Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
14 февраля 2004 г ., № 30 (22158 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^В ы с т а в к а Кухля, щанка, козлюк Эти забытые, а потому кажущиеся диковинными названия носят экспонаты выставки «Покровская керамика», открывшейся в минувшую среду в выставочном зале липецкого Центра декоративно-прикладного искусства. Мастера гончарного дела из старинного подмосковного местечка Покровская Слобода впервые решили познакомить липчан с плодами своего творчества. 150 работ выполнены в духе древне русских народных традиций гончарного дела — чернолощенной керамики. Посуда и утварь, которой пользовались древние русичи, необъяснимо притягивает взгляд. Хочется дотронуться до каждого предмета, подержать в руках кувшин или блюдо — такие они теплые и домашние. Да и названия кажутся не знакомыми лишь поначалу. Вот, например, щанки — два небольших сосуда, скрепленные между собой дужкой. В та ких женщины и дети носили щи и кашу работающему в поле главе семейства. А когда пахарь возвращался домой, то умы вался из рукомоя —сосуда с двумя отверстиями по бокам. В кухле хранили и переносили квас, сбитень. Экспонаты, выполненные тгшантливыми художниками в стиле древних мастеров, переносят зрителя в атмосферу того времени, помогают представить жизненный уклад наших ^ |^ д к о в , как они работали и отдыхали. В декоре простых ^^ .дметов отражалось то, что некогда их окружало — род занятий, образы домашних животных. Изделие в виде ков ша называется «Козлюк», а огромная солонка — «Коза», сосуд для напитков — «Вык». В росписи одной из ваз приме нен эмалевый декор, повествующий о стихиях, которым по клонялись древние язычники... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Все это великолепие в Липецк привез художник-гончар Александр Сысуев, посвятивший себя искусству возрожде ния древнего ремесла. Вот что он рассказал: — Технология древнего народного промысла до недавнего времени считалась безвозвратно утраченной. До тех пор, пока археологи не обнаружили в одном из древних захоронений не сколько сохранившихся сосудов из чернолощенной керамики, некогда широко распространенных по всей Руси. Этим заинте ресовались несколько единомышленников, объединенных ин тересом к возрождению древнего ремесла. В 1991 году мы со здали артель, она работает и по сей день. Мы производим как “традиционную русскую гончарную посуду, так и изделия со временного гончарного дизайна. К слову, все, что выставлено в зале, можно купить. Цены — от 150 рублей до 10 тысяч. Авторство идеи выставки принадлежит знатоку и иссле дователю народных промыслов директору Центра декоратив ного и прикладного искусства, заведующей кафедрой исто рии и теории искусства ЛГПУ, доценту Наталье Прямковой. А доставка экспонатов в Липецк состоялась благодаря го родскому управлению культуры. Ольга БОЧКОВА. 'Юбилей Обыкновенное чудо Одни утверждают, что она милостью Божьей педагог. Дру гие не соглашаются: нет, все-таки журналист. Но наше мне ние твердое и непоколебимое: Елена Сергеевна Митина просто добрая волшебница, поскольку сотворила обыкновенное чудо, которое наверняка было бы не по силам никому, кроме нее, —придумала и создала поразительную детскую газету «Золо той ключик». Есть такой афоризм: сказка учит, когда развле кает, и развлекает, когда учит. Именно этот принцип поло жен в основу «Золотого ключика». Потому-то газета так нра вится детям, да и взрослым, в ком живет память о детстве. «Золотой ключик» Елены Сергеевны удивляет всех. Его с почтением листают знатоки, он получил много почетных на град, грантов, удостаивался лестного внимания как исключи тельное явление в мире периодики на всероссийском уровне. Десять с лишним лет минуло со дня рождения «Золотого ключика». Но готовилась к миссии его редактора Елена Ми тина всю жизнь. Мы помним Лену корреспондентом област ной молодежки. Тогда уже стало очевидно: писать о детях и для детей — ее призвание навсегда. Мы помним, сколь тре петно и радостно делала Лена первые номера своей газеты. Эту радость, эту увлеченность она сохраняет и по сей день. Ей дано видеть в каждом юном авторе талант, а в каждом юном читателе — друга. У Елены Сергеевны юбилей. Мы сердечно поздравляем ее и желаем, чтобы ее увлеченности и энергии хватило еще на многие годы. Здоровья Вам и удачи, коллега! Журналисты «ЛГ». ВАфганистане мы защищали Родину... Так считает кавалер орденов Красной Звезды и Славы Республики Афганистан, председатель регионального отделения Движения «Боевое братство» Валентин СОНИН. 15 февраля, в отличие от 23 февраля, когда всенародно отмечается День защитника Отечества, в российском календаре не красная дата. Тем не менее мало кто не знает, не помнит, что произошло в этот день: из Афганистана был выведен ограниченный контингент советских войск. Полтора десятка лет тому назад необъявленная война, длившаяся девять лет, один месяц и 19 дней, закончилась. Воины- интернационалисты вернулись домой. Прошел испытание Афганом и кавалер орденов Красной Звезды, Славы Республики Афганистан, многих медалей наш земляк Валентин Сонин. С 1986 по 1988 годы он был старшим оперативным сотрудником представительства МВД СССР при МВД ДРА. Ныне Валентин Петрович главный судебный пристав Липецкой области, председатель регионального отделения Движения «Боевое братство». В канун Дня памяти воинов-интернационалистов он встретился с хсурналистом «ЛГ». — Валентин Петрович, словосочетание «воин-ин тернационалист» рождено событиями в Афганистане? — Нет. Вывод оттуда войск практически завершил целую эпоху локальных воо руженных конфликтов на территориях 25 государств мира, начиная с далеких тридцатых, с Испании, где сражались и гибли советские военнослужащие, в том чис ле и липчане. В «горячих точках» мы потеряли около 25 тысяч соотечественников. Из них половину — 13,5 ты сячи — в Афганистане... —Сегодня он снова у всех на слуху. На этот раз там «увязли* США. Афганистан — эпицентр борьбы с меж дународным терроризмом, который за годы «Талиба на», как сказал министр обо роны России Сергей Иванов, свил в этой стране мощней шую инфраструктуру... — Собственно, на рубеже конца 70-х —начала 80-х го дов именно наши воины, ве роятно, первыми оказались лицом к лицу с набиравши ми тогда силу террористами. В Афганистане уже полыха ла гражданская война, подо греваемая силами оппозиции, обосновавшимися в соседнем Пакистане. Мы стали свиде телями борьбы за власть раз личных кланов и группиро вок, стремившихся к насаж дению панисламизма. Они называли это возрождением ислама. Пакистанский прези дент Зия Уль Хак не скры вал: «Это возрождение однаж ды должно будет охватить му сульман, проживающих в Со ветском Союзе». И знаете, он не ошибся. АфгЕшская война переползла в СреднююАзию, потом в Россию — Дагестан, Чечню... Должен сказать, не малые усилия к дестабилиза ции обстановки в Афганиста не в те времена приложили США. — И все-таки, с чего все начиналось? Стоило ли нам «переходить границу у реки»? — В 1979 году в соответ ствии с решением Политбю ро ЦК КПСС на территорию соседнего Афганистана был введен ограниченный кон тингент войск под командо ванием генерал-лейтенанта Тухаринова. Эта акция была ответом на просьбу тогдаш него руководства Афганиста на о помощи на основании со ветско-афганского договора о дружбе, добрососедстве и со трудничестве и соответство вала нормам международно го права. Требовалось также защитить южные рубежи СССР от военно-политичес кой и экономической экспан сии США в этом регионе. Со единенные Штаты в тот мо мент, преследуя свои геопо литические цели, хотели вов лечь Афганистан в антисовет ский блок, превратить его территорию в военный плац дарм Пентагона у южных границ нашей Родины. Относительно «перехода границы у реки» скажу так. Многие считали участие Со ветского Союза в силовом ре шении афганского кризиса трагической ошибкой. Конеч но, больно, что все было так, как было, что пришлось вое вать и терять друзей боевых. Однако сегодня, в условиях активизации международно го терроризма, все более яв ственного американского вли яния не только в Афганиста не, но и в ряде южных рес публик бывшего СССР, окру жения России военными ба зами НАТО по периметру его границ, прежние политичес кие оценки афганских собы тий представляются скоропа лительными. Они нуждаются в пересмотре. И уж тем более следует отдать должное тем, кто выполнил свой солдатс кий долг, проявив самоотвер женность, бесстрашие, патри отизм. Впервые наши войска встретились с афганскими жителями в городе Ташкурга- не. В целом население встре чало нас доброжелательно. Для ввода ста тысяч войск в Афганистан хватило десяти суток. Это продемон стрировало высокие опера тивные способности, искусст во командного состава 40-й армии и буквально ошеломи ло тех, кто противостоял но вому кабульскому режиму. — Наши войска из Аф ганистана ушли. Теперь там наше посольство, которому отведено небольшое двух этажное здание. Зато амери канское занимает ряд об ширных особняков. Амери канцы, судя по всему, зак репляются и обустраивают ся надолго. Между тем до сих пор еще твердят об аг рессии СССР в Афганиста не... — Агрессия — это воен ное нападение. Мы же вошли в Афганистан с миром. Совет ское руководство сделало ра зумный шаг, однако не офор мило ввод войск согласно международным юридичес ким правилам. Если бы тог да мы широко, гласно разъяс нили мировому сообществу, что вводим войска по просьбе законного афганского прави тельства, выполняя договор ные обязательства, и вовсе не намерены покорять или зака балять дружественную стра ну, мы бы избежали многих обвинений. Жаль, что этого не случилось. И другая ошиб ка, когда в самом начале, те ряя бойцов, мы скрывали, что они погибают при выполне нии воинского интернацио нального долга... — Все ли, кроме погиб ших, вернулись с афганской войны? Или до сих пор есть без вести пропавшие? —Скажу о наших земля ках: пропали без вести два липчанина... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. —Что такое Всероссийс кое Движение «Боевое брат ство»? — Всероссийское Движе ние ветеранов локальных войн и военных конфликтов создано в 1997 году. Его пре зидентом избран Герой Совет ского Союза генерал-полков ник Борис Громов, ныне гу бернатор Московской облас ти. Объединились мы, чтобы лучше защищать права и ин тересы ветеранов тех самых локальных войн и конфлик тов, военной службы, их се мьи и семьи погибших воен нослужащих... «Боевое братство» сегод ня —это участники 35 войн и конфликтов на территори ях девятнадцати стран. Это 65 региональных отделений, в том числе липецкое, 29 коллективных участников. В целом Движение служит ин тересам более чем 2,5 мил лиона человек. Оно выступило соучреди телем созданного в Севасто поле в 1998 году Междуна родного союза организаций ветеранов (участников) ло кальных войн и конфликтов «Боевое братство — без гра ниц». В него вошли ветеран ские организации России, Украины, Белоруссии, Мол довы, Азербайджана, Арме нии, Таджикистана, Узбеки стана, Эстонии и Литвы. На лажены связи с организаци ями, в которых состоят уча стники войны в Индокитае из России, США, Вьетнама. — Несколько слов о ли пецком региональном отде лении общероссийского Дви жения. — Оно возникло в 2002 году. В его совете — воины- интернационалисты, участ ники контртеррористической операции на территории Се верного Кавказа. Коллектив ными членами являются Ли пецкая городская организа ция инвалидов войны в Аф ганистане, Липецкое регио нальное отделение инвалидов войны и военной службы «Воинтер». В Долгоруковс ком, Елецком, Тербунском, Чаплыгинском действуют районные отделения. Особо подчеркну: мы хо тим, чтобы память о воинах- интернационалистах не была перечеркнута. В ряде городов и районов области их имена ми названы улицы, скверы, школы. Естественно, не ос таются без внимания семьи погибших. — А каковы планы ва шей организации? — Главное — опять-таки защита интересов и прав на ших членов. 15 февраля в Чаплыгине на центральной площади будет установлен закладной камень. А 9 мая ■на этом месте откроется па мятник ветеранам локаль ных войн и военных конф ликтов. Сейчас председатель чаплыгинского отделения Движения Виктор Тишани- нов хлопочет о пожертвова ниях на это благое дело... 15 февраля ряду ветера нов будут вручены памятные медали, в Липецке на площа ди Героев состоится митинг памяти, в школах пройдут уроки мужества. В этот же день в Кремлевском Дворце съездов откроется выставка рисунков липецких детей на тему афганской войны... — В связи с событиями на СеверномКавказе, навер ное, проблем вашей органи зации прибавляется?.. —Да. Проблем у нас хва тает. Судите сами: 2700 лип чан прошли через Афган, 259 исполняли интернациональ ный долг в других странах, свыше трех тысяч —в Чечне, 72 наших земляка пали в Афганистане, 90 — на Север ном Кавказе. Многие верну лись инвалидами. Семьи оста лись без кормильцев... Поэто му мы ставим вопрос ребром: нужен новый закон, который бы четко прописывал обязан ности государютва перед людь ми, пострадавшими от войны. Существующие законы, в том числе Закон «Оветеранах», не работают в полную силу и не удовлетворяют нас. Знаю, что в Госдуме есть более совершен ные законопроекты. Хотелось бы верить, что депутаты, в том числе от Липецкой области, не останутся безразличными к судьбам защитников Отчизны. Беседовал Владимир ОСИПОВ. (Продолжение темы в «Юрфаке» на 11-й стр.). В четыре глаза Когда каждая зима - последняя Фотограф Николай Ткаченко, изредка появляющийся в редак ции «ЛГ», чтобы удивить чем-ни будь новеньким, на этот раз вста вил в мой компьютер диск с кол лекцией снимков, сделанных им на излете лета — цветы, еще яр кие, но как бы уже пресыщенные жизнью, как бы уже отягощенные ею, чуть-чуть утратившие форму, чуть-чуть подгнивающие, в пред чувствии заморозков. А по ним ползают сонные пчелы, отяжелев шие от холодной росы. Фотографий было много, они были красивы, навевали печаль и мысли о бренности плоти и ми- МОЛ 4 ПНОСТИ красоты. А в конце этогРдекадансного великолепия вдруг, как удар доской по кла виатуре рояля — грузовик, ста ринный, заваленный снегом... — Этого динозавра я снял не давно мимоходом, потом отсор тирую, уж больно страшен. Или смешон? — Коля улыбнулся во просительно и протянул руку, что бы вытащить диск из дисковода. — Постой, Коля, не отсорти ровывай его, оставь мне. Не та кой уж он и динозавр, — попро сил я фотографа. Этот ЗиС-5 я увидел в пер вый раз в марте 1999 года в Ли пецке на Депутатской, тогда Аве- рьяныч только пригнал его под окна своей квартиры после трех лет ремонтно-реанимационных работ в Казинке у тещи во дво ре. Машина увидела свет в трид цатых годах, перенесла войну. после гнила в бурьяне поселка Дачный и вот снова ожила в уме лых руках Виктора Бондаренко. Виктор Аверьянович тогда, про катив меня по Депутатской и проспекту Победы, светясь и ликуя, сказал, по старой шофер ской привычке тюкнув носком ботинка по колесу: — Мы еще полетаем. На море съездим — пляж, пальмы, солн це... В кино, может, пригласят сниматься. И на дачу зисок бу дет бегать как миленький... Вто рая молодость у нас... Глаза у него были, как у влюбленного мальчишки. После не было такого сред ства массовой информации в Ли пецке, что не поведало бы о древней трехтонке. Пенсионер Аверьяныч появлялся то на те леэкране, то на страницах газет со своим выкормышем, страдав шим, к сожалению, неумеренным аппетитом — 30 литров бензина на 100 километров пути при са мом экономном режиме езды. Грузовик немилосердно козлил на ухабах, при этом свирепо бил по задам седоков жестким табу реточным сиденьем, плохо впи сывался в повороты, скрипел и погромыхивал, но он был любим, и ему все прощалось. Ежедневно проезжая по Де путатской с работы и на работу, я обязательно поглядывал, стоит ли это зеленое дощатое и угло ватое чудовище на пятачке воз ле закусочной. Иногда ЗиС про падал на несколько недель, как правило, это было летом. Воз можно, Аверьяныч катался к морю или снимался в кино. Весной и осенью такие отлучки случались реже, а зимой автомобиль плот но становился на прикол. Умирал ли он на это время, или засыпал, уткнувшись мордой жестяного радиатора в сугроб? Мимо катили обтекаемые ла кированные красавцы и красот ки, бесшумные, теплые внутри и сверкающие снаружи, любая из этих машин была быстрее его, а их двигатели — намного эконо мичнее зисовского чугунного ше стицилиндрового сердца. Резо нирует ли оно морозными вече рами в такт вкрадчивым, барха тистым звукам их моторов? Да — если верить законам физики, при условии, что их объемы рав ны или кратны. Нет — если ве рить моему сердцу. Я-то знаю, этот ЗиС умирает окончательно и бесповоротно каждую зиму, и его не способен разбудить шум чужих моторов. Я- то знаю, смерть наступает не только тогда, когда уже не мо жешь шевельнуть ни рукой, ни но гой, смерть наступает, когда ожи вивший тебя человек вдруг ухо дит, оставив тебя на пятачке пе ред закусочной, уходит и не воз вращается. Ты еще можешь вез ти, обгонять, сигналить, срывать ся в занос на поворотах, а он ухо дит и не возвращается. И что тог да тебе шум чьих-то моторов... Аверьяныч, ты вернешься? Александр УЧАЕВ. ФОТО НИКОЛАЯ ТКАЧЕНКО. ^ Слово о мастере В споре с хаосом Нашему земляку, заслуженному художнику России Александру Михайловичу Сорочкину — 65. Известный живописец, чьи работы находятся в музеях России, в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом. Избирался членом правления Липецкой организации Союза художников России, многие годы работал в составе художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских. Участник региональных, всесоюзных, всероссийских, зарубежных выставок. Он сложный, глубокий, интеллектуальный мастер. Его картину, как всякое настоящее произведение искусства, пе ресказать невозможно —получится банальное перечисление. В его творчестве наибольшую роль играют пластическая вы разительность, ассоциативная образность. Потому-то суть его картин куда значительнее мотива. Пространство полотен Сорочкина драматично: там про исходит конфликт двух миров — внутреннего и внешнего. Палитра живописца разнообразна, но побеждают холодные, отстраняющие тона, их отношения балансируют на лезвии бритвы: вот-вот разрушится цельность... Но она каким-то чудом удерживается. Между предметами происходит вечная борьба притяжения и отталкивания. Каждый будто стремит ся быть сам по себе, сам в себе, но какая-то неизбежная цен тростремительная сила не позволяет. От этого напрягаются до предела оболочки предметов — яблоки становятся круг лее круглого, решета подсолнечников болезненно деформи- рую1?ся, а лепестки их так остры, что могут порезать вены. Линии очертаний натянуты, как тетива. Сверхчеткость и рез кость изображения. Так бывает только в безвоздушной сре де. Но она не годится для жизни. Да у Сорочкина в картинах и не ощущается тепло человеческой, человечной повседнев ности. Скорее там —безмолвие одиночества. Такого оглуша ющего в четырех стенах, что нужно без промедления надеть меховую шапку и рывком опустить ее уши, окончательно затянув узел на тесемках, что прочерчены поперек горла («Ав топортрет», 2002). Может, художник излишне драматизирует жизнь? Или искусствовед перехватил через край? Но разве мир и вправ ду не трагичен? Разве он не находится у роковой черты? Разве мы не разобщены, не заблудились в пути? Человеку свойственно больнее всего переживать личные невзгоды. Та ков, в сущности, и художник. Но есть у него одна особен ность — в частном видеть целое, оголенным нервом ощу щать общечеловеческое как свое собственное, интимное... Трудно сказать, в каком жанре Сорочкин сильнее. Он мастер во всем — будь то жанровая картина, натюрморт, будь то портрет, пейзаж, монументальная роспись или мол ниеносный росчерк карандашного наброска. И всегда это но ватор, каждая его вещь — результат творческого открытия. Мне кажется, что иначе он и писать не стал бы. И еще: он не мог бы работать вполсилы. Однажды на этюдах Сорочкин сказал своему молодому коллеге: «Кто ж так пишет, ты даже не вспотел!» Мне посчастливилось видеть, как Александр Михайло вич работает. Он писал пейзажи в Задонске и Лебедяни. Ка кая концентрация сил, какой мощный выплеск энергии! Отсюда и высокое напряжение в любом из его произведений. В отличие от других жанров в пейзаже Сорочкин — ли рик. Но опять'же — с драматическим оттенком. Вряд ли «героями» его полотна могут быть сиюминутные, исчезаю щие состояния, настроения. Скорее у него идет поиск кон станты, метафизической основы. Он находит самую точную пластическую характеристику конкретного места или своего знания о нем. Впрочем, это относится ко-всему, что он пишет, не толь ко к пейзажу, ^ ’еальная натура, безусловно, узнаваемая, выстраивается Сорочкиным в очищенную от случайностей идеальную конструктивную композицию. Это архетипичес кий образ натуры, с ярко выявленной сущностью, освобож денной красотой. Здесь все имеет значение. И огромное небо над проселочной дорогой, пролегающей по низкой плоской земле и уходящей за горизонт, минуя кряжистые, искрив ленные ветрами сосны. И громоздящаяся, мощно вздымаю щаяся холмами и горами земля. И летний сад, по-утреннему влажный и голубой, пробитый сквозь кроны осколками солн ца, что разбросаны повсюду слепящими зеркалами. И ясная логика архитектурного пространства с метким соотношени ем масштабов. Перед зрителем возникают картины-симво лы: среднерусской или южной природы, такого-то города, такого-то сада или времени года. У художника собственное понимание цвета. Живописное решение то вплотную приближается к натуре, то далеко ухо дит от нее, оставаясь убедительным, ибо подчинено единой задаче — созданию образа. Сорочкин может использовать открытый цвет локальными плоскостями, может набирать колорит из множества разноцветных мазков или штрихов, может однородную массу взорвать несколькими, без прома ха, ударами цвета. Художник тяготеет к холодной гамме, сдержанной или звонкой. Он умеет находить новые, неожи данные и странные цветовые отношения, усиливать это со звучие количественными сопоставлениями цвета, безошибоч но найденными. Сорочкин —прекрасный рисовальщик. Если бы он толь ко рисовал, то и тогда о нем можно было бы сказать, что он состоялся как художник. К рисунку он относится легче. В наброске можно покуражиться. Тут экспромт, артистизм в чистом виде —так свободно, лаконично, экспрессивно, с та ким ощущением материала и плоскости листа он рисует. Работы Сорочкина оставляют впечатление чистоты. Что ее порождает? Отточенность мысли и формы, безупречность чувства стиля и вкуса? Или ответственность художника за молвленное слово, добросовестность профессионала? Или ра нимая душа, не принимающая компромиссов? Чистота и красо та искусства Со рочкина — это, на мой взгляд, составная его ф и л о с о ф и и , средство его лич ного противосто яния несовер шенству мира и хаосу. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. ФОТОРЕПРОДУКЦИИ ДЕНИСА НЕЧАЕВА. Александр Сорочкин. Задонск (1955). Холст, масло. Александр Сорочкин. У пруда (1994). Холст, масло.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz