Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

7 февраля 2004 г., №25 (22153) ЛИПЕЦКАЯ газета "уСобеседник «ЛГ» Неоставляйтестараний, маэстро! Многим читателям представлять Олега ФЕДЯНИНА не надо. Особенно тем, кто любит музыку и ходит на концерты оркестра народных инструментов, которым он руководит. Примерно год назад «ЛГ» уже рассказывала о том, что оркестр получил статус государственного. А начало нынешнего года преподнесло персональный подарок его лидеру: Федянину присвоено звание «Заслуженный артист РФ». Впрочем, насколькое знаю Олега (а тому вот уже четверть века), он никогда не гонялся за званиями и наградами. Он просто вечный трудоголик, влюбленный в музыку, никогда не унывающий и не теряющий своей невероятной энергии. Жизнь его заполнена каждодневной работой с оркестром и планами на будущее, которые он умудряется воплощать вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам. Но пусть лучше обо всем рассказывает он сам. —Думаю, за этот год ста­ новление оркестра в новом 7 качестве завершилось. Спаси­ бо областной администрации и управлению культуры — • мы здорово укрепили свою материальную базу: приобре­ ли баяны, синтезатор, костю­ мы. Да и музыканты успели и сыграться, и сдружиться. Так что теперь это в полном смысле слова — творческий ► коллектив. Но остается боль­ шая проблема: воспитание публики. — Так ведь, насколько я знаю, на концертах твоего оркестра зал всегда полон... — В Липецке — да. Но вот перед пятидесятилетием области мы объездили прак­ тически все районы и убеди­ лись: интерес к музыке не потерян, но людей явно оту­ чили ходить на концерты. Не знаю, с чем это связано. Воз­ можно, слишком часто сре­ ди гастролеров оказываются халтурщики. А может, пуб­ лика пристрастилась к по­ псе? К слову, не видно было, чтобы начальники райотде­ лов культуры сильно напря­ гались. Я же не поверю, что невозможно собрать публику на бесплатный концерт в Дом культуры! В конце концов, мы же делаем общее дело. По крайней мере, я надеюсь. —Обидно играть при по­ лупустых залах? —Да любому музыканту такое обидно! Но не только за себя, за свою музыку. Обидно и за несостоявшихся слушателей. Потому что даже те, кто случайно, быть может, впервив'-'яюиал шап наш концерт,^'ухадйт^йзуж-г ленными, радостными, они неизменно просят: «Приез­ жайте почаще». Сейчас наблюдаешь нечто •• абсурдное: в деревнях моло­ дежь не знает, что такое ба­ лалайка, домра, баян. И пос­ ле этого говорить о сохране­ нии национальной культу­ ры? Сейчас находятся мощ­ ные силы, включая телеви­ дение, готовые развращать народ. Значит, мы должны им противостоять и просве­ щать. — Если говорить о про­ свещении, то надо иметь в виду поездки по тем же рай­ онам, липецким школам. А не зазорно такому высоко­ профессиональному коллек­ тиву как твой выступать пе­ ред неподготовленной пуб­ ликой? —Ничуть! Мы даже орга­ низовали детский абонемент. Если хочешь иметь публику в концертных залах — ее надо воспитывать с детства. И я верю: вот эти детки, что слушают нас в актовых залах школ, непременно станут нашей постоянной аудитори­ ей. Знаешь, как они слуша­ ют, как у них глаза светят­ ся! Да после этого жить хо­ чется, играть хочется. При­ чем уже очевидно: одного концерта для школы мало — актовый зал не вмещает всех желающих. А потом клас­ сные руководители подходят с обидой: «А почему мои ос­ тались обделенными?» По­ этому у нас появилась идея: создать внутри оркестра не­ сколько ансамблей. Тогда можно будет давать больше концертов. Конечно, ситуа­ ция осложняется тем, что мы не имеем своего транспорта — каждый раз приходитея оарендовать^)» значит -;»«няа41 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА — Вот ты все о детских абонементах, о концертах в школах. Но на этом же мно­ го не заработаешь... А с дру­ гой стороны, сейчас билеты на многие липецкие коллек­ тивы, не говорю о москов­ ских гастролерах, стоят сот­ ни рублей... — Во-первых, я уже объяснил, что выступление в тех же школах — это своего рода «стратегическая поли­ тика». А во-вторых, я глубо­ ко убежден: когда речь идет о серьезном искусстве, если угодно, о просветительской миссии, тогда билеты не дол­ жны стоить дороже 40-50 рублей. Да пусть лучше на нашем концерте при таких дешевых билетах будет анш­ лаг в областном Дворце куль­ туры, чем «задирать» цены и искать камерный заль­ чик... Ну скажи, кто она, наша публика? Пенсионеры, студенты, нищие бюджетни­ ки. Разве мы имеем право лишать их хотя бы такой от­ душины, как встреча с хоро­ шей музыкой! Кроме того, гштвт^-мйогие ходят на наши кон­ церты семьями. Представь, если билет будет стоить пусть всего сто рублей, — для мамы, папы и ребенка это уже долой триста из семей­ ного бюджета. Многие ли могут себе это позволить? Ну, раз в год. А мы хотим, что­ бы люди имели возможность бывать на всех наших кон­ цертах. Слава Богу, у нас уже есть своя аудитория, я мно­ гих зрителей даже в лицо уз­ наю. — Я знаю, что без гран­ диозных планов ты жить не можешь. Поделись ближай­ шими... —Самый грандиозный — это пятый открытый Всерос­ сийский фестиваль професси­ ональных оркестров народ­ ных инструментов, который будет проходить в Липецке в середине сентября. Это куль­ турное событие очень высо­ кого уровня и огромного зна­ чения. Уже дал согласие при­ ехать коллектив из Японии. Да, представь себе: Япония — и оркестр русских народных инструменвоа! Да^щедири». жер эксУра-класса, работав­ ший с европейскими симфо­ ническими оркестрами. Ве­ дутся переговоры со шведа­ ми. Естественно, приедут лучшие коллективы России. Поклон областной админис­ трации — она поддержала эту идею и выделила необхо­ димые средства. А еще в рам­ ках фестиваля мы решили провести конкурс композито­ ров, пишущих для оркестров народных инструментов. Конкурс, естественно, прой­ дет заранее, а на фестивале будут исполняться произве­ дения победителей. Пять сен­ тябрьских дней музыка будет звучать практически и на всех концертных площадках Липецка, и в районах. — Я так понимаю, что устройство подобного фести­ валя — немалая честь для области? —Конечно! Но есть и бо­ лее далеко идущие планы: сделать такой фестиваль ре­ гулярным в Липецке, раз в два года, как, скажем, кон­ курс пианистов имени Игум­ нова ИЛИ: фестиваль июенигк Мистюкова. Не сомнёваюЭь,^ что все получится! В регионе сложились музыкальные тра­ диции, их надо развивать. Кстати, именно в связи с этим возникла мысль от­ крыть в Липецке филиал Все­ российского музыкального общества, причем председа­ тель этой организации Н. Калинин ее поддерживает. —Что тебя больше всего радует в чисто творческом смысле? — Когда я слышу от ис­ полнителей оркестра: «Нам интересно на каждой репети­ ции». Когда я вижу, что для них оркестр — это второй дом. Когда к нам возвраща­ ются после вузов, а музыкан­ ты-женщины —и после дек­ ретных отпусков. Пожалуй, это главная радость. —Ты не собираешься по­ ехать с коллективом на гаст­ роли за рубеж? — Пока — нет. Мы жи­ вем в России и должны для своей страны, для своей об­ ласти делать все, что в наших силах, а не рваться зараба- ■вывать деньги «за бугром». Дай Бог, чтобы у нас никог­ да не возникло такой необ­ ходимости. Беседовала Елена БРЕДИС. ^Г астроли То лирики, то ш^ы... Группа Михаила Танича «Лесоповал» с завидным постоянством из года в год приезжает в Липецк. Интерес тут взаимный и стабильный. Ансамблю очень нравится липецкая публика, а ей, в свою очередь, «Лесоповал», который практически всегда собирает аншлаг. Причем, поклонники очень разные: на последнем концерте в зале были замечены и крутые парни-«качки», и дети, и пенсионеры, и даже мэр города Михаил Гулевский с супругой. «Лесоповал» — лидер, пионер так называемого русского шансона, поет для всех. Его композиции широкого диапазона —от юмористических до романсовых, от лирических до пате­ тических.^Вообще это солидная команда. Программы ей ставит известный московский эстрадный режиссер Александр Ревзин, а оформляет их еще более известный художник Борис Крас­ нов. Мелодии к текстам Михаила Танича пишет не только му­ зыкальный руководитель коллектива АлександрФедорков (меж­ ду прочим, заслуженный артист России), но и Александр Доб­ ронравов, Руслан Горобец, Игорь Демарин. За почти тринад­ цать лет существования группы ею выпущено десять альбомов —продуктивность завидная. Кстати, поводом для нынешнего концерта «Лесоповала» стала презентация его новейшего дис­ ка, озаглавленного «Базара нет!» И действительно, на нем нет ничего «базарного», пошлого, никаких сомнительных «прико­ лов». Ребята на редкость последовательны, они не отклоняют­ ся от изначально избранного к^деа, не пытгпотся поразить сме­ лыми экспериментами. Зачем? От добра добра не ищут, свой верный, надежный слушатель у них есть. Я побеседовал с ведущим вокалистом группы Сергеем Куп- риком. Он рассказал о том, как М. Танич увлек его и осталь­ ных идеей именно такого ансамбля. И они уже просто не мыслят себя исполнителями какого-то иного стиля. Благопо­ лучные, всегда ладившие с законом артисты сумели проник­ нуться тем суровым жизненным, в том числе и тюремным, опытом, который выпал на долю их организатора, сумев пре­ образить все это в песни, в яркое сценическое действо. Иногда группа несколько утрирует российскую реальность, отдельные ее не слишком приятные черты. Но ведь любые песни —это не зеркальное отражение жизни. Скажем, в од­ ной из них — «Человек из тюрьмы» — есть рефрен: «Это, может быть, вы, это, может быть, мы». В сущности, вариа­ ция старой и горькой мудрости: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Или возьмем композицию про комфортное путе­ шествие на белом теплоходе. Герою там скучно. Ему хочется домой: «А где мой дом — где всегда зима, моя там воля и моя тюрьма». Тоже горько, но по-своему ведь точно. Шоу «Лесоповала», как и принято на эстраде, выстраи­ вается из разнородных элементов, которые все время пере­ ключают настроение зала: от улыбки к раздумью, от печали к ироини. Певцы — то лирики, способные вызвать у слуша­ телей слезы (допустим, простой и прекрасной песней о че­ ченских событиях «Был пацан»), то шуты, откровенно валя­ ющие дурака. Живой звук, умение держать зал, завидная работоспо­ собность, самоотдача —все это и есть «Лесоповал». Не пото­ му ли и публика готова, кажется, приходить на его концер­ ты не только раз в году?.. Константин КЛЮТКИН. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. А . т * в начиналась та да­ лекая война, увы, традиционно. В конце 1903-го ■наши разведчики доносили: «Действия флота Японии дают основания ожи­ дать нападение на русские порты», «В Японии призва­ ны резервисты, зафрахтова­ ны пароходы, способные под­ нять две дивизии десанта», «Японский флот переходит в Корею», «Япония начала об­ щую мобилизацию»... К сожалению, эти сообще­ ния остались без внимания царского правительства. Как и не было им учтено то об­ стоятельство, что Япония имела двойное численное превосходство в силах фло­ та. Сообщили русские развед­ чики и о том, что 22 января 1904 года в Токио на закры­ том совещгшии было решено боевые действия против рус­ ского флота начать незамед­ лительно. И на следующий день японский флот покинул свою главную базу Сасебо, направившись в Желтое море: одна часть кораблей — к островам Саншантао, дру­ гая —к Чемпульпо, главные силы вице-адмирала Того — к Порт-Артуру. На подходе к рейду япон­ цы увидели русские корабли: крейсер «Паллада», бронено­ сец «Ретвизан», миноносцы «Росторопный» и «Бесстраш­ ный» — и открыли по ним огонь. Было убито 13 моря- ^юв нижних чинов, на «Пал- ладе» при взрыве торпеды 32 отравились газами. 25-26 января миноносцы японцев снова произвели вне­ запное нападение на нашу эс­ кадру, по-прежнему стояв­ шую на внешнем рейде кре­ пости Порт-Артур. Атака продолжалась больше часа. После чего вражеские кораб- «Наверх вы, товарищи! Все по местам!» Сто лет назад началась трагическая для нашей страны русско-японская война, яркой страницей которой стала героическая гибель легендарного крейсера «Варяг» ли отошли. Б погоню за ними устремились крейсеры «Но­ вик», «Аскольд» и «Боя­ рин». Однако догнать более быстроходного неприятеля им было не под силу. 26 января корейский порт Чемпульпо был блокирован японской эскадрой в составе броненосца, пяти бронепа­ лубных крейсеров и восьми миноносцев. Этой армаде противостояли бронепалуб­ ный крейсер «Варяг» под командованием капитана 1 ранга Всеволода Руднева и канонерская лодка «Кореец». Всего на них находилось 749 моряков. На следующий день япон­ ский контр-адмирал Уриу предъявил нашим морякам ультиматум, требуя сдачи в плен. В ответ они приняли бой и попытались прорвать­ ся. В ходе сражения был по­ топлен эсминец противника, нанесены серьезные повреж­ дения двум крейсерам. Но и «Варяг» получил несколько пробоин. Силы были слишком не­ равными. Нашим кораблям пришлось вернуться в порт Чемпульпо, где крейсер «Ва­ ряг» затопили, а канонер­ скую лодку «Кореец» взорва­ ли. Русские экипажи приня­ ли на свои борта английские и другие корабли, кроме аме­ риканских, которые отказа­ ли россиянам в приюте. И таким образом моряки «Ва­ ряга» и «Корейца» благопо­ лучно вернулись на Родину. Ночь с 26 на 27 января в Порт-Артуре была прохлад­ ная. На внешнем рейде нахо­ дилось 16 вымпелов Тихооке­ анской эскадры. Корабли сто­ яли в четыре линии на рас­ стоянии четырех кабельтовых один от другого. Во второй линии на левом фланге край­ ним к морю занимал место новейший броненосец «Цеса­ ревич». По нему и нацелили удар подкравшиеся японцы. Выпущенная ими торпеда попала в корму с левого бор­ та. Через пробоину хлынула вода и затопила жилую палу­ бу, лазарет, помещения мин­ ного аппарата. В этом бою погиб наш земляк машинист Анфиноген Афанасьевич Жу­ ков, находившийся, как пред­ полагалось, в рулевом кор­ мовом отделении. В двух милях от полуост­ рова Тигровый Хвост на виду у всего Порт-Артура подо­ рвался на мине и через две минуты исчез под водой флагманский броненосец ТОФ «Петропавловск». Вме­ сте с ним погибли команду­ ющий флотом вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба флота контр-адмирал М.П. Молас, знаменитый русский художник-баталист В.В. Верещагин, 27 офицеров и 652 матроса. В том числе и наш земляк, сын елецкого дворянина-землевладельца мичман Сергей Дмитриевич Бодиско... О героической обороне крепости русскими солдата­ ми и офицерами замечатель­ но рассказано в книге «Порт- Артур». Скажем лишь, что в 1897 году в стратегических целях у Китая был взят в аренду безлюдный участок суши, где срочно начали воз­ водить форты, казармы и казематы. Так, со временем возникла крепость Порт-Ар­ тур, которую к началу вой­ ны не удалось во всех отно­ шениях по-настоящему обо­ рудовать и укрепить. Слабо­ стью ее было и то, что мел­ ководная бухта внутреннего рейда не позволяла маневр тяжелых военных кораблей- крейсеров, броненосцев... Порт-Артур оказался от­ резанным от своих тылов с суши и моря. Его блокада длилась 239 дней. Гарнизон не получал никаких известий с «большой земли», остро испытывал недостаток в бое­ припасах, продовольствии, но держался , стоял на ­ смерть... Японцы предпринимали штурм за штурмом. И каж­ дый заканчивался русской штыковой контратакой, ру­ копашной. Всего за время блокады здесь погибло 6634, ранено 24 тысячи, умерло от ран и болезней четыре тыся­ чи русских воинов. ...Крейсер «Варяг» япон­ цы потом сумели поднять и восстановить. В 1916 году они продали его... России. В феврале 1917 года крейсер ушел на ремонт в Англию, а в 1918 году затонул в Ирландском море. Его коман­ дир капитан 1 ранга Всево­ лод Федорович Руднев ко­ мандовал потом эскадренным броненосцем «Андрей Перво­ званный» и 14-м флотским экипажем. В 1905 году за отказ участвовать в репрес­ сиях против революционных моряков его отправили в от­ ставку. В день 50-летия под­ вига «Варяга» в Туле был открыт памятник его доблестному командиру. В эти дни в городе Коро­ леве в местном музее откры­ лась выставка «Наш «Ва­ ряг». Она посвящена 100-ле- тию со дня героической ги­ бели легендарного крейсера. В залах музея представ­ лена богатейшая, редкостная коллекция, посвященная «Варягу». В экспозиции бо­ лее трех тысяч фотодокумен­ тов, открыток, значков, грампластинок, изданных в СССР и за рубежом, с песня­ ми о крейсере и его героичес­ ких матросах. На самом вид­ ном месте крупным шрифтом слова известной всем русской песни: «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает... Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!..» Собрал эту замечательную коллекцию конструктор из ракетно-космической корпора­ ции «Энергия» им. С.П. Ко­ ролева Виктор Катаев. Он уча­ ствовал в создании советского «Бурана», а сейчас успешно работает в рамках программы международного консорциума «Морской старт». В канун 100-летия гибе­ ли «Варяга» информацион­ ные агентства сообщили: с площадки морского базиро­ вания близ острова Рожде­ ства в Тихом океане успеш­ но запущен с помощью рос­ сийской ракеты «Зенит» бра­ зильский спутник. Жизнь продолжается... Владимир ОСИПОВ, военный обозреватель «Липецкой газеты». КСТАТИ: Как стало известно, на днях отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота под флагом командующего ТОФ адмирала Виктора Федорова вышел из Владивостока и взял курс на корей­ ский порт Инчхон (бывший Чемпульпо). В составе отряда — гвар­ дейский ракетный крейсер «Варяг», ВПК «Адмирал Трибуц» и МПК «Кореец». Планом официального визита в Корею предусмотрена стоянка наших кораблей с 10 по 14 февраля в порту. В это время тихоокеан­ цы посетят исторические места, связанные с подвигом русского крейсера, примут участие в церемонии открытия мемориальной доски и памятника экипажам «Варяга» и «Корейца». Пророк в Отечестве Завтра исполняется 170 лет со дня рождения нашего национального гения, ученого-энциклопедиста, мыслителя, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева. И мя его прочно связано с открытием «Таблицы Менделеева» —периоди­ ческой системы элементов. До ее со­ здания картина мира, наполненная химическими элементами, являла полный хаос. Гениальное открытие Менделее­ ва стало одним из немногих мировых откры­ тий, птоевернувших представление о мирозда­ нии. Наряду, скажем, с квантовой теорией Планка, открытием радиоактивного излучения Кюри или закона тяготения Ньютона... Тем не менее собственно величие Менделее­ ва, как ученого, при этом как-то не афшшщует- ся. Ну открыл и открыл... Вспомнать же об уче­ ном, как о великом гражданине и мыслителе, и вовсе не принято. Но ведь это была удивительно щедро ода­ ренная Творцом личность! Даже во внешности. Его облик сравнивали с самимСаваофом, с изоб­ ражениями библейских персонажей на иллюст­ рациях ГюставаДоре. А гл^ина и актуальность его трудов способны поразить самое изощрен­ ное воображение. Менделеевым, помимо работ, связанных с исследованием химической природы материи, написан ряд капитальных социально-экономи­ ческих трудов, актуальность и выводыкоторых не устарели и сегодня. Таких как «К познанию России», «Толковый тариф», «Мысли о разви­ тии сельскохозяйственной промышленности», «Заветные мысли», «Учение о промышленнос­ ти», «Об условиях развития заводского дела», «Оправдания протекционизма», «Приемы есте­ ствознания в изучении цен», «Оспиритизме» и так далее. Без преувеличения будет сказано: в трудах его, посвященных демографическим ли, эконо­ мическим ли, социальным вопросам, можно найти ответы на многие, если не на большин­ ство проблем, которые терзают сегодняшнюю Россию. Но, увы, стриженному под западнуюгребен­ ку сознанию большинства сегодняшней публи­ ки свои Учителя не нужны. Хотя пятнадцать лет реформ ясно показали, что принесли стране либерально-монетаристские теории двух запад­ ных «гениев» —Фридмана и Сакса, —по кото­ рым и строилась «новая Россия». А ведь в той же работе «Оправдание протек­ ционизма» ярко и убедительно обоснована роль государственного протекционизма в защите ин­ тересов отечественных предпринимателей, в «Толковом тарифе» сказано о важности тамо­ женного регулирования для развития своейпро­ мышленности и так далее. Впрочем, прочесть эти и многие другие мыс­ ли великого человека не так-то просто: после­ дний раз его 25-томное собрание сочинений из­ давалось в 1952 году — по настоянию Стали­ на... Сегодня, вспоминая о великом сыне русско­ го народа Дмитрии ИвановичеМенделееве вощзе- ки установившейся пословице, смеюутверждать, —пророки в Отечестве бьши, есть и будут! Нам бы только научиться слышать не лжекумиров, не политиков на час, не мыслителей-переверты- шей^ нелукавыемудрствования «общечеловеков», а их. Дмитрий Менделеев из великой плеяды оте­ чественных пророков и мыслителей. Впрочем он и сам не уставал повторять: «Не надо ни мучени­ ков, ни апостолов. Только размышляйте, не жи­ вите как растения!» А теперь — несколько выдержек из трудов Д.И. Менделеева: «Гордитесь только тем, что сделано для дру­ гих, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостьювозвышайтесь- Главный секрет жизни вот какой: один человек — нуль, вместе только — люди-» «Удовольствие — пролетит: оно — себе, птуд оставит следдолгойрадости: он — другим- При­ обретайте главное богатство — уменье себя по­ беждать-» «Пока мы, своих нужд ради, потребляем или, правильнее, истребляем и разрушаем так или иначе созданное — в нас еще нет места высшим началам, человечеству свойственным, и низкое господствует в потребителях, а потому неиз­ бежно проявляется в общем строе жизни-» «.-Богатство можно приобрести грабежом, и чем оно легче и скорее достается, тем легче и транжирится—» «Как только дали Канаде, Австралии, По­ вой Зеландии, Индии и некоторым другим коло­ ниям Англии свободу управляться своими мест­ ными парламентами, так они тотчас стали вводить большие таможенные оклады, защиищя ими зародыши своейместной промышленности- и успеха достигают — богатеют». «Богатство отдельных лиц ничтожно, если нет общего, народного-» «Могу сказать, что знал на своемвеку- очень много государственных русских людей, и с уве­ ренностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает... Отсюда берет свое начало стремление занять служебное положение- без следа внутреннего стремления к способам уве­ личения народного благосостояния, а только с требованиями личными, без каких-либо обязан­ ностей-» Этим мыслямМенделеева —около ста лет. И написаны они в то время, когда Россия XIX века вступила на капиталистический путь развития, а 80 процентов финансово-банковского капитала ее были сосредоточены в руках западных «благоде­ телей». В начале XXI века Россия вновь строит капитализм. А потому, думается, пророчества русского гения и сегодня более чем актуальны. Владимир ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz