Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
вгостях у «ДВ» - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ФОТОХУДОЖНИК ПАВЕЛ КРИВЦОВ Своим богатырским размером и холще- вым переплетом этот альбом напоминает летописный свод. «Русский человек. Век XX» - так называется летопись, созданная фатахудожникам Павлам Кривцавым за сарок лет работы. Более трехсот фотографий. Будни, праздники, скорби, шахтеры и филасафы, учителя и солдаты, франтовики и дети, крестьяне и манахи. В книге саседствуют великий кампозитор Геаргий Свиридав и сельский пачтальон Олег Ларианов, исто ри к Лев Гумилев и бригадир Валерий П а нов, жалеешник М ар к Сычев и хранитель пушкинских мест Семен Гейченка, плотник Иван Фролав и парадный артист Игарь Ильинский, писатель Евгений Носав и ко- ладезных дел мастер Никалай Юдаков... Мгнавенья жизни на этих снимках не астанавлены намертва, они бережно взя ты на ладань и поднесены к нашим гла зам. И кажется, что ты стоишь в родной избе и с деревянной рамки на стене сма- трят на тебя с любовью родные люди. Раньше о фатаграфии гаварили - «свето- И' пись». и сейчас я не могу не вспомнить об этом... О б этой книге и о русской жизни мы беседуем с Павлом Павловичем КРИВЦО ВЫМ. - Проснулся как-то ночью и подумал; а что если сделать такую фотокнигу. Со брать воедино все, что я понял о русском человеке. Но тут же оторопел, испугался этим мыслям: замахнулся-то как! Посте пенно привыкать стал, подбирать снимки. Мне захотелось обратиться к людям: а кто мы? какие мы? для чего живем? что с на ми происходит? Напомнить о глубинной нашей принадлежности друг другу. - Листаю в аш у книгу , и п о а е п е н н о н а чинает казсггься, что д е рж у в р ук а х до м аш ний альбом . Лю ди так смотрят с фото гр аф ий ... Н у будто давно мы не встреча лись и вот свиделись. - Так и есть. Вся книга построена на встречах. Блогодарен за них своей профес сии, тем редакциям, где я работал. Иногда это были совсем недолгие, почти мгновен ные встречи, но случайных не было. - К некоторым снимкам невольно воз вращ аю сь и возвращаю сь . Вот гляжу на портрет Валерия Павловича Гончаренко , на его по -м альчиш е ски задорное лицо , и радую сь - сам не зн аю отчего. - Валеро - мой одноклассник. Мы с ним дружили с восьмого класса, с тех пор, как я после сельской школы попал в Белгород, в интернат, где учились дети железнодо рожников. У меня дядя был помощником машиниста. А Валеркин дом стоял рядом, я к нему прибегал. Удивительно талантли вый парень, схватывал все на лету. Выу чился на инженера, придумал такие рево люционные технологии на своем заводе, что стал лауреатом Государственной пре мии. Увы, его уже нет в живых. - Но здесь , н а снимке , встреча длится и длится... - Я почти полвека с фотоаппаратом, но для меня фотография остается тайной. Совсем кок в тот день, когда я прибежал к маме и с порога попросил: «Давай ку пим фотоаппарат!» Мы откладывали день ги на настоящую тулку - одноствольное ружье. Я же мечтал быть теологом, охотни ком, начитался Арсеньева... Мама фазу согласилась, добавила мне сорок рублей, и мы с моим другом Славой Косенковым поехали в город и купили «Смену». - А что ж е вдруг такое н а х лы н у ло ? - А вот именно - нахлынуло! У меня все гда так было. Если увлекался - то до стра сти. Одно время так увлекался голубями - 'Строил голубятню на чердаке сарая. Ъмню, как-то запустил голубей, они под нялись и растаяли в небе. Я туда-сюда, час проходит, два. Я плачу, а их нет... Только через шесть часов вернулись. - У Астафьева в «Последнем поклоне» есть щемящий рассказ «Фотография , на которой меня нет». Там м альчик лежит в горячке и переживает , что вот в село при ехал фотограф , придет в ш ко лу , снимать всех будет н а карточку ... Может, и вас проезжий фотограф з а ч ар о в а л ? - Проезжий, но не фотограф, а геолог. У нас, в Рождественке, гюямо посреди се ла, геологи поставили буровую вышку и открыли под нашим селом залежи кварци та, огромный пласт. Вот но каком мощном основании я родился! Но тогда меня не этот факт привлекал, а палатки геологов. Крутились мы том с ребятами, и нам кто- то из геологов стал так интересно расска зывать о фотографии, достал несколько фотоаппоратов... Я слушал-слушал, и у меня душа загорелась. Первый раз мой снимок появился в га зете, когда я учился в девятом классе. М а ленький снимочек - мальчик играет на скрипке. Ой, радости было! Правда, по том меня вызвали в редакцию и долго ру гали - оказывается, я снял двоечника. А еще я ходил в фотокружок Дома пионе ров. Там я попал в добрые руки Юрия Сергеевича Нижегородцева. Мы до сих пор с ним дружим. - С этого и начался фотограф Повел Кривцов? - Пожалуй, начало мое в другом. Вот в том, что было вокруг нас, деревенских мальчишек, - небо, закаты, восходы, ро са... Бегаешь босиком... Земля была на пичкана железом. В оврагах - брошенное оружие, техника, иногда целые склады. Прохоровское поле, где крупнейшее тан ковое сражение было, - оно километрах в двадцати пяти от нашего села. Да и Рож дественка несколько раз переходила из рук в руки. Мать рассказывала - я-то был совсем маленьким, - как отсиживалась она со мной на руках в погребе, о немец от крыл крышку и хотел бросить гранату, да что-то его отвлекло, или он сжалился... И до сих пор детство - неизменная под мога мне. Оно до последнего вздоха - со мной. Никакие книжки по эстетике, искус ству, фотографии не заменили мне того, что я понял и перечувствовал в самые ранние годы. Прикосновение к коре дере ва, вкус земляники, родниковой воды, хру стящего первого огурца... Это все очень важно. А для чего важно - трудно сказать. - Для сердца , наверное . «Будьте, к ак дети ...» - Душа у художника должна быть дет ской, вы правы. Иначе он ничего не уви дит. Взрослые ведь ничего толком не ви дят. Вот сели после работы за стол, мы что - чувствуем первозданность хлеба? Нет, мы жуем механически. Или смотрим на близкого человека - мы разве поража емся его красоте? Нет, не любуемся. Та кая в нас затертость восприятия; живем с пеленой на глазах. А в детстве каждый миг так пережива ется. Как-то зимой топить было нечем и мы с мамой пошли бить камыш. Осенью вода разлилась по лугу и замерзло, можно лег ко подбивать камыш лопатой или грабля ми. И вот набили мы камыша, связали в снопы уложили на санки. «Ну давай, сы нок, перед дорогой немного отдохнем...» Мамо присела, а я прилег, откинулся на снопы, и здесь на меня нахлынула токая тишина, покой... И я услышал музыку, та кую тонкую! А это шелестели метелки ка мыша под ветерком, будто переговорива- лись между собой... Эта музыка подспудно живет в душе, и я всегда чувствую, что мое искусство должно быть, как тот камыш, - некричащим, неброским. - Поэтому вы остаетесь верны черно белой фотофофии? - Понимоете, цвет неспособен выра зить психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии - другой, чем в природе, он искусственно усилен. А черно-белая фотография аске тична, и ей дано со временем из докумен та перерасти в воспоминание, потом в оброз и даже символ. - Но жизнь повернулась так, что наши домашние альбомы теперь состоят из цветных снимков. А что будет с этими красками лет через двадцать? - Они выцветут. - Но почему же в наших старых альбо мах многие черно-белые снимки выгля дят, как отпечатанные вчера? - Там живые руки все делали, не спеша проявляли, добросовестно фиксироволи, заботливо промывали... Иногда показыва ешь черно-белое фото, и люди говорят; «Как красиво...», и начинают вспоминать что-то родное, далекое. Теперь цвет манит отовсюду - с экрана, рекламных щитов, с обложек журналов. Поток цвета и глянца давит на нас, и тру дно не увлечься. Но сколько за этими со блазнами опасностей! Скажу лишь об од ной, очевидной для меня как фотографа. Глаза быстро привыкают к чрезмерной цветовой яркости, и человек теряет инте рес к реальности. Поэтому у меня и теле визора нет. Он навязывает свое воспри ятие, замыливает глаза. Все вокруг ночи- нает казаться скучным, пресным. - Быть может, отсюда и безудержная Сфость к экзотике, всяческому экстриму? - Д а , ч е л о в е к а п е р е с т а ю т в о л н о в а т ь с д е р ж а н н ы е п о л у т о н а н а ш е й п р и р о д ы . О н н е з а м е т н о о т в ы к а е т о т р о д и н ы . Т а к , н а с м о т р е в ш и с ь н а ф о т о м о д е л е й в ж у р н а л а х , е м у у ж е т р у д н о р а з г л я д е т ь т и х у ю к р а с о т у в л и ц е ж е н ы . В е д ь н а о б л о ж к а х в с е э ти к р а с о т к и - к а к к л о н и р о в а н н ы е , и х л и ц а вы г л а ж е н ы н а к о м п ь ю т е р е , о н и б е з р о д и н о к , б е з м о р щ и н о к . . . - И наши девочки, обмирая от этого блеска, кажутся себе дурнушками... - А они просто живые, настоящие. И самые красивые! Ребенок - это же росток, его надо укрывать, холить, беречь как зе ницу ока. А у нас в эти ростки летят кир пичи и палки, мусор всякий... Нош человек очень открыт ко всему миру, ему хочется все попробовать, испытать, проверить... - Как получилось, что вы одним из пер вых российских фотографов стали снимать в церковных обителях? Для таких съемок, очевидно, мало простой деликатности. Надо пройти какой-то путь... - В 1990 году мне, как фотокорреспон денту, посчастливилось стать очевидцем интронизации Патриарха Алексия !1. Она проходила в Богоявленском соборе. Я по пал в толпу верующих, и ^иходилось сни мать, встав на цыпочки. Г1орой казалось, что меня, задавят. Я выбрался из храма на двор мокрый и совершенно обессилен ный. Очухиваюсь понемногу, поднимаю глаза - передо мной, облокотившись на Павел Кривцов. Фото Анатолия Лукьянова. посох, стоит и смотрит на меня удивитель ный старец. Лицо - чудо какое-то... Я, не роздумывая, схватился за камеру и сфото графировал. Сторец, не меняя положейия, спрашивает: «А что - и фотография бу дет?» Я киваю; «Будет, владыка...», и еще раз щелкаю. «А вы откуда?» - он спраши вает. «Из «Огонька». - «О , это интерес но!» Он расспрашивает, а я робею, сму щаюсь. У меня же не было опыта общения с такими людьми. Он говорит: «Слушой, поедем ко мне в гости». Я стал отнекивать ся, но владыка был такой внимательный, он сразу окутал меня любовью. «Приез жай, - говорит, - Павлушенька, приезжай. Приедешь - найдешь меня в храме...» Вскоре я приехал в Брест, прожил рядом с батюшкой десять дней, и столько мне от крылось! Я вернулся в Москву другим че ловеком. - Листая ваш альбом, невольно вспоми нается исконно русское название фото графии - светопись. - И «фотография», и «светопись» - очень древние понятия с глубокими духов ными корнями. В «Добротолюбии» есть ссылка на беседы старца Фелофея Си найского, который говорил ученикам: «Бу дем всяким хранением блюсти сердце свое от помыслов, туманящих душевное зеркало, в коем надлежит печатлеться и светописаться одному Иисусу Христу». Причем переводчик этого текста - святи тель Феофан Затворник обратил внима ние, что в греческом подлиннике стоит именно слово «фотографироваться». И ко гда это было сказано Фелофеем Синай ским - в начале !Х века! - На ваших снимках духоносной любо вью светятся лица старца Николая Гурья нова, епископа Константина, архиманд рита Авеля, иеромонаха Серафима... И так же светлы лица ветеранов войны из архангельского села Койнас, шахтера из Губкина, старого барабанщика из Бори- совки, учителя истории из Обояни Дмит рия Никитовича Пронина... - В курском городке Обояни мы были тогда с коллегой по другому поводу, гото вили мотериол о следопытах, а Дмитрия Никитовича к нам приставили как краеве да. Я когда увидел его, у меня сразу заго релась душа. Я спросил; «Можно я еще к вам приеду?» И приехал потом специаль но, чтобы сделать фотоочерк для «Совет ской России», где я тогда работал. С дет ства больной полиомиелитом, Дмитрий Никитович всю свою немощь абсолютно перекрывал духовной красотой, любовью к детям. - У вас есть серия снимков, где, кажет ся, и воздух светится счастьем. Это про солдата, вернувшегося из Афганистана... - С сержантом Сашей Щербаковым мы познакомились в Ташкенте и ехали с ним до самого села его родного - Чернушки, есть такое в Волгоградской области. М а шину остановили на краю села, я говорю: «Пошли дальше пешком...» И вот идем, а со двора вылетают все сначала жена, потом мать, потом дети, отец, который был но огороде и выбежал оттуда, держа две свеклы за хвостики... - Помнится, когда эти снимки вышли в газете, моя бабушка плакала над ними. Плакало от счастья за далеких ей, незна комых людей, вдруг ставших родными. - А мне-то они какие родные... - Трудно, наверное, уезжать от таких людей, расставаться... - Конечно... Я же пропускаю через сердце их судьбы, зобываю на какое-то время о себе. Это очень важно - забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни... Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии - в счостье, любви или горе... По чему-то считается, что фото - это техниче ская вещь. А это подарок от Господа - возможность запечатлеть светом. Дмитрий ШЕВАРОВ. Р .5 . Фотографии Павла Кривцова вы увидите в следующем номере «ДВ». СЮЖЕТЫ МУРКАСТАЛА КРЕСТОНОСЦЕМ Эту кошку хозяева привезли в ветеринарную клинику с по дозрением на отравление - у семейной любимицы отчего-то вдруг пропал аппетит. Причина недуга выяснилась вскоре пос ле того, как врач сделал рент геновский снимок. На пленке отчетливо пропечатался... кре стик. А супруги от удивления да же перекрестились. Оказывает ся, накануне у бабушки зате рялся нательный золотой кре стик. Стали всей семьей искать, но раньше драгоценность об наружила Мурка. После прове денной операции все остались довольны: бабушке вернули крестик, а кошке - аппетит. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. МИЧУРИНЦА НЕПОНЯЛИ Дежурный наряд заставы «Кельменцы» в Черновицкой об ласти задержал при переходе границы с молдавской стороны необычного контрабандиста. 28-летний гражданин Украины Василий Левченко тащил на Ро дину 210 саженцев фруктовых деревьев. Новоявленный «мичу ринец» оштрафовон. Юрий КИРИЛЛОВ. ЧЕРНОВЦЫ. УНИХсСОБОЙБЫЛО Двое нетрезвых молодых лю дей захватили в заложники не сколько десятков покупателей магазина «Гроздь». Инцидент произошел после того, как зло умышленники попытались выне сти из супермаркета две бу тылки водки не расплатившись. На окрик продавщицы один из них выхватил из кармана грана ту и выдернул чеку. Среди поку пателей началась паника, на место происшествия прибыли сотрудники спецслужб. К сча стью, один из милиционеров оказался знаком с налетчиками - ему-то и удолось уговорить правонарушителей сдаться. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ПТИЧКУ ЖАЛЬЧЕ, ЧЕМ СЕБЯ КАК СТРАУСЫ ПРИЛЕТЕЛИ В ПРИМОРЬЕ ^ Почти 30 лет отходил Воле- 5 рий Королев в море. Затем е судно куда-то продали, моряке остался без работы. Как-то прочитал в газете, что один мужик в Курской области в обычной кв(ютире трех строу- сят держит. Озарило! Вместе с сыном нашли по Интернету в Москве фирму «Русский стра ус», которая занимается раз ведением и продажей страу сов. Созвонились, договори лись... Так в хозяйстве Короле ве на окраине приморской де ревни Фокино к семи коровам, 40 свиньям и стаду гусей доба вились таи страуса: Чарли, Белла и Эмма. Страусиная се мья обошлась в целое состоя ние. Вез птиц в Приморье авиа рейсом с военными. Летели вместо трех суток пятеро. Аф риканцы скисли - им ведь бе гать нужно. Хозяин от пережи ваний похудел на 10 килограм мов... Но оклемались и страу сы, и Королев. Несутся замор ские птицы вовсю. - Ну, а яйца вкусные? - спрашиваю я. - Первое яйцо варили минут сорок. Оно же весит 1200- 1400 граммов, его и так ели, и в салат нарезали. Из второго омлет сделали - получилась ог ромная сковорода. - А рынок сбыта? - Да мы прозванивали рес тораны, многие в очередь за нашей продукцией, стоимость от 500 до 1000 рублей за яй цо. Но все равно дефицит. В Польше, к примеру, рынок уже насытили страусиным мясом, и оно по цене сравнялось с говя диной. Но это ведь мясо дейст вительно экологически чистое. Впрочем, пускать страусов на котлеты Королев не реша ется. Дело выгодное, но... пти чек жалко! - Зачем непременно пускать их на мясо? - вопрошает он. - В Германии недавно вора страус убил, в Европе их для охраны поместий берут. Птица эта - надежный защитник своей территории, чужака сюда она не пустит. Оксана ЕГОРОВА. Приморский край. ТОЛЬКО ПЕРЬЯ ДА СКОРЛУПА Чего только не перепробо вал фермер Василий Княжев в своем хозяйстве. Разводил пчел, фазанов, перепелов... Но, прочитав о выгодах страу синой фермы, решил попытать счастье в этом экзотическом бизнесе. Приобрел трех кра савцев на страусиной ферме в Серпухове и под недоверчиво насмешливыми взглядами од носельчан основал в Дели свое страусиное хозяйство. Живут они там уже три года. Несутся. Правда, прибыли осо бой от страусов Василий Пав лович пока не получил. А отку да ее взять? На гигантскую яичницу в деревне Дели люби телей не находится, сувениры из оставшейся скорлупы тоже не расходятся. Красивые стра усиные перья Княжев планиру ет продавать в варьете и ноч ные клубы для стриптизерш и танцовщиц, но желающие пока не откликнулись на объявле ние. А вот решиться на глав ную статью дохода - реализа цию в рестораны дорогого страусиного мяса, па вкусу на поминающего телятину, Княжев пока не может. Так же, как и на торговлю страусиной ко жей, квадротный метр которой оценивается московскими умельцами, изготавливающими из нее сумочки и куртки, в 200- 250 доллоров. К своим птич кам он настолько привык и по любил их, что пускать под нож не поднимается рука. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ Нет, не понять западным бизнесменам психологию рус ского мужика. Казалось, деньги сами в руки идут, а ему, видите ли, «птичку жалко»... ЖИЛА-БЫЛА ПЕСЕНКА ...и ГАГАРИН ЗАПЛАКАЛ ИЗВЕСТНЫЙ БАРД БОРИС ВАХНЮК ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛИТЬСЯ «ПЕСЕННЫМИ ИСТОРИЯМИ» и если бы ты не вернулся назад , кто бы пошел вперед? А.и Б. С'фугацкие. («Полдень, лХН век»). Загляните в календарь. Вчерашний день 43 года на зад был сгустком восторга, всплеском всенародного лико вания. Сейчас страсти поутих ли, пришло время других, ин дивидуальных празднований и проблем. И все-таки! Тогда, в самом начале ше стидесятых годов, имена Юрия Гагарина, Булата Окуджавы, Юрия Визбора появились у нас на слуху практически од- но^еменно. Г10МНЮ, как я спел Гагари ну - в неофициальной обста новке посреди какого-то тихо го застолья - визборовского «Серегу Санина». Прозвучала строчка: «Не дотянул он до посадочных огней, - и Гагорин заплакал. Дослушал, вытер глаза по-школярски, тыльной стороной ладони, глубоко вздохнул: - Это про моего Серегу, хоть и не Санина. Был у меня дружок. Летал как Бог. Меха ники подвели. Тоже не дотя нул... Космонавты, отмечая в Звездном свои собственные или всесоюзные даты, требо вали включать в программы праздничных концертов (еще, помнится, в школьном спорт зале) не только народных ар тистов, но и бардов. И зака зывали громким шепотом из зала то, что успели полюбить. И ведущий, зябко поеживаясь (тогда импровизаций особен но не любили!), вынужден был соглашаться - космонавты все-таки... Они таскали туда, в кос мос, земные гитары, пели на орбите наши песни. И не только наши. Юре Романенко кто-то из друзей показал не сколько аккордов - и вот так, в гитарной эйфории, у него в репертуаре появились две собственные песни... Кстати, о Романенко. Вместе с Георгием Гречко они привезли на Землю из долгой командировки на орби ту несколько кассет: видеоза писи с хорошим изображени ем и отчетливым звуком. Дав ний мой друг, режиссер люби мой космонавтами студии «Центрнаучфильм» Виктор Ман, предложил мне сделать на этой основе кино - двадца тиминутный ролик; «Доснимем, ты что-то допишешь, а для на чала позвони Георгию Гречко, познакомься». - А чего мне знакомиться? - ответил Гречко в трубке воп росом на вопрос. - 1ы же Бо ря? Так я твои песни сто лет знаю. Я ж по молодости на все ваши бардовские сходки с тяжелым магнитофоном мо тался, все записи сохранил. переслушиваю. Так когда и где по работе встречаемся?.. Фильму придумали назва ние: «Единственный выход». Придумывать, собственно, ни чего не было нужно. Для дво их космонавтов это был един ственный выход в открытый Космос. И - единственный че ловеческий, профессиональ ный выход из внештатной си туации. Выход, к чему скры вать, рискованный. У них было предостаточно заданий, так сказать, научно го толка. Но было и еще од но, сведения о котором в прессу не просочились. Архи важное, как говаривал дедуш ка Ленин. Предыдущее, с болгарским космонавтом в экипаже, ра бочее посещение орбиталь ной станции закончилось пол ным провалом. Корабль поце ловал станцию мимо стыково го узла и бесславно вернулся на Землю. Гречко и Романен ко должны были осуществить выход в открытый космос, что бы визуально определить, жив ли узел, не изуродован ли не уклюжей стыковкой, способна ли станция принимать после дующие экспедиции. В переходном отсеке нача лась чертовщина. Внутренний люк не хотел открываться. За- действоволи причудливо изог нутый рычаг из нержавейки, именуемый по-свойски «фом кой». Люк сдался. Что теперь? Закроется ли коварная круглая дверца после выхода наружу и возвращения в отсек? Если нет придется перебираться в пристыкованный с другого кон ца станции корабль и спешить в спасительные объятия Земли, поставив жирный крест на ор битальной станции, которая станет с этого момента просто металлической скорлупой, бес полезно для человечества бол тающейся на орбите... Произнеся приличествую щие случаю слова, которые мы потом из пленки вырезали. Юра рванулся в открывшийся люк, И болтался бы на шлан ге питания в открытом космо се, если бы в последний мо мент Гречко не успел ухватить товарища за бахилы. Разво рачивал его за ноги, чтобы мог оглядеться и не повредить перчотками хрупкие датчики. В фильме остался ликующий крик Романенко; - Братцы! Все в порядке! Стыковочный замок - как толь ко что с завода. Даже смазка не тронута! - люк закрылся на удивление уверенно. Фрагмент фильма: в стан цию из переходного отсека вплывает Гречко, лицо лоснит ся от пота. Вопрос из Центра управле ния полетами: - Как самочувствие, Геор гий? - Все нормально. Но, если бы не невесомость, валились бы с ног от усталости. Поэт Юрий Визбор и космонавт Валерий Рюмин Дикторского текста в «Единственном выходе не бы ло». Только синхронные запи си и сообщение ТАСС об этом полете. И еще - стихо творный как бы диалог, кото рый мы дали начитать двум актерам с совершенно до машними голосами: - Что тебе снится вдали от Земли? - Снится Земля... Гречко, отсмотрев матери ал, решил, что фильму нужна песня. Из повести Стругацких «Полдень, XX!! век»: «Если б ты повернул назад, кто бы пошел вперед?» Я возразил, что тек ста там маловато. Позвонили Борису Стругацкому. - Так не наша вовсе это песня, мы что-то подобное от альпинистов слышали, когда по молодости горами увлека лись. Пишите заново, не воз ражаем. Так появилась эта песня. И опять альпинисты и туряги счи тают ее своей отчасти. Жизнь продолжается. Сын Юры Романенко - в сегодняш нем отряде космонавтов. Че рез шесть дней на орбиталь ную станцию стартует между народный экипаж - кроме но- шего космонавта, в нем будут американец и голландец. Съемки на космодроме в этот буд « Е д 1 Виктор Монн. день ет проводить режис сер динственного выхода» песняиз ФИЛЬМА «единственныйвыход» Стихи Бориса Вахнюка Не вдоль по речке, не по лесам. Вдали от родных огней Ты выбрал эту дорогу сам - Тебе и идти по ней. Лежит дорога, твой рай и ад. Исток твой и твой исход. И должен ты повернуть назад - Или идти вперед. Твоя дорога и коротка, И жизни длинней она. Но вот не слишком ли высока Ошибки твоей цена? И ты уже отказаться рад От тяжких своих забот... Но если ты повернешь, - Кто же пойдет вперед? Хватаешь небо горячим ртом. Ступени вперед круты. Другие это пройдут потом, И все же сначала - ты. Так каждый шаг перемерь стократ И снова проверь расчет: Ведь если ты не придешь назад,- Кто же пойдет вперед?.. 1981 гГ Ш0В01 Учредигел «Ин 4 ^мационно-оналитическое агентство «Деловойвторник» Издание зорегмариромно ктеом РФ по делом Министерс в печоги, телеродиовещоии* и средств мостовых комм^икодай Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам; Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993 , Г 01 - 3 , Москва, А- 40 , ул. «Правды», 24 , 8 -йэтаж. B.Симонов, Телефон для справок: (095) 257-37-92. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/фокс отдела рекламы: (095) 257-38-42. C.3аворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-шаП: уТогл1к@а<Л.п1 «Деловой вторник». Перепвчотко без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав но перепечатку и использование материалов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна» «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европо-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксоройска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «Но смену!» (Екатеринбург), «Рабочий крой» (Иваново), «Колинингродскоя правда» (Калининград^, «Время иденьги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курску, «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская п|мвда» (Шлмыж, г^ровскои облости), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самора), «Земское обо^ение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» {Ставрополь), «1амоовская жизнь» (1амоов|, «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфо)/ «Челябинский робочий» (Челябинск), «Зобайкольский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сохапинск), «Якутия» (Якутск). ____________ ___________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz