Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

15 ЯНВАРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 1 (149) С о Ю 3 Беларусь—Россия ____ Щ Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь Блокадникам вручат медали с лавровой ветвью ПЕТЕРБУРЖ1ДАМ, пережившим блокаду, вручат медали в честь 60-летия освобождения Ленин ­ града. О коло 300 тысяч юбилей ­ ных знаков , из готовленных Мо­ нетным двором Северной столи ­ цы, будут в торжественной обста­ новке вручены жителям блокад ­ ного города, в том числе и тем,, кто живет сейчас за его пределами. В разработке награды участво­ вали сами ветераны. На лицевой стороне памятной медали золоти­ стого цвета изображена Петропа­ вловская крепость с противотан ­ ковыми ежами на переднем пла­ не. На оборотной стороне — лав­ ровая ветвь. Лента на колодке зе ­ леная — такая же, к а к у медали «За оборону Ленинграда». Студенты вспомнили детство Моцарта н е о б ы ч н ы й рождественский вечер прошел в Мордовии 8 янва­ ря: студенты С аранско го м узы ­ кально го училищ а представили концертный вариант оперы М о ­ царта «Бастьен и Бастьена» на русском язы ке . Декорации , ко с ­ тюмы, — все было изготовлено за личный счет педагогов училища. О перу «Бастьен и Бастьена» М оцарт написал в 12 лет. Идея перевести творение гения на русский язы к и поставить на сце­ не принадл еж ит пе д а го гу Ната ­ лье Ко веш ни ко вой — она услы ­ шала «Бастьена и Бастьену» в исполнении молодежного театра по кан ал у «Культура» и з а и н т е ­ ресовалась оперой . Благодаря преподавателям С а н кт -П е тер ­ б ур гс кой кон сер ва тории ноты и те кс т с большим трудом о ты с ка ­ ли в библиотеке . Подстрочный перевод либретто сделала пре ­ подаватель немецкого язы ка Ва­ лентина Герасимова. Юбилеи сказочников отмечают в разных городах в Е КАТЕРИНБУР ГС КИХ биб л и ­ оте ках в течение января вы став ­ ками и и грами отмечаю т 125-ле- тие со дня рож д ени я П авла Б а ­ жова . В Центральной библиоте ­ ке имени П а у с то в с ко го начался к о н к у р с д е т с ко го р и с у н к а по с к а з а м Баж о ва , а 27 января пройде т и гр а -п у теш е с т в и е по е го п р о и з в е д е н и ям ,п р о с л а в и в ­ шим Урал. В районны х библио те ка х го ­ рода та кж е отмечаю т юбилей — зде сь проходят вы с та в ки «П ри ­ открой малахитовую ш катул ку» , в и ктор ины по тво р че с тву вели ­ ко го сказочника , а работники би ­ блиотек рассказываю т школьни ­ кам об их великом земляке в л е к ­ циях под названием «Самоцвет­ ное слово Бажова». В то же время в Москве прохо­ дит кон курс на лучший памятник дру гом у великому с ка зо чн и ку — Хансу К р и с ти а н у Андерсену . П редпола гается , что монумент будет установлен ко дню рожде ­ ния писателя. Из Москвы — с любовью в ХРАМЕ Х ри с та Спасителя , на Красной площади, в музеях и те ­ атрах М осквы впервы е по бы ва ­ ли приехавшие по приглашению м о с ко в с ко го пр а ви те ль с тва на ел ку в ро с с и й с к ую с толицу бо ­ лее 100 бел ор усс ки х ш кол ьн и ­ ков . Здесь им при го товили м но ­ го э к с к у р с и й , по да р ков и сю р ­ призов . Безусловно , главным из них стало участие в Новогодней елке в Большом академическом д ворце . З а время зим н и х ка н и ­ кул в М оскве побывали три груп ­ пы детей из Минска . В основном это дети из домов -ин терна то в и малообеспеченных семей. Биле­ ты в обе с тороны им опла тила Белорусская железная дорога , а расходы в Бело кам енной взяло на себя м о с ко в с ко е пр а ви те л ь ­ ство. «Четвероногие бойцы» В а с и л и й Л а н о в о й : в учебном центре Министерства обороны Республики Беларусь гото­ вят собак для «работы» в вооруженных силах. Так, в частности, про­ ходит обучение четвероногих «бойцов» в непривычных условиях — ослепляя собаку во время выполнения очередного упражнения. Статус ДЛЯ зоопарка в э т о м год у М инский зоопар к первым в Беларуси намерен вступить в Европейскую ассоци ­ ацию . Ее членами уже являются 300 крупнейших зоопарков, в том числе М осковский и Киевский . В ближайшее время столица Бела­ руси примет международных э кс ­ пертов, которые дадут оценку ра­ боты зоопар ка . В ступление в ассоциацию позволит обмени ­ ваться животными и опытом с по­ добными ор ганизациями Евро­ пы , участвовать в м еждународ ­ ных программах , а та кж е подни ­ мет ста тус М инско го зоопар ка , который на сегодня состоит толь­ ко в Евразийской ассоциации. Минус тридцать плюс фантазия ЗВАНИЕ «Мастер ледяных ф и ­ гур» завоевал белорус Михаил П ро копен ко на международном ф естивале «Полярная ра п со ­ дия», прошедш ем в российском городе Салехард. Для своей ком ­ по зиции «Роза любви» ледяных дел мастеру, кроме набора инст ­ рументов , понадобилось 25 л е ­ дяных блоков весом по 250 кило- |гоамм ов каж ды й , 30 -град усны й мороз и воображение. Тему фес­ тиваля у ча с тни ки узнали только по прибы тии в Салехард . Вы яс ­ нилось, что из ледяных глыб им придется создать нечто , сим в о ­ л изирующ ее единство человека и природы . И белорусский мас ­ тер решил подарить женщинам бол ьш ую ледяную розу с серд ­ цем внутри . В се го в кон курсе участвовали ре зчи ки по льду из 1о с тран . До самой весны ледя­ ные шедевры будут украш ать площадь Салехарда. Михаил со­ жалеет, что привезти розу домой нельзя — ведь весит она не одну тонну , да и рефрижератор стоит д оро го . Поэтому мастер вернул­ ся с букетом живых роз. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (М осква ) и Алексей КЛЕВИТС КИЙ (Минск). А к т е р э т о ч у д о в и щ е В свои 70 народный артист России летает на люстре иделает сальто в 18 ЛЕТ он стал кумиром публи­ ки, прекрасным героем советско­ го кинематографа. В него были влюблены все женщины. Сын одесской крестьянки, он думал о профессии журналиста, но пред­ почел профессиональное лице­ действо. ' Он играл индивидуалиста Лис- товского в «Аттестате зрелости», циничного. Анатоля Курагина, принца Калафа в «Принцессе Ту­ рандот» иАртура Грея в «Алых па­ русах», но сам был исполнен цельности и революционной стра­ сти Павки Корчагина. Обладая природой романтического героя и героическим темпераментом, он обожает буффонаду, делает саль­ то в своем юбилейном бенефисе, очаровываетмодуляциями своего глубокого, неподражаемого бари­ тона и мечтает о ... трагической роли Матиаса Клаузена в пьесе Гауптмана «Перед заходом солн­ ца». Женат, имеет двух детей. Вместе с женой — актрисой Ири­ ной Купченко— сделал все, чтобы они выбрали «нормальные» про­ фессии. Свой юбилей отмечает почти на государственном уровне в концертом зале «Россия», и сов­ сем по-домашнему — в родном театре имени Евгения Вахтанго­ ва, где работает уже почти 50 лет. — Ваш голос, Василий Семенович, является одним из самых знамени­ тых голосов России, голос, удостоен­ ный Ленинской премии... — Выдумаете, только голос? — Как вы относитесь к этой награде, которую вы получили за озвучание фильма «Великая Отечественная»? Сегодня вы гордитесь ею? — И всегда буду гордиться. В том числе орденом Мужества, ко­ торым меня наградили, когда я был первый раз в Чечне у ребят в госпиталях в Гудермесе. — Мы много говорили о том, что про­ изошла девальвация всех званий и знаков — народный артист СССР, ла­ уреат Ленинской премии.Россий­ ский министр культуры Михаил Швыдкой сказал: «Слава богу, они есть. Возможно, Шарон Стоун не нужно звание «народная артистка Америки», потомуЧШ^еОНОть ог­ ромные гонорары. Когда мы недоп­ лачиваем, то должны давать хотя бы звания». — Михаил Ефимович, конечно, немножко здесь лукавит: не стало бы хуже для этой бедной Стоун, если бы к своим деньгам она име­ ла бы еще звание «народная ар­ тистка Соединенных Штатов Аме­ рики». — Вы чувствуете, как переменились сегодняшние звезды в сравнении с народными артистами прошлых лет? Новые звезды сегодня ощущают се­ бя... — Большими звездами, чем старики? — Да, именно. Вы переживаете? — Так и мытакими же были! И я, снявшись в первых картинах, тоже пытался свысока смотреть на Николая Гриценко — дескать, мы тоже не лаптем деланы. Но прошли времена, и он для меня стал великим актером. На первом курсе мы абсолютно все можем сыграть, на втором — почти все. На третьем мы начинаем задумы­ ваться, что, пожалуй, не все. На четвертом понимаем, что мы еще абсолютные сосунки. И так проис­ ходит нормальное становление актерского мира. Я заведую кафедрой художе­ ственного слова в Щукинском, за­ нимаюсь самым главным для ак­ тера — словом. Особенно в наше девальвационное по этой части время, которое слизнуло и чтецов, илитературу, и поэзию. И вотя на­ блюдаю, как мои сегодняшние ученики и ученицы высокомерно смотрят на некоторых наших за­ мечательных, прекрасных акте­ ров. Что это такое, откуда? Вроде воспитывали по-другому. И пони­ маю, что мы были точно такими же. Я снялся в своем первом филь­ ме «Аттестат зрелости», когда мне было восемнадцать с полови­ ной лет. Как можно ждать цело­ мудрия в таком возрасте? Навер­ ное, что-то с этим молодым маль­ чиком произошло: я видел, как на­ чали на меня смотреть мои друзья — как-то искоса... А потом мне сказали: вот этого бы ты раньше, до картины, никогда не сделал и вот этого не сказал. А потом мой первый учитель в самодеятельно­ сти, который был режиссером Те­ атра Ленинского комсомола и ра­ ботал вместе с Берсеневым, Сер­ гей Львович Штейн, мне объяс­ нил, Как-то я заехал к нему, си­ дим, пьем чай, я бурно, весело по­ казываю журнал «Огонек», где про рождение актера, и фотогра­ фии.. . Он смотрит на меня и гово­ рит: «Вася, ядумал, тыумнее, кля­ нусь! Что стобой?» И он меня раз­ ложил по косточкам. И я, оглянув­ шись, понял, что он прав. Вот то же самое происходит с ними со всеми. Причем у меня хоть был повод, а у этих-то порой и повода н е т— вот что обидно! Это знак времени, кстати , типичный для русского выбора: Прошлое — за борт, обойдемся без него. Пуш­ кин — не нужен, он дворянский... Лермонтов — бог знает что такое. Получается, что вообще русский менталитет— не самый лучший. — Какой ж е— лучший? — Лучший — мудрый. Он дол­ жен вбирать в себя то, что поколе­ ниями воспитывается в культуре, в церкви, в религиозной тради ­ ции. ОАО 9тоа^^;' ЗМ'в^ивмй н!№61Гбнйб стало на­ родом? Те люди, которые в револю­ ционном угаре жгли усадьбу барина Пушкина, те, которые потом покая­ лись, что сбрасывали его с корабля современности? — Да нет, знаете, после 1917 года немного ведь времени про­ шло для того. А что сейчас, после 1991 года, сделалось с нашими прозаиками , поэтами? К а к разо ­ драли на части великое прошлое. К а к кинули науку, культуру. Ведь это государство кинуло, новые ма­ жордомы, которые пришли в 1991 году квласти , кинули. — Но ведь проходят же сегодня чтец­ кие вечера, как и раньше. Только приходят на них два-три человека. — Ка ки е вечера? У меня в со­ ветское время было 20 абонемен­ тов чтец ких программ по стране. Дмитрий Николаевич Журавлев, Кочарян, Яков Михайлович Смо­ ленский — это была великая ду­ ховная индустрия. С 1991 года она не потребовалась, прежде всего государству. А уж если государст­ ву не потребовалась, то я, Тють- кин, купивш ий дворец культуры, выброшу оттуда все потроха и бу­ ду там машинами или шмотками торговать. Это в лучшем случае. А в худшем— попсу запущу! Недавно я получил приглаше­ ние в Ленинградскую филармо­ нию — спустя 15 лет! И из зала Чайковского— тоже через 15 лет! Вспомнили. Потому что им невыго­ ден чтецкий вечер. Они продадут зал в 1о раз дороже, запустив туда какую-нибудь дискотеку. Понима­ ете? А теперь вообразите тот вред, которые принесут эти деньги. Я верю, что самый короткий путь к сердцу и душе — слово. В М оскве больше 200 театров. Большие театры, которые во мно­ гом рухнули после 1991 года и ко ­ торые сейчас, слава богу, уже ок- лемываются понемногу. Малые театры — на досках, под досками, между досками , между щелей, около щелей, недалеко от щели. И вот я написал Юрию Михайловичу Л уж ко ву : в М оскве такое количе­ ство театров, но нет ни одного ли­ тературного . И я берусь за про­ грамму тако го театра, потому что я считаю , что ничего сейчас нет нужнее, причем не где-нибудь, на окраине Москвы, а в самом цент­ ре. У нас уже есть целая компа ­ ния. Мои студенты и ученики . И режиссеры есть. И великие чтецы, которые еще остались, должны иметь право выступать в этом теа­ тре «Слово». Вот и надеюсь— жи ­ ву и жду. Помещение нужно. Нам не ну­ жен штат. Мы будем собирать а к ­ теров, которые хотят и могут. Ведь не все актеры умеют читать. У нас втеатре Гриценко, гениальный ак­ тер, читать не умел. Плотников — не мог. А рядом Михаил Астангов, Рубен Симонов — ка к боги чита­ ли. Если откроют, это будет един­ ственный литературный театр в мире. Причем, мне кажется, что прежде всего в нем должна зв у ­ чать великая русская классика. — А вы не боитесь, что публику не со­ берете? — Не боюсь ни секунды, я про­ сто не сомневаюсь, что придут. Ко гда я выезжаю куда-то на кон ­ церты, меня всегда просят читать. Сережу Ю рского просят читать. Потому что изголодались по на­ стоящему слову. — А как вы считаете, насколько сильно изменилась публика в пос­ ледние годы? — С 91 -го по 95-й год вопрос о публике вообще стоял очень ост­ ро, ведь были полупустые залы, ка к вы помните. Не было денег. Да и какой театр, когда на улице уби ­ вали запросто. Пустыня была. Это была достаточно печальная и тра­ гическая бытность — четыре-пять лет. Многое изменилось после этого периода, но я не вижу боль- сказали,— он характерен только для России или в какой-то мере за­ тронута вся планета? — Глобализация, против кото­ рой поднимались многие страны, очень опасна. Ведь что такое гло­ бализация в конечном счете? Это стандартизация преходе всего. За ­ чем делать две детали, если мож­ но делать одну, но на двоих? З а ­ чем писать пять книг, когда можно написать одну, но для всех? «Гар­ ри Поттера», например. Это чудо­ вищное оболванивание. Я пони ­ маю, если бы американскую , не самую лучшую культуру подняли бы до уровня классической рус­ ской, но ведь это они нас будут опускать до своего уровня. Вот же в чёКгбред! Мне кажетбя, здесь ка ­ кая-то глобальная игра. — Василий Семенович, существова­ ние культуры в условиях рынка— это данность времени. В какой степе­ ни необходима сегодня государст­ венная поддержка? Что делать? — Вы меня спрашиваете , что делать. А мне кажется, надо не Я хочу, чтобы вы обязательно написали: я все равно сыграю. Пусть он знает! Я сыграю «Перед заходом солнца» к с в о ем у ... 150-летию. На сцене Театра Вахтангова или на любой другой сцене, но сыграю! ше столько же читающих в метро, ка к раньше. — У нас весь вагон считает, сидит с калькуляторами. Не читают, а счита­ ют. — Именно! Вместо того, чтобы читать, они считают. Вот вы и от­ ветили, к а к изменилась публика. Время заставляет считать. А не читать. В последнее время все-та­ ки получше стало, что и говорить. Во-первых, классическая музыка начала возвращаться. Сейчас по­ пробуйте попасть на какой-нибудь концерт в консерваторию — не удастся. Возвращаются в театры. Правда, совсем другая публика. Очень сильно снизился в кус лю ­ дей, которые ставят, и людей, ко­ торые приходят на это смотреть. Смотришь иногда спектакль и ду­ маешь — раньше за это голову бы оторвали. Но сидит молодежь и чувствует себя очень уютно, гар ­ монично. А я ухожу после первого действия и принимаю душ. Пони­ маете? Это называется: время на­ следило. Время не могло не отло­ жить свой отпечаток . Такое ощ у­ щение, что до этого не было вели­ ко го российского театра с вели­ кой культурой, с иронией. — Популяризация классики — это хорошо, по-вашему? Вот телеверсия «Идиота», например? — Я не очень принимаю эту картину , считаю , что вообще се­ риалы для классики губительны. Это завод, производство. — А сколько там исторических неточ­ ностей насчитали, неточностей в кос­ тюмах... — Снявши голову по волосам не плачут. Когда такого наломали, когда произошла такая деграда­ ция по линии вкуса , какой уж там костюм! Впрочем, все равно хоро­ шо, что его сделали: люди вновь взяли в руки роман. — А процесс, о котором вы сейчас нас спрашивать, надо спраши ­ вать все государство: что нам де­ лать и ка к нам быть, к а к устроить этот меняющийся мир? — Авот ваш Листовский из «Аттеста­ та зрелости», ведь вы его осуждали, когда играли в фильме? Не кажется ли вам, что сегодня это очень акту­ альная фигура? — Абсолютно. Сегодня, если не будешь таким индивидуали­ стом, задвинут бог знает куда. Время такое . Поэтому, когда вы говорите о том, что времена Лис- товско го наступают, это точно. Индивидуализм процветает, больше т о го— он возведен в ранг государственной политики. Но что же мы тогда будем делать с хри­ стианскими проповедями, кото ­ рые говорят: о ближнем не забы ­ вайте, ребята. Почему же я дол­ жен этому времени, индивидуали­ стическому времени, так кланять­ ся? Я все-таки полагаю, что дви ­ жение общества — в разумном сочетании этих вещей. А когда приходит дебил к власти, кидает и науку, и промышленность, и куль­ туру, и спокойно ходит, улыбаясь, ничего не меняя, такой индивиду­ ализм, мне кажется, убийствен. — Вы сейчас про кого? — Не скажу . Вообще нам ка к цивилизации пора задуматься, ка к выживать. Потому что, ка к го­ ворят, пройдет 300— 400 лет, и ее — цивилизацию — к а к корова языком слизнет. — Василий Семенович, а что вам нравится в нашем времени? — Мне нравится, что я могу де­ била назвать дебилом. И это мож­ но напечатать, и ничего от этого не изменится, ничего. — Что такое для вас актер, чем он должен обладать? Что это за племя такое?.. — Вопрос очень интересный. ■ Василий Лановой в ожидании новых вершин. Вот сейчас у нас в театре прошла премьера «Фредерик, или Буль­ вар преступлений». Это пьеса Эрика Шмидта про великого французского актера XIX века Фредерика Леметра. Он легко и г­ рал буффонаду, комедию, тра ге ­ дию , ему были подвластны мно­ гие жанры . Когда мы взяли эту пьесу к моему юбилею, мы что — Фредерика Леметра хотели вос ­ петь? Мы хотели этот клан, эту профессию актерскую , этих лю ­ дей воспеть. Это вообще поразительный вид искусства, где человек не ри­ сует мелом, краской, маслом, не вы бйба ё тйз камня,-работая над" другим материалом, а все из сво­ его материала делает, из своих нервов, из своего ума, эмоций, из своей истории, из своих отноше­ ний с любовниками, родителями, властями. И математика здесь, и нервы, и эмоции, и гражданствен­ ность. Все вместе. Это особые правила. В нашем спектакле Фре­ дери к говорит: «Не надо любить меня, малыш, ты никогда не бу­ дешь знать, с кем ты говоришь. Я всего лишь актер, я сам не знаю , когда я играю , а когда я лгу. Я чу­ довище». Так вот, если бы сейчас был коньяк, я бы хотел поднять здра­ вицу за этот прайт человечества, который называется актерство, который из своих нервов иногда делает чудо, иногда доставляет радость и удовольствие зритель­ ному залу. Иногда не получается, но когда получается, эти м гнове­ ния и есть самая великая плата для нас, самая великая награда, которую актер получает. 50 лет я снимаюсь в кино, 60 фильмов. Есть всего лишь несколько м гно­ вений в некоторых ролях, которые окупили весь ад и муку, затрачен­ ные на эти 60 ролей. Они считан­ ные. но, когда я смотрю картину, я знаю эти м гновения и я думаю : «Это получилось у тебя, граф. Это получилось». Например, в «Офи­ церах» есть один план, один-един- ственный крупный план, бессло­ весный — он именно такого рода. — Не там, где вы фуражку мальчику надеваете? — Перед этим, когда он просто смотрит на него. И таких вот звездных мгновений раз- два и об­ челся. — Принимаете ли вы предложения из антреприз и как вы к ним относи­ тесь? — Я плохо отношусь к сериа­ лам в кино и к антрепризам в теат­ ре. У Товстоногова незадолго до его смерти спросили: «Как вам ви дится будущее театра?». Георгий Александрович, ка к мне говорили, подумал и сказал : «Я думаю, что будет большой крен в сторону ант­ репризы от театра-дома, от теат­ ра-семьи, время вырвет эти теат­ ры. Но пройдет немного лет, — сказал он,— и актер снова захочет иметь дом». Так оно и случилось. Почему бросились в антрепризы? Потому что в театрах гроши плати­ ли, особенно первое время, про­ сто гроши. Да и сейчас. А надо кор­ мить семью. Мне в этом смысле очень нравится Малый театр, кото­ рый, начиная с 91 -го года, ни разу не поступился своей репертуар­ ной политикой, только чтобы вы­ жить, не поступился своим вкусом. И выиграл. Потому что не было компромисса. Честь ему и хвала! А когда сегодня в нашем Вахтан­ говском театре идут спектакли, по вкусу близко не долженствующие быть рядом с театром, это, изви ­ ните, называется очень мягко компромисс. — А кем в своем театре вы восхищае­ тесь? — Юлию Борисову я считаю великой русской актрисой. В свои годы в спектакле «Милый лжец» она делает такой головокружи ­ тельный кульбит... Я говорю: «За­ чем, Юля, может не надо?» — «Вася, когда перестану делать, вот тогда и перестанем играть». И когда я на люстре во «Фредерике» через всю сцену перелетаю и де­ лаю заднее сальто на сцене, мне Купченко говорит: «Ты что, с ума сошел, зачем тебе эти нагрузки?» — «Вот когда не смо гу сделать, тогда играть перестанем. А пока м о гу— вперед». Ноя всему актерскому цеху пою осанну. Потому что, даже не попав в обойму, понимая, что жизнь, по большому счету, проиграна, люди не уходят из театра, они продолжа­ ют служить своей первой любви, молиться своему божеству. Траги­ ческая профессия. — Позтому вы хотели, чтобы ваши дети вообще к театру отношения не имели? — Мы с Ириной Петровной Купченко четко поняли, что если мы состоялись, то вовсе не обяза­ тельно, что это произойдет и с ни­ ми. Так что мы вполне сознатель­ но делали, когда детей в театр не пускали. Вообще в театре они бы­ ли четыре-пять раз за всю жизнь, видели «Турандот», только то, что мы посчитали им нужным пока ­ зать. Слава богу, никако го отно­ шения к театру не имеют. Очень хорошие, красивые ребята, круп ­ ные, по актерскому материалу — во! (показывает большой палец). Я бы их взял, не задумываясь, в театральный институт. — Вы специально для юбилея хотели сыграть этого знаменитого француз­ ского актера? — Для своего юбилея я мечтал о совершенно другой роли. С ка ­ жу, пущай Ульянов знает. Я меч­ тал, я хотел к своему 70-летию сыграть Матиаса Клаузена в «Пе- рёД ЗаХодоКл Солнца» Гауптмана. Я мечтал об этом всю жизнь. И я ему говорил лет десять, что я хочу это сыграть. Но он так и не дал! Но я хочу, чтобы вы обязатель­ но написали: я все равно сыграю. Пусть он знает! Я сыграю «Перед заходом солнца» к св оем у ... 150- летию. На сцене Театра Вахтанго­ ва или на любой другой сцене, но сыграю! — Какой главной ошибки вам хоте­ лось бы избежать в жизни? — Я многого хотел бы избе­ жать. Из того, что наломано в жиз­ ни. Я думаю, что если снова начать, я был бы более гибким, более ди ­ пломатичным, более приспосабли­ вающимся. Но природа меня ода­ рила другими свойствами. Я мак­ сималист, если я считаю что-то правильным, я не иду на компро­ мисс, я не дипломат. Я многих со­ бак бы не удостоился, если бы был более гибким. Но, если у меня пока здоровый позвоночник, зачем мне прогибаться? Я им доволен, он ме­ ня не к худшему привел в жизни. Пока он меня прямо держит. — Вы участвовали в предвыборной кампании? — 7 партий за мной гонялись. Но я думаю , что актер не должен заниматься политикой. У актера есть единственная политика — сцена, экран и его собственная со­ весть. Потому что, если политика, значит обязательно компромисс. А ка к только компромисс с сове­ стью — хана. Художник пропада­ ет, умирает. И доксоательствтому за эти 15 лет нашей новой истории я вижу предостаточно. — Как вы будете отмечать свой юби­ лей? Наша газета выйдет накануне 16 янвщм, дня вашего рождения. — Вахтанговский театр очень как-то тепло и хорошо согласился провести этот юбилей. Но не толь­ ко театр. Я был счастлив и очень доволен, когда Совет Федерации, в частности Сергей Миронов, Клуб сенаторов, который существует при Совете Федерации, Министер­ ство обороны, целый ряд других организаций и моих друзей взяли на себя проведение этого юбилея в «России». А мои семейные торже­ ства я буду проводить 18 января в Театре Вахтангова и приглашу только актеров моего театра, моих друзей из других театров и все цеха Театра Вахтангова. Костюмеров, сапожников, декораторов. Мы вме­ сте работаем почти 50 лет. Буду их «ублажать». Мы сыграем «Посвя­ щение Еве», и с восьми часов будут приглашены все вахганговцы. Это будет в воскресенье. В понедель­ ник выходной они смогут гарце­ вать. сколько им вздумается. Беседовала Алена КАРАСЬ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz