Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ' 21 ф евр ал я 2 0 0 4 г . , № 3 5 ( 2 2 1 6 3 ) Ведущая рубрики — Галина КАЙДАШКО. ^Подумаем вместе Ш о к о л а д к а М ы сидели и слушали радио. Моя семилетняя дочка Верушка, гостья из Мурманска Аня, только что принятая в университет и временно живущая у нас, и я. И тут распахнулась дверь, и появилась наша громогласная приятельница тетя Саша. — Здравствуйте! — крикнула она. — Чаем угостите? — Конечно. — Вот вам шоколадка, — она положила на стол «Ален- ку». —Подумай только, — продолжала Саша, —я потеряла ключ от дома. Все, все обыскала, ключа нет. Пришлось зака­ зывать новый. Сейчас пойду получать. Тем временем я положила принесенную Сашей плитку шоколада на буфет, заставленный безделушками, постелила на стол скатерть, одновременно соображая: «Масло есть, сыр есть... А вот хлеба нет...» —Ну, я пойду за ключами, —сказала Саша, — пока чай будет готов. Сумку и книги оставлю. — Пойдем вместе. Мне в булочную надо. Не пройдя и половины двора, Саша ахнула: — Батюшки, квитанцию-то в сумке оставила. Хорошо, что вспомнила! — И вихрем понеслась назад к дому. Очень скоро она вернулась, и мы пошли: Саша направо, а я через дорогу, в булочную. Вернувшись, заглянула в столовую. Девочек там уже не было. Аня, видимо, ушла по студенческим делам, а дочка сидела в маленькой комнате за своим столиком. — Ты что делаешь? — спросила я. — Человечков рисую. Я поставила чайник на газ, расставила на столе посуду и пошла к буфету, чтобы взять шоколад. Плитки на месте не было. «Что такое? Я же твердо помню, что положила плитку сюда», — раздумывала я. Пошла в комнату дочки. — Верунчик, ты не брала шоколадку? — Нет, — ответила она, не подымая головы от рисунка. Я вновь пошла к буфету. Увы, плитки было. Вернулась к дочке. — Представь, девочка, нигде нет шоколадки. Может, ты все-таки ее взяла? — Да не брала я — она взглянула на меня и тотчас скло­ нилась к рисунку. — Понимаешь, доченька, нет ничего страшного в том, что ты взяла. Ну, захотелось, и не удержалась. Страшно, если ты взяла и скрываешь это. Лжешь. Вот что мне больно. Девочка заплакала. — Не надо плакать, доченька, сознайся, и тебе сразу бу­ дет легче, все забудется. Я знаю, это трудно, когда сразу не скажешь правды, но ты ведь мужественная девочка. Девочка рыдала и молчала. — Плитка не могла исчезнуть, а в комнате, кроме вас двоих, никого не было. И вот — представь, Верушенька, ты не сознаешься, я буду думать, что это сделала Аня, мы ведь так мало ее знаем. Подумай, как это будет несправедливо, если она не виновата. —Я взяла, —рыдая и захлебываясь, сказала наконец Вера. — Ну вот и хорошо, что сказала, и плакать не надо, все кончилось, самое тяжелое позади. А где же шоколадка? — Я ее съела, — еще горше заплакала девочка. — Успокойся, моя маленькая, самое главное — говорить правду, хотя иногда это бывает очень трудно. Ты одолела эту трудность. Ты умница. Не плачь, доченька, пойдем пить чай. Сейчас придет Саша. Пойдем. —Я хо... чу с... пать, —все еще всхлипывая, сказала дочка и легла на свою кровать, уткнувшись головой в подушку. — Хорошо, — сказала я, — успокойся, отдохни. Я накрыла ее пледом, поцеловала и вышла. «Хорошо, что все так закончилось, — рассуждала я, — такие слезы полезны. Попозже поговорю с ней еще. Не верю, что она целую плитку съела. Уверена, что с Аней.» Я достала банку варенья и не успела еще наполнить вазоч­ ку, как за дверью послышался шум и с грохотом вошла Саша. — Нет, ты только подумай, обманули! Ключи не готовы. Поклялись сделать через полчаса. Пойду, и если опять об­ ман, устрою им грандиозный скандал... Ого, чай уже готов! Кипя гневом, Саша расхаживала по комнате, подошла к буфету и... положила на стол пропавшую'плитку шоколада. Как говорится, вся кровь во мне остановилась, я онеме­ ла, перевела глаза на открытую полку буфета. —А, понимаю, ты ее там искала, — затараторила Саша, —а я, когда вернулась за квитанцией, увидела, что ты суну­ ла зачем-то плитку шоколада за шкатулку и переложила ее на полку, на блюдце... Не дослушав Сашиных объяснений, я ринулась к Вере.. Жалким комочком лежала она на постели. Я откинула плед, села на кровать, взяла девочку на колени. — Доченька! Прости! Зачем же ты, невиноватая, призна­ лась в вине, родненькая моя? —Ты так хотела, чтобы я созналась. И потом ты сказала, что если не я взяла, ты будешь плохо думать об Анюте, а она такая хорошая, вот я и... Тут появилась Саша. —Что же это такое? Бросили меня одну! Сами обнимают­ ся! Идем, малышка, пить чай. Шоколадку-то я ведь тебе при­ несла. Идем! —Мне не хочется, тетя Саша, я лучше дорисую человеч­ ков. Она сошла с моих колен и села за столик. Сказать, что я сгорала от стыда, — значит ничего не ска­ зать. Меня потрясло, с какой легкостью — пусть невольно — удгшось заставить мою маленькую дочку оболгать себя! Потрясла моя собственная тупая уверенность в том, что ре­ бенок способен на ложь, на тайный плохой поступок. А ведь Вера пошла на страшную для нее ложь, спасая доброе имя нашей гостьи... Когда я вижу на улицах знак «Осторожно — дети!», не­ вольно думаю, что смысл его гораздо шире, гораздо глубже^, — он всеобъемлющ. Как было бы хорошо, если бы каждый взрослый, подходя к ребенку, слышгш, видел, ощущгш это предостережение: «Осторожно — дети!» Лариса ОСЬКИНА. ^П ри вы ч ки милой старины.. Ах, Маслена вкуснота! ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Г УДИТ, шумит Масле­ ница! Уже и моло­ дежные вечеринки прошли, и тещи при­ глашали зятьев на блины, и зятья угощали бли­ нами тещ. Сегодня, напри­ мер, «золовкины посидел­ ки»: невестки свою родню в гости созывают... А завтра — «проводы». Зиму провожают. Чучело Масленицы сожгут, и будет немножко грустно. Впрочем, какая грусть, если гармош­ ки повсюду будут заливать­ ся да блины, румяные и пышные, с расписных подно­ сов манить! Рецептов — тьма. И если не поленятся стряпухи, то-то удивят своих близких. Как делали это испокон веков. «Они хранили в жизни мирной привычки милой ста­ рины; у них на масленице жирной водились русские блины», — писал Александр Сергеевич про семейство Ла­ риных. Жив и поныне по­ этичный рецепт приготовле­ ния русских блинов. Блины из гречневой муки пополам с пшеничной обыч­ но бывают жесткими, как бы «резиновыми», а вкус гречки едва ощутим. Н еж ­ ные, воздушные и пышные блины получаются, если го­ товить и х из гречневой каши. Делается это так: варим жидкую вязкую греч­ невую каш у , добавляем в тесто, а потом выпекаем блины ка к обычно. Для при­ готовления теста нужно взять пол-литра разварен­ ной гречневой каши, столько же молока, 5 яиц, 100 г саха­ ра, 100 г растопленного сли­ вочного масла, 20-30 г сухих дрожжей, а муки насыпать столько, чтобы тесто полу­ чилось по консистенции как густая сметана. Потом все перемешать, подождать, ког­ да тесто подойдет, и печь. Подают гречневые блины со сметаной, икрой, красной рыбкой, очень вкусно — про­ сто с селедкой. Если напечь тонких блинов, их можно по­ дать с начинкой: гречневую кашу смешать с жареным луком, куриной печенкой или грибами. Пе блины — мечта. С блинами связан самый сладкий сон Ильи Ильича Об­ ломова. По понедельникам ему часто снилось, что мать встречает его за чаем с улыб­ кой и не пускает к Штольцу: «Сегодня родительская неде­ ля —не до ученья: блины бу­ дем печь». Блины по бабуш­ киному рецепту пекут вот так. Для приготовления бли­ нов вам понадобится: литр молока, 250 г сливочного мас­ ла, 10 г сухих дрожжей, 2 яйца, 150 г сахара, 400 г муки высшего сорта, 100 г растительного масла и соль по вкусу. Смешиваем распу­ щенное сливочное масло с молоком, подогретым до 40 градусов, добавляем желтки и вымешиваем массу. Потом добавляем соль, сахар, дрож­ ж и и просеянную муку, еще раз вымешиваем, добавляем растительное масло, взби­ тые белки и ставим в теп­ лое место. Когда тесто по­ дойдет, его надо осадить и сразу печь блины. А подают бабушкины блины с медом, вареньем, сметаной, семгой и икрой. Происшествие с блином в корне изменило жизнь гого­ левского Ивана Федоровича Шпоньки, который жил в сво­ их Вытребеньках, хуторе близ Диканьки. Когда он обучал­ ся в гадячском поветовом училище и был преблагонрав- ньпи и престарательным маль­ чиком, однажды получил в качестве взятки «завернутый в бумагу, облитый маслом блин», чем прогневал учите­ ля российской грамматики Никифора Тимофеевича Дееп­ ричастие. О том, как надо го­ товить блины с припеком: П а литр молока берем килограмм муки, 4 яйца, все взбиваем, добавляем полпаке­ тика сухих дрожжей, две столовые ложки раститель­ ного масла, сахара и соли по вкусу. К а к только тесто по­ дойдет, начинаем печь. Па блин, обжаренный с одной стороны, кладем начинку, или припек — мелко нарезан­ ные яблоки, бананы, клубни­ ку, апельсины — кому что нравится. Подают блины со сметаной или медом. Как-то Игнатий Ильич Шпигельский, герой пьесы Тургенева «Месяц в деревне», пришел навестить больного кучера. А он «сидит за сто­ лом и в обе щеки уписывает блин с луком»: как увидел блин — сразу аппетит по­ явился. Аппетитны блины с начинкой. В литр молока всыпать килограмм м уки , вбить 3 яйца, добавить 100 г расти­ тельного масла, соль и сахар по вкусу, хорошенько разме­ шать и поставить на час в теплое место. Жарят блины только с одной стороны. Чтобы они не прилипали друг другу в стопке, надо смазывать каж ды й блин маслом или пересыпать па­ нировочными сухарями. По­ том на обжаренную сторо­ ну блина кладем начинку ( прокрученное через мясоруб­ ку отварное мясо с мелко рубленным жареным луком и крутым яйцом или сырко­ вую массу с изюмом), блин заворачиваем конвертом и обжариваем на раститель­ ном масле. Чтобы испечь красивые блины, нужна не только из­ вестная сноровка, но и хоро­ шая сковородка. Лучше все­ го печь блины на специально для этого предназначенной чугунной сковороде. Ее надо хорошенько прокалить и сма­ зать маслом. На тефлоновой сковороде блины получаются не такие румяные и красивые, и масло лить на нее нельзя, иначе тесто не будет расте­ каться. Если вы добавили в тесто мало сахара, блины бу­ дут иметь бледный вид. 'а К X КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. П р ощ е н о е в о с к р е се н ь е в канун Великого поста люди на Руси проявляли особое смирение. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того, как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слова «Прости меня» отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце Масленицы — духовно-нравственное очищение через примирение, через вза­ имное прощение прегрешений. К сожалению, в широко распространенных у нас пред­ ставлениях о Масленице,, и особенно в современных попыт­ ках воспроизводить какие-то ее элементы, учитывается только развлекательная часть масленичной недели. Она очень инте­ ресна и богата как яркое проявление народной праздничной культуры. Но именно после бурного веселья последней пе­ ред Великом постом недели, во время которой как бы про­ щались с обильным столом и другими мирскими радостями. обычай просить прощение заставлял ощутить переход к ду­ ховным задачам, к строгим семи неделям, продолжавшимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к себе. В этот день после вечернего богослужения в храмах со­ вершается особый трогательный чин прощения, когда свя­ щеннослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Православная Русь свято чтила Великий пост. В этот день разом смолкали все песни, оскудевал только что ломивший­ ся от вкусных и обильных яств стол. На всем протяжении Великого поста по церковному уставу не разрешается вку­ шение мясной, молочной пищи и яиц, а есть рыбу можно лишь в дни великих праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. На первой неделе Великого поста, на вечернем богослу­ жении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это торжественное и печальное творе­ ние, изумительное по глубине смысла и по красоте пения и слога: «Душе моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается и будешь смущена». Канон святого Андрея Критского — яркий пример того, что нет необходимости в переводе богослужения со - слешянско - го на русский язык. Для человека, впервые пришедшего в храм и не бравшего в руки Библию, даже самый лучший перевод ничего не даст, потому что там главное не слова — а образы. "УЗеленый уголок «А я обхожусь без барометра...» С любопытством наблюдал я за суетливой жизнью но­ воселов в новом, только что заселенном доме. С каж­ дым днем все больше становилось в нем разноцвет­ ных огней и ярких окон. На завершающем этапе обу­ стройства на фоне тюлевых гардин с ажурными лис­ тьями появились забытые в свое время герани, названные читаемым и почитаемым классиком «цветами скучающего мещанина». А на моем подоконнике выбрасывало бутоны скромное рас­ теньице, названное ботаниками «притупленным зигокактусом», или попросту «декабристом». Природа отвела ему для цвете­ ния зимнее время —пору коротких дней и длинных ночей. Рядом с его плоскими сегментами листьев, разросшимися по округе маленькой плошки, примостилась кислица, кото­ рая порадует неописуемой красотой с ранней весны и до по­ здней осени. Это скромное создание Флоры напоминает свои­ ми листочками клеверное поле в пору массового цветения. Его так и хочется назвать... живыми часами. И вот почему. Опытные цветоводы не раз наблюдали, как эта кисличка в пятом-шестом часу вечера готовится ко сну: свертывает свои тройчатые листочки в нечто похожее на «ледоруб», что­ бы в шестом часу утра вновь распрямиться, напомнить лю­ бителям понежиться в постели о времени браться за дела. У нее, оказывается, есть и другие достоинства: как и кле­ вер, кислица является накопителем азота, который содер­ жится в корневых клубеньках. А это говорит о том, что ее землю, с небольшой добавкой торфа, можно использовать несколько лет. Листья кислицы, в довершение ко всему, со­ держат в своем составе щавельную кислоту. Предусмотри­ тельные хозяйки часто используют их в виде добавок при готовке салатов. Чем не подарок к празднику! Любителям комнатных растений не потребуется и баро­ метр —предсказатель погоды, если они на своем подоконни­ ке найдут место для величавой канны, цветоносы которой похожи на стайку летящих журавлей. По каплям на краеш­ ках ее листьев можно определить, стоит ли сегодня тащить­ ся на работу с зонтиком. Не обманет при близком ненастье и вечно цветущий бальзамин, образно названный Ванькой Мокрым. Желанный гость припожаловал чуть ли не в каж­ дый дом аж с восточных гор Африки. Предчувствуя ненаст­ ную погоду, он, как и канна, источает живительную влагу. Особо хочется сказать о величавой монстере с крупными и резными листьями на длинных черешках. Поселенка Южной Америки на несколько часов опережает предсказание дождя верхними листьями. По своей «правдивости» она может со­ перничать с настоящим барометром. Впервые в свое время я увидел это растение в одном из воронежских кинотеатров. Увидел и влюбился навсегда. Помнится, как мы всей студен­ ческой братвой, смотревшей несколько раз «Братьев Карама­ зовых», любовались перед началом сеанса соцветием монсте­ ры, напоминающим кукурузный початок со съедобной мяко­ тью. Но не могли продегустировать его вкусовых качеств, поскольку он готов к употреблению... только через год. Около двух десятков лет монстера радует меня своими резными листьями и при отсутствии барометра предсказы­ вает погоду. Не могу знать: обрадую ли заядлых рыбаков рассказом о молочае блестящем, или об эйфорбии с мелкими кроваво- красными цветами. На своей родине в Мадагаскаре этот ку­ старник с колючими шипами и млечным соком, как и наш подорожник, можно встретить на каждом шагу. Местные браконьеры вяжут это растение в небольшие пучки, которые бросают потом в водный источник. Почувствовав запах млеч­ ного сока, рыба набрасывается на связанные пучки, а рыба­ ки тем временем спешат подставлять сачки. У нас это экзотическое растение можно встретить лишь на подоконниках с солнечной стороны. Я вырастил его веге­ тативным методом из маленького черешка, который быстро дал корешки в кипяченой воде. Может, кто из любителей рыбалки, узнав о свойствах эйфорбии, попытает рыбацкое счастье на наших водоемах, а потом расскажет о любопытном эксперименте читателям «Домостроя»? Василий МЕДВЕДЕВ. г. Липецк . ^Кроссворд по ГОРИЗОНТАЛИ: 7. Конструктор снарядов для «Катюш». 9. Командующий Третьей армией при освобождении Белоруссии. 12. Метательное копье на Руси. 13. Член военного совета Первого Бе­ лорусского фронта. 14. Имя члена Военного совета Сталинградско­ го фронта Хрущева. 15. Командир группы разведчиков Западного фронта, Герой Советского Союза Елена... 16. Персонаж повести Бориса Горбатова «Непокоренные». 17. Подводный корабль. 18. Меж­ дународный договор. 20. Защитное устройство от электромагнит­ ных излучений. 21. Вид войск в Вооруженных Силах страны. 22. Служ­ ба снабжения в полку— ГСМ..... ПФС. 25. Копия печати от хранили­ ща у начальника караула. 26. Французский архитектор XVII века, со­ здатель парковых комплексов. 28. Ученый-физик, лауреат Нобелев­ ской премии из Усмани. 29. Один из первых маршалов Советского Союза. 32. Беспорядочная толпа (разг.). 35. Советский космонавт, совершивший полет в 1962 и 1970 годах. 37. Герой Советского со­ юза из села Боровое Усманского района. 38. Песня советского ком­ позитора Анатолия Новикова. 39. Западнославянский народ, близ­ кий по языку чехам. 40. Выдающийся русский адмирал, разгромив­ ший турецкий флот у Гаджибея и при Калакрии. 41. Раздел механи­ ки. 42. Корабль с атомным двигателем. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Командир подводной лодки С-13, потопив­ ший за один поход два крупных немецких транспорта. 2. Братья Геннадий..., Евгений..., партизаны, Герои Советского Союза. 3. На­ ходчивость, способность быстро соображать (разг.). 4. Металл для памятников. 5. Электромагнитный прибор для запуска двигателя трактора. 6. Летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза. 8. Член военного совета Черноморского флота при обороне Одессы и Севастополя. 9. Советский космонавт. 10. Орден, учрежденный 29 июля 1942 года для награждения старшего и высшего комсостава. 11. Знамя, флаг на российском флоте. 18. Политрук 28-и панфилов­ цев. 19. Авиаконструктор, автор мемуаров «Цель жизни». 23. Наука о формах научного познания. 24. Духовой музыкальный инструмент. 25. Командующий Восьмой армией Ленинградского фронта. 27. Ге­ рой Советского Союза из Ельца. 30. Пулеметчица 25-й Чапаевской дивизии при обороне Одессы и Севастополя, Герой Советского Со­ юза. 31. Изолиния атмосферного давления. 33. Воинское звание. 34. Главнокомандующий армией России с восьмого августа 1812 года. 36. Член военного совета в романе Ю. Бондарева «Горячий снег». 37. Имя отца автора поэмы «Василий Теркин». Составил Петр СЕРГЕЕВ. О т в е ты на к р о с с в о р д , опубликованным 17 ф е в р а л я По горизонтали: 1. Стожары. 6. Кожура. 7. Жгутик. 9. Поклажа. 11. Мажор. 12. Жакет. 13. Жанатас. 20. Ажиотаж. 21. Железка. 22. Жерих. 23. Книжник. 24. Желобок. 26. Аракажу. 30. Саржа. 31. Же­ тон. 32. Ежевика. 33. Жодино. 34. «Стрижи». 35. Сержант. По вертикали: 2. Тержола. 3. Рогожка. 4. Торжок. 5. «Кинжал». 8. Таджикистан. 10. Железобетон. 14. «Надежда». 15. Тележка. 16. Жамка. 17. Париж. 18. «Дележ». 19. Жатка. 25. Ожегов. 27. «Ряжен­ ные». 28. Жукотин. 29. «Сережа».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz