Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
7 МАЯ 2004 ПЯТНИЦА № 17 (165) Землянка наша в три наката... с о Ю 3Беларусь—Россия__ П1 Мы еще споем! Война опалила судьбы тех, кто испокон веку занимался творчеством, чьи пальцы привыкли к перу и клавишам, кисти и смычку. Сегодня они вспоминают... Окончание. Начало на стр. I. Она ныне такова, что один этот полк сегодня реш ит бо е вую задачу, с которой 60 лет на зад могла справиться лиШь це лая дивизия. Среди гостей «фронтовой земляки» — марш ал ар тилл е рии Владимир М ихалкин . Он много чего поведал о со в р е менной технике, сделал таки е интересные комментарии , ко торые, похоже, являлись откро вением и для при сутствующ их на встрече в Головеньках про фессионалов , владеющ их с о в рем енным грозным оруж ием защ и тника О течества . С в о е мастерство показали не только воины-танкисты,, но и полковые ра зв ед чи ки ,ко то ры е наверня ка утрут нос любому «зеленому берету». Во всяком случае, «ти повой забор НАТО» на учебной тропе разведчика наши м олод цы преодолели сходу и очень красиво. После знаком ства с со в р е менной Российской армией ве тераны и журналисты окуну лись в атмосф еру фронтовых лет, собравш и сь за дощ атыми столами в полумраке а рм е й ской палатки. Трещали дрова в «буржуйке», под зад уш евны е мелодии военного времени шел совсем не пафосный разговор о славных делах минувших дней, о времени нынешнем и буду щем. Вспомнил начало войны ста рейший обозреватель «Россий ской газеты» Всеволод О вчин ников. С ем иклассником он .сбрасы вал немецкие бомбы -за жигалки с крыш домов родного Ленинграда. Потом была страш ная блокадная зима , ко торую пережили всего шесть из двадцати четырех одноклассни ков Всеволода Владимировича. Потом курсы артиллеристов, военное училище и служ ба в Вооруженных силах. По словам В. Овчинникова, лично для него служ ба в годы войны зап ом н и ла сь отсутствием даже намека на пресловутую дедовщину . Его, интеллигентного питерско го мальчика, сержанты, уже по ню хавшие пороха, никогда не шпыняли, — наоборот, стара - ьп лись в чем-то оградить от лиш ней физической работы. С е год ня это воспринимается словно святочный рассказ, но та к бы ло... Председатель правления в сероссий ского ф онда «Оф и церское братство» генерал- полковник в отставке Михаил Попков освобождал Беларусь в со ставе 33-й армии 2-го Б ел о русского фронта. О бращ ая сь к собравщ им ся в «землянке», он сказал: — Та великая Победа стала сердечным делом каждой с е мьи огромного нашего Союза, в каждой семье были свои герои. И наша общая задача — со хра нить память о действительно народном героизме, передать ее будущим поколениям... С тарш ина 1-й статьи Нико лай Алек сеев начал службу в 1939 году на Тихоокеанском флоте, а воевал на Северном флоте. Участвовал в общей сложности в 129 боевых опера циях, сопровождал 39 конвоев союзников. Сейчас он является председателем ветеранской ор ганизации в подмосковном го роде Видное. По его словам, од но из самы х главных направле ний деятельности организации — встречи с молодежью , кото рые участники Великой О теч е ственной стараются проводить не казенно, а так, чтобы м ол о дым людям сегодняшнего дня стало понятно, ради чего все- таки отдавали свои жизни их сверстники в то время, которое сейча с иные представляют в черных красках. Лирическим фоном общ его разговора звучали песни в и с полнении концертной бри гады ансамбля имени Александрова. О прославленном творческом коллективе р а с ска зала з а м е с титель главного редактора «Россий ской газеты» Я дви га Юф ерова . Как-то ж урн али ст ская судьба привела ее в с т а ринный зам о к в Эдинбурге , хо зяином которого был один из ведущ их поставщиков сп еци ального оборудования для а р мий НАТО. Англичанин-аристо крат поставил пластинку с з а писью главного советско го во енного ансамбля и ра сска зал ру сским гостям столько инте ресного об александровцах , что для наших ж урналистов многое стало настоящим откро вением. Оказалось, еще в пяти летием возрасте ему довелось услыш а ть песню в исполнении ансамбля имени Александрова, с тех пор он стал настоящ им ф анатом русской военной м у зыки. После такого ра сска за р о с сийским ж урналистам по воз вращении в Москву пришлось плотнее знакомиться с ан сам б лем . Чисто профессиональное знакомство переросло в настоя щую творческую дружбу. Вчера в стенах редакции со стоялась презентация этал он ной записи гимна России в и с полнении Дважды краснозна менного, ордена Красной З в е з ды академическо го ансамбля песни и пляски Россий ской ар мии имени А .В . Александрова . Для записи гимна был собран хор в составе 120 человек и ор кестр из 80 музыкантов. Среди артистов, пришедших во «фронтовую землянку», бы ли соли с т ансамбля Дмитрий Быков. В хор его привел отец. А сейча с сын Дмитрия Артем з а ним ается при ан сам бл е в д е т ской танцевальной студии «Ка линка» . Папа очень надеется , что династия артистов -алек - сандровцев не прервется . Кстати , Дмитрий Быков+награ- жден одной из натовских меда лей за активную концертную деятельность перед миротвор цами в Косово . А кому-то ведь к а зало сь , что времена з н а м е нитого прежде военного ан самбля канули в Лету вместе с былой уже мощ ью Советской Армии. За верш ил ась «фронтовая землянка» разговором о Брест ской крепости. Когда-то покло ниться памяти ее героев приез жали миллионы . Сей ча с счет идет, увы, на тысячи. Но от это го величие подвига защитников Бре ста не уменьшилось. Кре пость была, есть и будет одним из главных символов силы че ловеческого духа, местом , где была одержана первая победа над врагом . Она показала: братский Сою з ф аш и стам сл о мать не удастся! «Российская газета», газета «СОЮ З» , движение «Идущие вместе» планируют к 60-летию Победы , в 2005 году провести серию совместных акций. Глав ная задача — привлечь внима ние общественности всех стран С Н Г не только к мемориалу Бреста, но и напомнить о подви ге советско го народа в годы войны. Нашу общую память мы должны беречь вместе. Фото Юлии МАЙОРОВОЙ . л ' '/ '4 ' 111гГ - 1Ег Маршал артиллерии Владимир Михалкин войну начинал в звании ефрейтора. Тост его — за солдат Победы! ип- " ../л '• ;*4-' а ' 4 ' от ■ЦМиУг и Нынешнее поколение кантемировцев держит порох сухим. Старшина 1-й статьи Николай Алексеев от имени ветеранов расписался в Книге отзывов музея Кантемировской дивизии. Наша справка 4-я гвардейская Краснознаменная ордена Ленина Кантемировская танко вая дивизия была сформирована 26 июня 1942 года как 17-й танковый кор- | пус, боевой путь которого начался на берегах Дона западнее Воронежа. В июне 1945 года корпус переименован в четвертую танковую дивизию. В тот I же год дивизия входит в состав Московского военного округа и дислоциру ется недалеко от города Наро-Фоминск. Сейчас дивизией командует гвар- | дии полковник Владимир Романчук. > Е Генералы-ветераны и «танк во фраке» — парадная «Чайка» — по-прежнему в строю. В % ^ V ' * дичнор! Андрей ТУРКОВ, ЛИТЕРАТУРОВЕД: — Первое прикосновение мое к войне было летом 41-года. Я был еще школьником. Нас отпра вили копать противотанковые рвы на Смоленщину. Я впервые увидел Смоленщину, реку Десну, рядом с которой мы копали про тивотанковый ров — до той поры, пока нас не вернули в августе до учиваться. Мы копали на Смолен щине весь июль и следили, как над нами шли самолеты на Моск ву. Второй раз я попал снова на Смоленщину и прошел по ней уже другими дорогами в 1943 го ду, будучи призванным в армию. Сильное впечатление от страшно искореженной войной земли по том в какой-то степени отыгра лось на мне, когда я стал писать о поэтах Смоленщины: Твардов ском, Исаковском, Рыленкове... Потом я побывал на других фрон тах, например на Выборгском на правлении. Закончил воевать в Польше. Такой у меня послужной список. Война стала для меня, город ского мальчика, мало что пони мавшего в жизни, серьезной шко лой... Сейчас не могу жаловать ся. Все-таки получаю приличную инвалидную пенсию. Потом мне еще пишется и выступается. Го лову держу над водой. Многие ветераны, думаю, живут значи тельно хуже. Горько сознавать в День Победы, что многих, кого я в этот день поздравлял с праздни ком, уже нет. С каждым годом их остается все меньше и меньше. Я говорю не только о тех, кто вое вал, но и о прекрасных русских женщинах, которые, по выраже нию Федора Абрамова в «Брать ях и сестрах», своим непосиль ным трудом «открыли второй фронт». Мы с женой много ходи ли по Северу и видели замеча тельных женщин. Одна гордели во сказала о себе и военном вре- мени:«Где мелко бродила, где глубоко, за коробок работала (та кова была цена трудодня!), а про изводство не бросала...» Такая прекрасная формула жизни! Тихон ХРЕННИКОВ, КОМПОЗИТОР: ■ Старые песни в исполнении солистов ансамбля имени Александрова душу греют, как и шестьдесят лет назад. Гречневая каша, сваренная в полевой кухне, оказалась вкуснее многих деликатесов — Мы заканчивали «Свинар ку и пастух» в конце июня 1941 года — в самом начале войны. В ■эти.трагические дни я думал, что у фильма не будет никакого бу дущего. На фронте — драмати ческие события, а у нас в коме дии —- любовный сюжет, кавка зец влюбляется в северянку... Ко го это могло волновать?! Как и все композиторы, писал в это время военные песни. Среди них были наиболее популярными «Все за Родину», «Есть на Севе ре хороший городок» и, по-мое му, самая удачная, сочиненная в начале войны песня «Прощание» («Иди, любимый, мой родной»)... В начале осени 1941 года я уехал проведать свою семью, которая находилась в эвакуации в Сверд ловске. Думал, через месяц вер нусь. Но наступила середина ок тября, в Москву не пускали. Вер нуться я не смог и остался с семь ей в эвакуации. Забыл про карти ну и думал, что все кончено, ниче го из этого не выйдет. Застряв в Свердловске, засел за музыку к спектаклю «Давным-давно», ко торый собирался поставить руко водитель Театра Красной Армии Алексей Попов (этот театр также находился в эвакуации в Сверд ловске). Вдруг читаю в «Правде» восторженную статью Алексея Толстого о фильме «Свинарка и пастух». Я просто обалдел. Кар тина пошла, она принималась с таким невероятным ажиотажем, на нее невозможно было попасть! Фильм был о мирной жизни, о любви, о Сельскохозяйственной выставке, которую открывали 1 августа 1939 года. К ней долго го товились. Открытие было торже ственным, праздничным. Газеты рассказывали о разных павильо нах, публиковали их фотографии, выставка представляла собой ед ва ли не апофеоз той самой сле пой веры в торжество социали стического строя, которая была характерна в целом для 30-х го дов. Это была торжественная кульминация, иллюзия массовой праздничности... Фильм «Свинарка и пастух» в самые драматические и трагиче ские дни осени 1941 года оказал ся как никогда кстати. Его смот рели по нескольку раз — смотре ли и плакали, вспоминая свою до военную жизнь. Песни из фильма распевались повсюду. Картина, на которой мы уже поставили крест, вдруг оказалась в центре внимания общественности, прес сы. Она сразу была выдвинута на Сталинскую премию и получила ее. В конце 1943 года Пырьев предложил мне написать музыку к следующему фильму, по сцена рию Виктора Гусева «В шесть ча сов вечера после войны». Я про читал этот сценарий с восторгом: в самый разгар военных событий мы должны были снять картину о конце войны, о встрече влюблен ных на московском мосту у Крем ля. Эта картина оказалась проро ческой. Многое из того, что было нами придумано, потом вошло в жизнь: многие зрители, разъеди ненные войной,уславливались о встрече после войны на мосту у Кремля. Это было предвидением конца войны, победы. Ну а песню из фильма «Марш артиллери стов» наши артиллеристы сдела ли чуть ли не своим гимном. Лев ЛЕЩЕНКО, ПЕВЕЦ: — Война затронула мою жизнь так же, как и жизнь осталь ных моих сограждан. Мой папа прошел финскую и Великую Оте чественную войну. Но он очень мало об этом вспоминал: слиш ком тяжелые были воспомина ния. Я и сам впитал в себя всю ат мосферу военной и послевоен ной жизни, потому что родился в Москве, окруженной немцами, и прожил здесь всю войну. Мама моя умерла в 1943 году, а прием ная мама воспитывала еще троих детей. Я помню, как мы ели жмых, бегали жевать какой-то ’ вар, так нам не хватало питания, несмотря на то, что папа получал паек... Надежда БАБКИНА, ПЕВИЦА, РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ «РУССКАЯ ПЕСНЯ»: — Папа мой — ветеран войны, танкист, дошел до Берлина и вер нулся невредимым. К сожале нию, его сейчас нет в живых. Я — дитя послевоенное. Если бы он не вернулся, не было бы и меня. Ма ма была партизанкой в лесах Бе ларуси, участвовала в военных действиях в качестве партизан ской связистки. Родители много рассказывали мне о войне, поэ тому мне эта тема знакома не по кино и книжкам, а со слов очевид цев и участников. Война затрону ла судьбу нашей семьи в реаль ности. Сейчас все мы — солдаты своего отечества... У меня в репертуаре есть по трясающая песня Лоры Квинт и Риммы Казаковой «Я хочу вам петь, солдаты...». Еще мы ан самблем «Русская песня» часто исполняем на концертах «Темную ночь». А однажды под Новый год мы с ансамблем «Русская песня» гастролировали в Германии. Пос ле концерта всем коллективом отметили праздник, взяли гар мошку, развернули мехи, вышли на улицу. Петь почему-то стали «День Победы»! Представляете, в Германии?! Да еще в Новый год! К нам по дороге присоединялись немцы, англичане, итальянцы... И вдруг со всех сторон как бабахнут выстрелы! Да еще улочки узкие, резонансоглушительный, кажет ся, что палят со всех сторон. Ну, думаю, допелись «День Победы» — сейчас вообще расстреляют. Бросились врассыпную, какими- то дворами добежали до нашего отеля, влетаем в него. Чутье об морок не падаем. А потом нам пе репуганным объяснили: в Герма нии есть такая традиция— прово жать Старый и встречать Новый год холостыми выстрелами. Еле в себя пришли... Валентина ТАЛЫЗИНА, АКТРИСА: — Война застала меня в горо де Барановичи в Беларуси. Отту да нас эвакуировали в Омск. Ни чего хорошего, конечно, быть не могло: мои дяди погибли на фронте, отец остался со своей «военной женой». Семья пропа ла... Сергей ЕСИН, ПИСАТЕЛЬ: — Я принадлежу к такому воз расту, который, как ни странно, помнит не только день начала войны, но и день ее окончания. Помню, в ясное июньское воскре сенье в комнату вошла мать с ка стрюлей борща. По радио объя вили о начале войны. Она выро нила из рук кастрюлю... Потом я жил в эвакуации в рязанской де ревне Безводная Прудища. День Победы встречал у своей тетки в только что освобожденной Калу ге... Невольно вспоминаю то вну тренне единство тыла и фронта, которое было у нашего народа... Моя первая повесть «Живем только два раза» была посвяще на войне. После нее я думал, что всю оставшуюся жизнь буду пи сать только о войне. Александр СЕРОВ, ' ПЕВЕЦ: — Я считаю себя человеком старого времени, чту традиции, уважаю ветеранов и тех, кто сло жил свою голову на войне. Я от вешиваю им низкий поклон, по тому что здравый смысл и трез вость рассудка не позволяют мне поступать иначе. Мой дедушка воевал. В нашей семье День По беды всегда отмечался как праздник чувств, эмоций, песен военных лет. Я интересовался фронтовыми рассказами деда. Он говорил: «Война, внучек, это прежде.всего титанический труд и работа!». К сожалению, сейчас уходят последние ветераны. Мне бы очень хотелось, чтобы моло дое поколение перетрансформи- ровало свои мысли и уделяло ма ксимум внимания святым для России вещам. Подготовили Александр БЕЛЯЕВ, Марина МУРАНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz