Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II СОЮ 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 22 АПРЕЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 15 (163) Пламенный мотор для автогиганта О кончание . Начало на стр. I В. Козловский, вчастности, на звал ряддругих проектов по про изводственной кооперации рес публики с одним из крупнейших промышленных регионов России. К примеру, планируется создание совместных предприятий посбор кетроллейбусовитрамваевнаба зе технологий по «Белкоммун- маш». Идет подготовка производ ства вНижнем Новгородеавтобе тоносмесителей на базе шаСси автомобилей «МАЗ», продолжат сяпоставки белорусской сельхоз техники (в частности, «Бобруй- скагромаша»), двигателей Пав ловскомуавтобусномузаводу. Сейчас в Нижнем Новгороде активно работает созданное год назад белорусско-российское предприятие ООО «РосБелИнте- грация». Через его сеть ведутся поставки в Россию, и в Нижний Новгород в частности, белорус ских потребительскихтоваров— бытовых приборов, холодильни ков, телевизоров, мебели, продук тов. Наладилась также реализа ция станков и комплектующих к ним. Скамейка запасных для отряда космонавтов Позаботиться о ней надо уже сегодня молодежь Александр Емельяненков БАЙКОНУР— МОСКВА ИДЕИ итрадиции, что заклады вались во времена Федерации космонавтики СССР, надо со хранять и укреплять конкретны ми делами — такой позиции придерживается нынешний пре зидент Федерации космонавти ки России, дважды Герой Совет ского Союза, летчик-космонавт Владимир КОВАЛЕНОК. Его бе лорусские корни лишний раз на поминают отом, что у наших бы лых побед и триумфов интерна циональная почва. При активной поддержке фе дерации иее президента вканун старта к МКС очередной экспе диции гостями космической га вани, как и поныне называют Байконур, стали 189 подрост ков — учащихся российских школ и системы профобразова ния. Причем ребята не просто побывали в «космическом» го роде, осмотрели его музеи идо стопримечательности, а вместе со взрослыми могли ощутить волнение в ночь перед запус ком, а затем воочию наблюдать завораживающую картину стар та пилотируемого космического корабля. Имена командира эки пажа Геннадия Падалки, его коллег-космонавтов Майкла Финка из США и Андре Кейпер- са из Голландии они наверняка станут передавать из уст вуста, будут ловить из теле- и радио эфира последние новости с ор биты и, что греха таить, нет-нет да и прихвастнут в компании ро весников: «И мы участвовали в запуске...» А если кто усомнщ: ся, предъявят сертификат, где черным по белому: Сергей Хо рев (или Петр Локтаев, Эдгар Фурего, Павел Чичко, Антон Су коватых ит.д.) присутствовал 19 апреля 2004 года при старте ко смического корабля «Союз ТМА-4» с космодрома Байко нур... Подпись, печать— все как положено. — Это не просто яркая бу мажка, это память на годы, а то ина всюжизнь, — полагает Оль га ФЕДИНА из Комитета обще ственных связей правительства Москвы. — И саму акцию мыго товили во взаимодействии сФе дерацией космонавтики почти два года. Счастливый билет во все не случайно выпал этим ре бятам— они вместе с педагога ми заслужили это право актив ной общественной работой по месту жительства и участием в космической викторине, что проходила в марте и апреле ны нешнего года. Два дня провели ребята в прямом общении с Владимиром Васильевичем Коваленком и его коллегами из Федерации ко смонавтики: расспрашивали о полетах в космос и правилах от бора вкосмонавты, брали авто графы, фотографировались на память. А еще — почти семь ча сов ожидали на аэродроме Чка- ловский отложенного из-за не погоды вылета, потом летели в одном самолете на Байконур. А потом, преодолевая сон и сюр призы небесной канцелярии, стойко дожидались заветной минутыстарта... Первая ласточка погоды не делает, но хорошо уже то, что она дарит надежду. В Федера ции космонавтики рассматрива ют этот дебют как возможное начало новой традиции. И наме рены сделать все возможное, чтобы шанс побывать на Байко нуре вдень космического стар та,бЬ 1 Л не только у российских подростков, но и у их ровесни ков из Беларуси, Украины, Ка захстана. ■ Владимир Коваленок перед дальней доро гой . В Байконур ! Спасли памятник от переплавки Златоуст говорит Минску «спасибо» «Чистым» грузам зеленый свет На белорусской таможне ставят барьеры только для контрабанды есть вопрос Сергей Кожух МИНСК — МОСКВА НЕДАВНО представительство Государственного таможенного комитета России вБеларуси от метило, что ситуация с россий ским транзитом нормализуется. Кроме того, вближайшее время этот вопрос должен быть рас смотрен на заседании коллегии Таможенного комитета Союзно го государства. Тем не менее периодически продолжают поступать сигналы отом, что к российским грузопе- ревозчикам на белорусской та можне по-прежнему относятся предвзято: мол, придираются к мельчайшим огрехам вдокумен тации, вмешиваются в вопросы, относящиеся к исключительной компетенции российских конт ролирующих органов, и т. д. В результате чего суды конфиску ют грузы и транспорт на огром ные суммыденег. У белорусской таможни существует на этот счет свое видениепроблемы. Им поделился с корреспондентом «союза» заместитель предсе дателя Государственного тамо женного комитета Беларуси Владимир ГОШИН. По его словам, никаких «во енных действий» против рос сийских грузоперевозчиков бе лорусская таможня не ведет. А причиной недовольства некото рых экспедиторов может быть то, что в последние годы на бе лорусской границе ужесточен контроль за перемещением то варов и транспортных средств. Но вовсе не для «пополнения государственной казны». При мерно 25 миллионов долларов, поступивших в белорусский бюджет в прошлом году от кон фиската, — это менее двух про центов от общей суммы тамо женных платежей. Контроль был усилен в связи с тем, что в 2000 году в Беларуси было за фиксировано 1400 случаев, ко гда транспортные средства пе ресекали границу, но не прибы вали в таможню назначения. В результате сумма недоплачен ных таможенных платежей пре высила 15 миллионов долла ров, а Международная ассоциа ция автомобильных перевозчи ков указала белорусской сторо не на недостаточную актив ность в пресечении нарушений таможенного законодательст ва. Принятые же белорусской таможней дополнительные ме рыконтроля привели втом чис ле и к тому, что в прошлом году было всего около 60 недоставок товара, из них на территории Беларуси— 6 . Когда груз не доходит до та можни назначения, от этого стра дает не только бюджет Беларуси или России, но идобросовестные импортеры, а нечестные, наобо рот, получают сверхприбыли. Ведь грузоперевозки — это ги гантская индустрия с большим финансовым оборотом. В сред нем стоимость товара, переме щаемого втранспортном средст ве, составляет от 20 до 100 тысяч долларов, а иногдаона можетдо стигать и500 тысяч долларов. То естьцена вопросаочень велика. Упреки втом, что российские грузоперевозчики подвергаются особому контролю со стороны белорусской таможни, по мне ниюВладимира Гошина, необос нованны. В прошлом году доля россиян в транзитных перевоз ках через Беларусь составила 34 процента, белорусов — 26, поляков — 19. Если россияне больше других ездят, то логич но, что их чаще на таможне идо сматривают. Впрошлом годутаможней бы ло остановлено для контроля 4802 поставки. Это составило 1,4 процента от общего количества партий товара, перемещенных через границу Беларуси. В 40 процентах случаев были выявле ныразличные правонарушения. Самые распространенные из них —лишний товар, не указанный в товаросопроводительных доку ментах, поставка товара вадрес так называемых фирм-однодне вок или по поддельнымдокумен там и т. д. То есть нельзя гово рить, что машины проверялись по каким-то надуманным причи нам или просто потому, что ка кая-то из них не понравилась та моженному инспектору. Адлято го, чтобы сделать работу тамо женников еще более целенапра вленной, сейчас начинает вне дряться система анализа рисков (пока, правда, лишь отдельные ее элементы). Она позволит, в частности, ориентировать тамо женных инспекторов на то, грузы каких фирм или перевозчиков подлежат особо тщательному контролю. ■ Когда у перевозчика все в по рядке, на таможне его встреча ют улыбкой. Конечно, наивно было быут верждать, что всвоей практике таможенники не допускают оши бок. Но с нарушителями разби раются бескомпромиссно и же стконаказывают. Если соверше но должностное правонаруше ние, то вмешиваются служба собственной безопасности ГТК и прокуратура. Как это случи лось в Брестской области, где прокуратура возбудила несколь ко уголовных дел в отношении именно тех таможенников, кото рые под предлогом борьбы с правонарушениями задержива ли на длительное время грузы без достаточных на то основа ний. Другое дело, что система контроля грузоперевозок на гра нице нуждается в постоянном совершенствовании, Иэта рабо та проводится. Сейчас, напри мер, в ГТК Беларуси подготов лен ивближайшее время начнет действовать нормативный акт о добросовестном участнике внешнеэкономической деятель ности. Он предусматривает, в частности, упрощенный порядок прохождения таможни для того субъекта хозяйственной дея тельности, который работает на рынке не менее 3 лет, не имеет нарушений таможенного зако нодательства, задолженности по налоговым и таможенным платежам, имеет устойчивое финансовое положение, которое соответствует установленным критериям. На западном направлении Илья Изотов ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ___________ В ЗЛАТОУСТЕ установлен па мятник воинам, погибшим вло кальных военных конфликтах. Ноеще несколькомесяцев назад бронзовой пятитонной скульпту ре, изготовленной вМинске, гро зила переплавка. Желание увековечить память ургшьских сыновей, погибших при исполнении воинского долга в «горячих точках», появилось у жителей Златоуста несколько лет назад. В конкурсе проектов победил авторский коллектив в составе Златоустовского скульп тора, члена Союза художников России Владимира Жарикова и архитектора Михаила Жернако- ва. Заказ на изготовление мону мента — скорбящей матери, склонившейся над погибшим сы ном, — передали белорусскому предприятию «Юнома». Во-пер вых, минчане уже зарекомендо вали себя достойным качеством отливки, во-вторых, предложили болееприемлемуюстоимость из готовления. Однако в конце прошлого го да над скульптурой нависла уг роза. Памятник отлили еще пять лет тому назад, но горожанам так инеудалось собрать 2,5 мил лиона рублей, необходимых для его выкупа. Клич о помощи про звучал во всех местных СМИ. Ящики для сбора пожертвований установили во многих общест венных местах. В результате предприятия, частные предпри ниматели, жители Златоуста со брали около 1 миллиона рублей. Еще 1,5 миллиона рублей выде лила администрация города. Памятник весом около 5 тонн и высотой 3,5 метра привезли из Беларуси наавтомашине «МАЗ». Дорога из братской республики на горныйУрал заняла пятьдней. Помогли вустановке скульптуры три белорусских специалиста. Обратно вМинск они увезли бла годарность жителей Златоуста. Прежде всего за терпение — не прояви белорусы понимания, и бронзовую скульптуру давно бы расплавили на металл. «Своим высоким профессионализмом и отзывчивостью. — говорится в письме белорусским колле гам, — выпомогли нашему горо ду исполнитьдолг передмолоды ми парнями, которые погибли, мужественно отстаивая интере сыРоссийского государства». О кончание . Начало на стр. I Врамках программыосущест вляетсястроительствоиреконст рукция 8 пограничных пунктов пропуска: белорусско-литовская граница — пункт таможенного оформления «Каменный Лог»; белорусско-польская граница— пункты «Брузги», «Берестови- ца», «Козловичи», «Варшавский мост»; белорусско-украинская граница — пункты «Мокраны», «Новая Гута», «Новая Рудня». За период 1997—2001 годов на ре ализацию Программы было пе речислено из бюджета Союза Беларуси и России (союзного го сударства) около 567 миллионов российских рублей. В связи с необходимостью завершения реконструкции таможенных пун ктов пропуска в рамках этой Программы постановлением Со вета Министров Союзного госу дарства была утверждена Про грамма первоочередного разви тия таможенной инфраструкту ры пограничных пунктов тамо женного оформления (пунктов пропуска) на территории Рес публики Беларусь на период 2002 — 2004 годов, которая пре дусматривает развитие всех элементов инфраструктуры и определяет необходимые капи таловложения, источники фи нансирования и конкретные сро ки строительства и реконструк ции объектов, пропуск грузов и пассажиропотоков через грани цу Республики Беларусь на ав томобильном транспорте. Фи нансирование мероприятий про граммыосуществляется из бюд жета Союзного государства. На эти цели запланированы ассиг нования на общую сумму 807,9 миллиона рублей. — И каковы же основные итоги реализации этой про граммы? — адресуем этот воп рос А. Моисеенко. — Итогом реализации про граммы стало введение в экс плуатацию вполном объеме ме ждународных пунктов пропус ка: «Каменный Лог» — на бело русско-литовской границе. Про пускная способность пункта пропуска возросла с 1130 авто мобилей в сутки до 2060 авто мобилей в сутки (в том числе 1 0 0 0 легковых, 1 0 0 0 грузовых, 60 автобусов). «Новая Гута» — на белорусско-украинской гра нице. Пропускная способность пункта пропуска увеличилась с 1165 автомобилей в сутки до 1640 автомобилей в сутки (в реконструкции пункта пропуска «Мокраны» и начато выполне ние проектных работ). В рамках запланированных программных мероприятий был сдан вэксплу атацию пусковой комплекс объ екта «Комплексное обустройст во ППТО «Варшавский мост» и введен в эксплуатацию пуско вой комплекс ППТО «Брузги». Построены административные и служебные здания, произве дено благоустройство. Всвязи с ожидаемым увели чением транспортных потоков и На западной границе строятся современные таможенные пункты пропуска, не уступающие по своему внешнему виду и комфортности аналогичным пунктам, построенным Европейским союзом, несмотря на то, что стоимость работ почти в десять раз дешевле. том числе 1400 легковых, 2 0 0 грузовых, 40 автобусов). «Коз ловичи» — на белорусско-поль ской границе. Рост пропускной способности пункта пропуска составил с 970 автомобилей в сутки до 2 0 0 0 грузовых автомо билей всутки. Кроме того, на реконструи руемых пунктах пропуска вве- дены'в эксплуатацию пусковые комплексы: «Брузги» (склад за держанных грузов, здание службы эксплуатации, инже нерные сооружения и сети и очистные сооружения); «Бере- стовица» (пристройка котель ной; административное здание служб контроля и оформления грузового автотранспорта, бокс углубленного досмотра, склады с навесами и площадки для сто янки автомобилей). «Мокраны» (разработано и утверждено обоснование инвестиций (ТЭО) уточнением прогнозных показа телей по их росту на период до 2015 года, а также в соответст вии с пропускной способностью существующих пунктов пропус ка Бобровники и Кузница Бело- стокская на польской стороне Республика Беларусь откоррек тировала проектно-сметную до кументацию, в результате чего увеличена проектная пропуск ная способность на пунктах про пуска «Берестовица» и «Бруз ги» на белорусско-польской границе. В настоящее время ГТК Беларуси и России прово дится работа по согласованию проектно-сметной документа ции по пограничному пункту та моженного оформления «Новая Рудня». Ввод пункта вэксплуа тацию намечен на 2005 год. Проведенная проверка под твердила, что все средства, вы деляемые на реализацию меро приятии программы, расходу ются по целевому назначению На западной границе строятся современные таможенные пун кты пропуска, не уступающие по своему внешнему виду иком фортности аналогичным пунк там, построенным Европейским союзом, несмотря на то, что стоимость работ почти вдесять раз дешевле. Очередей на та моженной границе мыне заме тили. Побеседовав с перевозни ками на пункте таможенного оформления «Брузги», было от радио услышатьдобрые слова в адрес и таможенных служб Бе ларуси и России, и Постоянного Комитета Союзного государст ва за новые таможенные комп лексы, позволяющие избежать очередей и значительно повы сить комфорт. В ходе реализа ции всех намеченных програм мой мероприятий ожидается по вышение эффективности регу лирования товарообмена в пре делах единой экономической территории двух стран, улучше ние качества производства та моженных процедур и работы таможенных и других органов государственного контроля в соответствии с современными требованиями, принятыми е сфере международной торгов ли, а также это позволит увели чить пропускную способность пунктов таможенного пропуска (оформления) грузов на запад ной границе Союзного государ ства в 2 раза. И еще, отметил в заключе ние А. Моисеенко, наш путь из Бреста в Гродно лежал через Беловежскую пущу, которая яв ляется старейшим лесом Евро пы. И было отрадно сознавать, что этот уникальный природный комплекс надежно охраняется. Строительство комплексов пун ктов пропуска является также и одним из мероприятий по со хранению уникальной природы заповедника. Павел Бородин: бал правит экономика Модернизация «союзной гавани» — новый перспективный проект актуально Аркадий Медведев КАЛИНИНГРАД — МОСКВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ секретарь Союзногогосударства ПавелБО РОДИН входе рабочей поездки в Калининград 20 апреля заявил, что 2004 год станет основопола гающим годом всоюзном строи тельстве. «В июне—июле наши президенты рассмотрят срок проведения референдума, срок выборов парламента Союзного государства ивведение единого платежного средства. И все эти инсинуации, толи будетСоюз, то линет, уйдут»,—подчеркнул Гос- секретарь, добавив, что этотре бованиеэкономики. ПословамП. Бородина, есть три способа соз дать государство. Первое — «ввел войска, как в Ирак, и уже новое государство, второе— как при КПСС, политбюро собра лось, иуже новое государство, и третье — экономическое. У нас правитбалэкономика». Цель визита Госсекретаря в Калининградскуюобласть— об суждение с губернатором Влади миром Егоровым серьезного ин вестиционного проекта— строи тельство зерновоготерминала на территории Калининградской об ласти, а также поставок калинин градскими рыбаками рыбывБе ларусь, участияместных произво дителей вреализации программы «Союзный телевизор». На встре че сВ. Егоровымбыли затронуты также вопросывзаимовыгодного использования портового ирыбо- хозяйственного комплексов исот рудничества Калининградской области и регионов Беларуси в сферепроизводства. Напомним, что в последние три года товарооборот между областьюи Беларусьюимеет по ложительнуюдинамику— так, в прошлом году он вырос более чем на 26 процентов. Востребо ванывэкономике Калининград ской области поставки строи тельных материалов из сосед ней республики. Одним из важ- ■ П. Бородин. ных аспектов сотрудничества является все более широкое участие белорусских организа ций воказании строительных ус луг. Специалисты из Беларуси возводят объекты газификации на территории области, ТЭЦ-2, участвуют впромышленном, жи лищном строительстве. Вобмен на белорусский лес калинин градцы поставляют партнерам целлюлозу. В ходе встречи П. Бородин и В. Егоров согласились, что необ ходимо активизировать уча стие — в том числе и финансо вое — Союзного государства в развитии калининградских пор тов. Ведь именно здесь находит ся единственный в Российской Федерации незамерзающий портовый комплекс на Балтий ском море. Проходящие по тер ритории области транспортные коммуникации связывают Рос сию и страны Западной Европы самым кратчайшим путем. Такое геополитическое положение соз дает предпосылки для развития региона в качестве крупного транспортногоузла Союзного го сударства. К тому же на террито рии Калининградской области проживает более 100 тысяч бе лорусов, что составляет пример но 1 опроцентов от общего коли чества населения этого самого западного российского края. Досье «союза» Для России и Беларуси калининградские порты являются основными западными морскими воротами: по сравнению с санкт-петербургским портом расстояние по морю до западноевропейских портов из Калинин града короче на 400 морских миль. Потенциал же калининградского транспортного комплекса горазда больше того оборота грузов, который он сегодня обслуживает. Позтому вопрос о повышении зффективности использования мощностей морского и речного портов Калининградской области уже рассматривался на заседаниях Совета Министров Союзного государства. Одной из новщх перспективных совместных российско-бе лорусских программ является программа «Развитие портового комплек са Калининградской области». Планируется, в частности, модернизиро вать терминал для перевалки калийных удобрений, в том числе белорус ских, в городе Балтийске. Это позволит увеличить грузоподъемность об рабатываемых судов до 30 тысяч тонн, что в свою очередь ускорит обо рачиваемость железнодорожных вагонов, уменьшит затраты на транс портировку. Без ПОДВОДНЫХ камней Конституционный Акт: есть варианты компетентно Игорь Кольченко МИНСК ПРИНЯТИЕ Конституционного Акта Союзного государства, ко торый по определению должен стать фундаментом интегра ции, — одна' из приоритетных за дач Союза Беларуси иРоссии. Специалисты свое слово уже сказали. Как известно, за про шлый год было подготовлено не сколько вариантов Конституци онного Акта. Основной проект подготовлен совместной бело русско-российской рабочей группой. Его еще иногда называ ют компромиссным вариантом, подразумевая, что некоторые возникшие при подготовке раз ногласия не нашли своего отра жения вдокументе. Важно, что быони не стали вбудущем «под водными камнями», которые бу дут тормозитьдвижение. Председатель Конституцион ного суда Беларуси Григорий ВА СИЛЕВИЧ считает: этот доку мент по своему содержанию и тем нормам, которые в идеале могли быбыть в Конституцион ном Акте, еще далеко не в пол ной мере отвечает тем высоким параметрам, которымон должен соответствовать. Вто же время Григорий Алексеевич согласен с тем, что «как первый шаг, втом смысле, что сначала должен быть принят Конституционный акт, а затем Конституция, он имеет правобыть». Кроме основного проекта, есть еще несколькотак называе мых инициативных вариантов. В свое время говорилось ио бело русском альтернативном проек те Акта. — Если сравнивать вариан ты, — говорит Григорий Алексее вич, — я бы, естественно, вы брал тот, где вбольшей степени учтеныинтересы Беларуси. Оче видно, что обе странысильно от личаются потерритории, числен ности населения, ВВП и другим показателям. Но Беларусь— су веренное государство, и наш подход предполагает, что и Минск, и Москва должны иметь одинаковый весприпринятии со вместных решений. С этой це льюиследуетзакрепитьза бело русами достойное представи тельствовсоюзных органах. Перед парламентскими ипре- Ш Г. Василевич. зидентскими выборами в Рос сии, когда поднимался вопрос о Конституционном Акте, против ники проведения референдума по нему говорили, что волеизъя вление народа вэти срокипроти воречит российскомуОсновному Закону. Однако известно, что в российском законе есть на этот счет оговорка: хотя референдум и не проводится втечение года перед выборами, это ограниче ние не распространяется на реа лизацию международных дого воров— чем по сути и является Конституционный Акт. ВБелару си, где в нынешнем году также пройдут выборы в парламент, нет и таких законодательных препятствий. Тем временем оформились две различные точки зрения на Конституционный Акт. Одни спе циалисты говорят, что его поло жения во многом повторяют по ложения предшествующего со юзного Договора, и, возможно, не стоиттратить силыисредства на принятие такого документа. Вторые решительно оппониру ют: хотя КонституционныйАкт не устранит основные противоре чия — по валюте, полномочиям органов власти, то, по крайней мере, будет продолжено посту пательное движение всоюзном строительстве, будут решены важные социальные пробле мы — трудоустройства, меди цинского обслуживания или ре гистрации граждан. Разработчики проекта свое дело сделали. Теперь инициати ва за руководителями наших стран, а свое мнение о Конститу ционномАкте должнывысказать народыБеларуси иРоссии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz