Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

1 4 я н в а р я 2 0 0 4 г . . № 6 ( 2 2 1 3 4 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^уОбзор писем Чем можем поможем 5 или Давайте познакомимся... Декабрьскую почту не назовешь обильной — в предновогодних заботах и хлопотах людям было не до писем. Однако 130 человек — верные наши читатели и авторы — нашли время /у1Я тогО, чтобы черкнуть в редакцию хотя бы несколько строчек с поздравлениями и пожеланиями в адрес хсурналистов «ЛГ». Липчанка Анжелика Заостровская добрым словом отметила две декабрьские публикации в нашей газете — «Как разрушить сте­ ну...» Елены Бредис и «Каликинцы — порода особая» Галины Сте- панцовой. В целом же почта декабря отличалась разнообразием тем и ши­ ротой географии. Оказывается, «Липецкую газету» читают даже во... Владивостоке, откуда нам написала Алла Шаповалова-Овсеен­ ко. Давным-давно она работала на Новолипецком заводе, в лабора­ тории кислородного цеха, но 35 лет назад уехала из Липецка. Не­ давняя встреча с городом потрясла ее, а приехав домой, она не удержалась от восторженного письма: «Город просто не узнать! Всюду чистота, скверы и парки ухожены, чувствуется забота руководите­ лей о благоустройстве Липецка. Впечатляет архитектура жилых мас­ сивов и административных зданий, учреждений культуры, обустрой­ ство площадей с их памятниками...» Тоскует по липецким местам и Анатолий Проскурин из Мол­ давии. Родился он в Задонском районе, много пережил на своем веку, а вот на старости лет потянуло его в отчий край, да Так, что сил нет. «Возьмите меня, пожалуйста, на родину... Возможно, в Липецке найдется для меня хоть какая-то квартира...» К своему письму он приложил целую оду о селе Донском и милых сердцу местах, но, как не велика его любовь к родине, квартирами для «блудных сынов» она явно не располагает... Из города Шахтинска Карагандинской области постоянно пи­ шет нам Вера Михайлова, а из Кировской области — Валенти­ на Курдюкова, проживающая в селе с символическим названием Пещера, судя по описаниям ее бедственного материального поло­ жения, к тому же и на Северной улице. Хочется верить, что в нашей области так туго, как в этой Пещере, никому не приходится, чтобы взывать о помощи далеко за ее пределами. Хотя проблем хватает и нашим жителям. Александр Сухарев уже в котором письме крайне озабочен порядком во дворах и подъез­ дах и призывает молодежь выкидывать мусор исключительно в урны и не выдергивать посаженные деревья, приводя в качестве приме- § а... Сингапур, где за брошенный на тротуар окурок штрафуют на 00 долларов. Интересно, может ли там вообще прийти кому-ни­ будь в голову вырвать куст или то же деревце с газона — и что ему тогда за это будет? А некто Ф. Азимов из Липецка сетует, что у него украли деньги — 800 рублей, и теперь нечем заплатить за квартиру, да и вообще жить не на что. Он надеется, что среди подписчиков «ЛГ» найдутся люди, которые захотят и смогут ему помочь. Тем более что в святки на Руси всегда случаются чудеса... Часто негодующая в своих письмах Светлана Грачева не изме­ нила себе и на этот раз: ее удручает состояние проселочных дорог в области, особенно в селе Стегаловка Долгоруковского района и близлежащих населенных пунктах, утопающих в грязи большую часть года. Она предлагает шлаком, который, по ее мнению, на ОАО «НЛМК» стоит копенки, засыпать дороги в глухих селах... А вот Татьяна Ивановна из Липецка страдает от одиночества — и посему пишет стихи. Скажу прямо — это даже не стихи, так они просты и безыскусны. Почему же они трогают душу? Скорее всего потому, что напоминают старинный русский женский плач, в кото­ ром слышится тоска по несостоявшемуся женскому счастью, неза- давшейся судьбе... Вечная бабья горечь и сегодня находит выход в народном творчестве. Это ли не чудо 21 века с его поп-культурой? Когда-то моя бабка — кстати, совсем не старая женщина — луч­ ше всех в своей псковской деревне голосила: то бишь пела по ушед­ шим в мир иной. Тоже было искусство. Может, в причитаниях бабы Тани как раз и слышится прощание с близкими, с собственной жиз­ нью: Прожила я век, протрудилася, Никогда н / ^ ^ ^ р ^ и л е ^ с ^ ,» , * , я;,. « * Только^лрзр! из глазктилися... ^ Ой, Госпори, только ш 'Энаешь да я, ' ' ' Какая у меня трудная судьба, С малых лет я д о самой старости За больными ходила, старалася, А теперь осталась одна. Уже третий гтЛочек, как сестрица моя Умерла, ' А я с нею всю жизнь прожила. Она мне за родную матушку была... Не подумайте, что наши авторы замыкаются в своих личных про­ блемах и только и делают, что плачут о себе: они мыслят очень даже глобально. Крайне возмущена действиями Джорджа Буша в Ираке и его претензиями на мировое господство гражданка А. Гришина из Тербунов, через нашу газету обращающаяся к мировому сообще­ ству с предложением укоротить зарвавшегося президента США. Читают же нас на Дальнем Востоке и в ближнем зарубежье, а там и до мирового сообщества — рукой подать... Декабрь, кстати, ознаменован большим количеством писем на политическую тему: выборы — одно слово. Обстоятельно их итоги анализирует Евгений Осипов, считающий, что мы живем в демок­ ратическом обществе и массовость при голосовании — залог успеха для изменения жизни к лучшему: но пока-то на выборы ходят власть и деньги имущие, отсюда и результат. Большие надежды Евгений Дмитриевич возлагает на блок «Ро­ дина», а Клара Александрова, наоборот, вообще от депутатов Гос­ думы ждет мало хорошего. Да и как иначе, пишет она,- если 63 на­ родных избранника за прошедшие 4 года не являлись на свои рабо­ чие места. Зачем Думе решать народные проблемы, когда предста­ вителей от этого самого народа там нет? А те, кто ее составляет, заботятся в первую очередь о собственных доходах и благосостоя­ нии. Так что бедность, считает она, запрограммирована. Александр Губин из Грязинского района продолжает уповать только на КПРФ, невзирая на ее подмоченную стараниями много­ численных противников репутацию, а Валентин Костеньков из Ельца полагает, что нынешняя КПРФ сама дискредитировала партийные принципы и социалистические идеи нежеланием и неспособностью по-настоящему работать с народом, с массами, ждет, когда народ сам приведет ее к власти, устав от нищеты и унижения... Однако народ наш терпелив и покорен, никого и никуда он не приведет, пока будет прятать голову в песок и биться за свои права шепотом на кухне или анонимками в редакцию. «Мы, — пишет без­ вестный автор, — на вас не обижаемся, когда вы не печатаете наши письма». Но помилуйте, люди добрые, давайте для начала познако­ мимся. Если вы боитесь указать адрес и фамилию, добиваясь всего лишь справедливости и порядка в коммунальной, социальной или иной сфере, где ничто не угрожает вашей жизни или безопасности, или даже вообще ратуете за народ и Россию, не подписываясь при этом под своими гневными воззваниями, то как вам верить и как помочь отстоять ваши права и интересы? Напоминаю, что письма в редакции рассматриваются только те, где указаны все паспортные и иные данные авторов. Среди них есть и неисправимые оптимисты, с удовольствием пишущие в газету о хорошем. Например, Анатолий Бородин рассказывает, как он с товари­ щами во времена не столь давние организовывал помощь для боль­ ных Плехановской больницы, вовлекая в это благородное дело мас­ су людей, которые приносили пациентам одежду и обувь. Сейчас в больнице ситуация улучшилась, но тому примеру, считает Анатолий Иванович, вполне можно следовать для поддержки малоимущих се­ мей или обедневших стариков, оставшихся без попечения детей и родственников. Сам он очень благодарен бывшим руководителям сына по служ­ бе, отработавшего свое в милиции и потерявшего здоровье после командировки в Чечню. Уже шесть лет, пишет Анатолий Иванович, сослуживцы проявляют заботу о его сыне, поддерживают не только материально, но и морально. А Валентина Парамонова и Валентина Козьякова доверили газете передать их спасибо медикам: первая благодарность от лица группы пациентов адресована кардиологическому отделению город­ ской больницы N9 1, а вторая — терапевтическому отделению Ли ­ пецкой больницы скорой медицинской помощи, где Валентину Ива­ новну буквально поставили на ноги. Целый год до этого она занималась «хождением по мукам»: до­ бивалась от ЖЭКа № 12 ЖЭУ-2-4 выполнения ремонта в залитом коридоре и туалете. Однако там потеряли акт, а сама она с этим ремонтом — здоровье, которое ей восстанавливали в БСМП... Приятное удивление вызывает письмо социального работника из села 2-е Тербуны Анны Володиной. Чаще бывает наоборот: пре­ старелая подопечная поздравляет свою «хожалку» в надежде распО' ложить к себе или отблагодарить за услуги. А тут социальный ра­ ботник с любовью рассказывает о бабушке, Татьяне Астафьевой, которой 19 января исполнится 80 лет. Анна Дмитриевна обслужива­ ет 7 человек почтенного возраста — и все у нее добрые и хорошие, представляете? Но у Татьяны Васильевны, считает она, судьба особая: потеряв мужа и племянников, воспитанных ею, женщина осталась одна, но ^ пала духом. Отработав всю жизнь в больнице сестрой-хозяйкой, ^ а и сегодня чистоплотна и аккуратна, печет вкусные пироги и все­ гда рада гостям, которых не о тп я ти т без чая.............. Редакция присоединяется к этим поздравлениям и желает всем нашим читателям здоровья и благоденствия, друзей и помощников, добра и покоя, а «Липецкая газета» чем можйт — поможет. Подробнее о том, что же она все-таки может и.как поддержива­ ет авторов писем, обратившихся в редакцию, можно будет прочи­ тать в ближайшем выпуске нашей рубрики «Читатель — газета», да и во всех последующих тоже... Эмма МЕНЬШИКОВА, редактор отдела писем и социальных проблем. гВыставка Опершись на подоконник Зачем одни люди пишут картины, а другие ходят на выставки? Я думаю, все из за того, что Господь не в равной мере наделил нас талантами. Художники обладают даром особого видения жизни, но за это вынуждены нести свой крест —однажды прочувствованное, острое, незабываемое впечатление они не могут носить в себе. Они обязаны поделиться им с людьми. А люди, ненасытные в своей жажде знаний и новых впечатлений, стремятся увидеть мир с неожиданной точки зрения, в неожиданном ракурсе, глазами художника, например. Вот там они и пересекаются —желания одних с предназначением других — на выставке. Б ольшинство живопис­ ных произведений, взбудораживших ми­ ровую общественность своими художествен­ ными достоинствами, заслужен­ но занимают места во всемирно известных картинных галереях. А есть картины, что висят в ггшереях провинциальных горо­ дов, не отмеченные блистатель­ ным мастерством цветопередачи, виртуозным рисунком или лихо сработанной формой. Мимо та­ ких можно пройти, не замечая, держа курс на что-то, висящее рядом, яркое, зазывное. Но вдруг, сшеченный периферичес­ ким зрением, так зацепит и гш- ведат'цс себе |ХО'Лст с какой-ни­ будь избой под размытым хма­ рью небом, или с чьими-то уста­ лыми глазами на будто бы зна­ комом лице, что остановишься и будешь стоять перед картиной и пять, й десять минут, и вдруг втянешься в нее, как лист в во­ ронку омута, закружившись, и растворишься в ее пространстве. Следует признать, что таких картин немного. И у каждого зрителя они свои. Но тем и цен­ ны они среди многочисленного добротно сработанного матери­ ала, как бы повторяющего в разных вариациях на несколь­ ко тем одни и те же сюжеты в пустынных выставочных залах уездных и губернских городов России. IX Региональная художе­ ственная выставка «Художни­ ки центральных областей Рос­ сии», в конце января заверша­ ющая свое существование в Ли­ пецке, наглядное тому подтвер­ ждение. Среди более двух ты­ сяч живописных, графических, скульптурных, декоративно­ прикладных работ, весьма и весьма достойно исполненных, встречаются пронзительные по своему настроению произведе­ ния. Но первое, что бросается в глаза при знакомстве с ней, это основательная зрелость авторов (средний возраст работников ки­ сти и резца 1Х-Й Региональной — 47 лет с небольшим). Второе общее впечатление тоже касает­ ся временной шкалы — в каком столетии создавал свое творение иной живописец, сказать зат­ руднительно. Большинство кар­ тин, сработанных в реалистичес­ кой манере, можно отнести и к прошлому веку, и к позапрош­ лому. Ну да копаться в этом, по большому счету, изыски и эс­ тетство. Хотя с портретистами в определении временных гра­ ниц значительно проще. Вот три работы, висящие ря­ дом (следует отметить отличное размещение экспонатов устрои­ телями выставки). «Портрет Иосифа Коробейникова» работы Михаила Маршумова, «Портрет художника Кюшина», выпол­ ненный Надеждой Цикулиной, и «Портрет Н. Комиссарова» кисти Виктора Храпоненко. Все — из Твери. Все разные. 'Г>••.«Портрет Н. Комиссарова» выполнен в стиле романтичес- -Т1КОПИреализма, уходящего кор­ нями в героический романтизм Делакруа. Образ, как бы клу­ бящийся и кипящий внутри, сдерживается внешней статикой портрета. Противоречие это эф­ фектно и впечатляюще. Иное у Цикулиной. Тут мы наблюдаем отголоски постимп­ рессионизма с его аскетизмом, небрежением деталями, но как бы в транскрипции нашего со­ временного восприятия мира. Михаил Маршумов верен так называемому «суровому сти­ лю» 60-х — скупой колорит, ла­ коничный рисунок, рельефная лепка объемов и напряженная тишина, исходящая из про­ странства картины. Впрочем, в хороших портре­ тах и автопортретах на выстав­ ке нет недостатка. От проник­ новенно-комплиментарных: Анатолий Костянников «Порт­ рет драматурга Розова» (Орел) или Андрей Курнаков «Искус­ ствовед И. Круглый» (Орел) — до лирических, например, Алек­ сандры Журавлевой «Зимние каникулы» (Тверь), или Алек­ сандра Тарабцева «Портрет Миши в красном берете» (Ли­ пецк). В основном герои поло­ тен — свой брат художник или люди, близкие по ремеслу — ис­ кусствоведы, актеры. Очень мощно звучит скупой по коло­ риту, но щедрый на внутреннее напряжение «Автопортрет» Александра Сорочкина (Ли­ пецк). Кстати, есть на этой выстав­ ке у Сорочкина натюрморт, на­ зывается «Мой двор». Он чудес­ ным образом передает суть всей IX Региональной. Сюжет неза­ мысловат, на то и натюрморт — высохший подсолнух в вазе на столе, за ним окно, на подокон­ нике яблоко, а за окном белая плоскость зимы и на ней не­ сколько стаффажных фигур. Стаффаж — это такой прием в живописи. Чтобы оживить пей­ заж, художник пририсовывает где-нибудь на заднем плане одну- две человеческие фигурки. Наверное, это мастерская ху- дожника,- И; наверное, там до­ вольно холодно и пыльно, и этот еухошподоолнужужв.не‘память о лете, а напоминание о тлении, и зимний день скоро кончится, и денег нет, и Она не звонит, и вообще, что сделал я с высокою судьбою... А маленькое яблоко — как маячок надежды... Сильная вещь. Но вот назы­ вается «Мой двор», хотя двора там в принципе, и нет. Так, ус­ ловность. Все переживания сконцентрированы по эту сторо­ ну окна. В мастерской. В мастерской же сидят ге­ рои Людмилы Кузнецовой из Пензы («Вечерний звон»), пьют вино, скорее всего, зная друг друга давно, уже изрядно друг другу надоев, и вот случилась минута тишины, и тихий ангел пролетел, и каждый устремил­ ся ему вслед сам по себе. А за окном (опять за окном) далеко в лиловых сумерках крутится «чертово колесо», и идет какая- то своя жизнь. Отом, какая она, жизнь за окном, многие рабо­ ты, представленные в залах вы­ ставки, не очень-то распростра­ няются. Большая часть жанровых, пейзажных, скульптурных работ сделаны так, что и не опреде­ лишь, какое у нас, братцы, ты­ сячелетье на дворе. Е!от времена года узнаются с легкостью: зе­ леное и голубое — лето, охрис­ тые тона — осень, белое и синее — зима. Лишь Валерий Кудрин из Владимира в своем «Марте в Суздале» показал нам розовый снег, наполнив картину бесша­ башным весельем и предчувстви­ ем праздника. Да липчанин Ни­ колай Углов тоже в «Марте» сдвинул восприятие весны из уз­ наваемого зрением в область ас­ социативную — от его снега, ис­ черченного синими тенями, дей­ ствительно пахнет мартом и ожи­ вающими березами. Хотя изоб­ ражены они весьма условно. Но талантливо. Переходя от одной работы к другой, ловишь себя на мыс­ ли, что все это уже видел. Гра­ мотно и толково сделанные пейзажи, исторические полот­ на, но, к примеру, в «Масле­ нице» Ал ек сея Тимкова (Курск) только снег на пере­ днем плане можно отнести к живописи, все остальное из области костюмированных сцен. Вот «Пейзаж с гусями» Андрея Чукина (Тула) — мас­ терски прописаны облака, а вот неподалеку «Деревенский дво­ рик» Василия Попова (Воро­ неж) — ему облака не удались, зато он отыгрался на контрас­ те света и тени. Вообще на этом контрасте разыграно немало эффектных сюжетов, один из самых впечатляющих — «Изумрудный город» Вячесла­ ва Конотопова (Суздаль). Иногда взор, уставший от серьезности живописцев, наты­ кается на произведение легкое, не декларирующее намерений своего творца жертвенно лечь на алтарь искусстЖ.' Керами­ ческая «Ирэн» липчанина Иго­ ря Мазурй, рйР;^ок ТЙриныМа-" ховой «Длинная лошадь — мечта дяди Сережи» (Тверь), «Двое и дождь» (тонированное дерево) Владимира Бирюкова (Тамбов), «Волк» (дерево) Сер­ гея Пиреленко (Таруса) убеж­ дают, что художники не такой уж мрачный народ, только и делающий, что рисующий в своих мастерских друг друга, родню, мятые жестяные чайни­ ки на табуретках вперемежку с кактусами да заоконные пей­ зажи. А ведь именно такое впечат­ ление вызывают экспонаты вы­ ставки после первого просмот­ ра, потому что она огромна, и с одного раза ее не постичь. И пусть нет в ней эпатажа и духа состязательности недостает, и с современностью она не очень консонирует, но зато, придя туда во второй, а то и в третий раз, да с разным настроением, можно отыскать вещи, запада­ ющие в душу надолго. Для меня на сегодня такими стали «Ро}^дество» Сергея Коровина (Ярославль), «Жертвоприноше­ ние» и «Переправа» Александ­ ры Р усецк ой (Смоленск ), «Дождь» Виктора Донского (Воронеж), «Снег» Елены Не- настиной (Московская обл.). Скоро выставка закроется. Надо бы успеть забежать еще раз. Вдохнуть запах краски, взглянуть на себя, любимого, глазами художника, из окна его мастерской — вот он, я, стою под дождем и слушаю оскорби­ тельные замечания вороны, или вон он, бреду согбенный улоч­ кой кривой, стаффажный. Александр УЧАЕВ . В честь юбилея Вместе смосквичами Этот концерт получился многоцветным, импровизационно раскованным, он соединил очень разных мастеров, разные жанры, разные манеры. И в этом была своя прелесть, не говоря уже о масштабе, размахе действа, предложенного публике Липецкой государственной филармонией в честь «золотого юбилея» области. Итак, классика и фольклор, липец­ кие исполнители, пр едставивш и е чуть ли не «свод­ ный» творческий отчет, и столичные . гости. Тем не ме­ нее, в итоге вечер,, сложился на удив­ ление цельно, гар- _ монично, так, как и задумывали его организаторы и ве­ дущая Наталья Со- сновская. Естественно , тон задала торжественная песнь композитора Сер­ гея Бондаренко и поэта Владислава Зорина. Ее ис­ полнили муниципальный камерный хор, хоровая ' капелла мальчиков и солисты Анатолий Безденеж­ ный и Сергей Блинков. Она прозвучала мощным гимном Липецку, всему Липецкому краю. А лиде­ ром первого отделения, вне всякого сомнения, был ■ ансамбль Московской филармонии «Концертино» (приз «Рекорд» за лучший компакт-диск прошлого - года). «Концертино», в самом лучшем смысле слова, «работает на публику». Его программа легка, ди­ намична, в ней присутствует свободное, непринуж-, денное моцартианское начало. Характерные при­ меры — увертюра к опере Д. Бортнянского «Сын-, соперник» и музыка к балету А. Гаврилина «Аню­ та». Украшением концерта стали несколько номе­ ров солиста «Виртуозов Москвы», «золотого гобоя России» Алексея Уткина. Но и на фоне столичных исполнителей солисты Липецкой филармонии выглядели достойно. Кста­ ти, это далеко не первый случай сотрудничества" местных и международных «звезд». Когда на под­ мостки вышли Зинаида Карандакова и Вадим Пер-' мяков, они вместе с «Концертино» словно перенес­ ли нас в липецкий курортный зал конца позапрош­ лого века, куда уже в те времена постоянно приез­ жали артисты московского и санкт-петербургского оперных императорских театров. А второе отделение бьшо пронизано фольклор­ ными мелодиями. В числе его участников я назову ансамбль «Мозаика», трио баянистов, ряд липец­ ких вокалистов народного плана. А рядом с ними выступала известная московская певица Анна Лит­ виненко, с блеском и удалью спевшая «Москву зла­ тоглавую», «Отраду», «Кони вороные». Константин КЛЮТКИН . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. 1 у ^ 3 е м л я к и КУСОЧЕК АНТАРКТИДЫ Необычным экспонатом пополнился становлян- ский'клуб музейного типа. На стенде, посвящен­ ном знатным землякам района, рядом с фамилией Ивана Малютина появился небольшой кусочек скальной породы. А подарил его землякам в не­ давний свой приезд в родное Становое сам Иван' Павлович Малютин — участник 12-й советской ан­ тарктической экспедиции конца шестидесятых го­ дов. Полярник пообещал в следующий свой визит к становляндам подарить музею еще один экзоти­ ческий экспонат — яйцо пингвина. Но не только своей длительной командиров­ кой в Антарктиду интересен уроженец райцентра И. Малютин. Инженер-радиометрист и младший научный сотрудник вырос до дипломатического ра­ ботника в странах Латинской Америки, а затем в чине полковника занимал ответственный пост в Министерстве обороны, много сил отдал научной работе по изучению сейсмических методов обна­ ружения ядерных взрывов. Обо всем этом рассказывается на стенде музея,' в котором бывший дипломат и военный всегда же­ ланный гость. (Соб. инф.) Актуально! Знаю по себе: едва между дел выкроишь время для визита к врачу, как твой пыл сразу же остывает у окошка регистратуры. Словно пуговицы в ряд стоят эти бдительные регистраторши, ни за что не давая талон на прием, если в медицинской карточке обнаружится должок в записях о профилактических осмотрах. Бесполезно уговаривать. Ворчи, не ворчи, а занудный приговор типа: «А у вас тут флюорография уже закончилась», все равно заставит занять очередь на флюорографию, чтобы потом целый год (если, конечно, все в порядке) беспрепятственно записываться к любому врачу. Козни зловредной палочки Врачам и медсестрам до­ подлинно известно, какой це­ ной платит население за на­ плевательское отношение к собственному здоровью. Глав­ ный врач Ейецкого противо­ туберкулезного диспансера Михаил Ищенко однозначно утверждает, что пренебреже­ ние флюорографическим об­ следованием многим ельчанам уже обошлось слишком доро­ гой ценой. И ведь живут-то люди не в джунглях каких- нибудь. Возможность пройти обследование предоставляется не только в самом диспансере и во всех Г01ЮДСКИХполикли­ никах и больницах, но и по месту жительства, куда по за­ ранее составленному графику выезжают оборудованные флюорографической аппарату­ рой машины. И на предприя­ тия тоже. Надо признать, для город­ ской казны забота о массовой диспансеризации удоволь­ ствие не из дешевых, посколь­ ку обследование каждого че- .ловека обходится в одну ты­ сячу рублей. И все же власти не жалеют денег, помня о том, что скупой платит дважды: по­ лугодичное лечение больного тз^ркулезом стоит не менее пятидесяти тысяч рублей. тЖвога медиков объясни­ ма, потому как туберкулез в Ельце свирепствует. На одном из заседаний городского адми­ нистративного Совета прозву­ чала режущая слух статисти­ ка: за неполный 2003 год смер­ тность от туберкулеза вырос­ ла и составила в среднем 6 человек на 100 тысяч населе­ ния (умерли шестнадцать че­ ловек). Для сравнения: это в два раза больше, чем за весь 2002 год. Этот удручающий рост смертности — резуль­ тат развития тяжелых форм туберкулеза, причем преиму­ щественно у неработающих и инвалидов по общим заболе­ ваниям. Еще одна информация к размышлению: за неполный 2003 год к уже ранее постав- ленньпл на учет и лечащимся в тубдиспансере добавились более пятидесяти пациентов. По числу взрослых носителей палочки Коха ельчане одни из первых в области. Среди впервые заболевших в основ­ ном люди работоспособного возраста, от тридцати до пя­ тидесяти лет. Ну а что уж совсем плохо, так это то, что в списке вновь выявленных жертв коварной палочки оказались пят-илетний ребе­ нок и трое подростков, хотя годом раньше бьш зарегист­ рирован только один детский случай. Заразиться здоровому че­ ловеку проще пареной репы. Чихнул или кашлянул чело­ век, страдающий туберкуле­ зом да еЩе и открытой его формой, в автобусе ли, на ле­ стнице или в цехе, потенци­ альной жертве достаточно вдохнуть этот зараженный воздух, и палочка Коха — его. Можно подцепить ее и собственными грязными ру­ ками или если не помыть, на­ пример, купленные продук­ ты. Кстати, не надо думать, что зараза прилипает исклю­ чительно к бомжам. По сло­ вам медиков, все заболевшие туберкулезом ребятишки ра­ стут в абсолютно здоровых и обеспеченных семьях. Еще одно свидетельство того, что от туберкулеза никто из нас не застрахован. Особенно сегодня, когда вовсю свирепствует грипп. Тут уж для туберкулезной палочки прямо-таки раздо­ лье. Чихающего и кашляю­ щего народа с красными гла­ зами и опухшими носами — не счесть, так что подцепить зловредную палочку легко, вот только лечиться придет­ ся долго. Это по себе знает почти сотня больных елецко­ го стационара главного кор­ пуса тубдиспансера и еще десятки 'людей в загородном легочном отделении. В нем, к слову, завершается капи­ тальный ремонт. Полмилли­ она рублей выделено на то, чтобы сделать уютными и удобными палаты. Однако туда все-таки лучше не по­ падать. Тамара Ф ЕДЮ КИНА , соб. корр. «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz