Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

14 февраля 2004 г ., № 30 (22158 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^В ы с т а в к а Кухля, щанка, козлюк Эти забытые, а потому кажущиеся диковинными названия носят экспонаты выставки «Покровская керамика», открывшейся в минувшую среду в выставочном зале липецкого Центра декоративно-прикладного искусства. Мастера гончарного дела из старинного подмосковного местечка Покровская Слобода впервые решили познакомить липчан с плодами своего творчества. 150 работ выполнены в духе древне­ русских народных традиций гончарного дела — чернолощенной керамики. Посуда и утварь, которой пользовались древние русичи, необъяснимо притягивает взгляд. Хочется дотронуться до каждого предмета, подержать в руках кувшин или блюдо — такие они теплые и домашние. Да и названия кажутся не­ знакомыми лишь поначалу. Вот, например, щанки — два небольших сосуда, скрепленные между собой дужкой. В та­ ких женщины и дети носили щи и кашу работающему в поле главе семейства. А когда пахарь возвращался домой, то умы­ вался из рукомоя —сосуда с двумя отверстиями по бокам. В кухле хранили и переносили квас, сбитень. Экспонаты, выполненные тгшантливыми художниками в стиле древних мастеров, переносят зрителя в атмосферу того времени, помогают представить жизненный уклад наших ^ |^ д к о в , как они работали и отдыхали. В декоре простых ^^ .дметов отражалось то, что некогда их окружало — род занятий, образы домашних животных. Изделие в виде ков­ ша называется «Козлюк», а огромная солонка — «Коза», сосуд для напитков — «Вык». В росписи одной из ваз приме­ нен эмалевый декор, повествующий о стихиях, которым по­ клонялись древние язычники... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Все это великолепие в Липецк привез художник-гончар Александр Сысуев, посвятивший себя искусству возрожде­ ния древнего ремесла. Вот что он рассказал: — Технология древнего народного промысла до недавнего времени считалась безвозвратно утраченной. До тех пор, пока археологи не обнаружили в одном из древних захоронений не­ сколько сохранившихся сосудов из чернолощенной керамики, некогда широко распространенных по всей Руси. Этим заинте­ ресовались несколько единомышленников, объединенных ин­ тересом к возрождению древнего ремесла. В 1991 году мы со­ здали артель, она работает и по сей день. Мы производим как “традиционную русскую гончарную посуду, так и изделия со­ временного гончарного дизайна. К слову, все, что выставлено в зале, можно купить. Цены — от 150 рублей до 10 тысяч. Авторство идеи выставки принадлежит знатоку и иссле­ дователю народных промыслов директору Центра декоратив­ ного и прикладного искусства, заведующей кафедрой исто­ рии и теории искусства ЛГПУ, доценту Наталье Прямковой. А доставка экспонатов в Липецк состоялась благодаря го­ родскому управлению культуры. Ольга БОЧКОВА. 'Юбилей Обыкновенное чудо Одни утверждают, что она милостью Божьей педагог. Дру­ гие не соглашаются: нет, все-таки журналист. Но наше мне­ ние твердое и непоколебимое: Елена Сергеевна Митина просто добрая волшебница, поскольку сотворила обыкновенное чудо, которое наверняка было бы не по силам никому, кроме нее, —придумала и создала поразительную детскую газету «Золо­ той ключик». Есть такой афоризм: сказка учит, когда развле­ кает, и развлекает, когда учит. Именно этот принцип поло­ жен в основу «Золотого ключика». Потому-то газета так нра­ вится детям, да и взрослым, в ком живет память о детстве. «Золотой ключик» Елены Сергеевны удивляет всех. Его с почтением листают знатоки, он получил много почетных на­ град, грантов, удостаивался лестного внимания как исключи­ тельное явление в мире периодики на всероссийском уровне. Десять с лишним лет минуло со дня рождения «Золотого ключика». Но готовилась к миссии его редактора Елена Ми­ тина всю жизнь. Мы помним Лену корреспондентом област­ ной молодежки. Тогда уже стало очевидно: писать о детях и для детей — ее призвание навсегда. Мы помним, сколь тре­ петно и радостно делала Лена первые номера своей газеты. Эту радость, эту увлеченность она сохраняет и по сей день. Ей дано видеть в каждом юном авторе талант, а в каждом юном читателе — друга. У Елены Сергеевны юбилей. Мы сердечно поздравляем ее и желаем, чтобы ее увлеченности и энергии хватило еще на многие годы. Здоровья Вам и удачи, коллега! Журналисты «ЛГ». ВАфганистане мы защищали Родину... Так считает кавалер орденов Красной Звезды и Славы Республики Афганистан, председатель регионального отделения Движения «Боевое братство» Валентин СОНИН. 15 февраля, в отличие от 23 февраля, когда всенародно отмечается День защитника Отечества, в российском календаре не красная дата. Тем не менее мало кто не знает, не помнит, что произошло в этот день: из Афганистана был выведен ограниченный контингент советских войск. Полтора десятка лет тому назад необъявленная война, длившаяся девять лет, один месяц и 19 дней, закончилась. Воины- интернационалисты вернулись домой. Прошел испытание Афганом и кавалер орденов Красной Звезды, Славы Республики Афганистан, многих медалей наш земляк Валентин Сонин. С 1986 по 1988 годы он был старшим оперативным сотрудником представительства МВД СССР при МВД ДРА. Ныне Валентин Петрович главный судебный пристав Липецкой области, председатель регионального отделения Движения «Боевое братство». В канун Дня памяти воинов-интернационалистов он встретился с хсурналистом «ЛГ». — Валентин Петрович, словосочетание «воин-ин­ тернационалист» рождено событиями в Афганистане? — Нет. Вывод оттуда войск практически завершил целую эпоху локальных воо­ руженных конфликтов на территориях 25 государств мира, начиная с далеких тридцатых, с Испании, где сражались и гибли советские военнослужащие, в том чис­ ле и липчане. В «горячих точках» мы потеряли около 25 тысяч соотечественников. Из них половину — 13,5 ты­ сячи — в Афганистане... —Сегодня он снова у всех на слуху. На этот раз там «увязли* США. Афганистан — эпицентр борьбы с меж­ дународным терроризмом, который за годы «Талиба­ на», как сказал министр обо­ роны России Сергей Иванов, свил в этой стране мощней­ шую инфраструктуру... — Собственно, на рубеже конца 70-х —начала 80-х го­ дов именно наши воины, ве­ роятно, первыми оказались лицом к лицу с набиравши­ ми тогда силу террористами. В Афганистане уже полыха­ ла гражданская война, подо­ греваемая силами оппозиции, обосновавшимися в соседнем Пакистане. Мы стали свиде­ телями борьбы за власть раз­ личных кланов и группиро­ вок, стремившихся к насаж­ дению панисламизма. Они называли это возрождением ислама. Пакистанский прези­ дент Зия Уль Хак не скры­ вал: «Это возрождение однаж­ ды должно будет охватить му­ сульман, проживающих в Со­ ветском Союзе». И знаете, он не ошибся. АфгЕшская война переползла в СреднююАзию, потом в Россию — Дагестан, Чечню... Должен сказать, не­ малые усилия к дестабилиза­ ции обстановки в Афганиста­ не в те времена приложили США. — И все-таки, с чего все начиналось? Стоило ли нам «переходить границу у реки»? — В 1979 году в соответ­ ствии с решением Политбю­ ро ЦК КПСС на территорию соседнего Афганистана был введен ограниченный кон­ тингент войск под командо­ ванием генерал-лейтенанта Тухаринова. Эта акция была ответом на просьбу тогдаш­ него руководства Афганиста­ на о помощи на основании со­ ветско-афганского договора о дружбе, добрососедстве и со­ трудничестве и соответство­ вала нормам международно­ го права. Требовалось также защитить южные рубежи СССР от военно-политичес­ кой и экономической экспан­ сии США в этом регионе. Со­ единенные Штаты в тот мо­ мент, преследуя свои геопо­ литические цели, хотели вов­ лечь Афганистан в антисовет­ ский блок, превратить его территорию в военный плац­ дарм Пентагона у южных границ нашей Родины. Относительно «перехода границы у реки» скажу так. Многие считали участие Со­ ветского Союза в силовом ре­ шении афганского кризиса трагической ошибкой. Конеч­ но, больно, что все было так, как было, что пришлось вое­ вать и терять друзей боевых. Однако сегодня, в условиях активизации международно­ го терроризма, все более яв­ ственного американского вли­ яния не только в Афганиста­ не, но и в ряде южных рес­ публик бывшего СССР, окру­ жения России военными ба­ зами НАТО по периметру его границ, прежние политичес­ кие оценки афганских собы­ тий представляются скоропа­ лительными. Они нуждаются в пересмотре. И уж тем более следует отдать должное тем, кто выполнил свой солдатс­ кий долг, проявив самоотвер­ женность, бесстрашие, патри­ отизм. Впервые наши войска встретились с афганскими жителями в городе Ташкурга- не. В целом население встре­ чало нас доброжелательно. Для ввода ста тысяч войск в Афганистан хватило десяти суток. Это продемон­ стрировало высокие опера­ тивные способности, искусст­ во командного состава 40-й армии и буквально ошеломи­ ло тех, кто противостоял но­ вому кабульскому режиму. — Наши войска из Аф­ ганистана ушли. Теперь там наше посольство, которому отведено небольшое двух­ этажное здание. Зато амери­ канское занимает ряд об­ ширных особняков. Амери­ канцы, судя по всему, зак­ репляются и обустраивают­ ся надолго. Между тем до сих пор еще твердят об аг­ рессии СССР в Афганиста­ не... — Агрессия — это воен­ ное нападение. Мы же вошли в Афганистан с миром. Совет­ ское руководство сделало ра­ зумный шаг, однако не офор­ мило ввод войск согласно международным юридичес­ ким правилам. Если бы тог­ да мы широко, гласно разъяс­ нили мировому сообществу, что вводим войска по просьбе законного афганского прави­ тельства, выполняя договор­ ные обязательства, и вовсе не намерены покорять или зака­ балять дружественную стра­ ну, мы бы избежали многих обвинений. Жаль, что этого не случилось. И другая ошиб­ ка, когда в самом начале, те­ ряя бойцов, мы скрывали, что они погибают при выполне­ нии воинского интернацио­ нального долга... — Все ли, кроме погиб­ ших, вернулись с афганской войны? Или до сих пор есть без вести пропавшие? —Скажу о наших земля­ ках: пропали без вести два липчанина... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. —Что такое Всероссийс­ кое Движение «Боевое брат­ ство»? — Всероссийское Движе­ ние ветеранов локальных войн и военных конфликтов создано в 1997 году. Его пре­ зидентом избран Герой Совет­ ского Союза генерал-полков­ ник Борис Громов, ныне гу­ бернатор Московской облас­ ти. Объединились мы, чтобы лучше защищать права и ин­ тересы ветеранов тех самых локальных войн и конфлик­ тов, военной службы, их се­ мьи и семьи погибших воен­ нослужащих... «Боевое братство» сегод­ ня —это участники 35 войн и конфликтов на территори­ ях девятнадцати стран. Это 65 региональных отделений, в том числе липецкое, 29 коллективных участников. В целом Движение служит ин­ тересам более чем 2,5 мил­ лиона человек. Оно выступило соучреди­ телем созданного в Севасто­ поле в 1998 году Междуна­ родного союза организаций ветеранов (участников) ло­ кальных войн и конфликтов «Боевое братство — без гра­ ниц». В него вошли ветеран­ ские организации России, Украины, Белоруссии, Мол­ довы, Азербайджана, Арме­ нии, Таджикистана, Узбеки­ стана, Эстонии и Литвы. На­ лажены связи с организаци­ ями, в которых состоят уча­ стники войны в Индокитае из России, США, Вьетнама. — Несколько слов о ли­ пецком региональном отде­ лении общероссийского Дви­ жения. — Оно возникло в 2002 году. В его совете — воины- интернационалисты, участ­ ники контртеррористической операции на территории Се­ верного Кавказа. Коллектив­ ными членами являются Ли­ пецкая городская организа­ ция инвалидов войны в Аф­ ганистане, Липецкое регио­ нальное отделение инвалидов войны и военной службы «Воинтер». В Долгоруковс­ ком, Елецком, Тербунском, Чаплыгинском действуют районные отделения. Особо подчеркну: мы хо­ тим, чтобы память о воинах- интернационалистах не была перечеркнута. В ряде городов и районов области их имена­ ми названы улицы, скверы, школы. Естественно, не ос­ таются без внимания семьи погибших. — А каковы планы ва­ шей организации? — Главное — опять-таки защита интересов и прав на­ ших членов. 15 февраля в Чаплыгине на центральной площади будет установлен закладной камень. А 9 мая ■на этом месте откроется па­ мятник ветеранам локаль­ ных войн и военных конф­ ликтов. Сейчас председатель чаплыгинского отделения Движения Виктор Тишани- нов хлопочет о пожертвова­ ниях на это благое дело... 15 февраля ряду ветера­ нов будут вручены памятные медали, в Липецке на площа­ ди Героев состоится митинг памяти, в школах пройдут уроки мужества. В этот же день в Кремлевском Дворце съездов откроется выставка рисунков липецких детей на тему афганской войны... — В связи с событиями на СеверномКавказе, навер­ ное, проблем вашей органи­ зации прибавляется?.. —Да. Проблем у нас хва­ тает. Судите сами: 2700 лип­ чан прошли через Афган, 259 исполняли интернациональ­ ный долг в других странах, свыше трех тысяч —в Чечне, 72 наших земляка пали в Афганистане, 90 — на Север­ ном Кавказе. Многие верну­ лись инвалидами. Семьи оста­ лись без кормильцев... Поэто­ му мы ставим вопрос ребром: нужен новый закон, который бы четко прописывал обязан­ ности государютва перед людь­ ми, пострадавшими от войны. Существующие законы, в том числе Закон «Оветеранах», не работают в полную силу и не удовлетворяют нас. Знаю, что в Госдуме есть более совершен­ ные законопроекты. Хотелось бы верить, что депутаты, в том числе от Липецкой области, не останутся безразличными к судьбам защитников Отчизны. Беседовал Владимир ОСИПОВ. (Продолжение темы в «Юрфаке» на 11-й стр.). В четыре глаза Когда каждая зима - последняя Фотограф Николай Ткаченко, изредка появляющийся в редак­ ции «ЛГ», чтобы удивить чем-ни­ будь новеньким, на этот раз вста­ вил в мой компьютер диск с кол­ лекцией снимков, сделанных им на излете лета — цветы, еще яр­ кие, но как бы уже пресыщенные жизнью, как бы уже отягощенные ею, чуть-чуть утратившие форму, чуть-чуть подгнивающие, в пред­ чувствии заморозков. А по ним ползают сонные пчелы, отяжелев­ шие от холодной росы. Фотографий было много, они были красивы, навевали печаль и мысли о бренности плоти и ми- МОЛ 4 ПНОСТИ красоты. А в конце этогРдекадансного великолепия вдруг, как удар доской по кла­ виатуре рояля — грузовик, ста­ ринный, заваленный снегом... — Этого динозавра я снял не­ давно мимоходом, потом отсор­ тирую, уж больно страшен. Или смешон? — Коля улыбнулся во­ просительно и протянул руку, что­ бы вытащить диск из дисковода. — Постой, Коля, не отсорти­ ровывай его, оставь мне. Не та­ кой уж он и динозавр, — попро­ сил я фотографа. Этот ЗиС-5 я увидел в пер­ вый раз в марте 1999 года в Ли­ пецке на Депутатской, тогда Аве- рьяныч только пригнал его под окна своей квартиры после трех лет ремонтно-реанимационных работ в Казинке у тещи во дво­ ре. Машина увидела свет в трид­ цатых годах, перенесла войну. после гнила в бурьяне поселка Дачный и вот снова ожила в уме­ лых руках Виктора Бондаренко. Виктор Аверьянович тогда, про­ катив меня по Депутатской и проспекту Победы, светясь и ликуя, сказал, по старой шофер­ ской привычке тюкнув носком ботинка по колесу: — Мы еще полетаем. На море съездим — пляж, пальмы, солн­ це... В кино, может, пригласят сниматься. И на дачу зисок бу­ дет бегать как миленький... Вто­ рая молодость у нас... Глаза у него были, как у влюбленного мальчишки. После не было такого сред­ ства массовой информации в Ли­ пецке, что не поведало бы о древней трехтонке. Пенсионер Аверьяныч появлялся то на те­ леэкране, то на страницах газет со своим выкормышем, страдав­ шим, к сожалению, неумеренным аппетитом — 30 литров бензина на 100 километров пути при са­ мом экономном режиме езды. Грузовик немилосердно козлил на ухабах, при этом свирепо бил по задам седоков жестким табу­ реточным сиденьем, плохо впи­ сывался в повороты, скрипел и погромыхивал, но он был любим, и ему все прощалось. Ежедневно проезжая по Де­ путатской с работы и на работу, я обязательно поглядывал, стоит ли это зеленое дощатое и угло­ ватое чудовище на пятачке воз­ ле закусочной. Иногда ЗиС про­ падал на несколько недель, как правило, это было летом. Воз­ можно, Аверьяныч катался к морю или снимался в кино. Весной и осенью такие отлучки случались реже, а зимой автомобиль плот­ но становился на прикол. Умирал ли он на это время, или засыпал, уткнувшись мордой жестяного радиатора в сугроб? Мимо катили обтекаемые ла­ кированные красавцы и красот­ ки, бесшумные, теплые внутри и сверкающие снаружи, любая из этих машин была быстрее его, а их двигатели — намного эконо­ мичнее зисовского чугунного ше­ стицилиндрового сердца. Резо­ нирует ли оно морозными вече­ рами в такт вкрадчивым, барха­ тистым звукам их моторов? Да — если верить законам физики, при условии, что их объемы рав­ ны или кратны. Нет — если ве­ рить моему сердцу. Я-то знаю, этот ЗиС умирает окончательно и бесповоротно каждую зиму, и его не способен разбудить шум чужих моторов. Я- то знаю, смерть наступает не только тогда, когда уже не мо­ жешь шевельнуть ни рукой, ни но­ гой, смерть наступает, когда ожи­ вивший тебя человек вдруг ухо­ дит, оставив тебя на пятачке пе­ ред закусочной, уходит и не воз­ вращается. Ты еще можешь вез­ ти, обгонять, сигналить, срывать­ ся в занос на поворотах, а он ухо­ дит и не возвращается. И что тог­ да тебе шум чьих-то моторов... Аверьяныч, ты вернешься? Александр УЧАЕВ. ФОТО НИКОЛАЯ ТКАЧЕНКО. ^ Слово о мастере В споре с хаосом Нашему земляку, заслуженному художнику России Александру Михайловичу Сорочкину — 65. Известный живописец, чьи работы находятся в музеях России, в частных коллекциях у нас в стране и за рубежом. Избирался членом правления Липецкой организации Союза художников России, многие годы работал в составе художественного совета Липецких художественно-производственных мастерских. Участник региональных, всесоюзных, всероссийских, зарубежных выставок. Он сложный, глубокий, интеллектуальный мастер. Его картину, как всякое настоящее произведение искусства, пе­ ресказать невозможно —получится банальное перечисление. В его творчестве наибольшую роль играют пластическая вы­ разительность, ассоциативная образность. Потому-то суть его картин куда значительнее мотива. Пространство полотен Сорочкина драматично: там про­ исходит конфликт двух миров — внутреннего и внешнего. Палитра живописца разнообразна, но побеждают холодные, отстраняющие тона, их отношения балансируют на лезвии бритвы: вот-вот разрушится цельность... Но она каким-то чудом удерживается. Между предметами происходит вечная борьба притяжения и отталкивания. Каждый будто стремит­ ся быть сам по себе, сам в себе, но какая-то неизбежная цен­ тростремительная сила не позволяет. От этого напрягаются до предела оболочки предметов — яблоки становятся круг­ лее круглого, решета подсолнечников болезненно деформи- рую1?ся, а лепестки их так остры, что могут порезать вены. Линии очертаний натянуты, как тетива. Сверхчеткость и рез­ кость изображения. Так бывает только в безвоздушной сре­ де. Но она не годится для жизни. Да у Сорочкина в картинах и не ощущается тепло человеческой, человечной повседнев­ ности. Скорее там —безмолвие одиночества. Такого оглуша­ ющего в четырех стенах, что нужно без промедления надеть меховую шапку и рывком опустить ее уши, окончательно затянув узел на тесемках, что прочерчены поперек горла («Ав­ топортрет», 2002). Может, художник излишне драматизирует жизнь? Или искусствовед перехватил через край? Но разве мир и вправ­ ду не трагичен? Разве он не находится у роковой черты? Разве мы не разобщены, не заблудились в пути? Человеку свойственно больнее всего переживать личные невзгоды. Та­ ков, в сущности, и художник. Но есть у него одна особен­ ность — в частном видеть целое, оголенным нервом ощу­ щать общечеловеческое как свое собственное, интимное... Трудно сказать, в каком жанре Сорочкин сильнее. Он мастер во всем — будь то жанровая картина, натюрморт, будь то портрет, пейзаж, монументальная роспись или мол­ ниеносный росчерк карандашного наброска. И всегда это но­ ватор, каждая его вещь — результат творческого открытия. Мне кажется, что иначе он и писать не стал бы. И еще: он не мог бы работать вполсилы. Однажды на этюдах Сорочкин сказал своему молодому коллеге: «Кто ж так пишет, ты даже не вспотел!» Мне посчастливилось видеть, как Александр Михайло­ вич работает. Он писал пейзажи в Задонске и Лебедяни. Ка­ кая концентрация сил, какой мощный выплеск энергии! Отсюда и высокое напряжение в любом из его произведений. В отличие от других жанров в пейзаже Сорочкин — ли­ рик. Но опять'же — с драматическим оттенком. Вряд ли «героями» его полотна могут быть сиюминутные, исчезаю­ щие состояния, настроения. Скорее у него идет поиск кон­ станты, метафизической основы. Он находит самую точную пластическую характеристику конкретного места или своего знания о нем. Впрочем, это относится ко-всему, что он пишет, не толь­ ко к пейзажу, ^ ’еальная натура, безусловно, узнаваемая, выстраивается Сорочкиным в очищенную от случайностей идеальную конструктивную композицию. Это архетипичес­ кий образ натуры, с ярко выявленной сущностью, освобож­ денной красотой. Здесь все имеет значение. И огромное небо над проселочной дорогой, пролегающей по низкой плоской земле и уходящей за горизонт, минуя кряжистые, искрив­ ленные ветрами сосны. И громоздящаяся, мощно вздымаю­ щаяся холмами и горами земля. И летний сад, по-утреннему влажный и голубой, пробитый сквозь кроны осколками солн­ ца, что разбросаны повсюду слепящими зеркалами. И ясная логика архитектурного пространства с метким соотношени­ ем масштабов. Перед зрителем возникают картины-симво­ лы: среднерусской или южной природы, такого-то города, такого-то сада или времени года. У художника собственное понимание цвета. Живописное решение то вплотную приближается к натуре, то далеко ухо­ дит от нее, оставаясь убедительным, ибо подчинено единой задаче — созданию образа. Сорочкин может использовать открытый цвет локальными плоскостями, может набирать колорит из множества разноцветных мазков или штрихов, может однородную массу взорвать несколькими, без прома­ ха, ударами цвета. Художник тяготеет к холодной гамме, сдержанной или звонкой. Он умеет находить новые, неожи­ данные и странные цветовые отношения, усиливать это со­ звучие количественными сопоставлениями цвета, безошибоч­ но найденными. Сорочкин —прекрасный рисовальщик. Если бы он толь­ ко рисовал, то и тогда о нем можно было бы сказать, что он состоялся как художник. К рисунку он относится легче. В наброске можно покуражиться. Тут экспромт, артистизм в чистом виде —так свободно, лаконично, экспрессивно, с та­ ким ощущением материала и плоскости листа он рисует. Работы Сорочкина оставляют впечатление чистоты. Что ее порождает? Отточенность мысли и формы, безупречность чувства стиля и вкуса? Или ответственность художника за молвленное слово, добросовестность профессионала? Или ра­ нимая душа, не принимающая компромиссов? Чистота и красо­ та искусства Со­ рочкина — это, на мой взгляд, составная его ф и л о с о ф и и , средство его лич­ ного противосто­ яния несовер­ шенству мира и хаосу. Татьяна НЕЧАЕВА, искусствовед. ФОТОРЕПРОДУКЦИИ ДЕНИСА НЕЧАЕВА. Александр Сорочкин. Задонск (1955). Холст, масло. Александр Сорочкин. У пруда (1994). Холст, масло.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz