Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Областная целевая программа “ Социальное развитие села до 2010 года” Приложение к постановлению Липецкого областного Совета депутатов от 18 марта 2004 года N9 458-пс ПАСПОРТ Областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» Наименование Областная целевая программа «Социаль- Программы ное развитие села до 2010 года» Основание Постановление Правительства РФ от для разработки 03 .12 .02 №858 “О федеральной целевой Программы программе “Социальное развитие села до 2010 года" Государственный Администрация области заказчик — координатор Программы Основные разработчики Программы Главное управление сельского хозяйства администрации области, департамент по­ требительского рынка администрации об­ ласти, департамент образования и науки администрации области, управление здра­ воохранения администрации области, уп­ равление культуры и искусства админист­ рации области, управление автомобильных дорог администрации области, управление по физической культуре, спорту и туриз­ му администрации области, управление труда и занятости населения администра­ ции области, ОГУП “Свой Дом" Цели и задачи Развитие социальной сферы и инженер- Программы ной инфраструктуры сельских муниципаль­ ных образовании и/или сельских террито­ рий муниципальных образований; созда­ ние правовых, административных и эко­ номических условий для перехода к устой­ чивому социально-экономическому разви­ тию сельских муниципальных образований; создание условий для завершения пере­ дачи объектов социальной сферы и инже­ нерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка тру­ да в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности Сроки и этапы реализации Программы Основные мероприятия Программы 2004-2010 годы: I этап — 2004-2006 годы; II этап-2007-2010 годы Мероприятия сгруппированы по следую­ щим направлениям: жилищное строитель­ ство, образование, здравоохранение, фи­ зическая культура и спорт, культура, тор­ гово-бытовое обслуживание, электрифика- Постановление двадцатой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 458-пс от 18.03.04 г. 06 областнойцелевойпрограме “Социальноеразвитиеселадо2010 года” Рассмотрев представленную главой администрации об­ ласти областную целевую программу “Социальное развитие села до 2010 года", руководствуясь статьей 30 Устава Ли­ пецкой области Российской Федерации и учитывая реше­ ние комитета областного Совета депутатов по вопросам аг­ ропромышленного комплекса, земельных отношений и эко­ логии, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить областную целевую программу “Социаль­ ное развитие села до 2010 года” (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. ция, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступнос­ ти и качества первичной медико-санитар­ ной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики пра­ вонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня уча­ щихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение каче­ ства образования в соответствие с совре­ менными требованиями; активизацию культурно-досуговой дея ­ тельности на селе; развитие и расширение информационно­ консультационного обслуживания сельско­ го населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселе­ ний, обеспечение их телефонной и теле­ коммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сель­ ских автомобильных дорог с твердым по­ крытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и созда­ ния рабочих мест Исполнители Главное управление сельского хозяйства ад- Программы министрации области, Главное управление строительства и архитектуры администра­ ции области, департамент топливно-энер­ гетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства админи­ страции области, департамент потребитель­ ского рынка администрации области, депар­ тамент образования и науки администрации области, управление здравоохранения ад­ министрации области, управление культу­ ры и искусства администрации области, уп­ равление автомобильных дорог админист­ рации области, информационно-аналитичес­ кое управление администрации области, уп­ равление физической культуры, спорта и ту­ ризма администрации области, управление труда и занятости населения администра­ ции области, ОГУП “Свой Дом", Липецкий областной комитет государственной стати­ стики (по согласованию) Объемы Общая сумма расходов областного и мес- и источники тных бюджетов (по согласованию) на реа- финансирования лизацию Программы — 4068,3 млн. руб- Программы лей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета еже­ годно уточняется при формировании бюд­ жета на очередной финансовый год Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 19 тыс. сельских семей; завершить газификацию домов (квартир) природным газом; улучшить снабжение сельских потребите­ лей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустро­ енных общеобразовательных учреждени­ ях в первую смену до 90 процентов; повысить уровень обеспеченности детски­ ми дошкольными учреждениями до 58 про­ центов; повысить уровень дбеспеченности боль­ ничными местами до 103 койко-мест на 10 тыс. человек; повысить уровень обеспеченности клубны­ ми учреждениями до 211 мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультацион­ ное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физичес­ кой культурой и спортом 35 процентов уча­ щейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; обеспечить ввод 28,7 тыс. телефонных но­ меров; привести в нормативно-техническое состо­ яние 109,7 км автомобильных дорог; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 1993 мест и создать 198 новых рабочих мест. I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Исторически для основной массы сельских поселений ха­ рактерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 уч­ реждения здравоохранения. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе явля­ ется тормозом формирования социально-экономических усло­ вий устойчивого развития сельских территорий. За последнее десятилетие в результате резкого спада сель­ скохозяйственного производства и ухудшения финансового по­ ложения отрасли социальная сфера на селе находится в кри­ зисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет эле­ ментарных коммунальных удобств. За последнее десятилетие сеть участковых больниц сокра­ тилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулатор­ но-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жи­ телей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами гораздо мень­ ше по сравнению с городским населением. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных соору­ жений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3 -5% взрослого населения и 8 -10 % учащейся молодежи. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравне­ нию с 1990 годом уменьшилась на 47 %. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91 % являются малокомплектными (на 1-3 группы). Количество детей, посещающих детские дошкольные учреж­ дения, снизилось с 58 до 53 %, тогда как в городе оно состав­ ляет 64 %. Количество сельских общеобразовательных учреждений со­ кратилось на 1,5 тыс. ученических мест, в результате чего обо­ стрилась проблема доступности общего образования. За последние годы резко сократилась подготовка в сельс­ ких профессиональных училищах специалистов для агропро­ мышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессио­ нальных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году — только 632 человека. За последнее десятилетие сократилось число клубов и до ­ мов культуры, киноустановок, библиотек. В связи с увеличением издержек и резким падением плате­ жеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину. Снизились объемы закупочной и производственной деятель­ ности потребительской кооперации. Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20 -25 %. К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жиз­ ни потребителей. Более 30% линий электропередач, находя­ щихся в муниципальной собственности, в результате сверхнор­ мативной эксплуатации находится в ветхом, технически непри­ годном состоянии. В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распре­ делительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир). Большинство систем водоснабжения не имеет необходи­ мых сооружений и технологического оборудования для улуч­ шения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% — в полном восстановлении. В результате 75% сельского насе­ ления вынуждено пользоваться водой, не соответствующей са­ нитарным нормам и стандартам. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеют автоматический выход на междугородные телефонные станции. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не со­ ответствует растущим потребностям сельскохозяйственных то­ варопроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфра­ структуры и препятствует организации выездных форм соци­ ального обслуживания сельского населения, развитию торго­ во-бытового и других видов сервиса. В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инф­ раструктуры в сельской местности, увеличился сверхнорматив­ ный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсив­ ным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения. Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значи­ тельно увеличилась во всех возрастных группах сельского тру­ доспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30 -34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сель­ ского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По срав­ нению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61 до 56%. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других про­ явлений асоциального поведения ставят под угрозу формиро­ вание трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сель­ ской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики стра­ ны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для пре­ одоления критического положения в сфере социального разви­ тия села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Таким образом, необходимость разработки и реализации дол­ госрочной областной целевой программы “Социальное развитие села до 2010 года” (далее именуется — Программа) обусловлена: 1) социально-политической остротой проблемы. Для устойчивого социально-экономического развития сель­ ских муниципальных образований и эффективного функциони­ рования агропромышленного производства области необходи­ ма государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяй­ ственных видов деятельности в сельской местности, расшире­ ния рынка труда, развития процессов самоуправления в сельс­ кой местности с целью активизации человеческого потенциала; 2) межотраслевым и межведомственным характером про­ блемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, проф­ союзных организаций агропромышленного комплекса, обще­ ственных объединений сельских жителей. Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобес­ печение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований. Определение ресурсных потребностей села осуществляет­ ся органами местного самоуправления путем оценки, коррек­ тировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований; 3) необходимостью приоритетной государственной финан­ совой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффек­ тивно участвовать в проведении социальных реформ, в удов­ летворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа разработана для достижения следующих основ­ ных целей: — развитие социальной сферы и инженерной инфраструк­ туры сельских муниципальных образований; — сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной ин­ фраструктуры, создание основ для повышения престижности про­ живания в сельской местности и содействие решению общего­ сударственных задач в области миграционной политики; — создание правовых, организационных, институциональ­ ных и экономических условий для перехода к устойчивому со­ циально-экономическому развитию сельских муниципальных об­ разований, эффективная реализация полномочий органов мес­ тного самоуправления сельских территорий; — расширение рынка труда в сельской местности и созда­ ние условий для развития сельской экономики с целью обеспе­ чения более высокого уровня социального потребления сельс­ кого населения за счет роста собственных доходов; — создание условий для завершения передачи объектов со­ циальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяй­ ственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления. Программные мероприятия направлены на решение следу­ ющих основных задач: (Продолжение на 2-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz