Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
15 апреля 2004 г., № 73 (22201) ЛИПЕЦКАЯ га зе та 1 у ^ П р е м ь е р а Если сдуть «пену дней»... Сначала создается впечатление, что режиссер и сценограф предлагают публике в качестве места действия милую, допустим, альпийскую деревушку. Какая-то маленькая железнодорожная станция с висящей над нею почему-то отдельна, автономно, заснеженной крышей, женское лицо в окне... Но вот женщина, почти крадучись, огибает здание станции, и мы видим, что она в валенках, в кармане допотопной куртки — бутылка. Альпийская иллюзия вмиг рассеивается. Обращаешь внимание на название станции: Моховое. Ну все ясно. Россия-матушка. Российская глубинка. «Драматургия жизни» — конкуренция той самой Петровны с бутылкой, завзятой самогонщицы, и станционной кассирши Люси, приторговывающей фальсифицированной водкой. «Чёрное молоко» молодого уральского автора Василия Си- гарева как будто бы провоцирует театры двигаться по знако мой, наезженной колее. И поначалу даже кажется, что по становщик Николай Чебыкин поддался на эту провокацию. Никаких острых ходов и парадоксов. Старательное, подроб ное, с нажимом изображение «жизни как она есть», опора на психологическую типажность. В этой старательности есть некая чрезмерность. Начиная, допустим, с количества «чел- ноковских» сумок, которые затаскивают на станцию бере менная Шура (Ольга Мусина) и ее бойфренд Левчик (Сергей Денисов). Диалог между ними ведется в банально сленговом духе с обязательными словечками и оборотами типа «блин», «ты чё», «путёво накосили». Кстати, накосила парочка и } правду неплохо, сбыв «аборигенам» непонятно зачем нуж- |ые здесь, в глуши, где вынуждены обходиться домашним хлебом, тостеры в солидном количестве. Дальше все в том же ключе. Петровна (Любовь Кабанова) умоляет коробейников забрать их тостер обратно и вернуть ей деньги — не на что, мол, похоронить «приблудившегося» к ней старичка. Это она, кстати, врёт — старичок жив-здо- ров. Тут же спящий пьяный мужик (Анатолий Гаранин), от крывающий на пару минут глаза, чтобы произнести пута ный монолог ни много ни мало о жизни и смерти (потом, за сценой, он помрет, отравившись Люсиной продукцией). По- явлцются «ходоки» во главе с Мишаней (Вячеслав Михеев), тгот'орый с митинговой истовостью толкует коробейникам, что они продали тостеры втридорога. Защищаясь от претен зий, Левчик вскользь пугает Петровну, предрекая ей скорую кончину. Она пугается и ретируется, оставляя «предсказа телю» за так тостер с бутылкой самогона. Её уход — удача для кассирши Люси (Зинаида Румянце ва) — удача в смысле сбыта спиртного. Эта напористая, сло воохотливая особа — воплощение витальности, ловкости и цинизма, без коих в промозглой станционной среде трудно выжить. Так вот и течет спектакль все первое действие. Чтобы под рев поезда, пронесшегося перед антрактом, уже во второй части перейти на совсем иные рельсы. Неожиданно стано вится очевидным: Сигарев написал блестящую пьесу-пере- вертыш. И создатели спектакля это почувствовали и вопло тили на сцене. Все предшествующее как бы готовило публи ку к неожиданному повороту. Начинает валить снег. Крыша над станцией исчезает. Вроде бы совсем простой сценографичес^щй.г^од, но как^;Удаяои но Николай Чебыкин и художник-постановщик Мария.Тре-.. губова кашли его, перенеся тем самым нас уже в явно мета форическое, метафизическое пространство. Локальную ис торию пронизывает условный «общемировой ветер»... Нет, этим ветром ни Шура, ни Левчик унесены пока не будут. Чем они обязаны тете Паше Лавреневой (Елена Под рез). Она приняла у Шуры роды (малышка «обозначена» ко ляской на сцене) и косноязычно напутствует молодых роди телей в дорогу. К слову, тетя Паша могла бы появиться и раньше, например, среди ходоков, она ведь тоже стала обла дательницей злополучного ненужного тостера. Но она воз никает вдруг, ниоткуда и очень вовремя, наподобие сказоч ной феи, внедренной в российскую тьмутаракань. Сыграв свою роль виртуозно, на одном дыхании (чего стоит постоянное, от волнения, развязывание-завязывание платка), Елена Под рез оставляет новоиспеченных мамашу и папашу одних.... И — вот он, главный «перевёртыш» пьесы! Раньше Шура стремилась как можно быстрее покинуть Моховое. Теперь, с новорожденной дочкой, не хочет никуда уезжать, разража ясь гневной тирадой о бездушном, «сучьем» мегаполисе, где ей тошно жить. Напоследок, правда, она опомнится, заго ворит по-прежнему, вновь попросит у Левчика ментоловую сигаретку и уйдет с ним и коляской к поезду. Автор и театр погрешили бы против истины, если бы все случилось иначе. Но катарсис, пронзительность спектакля уже достигнуты прозвучавшим вызовом, который героиня, многократно уни женная и оскорбленная, в страстном, бессвязном монологе бросила неодолимо несправедливому мироустройству. В будущем кгшой-нибудь исследователь творчества талан тливого драматурга Сигарева непременно обратит внимание на параллели, возникающие в его пьесах, боязно сказать, с самим Толстым. Косноязычие действующих лиц «Чёрного молока», мотив выморочности цивилизации вызывают в па мяти «Власть тьмы». А Шура, в какой-то момент кажется, — еще немного и сведет счеты с жизнью, как Анна Карени на. Вглядевшись, вдумавшись, обнаруживаешь у уральского автора не только ремарку про разбившуюся банку с моло ком, что течет по грязному полу и становится черным, но и завет яснополянского старца — жить не по лжи. Поэтому эмоциональный взрыв героини на сцене Академического те атра, носящего имя Толстого, приобретает особый смысл. Не приятие Шурой бед и зол, искушений и компромиссов, все го нравственно убогого, что образует нынче «пену дней», ав торы спектакля разделяют и понимают. Даже если такое не приятие заключено лишь в словах, в стоне и вопле отнюдь, как оказалось, не «мелкой» Шуриной души... К о н с т а н т и н К Л Ю Т К И Н . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Ольга Мусина и Сергей Денисов в спектакле «Чёрное молоко». Путями непроторёнными гЗолотые имена Нет ничего проще писать о незнакомых ранее людях: встретился, пообщался, составил первое впечатление, вернулся в редакцию и —рожай себе очерк. Особенно легко и приятно писать о людях разговорчивых, готовых рассказать в деталях биографию с тысяча девятьсот какого-нибудь года, а заодно перечислить и заслуги перед Отечеством. Да и договориться с ними о встрече так же нетрудно, как закурить сигарету. И публикации они будут хщать с нетерпением, а потом еще и благодарить. Н о не все герои газетных очерков одинаковы . Когда мне поручили на писать о почетном граждани не- нашей области Викторе Александровиче Григорьеве, я обрадовался и приуныл од новременно. С одной сторо ны, такая глыбища, а с дру гой ... Как убедить, чтобы выкроил время и принял? Сказать: так надо? А он спро сит: — Кому надо? — Газете, читателям, об ществу, мне, наконец. — Ну, — по старой друж бе ответит он, — если надо — пиши. А встречаться не когда. Дождавшись его возвра щения из командировки, все же звоню. — Извини, ужасно занят. Завтра? Завтра в Москву уез жаю. Да и что нового скажу — ты и сам все знаешь. Двад цать лет встречаемся, встре чаемся, говорим, говорим... Пиши, — благословляет Гри горьев и, сказав «до свида ния!», кладёт трубку. К то-то из собратьев по перу обиделся бы, но я своего героя знаю мно го лет и общался с ним не раз. Впервые увидел и услы шал его в 1986-м, на опера тивке в тресте «Липецкст- рой», где довелось поработать редактором многотиражки. Помню спокойные — спать хочется — отчеты начальни ков стройуправлений и снис ходительно мудрое кивание управляющего Александра Александровича Лунева. В п ау зах тишина — м уху слышно. И вот дошла очередь до Григорьева. Начал он тоже по-хорошему, тихо, но стро ительный народ знал, что «щас начнётся». И началось: Григорьев завелся, как гово рят в таких случаях, с пол- оборота. И прописал ижицу порядкам на стройке вообще, работе субподрядчиков в ча- "С’йюсйаг; рикошетом доста- ^ 1 бсь Другим'йИРецкстроевс- ким управлениям, парткому, а заодно и руководству трес та. Выступление мне понра вилось, но, как человек но вый в тресте, я после той оперативки подошел к секре тарю парткома Гетманскому и спросил: не попадет ли воз мутителю спокойствия? — Да что вы, — ответил Гетманский. — Это же Гри горьев, СУ-11. Заметили: Лунев не стал с ним связы ваться. А почему? Да пото му что Виктор Александро вич прав. И, в принципе, я с ним согласен. Тогда, в 86-м строители одиннадцатого управления возводили объекты цеха хо лодной прокатки динамной стали на Липецкой Магнит ке, и время было горячее. Тогда о невыполнении не принято было докладывать, тогда, в отличие от наших дн ей , господствующими были иные ценности, а имен но: труд на благо Родины и его результат. О результатах и о положении дел на удар ных объектах регулярно со общала трестовская многоти ражка «Строитель». Помню, но не могу объяснить, поче му я «болел» за СУ-11, кол лектив которого почти всегда занимал верхние строчки в разных сводках и так назы ваемых экранах социалисти ческого соревнования. Ко всей этой «мишуре» с соревнованием и повышен ными обязательствами Гри горьев относился философс ки, как к необходимой над стройке. Но гордился тем, что СУ-11 было лучшим в тресте, что в нем работают великие труженики и что нет такого объекта, который они не смогли бы построить. Как сегодня, так и тогда, в вось мидесятых, не любил славо- славия в свою честь, но если того требовали интересы стройки и строителей, если надо было рассказать о пере довом методе, почине, хоро шей бригаде или примеча тельном объекте, то всегда пожалуйста. Именно он ста новился инициатором и за казчиком подобных публика ций, причем не только в тре стовской многотиражке. Помню, уже на исходе восьмидесятых, зимой позво нил Григорьев в «Ленинское знамя» и сказал: — Ты же в тресте рабо тал, знаешь, что строителям негде лечиться. А нынешняя «больничка» — это позор. Вот й решили мы построить новую. Сегодня закладка фундамента — приглашаю. Надо бы сообщить людям... За областной клиничес кой больницей в девятнадца том микрорайоне посередь снежного поля уже вырыты были котлованы, желтели вороха глины, ревела техни ка. Замначальника Главли- пецкстроя Арсений Шляпни ков, сам Григорьев и другие начальники, рядовые строи тели — все в приподнятом настроении. Своя больница, для строителей — это же ве ликое дело! В обстановке очень торжественной на дно котлована опускается краном первая бетонная подушка. Аплодисменты, негромкое «ура», мечущийся, словно угорелый, коллега-фоторе портер, посланный запечат леть исторический момент. Шампанского, правда, не было, поскольку еще продол жалась борьба за трезвость. Но и без него строительный народ ликовал: своя больни ца! Тогда никто не сомневал ся, что она будет, и будет в исполнении СУ-11, не хуже, а лучше главного лечебного учреждения области. Но, увы, надеждам не суждено было сбыться. По причинам, от Григорьева и СУ-11 неза- ЙЙСЯП1ИМ, Цроект не‘удалось 'й^етворить в жизнь. Н у а сколько удалось по строить на липецкой, и не только на липецкой, земле вы знаете? И знаете ли о том, что не будь у руля СУ- 11 в прошлом начальника уп равления, а ныне генераль ного директора акционерно го общества Виктора Григо рьева, то города Липецк и Москва не имели бы столь комфортабельных жилых домов, домов XXI века и иных объектов, которые ук рашают, восхищают и... оп ровергают спорный тезис о незначительности отдельно взятой личности в истории? Если кто-то возьмется утвер ждать, что нашлись бы иные фирмы и построили ничуть не хуже, то с Богом. Но это были бы другие дома и дру гие объекты, а, вероятнее всего, некоторые из них ни когда не появились бы. По чему? Да потому, уважаемые, что только Григорьеву оказы валось под силу пробивать такие смелые проекты, на которые его коллеги и в мыс лях боялись замахнуться. Только его идеи способны были зажигать умы очень и очень крупных чиновников, только его умение быть вхо жим туда, куда нужно, на пример, в мэрию Москвы, в столичные банки, министер ства и департаменты вели к конечной цели — осуществ лению задуманного. Заду манного на благо коллекти ва, Липецка, области, Рос сии. Врожденный ли это дар или обретенный — сказать трудно. Но факт остается фактом: перед Григорьевым открывались двери очень и очень высоких кабинетов, за которыми он договаривался о решении действительно сложных вопросов. Он никог да не говорил, как ему уда валось пробивать масштаб ные проекты, и, безусловно, правильно делал. Ведь глав ное — конечный результат, не так ли? А конечный ре зультат — это и хороший подряд на строительство ком плекса объектов для Управ ления охраны президента в Задонском районе, и участие в восстановительных работах в Грозном после первой че ченской кампании, и новая мощная производственная база СУ-11 за девятнадцатым микрорайоном Липецка. Тут, читатель, вы вправе прервать меня замечанием: о ком пишешь, о почетном гражданине или об эксклю зивных подрядах и объек тах? Соглашусь: увлекся. Но согласитесь и вы со мной: многое из построенного на нашей грешной земле — это штрихи к портрету Григорь ева, сумевшего создать «им перию» под названием СУ-11 «Липецкстрой» и поставить ее на службу Отечеству. По мните: «Мы говорим — партия, а подразумеваем...» Применительно к нашему случаю уместна аналогия с обыгрышем имени и назва ния фирмы, и в ней не будет натяжки и фальши. К ак хозяйственник и строитель он прошёл путь от мастера до ге нерального директора, как человек — он остался чело веком. Его редчайшая рабо тоспособность, напористость, независимость, суровая тре бовательность к себе и под чиненным известны не толь ко окружению и вообще в строительных кругах. О нем говорят: жесток, с ним невоз можно работать, но работа ют. У других начальников бывает свободное время и хобби — Григорьев этого себе позволить не может. После дние лет десять — жизнь на колесах: Липецк — Москва, Москва —•Липецк, кбмандй*-'' ровки, иногда загтэанйчныё. ' В постоянном напряжении — физическом и нервном, мо жет сорваться, пошуметь с использованием привычных для русского уха слов, но не злопамятен. Поостыв, подой дет, похлопает по плечу и скажет: «Прости, погорячил ся». При оплошностях под чиненных, умеющих и жела ющих работать, может позво лить выраженьица вроде «рассупонился» или «я тебя поставлю в оглобли». Это по могает засупониться и пре одолеть упущения в работе. Слентяями, пьяницами, без дарями церемониться не бу дет — ищи другое место. Но он же, он, не оставит человека в беде, поможет, выручит в затруднительной жи зненной ситуации — вплоть до устройства на ле чение жены рядового столя ра в одну из подмосковных клиник. Стопроцентный тру доголик, он таковых подо брал и в команду. В СУ-11 «пашут» все — от замов до начинающего бетонщика. Григорьев, задавший себе «бешеный ритм жизни», не понимает и не ценит людей, которые этой установки не разделяют. Его девиз «хоро шо работаешь — хорошо живёшь» стал девизом если не тысячи с лишним работ ников фирмы, то абсолютно го большинства — наверня ка. В капиталистической, по сути, фирме сохранены ком мунистические принципы заботы о людях: тут ещё «дают», правда, не за так, а по договору, прекрасные квартиры, поддерживают пенсионеров, на деньги фир мы лечат, учат будущих ра ботников, хоронят (увы!) от работавших свое. Вот лишь некоторые штрихи к портрету нашего героя и фирмы, им возглав ляемой. Но главные ли они, не второстепенные? И да, и кёт, поскольку сймое-самЬе'- для СУ-11 — это всегда и во всем идти по путям непрото ренным, бороться, искать, находить и не сдаваться. Примеры? Да сколько угод но, без иллюстраций и ком ментариев. Талантами и тру дами коллектива возрождено лебедянское село Мокрое, которое сегодня — неболь шой городок, а созданная на землях почивших колхозов агрофирма — лучшая в об ласти. О ее развитии, с пер вого «колышка», «ЛГ» за последние десять лет написа ла немало. Последний репортаж из Мокрого — об освящении ко локолов храма в честь Свя тых новомучеников в земле Российской просиявших — вы, надеюсь, читали в газете за 30 марта. Владыка Никон, колокола освящавший, ска зал большое спасибо лично Григорьеву и всем строите лям СУ-11 за редкостной кра соты и значимости для воз рождения православия объект. Примерно те же сло ва и тем же людям были про изнесены^ и в Липецке, дву мя годами раньше, за архи тектурный шедевр — часов ню святых Петра и Павла. Мне неведомо, но, скорее всего, тысячи «спасибо» за прекрасное жилье адресова ли фирме и москвичи, все лившиеся в комфортабель ные дома «от СУ-11» в Боль шом Тишинском переулке, на Крутитской набережной, улице Флотской. И еще ска жут новоселы фешенебель ной многоэтажки на Мичу ринском проспекте, возведе ние которой практически завершено. О том, как изменяется облик Липецка благодаря домам «от СУ-11» — на про спекте Победы, улицах 8 Марта, Звёздная, Ворошило ва, Московская, Угловая и других, говорить излишне. Имеющий глаза да видит сам эти ярццр^ многоэтажки, надо, дума'ю^ напоминать и б^ том, что рынок «Октябрь ский» — дело рук строите лей СУ-11. Но, увы, эта жем чужина в скором времени по тускнеет, поскольку по сосед ству с ней, в шестом районе, фирма построит уникальный комплекс жилых, отдыха- тельно-спортивных и развле кательных объектов. В пос леднем можете не сомневать ся: обязательно построит. Для краткости я опущу общие места характеристики СУ-11 как фирмы, в которой используют передовые техно логии, современные методы строительства, экологически чистые материалы и прочая. Но считаю нужным добавить любопытный штрих к порт рету коллектива и его руко водителя: СУ-11 отличается и в благотворительности. По итогам областного конкурса оно награждено дипломом «Меценат-2000» и «Меценат- 2001» за помощь социально незащищенным слоям насе ления. В 2002 году фирма признана лучшей строитель ной организацией отрасли и награждена кубком «Золотая капитель». Среди знаков от личия, которыми коллектив гордится, — диплом за учас тие в подготовке празднова ния 850-летия Москвы и Зо лотая лицензия от прави тельства столицы. Н у а лично генеральный директор, спросите вы, вознагражден за труды свои? Разумеется. У заслу женного строителя России и почетного строителя России Виктора Александровича Григорьева знаков признания предостаточно. Есть советс кие медгши и ордена, в том числе орден Трудового Крас ного Знамени, есть орден Почета. Все они — за домны и прокатные станы Новоли пецкого комбината, за объек ты социальной сферы, за все, :.цурц!дец;ццр,,за аоррк лет в строительстве. По достоин ству оценены труды нашего героя и на региональном уровне: из сотни тысяч рабо тавших и работающих были выбраны всего десять чело век, достойных звания «По чётный гражданин Липецкой области». Виктор Григорьев — один из десяти. Что же касается личной жизни, то почетные гражда не и орденоносцы имеют мно го общего с неименитыми соотечественниками. У Вик тора Александровича — взрослые сын и дочь, Алек сандр и Ирина, работающие вместе с ним в СУ-11. И две внучки. Катя и Виктория, в которых дед души не чает. Но если вы не утомились, читатель, то позвольте еще парочку штрихов к портре ту. Григорьев — один из тех, кто прост в повседневности бытия. Он может, например, довольствоваться, если не успеет пообедать, горстью грецких орехов, за которы ми посылает шофера на ры нок. Он может, встав ни свет ни заря, сесть за руль, сле тать на дачу и нарвать мок рых от росы роз. А потом с букетом приехать к восьми в управление и отдать эти розы первой встретившейся даме из числа работниц. И никто такому жесту не уди вится... М и х а и л Л Ы Т К И Н . ОТ РЕДАКЦ] 1 яется 65 ИИ. Сегодня исполн ьэ лет со дня рождения почетного гражда нина Липецкой области Вик тора Александровича Григо рьева. Журналисты «Липец кой газеты» присоединяют ся к многочисленным по здравлениям и желают име ниннику многих лет при доб ром здравии, процветания фирме и новых свершений на благо области и России. ^М илосердие Не хлебом единым... Уже более трех лет существует в Липецке Центр социаль ного обслуживания «Милосердие». Ежедневно около 5()0 ма лоимущих граждан совершенно бесплатно обедают в тамош ней столовой, существующей за счет городского бюджета и пожертвований состоятельных липчан. За один только прошлый год социальную столовую посе тили 8 с половиной тысяч горожан. Талоны на бесплатные обеды выдаются каждому не более чем на 15 дней в месяц, но самые нуждающиеся получают «курсовки» на питание по нескольку раз в год. Оказалось, однако, что не только хлеба ради стремятся люди за «общественный» стол: здесь они чувствуют себя на равных с другими сотрапезниками, успевают познакомиться и даже подружиться, а иногда дело и до свадьбы доходит... Чем не клуб по интересам, где бедность — не порок, а беда, которую преодолевают сообща? Организаторы и попе чители социальной столовой уже подумывают об открытии второй ее очереди: одной для Липецка явно недостаточно. Осталось добавить, что в областных центрах соседствую щих с нами регионов подобных учреждений нет. Но не пото му, что народ там побогаче — уровень жизни у нас даже повыше. Просто, видимо, у отцов нашего города и местных предпринимателей ответственности побольше... ( С о б . и н ф . ) У Родины иприродыкорень один... Жить в России и не любить её зимнюю тишину, летнее пестроцветие, осеннюю грусть, весеннюю надежду — немыслимо. Быть в России художником и не пытаться перенести все это на бумагу, картон или холст — невозможно. Если речь идёт о настоящем художнике, то почти нельзя ошибиться, утверждая, что он, в первую очередь, пейзажист. А Александр Давыдов — из настоящих... собиратели живописи. Для этого художника нет плохого, не вдохновляющего времени года, нет времени суток, когда бы ему не хоте лось взять в руки кисть. Мо тив может быть каким угод но будничным, знакомым, невнимательный глаз по нему лишь только скользнет. Но Давыдов всегда увидит в нём Ему нет и сорока. Родил ся в Задонске. Получил диплом художественно-гра фического факультета Ли пецкого педагогического тогда ещё не университета, а института. Его работы хранятся в российских му зеях, на них обратили вни мание и известный коллек ционер из Парижа, и другие нечто новое, как бы скрытое от всех, и постарается сделать зримым для других открыв шееся ему. Здесь вступает в силу его индивидуальность: тонкость нюансов формы и цвета, своеобразие в органи зации художественного про странства, композиция, отме ченные философским переос мыслением реальности, насы щением ее особым пережива нием... Все это Давыдов уме ет сделать мастерски. В областном выставочном зале открылась экспозиция этого художника. И зрители её наверняка почувствуют, почему у слов «Родина» и «природа» один корень... И р и н а Е Г О Р О В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz