Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

4 МАРТА 2004 ЧЕТВЕРГ № 8 (156) СОЮЗ Беларусь-Россия___ Щ Елена Образцова: Я чемоданами возила гонорары в Госконцерт персона М1 ^ 'и. Александр Васильев МОСКВА_____________________________ ВЕЛИКУЮ певицу Елену ОБРАЗ­ ЦОВУ одинаково любят и ценят и в России, и в Беларуси. Два года назад она побывала в Минске, а ныне ей рукоплещут в российской столице. Давно уже Образцова так часто не выступала в Моск­ ве, как в нынешнем сезоне. Он для нее особенный— ровно сорок лет назад королева оперы впер­ вые вышла на сцену Большого те­ атра. Затем ее ждала головокру­ жительная, так и хочется сказать, фантастическая карьера. Кажет- ся,что сегодня этой женщине по­ корились все мыслимые вершины мирового вокального искусства, о график примадонны по-преж- ему расписан по минутам. О му­ зыке, о жизни, о государстве и ис­ тории с Еленой Образцовой бесе­ дует корреспондент «союза». — ЕленаВасильевна, странная вещь — юбилеи. Сороклет на сцене, для кого-то этоцелая жизнь. Скаким чувствомсама Образцоваотнеслась к этойдате? — Ни с каким. Я просто сдела­ ла очень много концертов, очень много спектаклей для того, чтобы себе самой сказать, что я еще жи­ ва, что я еще нужна людям. Я сде­ лала себе самой экзамен. — Скажите, а этоправда, чтов Большомтеатренавас специально никогда не ставилиспектакля? — Абсолютная правда. Я даже не спела, по-моему, ни одного спе­ ктакля на открьп"ие сезона. — Обидынет? — Да нет. Что же обижаться, если все театры мира стояли в очередь на меня,чтобы поставить спектакли. И на Западе писались потрясающие рецензии, которые никогда не публиковались здесь. Знаете, вообще это известная ис­ тория; для того чтобы быть вели­ кой в своем Отечестве, надо уме­ реть. Мне кажется, я очень ра­ зумно живу сегодня. Это Господь открыл мне разум, особенно пос­ ле того как я потеряла Альгиса, мужа моего. Научилась подходить ко всему философски и не испы­ тывать потрясений от людей. — Сегоднявашемумолодомуколле­ ге пробитьсялегче, чем втовремя, когда выначиналипеть? — Яду 1 иаю, что гораздо легче. Мы же были, как крепостные, и могли выезжать за границу только три месяца в году. И то, что я сде­ лала такую карьеру,— все это бы­ ло вопреки. Просто чудо какое-то случилось. А сейчас все свобод­ ны, все могут выезжать, выбирать себе партии, театры. Единствен- ное,что нужно, — голову иметь при этом и не желать сразу зара­ ботать много денег в ущерб сво­ ему здоровью, своему голосу, чтобы не перепутать те партии, ко­ торые они должны петь, а какие— нет. Карьера должна складывать­ ся очень постепенно. Если сразу дать большую нагрузку для голо­ са — это равносильно смерти. Та­ ких «огоньков»,«звездочек» сего­ дня много, которые загораются и очень быстро тухнут. Они сраЗу дают на связки очень большую нагрузку, очень много работают, может, от жадности, а может бьп-ь, от необычайного пыла... — ЕленаВасильевна, выивтолько много работали, ноиучились. Пвнив очвньрано стало смыслом вашей ' жизни. Вот вытолько что сказали, чтоумолодых ловцовсегодня масса возможностей. Акак у них обстоит дело сжеланием впитывать? — Вы знаете, я чем потрясена? Многие сегодня не только музы­ ку не слушают, но даже не ходят в концертные залы и в театры. Ведь мы каждый вечер были в театре. Я понимаю, что там не пела ни Кал­ лас, ни Тебальди, но было очень много прекрасных, талантливей­ ших певцов, в том же Большом. Мы ходили, слушали, как надо и как не надо петь. Мы учились. Се­ годня, когда я попадаю в метро (это, правда, редко бывает), я смо­ трю, что люди читают. Я просто потрясена: это или детективы, или вот эти картинки ужасающие... — Комиксы? — Да, комиксы. Я думала, что их только идиоты на Западе чита­ ют, оказывается, что и у нас тоже. Мы раньше читали совершенно другую литературу. Мы познава­ ли классику. Был совершенно другой уровень заинтересован­ ности в познании жизни. А сейчас как-то все скользят по поверхно­ сти и йикто не хочет идти вглубь. Есть потрясающие голоса, кото­ рыми Россия всегда славилась, но глубины не чувствуется. По­ том, эта преступная деятель- (усть телевидения, я считаю, что это настоящее преступление. Это школа бандитизма: просто можно сидеть и учиться, ка к это делается. — На вашвзгляд, почемумытак бы­ стро воспринялито, что намбылочу­ ждо посути? V,- ' ■ ф и — А что мы легче всего запо­ минаем? какие-нибудь дурацкие анекдоты, песни ужасные... Так все хорошо идет, что и не надо за­ поминать. Весь этот мусор очень быстро заполняет мозги людей, тем более когда идет такой масси­ рованный удар. Странно, что никто не задумывается об этом и не делает никаких запретов. — Как раз вспомнилосьвашевыска­ зывание: «Яне одинраз объездила вдольипоперек весьмир ивыше русской культурыничего новидела». — Правильно. И лучше наше­ го образования ничего не видела. — Чтосогодня происходитс русской культурой? — Все сводится на нет. Никто не читает литературу, никто не хо­ дит в музеи, никто не смотрит по­ трясающие фильмы, которые у нас есть. Изредка, когда попада­ ются старые фильмы, сидишь и думаешь: боже, какие были акте­ ры, режиссеры! А сейчас или пор­ нография, или убийства, или кто- то у кого-то палкой в голове ковы­ ряет. Вы знаете, когда я бываю до­ ма одна, мне просто страшно смо­ треть телевизор, потому что по­ том я не могу спать. Ведь посмот­ рите, раньше по телевидению зву­ чали Чайковский, Рахманинов, все это впитывалось на генном уровне, а сейчас вся эта генетика выветрена, разрушена... Даже де- тей-то не делают. Ужас какой-то. — Два года назад вышлимемуары Гаоргия Свиридова. Маня эта книга поразила том, чтоеще 30 летназад русский кемпозитер предостерегал оттого, к чемумыпришлисегодня. Россия нослышит илинехочетслы­ шать свсих гениев? — Все опять возвращается к одному: «Нет пророка в своем Отечестве». Свиридов был гени­ альным музыкантом, продолжа­ телем классических традиций русских композиторов. А как он знал историю, литературу, поэ­ зию! Поэзию он знал, как профес­ сиональный филолог. В послед­ ние годы, когда он уже был близок к смерти, мы встречались и он всегда говорил:» О, Елена Ва­ сильевна, здравствуйте! Какие новости, но только хорошие...» — Аонвсегда обращался к вам— Елена Васильевна? — Всегда. Мы очень дружили, и я часами просиживала у него до­ ма за фортепиано, мы много го­ ворили. Всегда, всегда— только Елена Васильевна. — Явоспринимаювашеисполнение Свиридовакак настоящуюживопись. Удивительное соединениевокала, стихови, конечно же, самоймузыки Георгия Васильевича. Известно, что он чрезвычайно строго подходил к исполнителям своих сочинений, в томчисле ик вам. ЕленаВасильевна, а когда наступалконечный резуль­ тат— записьдиска или совместный концертсе Свиридовым, онвсегда в итогвбывалдоволенвами? — Нет, нет. Вы знаете, мы очень много занимались, мы за­ нимались целыми днями и меся­ цами у него на даче в Новодарьи- но. Поскольку мы жили по сосед­ ству, то вместе гуляли по лесу, разговаривали, потом опять сади­ лись к роялю. Он на меня кричал, я кричала на него, мы ужасно руга­ лись. Я говорила ему: «Ты не зна­ ешь, что ты написал!» Аон в ответ: «Ты не знаешь, что ты поешь! Мне нужна вот такая интонация, а это все фальшиво, неправильно...» Он очень хотел, чтобы я пела так, как он написал, а я воспринимала его музыку уже не как его, а как музыку, которая уже самостоя­ тельно живет в мире. Но ругались мы, конечно, любя, во имя музы­ ки. Я помню наш совместный кон­ церт со Свиридовым в Ленингра­ де. На каком-то произведении я взяла не ту интонацию. Он мне из- за рояля: «Нетак!» Я чуть сума не сошла, так это было неожиданно. Слава богу, никто ничего не по­ нял, и мы с блеском завершили концерт. Конечно, потом Свири­ дов очень извинялся. Понимаете, он физически мог страдать от то­ го, что кто-то поет его музыку не так, как слышит ее он. Как ком­ позитор он безусловно был про­ водником космической энергии. — Сегодня, когда выпоетеСвиридо­ ваи когда огонетрядомс вами, к вамприходитпереосмысление его музыки? — Вы задали очень хороший вопрос. Помимо того что он был гениальным композитором, он был еще потрясающим пиани­ стом. У Свиридова рояль звучал как оркестр, и никто никогда не мог сыграть вещь Свиридова так, как он сам. У него рояль иногда звучал как орган, я до сих пор не могу понять, как он это делал?! Я не могу сказать, что у него была какая-то потрясающая техника, легкость, но это были такая мощь, такая сила и такой магнетизм, ко­ торым он просто заражал меня, когда я стояла рядом с ним у роя­ ля. В эти минуты за спиной я ощу­ щала целый оркестр. И сегодня, когда я преподаю в Японии, где очень любят Свиридова и много поют его,то пытаюсь донести ка­ кие-то его секреты. Хотя, увы, ге­ ния нельзя повторить, что бы там ни говорили. Такой был Свиридов. — ЕлоиоВосильеона, выговорите о духовной катастрофе, которая проис­ ходит на наших глазах. Вэтих словах иинтонациитакаябезысходность... — Трагедия начинается со школы, даже с младенчества: ко­ гда ребенок подходит к телевизо­ ру и хочет послушать музыку, он слушает поп-музыку, которая ко­ лотушкой бьет по голове, и потом уже ничего человек не может вос­ принимать.Я помню, как у нас в школе преподавали музыку, лите­ ратуру. Сейчас я смотрю, как мой внук учится. Он, правда, учится в Испании, но это неважно, мы гово­ рим вообще о мировой культуре. У них даже нет такого предмета— «литература». — Что, вообще нет? — Представьте себе, да. В школе не изучают литературу. Языки, математику, геометрию учат, а литературу — нет. Они не знают ни Сервантеса, ни других своих писателей, а про музыку я вообще не говорю.С телевидения классика исчезла совсем. Один канеш «Культура» ничего не ре­ шит. Вы посмотрите... эти беско­ нечные ужасные концерты людей, которые заняли все позиции на всех каналах. Вот Новый год — одни и те же лица, одни и те же песни, шутки, которые все давно наизусть знают... — Однаиз том«Культурнойреволю­ ции» звучала так: «АлександрСерге­ евичПушкин безнадежноустарел». Такая постановка вопроса на родине, скажем, Гете, возможна министром культурыГермании? — Что вы! С ума можно сойти, посадить в тюрьму и все. Вот не­ давно по телевизору два часа на первый взгляд серьезные люди обсуждали проблему: можно в ки­ но показывать гадость или нет? Как это вообще можно обсуждать, да еще и два часа? А все эти темы ток-шоу. Я не понимаю, почему у нас ничего не делается по этому поводу. А стариков как жалко! У них ук­ рали все деньги, и они живут на пенсию, на которую невозможно прожить. Это что за жизнь такая? Что за государство, которое не может защитить своих людей? — Елена Васильевна, а выдогады­ вались, сколько на васзарабатывал Госконцерт? — Как это я не могла догады­ ваться, когда я сама чемоданами возила свои гонорары в Госкон­ церт на Неглинную улицу. И сей­ час, когда я хочу отдать все свои знания, потому что я прожила ог­ ромную жизнь и сорок лет работа­ ла с самыми великими людьми, и знаю такие вещи, какие никто, мо­ жет быть, не знает в нашем госу­ дарстве, я хочу отдать все это де­ тям, людям, оказывается,что это никому не нужно. Давно хочу от­ крыть свой центр поддержки му­ зыкальных талантов. Давно уже договорилась со всеми выдающи­ мися певцами мира, чтобы они приезжали и преподавали в нем, договорилась с Ленинградским университетом, где молодых пев­ цов будут обучать языкам. И когда я прошу какой-нибудь клочок зем­ ли или особняк, где я бы могла от­ крыть свои центр, ни до кого не могу достучаться. Мой кон курс ’ проходит уже в третий раз, я бес­ платно пускаю в зал по двести че­ ловек, чтобы нормальные люди могли слушать музыку, потому что у стариков нет сегодня денег на билеты в театры... И каждый раз я вынуждена ходить с протя­ нутой рукой и просить деньги на конкурс. И только однажды Люд­ мила Ивановна Швецова, спасибо ей, дала мне какие-то деньги. Это случилось со стороны власти один раз за три года. — Образцоваходитипроситденьги? — Да. И не для себя, конечно, я для себя вообще никогда ничего не просила у государства, а толь­ ко отдавала ему... Сегодня мне уже ничего не нужно, я только хочу отдать свои знания и опыт. А тра­ тить время и ходить на всякого ро­ да междусобойчики или, как это называется, тусовки, я считаю ни­ же своего достоинства, мне это противно. Я лучше книгу почитаю или послушаю какую-нибудь за­ пись... — Судя повашим интервью, Образ­ цовадовольнасвоимконкурсом... — Я очень довольна, потому что я делаю громадное дело. В эти две недели весь Ленинград слу­ шает прекрасную музыку, и, са­ мое главное, я нахожу потрясаю­ щие голоса. Благодаря конкурсу они становятся известны и потом их берут в лучшие театры. Сегод­ ня мои бывшие конкурсанты поют и в Мариинском, и в Большом, и в Ковент-Гарден, одним словом — везде. Конкурс очень сложный, и у нас нет никаких междусобойчи­ ков, потому что в жюри сидят вы­ дающиеся певцы, с которыми я пропела всю жизнь. И мы оцени­ ваем певцов не по тому, чей это ученик, Джоан Сазерленд или За­ ры Долухановой, а только по его профессиональным данным. И премии мы даем самым лучшим певцам. Когда у нас в прошлом го­ ду не приехали такие люди, мы не дали ни Гран-при, ни первые пре­ мии. Я должна отвечать за качест­ во своего конкурса, и если уж мы отмечаем кого-то, то значит, это музыканты высшего класса. — Вывтайне переживаете за своих молодыхколлег? — Да, конечно! Я в этот момент вспоминаю себя. Ведь конкурс — это столько сил, столько энергии! Не каждый певец по своему внут­ реннему складу способен сорев­ новаться в вокальном мастерст­ ве. Даже самый-самый способ­ ный. Поэтому-то я и сама не очень любила конкурсы, хотя и пела в четырех. Понимаете, если ты не получил премию, это совсем не значит, что ты хуже того, кто ее за­ воевал. Это еще и воля к победе должна быть, поэтому есть та­ лантливейшие люди, которые не могут петь конкурсы, просто нер­ вы не выдерживают. А бывает ме­ нее талантливый человек, но об­ ладающий волей к победе. Для настоящего певца важно все — и здоровье, и воля, и умение рабо­ тать. Последнее особенно важно — именно умение работать. — Давайте вернемся к Большомуте­ атру. Меня вотчтоудивляет. Послед­ ниелетдесять приходится слышать две совершенно противоположные точки зрения. Одниговорят, чтонако­ нец-то вБольшомпоявились голоса, которые вот-вот составят славу рус­ ской опере иБольшойвернетсебе позиции, которые онзанимал, ну, скажем, всередине прошлогостоле­ тия. Другие говорят, что по-прежне­ муничего новогонепроисходитибы­ лой уровеньоперыБольшогобезвоз­ вратноушолвпрошлое. Самое инте­ ресное, что этидве абсолютнораз­ ныеточки зрениямы слышимиз уст профессионалов. Ачтовыскаже­ те? — Будучи изредка в Большом театре и слушая постановки пос­ ледних лет, могу сказать, что по­ становки неудачные. Когда быва­ ют 2—3 хороших певца, а их, как правило, не бывает, то один в по­ ле не воин. Видите ли, если один талантливый певец работает в не­ талантливом ансамбле, то он один не может сделать оперу. В опере обязательно должны собираться вместе несколько безусловно вы­ сококлассных певцов, которые к тому же хорошо чувствуют друг друга. Когда солисты очень силь­ ные — все, тогда происходит что- то. А один певец, даже самый большой, спектакля не сделает. Сейчас почему такая трагедия случилась в музыке? Глубина ис­ чезла. Все стали такими поверх­ ностно-скользящими, может быть, это певцы профессиональ­ ные по технике, даже по голосу, но в них нет глубины. Надо знать литературу, надо знать эпоху, о которой поешь, живопись, исто­ рию костюма... Для того чтобы до­ стойно спеть русскую или запад­ ную классику, певец должен зада­ вать себе очень много вопросов. Почему композитор выбрал этот сюжет, именно это либретто, чем он жил в этот момент? Настоящий певец должен знать всю подопле­ ку создания оперы. Когда я выхо­ жу, предположим, петь Марфу, я же знаю всю историю, я знаю, кто такой Досифей, знаю все про эту эпоху. И поэтому я выхожу как представительница эпохи, а не по­ тому, что я пришла — певица с хо­ рошим голосом — и спела ноты. Понимаете, сейчас эпоху-то не по­ ют, а поют ноты. В лучшем слу­ чае — и то плохо. — Сегодня вывыходите петьван­ самблесмолодыми певцамиизаго­ реться вамне откого? — Пока нет. Я вот недавно пе­ ла свой творческий вечер в Боль­ шом, так я пригласила Маквалу М Для настоящего певца важно все— и здоровье, и воля, и умение работать. Касрашвили и Зураба Соткилаву. Я бы с удовольствием пригласила кого-то из молодых, но такого уровня нет... Я не говорю, что опе­ ра умрет и вместе с нами все кон­ чится. Это не так, все вернется на круги своя, просто сейчас такой момент сложный. И те, кто более или менее талантлив, они все уез­ жают за границу, потому что они хотят творчества. — Сегоднярусский певец— всегда желанный гостьна Западе? — Да, все театры мира полны русскими певцами. И многие из них составляют там славу русско­ му искусству. Такие, как Чернов, Ольга Бородина, Галя Горчакова была совсем недавно очень вос­ требованной певицей, и таких певцов много, та же Гулегина, по­ трясающая певица... — Пик вашей карьеры, когда выпе­ ли наЗападе, вырешалидля себя вопроспрехедевсеготворческого не­ удовлетворения. Асегоднядлямоло­ дыхнапервомместестоитвопрос го­ нораровили репертуарныйголод? — Конечно, второе. Вы посмот­ рите на репертуар, ведь нечего же петь. На Западе каждый год ста­ вится 6—7 спектаклей в каждом театре. И певцы могут из страны в страну переезжать и действитель­ но заниматься творчеством. Я не знаю,что думает наше государст­ во по поводу будущего страны. Когда мы говорим о России, мы же не говорим о ее политиках. Мы всегда говорим: Шаляпин, Досто­ евский, Мусоргский... А сейчас у нас со всех сторон «бум,бум,бум», вот и в голове один «бум, бум, бум». Я не понимаю тех полити­ ков, которые не осознают элемен­ тарных вещей. Это же с ума мож­ но сойти. Просто жалко страну, ведь есть же люди, которые боле­ ют за нашу страну, за ее моло­ дежь, значит, надо их искать. А ка­ кая жажда к музыке в провинци­ альных городах, когда я туда при­ езжаю! Боже, какие светлые, чис­ тые лица! Как они хотят слушать, как они подходят и говорят спаси­ бо! Как они истосковались по на­ стоящему искусству... Для меня это просто трагедия. — Однаждывыпризнались, чтовся­ кий раз влюблялисьвсвоихпартне­ ровпо спектаклю. ЕленаВасильев­ на, новотмузыка кончалась ичто дальше? — Вот это самая большая тра­ гедия в нашем творчестве. Закан­ чивается спектакль, все уходит в небытие... И только мы эту красо­ ту отдаем в другие сферы. Там, в космосе, идет накопление красо­ ты, а здесь, на Земле, мы остаем­ ся только в памяти людей, тех, кто имеет возможность ее воспри­ нять. Я вот об этом никому не рас­ сказывала. Знаете, мне недавно позвонил из Нью-Йорка Дима Хворостовский. Он звонит и пла­ чет в трубку. Я перепугалась, спрашиваю: «Ты чего, Дима, что случилось?» То, что он мне отве­ тил, стало для меня одним из са­ мых больших подарков за всю мою жизнь. «Елена Васильевна, сказал он, почти рыдая в трубку, здесь, в Нью-Йорке, я купил диски с вашими премьерами из многих театров, тогда кто-то смог сделать любительские записи. Понимае­ те, я слушаю ваши диски и плачу. Мы никогда, понимаете, никогда уже не будем больше петь так, как пели вы в ваше время...» — Хорошийпевецихорошийартист на сцене— этопо-прежнему скорее исключение,чемправило? -Да, правда, это редко быва­ ет. — Длявас кто былтаким примером? — У меня не было никаких примеров, я просто никогда не уходила за кулисы. Когда я сорок лет назад вошла в театр, я уже никогда просто так не сидела в кулисах и не вела праздных раз­ говоров. Я все время смотрела, как играют, как поют. В России я все время смотрела на Кривче- ню, на Борисенко, на Огнивце­ ва... Это были такие глыбища, это были и актеры, и певцы. По­ том я поехала на Запад, смотре­ ла на Дель Монако, Доминго, на всех моих друзей, с которыми я пела. Я и сейчас смотрю, и сей­ час учусь постоянно, никогда не ухожу за сцену. — ПослеуходаСвиридоваиз совре­ менныхкомпозиторовкто-то, может быть, вамтак же близок, как Георгий Васильевич? — Вы знаете, я как-то так пере­ жила его кончину, что больше не обращалась к современной музы­ ке. Нет, больше никого не было. Это не значит,что их нет вообще. Просто в моей жизни их нет, я бы так сказета. — ЕленаВасильевна, чтобывыхоте­ липожелать себе? — Я очень хочу жить долго, чтобы успеть спеть ту музыку, ко­ торую я себе наметила спеть. — А’мног'о' ков? осталосьтакихостров- — О! Это не островки, это це­ лый океан! Сегодня, когда у меня есть больше времени,чтобы об­ ращаться к камерной музыке, я смотрю очень много нот. Когда я живу в Японии, я покупаю огром­ ное количество дисков, слушаю их, выбираю то, что мне хотелось бы спеть. Потом я иду в библио­ теку и делаю ноты. У меня сегод­ ня лежит много-много концерт­ ных программ, которые я уже сделала и которые я еще мечтаю спеть. Всегда смеется моя дочь и говорит при этом; «Ты, наверное, еще сто лет собираешься петь, столько у тебя заготовлено нот»... — Аправда, чтомеццо-сопрано поют дольше? —Не знаю, не знаю. Нет, на­ верное, все по-разному. Планов, правда, много. Я сама над собой порой подхихикиваю, смотря на то количество нот, которое я привез­ ла. Я делаю сегодня по нескольку новых программ в год, и очень хо­ чется донести до людей то богат­ ство мировое, о котором мы так мало знали. Ведь мы годами пели одну и ту же музыку. С оркестром, это понятно, у нас не было специ­ ального заведения, которое бы занималось партитурами для ор­ кестра. А камерную-то музыку можно петь. — Последнийвопрос. ЕлонаВасиль- евна,скажитв, а вамсамойнекажет­ сяфантастикойвсето, чтовамуда­ лось сделать всвоейжизни? Втаком масштабе ивтакомтомпо. — Конечно, это фантастика. Иногда при этом мне кажется, что я ничего не умею, ничего не успе­ ла. Когда приходит ко мне Маква- ла Касрашвили и мы вместе слу­ шаем диски, она мне говорит: «Леночэк, мы еще не знаем, кто ты такая....» Сейчас готовлю Джоконду для Карнеги-холл, там будет концертное исполнение, и потом в театре Лицео будет «Бо­ рис Годунов» в первой редакции Мусоргского, когда еще не была написана сцена для фонтана. Я буду петь Шинкарку, с удовольст­ вием хочу сыграть эту роль, не столько спеть, потому что она должна быть очень смешная, — эта хозяйка корчмы очень игро-- вая партия. Сейчас я еду в Мад­ рид петь «Пиковую даму»с До­ минго. У нас вообще с ним этот год — год «Пиковой дамы», я с ним спела ее и в Лос-Анджелесе, и в Вашингтоне, должна была петь в Барселоне, но он заболел, и теперь мы увидимся в Мадриде. И только что я спела с ним Фри- дер Маус в Вашингтоне, это «Ле­ тучая мышь». Было страшно петь, потому что это надо было петь на английском языке, что было для меня нелегко...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz