Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

это ВАМ НЕ Х(ЧЕЛСИ», А МАРС! По сообщению РИА «Ново* ст№, частная российская ком- лоиия представило проект по­ лета и высадки но Морс в "2009 году экспедиции в соста­ ве шести космонавтов. Среди разработчиков проекта » ве­ дущие космические фирмы России. Стоимость экспедиции соаовит 5-6 миллиордов дол­ ларов. Провдо, большинство слециолиСгов сходятся в том, что такая экспедиция может осуществиться не ранее 2012- 2013 годов. НОНН ..... .1 ВЫПУСК №12 ( 461 ) 13 апреля 2004 года Наш адрес в Интернете: ттМогпНс.ги В ГДЕ ГРАНЬ РАЗУМНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО? Перед своим первым ша­ гом в космос мы больше дума­ ли о том, что сможем получить от него. И не задумались соиз­ мерить, что привнесем туда и, тем более, чем можем навре­ дить. Поэтоз^ полеты в космос аоли кок бы вторжением в аерильную среду космическо­ го пространства без глубокого осознания последствий: сотво­ рим, о потом посмотрим. Помню, в исследованиях Лу­ ны и планет Солнечной систе­ мы ученые СССР и США поду­ мали о том, кок обезопасить Землю и не занести но нее по возвращении космических ап­ паратов чуждые микроорганиз­ мы, создав для этого специаль­ ные карантинные службы. По­ нятная забота, совпавшая с интересами всех землян. Од­ нако сверхдержавы не взяли в расчет защиту самого космосо от йегативного воздействия ко­ смических аппаратов, полага­ ясь на его необъятность и не­ уязвимость. И вот ближний ко­ смос заполонили тысячи фраг­ ментов отроботовших аппара­ тов, тоннами сгорающих в ат­ мосфере по мере схода с ор- ’ биты, угрожая безопасности орбитальных полетов и не­ предсказуемыми падениями. Будущим поколениям еще придется разбираться с тем бездорожьем, в которое чело­ вечество преврощоет космиче­ ские дороги, хозяйничая том с позиции сильных и первых от имени всех народов. Последст­ вия такого вторжения в космос могут оказаться злом и обер­ нуться глобольными проблема­ ми, подобно тем, с которыми мы столкнулись но Земле при варварской добыче природных богатств в тундре, при хищни­ ческой вырубке лесов и мас­ штабной мелиорации, приводя­ щих к обмелению рек и обез­ воживанию морей. Мы забыли, что Земля - это заповедный оа­ зис во Вселенной. Сейчас с новой силой за­ звучали заявления о возмож­ ном полете человека но Морс. Но пора ответить, роди чего он туда полетит? Роди амбици­ озного самоутверждения? Но обоснованна ли это цель, ко­ гда у Земли существует доста­ точно технических средств, включая беспилотные аппара­ ты, чтобы получить ответ но все интересующие вопросы о происхождении Солнечной си­ стемы и нас самих. Тем более что с помощью таких инстру­ ментов, кок телескоп «Хоббл», мы уже заглядываем в те доли, за 15 млрд, световых лет, кото­ рых ном не суждено коснуться! К тому же беспилотный оп- порот не является носителем враждебности. Оно сосредо­ точена в человеке, в его разу­ ме и психологии. Пребывание человека но Луне не добавило ном новых знаний о ее строе­ нии и химическом составе к тем, что были привезены авто­ матическими станциями и луно­ ходами (новое поколение кото­ рых исследует Марс), хотя и убедило всех в огромных воз­ можностях покорения челове­ ком дальнего космоса. Ном, землянам, уже замусо­ рившим родную планету, надо бы «остановиться, оглянуться». Найти решение глобальных экологических проблем. И только выйдя но уровень пло- неторной культуры хозяйство­ вания, делать решительные ша­ ги в мир, который ном не при­ надлежит. Пока еще размыто, под­ спудно, но уже формируется в научно-технической элите пси­ хология колонизации космоса. Роньше это называлось сорев­ нованием в космосе, которое оправдывалось гонкой воору­ жений двух сверхдержав. Сей­ час должен быть иной посыл в продвижении в космос, гумани­ стический: не навредить При­ роде! Уступив ведущую роль в идеологии не только освоения космосо, но и мироустройства, мы поставили себя в разряд обслуживающих интересы США, признав их право дикто­ вать условия партнерства и ус­ танавливать ограничения. Всэ , идет к тому, что Америка с по­ зиций единоличного лидеро-бу- - дет определять каждому госу­ дарству его место и роль в просторах космоса, и под при­ крытием заявлений о необхо­ димости борьбы с террориз­ мом, ядерной угрозой навязы­ вать свои интересы. Возможно, и накладывая вето но космиче­ ские полеты неугодных ей стран, не пуская их но порог Луны, Морса и других планет. Россия, не имея ныне стра­ тегии развития, проедает не только свои ресурсы, но и ин­ теллектуальный и технологиче­ ский задел, живя лишь сегод­ няшним днем. Страна теряет ведущее положение в тех об­ ластях, в которых колоссаль­ ными усилиями, мотериольны- м1и и физическими, сумела ут­ вердиться, заняв передовые позиции в мире. Сегодня мы оказались но предпоследнем месте в десятке высокоразви­ тых стран. Нос уже обошли Южная Корея, Индия, Брази­ лия, Китай, Мексика. Мы про­ даем не только тонки, самоле­ ты, авианосцы, но и лицензии но все новейшее более силь­ ным в экономическом отноше­ нии государствам, которые по­ ка уступают ном в военных и космических технологиях. Ди­ кая ситуация: мы сами доем возможность этим странам на­ гнать нос том, где мы еще сильнее. А сами-то с чем оста­ немся? Они поднимутся, о мы утонем в своих политических и экономических неурядицах. Япония получает огромные ди­ виденды от вбрасывания но рынок своих технологических продуктов, умножая свой по­ тенциал для новых передовых разработок. А мы, от глупости или еще от чего, умиляемся, получая за передачу новейших технологий улыбки снисходи­ тельности. В начале 2004 года глава Российского авиационно-кос­ мического агентство Ю.Коптев но пресс-конференции подвел итоги деятельности за про­ шлый год и осветил состояние дел 8 отечественной космонав­ тике. Какую же картину он представил? Строительство МКС, которую мы рассматри­ ваем кок нош главный приори­ тет, приостановлено из-за ка­ тастрофы шаттла «Колумбия». , Лрбррдторный модуль в рос­ сийском сегменте МКС дост­ раиваться— не • будет - нет средств. Финансирование программ планетных исследо­ ваний ведется по остаточному принципу, ток кок до недавне­ го времени основные средства расходовали но строительство и обслуживание станции «Мир», о теперь тратим более 40 процентов из бюджета на Ме>кдународную космическую станцию. Научный задел уста­ рел, а затея разбогатеть за счет космических туристов со всей очевидностью провали­ лась. И с программами дис­ танционного зондирования Зе­ мли и метеорологии сложилась очень неважная ситуация. Се­ годня Москва вынуждена поку­ пать информацию о Земле с американских и французских спутников. Скоро, видимо, бу­ дем пользоваться индийскими и израильскими. Кок достижение Коптев представил договоренности о запусках в 2006 году ракето­ носителей «Союз» с разгонным блоком «Фрегат» с француз­ ского полигона Ку|:^ вблизи эк­ ватора. Выигрыш Франции от этой сделки понятен - оно ос­ вобождает производство для своей более мощной ракеты «Арион-5», о взамен «Арион-4» берет ношу ракету, близкую к ней по характеристикам. Идея то же, чтр и с нашим участием в создании морского старта «Си Лонч», о результат сомни­ телен. Спрашивается: кто счи­ тает ношу выгоду? То же са­ мое, что с ядерными отходами: опасную дрянь ввозим, ракеты вывозим, о что имеем? Трудно­ сти ношей космонавтики Коп­ тев объяснял стихией обстоя­ тельств. Но кто несет персо­ нальную ответственность за бездумное акционирование и провальную коммерцию? Приходится признать, что у тех, кому доверен российский космос, нет ни стратегии, ни философии, чтобы создать ре­ альную программу, отражаю­ щую национальные интересы России. Утопили станцию «Мир», пошли но поводу Аме­ рики в создонии МКС- Теперь топчемся но месте, поставив себя в зависимое положение от тех, кого обучаем. Америка в отличие от нос наращивает свое присутствие в космосе,, изучая планеты Сол­ нечной системы, проникая во Вселенную большими телеско­ пами, исследуя Землю множест­ вом спутников во всех доступ­ ных диапазонах. Президент США, выступая в конгрессе, обозначил стратегические це­ ли, представив их кок общече­ ловеческие: расширение при­ сутствия человека в космосе - полет но Морс - создание по­ стоянно действующей базы но Луне. А что же Россия? Ждем, что ном предложит Америка и ка­ кую роль отведет? Кошонавт Валентин Лебедев предостерегает от психологии колонизации космоса. Но Западе в университетах уже более 20 лет преподают курс космической политики, по­ нимая, что без подготовки спе­ циалистов, способных осмыс­ ливать путь исследования Сол­ нечной системы, без стратеги­ ческого подхода одними техни­ ческими проектами и научными успехами не обойтись. Европа объединяет свои усилия и уже создало транспортный ко­ рабль АТУ но смену нашему «Прогрессу». Большинство ев­ ропейских стран имеют про­ граммы, представляющие их национальные интересы, с по­ зиции которых они готовятся к сотрудничеству вне Земли. Тем самым они притягивают та­ лантливую молодежь, о мы ее отторгаем, разорвав преемст­ венность в развитии космонав­ тики. У новой власти космонав­ тика стало падчерицей. Худше­ го памятника таланту тех, кто посвятил ей жизнь, нельзя при- думоть. Освоение космоса проходит под благородными помыслами познания миро. Но разрознен­ ные устремления разных стран роди самоутверждения их могу­ щества в долгосрочной перспе­ ктиве накапливают опасности, не всегда осознаваемые роз- р^аботчикоми сомой техники. Плоды освоения космоса на­ глядны, о опасность растянуто во времени, скрыто вне Земли, но может обернуться конфрон­ тацией сильных государств. Открытие и освоение новых земель в период разобщенно­ го человечества имело целью взять богатство, захватить тер­ риторию путем вторжения. Это было но Земле, которая при­ надлежит нам всем. А в мир космоса мы входим незваными гостями и психологию захвата не имеем право туда нести. Присутствие человека неиз­ бежно порождает соперниче­ ство, о чем мы хорошо зноем. За словами о равенстве, духе сотрудничества, дружбе часто скрывается неискренность, за которой маячит интерес силь­ ного. Цели космических полетов и национальные программы по­ ра обсуждать в О О Н и полу­ чать согласие но них всего ми­ рового сообщества в рамках международного право, о при­ нятые решения следует широко освещать и доводить до наро­ дов миро. Шагать по просто­ рам космоса мы должны не врозь, кому кок заблагорассу­ дится, иначе вражда, порож­ денная вечным соперничест­ вом, может обернуться послед­ ствиями, за которые придется расплачиваться уже всем. Удаляясь от Земли, кок пут­ ник от дома, мы должны соиз­ мерять свои силы. Достаточно ли их, чтобы возвратиться в родной ДОМ"с ощущением того, что цель была необходимой и оправданной? Принесем из тех долей радость познания роди процветания Человечества или бремя еще больших раздоров и тревог? Валентин ЛЕБЕДЕВ, член-корреспондент РАН, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, директор Научного геоинформоционного центра. ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ СИГАРЕТА ПОД КОНВОЕМ Борьба за правовое госу­ дарство довела до того, что в Елобуге обвиняемых доставля­ ют но судебное заседание почками. И это в данном слу­ чае оправданно, ток кок в ро­ ли подсудимых здесь оказались сигареты. «Суд над сигаре­ той» - токую многодневную те­ атрализованную акцию прово­ дят медики и работники культу­ ры города для школьников 5-7 классов, видимо, сомневаю­ щихся, надо ли им бросать ку­ рить. Обстановка суда воспроиз­ ведена достоверно. Судьи в мантиях, про кури , свидетели, потерпевшие. Потерпевших, видимо, хватает: мало ли их, кашляющих, тяжело дышащих и имеющих но сигарету зуб, желтый и прокуренный. Но ес­ ли вдруг процесс затянется или дело отправят но дополнитель­ ное росследовоние, то можно будет вызвать в суд еще не­ скольких граждан, чьи свиде­ тельства будут ярки и убеди­ тельны. Один из них - летчик Александр, о происшествии с которым росскозоло орен- буржскоя газета «Яикъ». Этот курящий летчик служил в воинской части, которую расформировали. И ему, уво­ ленному в запас, пришлось пе­ реезжать в другой населенный пункт. Но последние деньги Александр нанял грузовик-са­ мосвал, погрузил в него мягкий уго­ лок, коробки с одеждой и прочее имущество и от- гуовились в путь. Сидя с водителем и женой в кабине, бывший летчик покуривал сигоре- ту за сигаретой, о окурки лихо вы­ щелкивал в окно. Ток они и ехали, пока не услышали резкий сигнал до­ гоняющей их лег­ ковушки. Водитель глянул в зеркало и увидел, что груз в кузове горит си­ ним пламенем. Огнетушителя под рукой не оказалось. Некото­ рое время бегали вокруг ма­ шины, но тут водитель закри­ чал, что у него полный бензо­ бак и что сейчас может рва­ нуть. Он вскочил в кабину са­ мосвала и, недолго думая, вы­ валил пылающий скарб в кю­ вет... К сожолению, уже не смо­ жет выступить но суде гражда­ нин Н., житель Борисовского района Белгородской области. Разве лишь его родственники захотят рассказать, кок он бросил окурок во дворе сво­ его дома и вошел в помеще­ ние. А выйти сквозь огонь и дым уже не смог. Вроде бы нет в этом случае ничего из ряда вон выходящего, но следует принять во внимание возраст курильщика. Покойный дымил папироской в свои зрелые 103 года. Между тем бросить курить никогда не поздно. Не ток дав­ но в Шоболинском районе Ки­ ровской области отпраздно­ вал 100-лентий юбилей сель­ ский житель Иван Яковлевич Павлов. И все отметили, что очень вовремя он бросил ку­ рить - в 98 лет. Сигорете в Елобуге, конеч­ но, вынесут суровый приговор. Лишь бы при этом школьники не перешли но трубку, у кото­ рой пока еще нет судимостей. Борис БРОНШТЕЙН. КУДА УЕХАЛ КРАН? ОН БЫЛ ЕЩЕ ВЧЕРА... ВНУКАМ ЮРЫ ДЕТОЧКИНА ИЗ ФИЛЬМА «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ» СТАЛО СКУЧНО УГОНЯТЬ «ВОЛГИ» ИЛИ «МЕРСЕДЕСЫ». ОНИ ВОРУЮТ ПО -КРУПНОМУ В питерском ГУВД хватаются за голову - угоны автотранс­ порта набирают обороты. При­ чем речь идет не о банальных легковушках, о о тяжелой строительной технике. Ток, но днях со стоянки авто­ транспортного предприятия «Порт» ушло целая колонна: самосвал, автокран и полупри­ цеп-тяжеловоз. Л АО «Ленгоз- теплострой» покинули сразу пять «КомАЗов». Противостоять группе угонщиков пожилые сто­ рожа не смогли. Они были свя- зоны и заперты в будках. Ана­ логично поступают и с охран­ никами некоторых транспорт­ ных и строительных компаний, о также непосредственно строй­ площадок. Вечером подъемный фон еще ворочал тяжелые блоки, о утром - тю-тю! Ни кро­ на, ни самосвала, ни бетоно­ мешалки. И следов никаких. Из полусотни произошедших за последний год случаев «угонов по-крупному» удалось роскрыть лишь несколько. Особенно тяжело расследо­ вать пропажи, когда шофер сом лезет но рожон. Предста­ вители преступной группировки предлагают водиле подхалту­ рить, и тот с удовольствием от­ правляется к черту но рога. Где-нибудь в лесочке, но грани­ це соседних облостей, его встречают несколько дюжих молодцев. Забирают до 1 ^мен- ты, право, технику и, чтобы не отчаивался, поят водкой. Пока поддатый мужик выберется но большую тропу, о тем более известит фирму о нанесенном ущербе, бетономешалку уже сдует свежим балтийским вет­ ром. Начальник 8-го отдела ГУВД Арсен Зогоштоков уверен, что в городе действует несколько хорошо организованных бонд, состоящих в основном из кав­ казцев. Оперативникам доже удалось кое-кого поймоть. А вот с возвращением техники законным владельцам дело об­ стоят неважно. «КамАЗ» - не иголка в стоге сено и доже не «Мерседес». Но если иномор!^ могут перепро­ дать или разобрать но запчасти, то строительную технику исполь­ зуют но честных новостройкох. Коммерческие фирмы, активно внедрившиеся но коттеджный рынок, и есть основные заказчи­ ки казенных самосвалов. Воро­ ванные машины обходятся в 2-3 роза дешевле, на каждой поку­ патели экономят кок минимум пору десятков тысяч долларов. Ток что игра стоит свеч. А вот где и кок искать казен­ ное добро, не ясно. Сыщики отправляются за город, о том но все четыре стороны кипит бурное капиталистическое строительство. Причем место массового или индивидуального возведения новых дворцов зо- годя огорожены высокими за­ борами с колючей проволокой и немигающими глазками теле­ камер. Что том за зобором - сом черт не разберет. И ведь не сунешься! Понятно, застраховавшись от неожиданностей, кто-то за­ ранее спасает свое имущество. А кто-то - чужое. Когда необхо­ димость в автокране или бето­ номешалке отпадет, их осто­ рожно перегонят но другой объект. Или, перебив номера и подсуетившись с документами, перепродадут коллегам. В слу­ чае же необходимости, дадут подельникам новый заказ. Но можно ли защититься от этого нового, чрезвычайно по­ пулярного грабительского «биз­ неса»? В милиции пока помога­ ют бесплатными советами: уси­ лить охрану автостоянок и ос­ настить машины системами спутникового слежения. Ну и, понятно, укрепить дисциплину водителей. В смысле как-то от­ бить охоту тащиться зо «левым» ИЗ почты «дв» КАК ОБЛЕГЧИТЬ МУКИ ЗАКОНОТВОРЧЕаВА? Пытаюсь всеми силами разобраться в дебатах, которые идут в Госдуме вокруг законов о новых ставках налогов, пенсиях и прочих очень важных делах. Поскольку понимаю, что эти реше­ ния непременно отразятся завтра на моем кошельке. Чем боль­ ше ратуют депутаты и правительство о б интересах населения, тем больше надо ждать подвохов. Так было в истории с Законом о б обязательном автострахо­ вании, помогающем страховщикам набить карманы и абсолют­ но ничего не давшем простому автовладельцу. Теперь вот об ­ катываются идеи, как прижать пенсионеров, как заповедные ле­ са и парковые зоны ловчее продать под постройку коттеджей, как повысить коммунальные платежи до «'юовня мировых цен»... Между тем есть очень простой способ облегчить депутатам муки законотворчества. Достаточно определить размер депу­ татской зарплаты, скажем, в три (не жалко для хороших людей!) прожиточных минимума. Тогда наши избранники вынуждены бу­ дут хоть как-то соотносить желаемое и действительное. А пока - сытый голодного не разумеет. Валентин КАЛУГИН, ветеран труда. ШЕБЕКИНО, Белгородская область. О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ I I I «1^рье интернасьональ»: I «В Санкт-Петербурге, вто- грузом куда-нибудь но Псков­ щину или Новгородчину. И последнее. Кок роз нака­ нуне в Петербурге открылся крупнейший автомобильный са­ лон, но котором представлены новые «Ягуары», роскошные «Мерседесы» и «БМВ», всегда считавшиеся машинами для за­ житочного класса. Поглазеть но новинки пришли автолюби­ тели всего города. Однако оп­ ределенная часть «среднего класса», делающего деньги но воровстве и скупке краденого, и в эти дни не дремало. Жерт­ вой похитителей стол... мусоро­ воз. Угонщики аккуратно ссади­ ли шофера за ближайшим уг­ лом и сиганули в неизвестном нопровлении. С баками, полны­ ми бытовых отходов. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. И о ч е р е д н о й ди е те | | в о ром городе России, многие I кафе и рестораны предлага­ ют меню без мясо, рыбы и I животных жиров с такими I блюдами, кок овощные супы I и салаты, для желающих со- ( блюдать [Тост, который за­ кончился только 11 апреля с I наступлением православной ■ Пасхи. «Несколько лет назад I мы доже и не знали о тех лю­ дях, которые соблюдают I Пост, это было делом бобу- I шек,' тогда кок теперь нош I ресторон рекламирует пост- | ное меню, которое, впрочем, пользуется большим успе- I хом», - рассказывает упров- ■ ляющий ресторана «Имбирь» I Николай Кличко. С момента распада СССР российские I власти явно сблизились с I православием, которое поч- I ти что играет роль госудор- | ственной религии. Однако, по словам православного I священника Алексея Вороно- ■ во, «в России сегодня нет I больше верующих, о есть : только люди, следующие за I модой. Есть люди, соблюдо- , ющие пост уже несколько лет, но большинство садится но диету лишь для того, что­ бы похудеть». О «МИГАЛКАХ», КОТОРЫЕ УЖЕ НЕ СПАСАЮТ «Таймс»: «Москва плани­ рует в ближайшие два года создать служ^ воздушных та­ кси, которые будут доставлять новых богачей с роскошных пригородных дач в шикарные офисы в центре, города. Строительный проект обой­ дется в 220 млн. фунтов, о билеты будут стоить от 40 до 80 фунтов. Многие богатые российские бизнесмены, пра­ вительственные чиновники и политики живут в коттеджах в пригородох Москвы, но стро­ го охраняемых участках. Но, по мере тога кок растут дохо­ ды, растет и количество ма­ шин, которые теснятся на улицах города с носелением, превышающим 10 млн. По­ ездка на работу и с работы, доже при наличии правитель­ ственных номеров, сирены и синей мигалки, может длиться часами. Из соображений без­ опасности только аварийные службы могут пользоваться вертолетами, до и то редко».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz