Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета 2 7 м а р т а 2 0 0 4 г . , № 5 9 - 6 0 ( 2 2 1 8 7 - 2 2 1 8 8 ) ^Антология наших святынь: крестные ходы Русь, идущая ко господу... История крестных ходов на Святой Р^си берет начало с самого возникновения Русской Православной Церкви, с сердечного желания русских людей, принявших Православие, таким образом символически разделить со Спасителем Его Крестный Путь на Голгофу, Его Страдания на Кресте, и этим хоть как-то искупить свои грехи перед Господом. Поэтому крестный ход на Руси всегда выражал внутреннее, духовное состояние человека и был одним из символов русской церковной жизни. Долгое время об этом явлении мы знали лишь по картинам и книгам русских художников и писателей. Но они существовали и в безбожное время, крестные ходы, только вели их старцы ночами, втайне от милиции. А сегодня мы знаем, например, о знаменитом Великорецком Крестном ходе на Вятке, которому уже более 600 лет. До «империалистической» в нем приняло участие рекордное число паломников —двадцать четыре тысячи. А в позапрошлом веке, в дни прославления святителя Тихона Задонского, в уездный городок пришли, по свидетельству писателя Н. Лескова, триста тысяч богомольцев! Старинная православная традиция вернулась в наш край с возобновлением иноческой жизни в Рождество-Богородицком монастыре. Каждый год ко дню Памяти святителя Тихона Задонского из Воронежа в Задонск несколько дней |фяду идет крестный ход, еще один в это же время идет из Липецка. Все больше участников приобретают «хождения за иконой» в Усмани, Ельце, других городах нашего края. Дух смирения, молитвенности, суровости, строгости и поста характерен в рядах «богоносов». Все они неукоснительно следуют одному правилу: меньше есть, меньше пить, меньше спать, больше молиться. Об этом сказано у русского писателя В. Крупина: «Мы — не Русь юсодящая, мы — Русь идущая. Мы идем — ад трепещет». О новоявленной христианской традиции —наш сегодняшний рассказ. ^ , ________ _____________ ___рас каз. В подробном отчете о крестном ходе вокруг Липецкой области инока Задонского Богородицкого монастыря Стефана (по архиерейскому благословению он возглавлял его), вы найдете доказательство того, как чтит провинциальная, деревенская Россия традиции предков. В истории Липецкой об ласти запечатлены мно гие крестные ходы, свя занные с различными собы тиями церковной жизни. Но крестный ход, состоявшийся вдекабре 2003 года вдоль гра ниц вновь образованной Ли пецкой и Елецкой епархии, — явление уникальное. По бла гословению Преосвященней- шего Никона, епископа Ли пецкого и Елецкого, неболь шой группе православных христиан Липецка предстоя ло за трое суток объехать все районы епархии и установить четыре креста, ограждающих население Липецкой области от действия бого^рческих и человеконенавистнических темных сил. Его участники везли с собою святые мощи 21 угодника Божия, среди ко торых были и наиболее изве стные и почитаемые во всем христианском мире святые мощи Апостола Андрея Пер возванного, Апостола Перво мученика архидиаконаСтефа на, Равноапостольной Марии Магдалины, Великомученика Георгия Победоносца и др. Возглавить крестный ход Преосвященнейший Владыко Никон благословил насельни ка Задонского Рождество-Бо- горюдицкого мужского мона стыря иеромонаха Стефана. Начгшся крестный ход с Божественной Литургии в Христо-Рождественском хра ме на ул. Арктической. Затем настоятель храма и благо- чинньй епархии протоиерюй о. Василий (Бильчук) отслу жил водосвятный молебен и, окропив всех участников крю- стного хода, благословил их кр>естомГосподним. Подошед ший к церкви автобус не мог вместить всехжелающих при нять участие в этом богоугод ном деле, но обиженных не было. Когда все расселись по местам, в автобус внесли свя тые мощи, иконы, хоругви. Паломников было тридцать человек и среди них трое мальчиков. С самого начала сестрюйвоХристеАллой, име ющей большой опыт в подоб ных мероприятиях, было предложено в течение всей поездки одновременно читать по рядами Псалтырь Св. Прю- рхжацаряДавида, иПсалтьфь Пр>есвятой Богорюдице, что с единодушного согласия было принято и неукоснительно потом исполнялось. Первая остановка со свя тыми мощами была в селе Сселки. Кр>естный ход с ико нами Пресвятой Богородицы, Св. Архистратигу Божиему Михаилу, св. Страстотерпцу и Великомученику царю Ни колаю и царютвенным муче никам, св. Великомученику Георгию Победоносцу идет вокруг храма в честь св. Ар хангела Михаила. После того как все встречающие прило жились к святым мощам и иконам, мыпродолжили свое движение на восток. Вторая остановка —в селе Кривец. Здесь недалеко от реки закапывается в землю первый крест, освященный крещенской водой. К нему прикладываются все пооче редно. Здесь же, в ямку, по ложили семя каштана с на деждой, что на этом месте со временем вырастет большое дерево. Т ретья остановка—в селе Кривополянье Чаплы- гинского района. Храм Архистратига Божиего Миха ила. Приезжих вместе с ду ховенством встречает благо чинный чаплыгинских церк вей иерей о. Стахий. После со вместного крестного хода вок руг храма и праздничного молебна внутри него мы пе реезжаем к пользующемуся заслуженной славой чудо творному целебному источни ку в честь иконы Матери Бо жией «Тихвинской». Особая примета святого места — ку пальня, выложенная в виде креста. Паломники пьют и наби- рмпот с собою святую воду и по прютоптаннойв снегу стеж ке поднимаются вверх неболь шого склона. Затем крестный ход следует вокруг разрушен ной Раненбургской Петропав ловской пустыни. Милостью Божией сегодня идут восста новительные работы разру шенного некогда знаменито го монастыря. Местные жи тели с непокрытыми голова ми спешат приложиться ко святым мощам. На лицах — радость и слезы умиления. Появились и монашеству ющие. Преклонного возраста монахиня Магдалина с вели чайшей духовной радостью и благоговением прикладывает ся к мощевику, в котором находится частичка святых мощей ее небесной покрюви- тельницы — св.Равноапос тольной Марии Магдалины. После краткого теплого прю- щания по благословению о. Стахия участники крестного хода направляются обратно через г. Чапльшин вЛев-Тол- стовский район. В 18 часов были на месте. Нас встречает настоятель Трюицкого храма иерей о. Михаил. Церковь полностьюзапол нена прихожанами, у всех в руках горящие свечи. Слу жится совместный молебен Пресвятой Богорюдице й Свя тым, о. Михаил совершает елеопомазывание, все прикла дываются к святым мощам. Любовь и чистосердечные доб рые напутственные слова уво зят с собою участники крест ного хода. Во время движе ния читается нараспев ака фист св. великомученику Ге оргию Победоносцу. Приехали в Данков. Пос ле крестного хода вокруг хра ма в честь св. великомучени ка Георгия Победоносца едем дальше к самой северной точ ке нашего маршрута —в село Долгое. Восемь часов вечера. Освещаемые только светом фар автобуса, выходим на бе рег Дона и с молитвою закла дываем второй крест. Даль нейшийнашпутьлежит всело ТрхекурювоЛ^дянского рай она. В это время начинается метель. На пониженной ско- рхети буквально прюбираемся сквозьснежные заносы. Суще ствует реальная опасность сбиться с маршрута. Чувству ется, что водитель устал. Так получилось, что его назначи ли в эту поездку одного, без сменщика. Уже в начале одиннадца того подъехали к Свято-Ди- митриевскому Илларионовс- кому женскому монастырю. Тут нас встретил стрюитель и духовник святой обители ар химандрит о. Иосиф, ожида ющий нашего прибытия уже шесть часов. Несмотря на по здний час, в Михаило-Архан- гельском хр)аме велись ребо ты по восстановлению отопи тельной системы. С благодар ностью к Богу и пресвятой Богорюдице участники крест ного хода приложились к свя тым мощам угодника Божие го св. преподобного Илларио на, трюекурювского затворни ка. Почти для всех это было впервые. У же за полночь мы подъехали к Е1льцу, к величественной грюма- де Вознесенского собора. Нас здесь ждали. Короткий по здний ужин —и все располо жились на ночлег в теплом и прюсторном помещении крес тильни, находящейся под со- борюм. Утром, по окончгшии ранней Божественной Литур гии, участники крестного хода, приложившись к нахо дящимся в соборе иконе Ма тери Божией «Елецкой», свя тым МОЩЕ 1 Мсвятителя Мит- рюфана Ворюнежского и свя тителя Тихона Задонского, направились к историческому месту в Ельце — горе Арга- мач. Именно здесь в 1395 г. избранная Воевода Царица наша Пресвятая Богорюдица, явившись во сне беспощадно му завоевателю Азии Тамер лану, остановила дальнейшее порабощение Святой Руси. Праздничное шествие, к которюму присоединились ве рующие люди не только из со бора, но и храма Вознесения Господня и других церквей древнего города, растянулось на несколько десятков мет- рюв. Ссобою ельчане взяли на крестный ход список иконы Матери Божией «Елецкой». Останавливались прюхожие, увидев это воистину гранди озное зрелище, останавлива лись автомашины, люди кре стились на святые, развеваю щиеся на ветру, образа хоруг вей. После почти часового перехода крестный ход оста новился на святом месте. В храме был отслужен молебен иконе Матери Божией. Жал ко было покидать гостепри имный город и живущих в нем людей. Но долг перед Церковью и благословение Преосвященнейшего Никона заставляли нас ехать вседаль ше Идальше. Следующая наша останов ка была в селе Измалково. Здесь нас встретил настоятель церкви в честь Покрова Пре святой Богорюдицы иерей о. Олег. После крестного хода вокруг храма неподалеку от него закапывается третий крест. Здесь находится самая западная на нашем маршруте точка Липецкой области. Для всех участников крестного . рсода приятной неожидан^й- тью стала встреча с 88-летней местной жительницей Махбр)-' товой Клгшдией. Интересным в ее жизни было то, что она в восемьдесятлет началаписать духовные стихи, слгшитьБога и Пресвятую Богорюдицу. От нее мы узнали, что три года назад она, почти ослеп шая, попрхеилаблагословение у Преосвященнейшего Нико на (тогда еще епископа Задон ского) на операцию глаз. Ми лостьюБожией операция пре шлаблагополучнои воттеперь она ходит, только слегка опи- р>аясь на палочку. Женщина ничего не знала о том, что сюдадолжныпривезти святые мощи, но, водимаяДухомСвя тым, пришла в хрем и сподо билась великой Божией мило сти — приложиться к мощам известных во всем христианс ком мире святых. После теплого прощания — корюткий переезд и участ ники крестного хода оказа лись на редине св. Феофана Затворника (Вышинского) вс. Чернава. У всех радостно на душе от того, что мы с собою привезли частичку его святых мощей. Как будто сам святой приехал вместе с нами -навес тить своюредину. Подъехали к церкви вчесть покрюваПре святойБогорюдицы, вкоторюй когда-то служил родитель угодника Божиего. После крестного хода вок руг хр>амавошли внутрь него. Настоятель прютоиерейо. Вла димир предложил всемприло житься к святому обрезу Пре святой Богорюдицы «Достой но есть», перед которой, по преданию, молился святитель Феофан. Много интересного о церковнойжизни односельчан рассказала отъезжающим православная писательница и поэтесса Валентина Купавых. Она же и пригласила всех на чтения трудов св. Феофана Затворника, инициаторюмко торых вот уже милостью Бо жией шестой год она и явля ется. Д алее наш путь лежал в село Ожога Воловского района к церкви Благо вещения ПресвятойБогорюди цы. Встречающих не было, так как уже шло всенощное бдение. Участники крестного хода одни обошли вокруг хра ма со святыми мощами, а за тем зашли внутрь его. Шла служба. В храме было по-до машнему уютно. Но больше всего нас поразили разноцвет ные лампады на паникади лах. Они были, как живые, в них теплился и горел елей. Из рассказа одной рабыБожией, которая по благословению служащего батюшки прювела перед входом в храм креткую экскурсию, мы узнали, что здесь находится богодельня для престарелых людей и об раз жизни в ней больше по хож на монастырский. К со жалению, из-за болезни мыне смогли встретиться с настоя телем храма восьмидесятилет ним старцем схиархимандри- том о. Серафимом и взять у него благословение на даль нейший путь. Зато мы с ра достью приняли несколько №льпшх булок свежеиспечен ного душистого белого хлеба и чудесный утоляющий жаж ду напиток, который матуш ки уже много лет варят здесь с Божией помощью сами. В село Бурдино Тер)бунс- кого района мы приеха ли уже поздно вечерюм. Многие участники крюстного хода были наслышаны об этом небольшом уголке Свя той Руси. Некогда здесь был 'жос^енский монастырь-.Но во врюмя;царютвованияшсатери- ^гонЫ'Пон был упразднен и прю- образован в обычный сельс кий приход. Здесь одно врю- мя жили, трудились и моли лись великие старцы: митро полит Тетрицкаройский Зи новий (в схиме Серафим) и схиархимандрит о. Виталий. У последнего нынешний пра вящий архиерюйПрюосвящен- нейший Владыко ВЬ 1 Кон ду ховно окормлялся целых двадцать лет. Здесь и он сам, еще живя в миру в 1972 г., трудился на восстановление Вознесенского храма: по по слушанию клал печи, штука турил ограду, колокольню. Потрудились в этом свя том месте в разные годы и другие будущие иерархи Цер кви. Это и нынешний Орюхо- во-Зуевский Владыко —епис коп Алексий, а также Брянс кий и Севский Владыко епис коп Феофилакт. О Бурдино о. Виталий говорил: «Везде я был в гостях, а здесь для меня дом родной». С большим ду ховным подъемом вместе с настоятелем храма иереем о. Романом участники крюст ного хода со святыми моща ми, иконами, хоругвями обо шли вокруг церкви и, попрю- щавшись, отправились к сле дующему пункту своего мар шрута — горюду Усмани. Несмотря на позднее врю- мя нас здесь ждали. Настоя тель хр>ама иерюй о. Георгий сам побеспокоился, чтобынас вкусно и досыта накормили (всемзгшомнились замечатель ные пирюжки с картошкой), а затем и спать уложили. Утрю трютьих суток пути мы встрютили в храме Успе ния Прюсвятой Богорюдицы. Был воскрюсный день. Все по старались встать пораньше, чтобы вычитать правило ко Святому Причащению. Боже ственнаяЛитургияпоказалась в этот день для всех особенно торжественной. Причащались святых Животворящих Тайн Христовых все. После прюпо- веди и краткого слова о. Геор гия о значениикрюстногохода для жителей г. Усмани все ус тремились к выходу. Под дружное пение священства и всех идущих вслед за ними крюстныйходшествуетпо ули цам Усмани. Прюходим мимо рынка. Многие люди устрюм- ляют свои взоры на нас. При слушиваются к пению, крюс- тятся. Здесь уже давно при- вьшли к крюстным ходам, их полюбили не только верую щие, но и далекие от церков ной жизни люди. Святые мощипоперюменно несут священник Успенского собора прютоиерюй о. Георгий и иерюй о. Георгий. Следую щая остановка у врюменного храма в честь Богоявления Господня, в которюм хранит ся прославленная многочис ленными чудесами икона Ма тери Божией «Корсунская». Радостная встрюча. Жители го- рюдаи прихожане храмавстрю- чают крюстный ход в великом множестве у входа. Первым к святым мощам подходит и прикладывается настоятель собора прютоиерейо. Василий. Он берют их на руки и торже ственно вносит в храм. Слу жится краткиймолебенчудот ворной иконе Матери Божией «Корюунской». Все приклады ваютсяк нейи святьт мощам. После этого крюстныйход уже с чудотворным образом Бого- рюдиць! вперюдинапржвляется к стрюящемуся Богоявленско му собору. Здесь вновь слу жится молебен святому обрю- зу, читается акафист. Зате^^ совершается.цсрящениё водоцд^т присутствуюприх ,^^^ОС ^аз№ , вают елеем из лампадки, го-'. рящей перюд иконой. После этих незабываемых событий крюстньйход возвращаетсяоб ратно в Успенский храм. И снова в путь. В Крут- ченской Байгоре мы должны заложить пос ледний четвертый крест, ог раждающий Липецкую об ласть с южной сторюны. Око ло храма в честь Святой Жи воначальной Троицы нас встрючают вместе с матушкой настоятель храма иерей о. Петр. Он потомственный свя щеннослужитель. От него мы узнали, что здесь с 1946 года жил, молился и восстанавли вал вместе с прихожанами ос кверненный и разрушенный храм его отец — прютоиерюй о. Иоанн. Долгих тридцать пять лет он верюй и правдой служил у Святого Прюстола и после смерти был похоронен за алтарюм. По общему согла сию четвертый, последний, крест поручили заложить о. Петру, что он и сделал все го в нескольких метрах от мо гилы своего рюдителя. А далее наш путь лежгшв село Павловка Добринского района, к церкви в честь По крюваПрюсвятойБогорюдицы. Здесь четырнадцатьлет с 1975 по 1989 год жил, молился и трудился над восстановлени ем храма нынешний правя щий архиерей Преосвящен нейший Никон, епископ Ли пецкий и ЕЬхецкий. Здесь его руками расписан внутри храм и написаны многочисленные иконы, украшена изящною резьбою по дерюву рака с пла щаницею Прюсвятой Богорю дице и многое другое. Все это Владыко начал делать по благословению сво его духовного отца схиархи- мандрита о. Виталия. Старюц сам сюда приезжал навестить свое духовное чадо. Здесь он выбрал место и благословил копать колодец, к которюму до сих пор из самых отдален ных мест приезжают люди, чтобы набрать воды. К сожа лению, нам не довелось это сделать, так как мы очень торопились в село Таволжан- ка Грязинского района. В темноте мыподъехали к храму в честь иконы Матери Божией «Казанской» и св. прюрюка Божия Илии. Здесь к нам подошел благочинный грязинских церквей и насто ятель храма протоиерей о. Алексий вместе со своим сы ном иерюемо. Алексием. При ложившись к святьпи мощам, батюшка взял ковчег с ними на руки и внес его в церковь. Она была полностью заполне на встречающими крестный ходлюдьми. Началсямолебен. О. Алексий счелнеобходимым вьфазить великое почтение ко Православной святьше и внес мощевик воСвятаяСвятых— алтарь и поставил его на свя тойБожийПрюстол. Такого не было еще до этого ни в одном храме. Из распахнутых Царю- ких врат с пением молитв на чался крестньий ход вокруг хр)амаБожия. Темнотазимней ночи озарилась сотнями жел- то-крюсныхязычковжарко го рящих свец^,..,. , т г Г / * Л и п ^ у . ^ ^ ^ ц о д ^ ь © ^ ^ - ^чера. Все ощущали ду ховный подъем и сердечную радость от исполненного дол га перед святойМатерьюЦер ковью. Только теперь, когда позади были полторы тысячи километрюв дорюг и тркю су ток пути, мы все спокойно вздохнули и еще раз побла годарили Бога за Его великую милость к нам, многогреш ным, за то, что Он нас сподо бил и помог выполнитьпослу шания правящего архиерея Прюосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елец кого, и благополучно закон чить первый во вновь образо вавшейся молодой Липегцсой и ЕЗлецкой епархии крестный ход. Конечная же наша оста новка была в центре города, возле дрювнего горюдища, око ло святого источника в честь св. Николая. В згшершении хочется сде лать главный вьшод из перю- житого за этидни. СлаваБогу! Мы все увидели Воскрюшаю- щуюся Святую Русь. Нет, не всю, а только малую ее часть, ограниченную пределами на шей области. Отньше невиди мая стена, состоящая из не победимой силыЧестнагоЖи вотворящегоКрюстаГосподня, оградила нашу епархию и нашу область от многочислен ных видимых и невидимых врагов, завистников, клевет ников и недобрюжелателей. И как забыть о тех, кто ехал вместе с нами в автобу се, кто готовил эту поездку. О тех, кто перед крестным хо дом снимал шапки, останав ливал тргшспор)т и со слезами на глазах крюстилсяна святые образы и святые мощи. Она ших детях —трюх маленьких мальчиках, которые во врюмя поездки наргшне со взрослы ми читали акафисты, о деся тикласснице Елене, только недавно пришедшей к верю и поехавшей молиться за свое го военнослужащего папу-ате- иста, о сотнях человеческих рук, которые в течение всего пути прютягивали нам запис ки и деньги, 'чтобы мы помо лились за их рюдных и близ ких, живых и усопших. Как не благодарить Христа ради кормивших нас. Слава Богу! Русь жива! Не смогла богоборческая власть убить любовь в сердцах чело веческих. Нет, мыне встрюти ли на своем пути равнодуш ных людей! А это значит, что не напрасным был этот крюст ный ход. Слава Богу за все! Слово к любящим Россию Это обращение написал наш современник писатель В. Крупин, постоянный участник крестных ходов. И составил он его в пути, но не от себя лично, а от всех, с кем шел трудными молитвенными дорогами. Любящему Россию! Нр^!‘Свстр>а1 Ты ншвешь в России. У тебя нет запасной Родины. Нет двойного гражданства. В Рос сии могилы твоих предков. Здесь будет и твоя могила. Здесь сохранится память о тебе. Такая, какую ты заслужил свои ми делами при жизни. Ты веришь в возрождение России? Веришь в то, что в России есть сила, способная ее возродить? Ты сам — часть этой силы. Скажи себе: «Я люблю Россию больше своей жизни. Я знаю, что у России было величайшее прошлое, что она спасла мир, что духовное тело мира — в России, я знаю, что у России — великое будущее. Я буду делать все, чтобы Россия окрепла духовно, политически, экономически. Чтобы в области просвещения и культуры она шла своим нравственно высоким путем, а не падала в адские бездны западной массовой культуры. Я поддерживаю глав ную религию России — Православие. Я знаю, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы. Я не пью, не курю, не употреб ляю в речи бранных слов. Я люблю свою семью, детей, забо чусь о старикгпс. Я готов пожертвовать своим состоянием для возрождения России. Я знаю, что второй земной жизни у меня не будет, что я ничего не унесу с собой с земли в землю, знаю, что в вечности дам отчет за каждый свой поступок. Я молюсь за своих врагов, но с врагами Христа и России готов биться до последней капли крови. Исцеляющая сила СТЕФАН, иеромонах Задонского Богородицкого мужского монастыря. Р.8. Б ук в а л ьн о н а к ан ун е Рождества Х ри ст о ва и з И з м ал ко во пришло письмо от одной сест ры во Х ри ст е . Вмес т е со своей мамой во врем я за к л а д к и третьего крест а она с надеждой и м олит вами п риклады вала сь к святым мощам у го дн и к о в Божиих и просила благословение на роды . Т а к с л у чилось, что она бы ла крайне п одавлена трагедией , сл учи в шейся с мужем за несколько дней до нашей встречи , и боя ла сь , что эт о от ра зит ся на р о д а х и здоровье р еб енка . М и лостью Божией на свет п оявился м ал ьчик весом более т рех килограммов . Слава Б о гу з а в с ё — и за скорбь, и за радость . Крестный ход, как явление русской православной жиз ни, всегда живо интересовал писателей, художников, поэтов — уж такая духовная мощь исходила от него... Вот как описывает то древнее, корневое и русское писа тель Леонид Зуров в своем очерке «Отчина». «В осаду для обороны Пскова из Печорской обители выш ли чудотворная икона Умиления и старая медная хоругвь. Для присмотра и оберегания святыни были отряжены цело вальники и бобыли. По обочинам шли стрельцы с бердыша ми, конные осматривали путь. Деревня встречала Владычи цу на коленях. Кланялись поднятые на руках иконы. Со звон ниц торопливо спускали колокола. Пропустив вперед печор ских крестоносцев, деревенские иконы выходили вслед. Полубегом, охраняя их своими телами, заполняя дорогу и поля, шли встревоженные деревни. Доносились рыдание и всхлипывание: — Владычица, помоги... Спаси, Владычица! На ходу крестоносцы сменяли друг друга, ловко прини мая носилки, целуя оклады. Над тучами пыли и черной тол пой жарко пламенела цепь икон». О минуте прощания после выдержанной осады псковс ких икон с печорскими при возвращении их домой сказано так: «Псков молился в поле на крови. В поле, у крестом лежа щих дорог прощались псковские иконы, кланялись, подня тые десятками рук. Когда печорские образа показали око ванные серебром тылы, оставшийся на холмах народ упал на колени»... А вот что писал классик русской литературы Владимир Короленко (выдержки из очерка «За иконой»): «Ряды крестов, хоругвей уже далеко впереди... Кругом только мерный топот ног и гул неудержимого, как сти хия, человеческого потока. В клубах кадильного дыма, в волне торжественного пения, колыхаясь и сверкая на сол нце, икона плывет в воздухе над этим океаном обнажен ных голов... Пение, все такое же стройное, все тише, все мягче расплывается в воздухе, и сквозь редеющий топот уже вновь пробивается ласковый шорох и шелест придо рожных берез.» «...Однако идти трудно. «Богоносы», наклонясь, будто готовые упасть под тяжестью хоругвей, несутся двумя ряда ми вперед, понукая передовую толпу... Вот первые избы селения. Мы сделали с четырех часов тридцать верст. Плечи отдавила котомка, ноги подкашиваются, я почти падаю от усталости...» «...На просторе полей среди раскинувшейся и поредев шей толпы икона стала как будто ближе и доступнее. Страж дущий, болящий, немощный и скорбящий люд охватывал икону живою волной, которая вздымалась под влиянием ка кого-то особенного притяжения. Не глядя друг на друга, не обращая внимания на толчки, все они смотрели в одно мес то... — туда, где из-за стекла и переплета рамы сияла золо тая риза и голова Богоматери склонялась к младенцу... И потухшие глаза оживлялись. По всем этимм лицам проходило какое-то веяние, подводившее под общее выраже ние умиления. Такая волна человеческого упования и на дежды!.. И какая огромная масса однородного душевного движения, смывающего каждое отдельное страдание, каж дое личное горе, как каплю, утопающую в океане! Не здесь ли, не в этом могучем потоке однородных человеческих упо ваний, одной веры и одних надежд — источник этой исцеля ющей силы?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz