Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
Первая перчатка Бывший абсолютный чемпион СССР по боксу делает призы для международных соревнований с у д ь б ы Виолетта Дралюк ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ_____________ ЗИМОЙ в Добруше только один чудак по утрам бегает 10-кило- метровку вдоль железнодорож ных путей. К «марафонцу» давно привыкли машинисты скорого поезда Москва — Гомель, неиз менно приветствующие его гуд ком. Местные жители перестали тыкать пальцами и хохмить ему вслед... Алексей ЮКОВ, абсолютный чемпион СССР по боксу, не и з меняет своим привычкам 20-лет- ней давности, о которых в 1983 году писали все газеты. Он бега ет кросс, цитирует любимого Ев тушенко и лепит из глины чудные вещи... Единственный абсолютный я копаюсь в старых газетных подшивках и нахожу фотогра фии Юкова. Сейчас он другой. Не потому что постарел на 20 лет. Потому что пережил слиш ком много — иному не на одну жизнь хватит. Так случается, ко гда судьба слишком много хочет дать, а потом вдруг меняет свои планы. Сначала был бокс. Точ нее, бокс был всегда. Худющий, нескладный пацан появился в детской секции Челябинского металлургического завода с лег кой руки брата: мол, чем шастать по улицам, займись делом. Про фессионального боксера из него создавал тренер Виктор Петро вич Баранов. Увлек парня на столько, что когда тренеру при шлось покинуть родной город, Юков вместе с другими ребята ми отправился вслед за настав ником в Гомель. Мыкались в об щаге, питались чем придется и тренировались до изнеможения. Заметные успехи на ринге Алек сей СТЩ 1 делать как «белорус ский спортсмен, который в по единках побеждает интеллек том» — так писали советские га зеты о шестикратном чемпионе Беларуси. Главный тренер Бара нов добавлял: «В нашем коллек тиве Алексея за глаза называют «кристаллом». Через него пре ломляется вся жизнь, все отно шения в нашей школе бокса. В комнату, где он живет, я перио дически подселяю молодых ре бят. Через некоторое время они становятся такими же надежны ми парнями, как и сам Юков». Пик ярко'Й1Й6 к6‘рЫ1*сЙй'|*Й1|Ь'Ьб- ры спортсмена— титул абсолют ного чемпиона СССР по боксу 1983 года и приз «Хрустальная перчатка». После 111 боев и 85 одержанных побед 23-летний бо ксер стал сильнейшим в Союзе. Из белорусских спортсменов так никто и не смог повторить ре зультат Алексея Юкова. Хру стальная перчатка в стареньком серванте и медаль, растерявшая позолоту, на потертой шее плю шевой и грушки — все, что оста лось от триумфа и оваций, кото рые 20 лет назад взрывали залы Беларуси, России, Алжира, Гер мании, Кубы, Чехословакии и других стран мира. Школа выживания Окончательный крест на карьере был поставлен в 25 лет. К тому времени бороться с невы носимыми болями в локтевых су ставах Юков уже не мог. У боксе ра развилась редкая форма бур сита — зарастание суставов со лями. Он побывал в разных кли никах, его многократно опериро вали. Безрезультатно. Обращал ся к знахарям и экстрасенсам — стало даже хуже. Боксеру оформили вторую группу инвалидности и пенсию. Поначалу помогали. Из город ского обменного фонда выдели ли двухкомнатную квартиру, бе лорусский спорткомитет обещал оплатить операции и лечение в Польше, в Гомеле пригласили на тренерскую работу. Правда, очень скоро от всего этого почти ничего не осталось. Пока Юков мотался по клиникам, от него уш ла жена с ребенком, сумев пере оформить на себя жилье. Спор тивные ведомства «забыли» оп латить операции, сделанные польскими врачами. — Сташо понятно, что рабо тать тренером я тоже не могу. Мальчишки — они ведь повторя ют за тренером каждое движе ние как обезьянки. Что я мог по казать руками, которые меня не слушались? Честнее было уйти... Держать удары житейских будней Юкову помогло детство, из которого он вынес еще одно любимое занятие — лепку и не оставлял его даже тогда, когда занимался спортом. Коллеги по рингу очень веселились, когда замечали здорового «дядьку» сидящим на подоконнике с пла стилином в руках. Может быть, поэтому, оказавшись без крыши над головой и работы, после опе рации Юков остался в Польше, где устроился в одну из керами ческих мастерских. Хозяин-ком мерсант решил заработать день ги на выпуске и продаже олим пийского символа 1992 года — волчонке. Лепить «знак» Барсе лоны взялся Алексей Юков. Жи вя в подвале и работая за еду, боксер думал: «Для меня это бу дет ремесленная школа». Но планам бизнесмена не суждено было сбьп-ься. Кому нужны были олимпийские сувениры в Поль ше? А вот для Алексея Юкова волчонок стал пропуском на Доб- рушскую фарфоровую фабрику, где он предложил себя в качест ве мастера спортивных сувени ров: «Я бредил лепкой. Я хотел заниматься только этим делом. Мне думается, отлучение от бок са случилось ради того, чтобы я стал ремесленником». Герой спорта и «Герой труда» в Добруше Алексей Геннадь евич живет уже 10 лет. На фаб рике он «Герой труда», ему отда ли пустующую комнату, денег за которую не берут. Четыре без оконные стены бывший спортс мен превратил в настоящую мас терскую, где теперь работает единственный в стране мастер спортивного фарфорового суве нира. Надо же, опять абсолютно единственный! Все, что делает Юков — ис ключительно ручной (с его-то ру ками!) труд. Он автор и созда тель своих фарфоровых идей «от фонаря». Сам лепит гипсо вые модели будущих изделий, сам их обжигает, расписывает красками. Чтобы рука была по слушной, Юков соорудил для се бя специальную подставку, кото рая регулируется, делая кисть устойчивой, а пальцы «летящи ми». Нетрудно догадаться: пер вая авторская работа Алексея Геннадьевича — боксерская перчатка, вылепленная по обра зу и подобию той самой «Хру стальной». Его фарфоровые перчатки, помеченные автор- Ькйм клеймом, с Г6)!)дбЬтьШ йнб- сят» победители рингов Белару си, России и Украины. Вот уже несколько лет подряд в Гомеле 23 февраля — в день рождения спортсмена— проходят соревно вания среди боксеров на призы Алексея Юкова, которые он де лает сам. А еще из рук Юкова вы ходят сказочные персонажи, по ражающие своей добротой. Фабрика не платит ему об щепринятую зарплату, посколь ку штучные изделия мастера (10— 15 единиц в месяц) не соз дают масштабов и не приносят ощутимой прибыли. Но главное, что дает Юкову предприятие — возможность иметь мастерскую, работать на фабричном сырье и оборудовании. Бухгалтерия фор мирует цену на изделие, из кото рой высчитывает затраты. Оста ток, а это 20 процентов (опять же 20—30 тысяч в месяц), выплачи вается Алексею Геннадьевичу после того, ка к он сам находит покупателей своих работ. Д е лать это непросто, потому что на поиски-поездки нужны время и деньги, которых у Юкова нет. Пенсия абсолютного чемпиона СССР — 105 тысяч белорусских рублей (около 50 долларов). Но Алексей Геннадьевич просит ме ня «не пробивать на жгшость». — Я счастлив, — говорит он. — Занимаюсь любимым делом. О чем еще можно мечтать? Вся разница мехщу той и этой поло виной моей жизни в одном: тогда я был нацелен на результат, сей час интересен процесс, в кото ром меня все устраивает. И спорт никуда не делся. Каждый, кто борется за идею ради самой идеи,— спортсмен. ...Каждую пятницу, поздним вечером, что бы ни происходило супруги Юковы включают теле визор и смотрят бокс. И это един ственная новая привычка, кото рая появилась у Алексея Юкова за последние 20 лет... ■ На боксерский ринг Алексей Юков уже не выходит. Но новое занятие ему явно по душе. Литература плюс кино равняется любовь Окончание. Начало на стр. I. На фестивале даже ходила байка: «Сидят две мыши у филь- мохранилища, грызут киноплен ку. Одна говорит другой: «А кни га была вкусней!..» Американский вестерн в русском лесу Главным событием кинофе стиваля в Гатчине стал кон курсный показ (причем все се ансы были по традиции фести валя бесплатными). На суд зри телей были вынесены э крани зации разных школ, поколений, традиций: «А поутру они про снулись» (режиссер Сергей Ни коненко — по произведениям Василия Шукшина),«Благосло вите женщину» (режиссер Ста нислав Говорухин — по повес ти И. Грековой «Хозяйка гости ницы»), историческая лента Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел» (по мотивам пьесы Дмитрия М ереж ковско го ), «Мамай» у краинс ко го ре жиссера Олеся Санина (по мо тивам украинско го и крымско - татарского фольклора XV—XVI веков)... Гран-при фестиваля «Грана товый браслет» присужден фильму Виталия Мельникова «Бедный, бедный Павел», поста вленному по пьесе Дмитрия Ме режковского «Павел !». Работа потрясает дуэтом-пикировкой двух талантливых актеров — Ви ктора Сухорукова и Олега Янков ского. Приз зрительского жюри (его возглавляла писатель Ната лья Толстая) получила картина «Мой дом» — неигровое кино по «чеховскому сценарию». Между прочим, жюри, состоявшее из уважаемых деятелей культуры (Сергей Есин, Клара Лучко, Юрий Клепиков, Лев Аннинский), порезвилось всласть: фильму «Егерь» (екатеринбургский ре жиссер Александр Цацуев — по роману Всеволода Романова) был присужден приз «За образ цовое следование законам аме риканского вестерна в русском лесу»!.. Каждый фестиваль — всегда возможность встретиться с ку мирами, властителями дум и душ. Поэтому автор этих заметок не упустил возможности погово рить с прибывшим в Гатчину Да ниилом ГРАНИНЫМ: — Даниил Александрович, вы пишете сейчас для себя воспо минания? — Для себя — пишу. Но это, к сожалению, самый трудный жанр, потому что в нем вранье неизбежно. Всегда хочется себя выгородить, оправдать, найти какие-то мотивы. Есть люди, ко торых любил, есть родные... Масса ловушек. Обычно наши воспоминания связаны либо с анекдотами, либо с забавными историями о ком-то, либо связа ны с трагическими событиями, о которых человек не может не рассказать. А громадная повсе дневная жизнь проходит мимо внимания. ■ Светлану Кожемякину, получившую на фестивале приз «За лучшую женскую роль», в Гатчине охраняли гренадеры. Украли шляпу! Незадолго до кинофестиваля в Музее станционного смотрите ля в деревне Вырица, неподале ку от Гатчины, случилось проис шествие. Музей этот уникальный — первый в России музей лите ратурного героя, он находится в бывшем здании Вырской почто вой станции. Здесь проходил Бе лорусский почтовый тракт, и Вы- ра была третьей по счету станци ей от Петербурга. Путешествие по почтовым трактам с долгим «сидением» на станциях стано вилось настоящим событием и отразилось в произведениях Вя земского, Радищева, Карамзина и, разумеется, Пушкина. Алек сандр Сергеевич много путеше ствовал, он проехал по дорогам России 34 тысячи верст, посетил сотни почтовых станций. Не ме нее 13 раз бывал он на Вырской почтовой станции — и фамилия главного героя повести «Станци онный смотритель» Самсона Вы- рина образована от названия станции. Народное предание связало собьпия повести именно с этим местом, а архивные ис следования показали: на Выр ской станции в течение многих лет служил смотритель, у которо го была дочь. Музей создавали «снизу»— по инициативе местных жителей, ко торые собрали предметы и утварь для «Дома станционного смотри теля». Здесь повторена обстанов ка почтовых станций пушкинского времени: в красном углу — стол станционного смотрителя с брон зовым подсвечником,чернильни ца с гусиным пером, копия подо рожной Пушкина от 5 мая 1820 го да: «Коллежский асессор Алек сандр Пушкин отправлен по на добностям службы к главному по печителю южного края России ге нерал-лейтенанту Инзову...» Радушные хозяева разреша ют посидеть за столом Самсона Вырина и выписать подорожную — например, в искусство! Так вот, незадолго до кинофестива ля двое пьяных экскурсантов воспользовались тем, что смот рительница вышла из дома на крыльцо, стащили шляпу станци онного смотрителя, стали в ней фотографироваться, а потом за ненадобностью выбросили ее в снег... Гатчинские стражи поряд ка задержали нарушителей, и шляпа была водворена на место. И вновь посетители могут фото графироваться в ней за столом Самсона Вырина, покручивая гу синым перышком в историче ском воздухе. Что с удовольстви ем 'проделал и корреспондент «союза». Людмила Дубровская: Мечтаю о черной панне Несвижа На фестивале в Гатчине тон задавали женщины , ' ' '' персона НА ДЕСЯТОМ российском кино фестивале «Литература и кино» в Г^атчине белорусский фильм мо лодого режиссера Людмилы Дуб ровской удостоен двух призов. Приз газеты «СОЮЗ. Бела русь — Россия»— три фундамен тальных издания Эдварда Рад зинского (издательство «Вагри- ус») — был вручен режиссеру фильма. Приза жюри кинофести валя «За лучший женский дебют» удостоена актриса Светлана КО ЖЕМЯКИНА, сыгравшая в филь ме главную роль. Наша беседа — с режиссером фильма Людмилой ДУБРОВСКОЙ. — Ктовы, Людмила Дубровская? — Я живу в Минске, у меня рас тут две дочки. Муж работает в строительной организации. По первому образованию я — инже нер микроэлектроники, профес сия, совсем далекая от кино. Сей час учусь на пятом курсе Белорус ской государственной академии искусств в мастерской Михаила Пташука. К сожалению, наш мас тер трагически погиб два года на зад в Москве, когда представлял свой фильм «В августе сорок чет вертого» на вручении «Ники». Сейчас мы заканчиваем обучение без нашего мастера, но с теми знаниями, которые он нам дал. — Ачтопотом— свободноеплавание? — По большому счету, конеч но, свободное плавание. В нашем кино сейчас сложная ситуация. Режиссеров практически оста лись единицы. Одни уехали в Мо скву или в иные края, других, увы, ужнет. — Естьли симптомытого, что ситуа цияулучшится? — Есть симптомы со знаком и плюс и минус. Есть и вера в то, что, если будут достойные проекты и достойные сценарии, эти проекты поддержат финансово, и тогда можно будет снимать белорус ское кино. — Ктовашбогвкино? — Бог один. Мой идеал в кино — Михаил Николаевич Пташук, замечательный режиссер и за мечательный педагог. Он дал мне все. Хотя я училась и в Моск ве на высших режиссерских кур сах и немало там получила. Рос сийская столица мне многое да ла с точки зрения общего кинош ного образования. Но если гово рить о профессии, о режиссуре, то главное мне дал Михаил Нико лаевич. — Обычноастрисыпоголовно хотят сыгратьДжульеттуилиАннуКарени ну. Чтобывысняли, еслибыкакой- нибудьолигархдалвамкучуденег. «Снимайте, Людмила, чтохотите!» — Я бы нашла хорошего сце нариста. Еще надо было бы пере копать всю литературу. Я, напри мер, для себя сейчас открыла рус ского писателя Евгения Дуброви на. Он писал детские рассказы и повести и незаслуженно забыт. Найти его книжку в библиотеке очень сложно. Собираюсь сни мать диплом по его рассказу. Есть с чем работать и из чего сделать сценарий. Нас мастер учил: мож но сделать плохой фильм из хоро шего сценария, но никогда не сде лать хороший фильм из плохого сценария. Сценарная основа — самое главное! А хороший сцена рий требует хорошей литерату ры... У меня есть одна идея— сде лать современное подростковое кино для подростков и с подрост ками в главных ролях. Приклю ченческо-драматический срильм! Еще хотела бы снять историче ские картины — на материале бе лорусской истории. — «Анастасия Слуцкая»недаетпо коя? — «Слуцкая» — это «Слуц кая». Мне интересно узнать, от куда пошел наш род, обратиться к временам крещения, первым годам христианства. У нас есть хорошие белорусские драматур ги, которые могли бы написать сценарий. Это в первую очередь Алексей Дударев, по пьесе кото рого я хотела сначала снимать дипломную работу, но финансо вые проблемы помешали потя нуть историческую картину. У Дударева есть замечательная история наших белорусских Ро мео и Джульетты — «Черная панна Несвижа». Действие про исходит в XVI столетии... — Акак выотноситеськ молодым? — Меня радует сегодняшняя молодежь. Лет пять назад я не много побаивалась тринадцати летних и пятнадцатилетних. Они мне казались непонятными, неуп равляемыми. Сейчас смотрю на них с надеждой. Они такие чис тые, открытые... — Ктоу васработалнадфильмом «Любовь?..»? — Я потянула за собой в кино маму, сестру. Кто будет бесплатно работать, как ни наши родные? Они занимались костюмами, рек визитом. Как могли, выходили из положения. — Дочки смотрятмаминокино? — Смотрели по нескольку раз. Хохочут, когда видят себя в кадре. — Мужа нозадействовали вкино? — В качестве физической си лы... — Какова прокатнаясудьба вашего фильмавБеларуси? — В Беларуси наш фильм по казывали в рамках представле ния творческой мастерской Миха ила Пташука. На Национальном фестивале в Бресте. Мы привози ли туда свою студенческую про грамму, и как ни странно, она име ла больший успех, чем фильмы профессиональных режиссеров и студий. Даже сделали дополни тельные сеансы — по просьбе зрителей... Беседу вел Александр ЩУПЛОВ. Знаменитый режиссер Марлен Хуциев, объявляя номинантов, шутит. Наш корреспондент на фестивале не избежал искушения — примерил шляпу станционного смотрителя. И начертал гусиным пером... 11— 17 марта в нашей истории календарь Дела государственной важности 11 марта 1566 года утвер жден второй Статус Великого княжества Литовского — свод законов феодального права, па мятник белорусской письменно сти и юридической мысли. 13 марта 1802 года указом императора Александра I в ре зультате разделения Белорус ской губернии образованы Моги левская и Витебская губернии. В тот же день в 1863 году под писан императорский указ о вве дении обязательного выкупа крестьянских наделов в Вилен ской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и некоторых уездах Витебской губернии. Че рез полгода действие указа было распространено на всю Витеб скую и Могилевскую губернии. 17 марта исполняется 45 лет со дня принятия Советом Мини стров СССР постановления о развертывании работ по созда нию комплекса Д-4 с баллистиче ской ракетой Р-21, стартующей из-под воды. В мае 1963 года комплекс был принят на воору жение ВМФ СССР. Наши приоритеты 12 марта исполняется 30 лет с того дня, когда спускаемый аппа рат советской автоматической станции «Марс-6» совершил по садку на поверхность планеты Марс. 30 лет назад, 12 марта, на вооружение Советской армии была принята баллистическая ракета подводной лодки РСМ-40 межконтинентальной стрельбы с астрокоррекцией. Прославили страну 16 марта 145 лет назад родил ся А.С. Попов — русский физик и электротехник, один из пионеров применения электромагнитных волн в практических целях. 90 лет назад, 16 марта, ро дился А. И. Чернышев — один из основоположников отечествен ной школы хоккея с шайбой. Не однократный чемпион страны по футболу и хоккею. Одиннадцать лет был тренером сборной ко манды СССР по хоккею. «Утес Стеньки Разина» — на родная песня? Сегодня мало кто в этом сомневается. И ошибется! Автор песни, ставшей народной и популярной по сей день, — рус ский писатель, драматург, поэт А.А. Навроцкий. 13 марта испол няется 165 лет со дня его рожде ния. Коротко 11 марта 1918 года на Нико лаевский вокзал Москвы прибыл поезд № 4001. В нем правитель ство России прибыло из Петро града в Москву. Столичные функции вернулись в Первопре стольную. 13 марта 1898 года в Минске открылся первый съезд РСДРП, провозгласивший создание Рос сийской социал-демократиче ской рабочей партии. 70 лет назад, 13 марта, в Мин ске пущена электроцентраль-2. 1 о лет назад, 15 марта, приня та Конституция Республики Бе ларусь. Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг Д в е к н и г и АлександрО’Шеннон. «Ан тибард. Московскийро ман». —М. —266 с. Автор книги — известный рос сийский бард — родился в Моск ве в семье потомков одного из древних кланов Ирландии. В сво их песнях он пытается вернуться к традициям русского «шансо на», возвращая ему истинный смысл, заложенный еще Алек сандром Вертинским. «Анти бард» — его первый роман, все образы которого собирательны и узнаваемы... Василий Бережков, Снежа наПехтерева. «Женщины- чекистки». СПб.:Издатель скийдом «Нева»; ОЛМА- ПРЕССОбразование. — 384 с. Книга посвящена женщинам, работавшим в органах госбезо пасности Советского Союза. Книга представляет таких раз ведчиц, как Елена Мазанина. Уроженка Пуховичского района Минской области, она в годы Ве ликой Отечественной войны ра ботала в белорусской столице горничной в доме гитлеровского наместника Вильгельма Кубе и установила мину, на которой по дорвался высокопоставленный гитлеровец. В выполнении зада ния ей помогала Мария Осипова, руководившая подпольной груп пой в оккупированном фашиста ми Минске. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. • с о ю з . Беларусъ-Рассия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ:373820 Тираж по РБ: 317871 Тираж «СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ и РБ: 691691 Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: I Издательства; ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» I ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом | Распространяется по всем подписным индексам: | По графику: 16.00 Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса».Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»; 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан; 16.00. Телефон: 257-5787 Факс 257-5787 Е- та11: Егтакохавгд.гц Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати КИПУП «Сож». _____________ Москва-137, ул. Правды, 24.______________ 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889.______________________________ Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (М и н с к ) к - г ц г * - - Р 1 ТТ“ * - печвгвети вАрхангел^г»» йпадчрпгтоке, Волгогряд», Воронеже, Екатеринбурге. Иркутске. Казани, Калининграде. Кемерове, Краснодаре. Красноярске. Минеральных Водах. Москве. Мурманске. НижнемНовгороде. Новосибирске. Омске. Оренбурге. Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре. Саратове. Тюмени, Ульяновске. Уфе, Чебо кира хЧепяби ^^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz