Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
это ВАМ НЕ Х(ЧЕЛСИ», А МАРС! По сообщению РИА «Ново* ст№, частная российская ком- лоиия представило проект по лета и высадки но Морс в "2009 году экспедиции в соста ве шести космонавтов. Среди разработчиков проекта » ве дущие космические фирмы России. Стоимость экспедиции соаовит 5-6 миллиордов дол ларов. Провдо, большинство слециолиСгов сходятся в том, что такая экспедиция может осуществиться не ранее 2012- 2013 годов. НОНН ..... .1 ВЫПУСК №12 ( 461 ) 13 апреля 2004 года Наш адрес в Интернете: ттМогпНс.ги В ГДЕ ГРАНЬ РАЗУМНОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО? Перед своим первым ша гом в космос мы больше дума ли о том, что сможем получить от него. И не задумались соиз мерить, что привнесем туда и, тем более, чем можем навре дить. Поэтоз^ полеты в космос аоли кок бы вторжением в аерильную среду космическо го пространства без глубокого осознания последствий: сотво рим, о потом посмотрим. Помню, в исследованиях Лу ны и планет Солнечной систе мы ученые СССР и США поду мали о том, кок обезопасить Землю и не занести но нее по возвращении космических ап паратов чуждые микроорганиз мы, создав для этого специаль ные карантинные службы. По нятная забота, совпавшая с интересами всех землян. Од нако сверхдержавы не взяли в расчет защиту самого космосо от йегативного воздействия ко смических аппаратов, полага ясь на его необъятность и не уязвимость. И вот ближний ко смос заполонили тысячи фраг ментов отроботовших аппара тов, тоннами сгорающих в ат мосфере по мере схода с ор- ’ биты, угрожая безопасности орбитальных полетов и не предсказуемыми падениями. Будущим поколениям еще придется разбираться с тем бездорожьем, в которое чело вечество преврощоет космиче ские дороги, хозяйничая том с позиции сильных и первых от имени всех народов. Последст вия такого вторжения в космос могут оказаться злом и обер нуться глобольными проблема ми, подобно тем, с которыми мы столкнулись но Земле при варварской добыче природных богатств в тундре, при хищни ческой вырубке лесов и мас штабной мелиорации, приводя щих к обмелению рек и обез воживанию морей. Мы забыли, что Земля - это заповедный оа зис во Вселенной. Сейчас с новой силой за звучали заявления о возмож ном полете человека но Морс. Но пора ответить, роди чего он туда полетит? Роди амбици озного самоутверждения? Но обоснованна ли это цель, ко гда у Земли существует доста точно технических средств, включая беспилотные аппара ты, чтобы получить ответ но все интересующие вопросы о происхождении Солнечной си стемы и нас самих. Тем более что с помощью таких инстру ментов, кок телескоп «Хоббл», мы уже заглядываем в те доли, за 15 млрд, световых лет, кото рых ном не суждено коснуться! К тому же беспилотный оп- порот не является носителем враждебности. Оно сосредо точена в человеке, в его разу ме и психологии. Пребывание человека но Луне не добавило ном новых знаний о ее строе нии и химическом составе к тем, что были привезены авто матическими станциями и луно ходами (новое поколение кото рых исследует Марс), хотя и убедило всех в огромных воз можностях покорения челове ком дальнего космоса. Ном, землянам, уже замусо рившим родную планету, надо бы «остановиться, оглянуться». Найти решение глобальных экологических проблем. И только выйдя но уровень пло- неторной культуры хозяйство вания, делать решительные ша ги в мир, который ном не при надлежит. Пока еще размыто, под спудно, но уже формируется в научно-технической элите пси хология колонизации космоса. Роньше это называлось сорев нованием в космосе, которое оправдывалось гонкой воору жений двух сверхдержав. Сей час должен быть иной посыл в продвижении в космос, гумани стический: не навредить При роде! Уступив ведущую роль в идеологии не только освоения космосо, но и мироустройства, мы поставили себя в разряд обслуживающих интересы США, признав их право дикто вать условия партнерства и ус танавливать ограничения. Всэ , идет к тому, что Америка с по зиций единоличного лидеро-бу- - дет определять каждому госу дарству его место и роль в просторах космоса, и под при крытием заявлений о необхо димости борьбы с террориз мом, ядерной угрозой навязы вать свои интересы. Возможно, и накладывая вето но космиче ские полеты неугодных ей стран, не пуская их но порог Луны, Морса и других планет. Россия, не имея ныне стра тегии развития, проедает не только свои ресурсы, но и ин теллектуальный и технологиче ский задел, живя лишь сегод няшним днем. Страна теряет ведущее положение в тех об ластях, в которых колоссаль ными усилиями, мотериольны- м1и и физическими, сумела ут вердиться, заняв передовые позиции в мире. Сегодня мы оказались но предпоследнем месте в десятке высокоразви тых стран. Нос уже обошли Южная Корея, Индия, Брази лия, Китай, Мексика. Мы про даем не только тонки, самоле ты, авианосцы, но и лицензии но все новейшее более силь ным в экономическом отноше нии государствам, которые по ка уступают ном в военных и космических технологиях. Ди кая ситуация: мы сами доем возможность этим странам на гнать нос том, где мы еще сильнее. А сами-то с чем оста немся? Они поднимутся, о мы утонем в своих политических и экономических неурядицах. Япония получает огромные ди виденды от вбрасывания но рынок своих технологических продуктов, умножая свой по тенциал для новых передовых разработок. А мы, от глупости или еще от чего, умиляемся, получая за передачу новейших технологий улыбки снисходи тельности. В начале 2004 года глава Российского авиационно-кос мического агентство Ю.Коптев но пресс-конференции подвел итоги деятельности за про шлый год и осветил состояние дел 8 отечественной космонав тике. Какую же картину он представил? Строительство МКС, которую мы рассматри ваем кок нош главный приори тет, приостановлено из-за ка тастрофы шаттла «Колумбия». , Лрбррдторный модуль в рос сийском сегменте МКС дост раиваться— не • будет - нет средств. Финансирование программ планетных исследо ваний ведется по остаточному принципу, ток кок до недавне го времени основные средства расходовали но строительство и обслуживание станции «Мир», о теперь тратим более 40 процентов из бюджета на Ме>кдународную космическую станцию. Научный задел уста рел, а затея разбогатеть за счет космических туристов со всей очевидностью провали лась. И с программами дис танционного зондирования Зе мли и метеорологии сложилась очень неважная ситуация. Се годня Москва вынуждена поку пать информацию о Земле с американских и французских спутников. Скоро, видимо, бу дем пользоваться индийскими и израильскими. Кок достижение Коптев представил договоренности о запусках в 2006 году ракето носителей «Союз» с разгонным блоком «Фрегат» с француз ского полигона Ку|:^ вблизи эк ватора. Выигрыш Франции от этой сделки понятен - оно ос вобождает производство для своей более мощной ракеты «Арион-5», о взамен «Арион-4» берет ношу ракету, близкую к ней по характеристикам. Идея то же, чтр и с нашим участием в создании морского старта «Си Лонч», о результат сомни телен. Спрашивается: кто счи тает ношу выгоду? То же са мое, что с ядерными отходами: опасную дрянь ввозим, ракеты вывозим, о что имеем? Трудно сти ношей космонавтики Коп тев объяснял стихией обстоя тельств. Но кто несет персо нальную ответственность за бездумное акционирование и провальную коммерцию? Приходится признать, что у тех, кому доверен российский космос, нет ни стратегии, ни философии, чтобы создать ре альную программу, отражаю щую национальные интересы России. Утопили станцию «Мир», пошли но поводу Аме рики в создонии МКС- Теперь топчемся но месте, поставив себя в зависимое положение от тех, кого обучаем. Америка в отличие от нос наращивает свое присутствие в космосе,, изучая планеты Сол нечной системы, проникая во Вселенную большими телеско пами, исследуя Землю множест вом спутников во всех доступ ных диапазонах. Президент США, выступая в конгрессе, обозначил стратегические це ли, представив их кок общече ловеческие: расширение при сутствия человека в космосе - полет но Морс - создание по стоянно действующей базы но Луне. А что же Россия? Ждем, что ном предложит Америка и ка кую роль отведет? Кошонавт Валентин Лебедев предостерегает от психологии колонизации космоса. Но Западе в университетах уже более 20 лет преподают курс космической политики, по нимая, что без подготовки спе циалистов, способных осмыс ливать путь исследования Сол нечной системы, без стратеги ческого подхода одними техни ческими проектами и научными успехами не обойтись. Европа объединяет свои усилия и уже создало транспортный ко рабль АТУ но смену нашему «Прогрессу». Большинство ев ропейских стран имеют про граммы, представляющие их национальные интересы, с по зиции которых они готовятся к сотрудничеству вне Земли. Тем самым они притягивают та лантливую молодежь, о мы ее отторгаем, разорвав преемст венность в развитии космонав тики. У новой власти космонав тика стало падчерицей. Худше го памятника таланту тех, кто посвятил ей жизнь, нельзя при- думоть. Освоение космоса проходит под благородными помыслами познания миро. Но разрознен ные устремления разных стран роди самоутверждения их могу щества в долгосрочной перспе ктиве накапливают опасности, не всегда осознаваемые роз- р^аботчикоми сомой техники. Плоды освоения космоса на глядны, о опасность растянуто во времени, скрыто вне Земли, но может обернуться конфрон тацией сильных государств. Открытие и освоение новых земель в период разобщенно го человечества имело целью взять богатство, захватить тер риторию путем вторжения. Это было но Земле, которая при надлежит нам всем. А в мир космоса мы входим незваными гостями и психологию захвата не имеем право туда нести. Присутствие человека неиз бежно порождает соперниче ство, о чем мы хорошо зноем. За словами о равенстве, духе сотрудничества, дружбе часто скрывается неискренность, за которой маячит интерес силь ного. Цели космических полетов и национальные программы по ра обсуждать в О О Н и полу чать согласие но них всего ми рового сообщества в рамках международного право, о при нятые решения следует широко освещать и доводить до наро дов миро. Шагать по просто рам космоса мы должны не врозь, кому кок заблагорассу дится, иначе вражда, порож денная вечным соперничест вом, может обернуться послед ствиями, за которые придется расплачиваться уже всем. Удаляясь от Земли, кок пут ник от дома, мы должны соиз мерять свои силы. Достаточно ли их, чтобы возвратиться в родной ДОМ"с ощущением того, что цель была необходимой и оправданной? Принесем из тех долей радость познания роди процветания Человечества или бремя еще больших раздоров и тревог? Валентин ЛЕБЕДЕВ, член-корреспондент РАН, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, директор Научного геоинформоционного центра. ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ СИГАРЕТА ПОД КОНВОЕМ Борьба за правовое госу дарство довела до того, что в Елобуге обвиняемых доставля ют но судебное заседание почками. И это в данном слу чае оправданно, ток кок в ро ли подсудимых здесь оказались сигареты. «Суд над сигаре той» - токую многодневную те атрализованную акцию прово дят медики и работники культу ры города для школьников 5-7 классов, видимо, сомневаю щихся, надо ли им бросать ку рить. Обстановка суда воспроиз ведена достоверно. Судьи в мантиях, про кури , свидетели, потерпевшие. Потерпевших, видимо, хватает: мало ли их, кашляющих, тяжело дышащих и имеющих но сигарету зуб, желтый и прокуренный. Но ес ли вдруг процесс затянется или дело отправят но дополнитель ное росследовоние, то можно будет вызвать в суд еще не скольких граждан, чьи свиде тельства будут ярки и убеди тельны. Один из них - летчик Александр, о происшествии с которым росскозоло орен- буржскоя газета «Яикъ». Этот курящий летчик служил в воинской части, которую расформировали. И ему, уво ленному в запас, пришлось пе реезжать в другой населенный пункт. Но последние деньги Александр нанял грузовик-са мосвал, погрузил в него мягкий уго лок, коробки с одеждой и прочее имущество и от- гуовились в путь. Сидя с водителем и женой в кабине, бывший летчик покуривал сигоре- ту за сигаретой, о окурки лихо вы щелкивал в окно. Ток они и ехали, пока не услышали резкий сигнал до гоняющей их лег ковушки. Водитель глянул в зеркало и увидел, что груз в кузове горит си ним пламенем. Огнетушителя под рукой не оказалось. Некото рое время бегали вокруг ма шины, но тут водитель закри чал, что у него полный бензо бак и что сейчас может рва нуть. Он вскочил в кабину са мосвала и, недолго думая, вы валил пылающий скарб в кю вет... К сожолению, уже не смо жет выступить но суде гражда нин Н., житель Борисовского района Белгородской области. Разве лишь его родственники захотят рассказать, кок он бросил окурок во дворе сво его дома и вошел в помеще ние. А выйти сквозь огонь и дым уже не смог. Вроде бы нет в этом случае ничего из ряда вон выходящего, но следует принять во внимание возраст курильщика. Покойный дымил папироской в свои зрелые 103 года. Между тем бросить курить никогда не поздно. Не ток дав но в Шоболинском районе Ки ровской области отпраздно вал 100-лентий юбилей сель ский житель Иван Яковлевич Павлов. И все отметили, что очень вовремя он бросил ку рить - в 98 лет. Сигорете в Елобуге, конеч но, вынесут суровый приговор. Лишь бы при этом школьники не перешли но трубку, у кото рой пока еще нет судимостей. Борис БРОНШТЕЙН. КУДА УЕХАЛ КРАН? ОН БЫЛ ЕЩЕ ВЧЕРА... ВНУКАМ ЮРЫ ДЕТОЧКИНА ИЗ ФИЛЬМА «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ» СТАЛО СКУЧНО УГОНЯТЬ «ВОЛГИ» ИЛИ «МЕРСЕДЕСЫ». ОНИ ВОРУЮТ ПО -КРУПНОМУ В питерском ГУВД хватаются за голову - угоны автотранс порта набирают обороты. При чем речь идет не о банальных легковушках, о о тяжелой строительной технике. Ток, но днях со стоянки авто транспортного предприятия «Порт» ушло целая колонна: самосвал, автокран и полупри цеп-тяжеловоз. Л АО «Ленгоз- теплострой» покинули сразу пять «КомАЗов». Противостоять группе угонщиков пожилые сто рожа не смогли. Они были свя- зоны и заперты в будках. Ана логично поступают и с охран никами некоторых транспорт ных и строительных компаний, о также непосредственно строй площадок. Вечером подъемный фон еще ворочал тяжелые блоки, о утром - тю-тю! Ни кро на, ни самосвала, ни бетоно мешалки. И следов никаких. Из полусотни произошедших за последний год случаев «угонов по-крупному» удалось роскрыть лишь несколько. Особенно тяжело расследо вать пропажи, когда шофер сом лезет но рожон. Предста вители преступной группировки предлагают водиле подхалту рить, и тот с удовольствием от правляется к черту но рога. Где-нибудь в лесочке, но грани це соседних облостей, его встречают несколько дюжих молодцев. Забирают до 1 ^мен- ты, право, технику и, чтобы не отчаивался, поят водкой. Пока поддатый мужик выберется но большую тропу, о тем более известит фирму о нанесенном ущербе, бетономешалку уже сдует свежим балтийским вет ром. Начальник 8-го отдела ГУВД Арсен Зогоштоков уверен, что в городе действует несколько хорошо организованных бонд, состоящих в основном из кав казцев. Оперативникам доже удалось кое-кого поймоть. А вот с возвращением техники законным владельцам дело об стоят неважно. «КамАЗ» - не иголка в стоге сено и доже не «Мерседес». Но если иномор!^ могут перепро дать или разобрать но запчасти, то строительную технику исполь зуют но честных новостройкох. Коммерческие фирмы, активно внедрившиеся но коттеджный рынок, и есть основные заказчи ки казенных самосвалов. Воро ванные машины обходятся в 2-3 роза дешевле, на каждой поку патели экономят кок минимум пору десятков тысяч долларов. Ток что игра стоит свеч. А вот где и кок искать казен ное добро, не ясно. Сыщики отправляются за город, о том но все четыре стороны кипит бурное капиталистическое строительство. Причем место массового или индивидуального возведения новых дворцов зо- годя огорожены высокими за борами с колючей проволокой и немигающими глазками теле камер. Что том за зобором - сом черт не разберет. И ведь не сунешься! Понятно, застраховавшись от неожиданностей, кто-то за ранее спасает свое имущество. А кто-то - чужое. Когда необхо димость в автокране или бето номешалке отпадет, их осто рожно перегонят но другой объект. Или, перебив номера и подсуетившись с документами, перепродадут коллегам. В слу чае же необходимости, дадут подельникам новый заказ. Но можно ли защититься от этого нового, чрезвычайно по пулярного грабительского «биз неса»? В милиции пока помога ют бесплатными советами: уси лить охрану автостоянок и ос настить машины системами спутникового слежения. Ну и, понятно, укрепить дисциплину водителей. В смысле как-то от бить охоту тащиться зо «левым» ИЗ почты «дв» КАК ОБЛЕГЧИТЬ МУКИ ЗАКОНОТВОРЧЕаВА? Пытаюсь всеми силами разобраться в дебатах, которые идут в Госдуме вокруг законов о новых ставках налогов, пенсиях и прочих очень важных делах. Поскольку понимаю, что эти реше ния непременно отразятся завтра на моем кошельке. Чем боль ше ратуют депутаты и правительство о б интересах населения, тем больше надо ждать подвохов. Так было в истории с Законом о б обязательном автострахо вании, помогающем страховщикам набить карманы и абсолют но ничего не давшем простому автовладельцу. Теперь вот об катываются идеи, как прижать пенсионеров, как заповедные ле са и парковые зоны ловчее продать под постройку коттеджей, как повысить коммунальные платежи до «'юовня мировых цен»... Между тем есть очень простой способ облегчить депутатам муки законотворчества. Достаточно определить размер депу татской зарплаты, скажем, в три (не жалко для хороших людей!) прожиточных минимума. Тогда наши избранники вынуждены бу дут хоть как-то соотносить желаемое и действительное. А пока - сытый голодного не разумеет. Валентин КАЛУГИН, ветеран труда. ШЕБЕКИНО, Белгородская область. О ВЕЛИКОМ ПОСТЕ I I I «1^рье интернасьональ»: I «В Санкт-Петербурге, вто- грузом куда-нибудь но Псков щину или Новгородчину. И последнее. Кок роз нака нуне в Петербурге открылся крупнейший автомобильный са лон, но котором представлены новые «Ягуары», роскошные «Мерседесы» и «БМВ», всегда считавшиеся машинами для за житочного класса. Поглазеть но новинки пришли автолюби тели всего города. Однако оп ределенная часть «среднего класса», делающего деньги но воровстве и скупке краденого, и в эти дни не дремало. Жерт вой похитителей стол... мусоро воз. Угонщики аккуратно ссади ли шофера за ближайшим уг лом и сиганули в неизвестном нопровлении. С баками, полны ми бытовых отходов. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. И о ч е р е д н о й ди е те | | в о ром городе России, многие I кафе и рестораны предлага ют меню без мясо, рыбы и I животных жиров с такими I блюдами, кок овощные супы I и салаты, для желающих со- ( блюдать [Тост, который за кончился только 11 апреля с I наступлением православной ■ Пасхи. «Несколько лет назад I мы доже и не знали о тех лю дях, которые соблюдают I Пост, это было делом бобу- I шек,' тогда кок теперь нош I ресторон рекламирует пост- | ное меню, которое, впрочем, пользуется большим успе- I хом», - рассказывает упров- ■ ляющий ресторана «Имбирь» I Николай Кличко. С момента распада СССР российские I власти явно сблизились с I православием, которое поч- I ти что играет роль госудор- | ственной религии. Однако, по словам православного I священника Алексея Вороно- ■ во, «в России сегодня нет I больше верующих, о есть : только люди, следующие за I модой. Есть люди, соблюдо- , ющие пост уже несколько лет, но большинство садится но диету лишь для того, что бы похудеть». О «МИГАЛКАХ», КОТОРЫЕ УЖЕ НЕ СПАСАЮТ «Таймс»: «Москва плани рует в ближайшие два года создать служ^ воздушных та кси, которые будут доставлять новых богачей с роскошных пригородных дач в шикарные офисы в центре, города. Строительный проект обой дется в 220 млн. фунтов, о билеты будут стоить от 40 до 80 фунтов. Многие богатые российские бизнесмены, пра вительственные чиновники и политики живут в коттеджах в пригородох Москвы, но стро го охраняемых участках. Но, по мере тога кок растут дохо ды, растет и количество ма шин, которые теснятся на улицах города с носелением, превышающим 10 млн. По ездка на работу и с работы, доже при наличии правитель ственных номеров, сирены и синей мигалки, может длиться часами. Из соображений без опасности только аварийные службы могут пользоваться вертолетами, до и то редко».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz