Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ га з е т а - 7 апреля 2004 г., № 67 (22195) ^Политика: разговоры на кухне Вся власть - “Аншлагу”! К ак выяснилось, эстрадного артиста Михаила Евдокимова на Алтае любят больше, чем теперь уже экс -губернатора Александра Сурикова. Причем больше аж на 3 7 тысяч человек! С одной стороны, тамошние избиратели проявили жуткий эгоизм . И з -з а них бедняга Ефим Шифрин вместе с Яном Арлазоровым и Кларой Новиковой должны будут надрываться, затыкая брешь в “Аншлаге” . А это дело непростое. В конце концов, начальников на Руси хоть пруд пруди, а такой артист, как Евдокимов, — единственный и неповторимый. Но есть ведь и обратная сторона медали . Ну с какой стати в министры или губернаторы нам двигать только хозяйственников, экономистов, финансистов, агрономов? Перекос получается. Д айте порулить и остальным гражданам . Неважно чем , но дайте . Губернаторский взлет комика Евдокимова отнюдь не ис ключительный факт, когда, по меткому наблюдению Ивана Крылова, пироги у нас доверяют печь сапожнику, а сапоги тачать пирожнику. Пример, между прочим, показали в Мос кве. Допустим, федеральную службу рыболовства возглавил инженер электросвязи, экологией занимается железнодорож ник, здравоохранением — выпускник института электрон ного машиностроения, недрами — ветеринар... Я не думаю, что эти ребята разбираются в порученном им деле лучше, чем эстрадная “звезда” в губернаторских проблемах. Так что не стоит сильно удивляться или недоумевать. Похоже, наша демократия доросла-таки до американской, когда голливудский актер Рейган сел в президентское крес ло, а его коллега Шварценеггер — в губернаторское. Правда, я слышал краем уха, что Рейган до того был то ли сенатором штата, то ли конгхюссменом, иначе говоря — имел не толь ко опыт съемок в кинобоевиках. А наш Михаил Сергеевич перебазируется в кабинет гштайского главы прямо с телеэк рана, не успев досказать очередную шибко народную байку про красную морду. Однако это все детали. Главное — свер шилось. Опытным путем удалось доказать: в начальство у нас может попасть кто угодно. Независимо от рода занятий, образования, навыков и прочих второстепенных обстоя тельств. Во всяком случае, алтайцы отныне начнут жить гораздо веселее, чем раньше. На заседания административного сове та можно будет даже билеты продавать, что значительно по полнит краевой бюджет. Ну, конечно, до чукчей алтайцам все равно далеко. Однако факт остается фактом: российская демократия развивается с завидным ускорением. И вот в свете этих новых веяний, я полагаю, передовое начинание далекого, но нашенского края надо подхватить и распространить. Вон сколько еще незадействованных во вла сти “звезд” разной величины. И не только в “Аншлаге”. Наверняка в любом регионе “на ура” пройдут хоть Филипп Киркоров, хоть Витас, хоть обе “татушки”. А нам в области сам Вог повелел звать на царство, то бишь на губернатор ство, саму Аллу Борисовну Пугачеву. Она же, считай, мест ная, как Евдокимов для алтайцев: когда-то по молодости лет в здешней филармонии пела. Вот пусть и приезжает нами володеть и управлять. А коли ей, сердечной, без “фанеры” непривычно б^;с|,ет всякие собх^ания да совещания проводить, то мы ей “';^Дра6ке^ установим. Но чтобы там ^е какие-ни будь песенки про айсберг в океане или про настоящего пол ковника звучали, а солидные губернаторские указания. К примеру: “Я требую повышения собираемости налогов, ина че налоговики услышат мое непреклонное “чао, бамбино, сорри...” Короче, российский электорат готов продемонстрировать свою возросшую демократическую зрелость, ответственность и политическую культуру. Чем мы все хуже алтайцев? Нам тоже годятся и полный “Аншлаг”, и полный абзац. А далее — все с красной строки... И. НЕВЕРОВ. ^Проверки на дорогах Взаимноеуважение - залогбезопасности в “Липецкой газете” уже сообщалось о том , что с 5 по 11 апреля на всей территории России пройдет Неделя безопасности дорожного движения. Эта международная акция проводится под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций. Ее главная цель — повлиять на поведение человека на дороге , уменьшить количество аварий и сохранить жизнь людей. О том , какие мероприятия проводятся в эти дни для укрепления порядка и дисциплины на дорогах области, шла речь на пресс-конференции, состоявшейся в понедельник в областной администрации. Открывая встречу, заместитель главы администрации области Юрий Алтухов отметил, что на дорогах области в последнее время сложилась очень напряженная обстановка. Только в прошлом году в автокатастрофах погибли 300 че ловек, более двух тысяч получили ранения. Причем гибнет самая активная, трудоспособная часть населения. В резуль тате экономический ущерб, полученный от ДТП, составил три миллиона рублей. Тема начавшейся Недели безопасности движения — “Аг рессивное поведение на дорогах”. Это одна из серьезнейших сегодня проблем. Почему-то многие водители считают: если дорога хоро шая, значит, можно без ограничения увеличивать скорость. С таким поведением мириться нельзя. Сотрудникам дорож но-патрульной службы, руководителям автотранспортных предприятий, как отметил Юрий Алтухов, необходимо бо лее наглядно и убедительно показывать водителям вред и опасность лихачества, те трагические последствия, к кото рым оно приводит. Другая беда. С каждым годом все больше водителей са дится за руль в пьяном виде. Поэтому не случайно в рамках акции будет проведена профилактическая операция “Не трезвый водитель”, причем с применением к нарушителям самых строгих мер наказания. Говорилось на пресс-конфе ренции и о необходимости ужесточить законодательные акты, регулирующие поведение участников дорожного движения. Ведь не секрет, что наши законы во многом слабее по своей карательной силе, чем в странах Европы. Было также высказано пожелание более тесного сотруд ничества работников ГИБДД с прессой. Как отметил Юрий Алтухов, надо чаще показывать в средствах массовой инфор мации все то, что случается на наших транспортных магист ралях. В том числе и трагические ситуации. Пусть люди уви дят тяжкие последствия автокатастроф и делают выводы. Итак, Неделя безопасности дорожного движения старто вала. Будем же взаимно вежливы на дорогах. Это не только прюявление культуры, но и залог безопасности. Внести свою лепту в акцию может каждый. Например, водителям реко мендуется в эти дни ездить в городах и населённых пунктах области со скорюстью 50 километрюв в час, вместо установ ленных 60-ти, и с включенным ближним светом фар. Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. ^Монологи О главном Богато то общество, вкотором дороги ЛЮДИ Так считает липецкий предприниматель Алексей ИСТОМИН Формирование и развитие важнейшего сектора экономики, каким является малый и средний бизнес, сегодня в России объективно необходимо. После серьезных изменений и структурных ломок, прошедших в реальном секторе экономики страны, вопрос занятости населения обретает важное социальное звучание. «Челночество» — как одна из форм выживания, киоск, прилавок уходят в прошлое. На повестке дня стоит задача создания необходимых условий, в которых малое Познать самих себя — Почему проблемы раз вития малого и среднего пред принимательства так важны? Почему их обсуждению по священо много разговоров и так мало положительных сдвигов? А ведь быстрое их решение во всем комплексе задач — это и социальная ста бильность общества, и нало ги, и занятость, и раскрытие деловой активности, развитие конкуренции, и новации, и инновации, и так далее. По чему актуальная задача тгпс медленно решается? Причин тому несколько. Обсуждать её начали с се редины 80-х годов прошлого века, при Горбачеве. Понят но, что в первую очередь бро сились «срисовывать* запад ные образцы. Тех, кто разум но предлагал идти своим пу тем, учитывая особенности экономики, не слушали. Не было понимания — в каком нащжвлении действовать, как обеспечить правовую, финан совую, организационную под держку. Не было приорите тов, предпосылок, необходи мых знаний да и политичес кой воли. И лишь к середине 90-х годов общество и поли тики осознали, каким значи тельным политическим и эко номическим потенциалом об ладает этот сектор экономи ки. Но и спустя десять лет способны ли мы раскрыть этот потенциал сполна? Осоз наем ли мы, предпринимате ли и власть, — каково же наше место и роль в многооб разных и сложных обще ственно-экономических взаи мосвязях? Думаю, что не вполне. Может быть, 10-15 процентов, занятых в бизне се, сумеют грамотно ответить на этот вопрос. Среди чинов ников — и того меньше. Даже терминологическое оформле ние нашего занятия не впол не прояснено . «Малый», «средний* бизнес — какое со держание несут эти опрюделе- ния? Какие критерии, пара метры заключают они? Ни в одном документе, ныне суще ствующем, ответа не найти. А ведь почти два десятка лет об суждаем проблему! То есть получается — субъект и объект обсуждений не имеет лица? Так давайте, наконец, это лицо «нарису ем*, определим его черты. Вместе — и власть, и сами предприниматели... Чиновник — помощник или досадное препятствие? — Для любого, занятого в малом предпринимательстве, проблема отношения с влас тью в лице его представите- ля-чиновника всегда головная боль. Не случаен стереотип, что чиновник — всегда пре пятствие на пути свободного развития бизнеса. Думаю, это неверный взгляд. Чиновниче ство можно разделить на три категории: у1р-чиновники (высший слой властной бю рократии), среднее звено, «ру левые* (руководители коми тетов и департаментов), и низ шее звено, «исполнители*. Чиновники первых двух ка тегорий — наши активные союзники и помощники. Все, что в их компетенции, они де лают. Если плохо получается — это не вина их, а, скорее, беда. Но задачу обеспечения социальной стабильности, со здания привлекательного ♦лица* региона, создания толковых местных законов они решают. Чиновники среднего зве на также активны. Контроли руют соблюдение законода тельства, обеспечивают взаи модействие между властью и предпринимателями, вника ют в реальные проблемы. А вот образ «врага* прюдприни- мателей относится как раз к чиновникам низового звена — регистрирующих органов, пожарных, работников сани тарных служб и так далее. И повлиять на его “ретивость” очень трудно, ведь формаль но он исполняет многочислен ные служебные инструкции, нормативные требования. На давить сверху — значит по будить к нарушению этих са мых инструкций? Абсолютно неконструктивный подход. Проблема должна решаться иначе... Главное здесь — из бавиться от привычных сте реотипов. «Большой скачок»: возможен ли он? — в одном из недавних своих интервью глава адми нистрации области Олег Ко ролев задачу «номер один* определил как развитие ма лого предпринимательства. Прочел я это и обрадовался: замечательно! Но, когда стал читать далее, задумался. Ведь цель-то, им сформулирован ная, непроста: добиться, что бы доля малого и среднего бизнеса в доходах области достигала 40 процентов. Очень серьезное заявление, в реализации которого я позво лю себе усомниться. И за счет чего, какими средствами эта высокая планка достижима? В Великобритании предпри нимательский сектор эконо мики занимает 52-55 процен тов, в Германии — 50-53, во Франции — 55-62, в США — 50-52 процента. Выходит, наша область должна под няться на уровень передовых стран мира? Какой же рычаг подымет наше предпринимательство до столь головокружительной высоты? Удивительно, но власть решение задачи видит прежде всего в финансовой сфере. И не жалеет средств для этого — погашает кредит ные ставки, фиксирует цены на аренду имущества и так далее. Конечно, такая под держка важна. Но она ли только оказывает положи тельное влияние? И всегда ли, во всем ли необходима? Все гда ли вкладываемые средства эффективно работают на по ставленную задачу? Или зачастую тратятся на взятки тем же чиновникам?.. Также мал их эффект, если они выделены под «сырой* бизнес-проект. Но, может быть, в ряде случаев предпри нимателю нужна не фингшсо- вая поддержка, а другой ин струмент или форма поддер жки? То есть очевиден форма лизованный подход: мы даем вам деньги, раскручивайтесь! А если эти деньги напра вить по другому руслу, по смотреть — какова будет их отдача там? На мой взгляд, куда важнее сегодня форми ровать и развивать инфра структуру бизнеса... Нужны ли услуги предпринимательству? — Проще говоря, надо со предпринимательство может обрести цивилизованные черты. С тем , чтобы наращивать сегмент своего влияния на экономику регионов и всей страны. Так , как это происходит в развитых странах. О проблемах развития малого предпринимательства в нашей области, о том, что необходимо сделать, чтобы актуальная задача решалась быстрее и эффективнее, размышляет известный липецкий предприниматель Алексей Истомин. здавать нормальные условия для нормальной работы предпринимателей. Прихо дит в область потенциаль ный инвестор и, ргизумеется, просит обеспечить правовое сопровождение его бизнеса. Готовы ли у нас предложить такую услугу? А страхование коммерческих рисков? А ре гистрация прав собственнос ти? Депозитарные услуги? Инвестиционной консал тинг? Я вот хочу, например, ре ализовать инвестиционный проект совместно с итальянс ким предпринимателем. Но смогу ли я должным образом осуществить глубокий анализ проекта, даже располагая се рьезными знаниями? В обла сти мне никто не поможет. Значит, надо заключать дого вор с консалтинговой компа нией в Москве. Не только мы, но и инвес торы, приходя в область, ощу щают нехватку инструментов, необходимых для ведения эффективного и прозрачного бизнеса. Те же проекты, что реализуются, преодолели все барьеры с помощью своих спе циалистов или привлечен ных, опять же из столицы, консультационных фирм. Удивительно, что инфра структура бизнеса, о которой я говорю, в соседних облас тях развита намного шире и глубже. А ведь потенциал их намного ниже нашей. Липец кой, области. Почему? Отча сти, мне думается^’в силу пСй-'' хологического фактора: у нас есть «локомотив* экономики — НЛМК, а потому развитию предпринимательства долгое время не уделялось должно го внимания. У соседей эта проблема стояла острей, а по тому и гштивнее развивалась: создавались структуры широ кого спектра услуг, активно осваивался рынок... Хотя ситуация начала ме няться в лучшую сторону. Главой администрации обла сти подписано с председате лем ЦЧ банка Сбербанка РФ соглашение о финансирова нии проектов малого предпри нимательства на сумму 6 мил лиардов рублей. Это серьез ное решение, надо лишь эф фективнее и рациональнее ис пользовать привлекаемые средства. Отрадно, что в со глашении есть пункт о созда нии в области центра иннова ционного роста — с целью оказания спектра услуг пред принимателям. Какие же шаги надо сде лать для поддержки, для того чтобы финансы, бюджетные и привлеченные, работали бо лее эффективно? Выскажусь чуть позже, а пока... Не бояться «приукрашивать» лицо области! — Привлекательный имидж региона — один из весомых факторов развития предпринимательства. Но все ли делается у нас для того, чтобы как можно пол нее показать действительно, а не на словах, «красивое лицо* области? Вот читаю журнал «Эксперт* с рейтин гом территорий РФ по ре зультатам исследований за 2002-2003 годы. Наша об ласть занимает 32 место, впереди — Воронежская, Курская. Но все отнесены в группу «с пониженным по тенциалом и умеренными рисками*. А вот Белгородс кая — в группе «со средним потенциалом и минимальны ми рисками». В чем дело? Оказывается, нас тянет вниз экологический показа тель... Я не анализировал мето дику «Эксперта», но согла ситься с выводом не могу. У нас очень высоки финансо вые, производственные, эко номические показатели . Область наша золотая! Но почему выводы сторонних экспертов должны отпуги вать инвесторов? Почему один показатель серьезно искажает всю перспективу? А ведь свои информацион ные возможности, в проти вовес, мы используем слабо. Когда, по поговорке, «без меня меня женили», почему занимаем пассивную пози цию? Но, чтобы делать это про фессионально и квалифици рованно, мы сами должны досконально знать, какими возможностями располага ем. Это нужно не только для внешнего инвестора , но прежде всего — для пред принимательского бизнеса внутри области... От теоретических схем — к подлинному знанию — До сих пор предпри нимательство развивается если не вслепую, то уж на верняка с зашоренными гла зами. А задача, которая ста вится перед ним, требует яс ного и глубокого познания экономического простран ства, где оно действует. Хо рошо ли мы знаем свои воз можности и свои потребнос ти? Куда направлен вектор дальнейшего развития? По чему активная часть населе ния входит в рыночный ла биринт, не имея в руках нити Ариадны? А ведь в других областях давно ведутся подробные комплексные исследования рыночного пространства тер ритории. Исследуются ха рактеристики рынка, его ем кость, деловая активность населения, уровень конку ренции, его сегменты и так далее. Все это, в общем-то, аксиома, но она до сих пор плохо затвержена нами. А ведь без подробного и регу лярного анализа процессов видеть, какие сегменты рын ка перенасыщены, какие бедны, невозможно, как не возмож но регулировать спрос и предложение. А чтобы соответствовать постулату «Нужный товар — в нужное время, в нужное место!*, как обойтись без вышеперечисленных иссле дований? Давно вынашиваю идею создания в Липецке Центра бизнес-консалтинга, кото рый может стать серьезным подспорьем и власти, и пред принимательским структу рам в оказании широкого спектра услуг. Надо созда вать комфортные условия для работы предпринима тельских структур — и тем, кто давно занят бизнесом, и тем, кто хочет начать свое дело, нашим стратегическим партнерам и инвесторам. Надо выращивать, образно говоря, своего толкового и грамотного предпринимате ля. Не финансовой помощью и поддержкой только, а по могать рассчитывать бизнес- проекты, минимизировать ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. их затраты, заниматься ло гистикой, транспортными коммуникациями и так да лее. Вот сейчас заговорили о развитии бизнеса на селе. Серьезная проблема, но ка ков путь её решения? Выде лять средства — это не вы ход. Надо чётко представ лять, как, в каких услови ях ростки предпринима тельства будут подниматься. Надо наконец создавать слой предпринимателей из самих сельских жителей... Объединяйтесь! — Чем бы ни занимался предприниматель, как бы ни разнился бизнес, общих задач у нас больше, чем спе цифических. А значит, дос тижение частных интересов будет намного легче, если будут решены общие. Но для этого необходимо объе динение структур малого бизнеса. Для того, чтобы глубже видеть перспективу разви тия, сегодняшнее социаль но-экономическое состояние в регионе, процессы, иду щие в нем, тенденции. Вот, например, области требует ся 2400 специалистов — 70 процентов на восполнение естественной убыли, 30 — на развитие. Свободных ра бочих мест уже сейчас — 8 тысяч, пособие по безрабо тице получают около 4 ты сяч липчан. О чем это гово рит? Области грозит кадро вый кризис! В комплексе проблем, мною очерченных выше, это приведет к тому, что инвес тиции, могущие прийти к нам, некем будет осваивать — квалифицированных ра ботников становится все меньше. А ведь область — одна из лучших в России. Надо, наконец, уяснить — что же собой представля ет нынешний предпринима тель? Какие у него цели? Только лишь для того, что бы богатеть любой ценой? Или добиваться уважения и достоинства в глазах обще ства тоже? Стремиться де лать добро не только для себя, своих близких, но и для общества... Да, процесс объединения шел всегда, но скорее по «цеховому* признаку, по интересам. Нам нужно дру гое объединение — корпора тивное, отраслевое, чтобы совместно с властью решать задачи огромной социаль ной и экономической важ ности. Помните, 50-55 про центов в Англии, США, Гер мании? К сожалению, предпри ниматели области занимают здесь довольно пассивную позицию, лишая тем самым самих себя мощного инстру мента поддержки своего дела. Как и фрагментирова ны, растащены по ведом ствам усилия чиновников по координации работы с нами. Объединение, считаю, эту задачу решало бы на много эффективней. И чи новнику, и бизнесмену не пришлось бы вставать, как говорят, «лицом к лицу* — этим бы занималось объеди нение предпринимателей. Не нужно держать в штате или привлекать со стороны юриста, маркетолога, экс перта, аудитора и так далее, — все эти функции взяло бы на себя объединение. Считаю, что создание та кой структуры — важней шая задача времени. Усло вия для этого есть, нужна согласованная воля власти и предпринимателей. «Хочешь стоять на месте — надо бежать!» ■VI — Эту, парадоксальную,.^ на первый взгляд, мысль Льюиса Кэррола я повторяю часто. Если мы хотим сохра нить свой бизнес, укрепить его позиции в экономике, сделать устойчивым — надо бежать, стремиться вперед. А без объединения, пооди ночке, этого не сделать. Только объединившись для решения общих целей и за дач, малый бизнес подымет ся до планки, обозначенной Королевым, — 40 процентов в экономике области... Я лишь в общих чертах обозначил направление ра боты. Но уже сейчас надо со здавать условия для объеди нения. Его со здани е должно идти параллельно с форми рованием областной инфра структуры бизнеса(обучаю щие агентства, инвестици онный консалтинг, депози тарные услуги и многое дру гое), созданием маркетинго вого портрета нашей терри тории. Надо обозначить чет кие приоритеты, обозначить цель, заинтересоваться ею, ощутить выгоды, которые раскрываются. Нужно мно го работать! Малый бизнес, если го ворить о его перспективах, невозможен без изменения общественной его оценки. Да, он начал работать на ак тивах, созданных всеми. Да, многое на первых этапах оказалось непривлекатель ным. Сложился определен ный стереотип оценок, от которого, рано или поздно, надо у х о ди ть , обретать гражданское и социальное достоинства. Необходима новая, корпоративная эти ка, новая культура предпри нимательства. В этом згшо- жен глубочайший смысл: мы — часть общества, а зна чит, должны уважать его и быть уважаемыми, быть по лезными людям. Ради это го надо потрудиться очень серьезно. Записал Владимир ПЕТРОВ. ^ П роисшествия Фляги воровали дуэтом По данным главного зпнравления по делам ГО и ЧС, за минувшие сутки на территории области произошло восемь пожаров. В ночь на вторник в Липецке на улице Зои Космодемьян ской по неустановленным причинам загорелся автомобиль ВАЗ-2109. Приблизительно в это же время в селе Фащевка Грязинского района на улице Лесной возник пожар в одном из домов, огнем уничтожена кровля и внутренняя отделка помещения. Несколько сообщений из милицейских сводок. На лестничной площадке одного из домов, расположен ных на улице Циолковского в областном центре, с признака ми насильственной смерти обнаружен труп женщины, пен сионерки 1945 года рождения. За совершение преступления следственно-оперативной группой милиции задержан нера ботающий двадцативосьмилетний С. В торговом зале магазина “Продукты” на улице Парковой в Липецке неизвестный, угрожая ножом продавщице, похи тил пятьсот рублей. По горячим следам грабителя удалось задержать, им ока зался двадцатичетырехлетний неработающий К. В ночь на понедельник из частного дома, расположенного на улице Лебедянской, совершена кража пяти фляг, газового счетчика и электродрели. Сотрудники милиции задержали подозреваемых в преступлении неработающего Н. 1971 года рождения и его двадцатидвухлетнюю подельщицу. В одном из домов села Верхнее Дрезгалово Краснинского района в понедельник с признаками отравления угарным га зом обнаружены трупы двух мужчин и женщины. Сообщение о случившемся поступило в управление вн^тгренних дел от главы сельской администрации. Начато расследовгшие. Как сообщили в пресс-службе областного управления госавтоинспекции, позавчера в области произошли два до рожно-транспортных происшествия, один человек погиб, два получили ранения. В Липецке на улице Папина в районе Центрального про довольственного рынка неустановленный водитель допустил наезд на пешехода, женщину 1943 года рождения, которая госпитализирована. Виновник случившегося впоследствии был задержан. На автодороге Измалково — Лебяжье в Измалковском районе водитель автомобиля ВАЗ-2110 совершил наезд на двух пешеходов, один из них, двадцатичетырехлетний муж чина, с черепно-мозговой травмой госпитализирован, второй, мужчина 1986 года рождения, с множественными перелома ми был доставлен в медучреждение, где позже от получен ных травм скончался. Служба новостей “Липецкой газеты”.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz