Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

и_____с о ю з Беларусь—Россия 29 АПРЕЛЯ2004 ЧЕТВЕРГ № 16 (164) Все дороги ведут в Анапу Молодые гомельчане поработаю т в «Космосе» воспитателями молодежь; Виолетта Дралюк ГОМ ЕЛ Ь В КОНЦЕ мая гомельские пред­ ставители Белорусского респуб­ ликанского союза молодежи от­ правятся в Краснодарский край работать педагогами в лечебно­ оздоровительный и образова­ тельный санаторий «Детская рес­ публика «Жемчужина Анапы». Молодые гомельчане будут ра­ ботать в одном из лагерей санато­ рия, называемого «Космос». Здесь каждое лето собирается не­ сколько сотен детей из всех угол­ ков России. 130 гомельских педа­ гогов отработают в Анапе все три смены. Уже набрана первая груп­ па молодых учителей и студентов, которые знакомятся с условиями работы, требованиями админист­ рации санатория и образователь­ ной программой, в ритме которой придется трудиться. Кроме того, учат назубок правила безопасно­ сти и охраны здоровья детей. Го­ мельским педагогам обещают компенсацию проезда и бесплат­ ное питание, а также заработную плату в размере 1300 российских рублей. В областном комитете БРСМ рассказали, что желающих рабо­ тать в Анапе гораздо больше, чем выделенных российской стороной мест. Если первый отряд, который отправится в Россию в мае, с(|юр- мировали без особого труда — студенты не попали в группу из-за грядущей сессии, то июльскую и августовскую команды педагогов наверняка ожидает жесткий кон­ курсный отбор. Конкуренты плывут в одной лодке Ускорение для М А З а обеспечит союзная программа и ярославский дизель интеграция Владимир Бибиков М И Н С К — Я Р О С Л А В Л Ь — М О С К В А что ХОРОШО для белорусско­ го МАЗа, то хорошо и для рос­ сийско го «Автодизеля». О че­ редная союзная программа раз­ вития дизельного автомобиле­ строения должна вывести эту отрасль на мировой уровень. Каждый раз, бывая в М оск ­ ве, приятно удивляюсь тому, как часто на магистралях города встречаются грузовики Минско­ го автозавода. Однако когда по­ делился этими впечатлениями с российскими коллегами и спе­ циалистами, то никакой ревно­ сти с их стороны не заметил . Разве что последовало уточне­ ние; вы, белорусы, считаете «МАЗ» белорусско-российским грузовиком, а мы — российско- белорусским . Даже генераль­ ный директор МАЗа Валентин Гуринович с та кой неофициаль­ но трактовкой согласился. Ведь за шутливой игрой слов стоят серьезные факты . Тут и то, что «прародителем» М инско го ав ­ тозавода является его нынеш ­ ний ближайший партнер ОАО «Автодизель»’ (6 гтрш н и е 1 *ойы • — Ярославский моторный), и то, что 65—70 процентов мате­ риалов и комплектующих, из ко­ торых состоит белорусский гру­ зовик, имеют российскую родо­ словную , и то наконец, что по­ давляющая часть продукции МАЗа экспортируется в Россию. Почти родственные отноше­ ния минчан и ярославцев и гра ­ ют во всем этом важнейшую роль. Каждый четвертый мотор с берегов Волги направляется в Минск, с другой стороны, пода­ вляющее число «МАЗов» комп­ лектуется российскими д ви га ­ телями. По сути, речь идет об одном общем сборочном кон ­ вейере, начинающемся в Яро­ славле и заканчивающемся в Минске. На днях это сотрудни­ чество стало еще теснее. В под­ московных Химках открылся уникальный технический центр по продаже, обслуживанию и ремонту минских грузовиков и ярославских дизельных дви га ­ телей, которыми машины комп­ лектуются. И белорусский МАЗ, и ярославский «Автодизель» уже выдали ему соответствую ­ щие сертификаты . Однако впе­ чатляют не только размеры но­ во го предприятия и его обору­ дование. Центр рассчитан на обслуживание и реконструкцию техники по стандартам Евро-2, 3 и даже 4, которые в России и Беларуси пока не введены, но на достижение которых нацеле­ на очередная целевая програм­ ма Союзного государства, на­ правленная на развитие ди ­ зельного автомобилестроения. Она уже прошла согласования в белорусских министерствах промышленности и финансов и соответствующих российских ведомствах и в недалеком буду­ щем должна быть рассмотрена союзным правительством. А значит, есть шансы, что уже в этом году начнется финансиро­ вание предприятий из союзного бюджета. Зная все это, невозможно было не задать несколько воп­ росов генеральному директору унитарного предприятия «Мин­ ский автомобильный завод» Ва­ лентину ГУРИНОВИЧУ и гене ­ ральному директору ОАО «Ав­ тодизель» Алексею ПЕТРОВУ, приехавшим в Химки на откры ­ тие технического центра. Уже известно, что по новой програм­ ме к 2008 году нашим странам предстоит перейти на прои з ­ водство автотехники стандар­ тов Евро-3 и 4. Но стоит это сот­ ни миллионов долларов. Смо­ жет ли союзный бюджет выде­ лить такие суммы? — З а ка зчи к — государство, — пояснил Алексей Петров. — Поэтому, ка к и во всем мире, оно берется оплачивать научно- исследовательские и опытно­ конструкторские работы. Но это лишь 10 процентов наших з а ­ трат. Остальное — средства са­ мих предприятий и то, что они смо гут привлечь. Единственная в этой части льгота — по о кон ­ чании работ возврат процентов по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирова­ ния. Так что ни о какой бла го ­ творительности речь не идет. Кстати, и то, что нами получено -пр первой программе, уже во з ­ вращено. За исключением 2002 го д а— там дана отсрочка. Считается, что только Мин­ ский автозавод и ярославский «Автодизель» дают работу вме­ сте с предприятиями-смежника- ми примерно миллиону человек — по 500 тысяч на каждую нашу страну. Что касается сою зного автопрома в целом, то тут речь идет о многих миллионах заня ­ тых. И новая союзная програм ­ ма должна, в частности, обеспе­ чить их будущее. Но в то же вре­ мя важно, чтобы средства — ка к нашего общего бюджета, так и предприятий — использо­ вались рационально. К приме­ ру, по первой союзной програм­ ме «Автодизель» освоил произ­ водство моторов стандарта Ев­ ро-2, но они занимают в общем объеме выпуска всего 5 процен­ тов. Вопрос требует ясности уже потому, что многие долгосроч­ ные планы развития формиру­ ются сегодня. Ка к сказал Алек­ сей Петров, к концу десятиле­ тия «Автодизель» предполагает нарастить выпуск двигателей до 60 тысяч в год. «Надеюсь, в том числе благодаря этому мы сможем собирать и реализовы­ вать порядка 30 тысяч автомо­ билей и автобусов сотен моде­ лей и модификаций, — добавил Валентин Гуринович. — А глав­ ное, пожалуй, в том, что бело­ русские грузовики с российски­ ми двигателями должны будут восприниматься на уровне ве­ дущих европейских фирм. Ина­ че для чего работать?» Еще год назад, признался генеральный директор Минско­ го автозавода, он вряд ли сде­ лал бы столь многообещающее заявление. Но с тех пор удалось активизировать сбыт минских грузовиков , в том числе на рос­ сийском рынке. Так что теперь надо ускорять ритм ярославско- минского «конвейера» .И новая союзная программа должна этому ускорению придать ус ­ тойчивость. Компьютерные технологии будущего Н а повестке дня — новая перспективная про грамм а проекты Михаил Кузьмин М О С К В А НА БЛИЖАЙШЕМ заседании Со­ вета Министров Союзного госу­ дарства планируется рассмот­ реть вопрос об утверждении на­ учно-технической программы по созданию компьютерных техно­ логий (официально она называ­ ется «Создание компьютерных технологий, программно-перена- лаживаемого оборудования, но­ вых материалов и инструментов для обработки оптических дета лей от микрооптики до астрооп­ тики из традиционных и нетради­ ционных материалов»). Новая российско-белорус­ ская программа рассчитана на 2004— 2008 годы. Общее финан­ сирование ее составит 347 мил­ лионов рублей. Основная цель программы — сохранение и раз­ витие научно-технического по тенциала России и Беларуси. Ч е р н а я б о л ь Славутич — последний памятник Советскому Сою зу Илья Макаров М О С К В А — С Л А В У Т И Ч — П РИ П Я Т Ь 26 АПРЕЛЯ исполнилось 18 лет со дня аварии на четвертом энер­ гоблоке Чернобыльской АЭС. Мифический Прометей, памят­ ник которому стоит и сейчас пе­ ред административным корпу­ сом ЧАЭС, и не подозревал, ка­ кой именно огонь принес челове­ честву. Долгие годы ученые му­ жи спорят о причинах аварии и ее последствиях. К счастью, посте­ пенно от голословного обвине­ ния оперативного персонала пе­ решли к объективному осмысле­ нию катастрофы. В декабре 2000 года был оста­ новлен третий блок атомной станции. Что же сегодня происхо­ дит на Чернобыльской АЭС? Не­ привычно тихо в турбинном зале, малолюдно в коридорах блоков — после остановки станции не­ мало штатных должностей при­ шлось сократить. О том, как сего­ дня живет и работает АЭС, кор­ респондент «союза» попросил рассказать первого заместителя директора Чернобыльской АЭС Вячеслава ФОМИНА: — Скоро четыре года, как на­ ше предприятие превратилось из производителя в потребителя электроэнергии, — говорит Вяче­ слав Вениаминович. — 2001 и 2002 годы были своеобразной притиркой к ситуации, в которой мы оказались. Сегодня опреде­ лились две главные задачи, кото­ рые стоят перед нами, — преоб­ разование объекта «Укрытие» (защитное сооружение над раз­ рушенным четвертым энергобло­ ком), которое должно обеспечить дальнейшие работы по демонта­ жу на будущее. Вторая задача — завершить создание той инфра­ структуры для окончательного прекращения работы АЭС. Ряд объектов уже строится, готовит­ ся программа по финансирова­ нию строительства еще несколь­ ких объектов. Ситуация осложня­ ется тем, что по международным нормам снятие с эксплуатации АЭС начинается после удаления ядерного топлива с энергоблока и промышленной площадки. Се­ годня топливо остается и в реак­ торах, и в бассейнах выдержки, его попросту некуда пока вывез­ ти. К сожалению, строительство второго хранилища отработанно­ го ядерного топлива задержива­ ется. Думаю, все трудности на этом пути мы устраним. Наш кол­ лектив сейчас адаптировался к новым условиям и понимает сто­ ящие перед ним задачи. Думаю, в ближайшее время все наладит­ ся. — Что представляет собой ваш кол­ лектив в новых, постэкстремаль­ ных, а по сути остающихся экстре­ мальными условиях? — Есть у нас и контрактники, и энтузиасты. Как в любом коллек­ тиве, одни выполняют только предписанные обязанности, но есть и другие, которые, как гово­ рится, работают с душой. Кроме того, у нас работает много под­ рядных организаций, и скоро их станет еще больше. При увеличе­ нии объема работ по стабилиза­ ции конструкций, созданию ново­ го конфайнмента (безопасное ук­ рытие) на площадке ежедневно будут работать до полутора тыся­ чи человек из подрядных органи­ заций — это почти 50 процентов существующего коллектива станции. — Как понимаю, окончательной це­ лью вашей работы является созда­ ние на месте Чернобыльской АЭС так называемой (как кто-то пошутил в свое время) «зеленой лужайки»... — Наш проект, согласно кон­ цепции, рассчитан на довольно длительное время, так что, мож­ но сказать, для нынешнего поко­ ления энергетиков работы хва­ тит. Нам предстоит еще и омола­ живать персонал, обеспечить преемственность опыта и зна­ ний. Работы предстоит сделать много— на десятилетия. Весь во­ прос — в источнике финансов. — Вопрос, который волнует многих: в каком состоянии сегодня находит­ ся объект «Укрытие»? — Его состояние в последнее время меняется мало. Что его ждет? По плану мы должны по­ строить новый безопасный кон- файнмент. В марте мы уже объя­ вили тендер на сооружение «Ук­ рытия-2». Согласно плану долж­ ны построить его до 2008 года. Новый саркофаг будет обеспе­ чен грузоподъемными механиз­ мами и другими системами для обеспечения раннего демонтажа нестабильных частей конструк­ ции. Кроме того, необходимо соз­ дать последующие технологиче­ ские предпосылки для извлече­ ния топливосодержащих масс. Мы ожидаем, что лет через 30— 50 появятся необходимые техно­ логии для надежного захороне­ ния топлива и других высокоак­ тивных отходов, разбросанных взрывом по аварийному блоку. После разговора с В. Фоми­ ным корреспонденту «СОЮЗа» устроили «экскурсию» по АЭС. Многим, наверное, покажется, что сегодня управлять технологи­ ческими процессами на Черно­ быльской АЭС просто. Реактор не вырабатывает пар, турбина не крутится... И тем не менее ядер- ная опасность до конца не ликви­ дирована. Прошу рассказать об особенностях работы непосред­ ственно оперативный персонал третьего блока. На блочном щите управления постоянно работают два специалиста: начальник сме­ ны блока и ведущий инженер уп­ равления реактором. Это люди, которые имеют лицензию на не­ посредственное управление реа­ кторной установкой. Им слово. Николай ИВЧЕНКО , НАЧАЛЬНИК СМ ЕНЫ Т Р Е ТЬЕ ГО БЛОКА: — Сегодня ядерное топливо находится непосредственно в аппарате и бассейнах выдерж­ ки. В любой момент может про­ изойти нештатная ситуация, с которой справиться могут толь­ ко грамотные специалисты. Ко ­ нечно, объем возможных отка­ зов оборудования сейчас ниже, чем раньше, когда реактор на­ ходился в «горячем» состоянии. куляции теплоносителя была опорожнена, все задвижки за ­ крыты. Сначала проводится черновая работа: все доско­ нально измеряется, взвешива­ ется, потом эта информация стекается в общую базу данных, по которой будет виден мас­ штаб предстоящих демонтаж­ ных работ. ...Ка к сегодня живут люди в городе энергетиков? Славутич — город интернациональный. Как шутят жители, это «послед­ ний памятник Советскому Сою­ зу» — в строительстве города приняли участие многие респуб­ лики СССР, которые дали на­ звание городским кварталам. Сегодня Славутич — один из не­ многих малых городов Украи ­ ны, который реализовал проект дневного высшего образования. Так, сегодня Здесь действуют Центр высшего учебного обра­ зования, в который входят фи­ лиал Черниговского экономиче­ ского университета и филиал Киевского политехнического ин­ ститута. Славутич, как и десять лет назад, держит первое место Что сегодня происходит на Чернобыльской АЭС? Непривычно тихо в турбинном зале, малолюдно в коридорах блоков — после остановки станции немало штатных должностей пришлось сократить. — Вы участвовали в ликвидации последствий аварии на четвертом блоке... — Я тогда учился на физико- техническом факультете Горь­ ковско го политехнического ин­ ститута. Студентом был коман­ дирован дозиметристом на ЧА­ ЭС, после окончания вуза прие­ хал сюда насовсем. Мы тогда были помоложе, да и люди были более патриотичны, что ли. Те, кто приезжал действительно за деньгами, долго не задержива­ лись. Все, что в то время писали в газетах, было на несколько по­ рядков проще и сглаженней, чем то, что мы видели каждый день. А л е ксандр Ф А ЗЛЫ , МАШИНИСТ-ОБХОДЧИК ТУРБИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ: — Сейчас наша задача — провести комплексное инженер­ но-радиационное обследование оборудования. Это необходимо для того, чтобы перед демонта­ жем систем знать количество и состояние блочной арматуры, трубопроводов и прочих состав­ ляющих энергоблока, нужно также провести радиационное обследование помещений. Надо убедиться, что вся система цир­ по рождаемости в Украине. Уди­ вляет, что жизнь в городе кипит не только в субботу и воскресе­ нье. Например, каждый будний день можно увидеть людей, тре­ нирующихся в спортивных за ­ лах или посещающих культур­ ные мероприятия. Город не стал «спальным» районом Черно­ быльской АЭС, а живет своей собственной полнокровной жиз­ нью. Своими взглядами на проб­ лемы и перспективы Славутича корреспондент «СОЮЗа» по­ просил поделиться Ильгиза ИС­ ХАКОВА, директора коммуналь­ ного предприятия «Фонд комму­ нального имущества». — Как живет сегодня городская молодежь? — Мы постоянно отправляем наших ребят на научный симпо­ зиум молодых атомщиков «Дис- най» в Литву, молодежный фес­ тиваль «Деснай» в Россию. Очень популярен в Славутиче, да и по всей Украине, фести­ валь работников электронной промышленности «Друкшай» — он проходит более 37 лет неда­ леко от Игналинской АЭС на территории Беларуси — на бе­ регу озера Дрисвяты. Этот ла­ герь в свое время стал осново- ■ в эти дни букеты цветов легли к памятнику жертвам чернобыльской трагедии. положником традиций для мно­ гих молодежных движений, в том числе и для движения моло­ дых атомщиков. Сегодня «Друк­ шай» — это восемь команд, ко ­ торые представляют города Бе­ ларуси, Прибалтики, России и Украины. Мы очень рады, что можем дать нашим молодым ре­ бятам почувствовать поддержку своих коллег из других стран. — Вы упомянули про дружбу с ро- бятами из других стран. Всего в де­ сяти километрах от Славутича на­ ходится Беларусь... — Связи с белорусами уста­ новились у нас давно. Помнит­ ся, когда выбирался участок под строительство города для ра­ ботников ЧАЭС, рассматрива­ лось много проектов. Было и предложение строить новый го­ род около белорусского Кома- рина. Да и сегодня едущий на работу сотрудник атомной стан­ ции два раза в день проезжает по территории Беларуси. Более 15 лет Славутич дружит с бело­ русским городом Калинковичи, мы участвуем в Днях города Ка­ линковичи, а оттуда приезжают на наши Дни города. — Какие задачи выполняет Славу­ тич в общем проекте по прекраще­ нию деятельности Чернобыльской АЭС? — Славутич сегодня — сво­ его рода экспериментальная площадка, где хорошо опробы- ваются новые идеи. В Киевской области мы сейчас являемся од­ ним из двух городов, которые дотируются из федерального бюджета. Сейчас решается про­ блема переориентации эконо­ мики города от политики полу­ чения дотаций к тому, чтобы са­ мим зарабатывать все деньги, необходимые для содержания Славутича. Мы активно занима емся привлечением иностран ных инвестиций. Но последние изменения в бюджете Украины, приведшие к введению морато­ рия на регистрацию новых про­ ектов, оптимизма не добавили. Любой нормальный инвестор больше всего боится нестабиль­ ности ведения своего бизнеса, он не будет размещать свои предприятия в свободной эконо­ мической зоне «Славутич», по­ скольку неизвестно, что будет завтра. Сегодня мы пытаемся реализовать проект, согласно которому по всему городу будет проведена оптико-волоконная связь. Это позволит помочь сту­ дентам, проживающим в горо­ де, общаться с профессорами из разных стран в режиме «он­ лайн», а значит, улучшать свою квалификацию. Товар — деньги — тюрьма? З а громкими арестами не всегда следует громкий приговор таможня Тимофей Борисов Б Р Е С Т ТО, ЧТО происходит сегодня в приграничном Бресте, трудно вообразить. Такую лавину громких скандалов таможня ти­ хого белорусского города, ду ­ мается, вряд ли когда пережи ­ вала. За короткое время с не­ скольких таможенных постов были уволены или арестованы десятки таможенных инспекто­ ров и пограничников . Но все это меркнет по сравнению с тем, что произошло 21 апреля. А в этот день спокойный и, ка к обычно, уверенный в себе заместитель начальника та ­ можни «Западный Буг» Нико ­ лай Бойко переступил порог об­ ластной прокуратуры . Вышел же из нее уже в наручниках и в сопровождении охраны. В этот день Николаю Яковлевичу был предъявлен ордер на арест, подписанный заместителем республиканского прокурора В. Прусом. В квартире Бойко сразу был проведен обыск, а он сам сменил постоянную брест­ скую Прописку на временную минскую по улице Володарско­ го, 2 в сизо № 1. Обвинение ему пока не предъявлено, но ожида­ ется, что в суде его адвокатам придется знакомиться со стать­ ей 424, часть 3 У К РБ (злоупот­ ребление служебным положе­ нием). А это очень серьезно — таких людей просто так не аре­ стовывают. С этой точкой зре ­ ния согласился и начальник та ­ можни «Западный Буг» Вяче­ слав Осинцев, хотя, по его мне­ нию, Николай Бойко стал' за ­ ложником обстоятельств. Такое определение таможенный гене­ рал произносил в течение на­ шего разговора несколько раз. Николая Бойко в Бресте зна­ ли почти все. Так или иначе большая часть деловой жизни города крутится вокруг грани ­ цы. Не раз у местных и заезжих бизнесменов возникали проб­ лемы: то товар задержат, то гру зови к на штрафплощадку поставят. Но худо-бедно долгое время эти проблемы лежали за гранью правоохранительного и журналистского внимания. Считалось, что граница на зам ­ ке, а таможня если дает добро, то только на законных основа­ ниях. Сомнения в этом возникли, казалось бы, из ничего. Анали­ тическая группа отдела по борьбе с контрабандой тамож­ ни «Западный Буг» обратила внимание; на таможенном пе­ реходе «Каменный Л о г -1 » Ош- мянской таможни несколько раз был зарегистрирован про­ езд транзитом через Беларусь на Украину грузовика гроднен­ ско го автоперевозчика Бори­ сю ка с доро гостоящим грузом одной американской фирмы. Аналитикам показалась не­ правдоподобно активной обо­ ротистость Борисю ка . За трое суток он дважды умудрился проделать маршрут Литва—Ук­ раина. Учитывая то, что гру зо ­ вик реактивным двигателем не обладал, становилось непонят­ но, как это ему удалось. Сомне­ ния подкрепляло и то обстоя­ тельство, что груз в машине ка ­ ждый раз оказывался слож­ ным, а не монолитным и на его по гр у з ку -вы гр у з ку требова­ лось немало времени. Аналитики заинтересова­ лись перевозчиком и выяснили, что он часто возит грузы не только на Украину, но и в Чехию — через таможенный пункт «Козловичи» . Сверка данных по перевозкам автоматической системы «Контроль доставки» о пересечении границ подтвер­ дила опасения. Ни на Украину, ни в Чехию американские това­ ры не попали. Причем получа­ лось, что на белорусской сторо­ не грузовик видели, о чем сви­ детельствуют печати и отметки пограничников и таможни, а вот украинские и польские коллеги его не заметили. «Летучий гродненец» умудрился испа­ риться на нейтральной полосе? Начальник пограничного пункта «Мокраны» (участок границы с Украиной) Констан ­ тин Оксенюк при нашей личной встрече высказал свой взгляд на произошедшее ; мол, маши­ на оформилась у них, а потом грузоперевозчик, чтобы не пла­ тить на украинской таможне ввозные пошлины, свернул с дороги и поехал по полям в об­ ход у краинско го поста. Замет­ но погрустнел Константин Ива­ нович, когда я спросил, а за что же недавно арестовали его за ­ ма, майора контрразведки А. Ковалевича , и инспектора таможни Н. Омельянчука. Вме­ сто ответа О ксеню к неожидан­ но спросил: «Можно, я за ку ­ рю?» Было заметно , что он не ожидал такой журналистской осведомленности. А получи­ лось вот что. По крайней мере — так предполагают оператив­ ники и органы следствия на ос­ нове показаний свидетелей сверки базы данных — никакие грузовики на Украину через «Мокраны» не ездили. Приво­ зили лишь документы и оформ­ ляли выезд, а грузовик с грузом в это время уже с другими доку­ ментами мчался в Россию. Та­ кую версию подтвердил Вяче­ слав Осинцев. Беларусь не смогла бы «переварить» такое количество груза — ведь речь идет не об одной машине, а о десятках. Ко гда закрутилось колесо проверок, то только на «Мокра- нах» речь шла о 72 перевозках. На языке более понятном мож­ но сказать, что бюджет России и Беларуси недополучил посту­ плений на миллионы долларов. Схожая картина оказалась и на таможенном пропускном пун к ­ те «Козловичи» на польско-бе­ лорусской границе. Там опера­ тивники выявили 69 грузови ­ ков, которые уехали непонятно куда. А что же Бойко? На страни ­ цах «союза» мы дважды вы­ ступали с публикациями, в ко ­ торых приводили конкретные факты, когда действия Николая Бойко выглядели, мягко говоря, не совсем понятно. Так, со ссылкой на официальные доку­ менты были приведены не­ сколько конкретных случаев, когда со штрафплощадки тамо­ женного терминала уезжали большегрузные машины еще до окончания проверочных ме­ роприятий. А когда на ранее по­ сланные запросы в таможню приходили обескураживающие ответы из России и Южной Осе­ тии, то грузовиков уже и след простыл. После первого выступления газеты дело закончилось за ­ держанием с поличным при пе­ редаче пятнадцати тысяч дол­ ларов на железнодорожном во­ кзале в Бресте бывших тамо­ женников Ажаева и Савицкого. Суд приговорил их к двум годам лишения свободы. Следствие считало, что они были переда­ точным звеном между про­ штрафившимися коммерсанта­ ми и таможенным начгтьством, от которого зависело «правиль­ ное» решение. Теперь дошла очередь и до Бойко. Правда, Вячеслав Осин­ цев говорит, что именно его ве­ домством изначально были вскрыты многие факты, он пока­ зал много подтверждающих его правоту документов. Но так и осталось непонятным, почему дело закрутилось только сей­ час, ведь первые нарушения бы­ ли выявлены еще в 2002 году. А отпущенные грузовики с факти­ ческой контрабандой, которую таможенники скромно называ­ ют административно-таможен­ ными правонарушениями? На днях в Бресте завершил ­ ся суд по беспрецедентному де­ лу в отношении 13 сотрудников Брестской таможни. Они подоз­ ревались в том, что «обули» собственное государство на миллионы долларов. Эти ф а к ­ ты были установлены после проверки межведомственной комиссией «челночного» поез­ да «Полонез» Варшава—Моск­ ва. Поезд был задержан до ут ­ ра. Коммерческо го товара в нем оказалось столько, что пос­ ле пересчета коммерсантов за­ ставили доплатить 128 тысяч 600 долларов! А всего той тамо­ женной сменой было пропуще­ но 9 поездов и недобрано пла­ тежей в бюджет республики на 2 миллиона долларов. Ка к пи­ сали участники проверки , все купе полностью до потолка бы­ ли заставлены вещами. За две­ рями же стояла стена сумок, баулов, пакетов, так что исклю­ чалась любая возможность войти внутрь купе. Кроме того, вещи были уложены та к а к к у ­ ратно, что складывалось впе­ чатление; никто из сотрудников таможни их не досматривал. Понятно, за свои услуги те ­ перь уже бывшие таможенники, закрывавшие глаза на такое великолепие, получали гораздо меньшую плату, чем следовало было платить в бюджет. Но следствию стало известно о на­ житых непосильным трудом бо­ гатствах таможенников , при­ мерную стоимость их услуг они оценили. Один из обвиняемых по кличке Соленый, говорят, в своем частном доме поместил лифт, чтобы ездить с этажа на этаж. А другой обвиняемый та­ моженник, Виктор Ж ежко, на­ кануне суда по «таможенному» делу получил десять лет лише­ ния свободы за то, что не про­ стил одной минчанке неотдан- ный ему долг в 20 тысяч долла­ ров и жестоко избил ее. 15 апреля суд Ленинского района Бреста в отношении двух подсудимых вынес обви­ нительный приговор Кузьмиц ­ кому и Бурову и освободил их прямо в зале суда, пятерых осу­ дил по «мягкой» статье за «без­ действие должностного лица», а еще пятерых оправдал. Суд не принял за доказательство вины подсудимых предъявлен­ ные польской стороной тамо ­ женные документы, по которым выходило; брестские таможен­ ники должны были взять с «чел­ ноков» платежей на два милли­ она долларов больше. Ф а кт остается фактом; за громкими арестами не всегда следует громкий приговор. Но суды по таможенным делам только начались. Ка к ситуация будет складываться в дальней­ шем, покажет время. Мы со своей стороны будем следить за ситуацией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz