Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ПОВЕСТВОВАНИЕ ЭТО ДОБАВИТ НАМ СВЕТЛЫХ СИЛ НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (■ Один пожилой человек недовно скозол мне с отчаянной грустью: «Кончилось время дедушек...» О н говорил о себе, о своей тоске по маленькому внуку, с ко торым видится редко. А получилось, что сказал о России. О деревнях, где в ок нах изб, обветшавших без хозяина, мелькают лишь старушечьи платочки. Ушли старики до срока, многие и не успев стать стариками. А в городах - другая бе да: дед)тки не с внуками сидят, а до последнего вкалывают, «крутятся», стара ясь не быть обузой для молодых. Сколько1м«льчишеских судеб ломается навсег да лишь потому, что рядом не оказалось самого мудрого и надежного друга - деда... Сегодняшняя нашр публикация - записки внука о своем дедушке - непривыч на для газеты. И тема глубоко духовная, и слог неспешный, житийный, и’ дедуш ка-то необыкновенный, святой человек. Но если отойти от злобы дня, то сразу вспомнится: для русского человека на писание таких записок издавна было делом привычным. Оставить потомкам за писки о себе и своих родителях, о дедушках и бабушках, о главных событиях в жизни семьи было не только доброй традицией, но и почти обязанностью. Тет радки с записью семейных преданий и воспоминаниями о славных предках почи тались домашней реликвией. Традиция оборвалась в годы братоубийства и репрессий, когда каралась са ма принадлежность к дворянскому, священническому или военному сословию. Несчетное число семейных архивов погибло в огне, и наша культура до сих пор несет на себе следы этого тотального истребления неродной помяти. Мы мало дорожим тем, что уцелело. Не успеваем расспросить стариков. А потом не на ходим времени на то, чтобы оставить детям память о тех, кото они не застали на Земле или по малости лет не помнят, - о дедах наших и бабушках. Тут, конечно, не только в замотанности нашей причина. Нада быть Астафье вым, чтобы написать «Последний поклон». Трудно рассказывать о родном, и пусть четверть веко минет, о для тебя все живое - каждая черточка дедушкиного лица, всякое прикосновение лосковой бабушки. Тут и сердце заноет, и совесть ворохнется осколком, и руки опустятся оттого, что не хватает сил выразить всю свою любовь и нежность, повиниться запоздало... И все-таки каждый из нас, ха- тя бы в душе, но пишет и пишет свой «Последний поклон». Повествование, которое вы сейчас прочитаете, быть может, добавит нам свет лых сил на добрые дела. Несколько слов о б авторе. Дмитрий Тяпочкин - внук знаменитого на всю Рос сию постыря, старца архимандрита Серафима (1894 - 1982). Дмитрий Михайло вич живет но Укроине, служит дьяконом но ниве Господней под омофором пре- освященнейшего Пантелиимона епископа Кировоградского и Александрийского УПЦ Московского потриорхата в кафедрольном соборе Преоброжения Господ- ня (Кировоградская епархия Русской Православной Церкви). У отца Дмитрия и матушки Татьяны трое сыновей. Средний из них - игумен того же Преображен ского собора, пострижен в монохи с именем Серафим. Дмитрий ШЕВАРОВ. Святой влечет к себе и согревает, и наполняет, и спасает, и зовет - к подвигу, как журавли из выси небес ной зовут нас к себе в высь, говорят нам, что и у нас в душе есть крылья... о. Сергий (Булгаков). Первая встреча Господу было угодно вот каким путем привести меня к дедушке. Летом 1967 года, когда я окончил восемь классов и начались каникулы, приехал человек от дедушки и сказал маме, что дедушка прислал его за мной. И только тогда ме ня посвятили в тайну о существовании дедушки. Это скрывалось от меня одно го почему-то, хотя имя мне при рожде нии дали в честь дедушки, как память о пропавшем в застенках родителе. И вот приехал я к дедушке (в посе лок Ракитное Белгородской области), да не застал, его не было но месте па ру дней. Я остался ждать, находясь в полном неведении и доже некотором нагюяжении. Спал я на кровати в дедушкиной ке- лии. Проснулся от какого-то беспокой ства. На стуле возле кровати сидит и плачет весь белый в черной одежде глу бокий старец. Ни фотографий, ни рас сказов, ни каких-то других представле ний до той памятной встречи я о дедуш ке не имел. Я растерялся и тоже запла кал. От волнения я упал на колени пе ред дедушкой. Он поднял меня, прижал мою голову к себе, и, впервые в жизни, я ощутил настоящую любовь. Когдо-то мой отец, участник войны, говорил мне: «Четыре года войны - это вся моя жизнь. А потом я жил воспоми наниями». Вот с такой силой вошло в меня все, что связано с дедушкой. И за быть я ничего не смогу, да и не хочу. Дедушка пригласил меня с собой в храм, куда мы отправились сразу же, несмотря на раннее время. Возле церк ви было много людей, все плакали. Во круг родостные лица. Все увиденное бы ло для меня совершенно непонятно. До этого памятного утра я просто не знал, что есть Бог, Церковь, священнослужи тели, верующие. В этом смысле рос я диким, но любо знательным, с обостренным чувством справедливости. Помню, но уроках зоо логии все допытывался у учителя, как на чалось жизнь на Земле. Версия с обезь яной была мною полностью отвергнута, 3 0 что в школе меня прозвали «дуже ро- зумным», а фразу «тоби що, бильше всих треба?» я слышал часто и получал соответственно... И вот в одночасье открылся передо мной совершенно новый мир. Дедушка ввел меня в алтарь и сразу же стол мо литься. Потом исповедовал меня и вы шел в хром говорить проповедь для при хожан. Я ожидал в алтаре, с трепетом рассматривая каждую вещь: иконы, свя щенные сосуды, книги, даже пробовал читать напрестольное Евангелие. Время остановилось. Чувствую, на меня кто-то смотрит. Оборачиваюсь - стоит дедуш ка и, плача, говорит: «Теперь, мой Ми- тинька, тебе деваться некуда. Это место священника». Я ничего тогда не понял, но слова эти запомнились. Ракитное Спустя некоторое время дедушка за брал меня совсем к себе. Сказал: «Бу дешь жить со мной, но моем попече нии». Родственники, до и просто знако мые, отвернулись от меня. Дедушка стал готовить меня для поступления в семинарию, но мама, узнав об этом, пришла в ужас: дескать, моя юность по гибла из-за того, что я дочь священни ка, а теперь еще и сын... В общем, де душка уступил и послал меня учиться в институт. Однажды, будучи у дедушки, я пошел в кино. После долго гулял и поздно при шел домой. Дедушка меня встретил и попросил впредь воздерживаться от поздних прогулок: «Будь осторожен, ты мой внук». Больше никогда я поздно не приходил, разве только когдо приезжал на каникулы. Раньше автобусы ходили очень редко и приходилось добираться в Ракитное из Готни пешком и зимой, и ночью. Но никогда у меня не случалось столкновений с местными. Наоборот, они всегда относились ко мне хорошо, особенно девушки. Внешне я похож на дедушку. В доме прихожане тогда бывали очень редко. Контроль был сильный со стороны властей. Все встречи, беседы происходили по дороге в храм, на испо веди и по дс^оге домой из храма. Кон спирация забирала много нервов и сил, но зото приходили только истинно веру ющие люди, жаждущие духовного окормления, о не телесного. К дедушке приезжали для укрепления и исправления разные люди. Порой я задавался вопросом: «Для чего они едут за тридевять земель? Что - ближе нет священника? Неужели на всей земле од но Ракитное?» Ведь ехали со всей Рос сии, Грузии, Приболтики, Молдавии, да же из Канады. А москвичи вообще жили там постоянно. И только феноменом не земной любви к людям я объяснял себе это чудо. А в чудо можно только верить. Блаженны не видевшие и уверовавшие! Те, кто, поверя чудесам Иисуса Христа, ему и последовали. Вера - это начало чуда. Крупицы биографии Дмитрий, будущий архимандрит Се рафим, родился 14 августа 1894 года в городе Новый Двор Варшавской губер нии. Отец, Александр Иванович, выйдя в отставку полковником, служил ночальни- ком почты в Екотеринославе. В 1913 го да он умер, и семья переехало в Брест. (Проживали в крепости. В 1914 году, по сле ночоло войны с Германией, верну лись в Екатеринослав. К тому времени Дмитрий Тяпочкин окончил Варшавское духовное училище (1911 г.) и до 1917 года учился в духовной семинарии горо да Холмска, где в разное время учились и преподаволи: патриорх Тихон, свя- щенномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский и многие дру гие святые люди. Судьба не щадила молодого пасты ря. В 1932-м умирают от голода два сы на, спустя год - супруга. Несмотря на свой тогдашний детский возраст, моя мама приняла на свои плечи груз попе чительства и заботы над двумя еще бо лее младшими сестрами. В то время стали закрывать храмы и последним закрыли храм в с. Михайлов- ка, где настоятелем был о.Дмитрий (Тя почкин). Из семи священников благочи ния он один остался верен своему пас тырскому призванию. Остальные ушли кто куда: бухгалтерами, рабочими, слу жащими, даже отрекались от Бога через газету. Но осталось большая паства, и ради их спасения дедушка ходил овра гами, крестил, венчал, исповедовал и причащал больных, хоронил. Мама вспоминала, как приходили по ночам люди из разных мест. Дедушка уходил с ними исполнять требы в дальние место, иногда его по 3-4 дня не было дома, а они сидели холодные и голодные. Из до му боялись выйти. В те времена много плохих людей бродило по селам, банды были всякие, грабежи, убийства, по но чам стрельба и взрывы, везде кровь и слезы. На дорогах лежали трупы людей и животных, стояли остовы сожженных домов, атмосфера полного уныния и безнадежности. Словом, было от чего моей маме поседеть в юности. Мама всегда красила волосы. В 1941 году дедушку арестовали. Три его дочери остались одни в пустой чужой квартире. Вернулся дедушка по милости Божи ей только в 1956 тоду очень больным человеком: отбиты легкие, поражены все внутренние органы, весь простужен, постоянный удушающий кашель... Но, укрепляемый Господом, дедушко еще 26 лет трудился на ниве Господней. Проповедь под холодными звездами Иногда, кройне редко, только усту пая моим настойчивым просьбам, де душка рассказывал о трудных периодох своей жизни. Я, доже напрягая свое во ображение, не мог себе представить пережитого им. Скорее механически за поминал наиболее впечатляющие места его рассказов. Отец Серафим с внуком Дмитрием, п. Ракитное, 70-е годы. После освобождения дедушка какое- то время был настоятелем Днепропет ровского кафедрального собора, но на этом месте пробыл недолго - очевидно, потому, что его проповеди и сама его личность влекли прихожан к нему. Позд нее старики рассказывали мне, что в соборе тогда служили несколько свя щенников. Но их фоне дедушка выгля дел очень скромно: худой, больной, одет и обут плохо, все латано-перела- тоно. Жил в домике при соборе. Стол, табуретка, кровать, на стенах несколь ко бумажных икон, ведро с водой в при хожей - вот и все, что имел. Вспоминали, что когда дедушка гово рил проповедь, время как бы останавли валось и многим казалось, что они лич но присутствуют на казни Иисусо Хри ста, видят Голгофу, апостолов. Пречи стую Матерь Господа. Даже спорили между собой, кто что лучше успел рас- смотоеть из того, что говорил дедушка. Любовь прихожан ему не простили. Дедушка оказался на улице. Потом Гос подь привел дедушку в поселок Ракит ное в хром Свято-Никольский. Купол был розбит, кровли нет, огра ды нет, дверей нет, окон нет. Дедушка вспоминал, кок убирал снег в алтаре перед службой. Начальник района разрешил служить только ночью, чтобы люди ходили в кол хоз, а не в храм. В воскресенье разре шалось служить до 9.00, о потом цер ковь - на замок. Дедушка вспоминал: «Хорошо, что службу знол на память, а то свечей нет, только коптилка. В церк ви пусто. Ни петь, ни читать, ни кадило раздувать некому. Зато можно всю ночь служить». Я спросил: «А проповедь, кому говорили? Ведь в храме пусто». «Но ведь в темноте кто-то мог быть. Для них и говорил». Трудно представить это: темный хром, ночь, мороз, звезды вместо кры ши, о священник говорит проповедь, и, я уверен, плачет по своему обыкнове нию... Напутствие Всегда перед дорогой дедушка меня исповедовал и читал над головой Евон- гелие. После чего наставлял меня, про верял, помню ли я заповеди Господни, беспокоился, тепло ли я оделся, все ли необходимое взял в дорогу, когдо вер нусь. Всегда находились поручения: ку да-то заехать, что-то кому-то передать. ГТорой и уезжать не хотелось от токой любви и зоботы. Я много раз уезжал на учебу, либо по дедушкиным поручениям и почти все гда по времени опаздывал. Но не пом ню случоя, чтобы в дороге мне что-то мешало приехать на место вовремя. Однажды ехал в локомотиве поезда, другой раз - в почтовом вагоне, а то в самолете пилоты приглашали меня пря мо в кабину. Получив благословение де душки, я всегда был уверен в достиже нии цели. Когда-то дедушке сказали, он излиш не строг ко мне, на что он ответил: «На- стовь юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состареет». Воспитывая меня, говорил: «Левоя рука не знает, что делает правая, если речь идет о достижении доброй цели. А ты почему-то хочешь это изменить». Дру гой раз начнешь что-нибудь рассказы вать о своих проблемах, а в ответ; «Нужно больше доверять Богу, а то все сам, до сам. Тяжело ведь самому. По верь, Господь все устроит. А ты меша ешь только. Проявляй терпение». «Митенька, забудь это слово...» Помню, как-то шли на вечернее бо гослужение. Вдруг дорогу преградила веревочка, натянутая строителями, кото рые делали тротуор, и мы ее не сразу заметили. Дедушка остановился, на се кунду задумался и повернул обратно. Мы пошли в хром с другой стороны. Я говорю; «Это случайно, видно, строите ли забыли снять». Дедушка ответил: «Митенька, забудь это слово. Случайно стей не бывает». А после дождя в хром шли всегда очень медленно. Нужно было обойти всех червячков, жучков, паучков. Дедуш ка шел впереди и внимательно следил, чтобы никто не наступил. Как искали дедушку Мома рассказывала, что после смер ти Сталина они решили начать розыски дедушки. Дядя Юра, как самый смелый, возглавил эту кампанию. Все воевали, войну окончили и при чинах, и при орде нах. Это добавило смелости, и они об ратились в контору Берии с запросом о судьбе их отца, арестованного в 1941 году. Прошло около полугода, и их вы звали в Москву по этому делу. Они про ждали в приемной целый день, и только вечером их принял кто-то из заместите лей. Выслушали, обещали помочь. По том сообщили одрес место заключения и скозали, что дело пересматривается. В то время, чтобы создать у народа иллю зию благополучия, иногда отпускали на волю, если родственники разыскивали. И только через несколько лет дедуш ка объявился в Днепропетровске. Мама вспоминала ту первую встречу. Очень волновалась, теряла сознание, все про исходило как во сне. Прижалась к отцу и не мотло разжать руки. Очнулась на диване. Отец сидел рядом, успокаивал. И только к концу дня немножко пришла в себя. Мама говорила, что на войне она насмотрелась на уставших от тяже лой военной жизни людей, пораженных дистрофией. Дедушка мало чем отличал ся от них внешне, хотя и поразил всех своим спокойствием и решительностью, когда на вопрос; «Что делать дальше?» ответил: «Конечно, служить Богу». Они его просили; «Папочко, отдохни, подле чись. Мы так устали от прошедшей вой ны, только тебя нашли, а ты опять от нас уходишь!» На что он ответил; «Я всегда был с вами и буду вместе с вами, мои родные сиротки, всегда». К тому времени все три дочери были замужем, жили своими семьями, и де душко мог всецело распоряжаться со бой сом, но тем не менее он до конца жизни заботился о семье, которая с го- доми становилась все больше и больше: внуки, правнуки. Ко всем он относился ровно, всех наставлял в вере и любви к Богу. Прощание Когда сообщили о тяжелом состоя нии здоровья дедушки, я немедленно вы ехал. Приехал рано утром, а накануне ночью дедушко отошел ко Господу. Пос ледние слова его были: «Покормите их, накормите... Храните устав...» Смерти дедушки я не воспринял. Я уверен и не раз это ощущал: дедушка не исчез никуда, он постоянно рядом, я с ним, как и раньше, советуюсь, полу чаю наставления, иногда совершаю не объяснимые поступки, а в результате они оказываются единственно правиль ными. ОЛИМИТРИЙ (ТЯПОЧКИН). о т РЕДАКЦИИ ДаваИте вспомним о наших дедуш ках и бабушках. Может быть, они не были святыми, но сколько света в них было!.. Вспомним, к а к ани нас растили, чему учили, ат чего остерегали, какими нас видели в будущем. Ждем ваших писем. На конвертах сделайте пометку - «Последний поклон». СЮЖЕТЫ БОЖИЙ ОДУВАНЧИК Спасаясь от воображаемых бандитов, 82-летняя жительница Кирова спустилась из окна тре тьего этажа... на эспандере сво ей дочери. Всю жизнь Ия Федоровна проработала учительницей не мецкого языка, а на старости лет вдруг увлеклась сериалами криминального характеро. И до того сжилась с героями «Бан дитского Петербурга», что гра бители и убийцы стали мере щиться ей на каждом углу. Вот и в тот вечер, услышав шум электродрели (это соседа взду малось немного поработать), старушка настолько испуга лась, что пустилась в бегство оригинальным способом. Сомо- стоятельно добралась до сосе дей, сама вызвала себе «ска- рую» и милицию. Такое вот ки но... Иван СТРЕЛЬЦОВ. КИРОВ. СОБАЧЬЯ УСЛУГА Жителю Саротова, гулявше му с собакой, стало плохо. Прохожие тут же вызвали «ско рую помощь». Однако верный пес, поводок которого оставался в руке по терявшего сознание хозяина, не подпустил к нему врачей. Так что медикам пришлось вы зывать спасателей. С помощью огромных петель им удалось от- тощить собаку от хозяина и от править его в больницу. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. НАСЛЕДНИКИ МАВРОДИ Последователи Мавроди объявились в Хабаровске. Лю дям они представлялись руково дителями одного из известных российских банков и обещали 50 процентов годовых на вклад не менее 20 тысяч рублей. В «фирме» работали три женщины из Украины и двое мужчин из Москвы. В людных местах они организовывали ме роприятия с участием подстав ных лиц, якобы получавших про центы. Сомую крупную сумму (116 тысяч рублей) мошенникам удалось выудить у пенсионерки, которая сняла свои «гробовые» со счета в Сбербанке. К сча стью, криминальную пятерку удалось арестовать. Игорь БАКШЕЕВ. ХАБАРОВСК. ВЕЗУВИЙ ПОД ПРИСМОТРОМ ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ ИЗ ВОРОНЕЖА ИСПОРТИЛ ИТАЛЬЯНЦАМ НАСТРОЕНИЕ НА РОЖДЕСТВО В канун Нового года извест ный предсказатель землетря сений и извержений вулканов Борис Федотов отправил в по сольство Италии в Москве те леграмму: ждите сюрприза от Везувия. Нет, не завтра - в 2007 году. Мало ли, скожете, токих чу даков? Но сообщение от Фе дотова не осталось без внима ния, оно было передано по дипканалам в Италию. Кстати, «он увожать себя заставил» еще в феврале 2 0 0 1-го..Тогда все расчеты инженера-прогно- зиста сошлись на том, что из вержения в скором времени не миновать, и Борис Восилье- вич немедленно сообщил об этом в Москву, а оттуда - в по сольство Италии. В ответ ди- пломоты попросили от него научного обоснования прогно за... Обычная чиновничья казу истика отняла время, а в авгу сте Этна серьезно дала о се бе знать - эвакуировали тур базы, население многих город ков и деревень, вплотную об ступивших сдвоенную гору. Как-то ныне итальянцы отреа гируют на упреждающий сиг- ,нал Федотова? - Не рановато ли вы их на сторожили - все же 2007-й год? - Отдаленный прогноз неиз меримо ценнее, часто его просто невозможно сделать... - А чего же вы у себя на ро дине недавнее землетрясение на Алтае не предсказали? - Говорил об этом: сначала ждите ЧП на Камчатке, после - в районе Казахстано, Сред ней Азии. Выстрелил Алтай - рядом. И сейчас могу еще до бавить: в том же 2007-м слу чится землетрясение в Израи ле! Борис Васильевич - человек загадочный и непостижимый, как изучаемая им модель зем ного шара. Он ее видит в форме кристалла и ожидае мые ее внутренние колебания и взрывы определяет не лабо раторно - приборами, а сидя за столом, вооружившись фор- мулами. Федотов не похож на обычного «городского сумо- сшедшего»; отлетал свое на сверхзвуковом МИГе, окончил политехнический по специаль ности «металлургия, литейное производство», замещал в НИИ директора по науке, за нимал докторские должности. Сегодня - консультант в обо ронном институте связи по проблематике распростране ния радиоволн в различных средах. Его знают в Академии наук, в кругах видных геологов, геофизиков... Так что на сей раз есть шанс, что предостережение Федотова будет услышано. А мы вернемся к этой теме через три года. Обещаем! Анатолий аА РУХИН . ВОРОНЕЖ. ЗАБЫТЫЕ РЕМЕСЛА ЕЩЕ ЖУЖЖИТ ВЕРЕТЕНО... САМОЙ ЗНАТНОЙ ТОНКОПРЯХОЙ СЛЫВЕТ В СЕЛЕ РЕПЕЦ МАРИНА ИГНАТЬЕВНА ПАРАШЕНЬКИНА Точно знаю: в одном из до мов поселка золотодобытчиков Кулар на севере Якутии под но вогоднюю елку были положе ны подарки для 5-летней Да шеньки. Самые желанные в краю лютых морозов - носки и варежки из овечьей шерсти. От бабушки Мориши. «Тайну» эту я узнал от своей односельчанки Елены Бакшее- вой. 30 лет назад уехала она из курского села Репец добы вать металл, за который люди гибнут, до ток и прижилась там. А недавно приехала но малую родину, и я встретил ее в доме баюшки Мариши. Г1ришли мы с одним желани ем - купить шерстяные носки и ворежки. Купили. Тут и расска зало мне моя землячка, что ка ждый раз, когда приезжает в село, обязательно увозит с со бой носки и варежки. Для всей семьи, для добрых соседей. А еще вот и для внучки Дашень ки. Сомой великой тонкопряхой давно Слывет в моем родном селе Репец, затерявшемся в степях между Курском и Воро нежем, Марино Игнатьевна Па- рашенькино. О т бабушки с ма терью переняла она это древ нее ремесло - прясть из овечь ей волны шерстяную нить. Длинная нить ее жизни тя нется вот уже 90 лет. Но никто не верит ее паспорту. И но вид свежа, и ум светлый, и работа ет - одно загляденье. - Некогда мне стареть! - от вечает с улыбкой на мой комп лимент. - Всю жизнь кручусь- верчусь, как вот это прялочное колесо... Жужжит неумолчное прялоч ное веретено, наматывается на скалку черная нить. Потом бабушка Мариша будет вязать из нее носки и варежки. В мо ем селе выжил, сохранился только этот древний крестьян ский промысел. Теплее шерстя ного чуда, что сотворяют ее руки, нет но всем белом свете! Прежде всего потому, что че ловек оно совестливый, в дело пускает только - и только! - чи сто шерстяную нить. Никогда не подмешивает, как это дела ют другие (их «творения» про даются в Москве у метро, на рынках), простую хлопчатобу мажную или, что еще кощунст веннее, синтетическую пряжу. Вот почему бабушкины носки - узорчатые, длинные (чтобы зо- крывали икры ног) - греют че ловека даже в самую лютую стужу. Все мы - дети Репцо, наведы ваясь сюда, непременно увозим с собой как талисман носки ба бушки Мориши. Греют они лю дей и в Якутии, и в Сибири, и в Москве. Юрий МАХРИН. с. РЕПЕЦ, Мантуровский ройон. Курская область. Фото автора. Носки и варежки бабушки Мариши самые теплые в округе. 1Е10101 Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторнию» Издонме зорегасгоировано ____ Миниаерством РФпо делам печати, телерадиоеещшше ■ и средт моссовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распроараняется в качестве приложения к газетам; Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24,8-й этож. В.Симонов. Телефон для справок; (095) 257-37-92. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощонов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. СЗаворотый, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-шаИ: уГот1к@а(й.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прое но перепечатку и исполиовоние мотериолов тел./фокс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул .Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград^, «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар),- «Курская провда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Молмыж, (^ровской области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород^, «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Веаник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Ноше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское о б о ^ н и е » (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правдо» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменскоя правда» (Тюмень), «Республика Бошкортостан» (Уфо), «Челябинский робочий» (Челябинск), «Зобойкольский робочий» (Чито), «Советский Сахолин» (Южно-Сохолинск), «Якутия» (Якутск)._____________________________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz