Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

7 МАЯ 2004 ПЯТНИЦА № 17 (165) Землянка наша в три наката... с о Ю 3Беларусь—Россия__ П1 Мы еще споем! Война опалила судьбы тех, кто испокон веку занимался творчеством, чьи пальцы привыкли к перу и клавишам, кисти и смычку. Сегодня они вспоминают... Окончание. Начало на стр. I. Она ныне такова, что один этот полк сегодня реш ит бо е ­ вую задачу, с которой 60 лет на­ зад могла справиться лиШь це­ лая дивизия. Среди гостей «фронтовой земляки» — марш ал ар тилл е ­ рии Владимир М ихалкин . Он много чего поведал о со в р е ­ менной технике, сделал таки е интересные комментарии , ко­ торые, похоже, являлись откро­ вением и для при сутствующ их на встрече в Головеньках про­ фессионалов , владеющ их с о в ­ рем енным грозным оруж ием защ и тника О течества . С в о е мастерство показали не только воины-танкисты,, но и полковые ра зв ед чи ки ,ко то ры е наверня ­ ка утрут нос любому «зеленому берету». Во всяком случае, «ти­ повой забор НАТО» на учебной тропе разведчика наши м олод ­ цы преодолели сходу и очень красиво. После знаком ства с со в р е ­ менной Российской армией ве ­ тераны и журналисты окуну ­ лись в атмосф еру фронтовых лет, собравш и сь за дощ атыми столами в полумраке а рм е й ­ ской палатки. Трещали дрова в «буржуйке», под зад уш евны е мелодии военного времени шел совсем не пафосный разговор о славных делах минувших дней, о времени нынешнем и буду ­ щем. Вспомнил начало войны ста ­ рейший обозреватель «Россий ­ ской газеты» Всеволод О вчин ­ ников. С ем иклассником он .сбрасы вал немецкие бомбы -за ­ жигалки с крыш домов родного Ленинграда. Потом была страш ная блокадная зима , ко ­ торую пережили всего шесть из двадцати четырех одноклассни­ ков Всеволода Владимировича. Потом курсы артиллеристов, военное училище и служ ба в Вооруженных силах. По словам В. Овчинникова, лично для него служ ба в годы войны зап ом н и ­ ла сь отсутствием даже намека на пресловутую дедовщину . Его, интеллигентного питерско­ го мальчика, сержанты, уже по­ ню хавшие пороха, никогда не шпыняли, — наоборот, стара - ьп лись в чем-то оградить от лиш ­ ней физической работы. С е год ­ ня это воспринимается словно святочный рассказ, но та к бы ­ ло... Председатель правления в сероссий ского ф онда «Оф и ­ церское братство» генерал- полковник в отставке Михаил Попков освобождал Беларусь в со ставе 33-й армии 2-го Б ел о ­ русского фронта. О бращ ая сь к собравщ им ся в «землянке», он сказал: — Та великая Победа стала сердечным делом каждой с е ­ мьи огромного нашего Союза, в каждой семье были свои герои. И наша общая задача — со хра ­ нить память о действительно народном героизме, передать ее будущим поколениям... С тарш ина 1-й статьи Нико­ лай Алек сеев начал службу в 1939 году на Тихоокеанском флоте, а воевал на Северном флоте. Участвовал в общей сложности в 129 боевых опера ­ циях, сопровождал 39 конвоев союзников. Сейчас он является председателем ветеранской ор­ ганизации в подмосковном го ­ роде Видное. По его словам, од­ но из самы х главных направле­ ний деятельности организации — встречи с молодежью , кото ­ рые участники Великой О теч е ­ ственной стараются проводить не казенно, а так, чтобы м ол о ­ дым людям сегодняшнего дня стало понятно, ради чего все- таки отдавали свои жизни их сверстники в то время, которое сейча с иные представляют в черных красках. Лирическим фоном общ его разговора звучали песни в и с ­ полнении концертной бри гады ансамбля имени Александрова. О прославленном творческом коллективе р а с ска зала з а м е с ­ титель главного редактора «Россий ской газеты» Я дви га Юф ерова . Как-то ж урн али ст ­ ская судьба привела ее в с т а ­ ринный зам о к в Эдинбурге , хо­ зяином которого был один из ведущ их поставщиков сп еци ­ ального оборудования для а р ­ мий НАТО. Англичанин-аристо­ крат поставил пластинку с з а ­ писью главного советско го во ­ енного ансамбля и ра сска зал ру сским гостям столько инте ­ ресного об александровцах , что для наших ж урналистов многое стало настоящим откро­ вением. Оказалось, еще в пяти­ летием возрасте ему довелось услыш а ть песню в исполнении ансамбля имени Александрова, с тех пор он стал настоящ им ф анатом русской военной м у ­ зыки. После такого ра сска за р о с ­ сийским ж урналистам по воз ­ вращении в Москву пришлось плотнее знакомиться с ан сам б ­ лем . Чисто профессиональное знакомство переросло в настоя­ щую творческую дружбу. Вчера в стенах редакции со ­ стоялась презентация этал он ­ ной записи гимна России в и с ­ полнении Дважды краснозна ­ менного, ордена Красной З в е з ­ ды академическо го ансамбля песни и пляски Россий ской ар ­ мии имени А .В . Александрова . Для записи гимна был собран хор в составе 120 человек и ор­ кестр из 80 музыкантов. Среди артистов, пришедших во «фронтовую землянку», бы ­ ли соли с т ансамбля Дмитрий Быков. В хор его привел отец. А сейча с сын Дмитрия Артем з а ­ ним ается при ан сам бл е в д е т ­ ской танцевальной студии «Ка­ линка» . Папа очень надеется , что династия артистов -алек - сандровцев не прервется . Кстати , Дмитрий Быков+награ- жден одной из натовских меда ­ лей за активную концертную деятельность перед миротвор ­ цами в Косово . А кому-то ведь к а зало сь , что времена з н а м е ­ нитого прежде военного ан ­ самбля канули в Лету вместе с былой уже мощ ью Советской Армии. За верш ил ась «фронтовая землянка» разговором о Брест­ ской крепости. Когда-то покло­ ниться памяти ее героев приез­ жали миллионы . Сей ча с счет идет, увы, на тысячи. Но от это­ го величие подвига защитников Бре ста не уменьшилось. Кре ­ пость была, есть и будет одним из главных символов силы че­ ловеческого духа, местом , где была одержана первая победа над врагом . Она показала: братский Сою з ф аш и стам сл о ­ мать не удастся! «Российская газета», газета «СОЮ З» , движение «Идущие вместе» планируют к 60-летию Победы , в 2005 году провести серию совместных акций. Глав­ ная задача — привлечь внима ­ ние общественности всех стран С Н Г не только к мемориалу Бреста, но и напомнить о подви­ ге советско го народа в годы войны. Нашу общую память мы должны беречь вместе. Фото Юлии МАЙОРОВОЙ . л ' '/ '4 ' 111гГ - 1Ег Маршал артиллерии Владимир Михалкин войну начинал в звании ефрейтора. Тост его — за солдат Победы! ип- " ../л '• ;*4-' а ' 4 ' от ■ЦМиУг и Нынешнее поколение кантемировцев держит порох сухим. Старшина 1-й статьи Николай Алексеев от имени ветеранов расписался в Книге отзывов музея Кантемировской дивизии. Наша справка 4-я гвардейская Краснознаменная ордена Ленина Кантемировская танко­ вая дивизия была сформирована 26 июня 1942 года как 17-й танковый кор- | пус, боевой путь которого начался на берегах Дона западнее Воронежа. В июне 1945 года корпус переименован в четвертую танковую дивизию. В тот I же год дивизия входит в состав Московского военного округа и дислоциру­ ется недалеко от города Наро-Фоминск. Сейчас дивизией командует гвар- | дии полковник Владимир Романчук. > Е Генералы-ветераны и «танк во фраке» — парадная «Чайка» — по-прежнему в строю. В % ^ V ' * дичнор! Андрей ТУРКОВ, ЛИТЕРАТУРОВЕД: — Первое прикосновение мое к войне было летом 41-года. Я был еще школьником. Нас отпра­ вили копать противотанковые рвы на Смоленщину. Я впервые увидел Смоленщину, реку Десну, рядом с которой мы копали про­ тивотанковый ров — до той поры, пока нас не вернули в августе до­ учиваться. Мы копали на Смолен­ щине весь июль и следили, как над нами шли самолеты на Моск­ ву. Второй раз я попал снова на Смоленщину и прошел по ней уже другими дорогами в 1943 го­ ду, будучи призванным в армию. Сильное впечатление от страшно искореженной войной земли по­ том в какой-то степени отыгра­ лось на мне, когда я стал писать о поэтах Смоленщины: Твардов­ ском, Исаковском, Рыленкове... Потом я побывал на других фрон­ тах, например на Выборгском на­ правлении. Закончил воевать в Польше. Такой у меня послужной список. Война стала для меня, город­ ского мальчика, мало что пони­ мавшего в жизни, серьезной шко­ лой... Сейчас не могу жаловать­ ся. Все-таки получаю приличную инвалидную пенсию. Потом мне еще пишется и выступается. Го­ лову держу над водой. Многие ветераны, думаю, живут значи­ тельно хуже. Горько сознавать в День Победы, что многих, кого я в этот день поздравлял с праздни­ ком, уже нет. С каждым годом их остается все меньше и меньше. Я говорю не только о тех, кто вое­ вал, но и о прекрасных русских женщинах, которые, по выраже­ нию Федора Абрамова в «Брать­ ях и сестрах», своим непосиль­ ным трудом «открыли второй фронт». Мы с женой много ходи­ ли по Северу и видели замеча­ тельных женщин. Одна гордели­ во сказала о себе и военном вре- мени:«Где мелко бродила, где глубоко, за коробок работала (та­ кова была цена трудодня!), а про­ изводство не бросала...» Такая прекрасная формула жизни! Тихон ХРЕННИКОВ, КОМПОЗИТОР: ■ Старые песни в исполнении солистов ансамбля имени Александрова душу греют, как и шестьдесят лет назад. Гречневая каша, сваренная в полевой кухне, оказалась вкуснее многих деликатесов — Мы заканчивали «Свинар­ ку и пастух» в конце июня 1941 года — в самом начале войны. В ■эти.трагические дни я думал, что у фильма не будет никакого бу­ дущего. На фронте — драмати­ ческие события, а у нас в коме­ дии —- любовный сюжет, кавка­ зец влюбляется в северянку... Ко­ го это могло волновать?! Как и все композиторы, писал в это время военные песни. Среди них были наиболее популярными «Все за Родину», «Есть на Севе ­ ре хороший городок» и, по-мое­ му, самая удачная, сочиненная в начале войны песня «Прощание» («Иди, любимый, мой родной»)... В начале осени 1941 года я уехал проведать свою семью, которая находилась в эвакуации в Сверд­ ловске. Думал, через месяц вер­ нусь. Но наступила середина ок­ тября, в Москву не пускали. Вер­ нуться я не смог и остался с семь­ ей в эвакуации. Забыл про карти­ ну и думал, что все кончено, ниче­ го из этого не выйдет. Застряв в Свердловске, засел за музыку к спектаклю «Давным-давно», ко­ торый собирался поставить руко­ водитель Театра Красной Армии Алексей Попов (этот театр также находился в эвакуации в Сверд­ ловске). Вдруг читаю в «Правде» восторженную статью Алексея Толстого о фильме «Свинарка и пастух». Я просто обалдел. Кар­ тина пошла, она принималась с таким невероятным ажиотажем, на нее невозможно было попасть! Фильм был о мирной жизни, о любви, о Сельскохозяйственной выставке, которую открывали 1 августа 1939 года. К ней долго го­ товились. Открытие было торже­ ственным, праздничным. Газеты рассказывали о разных павильо­ нах, публиковали их фотографии, выставка представляла собой ед­ ва ли не апофеоз той самой сле­ пой веры в торжество социали­ стического строя, которая была характерна в целом для 30-х го­ дов. Это была торжественная кульминация, иллюзия массовой праздничности... Фильм «Свинарка и пастух» в самые драматические и трагиче­ ские дни осени 1941 года оказал­ ся как никогда кстати. Его смот­ рели по нескольку раз — смотре­ ли и плакали, вспоминая свою до­ военную жизнь. Песни из фильма распевались повсюду. Картина, на которой мы уже поставили крест, вдруг оказалась в центре внимания общественности, прес­ сы. Она сразу была выдвинута на Сталинскую премию и получила ее. В конце 1943 года Пырьев предложил мне написать музыку к следующему фильму, по сцена­ рию Виктора Гусева «В шесть ча­ сов вечера после войны». Я про­ читал этот сценарий с восторгом: в самый разгар военных событий мы должны были снять картину о конце войны, о встрече влюблен­ ных на московском мосту у Крем­ ля. Эта картина оказалась проро­ ческой. Многое из того, что было нами придумано, потом вошло в жизнь: многие зрители, разъеди­ ненные войной,уславливались о встрече после войны на мосту у Кремля. Это было предвидением конца войны, победы. Ну а песню из фильма «Марш артиллери­ стов» наши артиллеристы сдела­ ли чуть ли не своим гимном. Лев ЛЕЩЕНКО, ПЕВЕЦ: — Война затронула мою жизнь так же, как и жизнь осталь­ ных моих сограждан. Мой папа прошел финскую и Великую Оте­ чественную войну. Но он очень мало об этом вспоминал: слиш­ ком тяжелые были воспомина­ ния. Я и сам впитал в себя всю ат­ мосферу военной и послевоен­ ной жизни, потому что родился в Москве, окруженной немцами, и прожил здесь всю войну. Мама моя умерла в 1943 году, а прием­ ная мама воспитывала еще троих детей. Я помню, как мы ели жмых, бегали жевать какой-то ’ вар, так нам не хватало питания, несмотря на то, что папа получал паек... Надежда БАБКИНА, ПЕВИЦА, РУКОВОДИТЕЛЬ АНСАМБЛЯ «РУССКАЯ ПЕСНЯ»: — Папа мой — ветеран войны, танкист, дошел до Берлина и вер­ нулся невредимым. К сожале­ нию, его сейчас нет в живых. Я — дитя послевоенное. Если бы он не вернулся, не было бы и меня. Ма­ ма была партизанкой в лесах Бе­ ларуси, участвовала в военных действиях в качестве партизан­ ской связистки. Родители много рассказывали мне о войне, поэ­ тому мне эта тема знакома не по кино и книжкам, а со слов очевид­ цев и участников. Война затрону­ ла судьбу нашей семьи в реаль­ ности. Сейчас все мы — солдаты своего отечества... У меня в репертуаре есть по­ трясающая песня Лоры Квинт и Риммы Казаковой «Я хочу вам петь, солдаты...». Еще мы ан­ самблем «Русская песня» часто исполняем на концертах «Темную ночь». А однажды под Новый год мы с ансамблем «Русская песня» гастролировали в Германии. Пос­ ле концерта всем коллективом отметили праздник, взяли гар­ мошку, развернули мехи, вышли на улицу. Петь почему-то стали «День Победы»! Представляете, в Германии?! Да еще в Новый год! К нам по дороге присоединялись немцы, англичане, итальянцы... И вдруг со всех сторон как бабахнут выстрелы! Да еще улочки узкие, резонансоглушительный, кажет­ ся, что палят со всех сторон. Ну, думаю, допелись «День Победы» — сейчас вообще расстреляют. Бросились врассыпную, какими- то дворами добежали до нашего отеля, влетаем в него. Чутье об­ морок не падаем. А потом нам пе­ репуганным объяснили: в Герма­ нии есть такая традиция— прово­ жать Старый и встречать Новый год холостыми выстрелами. Еле в себя пришли... Валентина ТАЛЫЗИНА, АКТРИСА: — Война застала меня в горо­ де Барановичи в Беларуси. Отту­ да нас эвакуировали в Омск. Ни­ чего хорошего, конечно, быть не могло: мои дяди погибли на фронте, отец остался со своей «военной женой». Семья пропа­ ла... Сергей ЕСИН, ПИСАТЕЛЬ: — Я принадлежу к такому воз­ расту, который, как ни странно, помнит не только день начала войны, но и день ее окончания. Помню, в ясное июньское воскре­ сенье в комнату вошла мать с ка­ стрюлей борща. По радио объя­ вили о начале войны. Она выро­ нила из рук кастрюлю... Потом я жил в эвакуации в рязанской де­ ревне Безводная Прудища. День Победы встречал у своей тетки в только что освобожденной Калу­ ге... Невольно вспоминаю то вну­ тренне единство тыла и фронта, которое было у нашего народа... Моя первая повесть «Живем только два раза» была посвяще­ на войне. После нее я думал, что всю оставшуюся жизнь буду пи­ сать только о войне. Александр СЕРОВ, ' ПЕВЕЦ: — Я считаю себя человеком старого времени, чту традиции, уважаю ветеранов и тех, кто сло­ жил свою голову на войне. Я от­ вешиваю им низкий поклон, по­ тому что здравый смысл и трез­ вость рассудка не позволяют мне поступать иначе. Мой дедушка воевал. В нашей семье День По­ беды всегда отмечался как праздник чувств, эмоций, песен военных лет. Я интересовался фронтовыми рассказами деда. Он говорил: «Война, внучек, это прежде.всего титанический труд и работа!». К сожалению, сейчас уходят последние ветераны. Мне бы очень хотелось, чтобы моло­ дое поколение перетрансформи- ровало свои мысли и уделяло ма­ ксимум внимания святым для России вещам. Подготовили Александр БЕЛЯЕВ, Марина МУРАНОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz