Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЧТОБЫ ОТВЛЕКАТЬ ЛЮДЕЙ ОТ ПРОБЛЕМ, СЧИТАЕТ АВТОР «ШЕРЛОКА ХОЛМСА» И «ЗИМНЕЙ ВИШНИ» ВЛАДИМИР ВАЛУЦКИЙ - Забавно начался наш те лефонный разговор. Вы сказа ли: главное, чтобы за сцена рии деньги платили... «Зимняя вишня-2», а потом и «Зимняя вишня-3» выросли из этого принципа? - Я пошутил. - Жаль. Так хочется не спе ша поговорить о деньгах!.. - Кстати, о «Зимней вишне» и деньгах; живи я в другой стране, судился бы на каждам шагу. - Почему? - Каких теперь только нет «Зимних вишен» - парикмахер ские, кафе, пирожное «Зимняя вишня», Анжелика Варум выпу стила альбом под таким назва нием. Я когда услышал, так ра зозлился, даже адвоката по слал молоденького в эту звуко записывающую фирму. А там пальцы растопырили и сказали: Пшел...» «Зимняя вишня» - это придуманное словосочетание, так же не говорят. Так что это бренд, причем - мой. - А потом «Вишни» аали множиться по заявкам трудя щихся? - Да, вторую сделали имен но по многочисленным заяв кам. А третью - случайно. Я пи сал для Масленникова совер шенно другой сценарий, его не принимали, заставляли переде лывать до бесконечности. А потом говорят: «Если этому ге рою чуть добавить того, а ге роиню слегка изменить, у вас получится «Зимняя вишня-3». И действительно, получилась. - Владимир Иванович, а у сериалов есть свои законы? - Они, конечно, есть, но не до такой степени, чтоб из это го науку делать. Сейчас к нам понаехали американцы - про давать устаревшие технологии, как «мыло» снимать. Под их ру ководством возникла «Бедная Настя» - я это хорошо знаю, потому что ведущим сценари стом в начоле там был мой уче ник. За день снимается серия. - Это же полная катаст|юфа! - Согласен, американские технологии увели нос на 100 шагов назад. - Почему почти все сериалы такие кичевые, выглядят, как плохая самодеятельность? Нет воздуха, все фальшиво, даже когда играют хорошие акте ры? В той же «Бедной Насте» - и Калягин, и Филиппенко, и Остроумова... - Это вопрос денег. Для се риала нужно меньше вложе ний, но: каждая серия амери канской «Скорой помощи» об ходится под 15 миллионов у.е. - столько стоит весь наш сери ал. Ват наши художественные фильмы стали получать премии - так эта продукция принципи ально иная, это штучная вещь. А сериал - эта поточное про изводство. Многие мои быв шие студенты работают на се риалах. Саша Детков сделал маленький сериальчик «Меди ки», я на кинафестивале в Ар хангельске вручал ему премию «За лучший киносценарий». Он же сделал «Железнодорожный романс». Андрей Житков уча ствует во многих сериалах, со мной работал. Но что обра щает внимание; их язык изме нился - они пишут по-другому, даже точна не могу сформули ровать, как. Вроде все пра вильно и на кино похоже, но кокая-то легкость необыкно венная; движения сюжета, по воротов... - Ксшоче, в жизни так не бывает? - Сериалы, в принципе, для того и делаются, чтоб отвле кать от жизненных проблем. - Это так груано. Раньше были «Семнадцать мгновений весны», «Адъютант его превос ходительства», «ТАСС уполно мочен заявить», «Петербург ские тайны»... - Тогда каждую серию сни мали, как последнюю, как на стоящее кино: драматургия продуманная, актеры играют, режиссеры ставят... Сейчас по тихонечку, совершив токой круг обучения, возвращается к серьезности ноше сериальное дело. Например, был непло хой сериал, где сыщик, кругло лицый такой, в клетчатом пид жаке ходил, - «Грожданин на чальник» что ли... - А вы, Владимир Иванович, стало быть, сами-то сериалы не смотрите? - А вы? - И я нет. - Здорово мы с вами бесе дуем на эту тему: вы - нет, и я проктически нет. - Но я бы хотела! С удо вольствием смотрела про Ко ломбо, про «комиссара» Рекса, даже про «Секс в большом го роде». Но разве по большому счету бесконечные сериалы - это хорошо? Люди же впадают в детство! - Естественно, ко всей этой продукции предъявляются не самые высокие критерии, но не заставляйте людей морщить лоб, если им это в тягость! - А вы щепетильны? Допус тим, сулят большие деньги за облегченную продукцию. А что скахсут коллеги? - Мне, слава тебе, Господи, ничего такого не предлагают, так что с искушением бороться не приходится. - Тогда с другой стороны. Патриарху кинодраматургии Валентину Ивановичу Ежову принадлежит грубоватая фра- гда ругали (и по-моему - за де ло) последний фильм Говору хина «Благословите женщину» по вашему сценарию, вы, соз найтесь, наверняка обвиняли режиссера? - У нас на первом курсе был мастером такой старик Туркин, так он учил: ребято, вы должны быть, как боксеры - их бьют по роже, а они вроде бы и не чув ствуют. У меня ругали все; и «Холмса», и «Зимнюю виш ню»... Габрилович, мой замеча тельный учитель, написал, что герои оторваны от мира, от производства, непонятно, кто они, где роботают... «Началь ника Чукотки» тоже ругали, это уж потом он вошел в разряд классики. А насчет «Благосло вите женщину»... Я тут как-то включил телевизор, была встреча с Говорухиным, и он скозал, что это лучшее, что он сделал и, по-видимому, сдела ет. Видите ли, в чем дело... Ведь писался-то сценарий на четырехсерийный фильм. И снято было четыре серии. И в итоге телеверсия тоже, навер ное, выйдет. А для кино было смонтировано то, что получи лось. Л вообще скажу прямо; мне нравится все, что я делаю. И вот почему; сценарии - те же дети! Их, даже самых некази стых, любишь, потому что зна ешь их больше других. - Дог 1 ускаю, что неказистых, и тем более уродливых, лю бишь даже больше, поскольку жалеешь. Но нельзя же, по Жванецкому, вслед за пальто ходить и всем объяснять, что оно такое косое, потому что на 80 рублей никто не идет? Судят же по конечному результату! - И в этом - весь трагизм моей профессии. - С 1968 года, с «Начальни ка Чукотки», вы только и дела ете, что пишете сценарии. Не надоело? - Надоело ужасно. Но, к со жалению, я ничего другого де лать не умею. И ничего не де лать тоже не умею. Считаю, что лучше Евгения Габриловича у нас никого не было, он, соб ственно, и создал школу. Люб лю работы Натолии Рязанце вой, Юрия Клепикова, Алек сандра Миндадзе... И - амери канца, написавшего «Человек дождя». - Трудно придумать нечто действительно новое? - Нас учили в институте, что вообще разных сюжетов ров но 36, как карт в колоде. Из них можно сделать гигантское количество комбинаций, коло да может тасоваться очень причудливо. - Вы умеете развлекаться? - Сколько уж можно... А раньше очень любил. Обща лись - и выпить любил. Это, кстати, профессиональное, ки- нодраматургическое. Даже у самых успешных киносценари стов всегда есть комплекс не полноценности; ты пишешь, а в титоох идет, что фильм какого- нибудь режиссера Тютькина. А ведь это я придумал. Режиссе ру трудно работать в съемоч ный период - это колоссальная нагрузка, зато потом у него все пенки. А сценарист - про фессия тайная. - Конечно же, вы знаете массу иаорий, когда отлич ный сценарий был безнадеж но испорчен. Хотя режиссеры любят говорить обратное: взял, мол, никудо негодный сценарий, весь перелопатил... - Хороший сценорий всегда лучше хорошего фильма. По тому что у сценариста есть время думать, прописывать де тали. Режиссер же всегда по ставлен перед какими-то про изводственными вещами; актер не тот, это сорвалось, начина ется упрощение, уходят какие- то важные закорючки, сцена рий вытягивается в прямую ли нию... - Что нас ждет впереди? - Прогресс. В сериалы пошли хорошие режиссеры: Бортко, Хо- тиненко... Я сейчас участвую в сериале Хотиненко - «Крушение империи-2», но уже с другими актерами. Придумали, что это надо делать не просто по факту - как русская контрразведка жи ла, а как бы - от «Трех сестер» до «Дней Турбиных», как путь, пройденный ее офицерами... На проект отпущены большие день ги, ведь такой режиссер, как Хо тиненко, уже может обговари вать определенные условия. И это проходит - все же знают, что конечный продукт будет хороше го качества. - А в каком жанре вы пред почли бы работать? - К сожалению, как раз то, что я лучше всего умею делать - лирические комедии или ме лодрамы, - под сериалы не особенно подходит. - А «Холмс» что, не детек тив? - «Холмс» - это ироническая комедия, написанная акваре лью. Моей любимой краской. - С кем дружите? - Раньше, помню с нетерпе нием ждал вечера - как это, пропадает вечер! Сейчас такой потребности нет. Круг друзей сужается, записная книжка ре деет. Многие безвременно по мерли. Княжинский, Габрило- вич-младший, Рерберг, Авер бах, Миронов, Приемыхов... Не хочется продолжать список. - Что в плонох? Только се- риолы или большое кино то же? - Я сейчас написал сцена рий художественного фильма, снова для Говорухина. - Не боитесь - после его-то откровения, что лучшее свое кино он уже снял? - Посмотрим. Я-то считаю, что лучшее у него - «Десять не гритят». - А «Меао варечи изменить нельзя»? -Ну, это вещь культовоя, об суждению не подлежит. Гузель АГИШЕВА. Ж И В О Й У Г О Л О К ЛЮБОВЬ и ГОЛУБИ Голубиную стаю в 170 птиц умудряется содержать на свою скромную пенсию 65-летний Вя чеслав Иванов из Вольска. Ме жду тем за год подопечные съе дают тонну зерна. На корм лю бимцам Иванов ежемесячно от- кладывоет по 100 рублей, да и односелъчане помогают. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. КАЧА - КАК ДАЧА Такого количества диких уток, облюбовавших вместо те плых краев мелкаводную, но незамерзающую речку Качу, шасноярцы еще не видели. Г1тицы заселили всю вадную гладь, свободную ото льдо до же в сильные морозы. Но уток горожане не обижоют, под кармливают. Виталий ПЫРХ. КРАСНОЯРСК. ВЛАаЕЛИН КОЛЕЦ Житель города Костополя Василий Шевчук потаял покой и сон, неотлучно на^юдая за ротвейлером Джеком: любимец семьи случайно проглотил об ручальные кольца супругов. Хо тел было Василий прооперира- вать пса в местной ветбольни- це, да жена отгаварила: со временем, мол, вернет естест венным путем. Георгий ЛОВЧЕВ. Ровенская область. ТИГР НЕ ШУТИЛ Печально началась гаст ральная программа творческих коллективов СНГ «Золотой цирк Евразии» на Украине. Молодая дрессировщица тигров Светла на Доутова из Казахстана ста ла жертвой одного из своих по допечных в Одессе. На послед ней репетиции Светлана повер нулась к хищнику спиной и... Мощным ударом лапы зверь разорвал сонную артерию на шее дрессировщицы. Смерть наступила мгновенно. Теперь тигра-убийцу труппа привезла с собой во Львов. Он содержит ся в клетке подсобного поме щения цирка, ожидая своей участи. Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. «это я, ДЕВОЧКА ГРУСТНАЯ... СПУСТЯ БОЛЕЕ ЧЕМ 60 ЛЕТ УЗНАЛА СЕБЯ НА СНИМКЕ, СДЕЛАННОМ В 1942 ГОДУ И ОПУБЛИКОВАННОМ НЕДАВНО В «ДВ», РУФИНА ИВАНОВНА ШАДРИНА » Наши постоянные читатели, очевидно, помнят аорый сни мок, опубликованный нами в конце прошлого года («ДВ» от 2 декабря 2003 г.). Он был сде лан во время Великой Отечеа- венной войны в Свердловске, в районе знаменитого Уралма ша. Нам трудно было рассчиты вать на то, что спустя шестьде сят лет кто-то узнает себя на этой фотографии. Вся наша слабая надежда была но двух маленьких девочек в первом ряду - вдруг им попадется на глаза газета, и они помогут ном восстановить одну из за бытых страниц войны. Нам очень хотелось назвать по име нам людей, которые остава лись в тылу, но сделали все для Победы. Поклониться им, вспомнив золотые слова, ска занные когда-то Ольгой Берг гольц и ночертанные потом на сотнях и тысячах обелисков: «Никто не забыт, ничто не за быто». Та ноша статья в прошлом декабре называлась «Отклик нись, девочка грустная! Отзо вись, девочка веселая!» Отк ликнулась девочка грустная. Ею оказалась Руфина Ивановна Шадрина (Свинцова) из села Подовинное Октябрьского района Челябинской области. А письмо ее дошло до нас только блогодаря добрым и внимательным людям из отдела писем редакции «Челябинский рабочий». Именно вместе с этой газетой выходит в Челя бинске наш «Деловой вторник» и Руфина Ивановна по ошибке нописала письмо не в Москву, а в областной центр. Публикуя письмо Руфины Ивановны, мы продолжаем на деяться, что отзовется и «де вочка веселая» со снимка, о быть может, кто-то еще узнает своих родных и близких. Поиск продолжается. Благодарим всех, кто напи сал в рубрику «Последний по клон» о своих дедушкох и ба бушках. Мы по-прежнему ждем ваших писем с воспоми наниями о ^гаших дорогих ста риках, с размышлениями о се мейных традициях и родовой истории. Публиковать же пись ма мы будем в течение всего этого года, всем им найдется место, поэтому следите за «Де ловым вторником»! И пишите, пожалуйста, нам не куда-ни будь, а в Москву - подробный адрес вы найдете в конце этой страницы. Ваш Дмитрий ШЕВАРОВ. Здравствуйте, редакция! Пахоже, это я, «девочка гру стная» с фотографии, которую вы опубликовали. На снимке мне уже семь лет, но из-за тра гических событий, последовав ших после, я смутно помню эту поездку в Свердловск с отцом, «невысоким человеком во френче», как вы пишете. Его звали Шадриным Иваном Мат веевичем, 1889 года рождения. В Свердловске жил его родной брат, Николай, он работал на Уралмаше. На фото у меня за спиной сидит моя бабушка, Шадрина Ефросинья Осипов на. А я сейчас просто копия этой бабушки... Фотография была сделана не в 1943, а в 1942 году. Именно тогда, отсидев в Челя бинской пересыльной тюрьме после катастрофы в бытность его на председательском посту колхоза «Калиновка» Курган ской области, отец мой со брался к брату и матери. А фотографировал нас дядя, Николой Матвеевич, он увле кался фотографированием еще до войны. Грустной мне было отчего быть. И отцу моему. На снимке он кажется невысоким, а это просто после тюрьмы-то был он уже сильно хром и по лусидел из-за больной ноги. И я, и отец мой тогда не нужны оказались моей матери - во время его отсидки в тюрьме она нашла себе другого. Снимков отца у меня не со хранилось. Вот впервые за много лет увидела папу в газе те. А фотографий в семье было множество, но после того, как семья распалась, и мы, дети, попали в детдома; родственни ки не посчитали нужным сохра нить архив. Не осуждаю, была война. Мне очень понравилось, как вы пишете о старом снимке, о мгновении из жизни ушедшего поколения людей. О своем от це, умершем 30 августа 1943 года, я написала воспомина ние. Но пока никто, кроме мо его сына, не заинтересовался. Остаюсь с добрыми поже ланиями - ШАДРИНА Руфина Ивановна, воспитанница детского дома № 7 г. Миасса. З В Е З Д Ы Г А С Н У Т В О Д И Н О Ч К У ЗА НЕДЕЛЮ ДО СМЕРТИ ЕВГЕНИЙ ГРИШИН ЕЩЕ МЕЧТАЛ ВЕРНУТЬСЯ В РУССКИЙ ХОККЕЙ. НО БЫЛО УЖЕ ПОЗДНО... А Л Л О , К УМ И Р ! Это, наверное, только в России воз можно. Народ собирается посреди рабо чего дня в центре города и уараивает такие многолюдные, такие горькие про воды человеку без определенного места жительства, каких тут сроду не было. Очередь к гробу, в котором лежал хок- кеиа Евгений Гришин, вытянулась мет ров на сто пятьдесят и полдня не убавля лась. Когда гроб вынесли на запорошен ный лед стадиона, раздались... аплодис менты. Люди провожали звезду... Гришина уважали и любили. Очень чосто в самые тяжкие минуты матча, ко гда игра у команды не клеилась, Евгений брал игру на себя - и забивал. На невы соком форварде под номером 20 висели по два-три защитника, он волок их до радиуса штрафной площадки, стряхивал там с себя, издевательски укладывал на лед вратаря, и сибирская торсида подни мала ор, который был, наверное, слы шен на другом берегу Ангары. Ту команду, «Сибскану» с Гришиным, боготворили. Финальную игру с «Водни ком» по причине бурного наступления весны назначили на утро - как раз на то же время, когда наши «шайбисты» в олимпийском Ногано бились за золото с чехами. Но на иркутский стадион пришло 33 тысячи человек! Серебро своей ко манды они восприняли с такой радостью, кокая не снилась, наверное, и олимпий цам. Потом была еще бронза. Но в ко манде будто что-то надломилось. На три буне под табло, где я обычно устраива юсь, все больше стали говорить не о хок кее, а о том, что видели вчера «Жору, пьяного вусмерть». Ему многое прощалось в команде - пока забивал, пока вытягивал на своих немогучих плечах очки. Потом тренером приехал из Архангельска Юрий Лахонин, профессионал до мозга костей. И воль нице пришел конец. Гришин пробовал себя то в братском «Металлурге», то в иркутском «Зените», команде Первой ли ги. Пробовал вернуться в родную коман ду, но все понимали; это уже не тот Гри шин. Начало прошлого сезона отыграл, но затем пришел Новый год. - Я розговаривал с ним год назад, - рассказывает иркутский спортивный жур налист Юрий Елсуков, - он уже отчетли во понимол, что находится у пропасти. Говорил, что пробовал держаться, на два-три дня трезвости хватало, о потом, дескать, зашел в гости... Он пробовол лечиться. В редакции возникла даже идея создать фонд спосе- ния Гришина. Опубликовали объявление в газете - откликнулся один человек. По говаривали, что Гришин обитает в каком- то подвале. Как потом выяснилось, так оно и было. Вчерашний герой ледовых сражений продал свое жилье, а деньги разлете лись. Болельщики все это врелля с едой ему помоголи. Тележурналисты нашли Гришина, интервью было страшно корот ким: «Я бич стал, - сказал в камеру вче- рошний бомбардир, - из лучшего хоккеи ста стал бичом. Квартиру вот продал...». Потом но журналистов обрушилась куча обвинений; и в частную жизнь они лезут, и шоу из трагедии делают, и уволь нять их нодо, да еще иски вчинить. Но не было никакого шоу. Наоборот, журнали- . Дс сты пытались помочь экс-звезде огово рились встретиться, но в условленное время увидели его беспомощно лежав шим на утоптанном снегу. Последние кадры, где Гришин живой, сделаны в приемном отделении клиники. - Фомилия, имя, отчество... - для про формы произносит врач. - Гришин, Евгений Владимирович. Дело было в час дня. В шесть вечера он скончолся. ...Его отец-то погиб в какой-то дальне восточной командировке, когда будуще му бомбардиру было три года. Мать эту смерть переживала трудно; сночола кре пилась, а потом сорвалась. Евгения вы растила бабушка в доме на станции По ловина под Черемхово. Вопрос «Кто виноват?» не мог не воз никнуть. У нас привычка такая. Обвиняли самого Гришина, врачей, руководство команды, первую и вторую жену. Доста лось «тем, кто подливал», журналистам - как без этого! И все - неправда. Были, конечно, такие, кто считал вы пивку с самым популярным человеком го рода элементом престижа. Завтра на службе можно было между делом так сказать: «Головка что-то бу-бу - вчера с Жорой посидели». Но вообще-то водку ему никто силком в горло не заливал. И болельщики хорошо знали места, где ле том можно было увидеть своего кумира. Знали, что ему позволялось пропускать предсезонную подготовку в Байкальске - потому что после трехмесячной рассла бухи и щадящего режима тренировок он все равно подойдет к первым играм в за видной форме. - У него была потрясающая способ ность к восстановлению, - вспоминает Владимир Матиенко, который в те годы был президентом клуба, - что бы ни делол накануне, он и тренировку откатывал по полной программе, и результат делал. И, может быть, этот феноменальный дар сыг рал с ним плохую шутку. Потому что Гри шин в него, в дар этот, уверовал, но с возрастом времени на восстановление требовалось все больше, а остановиться он уже не мог. Что мы могли сделать? Только проплачивать его очередное лече ние. Женю, как и любого игрока, мы ви дели только на играх и тренировках - а дальше он был уже предоставлен сом се бе. Его могла спасти только боба - в хо рошем, в русском понимании этого сло ва. Но... Таких женщин, конечно, немного: много ли радости жить с алкоголиком? Первые комментарии о последних днях Гришина были до безобразия ба нальны; ураган на поле, Евгений был бес помощен за его пределами. Походят эти рассуждения на мальчиковое недовольст во булкой; мок-то в ней хорош, а вот в мякиш этакое добро завернули зря. Но такие люди, как Гришин, просто не могут быть трезвенниками. Они станут совсем не они, если перестанут лихачить во всем. Один из болельщиков припомнил, как относительно недавно в баре «Чем пион» игроки праздновали какую-то оче редную победу. Кто-то попросил соку, кто-то пива, только Гришин по-удалому заказал водку. Зокозол и пояснил: «Кто не курит и не пьет, тот в состав не попа дет». Присутствующие посмеялись. Первый глоток славы он получил еще в 11 лет - после игр на призы клуба «Плетеный мяч». В неполных восемнад- ,'л _ -»?' Ш ' Р о г , _1ЛЦрГ-1 « А *V' * Такимзапомнили болельщики кумира. ПоследниеснимкиГришина мыдавать не решились. цать он уже играл в команде мастеров, в двадцать с 32 забитыми мячами стал луч шим бомбардиром. Да, обладал сметли вым умом, но жил сегодняшним днем, де нег не копил, об образовании не поза ботился. Экс-президент клуба Владимир Матиенко помнит, как заставил Гришина писать объяснительную. - На той бумажке и было-то слов семь, вроде обещания больше не пить. Так он умудрился допустить около полу сотни ошибок! Видимо, полагал: аплодисменты трибун не могут вот так, в одночасье, растворить ся во времени и пространстве. Но это и есть самое глубокое заблуждение. Оно, увы, настигает очень многих, талантливых на льду. До смерти Гришина считали, что самым ярким игроком в истории иркутско го хоккея с мячом был нападающий Алек сандр Комаровский. И что? Незабытый разве что статистиками и самыми предан ными поклонниками до самой смерти сво ей преждевременной прозябал в какой-то шиномонтажной мастерской. Таких судеб на одну только иркутскую команду наберется десятка с два. А в ночь после похорон Евгения Гришина пришло сообщение из Кемерово: скон чался Юрий Никитин. Если первый был главным бомбардиром той «серебряной» «Сибсканы», то второй считался ее моз говым центром. Те же проблемы, та же причина ухода. Славу, победы, медоли, объятия и ап лодисменты звезды обретают на миру. А умирают - в одиночку. Владимир МЕДВЕДЕВ. ИРКУТСК. ДЕ110В01 ЭДтРШ Учредитель и Издатель «Информационио-аналитическое агентаво «Деловой еторнию» Издание зарегисгаировоно Миниаерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ N5 Л -7161 . Распространяется в качестве приложения к газетам; Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-йэтаж. B.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Л.Арих, АБушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. C.3аворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-шаН: уГогп!к@ас1|.ги «Деловой вторник». Перепечотко без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использавание материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Аарахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград), «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правде» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкольский рабочий» (Чито), «Советский Сахолин» (Южно-Сахолинск), «Якутия» (Якутск)._____________________________________
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz