Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
16 апреля 2004 г., № 74 -75 (22202 -22203 ) ЛИПЕЦКАЯ га зе та ^Традиции и время Как учить рабочих XXI века? Шестидесятые профессиями овладевают в стенах училищ начального профтехобразования региона четырнадцать с половиной тысяч подростков. И каждому из них, независимо от того, будет ли он токарем , кулинаром, парикмахером, необходимы учебники и методические пособия. Над этими пособиями идет постоянная работа в Инновационно-методическом центре ^ Департамента образования и науки области. * Впрочем, это лишь часть забот директора Центра Людмилы РАТОБЫЛЬСКОЙ и ее коллег. — Статика и образование несовместимы. Время меняет ситуацию, требует настойчивого поиска новых подходов и решений. На это ориентирует нас и конпепция модерниза ции образования. Мы организуем семинары и секционные занятия для педагогов и мастеров, конкурсы, стараемся, не растеряв традиций, соединить их с последними достижения ми педагогической науки, с опытом других регионов. За пос ледние два года нами издано тридцать методических посо бий и сборников, рекомендательная литература, необходи мая практикам. — А сами практики в этом как-то участвуют? — Они — главные разработчики пособий. Ну вот простой пример: в семнадцати наших учебных заведениях обучают специальности сварщика, самой востребованной сегодня про фессии. Естественно, существует единый стандарт подготов ки таких специалистов. Но в каждом учебном заведении есть и собственный опыт. Обобщить его, выбрав самое рациональ ное, чтобы он помогал реализовать обязательный стандарт, — это очень важно. Ведь работодатель ждет от выпускника вполне определенного набора знаний и навыков. — А как обстоит дело с общеобразовательными предме тами? к — Любому учащемуся необходим исходный образователь- Рный уровень. Наши сотрудники проанализировали запросы работодателей. Вывод: наряду с чисто профессиональной под готовкой они рассчитывают на разносторонние знания рабо чего, облегчающие ему овладение новыми, постоянно меня ющимися техникой и технологией. Другой вопрос, что се годня все большее значение приобретает профилирование предметов общеобразовательного цикла. Допустим, мы вто рой год внедряем профилирование для тех же сварщиков, добавляя им часы физики. А кулинарам нужна химия, бух галтерам — математика... Вот в профлицее № 21 изменили тесты по химии, они теперь содержат математические зада ния. Именно на базе этого учебного заведения прошла пре зентация профессии столяра в свете, так сказать, новых под ходов. Наш Центр подготовил пакет документов для профи лирования слесарей, поваров, водителей. После обсуждения в педколлективах и проверок задуманного на деле будем за пускать методлитературу для всеобщего пользования. — Мне довелось ознакомиться с вашими «Рабочими тет радями». Идея этого пособия, по-моему, весьма интересна... — Эти тетради — плод совместной работы педагогов и мастеров-практиков с нашим ИМЦ. Для опытного наставни ка очевидна польза спецприемов — в Прошлом карточек-за даний, а ныне — «Рабочих тетрадей», которые вы упомяну ли. Это качественно новый шаг в оценке подготовки учени ка. С тетрадью он не расстается с первого по третий курс, фиксируя в ней не только решение теоретических задач, но и практических. Причем с обязательным использованием собственных, творческих, нестандартных ходов. Такая тет радь вот уже третий год позволяет итоговой комиссии уве реннее присваивать выпускнику квалификационный разряд. Надо признать: несмотря на декларации, концепции, сис тема НПО обеспечена учебной, научной и методической лите ратурой слабо. Поэтому инициативы ИМЦ особенно кстати. «Рабочие тетради» успешно используют в училищах 26, 11 (в Липецке), № 1 (в Ельце), № 5 (в Данкове). Они даже отчасти компенсируют отсутствие практики на современном оборудо вании. А его, с горечью скажу, катастрофически не хватает. Например, на недавнем конкурсе мастерства в училище № 10 ребята стояли у станков тридцатилетней давности. Но это к слову. Возвращаясь к разработкам ИМЦ, замечу: они способ ствуют внедрению прогрессивного модульного обучения. — А в чем его суть? — Как и с тетрадями, учащиеся работают с так называе мыми «модулями трудовых действий», иначе говоря, спецпо- собиями. Распространяет их Министерство образовгшия через учебно-методические объединения, созданные в каждом феде ральном округе. Базой Центрального стал наш ИМЦ во главе с заместителем председателя Департамента образования и на уки Геннадием Гревцевым. Мы создали компьютерный банк данных методических служб региона, ведем учет издаваемой ими методлитературы. Собираемся второй раз организовать педагогические чтения с использованием изданных в минув шем году лучших материалов первых таких чтений. Сотрудники центра были пионерами в освоении програм мы модульного обучения, получили сертификаты и теперь вводят его в государственных и негосударственных учебных заведениях, на предприятиях. Так, на базе училища № 26 совместно с департаментом службы занятости организовали обучение азам профессий сварщика и сантехника безработ ных граждан. Последние нормативные документы дают нам право активнее влиять на негосударственные обучающие уч реждения через систему лицензирования, аттестации, дабы удерживать их в едином методическом и правовом простран стве. То есть их выпускники получают равные возможности при поступлении на работу. К нам не раз уже обращались руководители предприятий с просьбой помочь в подготовке и переподготовке рабочих. Для ОАО «Ремстрой», что в городе Грязи, мы предложили программу повышения квалификации по шести професси ям. Подготовлен перечень рекомендуемой литературы. При чем не обязательно только что вышедшей из типографии, но и минувших лет. То есть Центр все десять лет своего суще ствования сохраняет преемственность по отношению к на шим предшественникам, что трудились в методкабинете, созданном полвека назад. Беседовала Наталья АРКАТОВА. ^^Профилактика Идет в наступление... корь Работники Центра Госсанэпиднадзора в Липецке начали подготовку к массовой дополнительной иммунизации против кори детей , подростков и лиц в возрасте до 3 5 лет из группы риска, не проходивших прививки или не имеющих на этот счет необходимых сведений . Эта профилактическая акция коснется в первую очередь крупных организованных коллективов, а также неработающих грахедан, лиц без определенного места жительства, цыганское и другое мигрирующее население . Такие решительные меры связаны с резким обострением заболеваемости корью в Южном и Центральном федераль ных округах России, на которые приходится 90 процентов всех выявленных случаев поражений этой опасной вирусной инфекцией. Таковы последствия снижения уровня коллек тивного иммунитета населения и возросшей активности миг рационных процессов. Что касается Липецка, то заболевания корью здесь не наблюдалось с 1997 года, но вот в последнее время эпидеми ологическая обстановка заметно осложнилась. Растет удель ный вес незащищенных против кори подростков и взрослых. Ежегодно в городе остаются не привитыми более 200 детей и молодых людей, в то время как в структуре заболевших, как показывает практика, преобладают дети до 14 лет. Массовая дополнительная иммунизация против кори прой дет в областном центре в течение нынешнего года. Для осу ществления намеченных мероприятий предусматривается выделить дополнительные средства, в том числе на^закупку вакцины, холодильного оборудования, термоконтейнеров, а также на привлечение дополнительного количества медицин ских работников и транспорта. (Соб .инф .) . ’у Д а т а Они были первыми 70 лет назад в нашей стране был учрежден знак высшей степени отличия — звание «Герой Советского Союза» Согласно постановлению ЦИК от 16 апреля 1934 года введенное звание присваивалось “за личные или коллек тивные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с’совершением геройского подвига”. Лицам, удо стоенным этого отличия, вручались орден Ленина и специ альная грамота. Чуть позже Героев стали награждать и медалью “Золотая Звезда”. Первыми Героями Советского Союза, как известно, ста ли летчики Водопьянов, Доронин, Каманин, Леваневский, Ляпидевский, Молоков и Слепнев. Их подвиг связан со спа сением членов научной экспедиции, которая во главе со знаменитым советским полярником Отто Шмидтом на па роходе “Челюскин” в декабре 1933 года вышла из Мурман ска в высокоширотное плавание, надеясь за одну навига цию дойти до Владивостока и таким образом продолжить дело освоения очень важного для страны Северного Морс кого пути. Но вскоре пароход оказался зажат, а потом и раздавлен льдами. 13 февраля 1934 года он затонул в Чу котском море. Пассажиры успели сойти на льдину. Выгрузили про дукты, оборудование, стройматериалы. Всего на льдине оказались 104 человека. В том числе 10 женщин и две девочки (одна родилась на пароходе в Карском море и ее назвали Кариной). Был построен так называемый ледо вый лагерь, организованы научные исследования морских течений, наблюдения за льдами... Но людей подстерегала опасность: льдина дрейфовала и в любой момент могла разломиться. Весть о беде мгновенно облетела мир. Советское прави тельство принимало все возможные меры к спасению по павших в беду. Была создана специальная комиссия, кото рую возглавил В. Куйбышев. Она пришла к выводу — спа сти челюскинцев можно только с помощью авиации... Но для этого самолетам нужно было преодолеть туманы, снеж ные бури, морозы, тысячи километров от ближайших баз, в бескрайней белой пустыне отыскать полярников и, глав ное, совершить посадку на ограниченную ледовую площад ку. Льдина в любой момент могла встать на дыбы, вдребез ги разбить самолет... И все-таки советские летчики, проявив величайшее му жество, продемонстрировав высокое мастерство и незау рядные летные качества, успешно справились с поставлен ной задачей. 13 апреля все пострадавшие, после двухме сячного дрейфования на льдине, оказались на большой зем ле... О первых Героях Советского Союза, имевших непосред ственное отношение к Липецкой области, вспоминают чи татели “ЛГ” в специальной подборке материалов. Незабываемая встреча Наверное, у каждого человека есть в жизни событие, которое однажды сильно взволновало его , запало в душу и не потускнело с годами. О нем вспоминается даже спустя много лет, как будто бы это произошло только вчера. Таким событием для меня стала встреча в нашей Задон ской школе глухонемых детей с легендарным полярным летчи ком, одним из семи первых Ге роев Советского Союза, генерал- майором Михаилом Васильеви чем Водопьяновым. Как извест но, он — наш земляк, родился в селе Студенки под Липецком. В детстве часто видел пролетав шие в небе огромные самолеты. И очень удивлялся, что такие махины не падают. Позже узнал, что эти отечественные «Ильи Му ромцы» поднимаются в небо с аэродрома в Липецке, где есть воинская часть. В годы гражданской войны Водопьянов стал добровольцем Красной Армии и добился зачис ления в соответствующий диви зион «Илья Муромец». На пер вых порах в его распоряжении была лошадь, на которой он под возил керосин к самолетам. Десять лет шел наш земляк к заветной цели. И наконец, в 1929 году он, закончив военно авиационную школу, стал коман диром истребительного отряда по борьбе с... саранчой. Потом возил почту из Москвы в Иркутск. Как лучшему из пилотов, Миха илу Васильевичу поручили от крыть новую авиалинию Хаба ровск — Сахалин, и он успешно связал материк с островом. Позже в числе других совет ских летчиков ему доверили спа сать “челюскинцев” . Осуществ ляя рейс, наш земляк увидел, что льдина треснула. И все же по шел на риск: посадил самолет, взял на борт последних постра давших. С первых дней Великой Оте чественной наш земляк рвался защищать Родину. Но его, обслу живавшего Севморпуть, не от пускали на фронт. Тогда на гид росамолете он вылетел в Моск ву. При подлете к ней его чуть не сбили свои же истребители. Приземлившись на Химкинском водохранилище, Водопьянов на правился к Сталину. Из его ка бинета вышел радостным: ему доверили авиадивизию. Вскоре с подчиненными вы летел бомбить Берлин. Бомбар дировка прошла успешно. Но в небе над Берлином самолеты получили повреждения. Назад вернулись не все. За это попал в опалу. Оказавшись рядовым летчиком, сбрасывал бомбы на военно-промышленные объекты Кёнигсберга, на Данциг. Потом опять стал командиром дивизии. Воевал, как и подобает герою. Удостоился четырех орденов Ленина, четырех орденов Крас ного Знамени, ордена Отече ственной войны 1 степени, ме далей. После войны вновь воз вратился на север. Был душой многих полярных экспедиций. В 1954 году, оставив служ бу, отдался общественной и ли тературной работе. Еще в 30-е годы его пьеса «Мечта» была поставлена на сцене Липецкого драматического театра. После войны из-под пера М. Водопья нова вышли книги «Дважды на полюсе», «На крыльях в Аркти ку», «Небо начинается с земли»... Обо всем этом я и мои кол леги по работе знали. Но никому не приходилось встречаться с прославленным земляком. В шко ле в то время я преподавала ма тематику и была секретарем партийной организации. И вот од нажды узнала о пребывании Во допьянова в Липецке (он в то вре мя жил в Москве) и решила рис кнуть: обратилась к первому сек ретарю райкома партии Ивану Сибирцеву с просьбой посодей ствовать встрече нашего коллек тива с прославленным земляком. Признаться, не очень надеялась, что повезет. Но Сибирцев помог. Встреча состоялась. Михаил Ва сильевич тогда даже согласился сфотографироваться с нами. В 1980 году этого замеча тельного человека не стало. А фотография у меня сохранилась. Берегу ее как реликвию. На ней мы в декабре 1964 годэ ВОЗ{ 1 е нашей школы. Я в первом ряду справа. За мной — первый со ветский Герой, генерал-майор, член Союза писателей СССР Михаил Васильевич Водопьянов. Есть у снимка и своя исто рия. Помню, как я побежала в учительскую и принесла два сту ла для гостя и директора. Но Ми хаил Васильевич сказал: «Мы, мужчины, постоим, а вы сади тесь...» И еще. В январе 1935 года по просьбе жителей нашего края село Патриаршее было переиме новано в Водопьяново и стало центром Водопьяновского райо на. Во время осуждения культа личности Сталина власти реши ли, что недопустимо называть населенные пункты именами живых людей. И оно стало име новаться Донским. Но может, теперь, когда это го замечательного человека уже нет в живых, вернуться к увеко вечению его имени? Майя ДУТКОВСКАЯ . г. Задонск. А все начиналось в Липецке... К ак известно, в спасении «челюскинцев» участвовало сразу несколько групп. Но, без преувеличения, можно сказать , что главную роль сыграли липчане: наш земляк Михаил Водопьянов и Николай Каманин — командир звена 1 -й разведывательной эскадрильи им . В .И . Ленина , которая была сформирована в Липецке ещ е в 1918 году. в 1929 году Николай Кама нин после окончания Борисо глебской военной авиационной школы летчиков и присвоения ему воинского звания «лейте нант» получил назначение в Ли пецк, где продолжил службу. Но вскоре по заданию командова ния в связи с обострившейся си туацией в Средней Азии (басма чи) и на Дальнем Востоке поки нул наш город. На последнее место его службы — Хабаровс кий край — и пришла правитель ственная телеграмма, предписы вавшая срочно направить звено лучших военлетов в состав спа сательной экспедиции. Решение должен был принять начальник штаба эскадрильи Иван Лаппо. Забегая вперед, скажу, что в 1936 году этот офицер вернулся в Липецк начальником штаба курсов по летной подготовке высшего командного состава. После выхода в отставку он ос тался жить в липецком военном городке, где мне и выпало счас тье сотрудничать с ним при под готовке документов на сооруже ние в нашем областном центре монумента авиационной славы. От него я и узнал, как принима лось решение по спасению «че люскинцев». ...Самолеты звена Николая Каманина срочно погрузили на платформы и поездом достави ли во Владивосток. Оттуда па роходом «Смоленск» — в Петро павловск, Олюторку. Затем кры латые машины катерами доста вили на берег, где собрали, ос настили по северному варианту, и потом они поднялись в воз дух. ...Где -то впереди Майна- Пыльгин. Но до него еще надо долететь. А там нет аэродрома. Всюду торчат снежные и ледя ные торосы. К тому же резкие изменения погоды — словно взбесившиеся ветры, пурга, ту маны, зловещие свинцовые мас сы облаков. Из-за неисправно сти пришлось посадить в не приспособленных условиях сна чала один, потом другой само лет. В Анадырь долетели три. Потом было вынужденное при земление в одном из корякских селений. При посадке на маршруте в самолете Каманина возникла неисправность — лопнул амор тизационный шатун шасси. Он пересел на дру гую машину. Дальше летели вдоль побережья. 7 апреля достигли базы Уэлен. Потом курс на Ванкарем. До ме ста назначения прибыли лишь Р .З . Подробно рассказать о каждом участнике спасательной операции, их мужестве и героизме не представляется воз можным. Заметим лишь — несостоятельны появившиеся в последнее время рассуждения некоторых политиков и пред ставителей СМИ о том, что ничего героического в поступках летчиков, спасавших “челюскинцев” , не было. Это, мол, ради традиционной “советской показухи” придумали тогда специ ально для них звание “Герой Советского Союза” . Но и вся дальнейшая жизнь первых Героев явилась наглядным под тверждением этого высокого звания. Высокой боевой выучкой отличался Анатолий Ляпидев ский, на двухмоторном АНТ-4 первым забравший со льдины женщин и детей (всего 12 человек). Впоследствии он стал генерал-майором , работал в НИИ ВВС, был заместителем министра авиационной промышленности... Сигизмунд Леваневский и Маврикий Слепнев участвовали в спасении “челюскинцев” на американских самолетах “Флей- стер” , закупленных Советским Союзом в США специально для этой цели. Сигизмунд потом служил в Главсевморпути. Тра гически погиб во время перелета через Северный полюс. Маврикий осваивал воздушные пути в Средней Азии и на Даль нем Востоке. Во время Великои Отечественной войны был заместителем командира авиабригады, занимал ответствен- ’уУвлеченность Сегодня наарене... Представьте себе: приходишь в прогимназию, а попадаешь ... в цирк. Где все как полагается: уморительные клоуны Бантик и Фантик, гимнасты, акробаты и даже дрессированные зайцы и тигры, укрощенные прославленной Матильдой Львовной. Вы, конечно, решите, что малыши просто играют в цирк. И ошибетесь. Ну, конечно, тигры здесь ненастоящие. Их роли с удовольствием исполняют сами ребята. А вот что касается гимнастов или жонглеров... Право же, не всякий подросток сделает то, что с легкостью выполняют эти малыши. К при меру, Сережа Дырдин. Он несколько месяцев тренировался. Зато теперь, как он мне не без гордости заявил, может уди вить друзей и родных. Ради этого стоило постараться. В общем, неудивительно, что цирк “Светлячок” регуляр но становится лауреатом городских конкурсов “Жар-птица”, “Липецкая звездочка” в номинации “оригинальные жанры”. А возник “Светлячок” ровно десять лет назад. Началось все с того, что директор прогймназии № 59 заслуженный учи тель РФ, отличник народного просвещения Раиса Антоновна Гладышева пригласила на работу инструктора по физической культуре Ларису Орлову. Выпускница спортфака взялась за дело энергично. Быстро организовала секции гимнастики, бас кетбола, акробатики. Ее подопечные буквально пропадали в спортзале, начали регулярно выступать перед шефами. “А почему бы не попробовать объединить отдельные номера в большую цирковую программу?” — задала себе однажды воп рос Лариса Эриковна. Так и родился “Светлячок”. — Станут ли ребята когда-нибудь профессионалами? — Лариса Орлова пожимает плечами: — Не знаю. А разве это важно? Главное, чтобы они росли здоровыми и активными. Дети должны самовыражаться, раскрываться! И еще: учить ся дружить. На сцене это — закон. У нас, кстати, занимают ся и старшие, и младшие, помогая друг другу. Сейчас труппа насчитывает более ста артистов в возрасте от пяти до десяти лет. Жесткого конкурсного отбора нет. В этом цирке рады всем. Заметьте: занятия здесь бесплатные — в наше прагматичное время такое случается все реже. Ну а о том, как работает Орлова, свидетельствуют и ее лауреат ское звание, завоеванное на всероссийском конкурсе “Мас тер педагогической профессии”, и победа в областном кон курсе “Учитель года-2000” в номинации “Сердце отдаю де тям”. Ее авторская методика “От мышечной радости — к радости душевной” одобрена кафедрой гимнастики Липец кого государственного педагогического университета. А ря дом с Ларисой столь же творчески трудятся рез^?(сс.ер-поста- новщик Наталья Носова и худрук Елена Бокова. Итак, сегодня, как и десять лет назад, на арене — “Свет лячок”. Музыка — туш! Публика — не жалей ладони!.. Иван СЕРГЕЕВ. две машины — Каманина и мор ского летчика Василия Молоко ва. Как выяснилось, к тому вре мени женщин и детей уже эва куировали, осталось 92 челове ка. За один рейс каждый само лет мог взять только троих. Ка бины двухместные. На заднее кресло в каждом можно было посадить два человека и в по рядке исключения одного в фю зеляже, откуда убрали боекомп лект. 8-9 апреля завывала пурга. Вылетели 10-го. Кстати, еще по одному человеку разместили в ящики, в которые обычно укла дывали парашюты для уменьше ния скорости при посадке. И обратный курс на Ванкарем... Сделали по нескольку рей сов, вывозя по пять человек. Та ким образом, Каманин спас 34 «челюскинца», Молоков — 39. Но главное успели: 13 апре ля на взлетной полосе начали появляться трещины... Владимир МЕРКУРЬЕВ . г. Липецк. ную должность в главном штабе ВМФ. Николай Каманин впоследствии снова служил в нашем крае. Стал генерал-полковником, заместителем начальника главного штаба ВВС. Руководил подготовкой первых совет ских космонавтов. Не затерялись на бескрайних просторах страны и осталь ные первые Герои. Василий Молоков неоднократно участво^ вал в экспедициях на Северный полюс. Во время Великой Отечественной он — командир авиадивизии. После Победы - замначальника Главного управления гидрометслужбы при Совете Министров СССР. Иван Доронин закончил службу пол ковником, начальником летно-испытательной станции на авиа ционном заводе. Всего же звания Герой Советского Союза удостоились более 12500 граждан СССР, в том числе 173 наших земляка; 145 — дважды; С.М . Буденный, И.Н. Кожедуб,.А.И. Покрыш кин — трижды; Г.К. Жуков — четырежды... Сейчас в Липецкой области живут шесть Героев Совет ского Союза — Иван Кованев, Александр Кириллов, Юрий Чу- рилов, Михаил Карасев, Павел Кузнецов, Иван Макаренков. Это уважаемые люди. Вся их жизнь — подвиг. Подготовил Владимир ОСИПОВ . ^Происшествия “Оку” утопили в пруду в минувшую среду на территории области произошло шесть пожаров. Как сообщили в Главном управлении по делам ГО и ЧС, в поселке Роза Грязинского района позавчера утром загорелась одна из квартир дома, расположенного на улице Гагарина. При пожаре, возникшем, предположительно, из-за неосторожности при курении, погиб мужчина 1961 года рождения. В самих Грязях в этот день произошло сразу два пожара: в частных домах на улицах Ленинской и Хлебозаводской. В одном случае причина случившегося — неосторожность при курении, в другом — короткое замыкание электропроводки. Несколько сообщений из милицейских сводок • Позавчера вечером с обочины автодороги села Сенцово Ли пецкого района в областную больницу госпитализщюван нео познанный мужчина с открытой черепно-мозговой травмой, рваной раной лица и переломом берцовой кости. Обстоятель ства происшествия и личность потерпевшего устанавливаются. • От общежития Липецкого государственного технического университета, расположенного на улице Московской, неизве стные угнали автомобиль «ВАЗ-111130», принадлежащий сту денту этого учебного заведения. Впоследствии «Ока» была об наружена в пруду садоводческого товарищества «Юпитер». Служба новостей «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz