Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ газета* 18 февраля 2004 г., № 32 (22160) ^ Экспресс-опрос Налог отменили, а цены растут Надежда на то, что отмена налога с продаж приведет к снижению цен, не оправдалась. Как выдумаете, почему? Сергей Владимирович, покупатель на Центральном про­ довольственном рынке: — Потому что цены в основном все — «свободные». Государ­ ством они практически не регулируются, только растут по усмотре­ нию продавцов. Алексей ФАРАФОНОВ, менеджер по маркетингу ОАО «Ли- пецкмолоко»: — Мелкие предприятия уходили от налогов и без этого, крупные же, в силу своей инертности, к изменениям в налоговой политике приспособились не сразу. Постепенное снижение цен со стороны крупных производителей возможно, но ненамного, в лучшем случае — на 2 -3 процента. Не будем также забывать, что после введения налога с продаж цены резко не поднялись. Почему же после его отмены они должны заметно упасть? На стоимость продукции влия­ ет, как известно, множество факторов. Не последнюю роль здесь играют рост инфляции, увеличение стоимости сырья. Нашим пред­ приятием, к примеру, в феврале-марте планировалось снижение стоимости продукции, однако с повышением закупочной цены на молоко пойти на это уже не придется. Стоимость молочной продук­ ции в этих условиях может только расти. Кстати, недавно мы приня­ ли решение о ее увеличении на 3 -4 процента. Ольга ВОСТРИКОВА, студентка ЛГТУ: — Извините, об отмене этого налога и снижении цен я впервые слышу... Павел БОЖКО, пенсионер: — Обложили бы нгшогом, хоть мизерным, наш огромный «чер­ ный рынок» — не пришлось бы говорить о лукавых цифрах. Посмот­ рите, сколько вокруг новых магазинов, домов — казалось бы, жить стали лучше, а цены все равно растут. Николай БУЯНКОВ, заместитель директора федерального государственного унитарного предприятия «Почта России»: — Снижения цен в результате отмены налога с продаж я как потребитель не почувствовал. Да и о каком снижении может идти речь, когда идет инфляция и все вокруг только повышается в цене? Заходишь в магазин, видишь — снова подорожали колбаса, молоко, хлеб. Вот подешевело бы все на 5 процентов, тогда был бы разго­ вор! А пока только говорим, что у нас «подъем». Сергей ЧУРСИН, работник Новолипецкого металлургичес­ кого комбината: — Мало ли чего от отмены этого налога ждали?! Удивительно, что до сих пор подобным «ожиданиям» и «обещаниям» еще кто-то верит! Олег, предприниматель: — На то есть как объективные, так и субъективные причины. Это и переход многих мелких торговых организаций на упрощенную си­ стему налогообложения, и рост цен на энергоносители со всеми вытекающими последствиями. И потом, что я, самому себе враг — снижать цену на товар, когда спрос на него растет? Светлана ПАРАМОНОВА, заместитель директора Централь­ ного продовольственного рынка областного центра: — Торгуют у нас в основном частные предприниматели. Отмена пятипроцентного налога, в отличие от юридических лиц, их насколь­ ко мне известно, не коснулась. Все перешли на «упрощенку», а это, как вы понимаете, на снижение цен повлиять не может. Лидия ДАНИЛОВА, начальник отдела торговли Департа­ мента потребительского рынка администрации области: — Да никто его, практически, не платил, вот и отпала в нем не­ обходимость. Сейчас каждый отдел в магазине зарегистрирован на конкретного предпринимателя и работает по «упрощенке», соответ­ ственно, не платит налога с продаж. В том, что никакого смысла в нем нет, мы убедились и в ходе проведенного специалистами наше­ го Департамента опроса представителей ряда предприятий облас­ ти, который показал, что этот налог действительно никто не платит. Опрос провел Александр БОЧКАРЕВ. ^ Итоги И перспективы С о б р а л и с ь п о сл уш а ть , что о б л а с т ь б у д е т куш ать Как уже сообщалось, на прошедшей неделе состоялось собрание работников пищевой и перерабатывающей промышленности области с подведением итогов минувшего года и определением задач на год текущий. Собрание проходило в ОАО «Липецкмолоко», одном из круп­ нейших подразделений отрасли, являющемся важнейшей состав­ ляющей агропромышленного комплекса области и во многом обеспечивающем ее продоволь­ ственную безопасность. В на­ стоящее время в «Липецкмоло- ко» входит полтора десятка под­ отраслей, объединяющих свыше 60 процентов крупных и сред­ них предприятий, на которых за­ няты 24 тысячи человек. При этом работает пищевая и пере­ рабатывающая промышлен ­ ность достаточно стабильно и эффективно. Как сообщил в сво­ ем докладе председатель коми­ тета пищевой и перерабатыва­ ющей промышленности админи­ страции области Петр Яицкий, в среднем за последние четыре года прирост производимой продукции составил 17 процен­ тов. В минувшем году он дос­ тиг 18 процентов. Производство Же кондитер­ ских изделий при этом увели­ чилось более чем вдвое, саха­ р а— на 58, карамельной патоки — на 37 процентов. Больше, чем в предыдущем году, произведе­ но мяса и субпродуктов, моло­ ка и изделий из него, спирта, безалкогольных напитков, пло­ доовощных консервов. Пищеви­ ки и переработчики, снабжая нас всеми необходимыми про­ дуктами питания, многое отгру­ жают на сторону. Как уже сооб­ щалось, в другие регионы ухо­ дят 20 процентов молокопродук- тов, 80 — сахара, 90 процентов соков, немало продается конди­ терских изделий,крахмалопро- дуктов. В связи с этим характерен такой любопытный факт. В пос­ ледние годы значительно акти­ визировалась ярмарочно-выста­ вочная деятельность. Наиболее яркими и представительными оказались выставки, проведен­ ные под эгидой Минсельхоза и Минэкономики страны, такие как «Золотая осень-2003», «Прод- экспо», «Российские продукты питания», «10 лет Конституции РФ», на презентации Липецкой области в Министерстве иност­ ранных дел. В общей сложнос­ ти предприятия переработки участвовали в 36 ярмарках и вы­ ставках. Значительно улучши­ лась работа мар кетинговы х служб, особенно в «Липецкпи- ве» и на «Росинке», Грязинском пищекомбинате и Лебедянском гормолзаводе. Следует заметить, на собра­ нии прозвучали добрые слова в адрес многих предприятий, до­ бившихся высоких результатов. Среди них Лебедянский ЭКЗ, на долю которого приходится свы­ ше трети всей произведенной в отрасли продукции. На полтора миллиарда ее произвели в мо­ лочной промышленности, на 1,3 млрд, в мясной, на столько же в «Хлебмакаронпроме». В отрас­ ли на 27 процентов увеличилось число рентабельных предприя­ тий. Наиболее весомую прибыль получили мясокомбинат «Дан- ковский» и Чаплыгинский крах­ м ало -паточны й завод , «Ли - конф», «Липецкмолоко», «Ус- мань-табак». В отрасли, было подчеркну­ то на собрании, постоянно уве­ личиваются инвестиции, направ­ ляемые на приобретение ма­ шин, оборудования, транспорт­ ных средств, на строительство, развитие сельского хозяйства. Так, на Лебедянском гормолза­ воде заверш ено сооружение цеха сухого обезжиренного мо­ лока производительностью 2 ,5 тонны в смену, мясокомбинат «Данковский» в развитие произ­ водства вложил 31 млн. рублей, в том числе 17 млн. в приобре­ тение немецкого оборудования. Значительным событием в эко­ номической жизни области ста­ ли пуски крупнейшей в Европе солодовни фирмы «Очаково» в Тербунах, швейцарской линии «Гюллер» по помолу мягкой и твердой пшеницы, в объедине­ нии «Липецкхлебмакаронпром», линии подсолнечного масла торговой марки «Линолина» вы­ сокой степени очистки на Гря- зинском хлебозаводе. Работу нашей пищевой про­ мышленности характеризуют и такие цифры. Во все уровни бюджетов ею внесено ни много ни мало 2 млрд, рублей. Это третий результат после таких ги­ гантов, как НЛМК и «Стинол». И еще; по уровню среднемесячной зарплаты отрасль на втором ме­ сте в области после черной ме­ таллургии. А Лебедянский ЭКЗ даже превосходит металлургов, в то время как «Липецкмолоко» вплотную приблизилось к ним. Что ж, судя по этим резуль­ татам, пищевая и перерабаты­ вающая промышленность рабо­ тает стабильно. Тем не менее на собрании какой-либо эйфо­ рии по этому поводу не наблю­ далось. Шел деловой и взыска­ тельный разговор. Много внимания, к примеру, уделялось неиспользованным резервам, тому, как их привес­ ти в действие. В молочной от­ расли перераспределение сы­ рья на цельномолочную продук­ цию позволяет повысить эффек­ тивность переработки. Из тон­ ны сырья в таком случае выхо­ дит готовой продукции на 7163 рубля, что на 882 рубля боль­ ше, чем в предыдущем году. Предприятия, скорректировав­ шие работу в соответствии с объективными условиями как на рынке сырья, так и на рынке го­ товой продукции, получили при­ быль. А те, кто этого не сделал, Краснинский, к примеру, молза- вод, Чаплыгинский, Данковский, — сработали с убытками. С тревогой на собрании го­ ворилось о нехватке сырья, в том числе молока. Подчеркива­ лось, что реализация продукции при общем объеме переработ­ ки менее 7 тысяч тонн молока в год нерентабельна. Но где взять такое его количество? В про­ шлом году в сельхозпредприя­ тиях области число коров сокра­ тилось на 14 тысяч, и хотя на­ дои существенно возросли, про­ изводство молока упало. Неуди­ вительно, что мощности пере­ работчиков в прошлом году ока­ зались загруженными всего на 36 процентов. Это в целом. А на Данковском молзаводе — всего на 8 процентов. Во многом область выруча­ ют личные подсобные хозяй­ ства, где в минувшем году от каждой коровы удалось закупить по 1027 килограммов молока. Но ведь и в них в прошлом году ко­ ров стало на 2730 меньше. До ­ вольно сложная ситуация скла­ дывается с сырьем на предпри­ ятиях мясоперерабатывающей промышленности. Сокращение поголовья затронуло не только крупный рогатый скот. В облас­ ти, к примеру, осталось всего 182 тысячи свиней, в том числе 100 тысяч на подворьях. Другая проблема — каче­ ство, с которым связано здоро­ вье людей. В прошлом году Цен­ тром стандартизации было со­ ставлено около двухсот прото­ колов, и почти в сорока из них отмечались те или иные несо­ ответствия качеству. При про­ верке винно-водочных изделий эти несоответствия составили 1- 2 процента. Вроде бы немного, но ведь, повторю, речь идет о здоровье людей. Иван ЛЕСНИКОВ. "уБрифинг Школы получат право зарабатывать В понедельник на встрече с журналистами первый заместитель главы администрации Липецка Владимир Полухин рассказал об изменениях в социальной сфере областного центра. Начал замглавы с цифр. В нынешнем году на соцкульт будет направлено 53 процента от всего объема городского бюджета, что почти в 1,5 раза превысит соответствующие затраты прошлого года. Значительную часть своей жизни, с младенчества до зре­ лого возраста, человека воспитывают и учат, начиная от дет­ ского садика и заканчивая вузами, аспирантурами. Й очень важно то, как себя чувствуют в них и воспитатели (препода­ ватели), и воспитанники. Между тем 92 липецких детских дошкольных учреждения сегодня заполнены на 135 процен­ тов. Это объясняется тем, что за последние годы на баланс города были переданы практически все ведомственные детс­ кие сады, за исключением перепрофилированных. Выход из ситуации, по словам Полухина, — в строитель­ стве новых детских садов в новых микрорайонах. В текущем году такое строительство начнется, и через некоторое время детский сад появится на границе 26 и 27 микрорайонов, а ясли —в 24-м, на улице Шубина, завершится строительство детсада в поселке силикатного завода. Хорошей подмогой муниципальным учреждениям послужили бы частные детс­ кие сады, но, увы, пока предприниматели не горят желани­ ем вкладывать деньги в такой бизнес. Городские власти ищут альтернативный выход из сложной ситуации, например не­ полный день пребывания в детском саду. В недавнем опросе за него высказались 11 процентов родителей. В школах — другая проблема. В новых микрорайонах они, в отличие от школ, расположенных в старых, работают в две, а то и в две с половиной смены. Придется в дополне­ ние к имеющимся 77 городским школам строить новые. На возведение одной из них, в 26 микрорайоне, из бюджета уже выделены 40 миллионов рублей. 2004 год Владимир Полухин охарактеризовал как год совершенствования в сфере образования. Директора школ, по его мнению, больше не должны выполнять функцию зав­ хоза, став главными педагогами своих учреждений. Суще­ ственному изменению подвергнется система финансирования. Школам будет придан статус юридического лица с собствен­ ным расчетным счетом. Кроме того, при сохранении бюд­ жетного финансировани они получат возможность более ак­ тивно работать со спонсорами и оказывать населению допол­ нительные платные услуги. Правда, перечень платных услуг не определен, и о спосо­ бах зарабатывания школами денег остается только догады­ ваться. Полухин же в качестве примера назвал платные круж­ ки по интересам. Ряд изменений постигнет и здравоохранение города. Вос­ полнить недостаток коек в больницах должны дневные ста­ ционары. После перепланировки расширится поликлиника № 1, летом будет сдано в эксплуатацию новое помещение 3-й поликлиники, а старое будет реконструировано под малосе­ мейное общежитие для врачей — так мэрия пытается ре­ шить проблему врачебных кадров в областном центре. Ольга БОЧКОВА. ^Ф инансы Банковские карты Сбербанка России удобное и надежное средство расчетов Пластиковые карты в последнее время являются неотъемлемой частью рынка финансовых услуг. Правда, для одних жителей области они действительно стали привычными и незаменимыми при различных расчетах и платежах, а для других же переход на «электронные» деньги пока что вызывает определенные опасения и много вопросов. Некоторые из таких вопросов мы решили задать по просьбе читателей «ЛГ» специалистам отдела пластиковых карт Липецко го отделения ЦЧБ Сбербанка РФ . —Какие виды пластико­ вых карт предлагает сегод­ ня Сбербанк РФ? — Сбербанк сегодня эми­ тирует пластиковые карты трех платежных систем: международные — У18А и ЕигоСаг<1/Ма81;егСаг(1, а так­ же собственные карты систе­ мыАС Сберкарт. Первые две поддерживают множество банков, действующих в Рос­ сии и во всем мире. В том числе и те, которые работа­ ют на территории Липецкой области. Последнюю же пла­ тежную систему использует только Сбербанк. — Есть ли какие-то осо­ бенности и преимущества Сберкарты'перед другими пластиковыми картами? — Преимущество Сбер­ карты в том, что она осна­ щена встроенным микропро­ цессором и таким образом более защищенная в сравне­ нии с другими пластиковы­ ми картами, имеющими маг­ нитную полосу. Операции при помощи Сберкартыв тор­ гово-сервисной сети, где ус­ тановлены терминалы Сбер­ банка, проводятся только с вводом пин-кода. В этом на­ дежность Сберкарты, ее до­ стоинство и преимущество. На сегодня в Липецкой обла­ сти эмитировано 40 000 Сбер­ карт, и еще не зарегистриро­ вано ни одного случая мо­ шеннических операций. И это при том, что через тер­ минальные устройства, уста­ новленные Сбербанком по Липецкой области, проходит 56 процентов объемов опера­ ций, проводимых с исполь­ зованием пластиковых карт. Есть и еще один преиму­ щественный фактор Сберкар­ ты: для сферы торговли ее обслуживание обходится в несколько раз дешевле, чем международная карта. Для предприятий розничной сети расчет покупателей за товар по Сберкарте может выгодно сказаться на расчетах за ин­ кассирование денежной на­ личности. Поэтому и для раз­ работки различных локаль­ ных схем взаимодействия поставщиков и контрагентов, с целью сокращения налич­ ного денежного обращения, в системе оптовой торговли этот банковский продукт не имеет сегодня конкурентов. —Если рынок пластико­ вых карт и дальше будет ди­ намично развиваться, то ка­ ковы перспективы роста эмиссии карт международ­ ных платежных систем в Сбербанке? — Учитывая тот факт, что инфраструктура обслу­ живания международных карт более развита, Сбербанк дополнительно к выпущенно­ му объему Сберкарт проводит эмиссию личных и корпора­ тивных карт, а также осуще­ ствляет реализацию зарплат­ ных проектов с использова­ нием международных карт платежных систем У18А и ЕигоСагс1/Маз1егСаг(1. Ак­ тивную эмиссию банковских карт с магнитной полосой Сбербанк проводит для обес­ печения дополнительного сервиса держателей банков­ ских карт. Ведь карты меж­ дународных платежных сис­ тем выпускаются в большом ассортименте. Кроме того, система обслуживания меж­ дународных карт хорошо раз­ вита как у нас в стране, так и во всем мире. Открытие и обслужива­ ние счетов карт международ­ ных платежных систем мо­ жет осуществляться как в рублях, так и в иностранной валюте. Причем, в какой бы валюте ни был открыт счет вашей карты, в любом слу­ чае вы можете использовать свою карту как для расчетов в торгово-сервисной сети, так и для получения наличных денег в валюте той страны, в которой находитесь. Добавлю также: конвертация денеж­ ных средств на счете вашей карты пройдет по очень вы­ годному курсу. — Получается, что все виды пластиковых карт на рынке финансовых услуг до­ статочно перспективны. А можно рассказать о допол­ нительных услугах, предос­ тавляемых держателям международных карт? — Наиболее востребован­ ными у держателей между­ народных карт Сбербанка в настоящее время считаются такие услуги, как «Мобиль­ ный банк» и выпуск допол­ нительных карт. Услуга «Мо­ бильный банк» дает возмож­ ность клиенту получать ин­ формацию на мобильный те­ лефон в виде 8М8-сообщений обо всех трансакциях, совер­ шенных по карте, выписку о пяти последних операциях и остаток по счету. Дополнительные пласти­ ковые карты применяются клиентами в различных си­ туациях. Например, ими мо­ гут воспользоваться студен­ ты, живущие в других горо­ дах и пользующиеся счетом родителей. Лимит использо­ вания денежных средств по дополнительной карте опре­ деляется владельцем основ­ ной карты. — Сбербанк — крупней­ шее кредитное учреждение, и, наверное, у вас должны быть специальные предло­ жения для определенных слоев населения? —Для различных катего­ рий клиентов у нас есть спе­ циальные карточные продук­ ты. Так, для пенсионеров мы эмитируем карты «Сбербанк- Маез1го Пенсионная». Наши клиенты хорошо знают вклад «Пенсионный-Ь». Так вот эта карта —аналог данного вида вклада, только получать с ее помощью наличные деньги можно в любом банкомате или филиале Сбербанка, обо­ рудованном пунктом выдачи наличными по всей России, а также использовать ее для расчетов в торгово-сервисной сети. Специально для нашей молодежи Сбербанк поддер­ живает эмиссию карты «СбербанкМаез1;го Студенчес­ кая», которая может выда­ ваться студентам бесплатно по принципу «Зарплатного проекта». Использовать ее можно как для перечислений стипендии, так и для попол­ нения счета родными и близ­ кими владельца. Они особен­ но удобны для студентов, получающих образование вдали от дома. —Расскажите, пожалуй­ ста, что такое зарплатный проект и чем он удобен для жителей Липецкой области? — Зарплатный проект — это услуга по перечислению зарплаты сотрудников пред­ приятия на счета банковских карт. Договор на зарплатный проект заключается между банком и предприятием. Со­ трудники при этом ничего не теряют, они приобретают, наоборот, банковские карты, причем на бесплатной осно­ ве. Среализацией зарплатно­ го проекта предприятие из­ бавляется от нескольких про­ блем одновременно: исчезают риски, связанные с доставкой наличных денежных средств на предприятие, экономятся средства на обустройство кас­ совых помещений и содержа­ ние кассиров, а сотрудникам нет необходимости терять рабочее время, стоя в очере­ ди в кассу. Весь процесс вы­ платы зарплаты таким обра­ зом сводится к передаче в банк платежного поручения и списка работников, а все остальное — забота банка. Преимущества такой фор­ мы расчета очевидны и для экономистов, и для руково­ дителя, и для всего коллек­ тива. Руководители предпри­ ятий, которые пользуются системой «Клиент — Сбер­ банк», могут, не выходя из офиса, выплачивать «элект­ ронную» зарплату своим со­ трудникам, а те получать ее. Даже в том случае, если они находятся в другом городе или другой стране, в коман­ дировке или в отпуске. Заме­ тим также, что при условии зарплатного проекта сотруд­ никам предприятия, заклю­ чившего со Сбербанком дого­ вор, пластиковые карты вы­ даются бесплатно. По жела­ нию клиента зарплатный проект может быть реализо­ ван с применением как меж­ дународных карт, так и СБЕРКАРТ или обоих типов карт одновременно — право выбора остается за нашим клиентом. —А если, предположим, клиент опасается получать зарплату в банкоматах улич­ ного типа, то как быть в та­ ких случаях? —Ситуации тут действи­ тельно могут быть разные. Во-первых, безнгшичная фор­ ма расчета в торгово-сервис­ ной сети не получила в на­ шей стране такого широкого развития, как на Западе. Поэтому многие получают пластиковую карточку и сра­ зу же хотят снять с нее все деньги наличными. Это ваша российская привычка, и с этим необходимо считаться. С другой стороны, может быть и так, что держатель карты еще не научился пользоваться банкоматом или действительно не риску­ ет там обслуживаться. Учи­ тывая эти обстоятельства, Сбербанк открыл в своих филиалах пункты выдачи наличных, где можно полу­ чить необходимую сумму в отдельной кабине контроле­ ра. В настоящее время в каж­ дом филиале города Липец­ ка можно получить по Сбер­ карте наличные денежные средства у контролера и в 15 филиалах —по международ­ ным картам. К концу 2004 года число пунктов выдачи наличных по картам между­ народных платежных систем возрастет вдвое. У Сбербан­ ка огромный опыт работы с населением, и с учетом лю­ бой житейской ситуации мы стараемся подобрать своему клиенту подходящую услугу. —А какова сегодня сеть банкоматов Сбербанка в го­ роде Липецке? — Анализ работы банко­ матов Сбербанка'показал, что наибольшей популярностью пользуются уличные банко­ маты с круглосуточным ре­ жимом работы. На начало 2004 года таких банкоматов в городе только три из двад­ цати действующих сегодня на территории Липецкой об­ ласти. В текущем году мы приобретаем еще двенадцать банкоматов. Причем десять из них —для работы в круг­ лосуточном режиме. В ста­ дии подключения сейчас на­ ходятся уличные банкоматы вфилиале№70 по улице Пер­ вомайской, в торговом доме «Сатурн» (районЦентрально­ го рынка), в магазине «Зо­ лушка» по улице Доватора. Уличные банкоматы плани­ руется также разместить и у ДС «Звездный», в новом зда­ нии «Липецкэлектросвязи» (7 микрорайон)и в филиале №38, расположенном напро­ тив автовокзала. —А как широко пласти­ ковый бизнес шагнул в рай­ оны Липецкой области? — Сегодня банковские карты эмитируются и обслу­ живаются Сбербанком в че­ тырех городах Липецкой об­ ласти: Ельце, Данкове, Гря­ зях и Лебедяни. До конца года планируем расширить сеть обслуживания банковс­ ких карт по Липецкой обла­ сти за счет Усмани и Задонс- ка. — Некоторые липчане спрашивают о том, что де­ лать, если деньги в банкома­ те закончились. Как вести себя клиенту в таких случа­ ях? — Банкомат, если и пре­ кращает вдруг работу, то по другим причинам, чаще все­ го техническим. И если бан­ комат не обслуживает, то нужно обратиться в филиал Сбербанка и провести опера­ цию списания денежных средств через пункт выдачи наличными. Кстати говоря, в своих пунктах выдачи на­ личными Сбербанк обслужи­ вает и карты, эмитированные другими банками. Тем и хо­ роши пластиковые карты, эмитированные Сбербанком, что на всей территории Рос­ сии вы с нашей картой буде­ те, как дома, ведь Сбербанк обеспечил стопроцентное присутствие своих учрежде­ ний во всех регионах России. — Какие элементарные меры предосторожности не­ обходимо соблюдать при пользовании банковской картой? — Во первых, запомнить свой пин-код, а если не в со­ стоянии запомнить, то напи­ шите его на бумаге и не хра­ ните пин-код вместе с картой и не сообщайте его посторон­ ним людям, в том числе со­ трудникам банка и кассирам в магазинах. Совершая покупку в ма­ газине либо расплачиваясь по счету в кафе или ресторане, старайтесь, чтобы все опера­ ции с картой производились в поле вашего зрения. Мож­ но, конечно, применить ус­ лугу «Мобильный банк». Важно также не остав­ лять карту в зоне действия сильных электромагнитных полей (телевизоры, монито­ ры, акустические системы, микроволновые печи). Это может привести к размагни­ чиванию карты. Обязательно сохраняйте все чеки из банкоматов и тор­ говых терминалов до получе­ ния и з .банка ежемесячной выписки по счету карты. Это позволит вам проконтролиро­ вать правильность всех рас­ ходных операций. Если ваша карта оказа­ лась захваченной банкома­ том, то на следующий день вы можете получить ее в банке по предъявлении паспорта. При возникновении лю­ бых подозрений на то, что ваш пин-код стал известен посторонним или с вашей карты сняли копию магнит­ ной полосы, сообщите об этом в банк, выдавший кар­ ту, или в службу поддержки Сбербанка России (телефон — (095) 957-55-58). И помните, что банковс­ кая карта —это хоть и элек­ тронный, но все же кошелек, а с кошельком необходимо обращаться бережно и акку­ ратно. Интервью взял Виктор МАНАЕНКОВ. Генер. лицензия ЦБ РФ № 1481 от 12.08.99 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz