частности, по топливным насосам . Мы их тоже покупаем за рубежом, в Чехии. Теперь их нам будут поставлять россияне. Посетили мы и завод прецизион­ ных изделий, который начинает выпускать для моторного завода форсунки, распылители. Там за ­ вершили подготовку производ­ ства и готовы поставлять в Минск свою продукцию. — Словом, присутствие баривуль- цев в работе МТЗ заметно активизи­ руется. А как ваше предприятие, так сказать, в порядке «бартера», представлено в Барнауле? — Там открыт наш торговый центр по реализации тракторов. Как ни странно, до недавнего времени этот регион был плохо осведомлен о наших мощных пропашных машинах. А сегодня они, особенно новых модифика­ ций, пользуются очень большой популярностью, и здесь мы под­ ходим к тому главному, что даст нам взаимовыгодное сотрудни­ чество. В Барнауле через торго­ вый дом мы будем осуществлять все поставки наших тракторов в Сибирь, а оттуда брать комплек­ тующие, в том числе и двигатели к нашим малогабаритным трак­ торам . Уменьшатся транспорт­ ные расходы, увеличится това ­ рооборот, мы будем еще больше заинтересованы друг в друге. По-соседски, за столом Окончание. Начало на стр. I Поэтому и крестьяне, и перера­ ботчики заинтересованы в нара­ щивании экспорта, в том числе и российские регионы. А в Москву сейчас, к примеру, есть возмож­ ность дополнительно поставить 1950 тонн говядины, 8660 тонн масла, 4600 тонн сухого обезжи­ ренного молока, 2400 тонн твер­ дых сыров, 45 миллионов услов­ ных банок молочных и мясных консервов. Однако, как сказал Н. Поп­ ков, помимо увеличения поста­ вок, Беларусь заинтересована в создании совместных интегри­ рованных предприятий по про­ изводству и переработке сырья с участием российских инвесто­ ров и банков, а также в других формах сотрудничества. Во з ­ можно, московским торговым организациям, импортирующим продовольствие, имеет смысл на три месяца авансировать бе­ лорусские хозяйства. З а это время сельхозпредприятия при­ обретут корма и вырастят до ­ полнительно окот для увеличе­ ния мясных поставок в россий ­ скую столицу. Да и удешевить продовольствие можно, умень­ шив оплату посреднических у с ­ луг. Для этого белорусские про­ изводители должны на равных с россиянами участвовать в тен­ дерах для нужд департамента продовольственных ресурсов Москвы и министерства оборо­ ны. В ходе переговоров выясни­ лось, что белорусско-москов­ ское сотрудничество в ближай­ шие годы, похоже, выйдет за рамки торговли. По словам А. Бабурина, московские пере­ рабатывающие предприятия го­ товы вкладывать деньги в созда­ ние совместных предприятий, а также белорусские животновод­ ческие комплексы и птицефаб­ рики через участие в их техпере­ вооружении. Но на взаимовы ­ годных условиях. Речь, к приме­ ру, идет о частичной передаче акций белорусских предприятий российским инвесторам. Примечательно, что на этом переговоры не закончились. До конца мая сторонам предстоит уточнить объемы поставок и но­ менклатуру, которую предпола­ гается существенно расширить.' В частности, белорусские пред­ приятия готовы предложить Мо­ скве не только сырье, но и про­ дукцию собственной переработ­ ки: колбасные, кондитерские, ли­ керно-водочные изделия. Воз­ можно, с 1 июля Беларусь полу­ чит квоту на поставку 120 тысяч тонн сахара, изготовленного из сырца. Кроме того, в несколько раз вырастут поставки в россий­ скую столицу белорусского кар­ тофеля и овощей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz