Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

24 марта 2004 г„ № 55 (221831 ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^П л ан е та людей Счастьем поделись с другим... — Господи, благодарю Тебя за то, что у меня есть, и трижды — за то, чего нет! — так молится, по благословению святого отца, Татьяна Семенова, приступая к очередной акции в рамках поддержки детей-инвалидов. На посту заведующей срочной специализированной и натуральной помощи, организованной для социальной защиты оказавшихся или живущих на грани отчаяния людей, Татьяна Петровна постоянно сталкивается с безысходностью и горем. Только в глубоком смысле дарованной молитвы и находит она силы для своих подвижнических трудов. Нельзя сказать, что обще­ ство, государство никак не участвует в судьбе граждан, несущих на земле особое по­ слушание: преодолевая боль и страдания, отвоевывать у жизни каждый день — для себя или своего ребенка. Од­ нако государственной помо­ щи этим мученикам и жерт­ венникам явно недостает. Да, для облегчения их скорбной, зачастую нищенс­ кой доли у нас создан целый ряд так называемых соци­ альных институтов —служб, центров, учреждений, органи­ заций, клубов. Но как слабо они финансируются, на ка­ кие жалкие гроши существу­ ют сами сотрудники этих структур! / Волей-неволей соцработ- никам приходится обращать­ ся к людям, имеющим день­ ги. И все бы ничего, на Руси испокон веков помощь убо­ гим и блаженным, сирым и нищим оказывали всем ми­ ром, кто сколько мог — столько и подавал, по силам своим и тяжести кошелька. Сегодня тоже подают. Но чаще с умыслом: золотыми буквами вписаться в исто­ рию, как —прости меня, Гос­ поди... — в Храме Христа Спасителя в Москве! Или хотя бы рекламной строкой: тоже польза... А если просто так, то ни­ какого интереса. Вы не пове­ рите, но на детский праздник «Озорной веснушник», орга­ низованный для детей-инва­ лидов клубом «Добрые вол­ шебники» ; действующим под крылом Управления соци- - -,-т7------ -'-ч; I” ' ' '.У.',- ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. На снимках: веселая «Веснушка» заставила забыть о болезнях не только детей, но и в^ослых. Однако глаза у Насти, у Саши и его мамы Ольги Ивановны, которых каждый День — труд, боль и... чудо. альнои защиты населения ад­ министрации Липецкой об­ ласти и Центра социального обслуживания семьи и детей, материально-технической и социально-психологической помощи, иные предпринима­ тели «отрывали» от себя по... 50 рублей... Унижение для соцработ- ников? Однако без благотво­ рительной помощи такого рода встречи и праздники для детишек, обделенных жиз- какие грустные у всех этих людей, для ненными радостями, прово­ дить невозможно. Государ­ ственных денег хватит разве что на воздушные шарики — и то самые простецкие. — Ни от какой помощи не отказываемся, смиряем гордыню, — говорит Татья­ на Петровна. — Ради детей, годами не общающихся со сверстниками, находящихся на домашнем обучении. Тем более что среди состоятель­ ных граждан встречаются по- настоящему милосердные и добрые люди. Их старания­ ми дети-инвалиды встретили весну в прекрасном зале дет­ ского кафе «Лимпопо», где сытно и вкусно поели, ода­ ренные сладостями, теплом души и хорошим настроени­ ем. Надо было видеть, как прослезилась директор кафе Любовь Воронина, вручая детишкам мягкие игрушки на память о празднике! А он и впрямь запомнит­ ся им на всю оставшуюся жизнь... Одна игровая ком­ ната чего стоит —настоящая сказка. Пока ребята крича­ ли и визжали там от удоволь­ ствия, матери могли восполь­ зоваться консультациями и советами специалистов: на встрече присутствовали руко­ водители социальных и ме­ дицинских служб города и области. А кто-то просто смотрел на свое расшалив­ шееся в кои-то веки дитя и плакал... ...Вот Светлана Сергеевна, многодетная мама, уже поте­ рявшая одного сына от болез­ ни крови. Ее солнечный маль­ чик Илюша просто светится от счастья. А у Светланы гла­ за на мокром месте: снова пора в больницу, в Москву, где каждые полгода проходят они с сыном сложнейшее и дорогостоящее — спасибо за помощь администрации и уп­ равлению здравоохранения области —лечение... А Ольга Ивановна со сво­ им десятилетним Сашей впервые на таком празднике. Но едва вспыхнут их лица радостью, как сразу же и пе­ чалятся: уже за порогом кафе опять Потянутся суро­ вые будни. Живут они с Са­ шей отшельниками — ум­ ный, непосредственный мальчик обречен на уедине­ ние и держится маминой любовью и уходом. Пока у них был папа, судьба не ка­ залась такой безнадежной. К тому же, работая электриком на НЛМК, он получал не­ плохую зарплату. Но год на­ зад его не стало — умер на рабочем месте. Теперь они перебивают­ ся на две пенсии: за кор­ мильца, которого потеряли, и по инвалидности. В апреле им тоже в Москву, в больни­ цу. Насобирали с помощью социальных служб города и области 8 тысяч рублей, по­ тому как лечение по направ­ лению управления здравоох­ ранения области хотя и бес­ платное, но как-то ведь надо жить в столице. Новолипецкий комбинат, где отец мальчика добросове­ стно трудился, мог бы взять шефство над больным ребен­ ком. Но, помогая вообще детдомам и интернатам, за­ водчане забыли о Саше... —Общество должно взять семьи, где дети неизлечимо больны и требуют постоянно­ го ухода и реабилитационных курсов лечения, на стопроцен­ тное государственное обеспе­ чение, —считает главный пе­ диатр города Евгения Мане- лис. —Однако таких денег в бюджете нет. А знаете, сколь­ ко в одном только Липецке детей-инвалидов? Тысяча во­ семьсот... Нет, дело не в экологии или других бедствиях, наобо­ рот. Развитие медицины, но­ вое оборудование и диагнос­ тическая техника, эффектив­ ные лекарства позволяют вовремя обнаруживать бо­ лезни и продлевать жизнь больным детям. Общество сегодня достаточно гуманно и много делает для спасения малышей, чья участь еще не так давно была бы трагичес­ кой. Но взять на себя все за­ боты о таких детях государ­ ство пока не готово. Готовы ли мы, здоровые, взрослые люди, поделиться с больными детьми тем, что у нас есть: Деньгами, счастьем, когда самим вечно чего-то не хватает? Хотя как раз за то, что не имеем, и следует, ока­ зывается, благодарить Бога... Эмма МЕНЬШИКОВА. 1|ГВыставки Что люблю, о том пою... Так говорит о своем творчестве Татьяна Бербаш, чья выставка на днях открылась в здании областной администрации. А любит она сына Павлика и своих студентов, велича^ю красоту храмов, цветы и неброскую, до боли родную природу. Графика, особенно черно­ белая, по сравнению с живо­ писью более интимна, но как бы менее эмоциональна. Она требует от зрителя умения вжиться в нее, сжиться с ее образами. Как передать всю палитру красок мира, исполь­ зуя только два цвета? Как сделать линию звонкой, хрупкой, как создать особую атмосферу, которая насыще­ на воздухом и ароматами? Татьяне Бербаш это дано. “Вербное воскресенье. Данилов монастырь”: холод и чистота, господство белого цвета и чувство неземной гармонии.“Сумерки. Троице- Сергиева лавра”: ощущение весны, набухающих почек, запаха одуванчиков и тягу­ чего колокольного звона. Цветы и пейзажи: ажурное кружево лепестков и буйство красок, несмотря на черно­ белую гамму. Портреты со­ временников. Среди героев Татьяны Бербаш близкие ей люди: сын, отец, студенты художественно-графического факультета Липецкого педа­ гогического университета. где она преподает. Именно студенты, кстати, и помогли ей подготовить эту экспози­ цию. И точное, емкое назва­ ние выставки —“С любовью по жизни” — тоже их идея. Татьяна Бербаш выбрала 35 работ, созданных в разное время. Гармония души с ок­ ружающим миром, радость творчества и желание пода­ рить людям маленький кусо­ чек счастья. Так отзываются о выставке коллеги, худож­ ники и преподаватели педу- ниверситета. А сама Татья­ на Бербаш о своем творчестве и отношении к жизни напи­ сала такие поэтические стро­ ки: Счастье —этодождинка в лесу, Тихий всплеск на реке И туман на закате. Это спящ ий м ой сын, М амин взгляд, свет звезды . Это нежность во мне И снежинка в кармане... Это вера в успех. М оя боль и любовь. Это Радость, Надежда и Верность. Федор КУЧУМОВ. В о ё о б О Р 4 § Ш С Х Л М VI Всероссийская программа • правовой 1ЩЕЩО[1жкиоухгалтера ди(Ж^ об«ячёрккии-* а^шш«№лиск2оо<т(ециадыдай пюдбогжой еаж ксйш ^ информации П '»1 б\'Х 1 Я'п(>р.< С 1 5п й 31ш рм 2 00 4 г - Информационный сервиошй центр ООО4< ои 1У1>г. Липецк, ул. Доваторе, 1 4 1 оф. 303,312 т. (0742) 48-79^79 соп»9ооп(иг11реЫии гТочка зрения Хемингуэй был бы у нас двоечником? Не завидую я нынешним липецким выпускникам, которым предстоит сдавать Единый госэкзамен не только по математике, но теперь и по русскому языку. Да ладно бы “ экзекуция” эта ожидала только тех, кто собирается стать филологом или х<урналистом. Однако сдавать-то придется практически всем, поскольку это требуется для поступления в вузы даже на технические специальности. Понятно, что приступ жалости возник у меня не просто от излиш­ ков сочувствия. Прежде мне захо­ телось выяснить, так ли уж стра­ шен черт, как его малюют. Подру­ га, преподающая русский и лите­ ратуру в старших классах, обес­ печила меня несколькими вариан­ тами тестов для предстоящих эк­ заменов. В заданиях, где речь шла только об орфографии, я, к соб­ ственной радости,почувствовала себя на коне. Сразу же захотелось эдак снисходительно сказать; “А что такого? Каждый грамотный человек должен такие задания как орешки щелкать!" Но радоваться, как выяснилось, было рано. В за­ даниях, касающихся синтаксиса, мне уже пришлось признать соб­ ственную неполноценность или как минимум необразованность. Хотя бы потому, что я не помню, что такое “ параллельное подчинение придаточных” или связь “ примы­ кание” . Впрочем, лукавлю. По­ мнить я этого не могу по одной простой причине; в наше время мы просто этого не проходили в рамках школьной программы по русскому языку. Но вот ведь па­ радокс; программа была значи­ тельно проще, а выпускники были значительно грамотнее. То ли от того, что больше часов на эту про­ грамму отводилось, то ли от того, что детям головы не засоряли лин­ гвистическими изысками, а учи­ ли, прежде всего, не делать оши­ бок. Однако я готова признать, что юные мозги вполне в состоянии все это выучить, понять и запом­ нить. Так же как и разобраться в различиях между метафорой, эпи­ тетом, оксюмороном и анафорой. Но только при одном непременном условии; если обладатели этих мозгов будут регулярно занимать­ ся с репетитором. Или вы полага­ ете, что детей реально подгото­ вить к поединку с тестами за один час русского языка в неделю, как предусмотрено в школьном рас­ писании десятого и одиннадцато­ го классов? Да еще когда в клас­ се более двух десятков.человек... Лично мне очень бы хотелось узнать; составители тестов из министерства хоть один год сво­ ей жизни работали в самой обыч­ ной школе, с самыми обычными детьми? Впрочем, это не един­ ственный вопрос. Я не открою Америку, если скажу, что за последние пятнад­ цать лет уровень грамотности школьников заметно понизился, а число любителей чтения среди подростков сокращается год от года. Что же касается их словар­ ного запаса, то он все больше приближается к лексикону Эллоч- ки-Людоедки. И вот на фоне этих неутешительных процессов от де­ тей начинают требовать солидных языковедческих и литературовед­ ческих знаний! Зачем? Допустим, зазубрят они даже определения анафор и оксюморонов. Что изме­ нится? Они станут более культур­ ными? Не думаю. Начнут взахлеб читать хорошую литературу? Да ни в коем случае. Хотя натаскать их, конечно, можно. Но и тут воз­ никает вопрос; а во всех ли шко­ лах учителя сами готовы к ЕГЭ по русскому? Подозреваю, что если их самих заставить сдать этот эк­ замен, да за те три часа, которые на него отведены, то х(юоший балл получат единицы. Почему нашему недавнему министру об­ разования не пришло в голову, что подобные эксперименты надо в каждом регионе начинать готовить лет за пять до начала? Тогда бы и учителя успели перестроиться, и дети уже с восьмого класса зна­ ли, что их ждет, коли они собира­ ются получать аттестат зрелости. Но у нас почему-то все экспери­ менты проводятся в режиме ав­ рала. Даже на детях. В тестах непременно есть за­ дания, где надо правильно поста­ вить ударение и найти речевые ошибки. Ну вы уже догадались; борьба за культуру речи. Очень похвальное начинание! Вот толь­ ко откуда она возьмется у сред­ нестатистического ребенка? Из семьи? Со двора? Из школы? Одна учительница рассказывает мне; занимается она с мальчиком из весьма престижной липецкой школы. В предложении, где попа­ дается слово “ложит” , надо найти речевую ошибку. “Представля­ ешь, он пять минут ищет. Я про­ шу его прочесть вслух, читает не­ сколько раз. И все равно, его ухо это слово не режет. Но ведь он одиннадцатый год ходит в школу! Выходит, никто из учителей его ни разу не поправил?” Выходит. Да я помню свою преподавательни­ цу литературы, говорившую на уроках; “Слушайте сюда!” Лично знаю учителя, в слове “статуи” , делавшего ударение на втором слоге, а в слове “ кувшины” — на третьем. А уж что мы все слышим по ТВ из уст и политиков, и жур­ налистов, лучше и не вспоминать. Сейчас уже выходят целые книги речевых казусов наших “ извест­ ных личностей” . Да буквально на днях наш самый главный шоумен (он же недавний министр культу­ ры, да еще театровед по первой своей профессии) заявил с экра­ на на всю страну; “Сейчас будет названа(делает ударение на пер­ вом слоге, после чего следует па­ уза и замешательство)... назва­ на (ударение уже на последнем слоге) лучшая песня прошлого века!” Господа, уж если министр культуры может путаться в ударе­ ниях, то чего мы хотим от бедных школьников? Где они услышат эту самую “ правильную литературную речь”? Во время телевизионных дебатов, когда один из кандида­ тов в президенты заявил; “Мы найдем выход из этого решения”? Но это все цветочки. А еще есть задание “С” ; сочинение-рас­ суждение по предложенному тек­ сту. Тексты все —авторские. Са­ мое удивительное требование; сочинение должно представлять собой рецензию. Хотя в предис­ ловии к тестам говорилось, что оно может быть написано и в жан­ ре эссе. Как говорят в Одессе; две большие разницы. Впрочем, судя по критериям, которые надо соблюсти, в действительности речь идет не о рецензии, не об эссе. Прежде всего ученик должен фактически пересказать своими словами главную мысль отрывка. Причем в “модели правильного от- ^ В с е дети — наши Найди меня, мама! Кристина В. Егоза. Глаза темные, блестят словно уголечки. Волосы темно-русые. Девочка очень эмоциональна, сло­ воохотлива. С удоволь­ ствием помогает детям и взрослым. Ей четыре года. Хорошо читает сти­ хи. Задает много вопро­ сов и пытается искать от­ веты на них сама. Юра Л. Очень общи­ тельный, добрый маль­ чик. С удовольствием выполняет поручения взрослых. Всегда старает­ ся доделать начатое дело до конца. Добрый, инте­ ресуется книгами, любит раскраски, развивающие игры. Глаза у Юры сине­ серые, волосы русые. У мальчика есть некоторые проблемы со здоровьем. Ему почти пять лет. ^ вета" подробно расшифровывает­ ся, как именно. Спрашивается, с какой стати? Что, литературный рецензент непременно переска­ зывает содержание книги? А те­ атральный критик? Он непремен­ но обязан пересказать своими словами главную мысль, к при­ меру, чеховской “Чайки”? Допус­ тим, не слишком подготовленным, не очень развитым ученикам еще можно навязать именно такое по­ строение сочинения (дай Бог, чтоб и в самом деле хоть главную мысль автора понял!) А если это способный человек да еще с ли­ тературным даром? Если он най­ дет свою, оригинальную форму такого эссе, без всяких переска­ зов? Боюсь, что хорошей отметки ему не получить, исходя из тех кри­ териев оценки, которые жестко оговорены составителями тестов. По сути, из этой части экзамена­ ционного задания напрочь исклю­ чается “творческая составляю­ щая". Тогда каков смысл задания? Когда моя дочь готовилась к ито­ говому сочинению, я ей объясня­ ла, как важна первая фраза, по­ казывала образцы из шедевров. Хемингуэй ведь вообще мог на­ чать с фразы; “А потом погода ис­ портилась” . Кстати, эта его книга написана как раз в жанре эссе. Но, боюсь, что пятерки дядюшка Хэм на нашем ЕГЭ не получил бы. Так кого же мы хотим готовить в на­ ших школах? Странная получается картина; с одной стороны, к детям предъяв­ ляют требования, явно не соответ­ ствующие их сегодняшнему обра­ зовательному и культурному уров­ ню, одновременно сокращая часы на русский язык и литературу. С другой, от них ждут штампованных “сочинений-рассуждений” по тек­ стам, в которых зачастую все на­ столько очевидно, что и повода-то для рассуждений нет. Нетрудно догадаться; впредь многие подростки, испугавшись ЕГЭ, будут после девятого класса уходить в ТУ и техникумы, А вот в школах и вузах произойдет рез­ кое сокращение контингента и педагогической нагрузки. Не за­ будем; все это на фоне неуклон­ ного снижения рождаемости. Об этом в Министерстве образова­ ния кто-нибудь подумал? Впрочем, чиновникам “нагрузка" всегда най­ дется. Что мы нынче и наблюда­ ем после сокращений количества министерств, Елена БРЕДИС. Фатима Л. Родилась в феврале 1998 года. Смуц лая, темноглазая девоч ка. Любит играть с кук лами в «дочки-матери» Добрая, чуткая. Понима ет и чувствует природу Любит наблюдать за на­ секомыми, ухаживать за цветами. Сережа Б. Его день рождения в детском доме праздновали под Новый год. Отзывчивый, никогда не забывает сказать «спа­ сибо». Его интересуют конструкторы, машины и яркая мозаика. Сверстни­ ков не обижает, девочек — тем более. У Сережи красивые глаза, и сам он — сплошное очарование. Побольше бы с ним зани­ маться, хвалить за успе­ хи... Пока воспитатели, няни, врачи, логопеды де­ лают все возможное, что­ бы они были. ^ М Саша Ш. Пять лет. Ре­ бенок умный, хочет уз­ нать об окружающем мире как можно больше. Но ранимый, требует ин­ дивидуального подхода. В каждой взрослой доб­ рой женщине видит свою маму. Оттого, что ее нет, нередко грустит. Глаза у Саши карие, волосы свет­ лые. Любит танцевать, уже знает немало детских песен. Ведущая рубр| Галина КОЖУ)Ш1 ики РЬ. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. '^Происшествия Недолго гнал воришка “Жигули” ... По сообщению пресс-службы управления внутренних дел, в минув­ ший понедельник в одной из квартир дома, расположенного на улице Архангельской областного центра, пенсионерка К. с сожителем распи­ вали спиртное. По пьяному делу, как это часто бывает, вспыхнула ссо­ ра, переросшая в выяснение отношений с помощью холодного ору­ жия. Результат «разборки»; мужчина получил смертельное ножевое ра­ нение в область брюшной полости. У магазина «Торговые ряды» на улице Меркулова неизвестные избили восемнадцатилетнего учащегося и похитили у него кожаную одтку. Двое других восемнадцатилетних в тот же день стали жертвами разбойного на­ падения неизвестных на улице Неделина; у обоих злоумышленники ото­ брали кожаные вдтки. На улице Меркулова в ночь на понедельник совер­ шен угон автомобиля ВАЗ-21013. Виновник случившегося—восемнадцати­ летний К.—был задержан сотрудниками милиции на прсюпекге Победы. Как сообщили в пресс-службе областного управления ГИБДД, на 360-м километре трассы «Дон» в Становлянском районе водитель ав­ томобиля ВАЗ-2107 допустил наезд на пешехода, жителя села Стано­ вое, который был травмирован. В Чаплыгине водитель автомобиля “Нива» допустил столкновение с ВАЗ-2106. В результате водитель «ше­ стерки» госпитализирован. Служба новостей «Липецкой газеты». ^Подробности Взрыв в гараже Во вчерашнем номере “ ЛГ” под рубрикой “ Происшествия” сообщалось о взрыве баллона с пропаном в одном из металлических гаражей кооператива “Железнодорохсник” , расположенном в районе виадука на Товарном проезде вЛипецке. О подробностях происшествия рассказывает старший инспектор пожарного надзора отдела надзорной деятельности по г. Липецку Геннадий Фролов. Виновником и одновременно пострадавшим в этой трагической истории стал владелец одного из гаражей кооператива, частный шо­ фер-дальнобойщик Г., превративший это небольшое помещение в сво­ его рода ремонтную мастерскую. Устранял небольшие дефекты на лич­ ном “МАЗе" и на машинах партнеров по извозному бизнесу. Занимался в том числе и сварочными работами. Для этой цели хранил в гараже газовые баллоны с кислородом и пропаном. В тот злополучный день предприимчивый ремонтник, закончив дела, зашел в гараж и, решив перекурить, достал сигарету. Но едва успел чиркнуть зажигалкой, как раздался оглушительный взрыв, разметав­ ший на части металлические конструкции гаража. Крышу оторвало взрыв­ ной волной и подбросило вверх метра на три. Это и спасло жизнь хозя­ ину. Если бы гараж был кирпичный или, скажем, бетонный, то вся сила взрыва обрушилась на него... Пострадавший получил сильные ушибы и ожоги и лежит сейчас в ожоговом Центре Сокольской больницы. В чем же причина трагедии? Да всего-навсего в том, что горе-ре­ монтник забыл закрыть вентиль у баллона с пропаном. Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz