Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета 2 7 м а р т а 2 0 0 4 г . , № 5 9 - 6 0 ( 2 2 1 8 7 - 2 2 1 8 8 ) ^Антология наших святынь: крестные ходы Русь, идущая ко господу... История крестных ходов на Святой Р^си берет начало с самого возникновения Русской Православной Церкви, с сердечного желания русских людей, принявших Православие, таким образом символически разделить со Спасителем Его Крестный Путь на Голгофу, Его Страдания на Кресте, и этим хоть как-то искупить свои грехи перед Господом. Поэтому крестный ход на Руси всегда выражал внутреннее, духовное состояние человека и был одним из символов русской церковной жизни. Долгое время об этом явлении мы знали лишь по картинам и книгам русских художников и писателей. Но они существовали и в безбожное время, крестные ходы, только вели их старцы ночами, втайне от милиции. А сегодня мы знаем, например, о знаменитом Великорецком Крестном ходе на Вятке, которому уже более 600 лет. До «империалистической» в нем приняло участие рекордное число паломников —двадцать четыре тысячи. А в позапрошлом веке, в дни прославления святителя Тихона Задонского, в уездный городок пришли, по свидетельству писателя Н. Лескова, триста тысяч богомольцев! Старинная православная традиция вернулась в наш край с возобновлением иноческой жизни в Рождество-Богородицком монастыре. Каждый год ко дню Памяти святителя Тихона Задонского из Воронежа в Задонск несколько дней |фяду идет крестный ход, еще один в это же время идет из Липецка. Все больше участников приобретают «хождения за иконой» в Усмани, Ельце, других городах нашего края. Дух смирения, молитвенности, суровости, строгости и поста характерен в рядах «богоносов». Все они неукоснительно следуют одному правилу: меньше есть, меньше пить, меньше спать, больше молиться. Об этом сказано у русского писателя В. Крупина: «Мы — не Русь юсодящая, мы — Русь идущая. Мы идем — ад трепещет». О новоявленной христианской традиции —наш сегодняшний рассказ. ^ , ________ _____________ ___рас каз. В подробном отчете о крестном ходе вокруг Липецкой области инока Задонского Богородицкого монастыря Стефана (по архиерейскому благословению он возглавлял его), вы найдете доказательство того, как чтит провинциальная, деревенская Россия традиции предков. В истории Липецкой об­ ласти запечатлены мно­ гие крестные ходы, свя­ занные с различными собы­ тиями церковной жизни. Но крестный ход, состоявшийся вдекабре 2003 года вдоль гра­ ниц вновь образованной Ли­ пецкой и Елецкой епархии, — явление уникальное. По бла­ гословению Преосвященней- шего Никона, епископа Ли­ пецкого и Елецкого, неболь­ шой группе православных христиан Липецка предстоя­ ло за трое суток объехать все районы епархии и установить четыре креста, ограждающих население Липецкой области от действия бого^рческих и человеконенавистнических темных сил. Его участники везли с собою святые мощи 21 угодника Божия, среди ко­ торых были и наиболее изве­ стные и почитаемые во всем христианском мире святые мощи Апостола Андрея Пер­ возванного, Апостола Перво­ мученика архидиаконаСтефа­ на, Равноапостольной Марии Магдалины, Великомученика Георгия Победоносца и др. Возглавить крестный ход Преосвященнейший Владыко Никон благословил насельни­ ка Задонского Рождество-Бо- горюдицкого мужского мона­ стыря иеромонаха Стефана. Начгшся крестный ход с Божественной Литургии в Христо-Рождественском хра­ ме на ул. Арктической. Затем настоятель храма и благо- чинньй епархии протоиерюй о. Василий (Бильчук) отслу­ жил водосвятный молебен и, окропив всех участников крю- стного хода, благословил их кр>естомГосподним. Подошед­ ший к церкви автобус не мог вместить всехжелающих при­ нять участие в этом богоугод­ ном деле, но обиженных не было. Когда все расселись по местам, в автобус внесли свя­ тые мощи, иконы, хоругви. Паломников было тридцать человек и среди них трое мальчиков. С самого начала сестрюйвоХристеАллой, име­ ющей большой опыт в подоб­ ных мероприятиях, было предложено в течение всей поездки одновременно читать по рядами Псалтырь Св. Прю- рхжацаряДавида, иПсалтьфь Пр>есвятой Богорюдице, что с единодушного согласия было принято и неукоснительно потом исполнялось. Первая остановка со свя­ тыми мощами была в селе Сселки. Кр>естный ход с ико­ нами Пресвятой Богородицы, Св. Архистратигу Божиему Михаилу, св. Страстотерпцу и Великомученику царю Ни­ колаю и царютвенным муче­ никам, св. Великомученику Георгию Победоносцу идет вокруг храма в честь св. Ар­ хангела Михаила. После того как все встречающие прило­ жились к святым мощам и иконам, мыпродолжили свое движение на восток. Вторая остановка —в селе Кривец. Здесь недалеко от реки закапывается в землю первый крест, освященный крещенской водой. К нему прикладываются все пооче­ редно. Здесь же, в ямку, по­ ложили семя каштана с на­ деждой, что на этом месте со временем вырастет большое дерево. Т ретья остановка—в селе Кривополянье Чаплы- гинского района. Храм Архистратига Божиего Миха­ ила. Приезжих вместе с ду­ ховенством встречает благо­ чинный чаплыгинских церк­ вей иерей о. Стахий. После со­ вместного крестного хода вок­ руг храма и праздничного молебна внутри него мы пе­ реезжаем к пользующемуся заслуженной славой чудо­ творному целебному источни­ ку в честь иконы Матери Бо­ жией «Тихвинской». Особая примета святого места — ку­ пальня, выложенная в виде креста. Паломники пьют и наби- рмпот с собою святую воду и по прютоптаннойв снегу стеж­ ке поднимаются вверх неболь­ шого склона. Затем крестный ход следует вокруг разрушен­ ной Раненбургской Петропав­ ловской пустыни. Милостью Божией сегодня идут восста­ новительные работы разру­ шенного некогда знаменито­ го монастыря. Местные жи­ тели с непокрытыми голова­ ми спешат приложиться ко святым мощам. На лицах — радость и слезы умиления. Появились и монашеству­ ющие. Преклонного возраста монахиня Магдалина с вели­ чайшей духовной радостью и благоговением прикладывает­ ся к мощевику, в котором находится частичка святых мощей ее небесной покрюви- тельницы — св.Равноапос­ тольной Марии Магдалины. После краткого теплого прю- щания по благословению о. Стахия участники крестного хода направляются обратно через г. Чапльшин вЛев-Тол- стовский район. В 18 часов были на месте. Нас встречает настоятель Трюицкого храма иерей о. Михаил. Церковь полностьюзапол­ нена прихожанами, у всех в руках горящие свечи. Слу­ жится совместный молебен Пресвятой Богорюдице й Свя­ тым, о. Михаил совершает елеопомазывание, все прикла­ дываются к святым мощам. Любовь и чистосердечные доб­ рые напутственные слова уво­ зят с собою участники крест­ ного хода. Во время движе­ ния читается нараспев ака­ фист св. великомученику Ге­ оргию Победоносцу. Приехали в Данков. Пос­ ле крестного хода вокруг хра­ ма в честь св. великомучени­ ка Георгия Победоносца едем дальше к самой северной точ­ ке нашего маршрута —в село Долгое. Восемь часов вечера. Освещаемые только светом фар автобуса, выходим на бе­ рег Дона и с молитвою закла­ дываем второй крест. Даль­ нейшийнашпутьлежит всело ТрхекурювоЛ^дянского рай­ она. В это время начинается метель. На пониженной ско- рхети буквально прюбираемся сквозьснежные заносы. Суще­ ствует реальная опасность сбиться с маршрута. Чувству­ ется, что водитель устал. Так получилось, что его назначи­ ли в эту поездку одного, без сменщика. Уже в начале одиннадца­ того подъехали к Свято-Ди- митриевскому Илларионовс- кому женскому монастырю. Тут нас встретил стрюитель и духовник святой обители ар­ химандрит о. Иосиф, ожида­ ющий нашего прибытия уже шесть часов. Несмотря на по­ здний час, в Михаило-Архан- гельском хр)аме велись ребо­ ты по восстановлению отопи­ тельной системы. С благодар­ ностью к Богу и пресвятой Богорюдице участники крест­ ного хода приложились к свя­ тым мощам угодника Божие­ го св. преподобного Илларио­ на, трюекурювского затворни­ ка. Почти для всех это было впервые. У же за полночь мы подъехали к Е1льцу, к величественной грюма- де Вознесенского собора. Нас здесь ждали. Короткий по­ здний ужин —и все располо­ жились на ночлег в теплом и прюсторном помещении крес­ тильни, находящейся под со- борюм. Утром, по окончгшии ранней Божественной Литур­ гии, участники крестного хода, приложившись к нахо­ дящимся в соборе иконе Ма­ тери Божией «Елецкой», свя­ тым МОЩЕ 1 Мсвятителя Мит- рюфана Ворюнежского и свя­ тителя Тихона Задонского, направились к историческому месту в Ельце — горе Арга- мач. Именно здесь в 1395 г. избранная Воевода Царица наша Пресвятая Богорюдица, явившись во сне беспощадно­ му завоевателю Азии Тамер­ лану, остановила дальнейшее порабощение Святой Руси. Праздничное шествие, к которюму присоединились ве­ рующие люди не только из со­ бора, но и храма Вознесения Господня и других церквей древнего города, растянулось на несколько десятков мет- рюв. Ссобою ельчане взяли на крестный ход список иконы Матери Божией «Елецкой». Останавливались прюхожие, увидев это воистину гранди­ озное зрелище, останавлива­ лись автомашины, люди кре­ стились на святые, развеваю­ щиеся на ветру, образа хоруг­ вей. После почти часового перехода крестный ход оста­ новился на святом месте. В храме был отслужен молебен иконе Матери Божией. Жал­ ко было покидать гостепри­ имный город и живущих в нем людей. Но долг перед Церковью и благословение Преосвященнейшего Никона заставляли нас ехать вседаль­ ше Идальше. Следующая наша останов­ ка была в селе Измалково. Здесь нас встретил настоятель церкви в честь Покрова Пре­ святой Богорюдицы иерей о. Олег. После крестного хода вокруг храма неподалеку от него закапывается третий крест. Здесь находится самая западная на нашем маршруте точка Липецкой области. Для всех участников крестного . рсода приятной неожидан^й- тью стала встреча с 88-летней местной жительницей Махбр)-' товой Клгшдией. Интересным в ее жизни было то, что она в восемьдесятлет началаписать духовные стихи, слгшитьБога и Пресвятую Богорюдицу. От нее мы узнали, что три года назад она, почти ослеп­ шая, попрхеилаблагословение у Преосвященнейшего Нико­ на (тогда еще епископа Задон­ ского) на операцию глаз. Ми­ лостьюБожией операция пре­ шлаблагополучнои воттеперь она ходит, только слегка опи- р>аясь на палочку. Женщина ничего не знала о том, что сюдадолжныпривезти святые мощи, но, водимаяДухомСвя­ тым, пришла в хрем и сподо­ билась великой Божией мило­ сти — приложиться к мощам известных во всем христианс­ ком мире святых. После теплого прощания — корюткий переезд и участ­ ники крестного хода оказа­ лись на редине св. Феофана Затворника (Вышинского) вс. Чернава. У всех радостно на душе от того, что мы с собою привезли частичку его святых мощей. Как будто сам святой приехал вместе с нами -навес­ тить своюредину. Подъехали к церкви вчесть покрюваПре­ святойБогорюдицы, вкоторюй когда-то служил родитель угодника Божиего. После крестного хода вок­ руг хр>амавошли внутрь него. Настоятель прютоиерейо. Вла­ димир предложил всемприло­ житься к святому обрезу Пре­ святой Богорюдицы «Достой­ но есть», перед которой, по преданию, молился святитель Феофан. Много интересного о церковнойжизни односельчан рассказала отъезжающим православная писательница и поэтесса Валентина Купавых. Она же и пригласила всех на чтения трудов св. Феофана Затворника, инициаторюмко­ торых вот уже милостью Бо­ жией шестой год она и явля­ ется. Д алее наш путь лежал в село Ожога Воловского района к церкви Благо­ вещения ПресвятойБогорюди­ цы. Встречающих не было, так как уже шло всенощное бдение. Участники крестного хода одни обошли вокруг хра­ ма со святыми мощами, а за­ тем зашли внутрь его. Шла служба. В храме было по-до­ машнему уютно. Но больше всего нас поразили разноцвет­ ные лампады на паникади­ лах. Они были, как живые, в них теплился и горел елей. Из рассказа одной рабыБожией, которая по благословению служащего батюшки прювела перед входом в храм креткую экскурсию, мы узнали, что здесь находится богодельня для престарелых людей и об­ раз жизни в ней больше по­ хож на монастырский. К со­ жалению, из-за болезни мыне смогли встретиться с настоя­ телем храма восьмидесятилет­ ним старцем схиархимандри- том о. Серафимом и взять у него благословение на даль­ нейший путь. Зато мы с ра­ достью приняли несколько №льпшх булок свежеиспечен­ ного душистого белого хлеба и чудесный утоляющий жаж­ ду напиток, который матуш­ ки уже много лет варят здесь с Божией помощью сами. В село Бурдино Тер)бунс- кого района мы приеха­ ли уже поздно вечерюм. Многие участники крюстного хода были наслышаны об этом небольшом уголке Свя­ той Руси. Некогда здесь был 'жос^енский монастырь-.Но во врюмя;царютвованияшсатери- ^гонЫ'Пон был упразднен и прю- образован в обычный сельс­ кий приход. Здесь одно врю- мя жили, трудились и моли­ лись великие старцы: митро­ полит Тетрицкаройский Зи­ новий (в схиме Серафим) и схиархимандрит о. Виталий. У последнего нынешний пра­ вящий архиерюйПрюосвящен- нейший Владыко ВЬ 1 Кон ду­ ховно окормлялся целых двадцать лет. Здесь и он сам, еще живя в миру в 1972 г., трудился на восстановление Вознесенского храма: по по­ слушанию клал печи, штука­ турил ограду, колокольню. Потрудились в этом свя­ том месте в разные годы и другие будущие иерархи Цер­ кви. Это и нынешний Орюхо- во-Зуевский Владыко —епис­ коп Алексий, а также Брянс­ кий и Севский Владыко епис­ коп Феофилакт. О Бурдино о. Виталий говорил: «Везде я был в гостях, а здесь для меня дом родной». С большим ду­ ховным подъемом вместе с настоятелем храма иереем о. Романом участники крюст­ ного хода со святыми моща­ ми, иконами, хоругвями обо­ шли вокруг церкви и, попрю- щавшись, отправились к сле­ дующему пункту своего мар­ шрута — горюду Усмани. Несмотря на позднее врю- мя нас здесь ждали. Настоя­ тель хр>ама иерюй о. Георгий сам побеспокоился, чтобынас вкусно и досыта накормили (всемзгшомнились замечатель­ ные пирюжки с картошкой), а затем и спать уложили. Утрю трютьих суток пути мы встрютили в храме Успе­ ния Прюсвятой Богорюдицы. Был воскрюсный день. Все по­ старались встать пораньше, чтобы вычитать правило ко Святому Причащению. Боже­ ственнаяЛитургияпоказалась в этот день для всех особенно торжественной. Причащались святых Животворящих Тайн Христовых все. После прюпо- веди и краткого слова о. Геор­ гия о значениикрюстногохода для жителей г. Усмани все ус­ тремились к выходу. Под дружное пение священства и всех идущих вслед за ними крюстныйходшествуетпо ули­ цам Усмани. Прюходим мимо рынка. Многие люди устрюм- ляют свои взоры на нас. При­ слушиваются к пению, крюс- тятся. Здесь уже давно при- вьшли к крюстным ходам, их полюбили не только верую­ щие, но и далекие от церков­ ной жизни люди. Святые мощипоперюменно несут священник Успенского собора прютоиерюй о. Георгий и иерюй о. Георгий. Следую­ щая остановка у врюменного храма в честь Богоявления Господня, в которюм хранит­ ся прославленная многочис­ ленными чудесами икона Ма­ тери Божией «Корсунская». Радостная встрюча. Жители го- рюдаи прихожане храмавстрю- чают крюстный ход в великом множестве у входа. Первым к святым мощам подходит и прикладывается настоятель собора прютоиерейо. Василий. Он берют их на руки и торже­ ственно вносит в храм. Слу­ жится краткиймолебенчудот­ ворной иконе Матери Божией «Корюунской». Все приклады­ ваютсяк нейи святьт мощам. После этого крюстныйход уже с чудотворным образом Бого- рюдиць! вперюдинапржвляется к стрюящемуся Богоявленско­ му собору. Здесь вновь слу­ жится молебен святому обрю- зу, читается акафист. Зате^^ совершается.цсрящениё водоцд^т присутствуюприх ,^^^ОС ^аз№ , вают елеем из лампадки, го-'. рящей перюд иконой. После этих незабываемых событий крюстньйход возвращаетсяоб­ ратно в Успенский храм. И снова в путь. В Крут- ченской Байгоре мы должны заложить пос­ ледний четвертый крест, ог­ раждающий Липецкую об­ ласть с южной сторюны. Око­ ло храма в честь Святой Жи­ воначальной Троицы нас встрючают вместе с матушкой настоятель храма иерей о. Петр. Он потомственный свя­ щеннослужитель. От него мы узнали, что здесь с 1946 года жил, молился и восстанавли­ вал вместе с прихожанами ос­ кверненный и разрушенный храм его отец — прютоиерюй о. Иоанн. Долгих тридцать пять лет он верюй и правдой служил у Святого Прюстола и после смерти был похоронен за алтарюм. По общему согла­ сию четвертый, последний, крест поручили заложить о. Петру, что он и сделал все­ го в нескольких метрах от мо­ гилы своего рюдителя. А далее наш путь лежгшв село Павловка Добринского района, к церкви в честь По­ крюваПрюсвятойБогорюдицы. Здесь четырнадцатьлет с 1975 по 1989 год жил, молился и трудился над восстановлени­ ем храма нынешний правя­ щий архиерей Преосвящен­ нейший Никон, епископ Ли­ пецкий и ЕЬхецкий. Здесь его руками расписан внутри храм и написаны многочисленные иконы, украшена изящною резьбою по дерюву рака с пла­ щаницею Прюсвятой Богорю­ дице и многое другое. Все это Владыко начал делать по благословению сво­ его духовного отца схиархи- мандрита о. Виталия. Старюц сам сюда приезжал навестить свое духовное чадо. Здесь он выбрал место и благословил копать колодец, к которюму до сих пор из самых отдален­ ных мест приезжают люди, чтобы набрать воды. К сожа­ лению, нам не довелось это сделать, так как мы очень торопились в село Таволжан- ка Грязинского района. В темноте мыподъехали к храму в честь иконы Матери Божией «Казанской» и св. прюрюка Божия Илии. Здесь к нам подошел благочинный грязинских церквей и насто­ ятель храма протоиерей о. Алексий вместе со своим сы­ ном иерюемо. Алексием. При­ ложившись к святьпи мощам, батюшка взял ковчег с ними на руки и внес его в церковь. Она была полностью заполне­ на встречающими крестный ходлюдьми. Началсямолебен. О. Алексий счелнеобходимым вьфазить великое почтение ко Православной святьше и внес мощевик воСвятаяСвятых— алтарь и поставил его на свя­ тойБожийПрюстол. Такого не было еще до этого ни в одном храме. Из распахнутых Царю- ких врат с пением молитв на­ чался крестньий ход вокруг хр)амаБожия. Темнотазимней ночи озарилась сотнями жел- то-крюсныхязычковжарко го­ рящих свец^,..,. , т г Г / * Л и п ^ у . ^ ^ ^ ц о д ^ ь © ^ ^ - ^чера. Все ощущали ду­ ховный подъем и сердечную радость от исполненного дол­ га перед святойМатерьюЦер­ ковью. Только теперь, когда позади были полторы тысячи километрюв дорюг и тркю су­ ток пути, мы все спокойно вздохнули и еще раз побла­ годарили Бога за Его великую милость к нам, многогреш­ ным, за то, что Он нас сподо­ бил и помог выполнитьпослу­ шания правящего архиерея Прюосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елец­ кого, и благополучно закон­ чить первый во вновь образо­ вавшейся молодой Липегцсой и ЕЗлецкой епархии крестный ход. Конечная же наша оста­ новка была в центре города, возле дрювнего горюдища, око­ ло святого источника в честь св. Николая. В згшершении хочется сде­ лать главный вьшод из перю- житого за этидни. СлаваБогу! Мы все увидели Воскрюшаю- щуюся Святую Русь. Нет, не всю, а только малую ее часть, ограниченную пределами на­ шей области. Отньше невиди­ мая стена, состоящая из не­ победимой силыЧестнагоЖи­ вотворящегоКрюстаГосподня, оградила нашу епархию и нашу область от многочислен­ ных видимых и невидимых врагов, завистников, клевет­ ников и недобрюжелателей. И как забыть о тех, кто ехал вместе с нами в автобу­ се, кто готовил эту поездку. О тех, кто перед крестным хо­ дом снимал шапки, останав­ ливал тргшспор)т и со слезами на глазах крюстилсяна святые образы и святые мощи. Она­ ших детях —трюх маленьких мальчиках, которые во врюмя поездки наргшне со взрослы­ ми читали акафисты, о деся­ тикласснице Елене, только недавно пришедшей к верю и поехавшей молиться за свое­ го военнослужащего папу-ате- иста, о сотнях человеческих рук, которые в течение всего пути прютягивали нам запис­ ки и деньги, 'чтобы мы помо­ лились за их рюдных и близ­ ких, живых и усопших. Как не благодарить Христа ради кормивших нас. Слава Богу! Русь жива! Не смогла богоборческая власть убить любовь в сердцах чело­ веческих. Нет, мыне встрюти­ ли на своем пути равнодуш­ ных людей! А это значит, что не напрасным был этот крюст­ ный ход. Слава Богу за все! Слово к любящим Россию Это обращение написал наш современник писатель В. Крупин, постоянный участник крестных ходов. И составил он его в пути, но не от себя лично, а от всех, с кем шел трудными молитвенными дорогами. Любящему Россию! Нр^!‘Свстр>а1 Ты ншвешь в России. У тебя нет запасной Родины. Нет двойного гражданства. В Рос­ сии могилы твоих предков. Здесь будет и твоя могила. Здесь сохранится память о тебе. Такая, какую ты заслужил свои­ ми делами при жизни. Ты веришь в возрождение России? Веришь в то, что в России есть сила, способная ее возродить? Ты сам — часть этой силы. Скажи себе: «Я люблю Россию больше своей жизни. Я знаю, что у России было величайшее прошлое, что она спасла мир, что духовное тело мира — в России, я знаю, что у России — великое будущее. Я буду делать все, чтобы Россия окрепла духовно, политически, экономически. Чтобы в области просвещения и культуры она шла своим нравственно высоким путем, а не падала в адские бездны западной массовой культуры. Я поддерживаю глав­ ную религию России — Православие. Я знаю, что Россия — Дом Пресвятой Богородицы. Я не пью, не курю, не употреб­ ляю в речи бранных слов. Я люблю свою семью, детей, забо­ чусь о старикгпс. Я готов пожертвовать своим состоянием для возрождения России. Я знаю, что второй земной жизни у меня не будет, что я ничего не унесу с собой с земли в землю, знаю, что в вечности дам отчет за каждый свой поступок. Я молюсь за своих врагов, но с врагами Христа и России готов биться до последней капли крови. Исцеляющая сила СТЕФАН, иеромонах Задонского Богородицкого мужского монастыря. Р.8. Б ук в а л ьн о н а к ан ун е Рождества Х ри ст о ва и з И з ­ м ал ко во пришло письмо от одной сест ры во Х ри ст е . Вмес­ т е со своей мамой во врем я за к л а д к и третьего крест а она с надеждой и м олит вами п риклады вала сь к святым мощам у го дн и к о в Божиих и просила благословение на роды . Т а к с л у ­ чилось, что она бы ла крайне п одавлена трагедией , сл учи в ­ шейся с мужем за несколько дней до нашей встречи , и боя­ ла сь , что эт о от ра зит ся на р о д а х и здоровье р еб енка . М и ­ лостью Божией на свет п оявился м ал ьчик весом более т рех килограммов . Слава Б о гу з а в с ё — и за скорбь, и за радость . Крестный ход, как явление русской православной жиз­ ни, всегда живо интересовал писателей, художников, поэтов — уж такая духовная мощь исходила от него... Вот как описывает то древнее, корневое и русское писа­ тель Леонид Зуров в своем очерке «Отчина». «В осаду для обороны Пскова из Печорской обители выш­ ли чудотворная икона Умиления и старая медная хоругвь. Для присмотра и оберегания святыни были отряжены цело­ вальники и бобыли. По обочинам шли стрельцы с бердыша­ ми, конные осматривали путь. Деревня встречала Владычи­ цу на коленях. Кланялись поднятые на руках иконы. Со звон­ ниц торопливо спускали колокола. Пропустив вперед печор­ ских крестоносцев, деревенские иконы выходили вслед. Полубегом, охраняя их своими телами, заполняя дорогу и поля, шли встревоженные деревни. Доносились рыдание и всхлипывание: — Владычица, помоги... Спаси, Владычица! На ходу крестоносцы сменяли друг друга, ловко прини­ мая носилки, целуя оклады. Над тучами пыли и черной тол­ пой жарко пламенела цепь икон». О минуте прощания после выдержанной осады псковс­ ких икон с печорскими при возвращении их домой сказано так: «Псков молился в поле на крови. В поле, у крестом лежа­ щих дорог прощались псковские иконы, кланялись, подня­ тые десятками рук. Когда печорские образа показали око­ ванные серебром тылы, оставшийся на холмах народ упал на колени»... А вот что писал классик русской литературы Владимир Короленко (выдержки из очерка «За иконой»): «Ряды крестов, хоругвей уже далеко впереди... Кругом только мерный топот ног и гул неудержимого, как сти­ хия, человеческого потока. В клубах кадильного дыма, в волне торжественного пения, колыхаясь и сверкая на сол­ нце, икона плывет в воздухе над этим океаном обнажен­ ных голов... Пение, все такое же стройное, все тише, все мягче расплывается в воздухе, и сквозь редеющий топот уже вновь пробивается ласковый шорох и шелест придо­ рожных берез.» «...Однако идти трудно. «Богоносы», наклонясь, будто готовые упасть под тяжестью хоругвей, несутся двумя ряда­ ми вперед, понукая передовую толпу... Вот первые избы селения. Мы сделали с четырех часов тридцать верст. Плечи отдавила котомка, ноги подкашиваются, я почти падаю от усталости...» «...На просторе полей среди раскинувшейся и поредев­ шей толпы икона стала как будто ближе и доступнее. Страж­ дущий, болящий, немощный и скорбящий люд охватывал икону живою волной, которая вздымалась под влиянием ка­ кого-то особенного притяжения. Не глядя друг на друга, не обращая внимания на толчки, все они смотрели в одно мес­ то... — туда, где из-за стекла и переплета рамы сияла золо­ тая риза и голова Богоматери склонялась к младенцу... И потухшие глаза оживлялись. По всем этимм лицам проходило какое-то веяние, подводившее под общее выраже­ ние умиления. Такая волна человеческого упования и на­ дежды!.. И какая огромная масса однородного душевного движения, смывающего каждое отдельное страдание, каж­ дое личное горе, как каплю, утопающую в океане! Не здесь ли, не в этом могучем потоке однородных человеческих упо­ ваний, одной веры и одних надежд — источник этой исцеля­ ющей силы?»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz