Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
I I С О Ю З Беларусь-Россия 12 ФЕВРАЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 5 (153) Августовский счет в феврале Окончание. Начало на стр. I Вопрос о единой валюте вновь завис. Михаил Касьянов по окончании заседания, поды тожив, что «в ходе переговоров мы по вопросу о рубле не продви нулись», заявил; «Дальнейшее движение вперед может быть только на основе принципиаль ного политического решения». Схема решения затянувших ся дебатов Москвой предлагает ся такая: если правительство Беларуси до конца марта ны нешнего года примет решение о введении рубля в качестве еди ного платежного средства на территории республики, то Цен тральный банк России сможет подготовить все необходимое за оставшиеся девять месяцев, а именно — к1 января 2005 го да. Как подчеркнул Михаил Касьянов, речь идет не об ульти матуме. Для введения единого рубля требуется согласие обеих сторон. «Ситуация не ухудши лась, но и не продвинулась дальше, — отметил российский премьер. — В то же время уда лось удержать те важные пози ции, которые были достигнуты ранее, прежде всего по единой валюте». В свою очередь Сергей Си- дорский считает, что пакет сог лашений по введению единого рубля может бьпъ рассмотрен на ближайшем заседании Высшего Госсовета. А до этого в течение месяца вновь должны порабо тать двусторонние рабочие груп- пь] под руководством А. Кудрина и П. Прокоповича. Им, по мнению белорусского премьера, надле жит вернуться к вопросам реали зации соглашений, подписанных в 2001—2002 годах, в том числе о единой ценовой политике и единых условиях хозяйствова ния. «В том случае, если остав шиеся несогласованные вопро сы будут сняты, — подчеркнул Сергей Сидорский, — Беларусь готова идти на подписание всего пакета по введению единой ва люты». Среди других основных воп росов повестки дня под номером пять значился топливно-энерге тический бгшанс на 2004 год. Об суждение прошло заинтересо ванно и предметно. Так, потреб ности Беларуси в нефти в ны нешнем году оцениваются в 18 миллионов тонн. Как пояснил исполняющий обязанности ми нистра энергетики Беларуси Эдуард Товпенец, в республике есть свободные мощности по пе реработке «черного золота».-А^ заместитель министра энерпетл-.. ки России Олег Гордеев назвал цифру 15 миллионов тонн — именно столько нефти россий ская сторона поставит в Бела русь для переработки. Вокруг этих цифр завязалась полемика, окончившаяся компромиссом; есть протокол о поставках, но до полнительную нефть белорусам можно дать при «появлении воз можности»... Словом, участники обсуждения подтвердили слова М. Касьянова, пояснившего: пе ред участниками заседания должна предстать «ясная карти на — как, сколько и какого вида ресурсов необходимо потреб лять». О газе — разговор особый. Комментируя после заседания газовую тему, Сергей Сидорский сообщил: потребности Беларуси в 2004 году оцениваются в 20,5 миллиарда кубометров. Однако вокруг этого вопроса «все еще идут переговоры». Кроме того. Совет Министров внес уточнения в текстовые ста тьи проекта бюджета Союзного государства на 2005 год, после чего проект будет направлен на рассмотрение в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Один из вопросов был посвя щен формированию объединен ной транспортной системы Со юзного государства. Как отмеча лось, намеченные совместные предприятия в основном выпол няются. В рамках Координацион ной комиссии сформированы межведомственные рабочие группы экспертов по совместно му решению проблем автомо бильного, железнодорожного, воздушного транспорта и дорож ного хозяйства. Завершается до работка проекта Программы функционирования и развития объединенной транспортной сис темы Союзного государства. В повестку дня первого в ны нешнем году заседания союзно го Совмина было внесено 19 воп росов. По каждому из них, по словам Сергея Сидорского, «бе лорусская сторона предложила алгоритм решения». Как видим, новая встреча в Москве действи тельно продемонстрировала продуктивность обсуждения ост рых вопросов, но не дала исчер пывающих ответов на все из них. Тем не менее большинство вопросов из повестки дня было единодушно одобрено. Так, Сов мин утвердил совместную про грамму «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года». Заслушан также ход подготовки Соглашения ме жду правительствами России и Беларуси об использовании ми грационных карт единого образ ца. Решено выделить необходи мые средства из союзного бюд жета на проведение мероприя тий в честь Дня единения наро дов Беларуси и России 2 апреля 2004 года. Принято решение о дополнительных мероприятиях, посвященных 60-летию освобо ждения Беларуси от немецко- фашистских захватчиков, в рам ках Программы подготовки и празднования 60-й годовщины Победы в Великой Отечествен ной войне. Совмин одобрил кан дидатуры, выдвинутые на соис кание премии Союзного государ ства в области литературы и ис кусства. Экспертный совет при Постоянном Комитете Союзного государства рекомендовал к присуждению премий компози тора Александру Пахмутову, ху- ■дожников Михаила Саеицкогеи „Валентина Сидорова..,Утвер* жден устав и состав коллегии Те лерадиовещательной организа ции Союзного государства. Союзный Совет Министров одобрил проект постановления Высшего Госсовета о назначе нии Павла Бородина на долж ность Государственного секрета ря Союзного государства на оче редной четырехлетний срок. ...Накануне встречи на Красно пресненской набережной Павел Бородин выразил надежду, что предстоящее заседание союзного Совмина «будет знаковым». Сбы лись ли его надежды? Если обра титься к проверенной веками формуле «в спорах рождается ис тина», то ответ можно признать положительным. ■ Госсекретарь Союзного госу дарства Павел Бородин на засе дании союзного Совмина док ладывал семь из девятнадцати вопросов повестки дня. 1 г й г ■ В городе АпатитыМурманской области проходит выставка-ярмарка мастеров камнерезного и ювелирного искусства «Каменный Цветок». Отката не будет! Назначение Соб. инф. ЗАМЕСТИТЕЛЕМ Государствен ного секретаря — членом Посто янного Комитета Союзного госу дарства от российской стороны назначен Юрий Михайлович ДУ- БИНСКИЙ. Совет Министров Союзного государства накануне одобрил его кандидатуру на за седании в Москве. Ранее Ю. Ду- бинский занимал пост начальни ка организационно-аналитиче ского Департамента Постоянно го Комитета Союзного государ ства. Окончание. Начало на стр. I По итогам 2003 года товаро оборот между нашими страна ми, по предварительным под счетам, превысил 12 млрд, дол ларов, что на 25 процентов больше, чем в 2002 году. Мы яв ляемся вторым после Германии торговым партнером России. Это самый большой объем вза имной поставки продукции сре ди бывших советских респуб лик. Из бюджета Союзного госу- гдаротва финансируется более т,ридца^т^<кл .совместных прот грамм. Ряд союзных проектов производственного и научного характера уже дал хорошие практические результаты. Эко номические и хозяйственные выгоды принесли Беларуси и России, к примеру, программы «Союзный телевизор» и «Раз витие дизельного автомобиле строения», о которых газета «СОЮЗ. Беларусь — Россия» обстоятельно рассказывала. Укрепляется сотрудничество в области космических техноло гий. В декабре минувшего года Совет Министров Союзного го сударства утвердил союзную программу «Разработка и ис пользование перспективных космических средств и техно логий в интересах экономиче ского и научно-технического развития Союзного государст ва» («Космос СГ»). Белорус ские и российские научно-тех нические центры будут совме стно создавать технику косми ческого назначения. Немалова жен и социальный аспект реа лизации союзных программ. Создано свыше 400 тысяч но вых рабочих мест, а это значит, что у сотен тысяч людей, полу чивших работу, для которой не обходима, как правило, высо кая квалификация, появилась уверенность в завтрашнем дне. Есть подвижки и по таким направлениям союзного строи тельства, как обустройство об щей внешней границы, обеспе чение коллективной безопасно сти, развитие таможенной инф раструктуры пограничных пунк тов на территории Республики Беларусь. Белорусскими и рос сийскими парламентариями со вместно определены и поэтап но осуществляются необходи мые меры по взаимному сбли жению национальных законо дательств, прежде всего в це лях создания равных условий субъектам хозяйствования, ко ординации налогово-бюджет ной и кредитно-денежной поли тики, урегулирования отноше ний в социально-трудовой сфе ре. Хотя в последние годы ис полнение Программы действий по реализации положений До говора о соЭдании Союзного го сударства шаг за шагом напол няется реальными делами, впе реди еще много напряженной работы, в том числе по созда нию общих «правил игры» для экономики, обеспечению рав ных прав граждан. Сторонники интеграции зачастую чрезмер но эмоционально воспринима ют препятствия, которые прихо дится преодолевать двум госу дарствам, высказываются за форсирование объединитель ного процесса. Однако может ли спешка, как и промедление, принести пользу? Становление межгосударственного объеди нения нового типа потому и идет поэтапно, что формы, тем пы и глубина взаимовыгодного сотрудничества избираются с учетом взаимной готовности и заинтересованности двух сто рон. А достижение баланса на циональных и общих интере сов — дело непростое. Оно требует не только серьезных политических, экономических и социальных проработок, но и четкого конституционного алго ритма союзного строительства. Оба государства за послед ние годы вышли на такой уро вень союзническмхютнецюний, что для движения йреред опре деляющее значение имеет при нятие Конституционного акта Союзного государства. Закре пив государственное и право вое устройство нового, поисти не уникального межгосударст венного объединения, он даст возможность органам Союзно го государства нормально функционировать и последова тельно решать интеграционные проблемы. Каковы же основополагаю щие принципы и ключевые по ложения этого важнейшего для союзного строительства доку мента? Перед новым составом бе лорусско-российской комиссии по подготовке проекта Консти туционного акта, сопредседа телем которой я являюсь, на за седании Высшего Госсовета в январе прошлого года была по ставлена конкретная задача: завершить разработку проекта в сжатые сроки. Вместе с груп пой белорусских и российских примеру, по сравнению с дого вором в проекте Конституцион ного акта содержится более широкий круг прав граждан Со юзного государства, обеспечи ваемых на союзном уровне, в том числе право на труд, обра зование, социальное обеспече ние, право участвовать в управ лении делами Союзного госу дарства, избирать и быть из бранным в его органы. Установ лено, что Союзное государство имеет свою символику, терри торию, собственность, единую денежнуюединицу. Республика Беларусь и Российская Федвт-, рация как субъекты Союзного государства сохраняют свой су веренитет и независимость. Как это будет обеспечивать ся? Предусмотрен следующий механизм. Органы Союзного государства формируются по принципу равенства входящих в него представителей. Бела русь и Россия сохраняют свои конституции, системы органов государственной власти, свои правовые системы, атрибуты государственности, остаются субъектами международного права, имеют возможность вы хода из состава Союзного госу дарства. Не дает оснований для опа сения установленная проектом Конституционного акта переда ча части компетенции нацио нальных органов государствен ной власти союзным: это обще мировая практика объедини тельных процессов. По вопро сам исключительного ведения Союзного государства будут Конституционный акт не ущемляет суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации,позволяет сохранить их национальные интересы, разграничить полномочия наднациональных и национальных органов власти. экспертов комиссия тщательно изучила ранее подготовленные материалы, обобщила ценные предложения, которые отвеча ют интересам обоих государств и интересам Союзного государ ства. Основательно выверя лись все формулировки, колле ктивно анализировались и об суждались спорные положения, проводились консультации по наиболее важным вопросам. При этом мы учитывали не только мнения политиков и спе циалистов по юриспруденции, но и широкого круга наших гра ждан, позицию массовых обще ственных организаций, миро вой опыт государственного строительства. На заседаниях комиссии рассмотрено 175 предложений и замечаний чле нов комиссии, 93 из них учтены. В результате такой конструк тивной работы был оперативно подготовлен проект Конститу ционного акта, который состоит из восьми глав и шестидесяти восьми статей. Он полностью соответствует Договору о соз дании Союзного государства, согласуется с целями Устава Организации Объединенных Наций и основывается на обще признанных принципах и нор мах международного права. В ряде случаев проект кон кретизирует и дополняет дого вор, не выходя за его рамки. К приниматься обязательные для обоих государств законы и дек реты, а по вопросам совместно го ведения Союзного государ ства и его субъектов — право вые документы, на основании которых будут приниматься на циональные законы. Руководство Союзным госу дарством решено сохранить за Высшим Государственным С о ветом, хотя высказывались и предложения о постах прези дента и вице-президента. Орга нами Союзного государства бу дут двухпалатный Парламент, Совет Министров, Счетная па лата и Суд. В Высший Госсовет, Палату Союза Парламента и Совет Министров войдет рав ное количество представите лей двух стран. Установлена также доля представительства в Палате представителей Пар ламента, Счетной палате и С у де. Четко определен механизм принятия решений управленче скими органами Союзного госу дарства. Решения Высшего Госсовета должны быть подпи саны главами двух государств. Если у одного из них есть воз ражения, то решение не прини мается. Таким же образом бу дет осуществляться процедура вступления в силу законов, принятых союзным Парламен том. Для принятия решений Со вета Министров Союзного госу дарства также необходимо еди ногласие глав правительств Республики Беларусь и Россий ской Федерации. Предложен ный порядок принятия решений остальными органами Союзно го государства гарантирует, что каждое государство имеет дос таточное количество голосов для блокирования неприемле мого для него решения. Консти туционный акт, законы и другие союзные нормативные право вые документы будут обяза тельны для исполнения всеми физическими и юридимес!<ими лицами на территории Союзно го государства. Закономерен вопрос: а как быть, если между законами Со юзного государства и нацио нальными законами возникнут расхождения? Верховенство в таком случае за нормами зако на или декрета Союзного госу дарства. Если же те или иные вопросы не в союзной компе тенции, то они регулируются и регламентируются в соответст вии с национальным законода тельством. Таким образом. Конституционный акт не ущем ляет суверенитета Республики Беларусь и Российской Феде рации, позволяет сохранить их национальные интересы, раз граничить полномочия надна циональных и национальных органов власти. Он даст воз можность Союзному государст ву нормально функциониро вать и развиваться. Предусмот рено, что его участниками мо гут стать и другие государства. После рассмотрения и одоб рения Высшим Государствен ным Советом проект Конститу ционного акта будет направлен на рассмотрение в националь ные парламенты, потом прой дет проверку на параллельном референдуме в Беларуси и Рос сии. В случае положительных итогов всенародного волеизъя вления потребуется внести кор рективы в национальные кон ституции по вопросам передачи отдельных полномочий Союз ному государству, создания наднациональных органов, вве дения законов и декретов пря мого действия, образования единого эмиссионного центра. По мнению белорусско-рос сийской комиссии, разработан ный проект Конституционного акта соответствует основным требованиям сегодняшнего дня. Он четко и недвусмыслен но отвечает на два главных воп роса: что такое Союзное госу дарство и каковы механизмы его жизнедеятельности. Выра жаясь фигурально. Конститу ционный акт станет фундамен том, который позволит сделать наш союзный дом надежным и долговечным. Динамика интеграционных процессов при всех естествен ных трудностях очевидна. Жизнь свидетельствует, что за интересованность определен ных политических сил в деста билизации белорусско-россий ских отношений не находит поддержки. У большинства на селения наших стран здравый взгляд на перспективы интегра ции. Востребованность даль нейшего сближения двух госу дарств — это тот ресурс, кото рый позволит Беларуси и Рос сии преодолеть все сложности на пути единения и построить эффективное Союзное госу дарство. Два берега молочной реки Разработки союзных ученых помогут отрасли перейти на новые технологии союзные программы Лилия Хлыстун БЕЛОРУССКИМ и российским крестьянам вскоре не придется тратить валюту на покупку за ру бежом доильных установок и хо лодильников для молочных ферм. Совместные разработки ученых двух государств, осуще ствленные в рамках союзной подпрограммы «Развитие произ водства оборудования для обес печения получения качествен ной молочной продукции», поз волят в ближайшие годы провес ти их техническое перевооруже ние быстрее и дешевле. Сегодня у животноводов обе их стран общие проблемы: уста ревшее и изношенное на 70— 80 процентов оборудование, высо кие затраты на производство мо лока и, как следствие, нехватка денег. В советские времена на оснащение ферм работали пред приятия разных республик. Рос сия выпускала доильные уста новки, Украина — холодильники, Латвия — молокопроводы. В пе рестроечные годы, потеряв сбыт и уменьшив объемы производст ва, заводы продолжали изготав ливать товар по старинке, ис пользуя разработки 80-х годов. Именно тогда рынком Беларуси, вообще не производившей мо лочного оборудования, заинте ресовались производители с ми ровым именем. Однако доиль ные установки, к примеру, не мецкой фирмы «Вестфалия» или шведской «Де Лаваль» по кар ману не многим хозяйствам. Да и к тому же они, по оценке специа листов, эффективны при продук тивности дойного стада не менее 5 тысяч килограммов молока на корову. Пока для большинства хозяйств это предел мечтаний. Поэтому оснащенные импорт ным оборудованием фермы в Бе ларуси можно пересчитать по пальцам. С другой стороны, использо вать изношенные агрегаты и дальше — значит заведомо об рекать крестьянскую экономику на потери молока. Кроме того, зоотехники считают, что это яв ляется одной из причин заболе вания коров. Убытками оборачи ваются для хозяйств и старые хо лодильники, которые при боль ших энергюзатратах не еоостоя- , НИИ довести температуру молоке до нужной КОНДИЦИИ. Перераба тывающие предприятия оплачи вают такое сырье, годящееся лишь на отдельные виды продук ции, по минимальной цене. Пять лет назад ученые НИИ механизации сельского хозяйст ва Национальной академии наук Беларуси предложили коллегам из Всероссийского института электрификации сельского хо зяйства объединить усилия и, опираясь на мировой опыт, соз дать новое поколение оборудо вания для молочных ферм. Так родилась совместная подпро грамма, утвержденная в ноябре 1999 года постановлением Ис полкома Союзного государства и ориентированная на повышение качества и конкурентоспособно сти молочной продукции. По пла ну итоги ее можно было бы под водить уже сейчас. Однако из-за задержки финансирования бо лее чем на полтора года 7 зада ний из 27 еще не завершены. Тем не менее первыми ре зультатами ученые довольны. По словам научного руководителя программы по Беларуси доктора технических наук, профессора Владимира ПЕРЕДНИ, автома тизированные доильные уста новки со станками «Тандем» и «Елочка», разработанные на принципиально новой элемент ной базе, по техническим пара метрам полностью соответству ют лучшим зарубежным анало гам, а по стоимости — вдвое де шевле. Опытные образцы уже зарекомендовали себя на фер мах с самой лучшей стороны. К примеру, доильная установка «Елочка» была даже отмечена в прошлом году серебряной меда лью на выставке сельхозтехники в Москве. Специалисты считают, что применение ее позволит све сти к минимуму заболевания ко ров маститом, увеличит удой от коровы на 350— 420 килограм мов и примерно на треть повысит производительность труда. Ана логичные установки изготовле ны и на российских предприяти ях. Кроме того, в рамках подпро граммы завершены разработки охладителей молока разных ем костей, созданы портативные комплекты приборов для сервис ного обслуживания оборудова ния на фермах, усовершенство ваны технологии производства молочных продуктов и т.д. Те перь дело за серийным произ водством нового оборудования. В Беларуси им, например, гото вы оснастить часть ферм из 700 избранных в качестве основных поставщиков молока для нужд внутреннего рынка. Да и для дру гих хозяйств оно сулит новую жизнь. Стоило, к примеру, поста вить «Тандем» на небольшой ферме под Слуцком, как там сра зу пошли в гору дела. Увеличи лись удои, снизилась себестои мость молока. На ферму, где ко ренным образом изменились ус ловия труда, вернулась моло дежь. Поэтому, по мнению Вла димира Передни, необходимо продлить реализацию подпро граммы на год. На этом настаи вают и ее государственные за казчики — белорусский Мин сельхозпрод и российский Мин- дельхез. Тем более что дополни тельных финансовых средств не потребуется, помимо 1,5 милли она российских рублей,недопо лученных по подпрограмме в Бе ларуси. Для того чтобы освоить про изводство нового оборудования, предприятия готовы взять креди ты. Ведь рынок для него — ог ромный. Только в Беларуси в пе ревооружении нуждается около 8 тысяч молочных ферм, в Рос сии их как минимум раз в десять больше. Да и кроме техническо го переоснащения ферм не стоит забывать о другой, не менее важной стороне этого вопроса: занятости людей и совершенст вовании отечественной инже нерной мысли. Зачем стимули ровать развитие иностранной промышленности, когда в этом нуждается своя? Деньги на дороге прямые спязи Анатолий Гурин БРЕСТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ цех по тех ническому обслуживанию теле жек с колесными парами плани рует создать в Бресте Москов ская железная дорога. До сих пор эти тележки ремонтирова лись в Москве, хотя используют ся исключительно в Бресте — с их помощью производится пере становка пассажирских вагонов с широкой колеи на узкую, «за падную». Таким образом моск вичи сэкономят деньги, которые тратили на доставку тележек в свои ремонтные мастерские. «БелКА» готовится к старту Окончание. Начало на стр. I Тем более что спутник обой дется недешево даже с учетом то го, что для его создания в нашей стране есть научные и производ ственные силы. Однако специали сты убеждают, что отказ от новей ших информационных техноло гий, лишь частью которых являет ся «БелКА», обойдется народно му хозяйству многократно доро же. Взять, к примеру, те же леса. Ельники в Беларуси и Западной Европе поражены вредителями, деревья быстро усыхают. Обнару жить пострадавшие участки, что бы своевременно принять меры, проще всего из космоса. Пока же многие тысячи кубометров дело вой древесины пропадают, а вре дители размножаются. Примерно то же можно сказать о пожарах в лесах и на торфяниках, загрязне нии рек, озер и воздушного бас сейна. Картографам необходимо периодически обновлять схемы местности, особенно городов. Словом, космическая информа ция о Земле широко востребова на. Конечно, ее можно получить и с иностранных спутников, ведь станции приема, как уже говори лось, в Минске есть. Однако стоят такие услуги дорого — от несколь ких сотен тысяч до миллионов ______________________________ долларов в год. Так что иметь сво его «наблюдателя» на орбите обойдется гораздо дешевле. Другое дело, что, пролетая над Беларусью всего раз в трое суток, один спутник не сможет в корот кий срок «осмотреть» всю ее тер риторию. «Тут надо организовать обмен информацией с владель цами других таких же космиче ских объектов, — считает Сергей Золотой. — Ив первую очередь с российскими. Кстати, уже упомя нутой программой сотрудничест ва предусмотрено создание сов местного банка данных и инфор мационно-справочной системы в области дистанционного зонди рования Земли». Наконец, нельзя сбрасывать со счетов имидж государства, имеющего свой космический объ ект. В век информационных тех нологий этот фактор имеет впол не конкретное экономическое на полнение. Делегации ряда стран, посетившие Беларусь, уже про- явили живой интерес, причем подкрепленный финансовыми аргументами, к разработкам на ших ученых и специалистов в об ласти дистанционного зондиро вания Земли. После запуска «БелКИ» эти контакты, безуслов но, будут наполнены еще боль шей экономической конкретикой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz