Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
14 февраля 2004 г ., № 30 (22158 ) ЛИПЕЦКАЯ газета А Л О Г О В Ы Й Щ И За № 7 1 Выпуск подготовлен пресс-службой управленияМНС РФ по Липецкой области Ю п р о с Составляющиеуспеха- компетентность ивзаимопонимание в декабре прошлого года областное налоговое управление попросило липчан высказать свои мнения и предложения относительно качества консультаций и культуры обслуживания граждан в налоговых инспекциях областного центра. В анкетировании приняли участие 192 налогоплательщика от 18 до 62 лет с высшим, средним и средне-специальным образованием. Среди опрошенных оказалось 79 физических лиц, 113 человек представляли юридические лица. Опрос показал, что несмотря на отдельные жалобы на грубость и недостаточную компетентность некоторых сотруд ников, подавляющее большинство налогоплательщиков (92 процента) удовлетворены качеством консультаций. У налогоплательщиков появились понимание и сочув ствие к работникам налоговых органов. К примеру, на воп рос: «Если бы в инспекции была книга жалоб и предложе ний, что вы туда написали бы?» последовали такие вариан ты ответов: работа налоговых инспекторов меня устраивает, но я недовольна налоговой системой РФ; благодарен за по нимание и компетентность сотрудников, нужно создать нор мальные условия для работников налоговой инспекции; по желания терпения и хорошей зарплаты налоговым инспек торам; поощрить премией инспектора-консультанта; снабдить работников современной техникой. Самое большое неудобство не связано с самой консуль тацией — это долгое ожидание в очереди (91 процент). Среди менее важных неудобств названы такие: слишком жарко или холодно в помещении (30 процентов), ведут при ем сразу несколько специалистов (21 процент). Получать разъяснения по интересующему вопросу- боль- щинство предпочитает не по телефону и не по письменному запросу, а непосредственно на приеме в налоговой инспек ции (72 процента). И это несмотря на длинные очереди... Мнм-ие высказывали пожелание, чтобы их консульти ровал один и тот же участковый инспектор (74 процента), в основном это физические лица. Юридические лица разде лились в ответе на этот вопрос почти поровну с небольшим преимуществом в пользу консультаций одного и того же инспектора (24 процента против 21 процента респондентов). От инспектора ждут глубокого, всестороннего знания и по нимания налогового законодательства, терпения и добро желательного отношения к посетителям. Этот вывод подтверждают результаты’одного из заданий анкеты, где предлагалось расположить в порядке убыва ния список личностных свойств налогового инспектора, от самых важных до наименее значимых. Получилось, что на логовый инспектор должен быть, прежде всего, компетент ным в вопросах налогообложения, затем опытным и веж ливым. Четвертую позицию в этом списке заняла добро желательность. К менее значимым были отнесены такие свойства, как трудолюбие, добросовестность, способность к эмпатии (пониманию людей), коммуникабельность и поря дочность. Наименее важно для инспектора, как считают налогоплательщики, быть стрессоустойчивым и обладать чувством юмора. На вопрос о способе представления налоговых деклара ций, 52 процента опрашиваемых ответили, что предпочита ют бумажные носители, а остальным удобнее представлять налоговые декларации в электронном виде. Причем если юридические лица разделились в этом вопросе поровну, то для предпринимателей пока предпочтительнее представлять отчетность на бумажных носителях. Однако ряд физичес ких лиц подчеркнули, что налоговую декларацию и другие виды отчетности целесообразно представлять в налоговую инспекцию на магнитных носителях. Поэтому есть надежда, что обязательный переход на сда чу отчетности по телекоммуникационным каналам связи будет менее болезненным. Уровень информированности об изменениях в налоговой системе у людей недостаточно высок. Основные источники новшеств —центральные журнгшы (44 процента), централь ные газеты (39 процентов) и центральное телевидение (36 процентов). Сайтом Министерства по налогам и сборам Рос сии в сети Интернет пользуется всего 23 процента опрошен ных. А жаль, ведь он очень удобен и располагает большой базой необходимой и, главное, оперативной информации. В марте 2002 года сайт удостоен Национальной интернет-пре мии Российской академии интернета, а с нового года он мо дернизирован и стал более удобным для пользования. Изменения и разъяснения по налоговой тематике в Ли пецкой области налогоплательщики в основном узнают из стендов в инспекциях (47 процентов), на семинарах (36 процентов), индивидуально консультируются на приеме в инспекции (32 процента), из местных газет (31 процент), используют правовую систему «Консультант Плюс* (28 про центов). Интересен тот факт, что в коммерческие фирмы для платных консультаций по вопросам налогообложения обращаются лишь 6 процентов опрошенных. Значит, не смотря на недостатки приема в инспекции, многие стре мятся получить консультацию именно здесь или на семи наре. Анализ анкет послужит основой работы налоговых органов области над созданием более благоприятной атмос феры в инспекциях, укреплением взаимопонимания меж ду налогоплательщиком и налоговым инспектором. Анна МУРАШКИНА. урок на будущее Иэтотоже надознать Готовясь ко взрослой жизни, дети должны много му научиться. В том числе, как зарабатывать деньги и правильно их тратить. А что бы будущие мамы и папы смогли правильно рассчитать семейный бюджет, им надо знать, какие придется пла тить налоги. Именно об этом рассказы вала учащимся начальных классов задонской средней школы № 1 старший госу дарственный налоговый инс пектор Межрайонной ИМНС России № 3 по Липецкой об ласти Елена Александровна Коростылева. На снимке: будущие на логоплательщики слушают инспектора с большим вни манием. ФОТО ГЕННАДИЯ ЛУКИНА. 'Малый бизнес Бремяплатежейснижается законопослушностьрастет в последние годы много внимания в нашей стране уделяется развитию предпринимательства. Сколько за это время появилось предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей области и в каком объеме платят они налоги? Об этом беседа с заместителем руководителя Управления МНС России по Липецкой области Натальей ВЫСОЧКИНОЙ. —В нашей области сегод ня насчитывается более 47 с половиной тысяч индивиду альных предпринимателей, и их количество ежегодно уве личивается на 2—3 тысячи. Если говорить о структуре ин дивидуального предпринима тельства, то большинство — 81 процент — ведут торгово- закупочные операции, осталь ные заняты в сфере бытового и коммунального обслужива ния. Торговля и общественное питание являются самой по пулярной сферой деятельно сти и малых предприятий. В областном центре и в районах открывается все больше раз личных магазинов и магазин чиков, ресторанов, кафе. Чис ло организаций малого биз неса в нашей области за про шлый год выросло на 1 тыся чу 118 и достигло 7 тысяч. Такой стабильный рост предпринимательства на про тяжении нескольких лет пря мым образом связан с прово димой государством, а также местными органами власти политикой по снижению на логовой нагрузки на малый бизнес. —Наталья Ивановна, вы говорите о снижении налого вого бремени, которое стиму лирует развитие предприни мательства. Но наши бизнес мены по-прежнему жалуют ся на то, что налоги совсем задавили, становится невы годно заниматься своим де лом... — Согласитесь, если это действительно так, то мы дол жны констатировать не рост предпринимательства в обла сти, а его спад. Что касается налоговой нагрузки, давайте разберемся конкретно. С начала прошлого года для субъектов малого пред принимательства введены специальные налоговые ре жимы, что существенно сни зило налоговую нагрузку. На одно среднестатистическое малое предприятие она сни зилась на 13%. Наиболее привлекательна упрощенная система налого обложения, введенная с на чала прошлого года. Если в условиях старого законода тельства по упрощенной сис теме предприятие за 9 меся цев уплатило 66 тысяч руб лей налога, то в условиях действия главы 26 Налого вого кодекса — всего 27,5 тысячи, или в 2,4 раза мень ше. Число плательщиков, применяющих эту систему и единый налог по виду дея тельности, увеличилось в два раза, а работающих на обыч ной системе налогообложе ния снизилось на 8 процен тов. Резко возросло число предприятий, применяющих с 2003 года упрощенную сис тему не только в Липецке и Ельце, но и в таких районах, как Данковский, Добринс- кий. Задонский, Елецкий. Даже в таком сельском райо не, каким является Хлевенс- кий, в прошлом году работа ло по новой системе 10 пред приятий. С начала года еще 586 организаций заявили о своем желании перейти на упрощенную систему налого обложения. Всего в 2003 году в терри ториальный бюджет поступи ло 48,6 миллиона рублей единого налога по упрощен ной системе налогообложе ния, что составило 80 про центов к уровню 2002 года. — Вы говорите о малых предприятиях. А как меня ется налоговая нагрузка на индивидуальных предприни мателей? — Цифры налоговых по ступлений свидетельствуют и о снижении налогового бреме ни на индивидуальных пред принимателей. За прошлый год от них в общей сложнос ти поступило 128 миллионов рублей налогов. В 2002 году эта сумма была больше на 11 с лишним миллионов, и при чем, заметьте, при увеличении числа предпринимателей. Наиболее выгодно для предпринимателей примене ние единого надога на вменен ный доход. При росте числа плательщиков в 2 раза нало говая нагрузка на одного пла тельщика этой системы нало гообложения снизилась на 40 процентов за счет умень шения в 2 раза ставки налога и новых, более низких, раз меров базовой доходности. Давайте рассмотрим наи более распространенный вид предпринимательства —тор говлю. Для торгующих на Петровском рынке базовая доходность в месяц составляет 6000 рублей. В Липецке при нят понижающий коэффици ент 0,54, уменьшающий вме ненный доход до 3 тысяч 240 рублей. И вот с этой суммы необходимо заплатить 15 про центов налога, т.е. 486 руб лей в месяц. Но это — не окончатель ная сумма. Предъявив кви танцию об уплате страховых взносов на пенсионное стра хование, налогоплательщик получает право на возврат этой суммы, составляющей 150 рублей. И в итоге он пла тит в месяц 336 рублей нало га. В тех населенных пунктах области, где приняты другие понижающие коэффициенты, сумма может быть еще ниже. Но если единый налог на вме ненный доход составит менее 300 рублей, то возврат стра ховых взносов на обязатель ное пенсионное страхование будет сделан не в полном раз мере, так как он не должен по закону уменьшать сумму налога более чем на 50 про центов. Размер единого налога на вмененный доход —не такая уж большая сумма для пред принимателя. Даже начина ющий учитель, получая 3000 рублей, ежемесячно платит подоходный налог в размере 360 рублей. Надо еще принять во вни мание, что базовая доходность —величина условная, усред ненная. Если товар ходовой, и предприниматель хорошо ведет свое дело, то выручка может быть значительно больше. А с суммы, превыша ющей вмененный доход, на лог не платится. —Наталья Ивановна, все ли предприниматели платят налоги? — К сожалению, несмот ря на снижение налоговой нагрузки на представителей малого бизнеса, не все нало гоплательщики добросовест но платят налоги. За про шлый год проведено 1713 проверок, в 274 из них уста новлены нарушения налого вого законодательства. Прав да, если вспомнить наши про верки, проходившие 3—4 года назад, то тогда нарушений было еще больше. Если в про шлом году у каждого шесто го проверяемого выявлены нарушения, то в конце 90-х годов они были у каждого четвертого. И хотя законопос лушность наших предприни мателей растет, в прошлом году за несоблюдение налого вого законодательства допол нительно начислено 4 милли она 800 тысяч рублей. Три миллиона из них уже взыс кано в бюджет. Проверки мы проводим постоянно, и поэто му лучше соблюдать законо дательство. Новое в регистрации предпринимателей На протяжении последних полутора лет, с 1 июля 2002 года, налоговые органы страны проходили своеобразный экзамен, выполняя не свойственную им функцию — государственную регистрацию юридических лиц. И теперь уже можно сказать: он выдержан успешно. В России впервые сформирован ресурс, гигантским достижением которого являются открытость и доступность. В частности, в нашей области информацию о государственной регистрации юридических лиц можно получить, зайдя в V Интернет на сайт Управления МНС России по Липецкой области (нпт.Пре18к:ги/-утждп!). Сегодня на учете в налоговых органах Липецкой области состо ят более 16 тысяч организаций и чуть более 800 тысяч физических лиц. Количество организаций и прюдприятий выросло за год на 12 Й , при этом на учет поставлено 1750, снято — 521. Прирост нало гоплательщиков — физических лиц составил за год более 26 ты сяч человек. Сведения, внесенные в еди ный государственный реестр юри дических лиц (ЕГРЮЛ), направля ются в ряд ведомств, среди них Липецкое региональное Управле ние Министерства по антимоно польной политике и поддержке предпринимательства (МАП) Рос сии, УВД Липецкой области, адми нистрация Липецкой области и другие. В течение 2(Х)3 года ликвиди ровано свыше 300 организаций и предприятий, не представивших о себе сведений в установленные законом сроки, в стадии ликвида ции находится еще около двух ты сяч организаций. Во втором полу годии налоговые органы совмест но с Управлением внутренних дел приступили к формированию Справочника недействительных паспортов. Таким образом, вся ин формация, поступающая в налого вые инспекции при государствен ной регистрации или постановке на учет налогоплательщиков, со держащая паспортные данные, проверяется органами внутренних дел на действительность. В случае использования недействительных паспортов юридическому лицу бу дет отказано в регистрации. С 1 января этого года налого вые органы приступили к форми рованию единого государственно го реестра индивидуальных пред принимателей (ЕГРИП). Теперь не только юридическое лицо, но и каждый предприниматель должен регистрироваться в налоговой ин спекции по месту жительства, где он зарегистрирован. Для этого не обходимо написать заявление ус тановленной формы, бланк которо го можно приобрести в инспекции. Подпись заявителя обязательно должна быть засвидетельствова на нотариально. К заявлению при лагаются: копия документа, удос товеряющего личность (паспорт), также заверенная нотариально, и квитанция об уплате госпошлины. ( 2 умма госпошлины за государ ственную регистрацию составля- ^ Р а б о т а с документами Будьте внимательны! в последнее время участились сл^аи неверного зачисления платежей в бюджет. Из-за не полного или неточного заполнения налогоплательщиками реквизитов полей платежных поручений на перечисление налогов и сборов. Поэтому еще раз напоминаем эти правила: Поле «Плательщик*. Здесь указывается наимено вание плательщика (вла дельца счета), дающего пору чение банку на перечисление денежных средств. Если пла тельщиком выступает обособ ленное подразделение, не имеющее собственного рас четного счета в банке, ука зывается наименование го ловной организации — вла дельца счета. В полях «ИНН» и «КПП» платель щика платежного поручения указываются ИНН головной организации, а КПП —обо собленного подразделения. Если обособленное струк турное подразделение имеет собственный расчетный счет, то платежное поручение за полняется им в общеустанов ленном порядке. В поле «Получатель* указывается УФК Минфина РФ по Липецкой области (ИМНС России по месту ре гистрации плательщика). При этом в полях «ИНН» и «КПП» проставляются рек визиты ИМНС России по ме сту регистрации плательщи ка. В поле «Назначение пла тежа* необходимо правиль но проставить КБК —7 цифр в строгом соответствии с ука занным назначением плате жа, ОКАТО — 11 цифр, ос нование платежа — 2 буквы (ТП, ПЕ, ТР и т. д.), указать налоговый период — дата (срок уплаты платежа). При неверном заполнении полей платежных поручений суммы налогов могут быть зачислены в другие инспек ции на другие карточки ли цевых счетов, а также по пасть в невыясненные плате жи Управления федерально го казначейства. И только из- за невнимательности или не брежности налогоплательщи ку может быть не зачтена уплата налогов. Ирина СОЛОПОВА, главный госналогинспектор ИМНС России по Центральному району г. Липецка. Х (1С 11 еес 'ф ет 400 рублей и за ликвидацию— 80 рублей. Документы можно направитьпо почте или с курьером. Если граж данин подает заявление лично, то нотариусом заверяется только его подпись, а копия паспорта может быть удостоверена в инспекции при сличении ее с оригиналом. В качестве индивидуальных предпринимателей могут зареги стрироваться граждане Россий ской Федерации, в том числе не совершеннолетние, а также ино странные граждане и лица без гражданства, постоянно или вре менно проживающие на террито рии России. Для предпринимате лей, зарегистрированных ранее, законом определен срок подачи сведений о себе: до 1января 2СЮ5 года. В случае неисполнения этой обязанности государственная ре гистрация физического лица в ка честве индивидуального пред принимателя утрачивает силу. Постановка научет в налоговых органах юридических и физичес ких лиц с 2004 года будет осуще ствляться только на основании вы писок из ЕГРЮЛ И ЕГРИП и све дений, поступающих от налоговых органов в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской (федерации. Учет юридических и физичес ких лиц во всех внебюджетных фондах и органах статистики бу дет осуществляться также на ос новании выписок от регистриру ющих налоговых органов. Заяви тельный характер остается только для постанбвки на налоговый учет организаций по месту нахождения структурных подразделений. Ольга ТЕСЛЕНКО, начальник отдела Управления МНС России по Липецкой области. ^Д о л го в а я яма Какиминамреенияим вымощенадорога вбанкроты? Основа экономического благополучия страны и любого ее региона — своевременное ■поступление в бюджет налогов и иных обязательных платежей. Добросовестных налогоплательщиков, которым не надо напоминать ни о сроках платежей, ни о суммах отчислений, в области около 80 процентов. За счет них в прошлом году в региональный бюджет поступило около 13 миллиардов рублей. Но вот остальные 20 процентов, а это 3 тысячи 626 предприятий, предпочитают оставаться в должниках. Отдельные руководители предприятий просто уклоняют ся от уплаты налогов, в итоге им начисляются пени и штра- фь 1 за несвоевременные платежи. Среди таких крупных дол жников общества с ограниченной ответственностью "ЛТсЗ", которым руководит С.Е.Федоров, АФ "Добрыня", возглав ляемое А.П.Малыхиным, и "Грязигазмаш” под руковод ством В.Д.Федорова; областные государственные унитарные предприятия "Дорстройсервис” и "Пушкинский спиртзавод", которые возглавляют В.Г.Москаленко и А.И.Тонких. В этом ряду и открытые акционерные общества "Силан" под руко водством И.А^.Садыкова, ^Елец-кожа", возглавляемое Т.М.Кобзевой, "Стройдеталь", возглавляемое А.А.Долговым, ОАО "Ел^ецжелезобетон", возглавляемое А.И.Черных, и ОАО ЕлМаЗ", возглавляемое И.Д.Ушаковым. Значительные дол ги у закрытых акционерных обществ "Куйбышевское", "Ра- ненбургское" и "Россахизвестняк", которыми руководят С.П.Харламов, П.И.Выков и Н.В.Король. К сожалению, этот далеко не почетный список можно продолжать и продолжать. Конечно, понятно стремление ру ководителя оставить как можно больше средств в распоря жении предприятия, чтобы вести его к процветанию. Но у обратной стороны этой "медали" есть два очень неприятных аспекта. Один лежит на поверхности —такая позиция ущем ляет интересы незащищенных слоев населения, до которых не доходят неуплаченные предприятиями налоги и сборы. Второй аспект может долго не проявляться, но только до того времени, пока долги, растущие как снежный ком, не накроют само предприятие. Такой финал для должников неизбежен, так как налого вые органы обязаны взыскивать неуплаченные суммы в при нудительном порядке. Если после всех собеседований с ру ководством предприятий-недоимщиков, а в 2003 году их проведено 3810, платежи все равно не поступают, налого вые органы принимают решение о приостановлении опера ций по счетам налогоплательщиков, ограничивают их права на свободное пользование оборотными средствами и основ ными фондами, а чтобы воспрепятствовать распродаже иму щества — налагают арест на него с санкции прокурора или ■ через службу судебных приставов. Если и эта мера не приводит к положительным результа там, следующий, единственно возможный шаг — банкрот ство. Этого требует постановление Правительства от 15 апре ля 2003 года № 218 "О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве'и в процедурах банкротства". С момента введения процедуры банкротства образовав шаяся задолженность приостанавливается к взысканию. Это делается для того, чтобы дать возможность предприятию пройти процедуру оздоровления, что является немаловаж ной р 0 с«?а? 1 ляющей при введении внешнего управления, и начать расчеты с государством с чистого листа. Однако мно гие внешние и конкурсные управляющие, придя на предпри ятие, продолжают политику прежних руководителей, довед ших предприятие до банкротства: не желают платить нало ги, начисляемые в период процедуры банкротства. А она ча сто затягивается на длительные сроки. В области в соответствии с решениями Арбитражного суда процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство) осуществляются в 887 организа циях, имеющих задолженность только по налоговым плате жам в сумме 985 миллионов рублей. Наибольший долг сре ди таких предприятий имеют ОАО "Липецкий тракторный завод" (конкурсный управляющий В.А.Данилов) — 271,1 миллиона рублей, ОГУП "Авиапредприятие Липецкое" (И.И.Вольвакова) — 26,7 миллиона, ОАО "Липецкавтодор" (Л.М.Богомазова) — 55,8 миллиона, ЗАО " Липецкий стан козавод" (В.В.Клевцов) — 11,7 миллиона, ОАО "Липецкий станкостроительный завод" (Е.В.Болдырев) — 30,7 милли она, ЗАО фирма "Липецкгазстрой" (А.С.Танкушин) — 23,3 миллиона, ОАО "ЛЗПД" (Г.В.Носиков) — 15,2 миллиона, АСЮТ "Эльта" (Ю.В.Сердюков) —40,3 миллиона, ОАО "Елец кий табак" (Г.В.Носиков) — 65,2 миллиона, ОАО "Воскре сенский спиртоводочный завод" (Л.М.Богомазова) — 148 миллионов, ОАО "Становлянский спиртовый завод" (В.В.Клевцов) — 73,8 миллиона рублей и другие. За весь 2003 год "живыми" деньгами от этой категории предприятий поступило лишь 14,7 миллиона рублей от реа лизации конкурсной массы. При таких темпах "оздоровле ния" трудно ожидать, что предприятиям-банкротам удастся выбраться из "долговой ямы" и возродить производство... Основа благополучия и стабильного развития любого пред приятия —своевременная уплата налогов. Иначе растущие долги не позволят ни производство развивать на отдельно взятом предприятии, ни социальные программы выполнять в стране в целом. Открытость и честность —основа нормаль ных взаимоотношений государства и налогоплательщиков. А попытками "припрятать налоги для себя"можно лишь вы мостить дорогу к банкротству. Валентина ДАНЧЕНКО, начальник отдела принудительного взыскания недоимки Управления МНС России по Липецкой области. ’Событие Высокая награда В последние дни 2003 года в Управление МНС России по Липецкой области пришло радостное известие: за достигну тые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу начальник отдела кадров Управления Любовь Семеновна Вангородская Указом Президента Российской Федерации награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Любовь Семеновна — первый налоговик в стране, чей труд так высоко отмечен государством. На снимке: правительственную награду начальнику от дела кадров УМНС России по Липецкой области Л.С.Ванго- родской вручает глава администрации Липецкой области О.П. Королев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz