Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
1 4 я н в а р я 2 0 0 4 г . . № 6 ( 2 2 1 3 4 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^уОбзор писем Чем можем поможем 5 или Давайте познакомимся... Декабрьскую почту не назовешь обильной — в предновогодних заботах и хлопотах людям было не до писем. Однако 130 человек — верные наши читатели и авторы — нашли время /у1Я тогО, чтобы черкнуть в редакцию хотя бы несколько строчек с поздравлениями и пожеланиями в адрес хсурналистов «ЛГ». Липчанка Анжелика Заостровская добрым словом отметила две декабрьские публикации в нашей газете — «Как разрушить сте ну...» Елены Бредис и «Каликинцы — порода особая» Галины Сте- панцовой. В целом же почта декабря отличалась разнообразием тем и ши ротой географии. Оказывается, «Липецкую газету» читают даже во... Владивостоке, откуда нам написала Алла Шаповалова-Овсеен ко. Давным-давно она работала на Новолипецком заводе, в лабора тории кислородного цеха, но 35 лет назад уехала из Липецка. Не давняя встреча с городом потрясла ее, а приехав домой, она не удержалась от восторженного письма: «Город просто не узнать! Всюду чистота, скверы и парки ухожены, чувствуется забота руководите лей о благоустройстве Липецка. Впечатляет архитектура жилых мас сивов и административных зданий, учреждений культуры, обустрой ство площадей с их памятниками...» Тоскует по липецким местам и Анатолий Проскурин из Мол давии. Родился он в Задонском районе, много пережил на своем веку, а вот на старости лет потянуло его в отчий край, да Так, что сил нет. «Возьмите меня, пожалуйста, на родину... Возможно, в Липецке найдется для меня хоть какая-то квартира...» К своему письму он приложил целую оду о селе Донском и милых сердцу местах, но, как не велика его любовь к родине, квартирами для «блудных сынов» она явно не располагает... Из города Шахтинска Карагандинской области постоянно пи шет нам Вера Михайлова, а из Кировской области — Валенти на Курдюкова, проживающая в селе с символическим названием Пещера, судя по описаниям ее бедственного материального поло жения, к тому же и на Северной улице. Хочется верить, что в нашей области так туго, как в этой Пещере, никому не приходится, чтобы взывать о помощи далеко за ее пределами. Хотя проблем хватает и нашим жителям. Александр Сухарев уже в котором письме крайне озабочен порядком во дворах и подъез дах и призывает молодежь выкидывать мусор исключительно в урны и не выдергивать посаженные деревья, приводя в качестве приме- § а... Сингапур, где за брошенный на тротуар окурок штрафуют на 00 долларов. Интересно, может ли там вообще прийти кому-ни будь в голову вырвать куст или то же деревце с газона — и что ему тогда за это будет? А некто Ф. Азимов из Липецка сетует, что у него украли деньги — 800 рублей, и теперь нечем заплатить за квартиру, да и вообще жить не на что. Он надеется, что среди подписчиков «ЛГ» найдутся люди, которые захотят и смогут ему помочь. Тем более что в святки на Руси всегда случаются чудеса... Часто негодующая в своих письмах Светлана Грачева не изме нила себе и на этот раз: ее удручает состояние проселочных дорог в области, особенно в селе Стегаловка Долгоруковского района и близлежащих населенных пунктах, утопающих в грязи большую часть года. Она предлагает шлаком, который, по ее мнению, на ОАО «НЛМК» стоит копенки, засыпать дороги в глухих селах... А вот Татьяна Ивановна из Липецка страдает от одиночества — и посему пишет стихи. Скажу прямо — это даже не стихи, так они просты и безыскусны. Почему же они трогают душу? Скорее всего потому, что напоминают старинный русский женский плач, в кото ром слышится тоска по несостоявшемуся женскому счастью, неза- давшейся судьбе... Вечная бабья горечь и сегодня находит выход в народном творчестве. Это ли не чудо 21 века с его поп-культурой? Когда-то моя бабка — кстати, совсем не старая женщина — луч ше всех в своей псковской деревне голосила: то бишь пела по ушед шим в мир иной. Тоже было искусство. Может, в причитаниях бабы Тани как раз и слышится прощание с близкими, с собственной жиз нью: Прожила я век, протрудилася, Никогда н / ^ ^ ^ р ^ и л е ^ с ^ ,» , * , я;,. « * Только^лрзр! из глазктилися... ^ Ой, Госпори, только ш 'Энаешь да я, ' ' ' Какая у меня трудная судьба, С малых лет я д о самой старости За больными ходила, старалася, А теперь осталась одна. Уже третий гтЛочек, как сестрица моя Умерла, ' А я с нею всю жизнь прожила. Она мне за родную матушку была... Не подумайте, что наши авторы замыкаются в своих личных про блемах и только и делают, что плачут о себе: они мыслят очень даже глобально. Крайне возмущена действиями Джорджа Буша в Ираке и его претензиями на мировое господство гражданка А. Гришина из Тербунов, через нашу газету обращающаяся к мировому сообще ству с предложением укоротить зарвавшегося президента США. Читают же нас на Дальнем Востоке и в ближнем зарубежье, а там и до мирового сообщества — рукой подать... Декабрь, кстати, ознаменован большим количеством писем на политическую тему: выборы — одно слово. Обстоятельно их итоги анализирует Евгений Осипов, считающий, что мы живем в демок ратическом обществе и массовость при голосовании — залог успеха для изменения жизни к лучшему: но пока-то на выборы ходят власть и деньги имущие, отсюда и результат. Большие надежды Евгений Дмитриевич возлагает на блок «Ро дина», а Клара Александрова, наоборот, вообще от депутатов Гос думы ждет мало хорошего. Да и как иначе, пишет она,- если 63 на родных избранника за прошедшие 4 года не являлись на свои рабо чие места. Зачем Думе решать народные проблемы, когда предста вителей от этого самого народа там нет? А те, кто ее составляет, заботятся в первую очередь о собственных доходах и благосостоя нии. Так что бедность, считает она, запрограммирована. Александр Губин из Грязинского района продолжает уповать только на КПРФ, невзирая на ее подмоченную стараниями много численных противников репутацию, а Валентин Костеньков из Ельца полагает, что нынешняя КПРФ сама дискредитировала партийные принципы и социалистические идеи нежеланием и неспособностью по-настоящему работать с народом, с массами, ждет, когда народ сам приведет ее к власти, устав от нищеты и унижения... Однако народ наш терпелив и покорен, никого и никуда он не приведет, пока будет прятать голову в песок и биться за свои права шепотом на кухне или анонимками в редакцию. «Мы, — пишет без вестный автор, — на вас не обижаемся, когда вы не печатаете наши письма». Но помилуйте, люди добрые, давайте для начала познако мимся. Если вы боитесь указать адрес и фамилию, добиваясь всего лишь справедливости и порядка в коммунальной, социальной или иной сфере, где ничто не угрожает вашей жизни или безопасности, или даже вообще ратуете за народ и Россию, не подписываясь при этом под своими гневными воззваниями, то как вам верить и как помочь отстоять ваши права и интересы? Напоминаю, что письма в редакции рассматриваются только те, где указаны все паспортные и иные данные авторов. Среди них есть и неисправимые оптимисты, с удовольствием пишущие в газету о хорошем. Например, Анатолий Бородин рассказывает, как он с товари щами во времена не столь давние организовывал помощь для боль ных Плехановской больницы, вовлекая в это благородное дело мас су людей, которые приносили пациентам одежду и обувь. Сейчас в больнице ситуация улучшилась, но тому примеру, считает Анатолий Иванович, вполне можно следовать для поддержки малоимущих се мей или обедневших стариков, оставшихся без попечения детей и родственников. Сам он очень благодарен бывшим руководителям сына по служ бе, отработавшего свое в милиции и потерявшего здоровье после командировки в Чечню. Уже шесть лет, пишет Анатолий Иванович, сослуживцы проявляют заботу о его сыне, поддерживают не только материально, но и морально. А Валентина Парамонова и Валентина Козьякова доверили газете передать их спасибо медикам: первая благодарность от лица группы пациентов адресована кардиологическому отделению город ской больницы N9 1, а вторая — терапевтическому отделению Ли пецкой больницы скорой медицинской помощи, где Валентину Ива новну буквально поставили на ноги. Целый год до этого она занималась «хождением по мукам»: до бивалась от ЖЭКа № 12 ЖЭУ-2-4 выполнения ремонта в залитом коридоре и туалете. Однако там потеряли акт, а сама она с этим ремонтом — здоровье, которое ей восстанавливали в БСМП... Приятное удивление вызывает письмо социального работника из села 2-е Тербуны Анны Володиной. Чаще бывает наоборот: пре старелая подопечная поздравляет свою «хожалку» в надежде распО' ложить к себе или отблагодарить за услуги. А тут социальный ра ботник с любовью рассказывает о бабушке, Татьяне Астафьевой, которой 19 января исполнится 80 лет. Анна Дмитриевна обслужива ет 7 человек почтенного возраста — и все у нее добрые и хорошие, представляете? Но у Татьяны Васильевны, считает она, судьба особая: потеряв мужа и племянников, воспитанных ею, женщина осталась одна, но ^ пала духом. Отработав всю жизнь в больнице сестрой-хозяйкой, ^ а и сегодня чистоплотна и аккуратна, печет вкусные пироги и все гда рада гостям, которых не о тп я ти т без чая.............. Редакция присоединяется к этим поздравлениям и желает всем нашим читателям здоровья и благоденствия, друзей и помощников, добра и покоя, а «Липецкая газета» чем можйт — поможет. Подробнее о том, что же она все-таки может и.как поддержива ет авторов писем, обратившихся в редакцию, можно будет прочи тать в ближайшем выпуске нашей рубрики «Читатель — газета», да и во всех последующих тоже... Эмма МЕНЬШИКОВА, редактор отдела писем и социальных проблем. гВыставка Опершись на подоконник Зачем одни люди пишут картины, а другие ходят на выставки? Я думаю, все из за того, что Господь не в равной мере наделил нас талантами. Художники обладают даром особого видения жизни, но за это вынуждены нести свой крест —однажды прочувствованное, острое, незабываемое впечатление они не могут носить в себе. Они обязаны поделиться им с людьми. А люди, ненасытные в своей жажде знаний и новых впечатлений, стремятся увидеть мир с неожиданной точки зрения, в неожиданном ракурсе, глазами художника, например. Вот там они и пересекаются —желания одних с предназначением других — на выставке. Б ольшинство живопис ных произведений, взбудораживших ми ровую общественность своими художествен ными достоинствами, заслужен но занимают места во всемирно известных картинных галереях. А есть картины, что висят в ггшереях провинциальных горо дов, не отмеченные блистатель ным мастерством цветопередачи, виртуозным рисунком или лихо сработанной формой. Мимо та ких можно пройти, не замечая, держа курс на что-то, висящее рядом, яркое, зазывное. Но вдруг, сшеченный периферичес ким зрением, так зацепит и гш- ведат'цс себе |ХО'Лст с какой-ни будь избой под размытым хма рью небом, или с чьими-то уста лыми глазами на будто бы зна комом лице, что остановишься и будешь стоять перед картиной и пять, й десять минут, и вдруг втянешься в нее, как лист в во ронку омута, закружившись, и растворишься в ее пространстве. Следует признать, что таких картин немного. И у каждого зрителя они свои. Но тем и цен ны они среди многочисленного добротно сработанного матери ала, как бы повторяющего в разных вариациях на несколь ко тем одни и те же сюжеты в пустынных выставочных залах уездных и губернских городов России. IX Региональная художе ственная выставка «Художни ки центральных областей Рос сии», в конце января заверша ющая свое существование в Ли пецке, наглядное тому подтвер ждение. Среди более двух ты сяч живописных, графических, скульптурных, декоративно прикладных работ, весьма и весьма достойно исполненных, встречаются пронзительные по своему настроению произведе ния. Но первое, что бросается в глаза при знакомстве с ней, это основательная зрелость авторов (средний возраст работников ки сти и резца 1Х-Й Региональной — 47 лет с небольшим). Второе общее впечатление тоже касает ся временной шкалы — в каком столетии создавал свое творение иной живописец, сказать зат руднительно. Большинство кар тин, сработанных в реалистичес кой манере, можно отнести и к прошлому веку, и к позапрош лому. Ну да копаться в этом, по большому счету, изыски и эс тетство. Хотя с портретистами в определении временных гра ниц значительно проще. Вот три работы, висящие ря дом (следует отметить отличное размещение экспонатов устрои телями выставки). «Портрет Иосифа Коробейникова» работы Михаила Маршумова, «Портрет художника Кюшина», выпол ненный Надеждой Цикулиной, и «Портрет Н. Комиссарова» кисти Виктора Храпоненко. Все — из Твери. Все разные. 'Г>••.«Портрет Н. Комиссарова» выполнен в стиле романтичес- -Т1КОПИреализма, уходящего кор нями в героический романтизм Делакруа. Образ, как бы клу бящийся и кипящий внутри, сдерживается внешней статикой портрета. Противоречие это эф фектно и впечатляюще. Иное у Цикулиной. Тут мы наблюдаем отголоски постимп рессионизма с его аскетизмом, небрежением деталями, но как бы в транскрипции нашего со временного восприятия мира. Михаил Маршумов верен так называемому «суровому сти лю» 60-х — скупой колорит, ла коничный рисунок, рельефная лепка объемов и напряженная тишина, исходящая из про странства картины. Впрочем, в хороших портре тах и автопортретах на выстав ке нет недостатка. От проник новенно-комплиментарных: Анатолий Костянников «Порт рет драматурга Розова» (Орел) или Андрей Курнаков «Искус ствовед И. Круглый» (Орел) — до лирических, например, Алек сандры Журавлевой «Зимние каникулы» (Тверь), или Алек сандра Тарабцева «Портрет Миши в красном берете» (Ли пецк). В основном герои поло тен — свой брат художник или люди, близкие по ремеслу — ис кусствоведы, актеры. Очень мощно звучит скупой по коло риту, но щедрый на внутреннее напряжение «Автопортрет» Александра Сорочкина (Ли пецк). Кстати, есть на этой выстав ке у Сорочкина натюрморт, на зывается «Мой двор». Он чудес ным образом передает суть всей IX Региональной. Сюжет неза мысловат, на то и натюрморт — высохший подсолнух в вазе на столе, за ним окно, на подокон нике яблоко, а за окном белая плоскость зимы и на ней не сколько стаффажных фигур. Стаффаж — это такой прием в живописи. Чтобы оживить пей заж, художник пририсовывает где-нибудь на заднем плане одну- две человеческие фигурки. Наверное, это мастерская ху- дожника,- И; наверное, там до вольно холодно и пыльно, и этот еухошподоолнужужв.не‘память о лете, а напоминание о тлении, и зимний день скоро кончится, и денег нет, и Она не звонит, и вообще, что сделал я с высокою судьбою... А маленькое яблоко — как маячок надежды... Сильная вещь. Но вот назы вается «Мой двор», хотя двора там в принципе, и нет. Так, ус ловность. Все переживания сконцентрированы по эту сторо ну окна. В мастерской. В мастерской же сидят ге рои Людмилы Кузнецовой из Пензы («Вечерний звон»), пьют вино, скорее всего, зная друг друга давно, уже изрядно друг другу надоев, и вот случилась минута тишины, и тихий ангел пролетел, и каждый устремил ся ему вслед сам по себе. А за окном (опять за окном) далеко в лиловых сумерках крутится «чертово колесо», и идет какая- то своя жизнь. Отом, какая она, жизнь за окном, многие рабо ты, представленные в залах вы ставки, не очень-то распростра няются. Большая часть жанровых, пейзажных, скульптурных работ сделаны так, что и не опреде лишь, какое у нас, братцы, ты сячелетье на дворе. Е!от времена года узнаются с легкостью: зе леное и голубое — лето, охрис тые тона — осень, белое и синее — зима. Лишь Валерий Кудрин из Владимира в своем «Марте в Суздале» показал нам розовый снег, наполнив картину бесша башным весельем и предчувстви ем праздника. Да липчанин Ни колай Углов тоже в «Марте» сдвинул восприятие весны из уз наваемого зрением в область ас социативную — от его снега, ис черченного синими тенями, дей ствительно пахнет мартом и ожи вающими березами. Хотя изоб ражены они весьма условно. Но талантливо. Переходя от одной работы к другой, ловишь себя на мыс ли, что все это уже видел. Гра мотно и толково сделанные пейзажи, исторические полот на, но, к примеру, в «Масле нице» Ал ек сея Тимкова (Курск) только снег на пере днем плане можно отнести к живописи, все остальное из области костюмированных сцен. Вот «Пейзаж с гусями» Андрея Чукина (Тула) — мас терски прописаны облака, а вот неподалеку «Деревенский дво рик» Василия Попова (Воро неж) — ему облака не удались, зато он отыгрался на контрас те света и тени. Вообще на этом контрасте разыграно немало эффектных сюжетов, один из самых впечатляющих — «Изумрудный город» Вячесла ва Конотопова (Суздаль). Иногда взор, уставший от серьезности живописцев, наты кается на произведение легкое, не декларирующее намерений своего творца жертвенно лечь на алтарь искусстЖ.' Керами ческая «Ирэн» липчанина Иго ря Мазурй, рйР;^ок ТЙриныМа-" ховой «Длинная лошадь — мечта дяди Сережи» (Тверь), «Двое и дождь» (тонированное дерево) Владимира Бирюкова (Тамбов), «Волк» (дерево) Сер гея Пиреленко (Таруса) убеж дают, что художники не такой уж мрачный народ, только и делающий, что рисующий в своих мастерских друг друга, родню, мятые жестяные чайни ки на табуретках вперемежку с кактусами да заоконные пей зажи. А ведь именно такое впечат ление вызывают экспонаты вы ставки после первого просмот ра, потому что она огромна, и с одного раза ее не постичь. И пусть нет в ней эпатажа и духа состязательности недостает, и с современностью она не очень консонирует, но зато, придя туда во второй, а то и в третий раз, да с разным настроением, можно отыскать вещи, запада ющие в душу надолго. Для меня на сегодня такими стали «Ро}^дество» Сергея Коровина (Ярославль), «Жертвоприноше ние» и «Переправа» Александ ры Р усецк ой (Смоленск ), «Дождь» Виктора Донского (Воронеж), «Снег» Елены Не- настиной (Московская обл.). Скоро выставка закроется. Надо бы успеть забежать еще раз. Вдохнуть запах краски, взглянуть на себя, любимого, глазами художника, из окна его мастерской — вот он, я, стою под дождем и слушаю оскорби тельные замечания вороны, или вон он, бреду согбенный улоч кой кривой, стаффажный. Александр УЧАЕВ . В честь юбилея Вместе смосквичами Этот концерт получился многоцветным, импровизационно раскованным, он соединил очень разных мастеров, разные жанры, разные манеры. И в этом была своя прелесть, не говоря уже о масштабе, размахе действа, предложенного публике Липецкой государственной филармонией в честь «золотого юбилея» области. Итак, классика и фольклор, липец кие исполнители, пр едставивш и е чуть ли не «свод ный» творческий отчет, и столичные . гости. Тем не ме нее, в итоге вечер,, сложился на удив ление цельно, гар- _ монично, так, как и задумывали его организаторы и ве дущая Наталья Со- сновская. Естественно , тон задала торжественная песнь композитора Сер гея Бондаренко и поэта Владислава Зорина. Ее ис полнили муниципальный камерный хор, хоровая ' капелла мальчиков и солисты Анатолий Безденеж ный и Сергей Блинков. Она прозвучала мощным гимном Липецку, всему Липецкому краю. А лиде ром первого отделения, вне всякого сомнения, был ■ ансамбль Московской филармонии «Концертино» (приз «Рекорд» за лучший компакт-диск прошлого - года). «Концертино», в самом лучшем смысле слова, «работает на публику». Его программа легка, ди намична, в ней присутствует свободное, непринуж-, денное моцартианское начало. Характерные при меры — увертюра к опере Д. Бортнянского «Сын-, соперник» и музыка к балету А. Гаврилина «Аню та». Украшением концерта стали несколько номе ров солиста «Виртуозов Москвы», «золотого гобоя России» Алексея Уткина. Но и на фоне столичных исполнителей солисты Липецкой филармонии выглядели достойно. Кста ти, это далеко не первый случай сотрудничества" местных и международных «звезд». Когда на под мостки вышли Зинаида Карандакова и Вадим Пер-' мяков, они вместе с «Концертино» словно перенес ли нас в липецкий курортный зал конца позапрош лого века, куда уже в те времена постоянно приез жали артисты московского и санкт-петербургского оперных императорских театров. А второе отделение бьшо пронизано фольклор ными мелодиями. В числе его участников я назову ансамбль «Мозаика», трио баянистов, ряд липец ких вокалистов народного плана. А рядом с ними выступала известная московская певица Анна Лит виненко, с блеском и удалью спевшая «Москву зла тоглавую», «Отраду», «Кони вороные». Константин КЛЮТКИН . ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. 1 у ^ 3 е м л я к и КУСОЧЕК АНТАРКТИДЫ Необычным экспонатом пополнился становлян- ский'клуб музейного типа. На стенде, посвящен ном знатным землякам района, рядом с фамилией Ивана Малютина появился небольшой кусочек скальной породы. А подарил его землякам в не давний свой приезд в родное Становое сам Иван' Павлович Малютин — участник 12-й советской ан тарктической экспедиции конца шестидесятых го дов. Полярник пообещал в следующий свой визит к становляндам подарить музею еще один экзоти ческий экспонат — яйцо пингвина. Но не только своей длительной командиров кой в Антарктиду интересен уроженец райцентра И. Малютин. Инженер-радиометрист и младший научный сотрудник вырос до дипломатического ра ботника в странах Латинской Америки, а затем в чине полковника занимал ответственный пост в Министерстве обороны, много сил отдал научной работе по изучению сейсмических методов обна ружения ядерных взрывов. Обо всем этом рассказывается на стенде музея,' в котором бывший дипломат и военный всегда же ланный гость. (Соб. инф.) Актуально! Знаю по себе: едва между дел выкроишь время для визита к врачу, как твой пыл сразу же остывает у окошка регистратуры. Словно пуговицы в ряд стоят эти бдительные регистраторши, ни за что не давая талон на прием, если в медицинской карточке обнаружится должок в записях о профилактических осмотрах. Бесполезно уговаривать. Ворчи, не ворчи, а занудный приговор типа: «А у вас тут флюорография уже закончилась», все равно заставит занять очередь на флюорографию, чтобы потом целый год (если, конечно, все в порядке) беспрепятственно записываться к любому врачу. Козни зловредной палочки Врачам и медсестрам до подлинно известно, какой це ной платит население за на плевательское отношение к собственному здоровью. Глав ный врач Ейецкого противо туберкулезного диспансера Михаил Ищенко однозначно утверждает, что пренебреже ние флюорографическим об следованием многим ельчанам уже обошлось слишком доро гой ценой. И ведь живут-то люди не в джунглях каких- нибудь. Возможность пройти обследование предоставляется не только в самом диспансере и во всех Г01ЮДСКИХполикли никах и больницах, но и по месту жительства, куда по за ранее составленному графику выезжают оборудованные флюорографической аппарату рой машины. И на предприя тия тоже. Надо признать, для город ской казны забота о массовой диспансеризации удоволь ствие не из дешевых, посколь ку обследование каждого че- .ловека обходится в одну ты сячу рублей. И все же власти не жалеют денег, помня о том, что скупой платит дважды: по лугодичное лечение больного тз^ркулезом стоит не менее пятидесяти тысяч рублей. тЖвога медиков объясни ма, потому как туберкулез в Ельце свирепствует. На одном из заседаний городского адми нистративного Совета прозву чала режущая слух статисти ка: за неполный 2003 год смер тность от туберкулеза вырос ла и составила в среднем 6 человек на 100 тысяч населе ния (умерли шестнадцать че ловек). Для сравнения: это в два раза больше, чем за весь 2002 год. Этот удручающий рост смертности — резуль тат развития тяжелых форм туберкулеза, причем преиму щественно у неработающих и инвалидов по общим заболе ваниям. Еще одна информация к размышлению: за неполный 2003 год к уже ранее постав- ленньпл на учет и лечащимся в тубдиспансере добавились более пятидесяти пациентов. По числу взрослых носителей палочки Коха ельчане одни из первых в области. Среди впервые заболевших в основ ном люди работоспособного возраста, от тридцати до пя тидесяти лет. Ну а что уж совсем плохо, так это то, что в списке вновь выявленных жертв коварной палочки оказались пят-илетний ребе нок и трое подростков, хотя годом раньше бьш зарегист рирован только один детский случай. Заразиться здоровому че ловеку проще пареной репы. Чихнул или кашлянул чело век, страдающий туберкуле зом да еЩе и открытой его формой, в автобусе ли, на ле стнице или в цехе, потенци альной жертве достаточно вдохнуть этот зараженный воздух, и палочка Коха — его. Можно подцепить ее и собственными грязными ру ками или если не помыть, на пример, купленные продук ты. Кстати, не надо думать, что зараза прилипает исклю чительно к бомжам. По сло вам медиков, все заболевшие туберкулезом ребятишки ра стут в абсолютно здоровых и обеспеченных семьях. Еще одно свидетельство того, что от туберкулеза никто из нас не застрахован. Особенно сегодня, когда вовсю свирепствует грипп. Тут уж для туберкулезной палочки прямо-таки раздо лье. Чихающего и кашляю щего народа с красными гла зами и опухшими носами — не счесть, так что подцепить зловредную палочку легко, вот только лечиться придет ся долго. Это по себе знает почти сотня больных елецко го стационара главного кор пуса тубдиспансера и еще десятки 'людей в загородном легочном отделении. В нем, к слову, завершается капи тальный ремонт. Полмилли она рублей выделено на то, чтобы сделать уютными и удобными палаты. Однако туда все-таки лучше не по падать. Тамара Ф ЕДЮ КИНА , соб. корр. «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz