Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

15 апреля 2004 г., № 73 (22201) ЛИПЕЦКАЯ га зе та 1 у ^ П р е м ь е р а Если сдуть «пену дней»... Сначала создается впечатление, что режиссер и сценограф предлагают публике в качестве места действия милую, допустим, альпийскую деревушку. Какая-то маленькая железнодорожная станция с висящей над нею почему-то отдельна, автономно, заснеженной крышей, женское лицо в окне... Но вот женщина, почти крадучись, огибает здание станции, и мы видим, что она в валенках, в кармане допотопной куртки — бутылка. Альпийская иллюзия вмиг рассеивается. Обращаешь внимание на название станции: Моховое. Ну все ясно. Россия-матушка. Российская глубинка. «Драматургия жизни» — конкуренция той самой Петровны с бутылкой, завзятой самогонщицы, и станционной кассирши Люси, приторговывающей фальсифицированной водкой. «Чёрное молоко» молодого уральского автора Василия Си- гарева как будто бы провоцирует театры двигаться по знако­ мой, наезженной колее. И поначалу даже кажется, что по­ становщик Николай Чебыкин поддался на эту провокацию. Никаких острых ходов и парадоксов. Старательное, подроб­ ное, с нажимом изображение «жизни как она есть», опора на психологическую типажность. В этой старательности есть некая чрезмерность. Начиная, допустим, с количества «чел- ноковских» сумок, которые затаскивают на станцию бере­ менная Шура (Ольга Мусина) и ее бойфренд Левчик (Сергей Денисов). Диалог между ними ведется в банально сленговом духе с обязательными словечками и оборотами типа «блин», «ты чё», «путёво накосили». Кстати, накосила парочка и } правду неплохо, сбыв «аборигенам» непонятно зачем нуж- |ые здесь, в глуши, где вынуждены обходиться домашним хлебом, тостеры в солидном количестве. Дальше все в том же ключе. Петровна (Любовь Кабанова) умоляет коробейников забрать их тостер обратно и вернуть ей деньги — не на что, мол, похоронить «приблудившегося» к ней старичка. Это она, кстати, врёт — старичок жив-здо- ров. Тут же спящий пьяный мужик (Анатолий Гаранин), от­ крывающий на пару минут глаза, чтобы произнести пута­ ный монолог ни много ни мало о жизни и смерти (потом, за сценой, он помрет, отравившись Люсиной продукцией). По- явлцются «ходоки» во главе с Мишаней (Вячеслав Михеев), тгот'орый с митинговой истовостью толкует коробейникам, что они продали тостеры втридорога. Защищаясь от претен­ зий, Левчик вскользь пугает Петровну, предрекая ей скорую кончину. Она пугается и ретируется, оставляя «предсказа­ телю» за так тостер с бутылкой самогона. Её уход — удача для кассирши Люси (Зинаида Румянце­ ва) — удача в смысле сбыта спиртного. Эта напористая, сло­ воохотливая особа — воплощение витальности, ловкости и цинизма, без коих в промозглой станционной среде трудно выжить. Так вот и течет спектакль все первое действие. Чтобы под рев поезда, пронесшегося перед антрактом, уже во второй части перейти на совсем иные рельсы. Неожиданно стано­ вится очевидным: Сигарев написал блестящую пьесу-пере- вертыш. И создатели спектакля это почувствовали и вопло­ тили на сцене. Все предшествующее как бы готовило публи­ ку к неожиданному повороту. Начинает валить снег. Крыша над станцией исчезает. Вроде бы совсем простой сценографичес^щй.г^од, но как^;Удаяои но Николай Чебыкин и художник-постановщик Мария.Тре-.. губова кашли его, перенеся тем самым нас уже в явно мета­ форическое, метафизическое пространство. Локальную ис­ торию пронизывает условный «общемировой ветер»... Нет, этим ветром ни Шура, ни Левчик унесены пока не будут. Чем они обязаны тете Паше Лавреневой (Елена Под­ рез). Она приняла у Шуры роды (малышка «обозначена» ко­ ляской на сцене) и косноязычно напутствует молодых роди­ телей в дорогу. К слову, тетя Паша могла бы появиться и раньше, например, среди ходоков, она ведь тоже стала обла­ дательницей злополучного ненужного тостера. Но она воз­ никает вдруг, ниоткуда и очень вовремя, наподобие сказоч­ ной феи, внедренной в российскую тьмутаракань. Сыграв свою роль виртуозно, на одном дыхании (чего стоит постоянное, от волнения, развязывание-завязывание платка), Елена Под­ рез оставляет новоиспеченных мамашу и папашу одних.... И — вот он, главный «перевёртыш» пьесы! Раньше Шура стремилась как можно быстрее покинуть Моховое. Теперь, с новорожденной дочкой, не хочет никуда уезжать, разража­ ясь гневной тирадой о бездушном, «сучьем» мегаполисе, где ей тошно жить. Напоследок, правда, она опомнится, заго­ ворит по-прежнему, вновь попросит у Левчика ментоловую сигаретку и уйдет с ним и коляской к поезду. Автор и театр погрешили бы против истины, если бы все случилось иначе. Но катарсис, пронзительность спектакля уже достигнуты прозвучавшим вызовом, который героиня, многократно уни­ женная и оскорбленная, в страстном, бессвязном монологе бросила неодолимо несправедливому мироустройству. В будущем кгшой-нибудь исследователь творчества талан­ тливого драматурга Сигарева непременно обратит внимание на параллели, возникающие в его пьесах, боязно сказать, с самим Толстым. Косноязычие действующих лиц «Чёрного молока», мотив выморочности цивилизации вызывают в па­ мяти «Власть тьмы». А Шура, в какой-то момент кажется, — еще немного и сведет счеты с жизнью, как Анна Карени­ на. Вглядевшись, вдумавшись, обнаруживаешь у уральского автора не только ремарку про разбившуюся банку с моло­ ком, что течет по грязному полу и становится черным, но и завет яснополянского старца — жить не по лжи. Поэтому эмоциональный взрыв героини на сцене Академического те­ атра, носящего имя Толстого, приобретает особый смысл. Не­ приятие Шурой бед и зол, искушений и компромиссов, все­ го нравственно убогого, что образует нынче «пену дней», ав­ торы спектакля разделяют и понимают. Даже если такое не­ приятие заключено лишь в словах, в стоне и вопле отнюдь, как оказалось, не «мелкой» Шуриной души... К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Ольга Мусина и Сергей Денисов в спектакле «Чёрное молоко». Путями непроторёнными гЗолотые имена Нет ничего проще писать о незнакомых ранее людях: встретился, пообщался, составил первое впечатление, вернулся в редакцию и —рожай себе очерк. Особенно легко и приятно писать о людях разговорчивых, готовых рассказать в деталях биографию с тысяча девятьсот какого-нибудь года, а заодно перечислить и заслуги перед Отечеством. Да и договориться с ними о встрече так же нетрудно, как закурить сигарету. И публикации они будут хщать с нетерпением, а потом еще и благодарить. Н о не все герои газетных очерков одинаковы . Когда мне поручили на­ писать о почетном граждани­ не- нашей области Викторе Александровиче Григорьеве, я обрадовался и приуныл од­ новременно. С одной сторо­ ны, такая глыбища, а с дру­ гой ... Как убедить, чтобы выкроил время и принял? Сказать: так надо? А он спро­ сит: — Кому надо? — Газете, читателям, об­ ществу, мне, наконец. — Ну, — по старой друж­ бе ответит он, — если надо — пиши. А встречаться не­ когда. Дождавшись его возвра­ щения из командировки, все же звоню. — Извини, ужасно занят. Завтра? Завтра в Москву уез­ жаю. Да и что нового скажу — ты и сам все знаешь. Двад­ цать лет встречаемся, встре­ чаемся, говорим, говорим... Пиши, — благословляет Гри­ горьев и, сказав «до свида­ ния!», кладёт трубку. К то-то из собратьев по перу обиделся бы, но я своего героя знаю мно­ го лет и общался с ним не раз. Впервые увидел и услы­ шал его в 1986-м, на опера­ тивке в тресте «Липецкст- рой», где довелось поработать редактором многотиражки. Помню спокойные — спать хочется — отчеты начальни­ ков стройуправлений и снис­ ходительно мудрое кивание управляющего Александра Александровича Лунева. В п ау зах тишина — м уху слышно. И вот дошла очередь до Григорьева. Начал он тоже по-хорошему, тихо, но стро­ ительный народ знал, что «щас начнётся». И началось: Григорьев завелся, как гово­ рят в таких случаях, с пол- оборота. И прописал ижицу порядкам на стройке вообще, работе субподрядчиков в ча- "С’йюсйаг; рикошетом доста- ^ 1 бсь Другим'йИРецкстроевс- ким управлениям, парткому, а заодно и руководству трес­ та. Выступление мне понра­ вилось, но, как человек но­ вый в тресте, я после той оперативки подошел к секре­ тарю парткома Гетманскому и спросил: не попадет ли воз­ мутителю спокойствия? — Да что вы, — ответил Гетманский. — Это же Гри­ горьев, СУ-11. Заметили: Лунев не стал с ним связы­ ваться. А почему? Да пото­ му что Виктор Александро­ вич прав. И, в принципе, я с ним согласен. Тогда, в 86-м строители одиннадцатого управления возводили объекты цеха хо­ лодной прокатки динамной стали на Липецкой Магнит­ ке, и время было горячее. Тогда о невыполнении не принято было докладывать, тогда, в отличие от наших дн ей , господствующими были иные ценности, а имен­ но: труд на благо Родины и его результат. О результатах и о положении дел на удар­ ных объектах регулярно со­ общала трестовская многоти­ ражка «Строитель». Помню, но не могу объяснить, поче­ му я «болел» за СУ-11, кол­ лектив которого почти всегда занимал верхние строчки в разных сводках и так назы­ ваемых экранах социалисти­ ческого соревнования. Ко всей этой «мишуре» с соревнованием и повышен­ ными обязательствами Гри­ горьев относился философс­ ки, как к необходимой над­ стройке. Но гордился тем, что СУ-11 было лучшим в тресте, что в нем работают великие труженики и что нет такого объекта, который они не смогли бы построить. Как сегодня, так и тогда, в вось­ мидесятых, не любил славо- славия в свою честь, но если того требовали интересы стройки и строителей, если надо было рассказать о пере­ довом методе, почине, хоро­ шей бригаде или примеча­ тельном объекте, то всегда пожалуйста. Именно он ста­ новился инициатором и за­ казчиком подобных публика­ ций, причем не только в тре­ стовской многотиражке. Помню, уже на исходе восьмидесятых, зимой позво­ нил Григорьев в «Ленинское знамя» и сказал: — Ты же в тресте рабо­ тал, знаешь, что строителям негде лечиться. А нынешняя «больничка» — это позор. Вот й решили мы построить новую. Сегодня закладка фундамента — приглашаю. Надо бы сообщить людям... За областной клиничес­ кой больницей в девятнадца­ том микрорайоне посередь снежного поля уже вырыты были котлованы, желтели вороха глины, ревела техни­ ка. Замначальника Главли- пецкстроя Арсений Шляпни­ ков, сам Григорьев и другие начальники, рядовые строи­ тели — все в приподнятом настроении. Своя больница, для строителей — это же ве­ ликое дело! В обстановке очень торжественной на дно котлована опускается краном первая бетонная подушка. Аплодисменты, негромкое «ура», мечущийся, словно угорелый, коллега-фоторе­ портер, посланный запечат­ леть исторический момент. Шампанского, правда, не было, поскольку еще продол­ жалась борьба за трезвость. Но и без него строительный народ ликовал: своя больни­ ца! Тогда никто не сомневал­ ся, что она будет, и будет в исполнении СУ-11, не хуже, а лучше главного лечебного учреждения области. Но, увы, надеждам не суждено было сбыться. По причинам, от Григорьева и СУ-11 неза- ЙЙСЯП1ИМ, Цроект не‘удалось 'й^етворить в жизнь. Н у а сколько удалось по­ строить на липецкой, и не только на липецкой, земле вы знаете? И знаете ли о том, что не будь у руля СУ- 11 в прошлом начальника уп­ равления, а ныне генераль­ ного директора акционерно­ го общества Виктора Григо­ рьева, то города Липецк и Москва не имели бы столь комфортабельных жилых домов, домов XXI века и иных объектов, которые ук­ рашают, восхищают и... оп­ ровергают спорный тезис о незначительности отдельно взятой личности в истории? Если кто-то возьмется утвер­ ждать, что нашлись бы иные фирмы и построили ничуть не хуже, то с Богом. Но это были бы другие дома и дру­ гие объекты, а, вероятнее всего, некоторые из них ни­ когда не появились бы. По­ чему? Да потому, уважаемые, что только Григорьеву оказы­ валось под силу пробивать такие смелые проекты, на которые его коллеги и в мыс­ лях боялись замахнуться. Только его идеи способны были зажигать умы очень и очень крупных чиновников, только его умение быть вхо­ жим туда, куда нужно, на­ пример, в мэрию Москвы, в столичные банки, министер­ ства и департаменты вели к конечной цели — осуществ­ лению задуманного. Заду­ манного на благо коллекти­ ва, Липецка, области, Рос­ сии. Врожденный ли это дар или обретенный — сказать трудно. Но факт остается фактом: перед Григорьевым открывались двери очень и очень высоких кабинетов, за которыми он договаривался о решении действительно сложных вопросов. Он никог­ да не говорил, как ему уда­ валось пробивать масштаб­ ные проекты, и, безусловно, правильно делал. Ведь глав­ ное — конечный результат, не так ли? А конечный ре­ зультат — это и хороший подряд на строительство ком­ плекса объектов для Управ­ ления охраны президента в Задонском районе, и участие в восстановительных работах в Грозном после первой че­ ченской кампании, и новая мощная производственная база СУ-11 за девятнадцатым микрорайоном Липецка. Тут, читатель, вы вправе прервать меня замечанием: о ком пишешь, о почетном гражданине или об эксклю­ зивных подрядах и объек­ тах? Соглашусь: увлекся. Но согласитесь и вы со мной: многое из построенного на нашей грешной земле — это штрихи к портрету Григорь­ ева, сумевшего создать «им­ перию» под названием СУ-11 «Липецкстрой» и поставить ее на службу Отечеству. По­ мните: «Мы говорим — партия, а подразумеваем...» Применительно к нашему случаю уместна аналогия с обыгрышем имени и назва­ ния фирмы, и в ней не будет натяжки и фальши. К ак хозяйственник и строитель он прошёл путь от мастера до ге­ нерального директора, как человек — он остался чело­ веком. Его редчайшая рабо­ тоспособность, напористость, независимость, суровая тре­ бовательность к себе и под­ чиненным известны не толь­ ко окружению и вообще в строительных кругах. О нем говорят: жесток, с ним невоз­ можно работать, но работа­ ют. У других начальников бывает свободное время и хобби — Григорьев этого себе позволить не может. После­ дние лет десять — жизнь на колесах: Липецк — Москва, Москва —•Липецк, кбмандй*-'' ровки, иногда загтэанйчныё. ' В постоянном напряжении — физическом и нервном, мо­ жет сорваться, пошуметь с использованием привычных для русского уха слов, но не злопамятен. Поостыв, подой­ дет, похлопает по плечу и скажет: «Прости, погорячил­ ся». При оплошностях под­ чиненных, умеющих и жела­ ющих работать, может позво­ лить выраженьица вроде «рассупонился» или «я тебя поставлю в оглобли». Это по­ могает засупониться и пре­ одолеть упущения в работе. Слентяями, пьяницами, без­ дарями церемониться не бу­ дет — ищи другое место. Но он же, он, не оставит человека в беде, поможет, выручит в затруднительной жи зненной ситуации — вплоть до устройства на ле­ чение жены рядового столя­ ра в одну из подмосковных клиник. Стопроцентный тру­ доголик, он таковых подо­ брал и в команду. В СУ-11 «пашут» все — от замов до начинающего бетонщика. Григорьев, задавший себе «бешеный ритм жизни», не понимает и не ценит людей, которые этой установки не разделяют. Его девиз «хоро­ шо работаешь — хорошо живёшь» стал девизом если не тысячи с лишним работ­ ников фирмы, то абсолютно­ го большинства — наверня­ ка. В капиталистической, по сути, фирме сохранены ком­ мунистические принципы заботы о людях: тут ещё «дают», правда, не за так, а по договору, прекрасные квартиры, поддерживают пенсионеров, на деньги фир­ мы лечат, учат будущих ра­ ботников, хоронят (увы!) от­ работавших свое. Вот лишь некоторые штрихи к портрету нашего героя и фирмы, им возглав­ ляемой. Но главные ли они, не второстепенные? И да, и кёт, поскольку сймое-самЬе'- для СУ-11 — это всегда и во всем идти по путям непрото­ ренным, бороться, искать, находить и не сдаваться. Примеры? Да сколько угод­ но, без иллюстраций и ком­ ментариев. Талантами и тру­ дами коллектива возрождено лебедянское село Мокрое, которое сегодня — неболь­ шой городок, а созданная на землях почивших колхозов агрофирма — лучшая в об­ ласти. О ее развитии, с пер­ вого «колышка», «ЛГ» за последние десять лет написа­ ла немало. Последний репортаж из Мокрого — об освящении ко­ локолов храма в честь Свя­ тых новомучеников в земле Российской просиявших — вы, надеюсь, читали в газете за 30 марта. Владыка Никон, колокола освящавший, ска­ зал большое спасибо лично Григорьеву и всем строите­ лям СУ-11 за редкостной кра­ соты и значимости для воз­ рождения православия объект. Примерно те же сло­ ва и тем же людям были про­ изнесены^ и в Липецке, дву­ мя годами раньше, за архи­ тектурный шедевр — часов­ ню святых Петра и Павла. Мне неведомо, но, скорее всего, тысячи «спасибо» за прекрасное жилье адресова­ ли фирме и москвичи, все­ лившиеся в комфортабель­ ные дома «от СУ-11» в Боль­ шом Тишинском переулке, на Крутитской набережной, улице Флотской. И еще ска­ жут новоселы фешенебель­ ной многоэтажки на Мичу­ ринском проспекте, возведе­ ние которой практически завершено. О том, как изменяется облик Липецка благодаря домам «от СУ-11» — на про­ спекте Победы, улицах 8 Марта, Звёздная, Ворошило­ ва, Московская, Угловая и других, говорить излишне. Имеющий глаза да видит сам эти ярццр^ многоэтажки, надо, дума'ю^ напоминать и б^ том, что рынок «Октябрь­ ский» — дело рук строите­ лей СУ-11. Но, увы, эта жем­ чужина в скором времени по­ тускнеет, поскольку по сосед­ ству с ней, в шестом районе, фирма построит уникальный комплекс жилых, отдыха- тельно-спортивных и развле­ кательных объектов. В пос­ леднем можете не сомневать­ ся: обязательно построит. Для краткости я опущу общие места характеристики СУ-11 как фирмы, в которой используют передовые техно­ логии, современные методы строительства, экологически чистые материалы и прочая. Но считаю нужным добавить любопытный штрих к порт­ рету коллектива и его руко­ водителя: СУ-11 отличается и в благотворительности. По итогам областного конкурса оно награждено дипломом «Меценат-2000» и «Меценат- 2001» за помощь социально незащищенным слоям насе­ ления. В 2002 году фирма признана лучшей строитель­ ной организацией отрасли и награждена кубком «Золотая капитель». Среди знаков от­ личия, которыми коллектив гордится, — диплом за учас­ тие в подготовке празднова­ ния 850-летия Москвы и Зо­ лотая лицензия от прави­ тельства столицы. Н у а лично генеральный директор, спросите вы, вознагражден за труды свои? Разумеется. У заслу­ женного строителя России и почетного строителя России Виктора Александровича Григорьева знаков признания предостаточно. Есть советс­ кие медгши и ордена, в том числе орден Трудового Крас­ ного Знамени, есть орден Почета. Все они — за домны и прокатные станы Новоли­ пецкого комбината, за объек­ ты социальной сферы, за все, :.цурц!дец;ццр,,за аоррк лет в строительстве. По достоин­ ству оценены труды нашего героя и на региональном уровне: из сотни тысяч рабо­ тавших и работающих были выбраны всего десять чело­ век, достойных звания «По­ чётный гражданин Липецкой области». Виктор Григорьев — один из десяти. Что же касается личной жизни, то почетные гражда­ не и орденоносцы имеют мно­ го общего с неименитыми соотечественниками. У Вик­ тора Александровича — взрослые сын и дочь, Алек­ сандр и Ирина, работающие вместе с ним в СУ-11. И две внучки. Катя и Виктория, в которых дед души не чает. Но если вы не утомились, читатель, то позвольте еще парочку штрихов к портре­ ту. Григорьев — один из тех, кто прост в повседневности бытия. Он может, например, довольствоваться, если не успеет пообедать, горстью грецких орехов, за которы­ ми посылает шофера на ры­ нок. Он может, встав ни свет ни заря, сесть за руль, сле­ тать на дачу и нарвать мок­ рых от росы роз. А потом с букетом приехать к восьми в управление и отдать эти розы первой встретившейся даме из числа работниц. И никто такому жесту не уди­ вится... М и х а и л Л Ы Т К И Н . ОТ РЕДАКЦ] 1 яется 65 ИИ. Сегодня исполн ьэ лет со дня рождения почетного гражда­ нина Липецкой области Вик­ тора Александровича Григо­ рьева. Журналисты «Липец­ кой газеты» присоединяют­ ся к многочисленным по­ здравлениям и желают име­ ниннику многих лет при доб­ ром здравии, процветания фирме и новых свершений на благо области и России. ^М илосердие Не хлебом единым... Уже более трех лет существует в Липецке Центр социаль­ ного обслуживания «Милосердие». Ежедневно около 5()0 ма­ лоимущих граждан совершенно бесплатно обедают в тамош­ ней столовой, существующей за счет городского бюджета и пожертвований состоятельных липчан. За один только прошлый год социальную столовую посе­ тили 8 с половиной тысяч горожан. Талоны на бесплатные обеды выдаются каждому не более чем на 15 дней в месяц, но самые нуждающиеся получают «курсовки» на питание по нескольку раз в год. Оказалось, однако, что не только хлеба ради стремятся люди за «общественный» стол: здесь они чувствуют себя на равных с другими сотрапезниками, успевают познакомиться и даже подружиться, а иногда дело и до свадьбы доходит... Чем не клуб по интересам, где бедность — не порок, а беда, которую преодолевают сообща? Организаторы и попе­ чители социальной столовой уже подумывают об открытии второй ее очереди: одной для Липецка явно недостаточно. Осталось добавить, что в областных центрах соседствую­ щих с нами регионов подобных учреждений нет. Но не пото­ му, что народ там побогаче — уровень жизни у нас даже повыше. Просто, видимо, у отцов нашего города и местных предпринимателей ответственности побольше... ( С о б . и н ф . ) У Родины иприродыкорень один... Жить в России и не любить её зимнюю тишину, летнее пестроцветие, осеннюю грусть, весеннюю надежду — немыслимо. Быть в России художником и не пытаться перенести все это на бумагу, картон или холст — невозможно. Если речь идёт о настоящем художнике, то почти нельзя ошибиться, утверждая, что он, в первую очередь, пейзажист. А Александр Давыдов — из настоящих... собиратели живописи. Для этого художника нет плохого, не вдохновляющего времени года, нет времени суток, когда бы ему не хоте­ лось взять в руки кисть. Мо­ тив может быть каким угод­ но будничным, знакомым, невнимательный глаз по нему лишь только скользнет. Но Давыдов всегда увидит в нём Ему нет и сорока. Родил­ ся в Задонске. Получил диплом художественно-гра­ фического факультета Ли­ пецкого педагогического тогда ещё не университета, а института. Его работы хранятся в российских му­ зеях, на них обратили вни­ мание и известный коллек­ ционер из Парижа, и другие нечто новое, как бы скрытое от всех, и постарается сделать зримым для других открыв­ шееся ему. Здесь вступает в силу его индивидуальность: тонкость нюансов формы и цвета, своеобразие в органи­ зации художественного про­ странства, композиция, отме­ ченные философским переос­ мыслением реальности, насы­ щением ее особым пережива­ нием... Все это Давыдов уме­ ет сделать мастерски. В областном выставочном зале открылась экспозиция этого художника. И зрители её наверняка почувствуют, почему у слов «Родина» и «природа» один корень... И р и н а Е Г О Р О В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz