Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
7 февраля 2004 г., №25 (22153) ЛИПЕЦКАЯ газета "уСобеседник «ЛГ» Неоставляйтестараний, маэстро! Многим читателям представлять Олега ФЕДЯНИНА не надо. Особенно тем, кто любит музыку и ходит на концерты оркестра народных инструментов, которым он руководит. Примерно год назад «ЛГ» уже рассказывала о том, что оркестр получил статус государственного. А начало нынешнего года преподнесло персональный подарок его лидеру: Федянину присвоено звание «Заслуженный артист РФ». Впрочем, насколькое знаю Олега (а тому вот уже четверть века), он никогда не гонялся за званиями и наградами. Он просто вечный трудоголик, влюбленный в музыку, никогда не унывающий и не теряющий своей невероятной энергии. Жизнь его заполнена каждодневной работой с оркестром и планами на будущее, которые он умудряется воплощать вопреки всем неблагоприятным обстоятельствам. Но пусть лучше обо всем рассказывает он сам. —Думаю, за этот год ста новление оркестра в новом 7 качестве завершилось. Спаси бо областной администрации и управлению культуры — • мы здорово укрепили свою материальную базу: приобре ли баяны, синтезатор, костю мы. Да и музыканты успели и сыграться, и сдружиться. Так что теперь это в полном смысле слова — творческий ► коллектив. Но остается боль шая проблема: воспитание публики. — Так ведь, насколько я знаю, на концертах твоего оркестра зал всегда полон... — В Липецке — да. Но вот перед пятидесятилетием области мы объездили прак тически все районы и убеди лись: интерес к музыке не потерян, но людей явно оту чили ходить на концерты. Не знаю, с чем это связано. Воз можно, слишком часто сре ди гастролеров оказываются халтурщики. А может, пуб лика пристрастилась к по псе? К слову, не видно было, чтобы начальники райотде лов культуры сильно напря гались. Я же не поверю, что невозможно собрать публику на бесплатный концерт в Дом культуры! В конце концов, мы же делаем общее дело. По крайней мере, я надеюсь. —Обидно играть при по лупустых залах? —Да любому музыканту такое обидно! Но не только за себя, за свою музыку. Обидно и за несостоявшихся слушателей. Потому что даже те, кто случайно, быть может, впервив'-'яюиал шап наш концерт,^'ухадйт^йзуж-г ленными, радостными, они неизменно просят: «Приез жайте почаще». Сейчас наблюдаешь нечто •• абсурдное: в деревнях моло дежь не знает, что такое ба лалайка, домра, баян. И пос ле этого говорить о сохране нии национальной культу ры? Сейчас находятся мощ ные силы, включая телеви дение, готовые развращать народ. Значит, мы должны им противостоять и просве щать. — Если говорить о про свещении, то надо иметь в виду поездки по тем же рай онам, липецким школам. А не зазорно такому высоко профессиональному коллек тиву как твой выступать пе ред неподготовленной пуб ликой? —Ничуть! Мы даже орга низовали детский абонемент. Если хочешь иметь публику в концертных залах — ее надо воспитывать с детства. И я верю: вот эти детки, что слушают нас в актовых залах школ, непременно станут нашей постоянной аудитори ей. Знаешь, как они слуша ют, как у них глаза светят ся! Да после этого жить хо чется, играть хочется. При чем уже очевидно: одного концерта для школы мало — актовый зал не вмещает всех желающих. А потом клас сные руководители подходят с обидой: «А почему мои ос тались обделенными?» По этому у нас появилась идея: создать внутри оркестра не сколько ансамблей. Тогда можно будет давать больше концертов. Конечно, ситуа ция осложняется тем, что мы не имеем своего транспорта — каждый раз приходитея оарендовать^)» значит -;»«няа41 ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА — Вот ты все о детских абонементах, о концертах в школах. Но на этом же мно го не заработаешь... А с дру гой стороны, сейчас билеты на многие липецкие коллек тивы, не говорю о москов ских гастролерах, стоят сот ни рублей... — Во-первых, я уже объяснил, что выступление в тех же школах — это своего рода «стратегическая поли тика». А во-вторых, я глубо ко убежден: когда речь идет о серьезном искусстве, если угодно, о просветительской миссии, тогда билеты не дол жны стоить дороже 40-50 рублей. Да пусть лучше на нашем концерте при таких дешевых билетах будет анш лаг в областном Дворце куль туры, чем «задирать» цены и искать камерный заль чик... Ну скажи, кто она, наша публика? Пенсионеры, студенты, нищие бюджетни ки. Разве мы имеем право лишать их хотя бы такой от душины, как встреча с хоро шей музыкой! Кроме того, гштвт^-мйогие ходят на наши кон церты семьями. Представь, если билет будет стоить пусть всего сто рублей, — для мамы, папы и ребенка это уже долой триста из семей ного бюджета. Многие ли могут себе это позволить? Ну, раз в год. А мы хотим, что бы люди имели возможность бывать на всех наших кон цертах. Слава Богу, у нас уже есть своя аудитория, я мно гих зрителей даже в лицо уз наю. — Я знаю, что без гран диозных планов ты жить не можешь. Поделись ближай шими... —Самый грандиозный — это пятый открытый Всерос сийский фестиваль професси ональных оркестров народ ных инструментов, который будет проходить в Липецке в середине сентября. Это куль турное событие очень высо кого уровня и огромного зна чения. Уже дал согласие при ехать коллектив из Японии. Да, представь себе: Япония — и оркестр русских народных инструменвоа! Да^щедири». жер эксУра-класса, работав ший с европейскими симфо ническими оркестрами. Ве дутся переговоры со шведа ми. Естественно, приедут лучшие коллективы России. Поклон областной админис трации — она поддержала эту идею и выделила необхо димые средства. А еще в рам ках фестиваля мы решили провести конкурс композито ров, пишущих для оркестров народных инструментов. Конкурс, естественно, прой дет заранее, а на фестивале будут исполняться произве дения победителей. Пять сен тябрьских дней музыка будет звучать практически и на всех концертных площадках Липецка, и в районах. — Я так понимаю, что устройство подобного фести валя — немалая честь для области? —Конечно! Но есть и бо лее далеко идущие планы: сделать такой фестиваль ре гулярным в Липецке, раз в два года, как, скажем, кон курс пианистов имени Игум нова ИЛИ: фестиваль июенигк Мистюкова. Не сомнёваюЭь,^ что все получится! В регионе сложились музыкальные тра диции, их надо развивать. Кстати, именно в связи с этим возникла мысль от крыть в Липецке филиал Все российского музыкального общества, причем председа тель этой организации Н. Калинин ее поддерживает. —Что тебя больше всего радует в чисто творческом смысле? — Когда я слышу от ис полнителей оркестра: «Нам интересно на каждой репети ции». Когда я вижу, что для них оркестр — это второй дом. Когда к нам возвраща ются после вузов, а музыкан ты-женщины —и после дек ретных отпусков. Пожалуй, это главная радость. —Ты не собираешься по ехать с коллективом на гаст роли за рубеж? — Пока — нет. Мы жи вем в России и должны для своей страны, для своей об ласти делать все, что в наших силах, а не рваться зараба- ■вывать деньги «за бугром». Дай Бог, чтобы у нас никог да не возникло такой необ ходимости. Беседовала Елена БРЕДИС. ^Г астроли То лирики, то ш^ы... Группа Михаила Танича «Лесоповал» с завидным постоянством из года в год приезжает в Липецк. Интерес тут взаимный и стабильный. Ансамблю очень нравится липецкая публика, а ей, в свою очередь, «Лесоповал», который практически всегда собирает аншлаг. Причем, поклонники очень разные: на последнем концерте в зале были замечены и крутые парни-«качки», и дети, и пенсионеры, и даже мэр города Михаил Гулевский с супругой. «Лесоповал» — лидер, пионер так называемого русского шансона, поет для всех. Его композиции широкого диапазона —от юмористических до романсовых, от лирических до пате тических.^Вообще это солидная команда. Программы ей ставит известный московский эстрадный режиссер Александр Ревзин, а оформляет их еще более известный художник Борис Крас нов. Мелодии к текстам Михаила Танича пишет не только му зыкальный руководитель коллектива АлександрФедорков (меж ду прочим, заслуженный артист России), но и Александр Доб ронравов, Руслан Горобец, Игорь Демарин. За почти тринад цать лет существования группы ею выпущено десять альбомов —продуктивность завидная. Кстати, поводом для нынешнего концерта «Лесоповала» стала презентация его новейшего дис ка, озаглавленного «Базара нет!» И действительно, на нем нет ничего «базарного», пошлого, никаких сомнительных «прико лов». Ребята на редкость последовательны, они не отклоняют ся от изначально избранного к^деа, не пытгпотся поразить сме лыми экспериментами. Зачем? От добра добра не ищут, свой верный, надежный слушатель у них есть. Я побеседовал с ведущим вокалистом группы Сергеем Куп- риком. Он рассказал о том, как М. Танич увлек его и осталь ных идеей именно такого ансамбля. И они уже просто не мыслят себя исполнителями какого-то иного стиля. Благопо лучные, всегда ладившие с законом артисты сумели проник нуться тем суровым жизненным, в том числе и тюремным, опытом, который выпал на долю их организатора, сумев пре образить все это в песни, в яркое сценическое действо. Иногда группа несколько утрирует российскую реальность, отдельные ее не слишком приятные черты. Но ведь любые песни —это не зеркальное отражение жизни. Скажем, в од ной из них — «Человек из тюрьмы» — есть рефрен: «Это, может быть, вы, это, может быть, мы». В сущности, вариа ция старой и горькой мудрости: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Или возьмем композицию про комфортное путе шествие на белом теплоходе. Герою там скучно. Ему хочется домой: «А где мой дом — где всегда зима, моя там воля и моя тюрьма». Тоже горько, но по-своему ведь точно. Шоу «Лесоповала», как и принято на эстраде, выстраи вается из разнородных элементов, которые все время пере ключают настроение зала: от улыбки к раздумью, от печали к ироини. Певцы — то лирики, способные вызвать у слуша телей слезы (допустим, простой и прекрасной песней о че ченских событиях «Был пацан»), то шуты, откровенно валя ющие дурака. Живой звук, умение держать зал, завидная работоспо собность, самоотдача —все это и есть «Лесоповал». Не пото му ли и публика готова, кажется, приходить на его концер ты не только раз в году?.. Константин КЛЮТКИН. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. А . т * в начиналась та да лекая война, увы, традиционно. В конце 1903-го ■наши разведчики доносили: «Действия флота Японии дают основания ожи дать нападение на русские порты», «В Японии призва ны резервисты, зафрахтова ны пароходы, способные под нять две дивизии десанта», «Японский флот переходит в Корею», «Япония начала об щую мобилизацию»... К сожалению, эти сообще ния остались без внимания царского правительства. Как и не было им учтено то об стоятельство, что Япония имела двойное численное превосходство в силах фло та. Сообщили русские развед чики и о том, что 22 января 1904 года в Токио на закры том совещгшии было решено боевые действия против рус ского флота начать незамед лительно. И на следующий день японский флот покинул свою главную базу Сасебо, направившись в Желтое море: одна часть кораблей — к островам Саншантао, дру гая —к Чемпульпо, главные силы вице-адмирала Того — к Порт-Артуру. На подходе к рейду япон цы увидели русские корабли: крейсер «Паллада», бронено сец «Ретвизан», миноносцы «Росторопный» и «Бесстраш ный» — и открыли по ним огонь. Было убито 13 моря- ^юв нижних чинов, на «Пал- ладе» при взрыве торпеды 32 отравились газами. 25-26 января миноносцы японцев снова произвели вне запное нападение на нашу эс кадру, по-прежнему стояв шую на внешнем рейде кре пости Порт-Артур. Атака продолжалась больше часа. После чего вражеские кораб- «Наверх вы, товарищи! Все по местам!» Сто лет назад началась трагическая для нашей страны русско-японская война, яркой страницей которой стала героическая гибель легендарного крейсера «Варяг» ли отошли. Б погоню за ними устремились крейсеры «Но вик», «Аскольд» и «Боя рин». Однако догнать более быстроходного неприятеля им было не под силу. 26 января корейский порт Чемпульпо был блокирован японской эскадрой в составе броненосца, пяти бронепа лубных крейсеров и восьми миноносцев. Этой армаде противостояли бронепалуб ный крейсер «Варяг» под командованием капитана 1 ранга Всеволода Руднева и канонерская лодка «Кореец». Всего на них находилось 749 моряков. На следующий день япон ский контр-адмирал Уриу предъявил нашим морякам ультиматум, требуя сдачи в плен. В ответ они приняли бой и попытались прорвать ся. В ходе сражения был по топлен эсминец противника, нанесены серьезные повреж дения двум крейсерам. Но и «Варяг» получил несколько пробоин. Силы были слишком не равными. Нашим кораблям пришлось вернуться в порт Чемпульпо, где крейсер «Ва ряг» затопили, а канонер скую лодку «Кореец» взорва ли. Русские экипажи приня ли на свои борта английские и другие корабли, кроме аме риканских, которые отказа ли россиянам в приюте. И таким образом моряки «Ва ряга» и «Корейца» благопо лучно вернулись на Родину. Ночь с 26 на 27 января в Порт-Артуре была прохлад ная. На внешнем рейде нахо дилось 16 вымпелов Тихооке анской эскадры. Корабли сто яли в четыре линии на рас стоянии четырех кабельтовых один от другого. Во второй линии на левом фланге край ним к морю занимал место новейший броненосец «Цеса ревич». По нему и нацелили удар подкравшиеся японцы. Выпущенная ими торпеда попала в корму с левого бор та. Через пробоину хлынула вода и затопила жилую палу бу, лазарет, помещения мин ного аппарата. В этом бою погиб наш земляк машинист Анфиноген Афанасьевич Жу ков, находившийся, как пред полагалось, в рулевом кор мовом отделении. В двух милях от полуост рова Тигровый Хвост на виду у всего Порт-Артура подо рвался на мине и через две минуты исчез под водой флагманский броненосец ТОФ «Петропавловск». Вме сте с ним погибли команду ющий флотом вице-адмирал С.О. Макаров, начальник штаба флота контр-адмирал М.П. Молас, знаменитый русский художник-баталист В.В. Верещагин, 27 офицеров и 652 матроса. В том числе и наш земляк, сын елецкого дворянина-землевладельца мичман Сергей Дмитриевич Бодиско... О героической обороне крепости русскими солдата ми и офицерами замечатель но рассказано в книге «Порт- Артур». Скажем лишь, что в 1897 году в стратегических целях у Китая был взят в аренду безлюдный участок суши, где срочно начали воз водить форты, казармы и казематы. Так, со временем возникла крепость Порт-Ар тур, которую к началу вой ны не удалось во всех отно шениях по-настоящему обо рудовать и укрепить. Слабо стью ее было и то, что мел ководная бухта внутреннего рейда не позволяла маневр тяжелых военных кораблей- крейсеров, броненосцев... Порт-Артур оказался от резанным от своих тылов с суши и моря. Его блокада длилась 239 дней. Гарнизон не получал никаких известий с «большой земли», остро испытывал недостаток в бое припасах, продовольствии, но держался , стоял на смерть... Японцы предпринимали штурм за штурмом. И каж дый заканчивался русской штыковой контратакой, ру копашной. Всего за время блокады здесь погибло 6634, ранено 24 тысячи, умерло от ран и болезней четыре тыся чи русских воинов. ...Крейсер «Варяг» япон цы потом сумели поднять и восстановить. В 1916 году они продали его... России. В феврале 1917 года крейсер ушел на ремонт в Англию, а в 1918 году затонул в Ирландском море. Его коман дир капитан 1 ранга Всево лод Федорович Руднев ко мандовал потом эскадренным броненосцем «Андрей Перво званный» и 14-м флотским экипажем. В 1905 году за отказ участвовать в репрес сиях против революционных моряков его отправили в от ставку. В день 50-летия под вига «Варяга» в Туле был открыт памятник его доблестному командиру. В эти дни в городе Коро леве в местном музее откры лась выставка «Наш «Ва ряг». Она посвящена 100-ле- тию со дня героической ги бели легендарного крейсера. В залах музея представ лена богатейшая, редкостная коллекция, посвященная «Варягу». В экспозиции бо лее трех тысяч фотодокумен тов, открыток, значков, грампластинок, изданных в СССР и за рубежом, с песня ми о крейсере и его героичес ких матросах. На самом вид ном месте крупным шрифтом слова известной всем русской песни: «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает... Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает!..» Собрал эту замечательную коллекцию конструктор из ракетно-космической корпора ции «Энергия» им. С.П. Ко ролева Виктор Катаев. Он уча ствовал в создании советского «Бурана», а сейчас успешно работает в рамках программы международного консорциума «Морской старт». В канун 100-летия гибе ли «Варяга» информацион ные агентства сообщили: с площадки морского базиро вания близ острова Рожде ства в Тихом океане успеш но запущен с помощью рос сийской ракеты «Зенит» бра зильский спутник. Жизнь продолжается... Владимир ОСИПОВ, военный обозреватель «Липецкой газеты». КСТАТИ: Как стало известно, на днях отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота под флагом командующего ТОФ адмирала Виктора Федорова вышел из Владивостока и взял курс на корей ский порт Инчхон (бывший Чемпульпо). В составе отряда — гвар дейский ракетный крейсер «Варяг», ВПК «Адмирал Трибуц» и МПК «Кореец». Планом официального визита в Корею предусмотрена стоянка наших кораблей с 10 по 14 февраля в порту. В это время тихоокеан цы посетят исторические места, связанные с подвигом русского крейсера, примут участие в церемонии открытия мемориальной доски и памятника экипажам «Варяга» и «Корейца». Пророк в Отечестве Завтра исполняется 170 лет со дня рождения нашего национального гения, ученого-энциклопедиста, мыслителя, патриота России Дмитрия Ивановича Менделеева. И мя его прочно связано с открытием «Таблицы Менделеева» —периоди ческой системы элементов. До ее со здания картина мира, наполненная химическими элементами, являла полный хаос. Гениальное открытие Менделее ва стало одним из немногих мировых откры тий, птоевернувших представление о мирозда нии. Наряду, скажем, с квантовой теорией Планка, открытием радиоактивного излучения Кюри или закона тяготения Ньютона... Тем не менее собственно величие Менделее ва, как ученого, при этом как-то не афшшщует- ся. Ну открыл и открыл... Вспомнать же об уче ном, как о великом гражданине и мыслителе, и вовсе не принято. Но ведь это была удивительно щедро ода ренная Творцом личность! Даже во внешности. Его облик сравнивали с самимСаваофом, с изоб ражениями библейских персонажей на иллюст рациях ГюставаДоре. А гл^ина и актуальность его трудов способны поразить самое изощрен ное воображение. Менделеевым, помимо работ, связанных с исследованием химической природы материи, написан ряд капитальных социально-экономи ческих трудов, актуальность и выводыкоторых не устарели и сегодня. Таких как «К познанию России», «Толковый тариф», «Мысли о разви тии сельскохозяйственной промышленности», «Заветные мысли», «Учение о промышленнос ти», «Об условиях развития заводского дела», «Оправдания протекционизма», «Приемы есте ствознания в изучении цен», «Оспиритизме» и так далее. Без преувеличения будет сказано: в трудах его, посвященных демографическим ли, эконо мическим ли, социальным вопросам, можно найти ответы на многие, если не на большин ство проблем, которые терзают сегодняшнюю Россию. Но, увы, стриженному под западнуюгребен ку сознанию большинства сегодняшней публи ки свои Учителя не нужны. Хотя пятнадцать лет реформ ясно показали, что принесли стране либерально-монетаристские теории двух запад ных «гениев» —Фридмана и Сакса, —по кото рым и строилась «новая Россия». А ведь в той же работе «Оправдание протек ционизма» ярко и убедительно обоснована роль государственного протекционизма в защите ин тересов отечественных предпринимателей, в «Толковом тарифе» сказано о важности тамо женного регулирования для развития своейпро мышленности и так далее. Впрочем, прочесть эти и многие другие мыс ли великого человека не так-то просто: после дний раз его 25-томное собрание сочинений из давалось в 1952 году — по настоянию Стали на... Сегодня, вспоминая о великом сыне русско го народа Дмитрии ИвановичеМенделееве вощзе- ки установившейся пословице, смеюутверждать, —пророки в Отечестве бьши, есть и будут! Нам бы только научиться слышать не лжекумиров, не политиков на час, не мыслителей-переверты- шей^ нелукавыемудрствования «общечеловеков», а их. Дмитрий Менделеев из великой плеяды оте чественных пророков и мыслителей. Впрочем он и сам не уставал повторять: «Не надо ни мучени ков, ни апостолов. Только размышляйте, не жи вите как растения!» А теперь — несколько выдержек из трудов Д.И. Менделеева: «Гордитесь только тем, что сделано для дру гих, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостьювозвышайтесь- Главный секрет жизни вот какой: один человек — нуль, вместе только — люди-» «Удовольствие — пролетит: оно — себе, птуд оставит следдолгойрадости: он — другим- При обретайте главное богатство — уменье себя по беждать-» «Пока мы, своих нужд ради, потребляем или, правильнее, истребляем и разрушаем так или иначе созданное — в нас еще нет места высшим началам, человечеству свойственным, и низкое господствует в потребителях, а потому неиз бежно проявляется в общем строе жизни-» «.-Богатство можно приобрести грабежом, и чем оно легче и скорее достается, тем легче и транжирится—» «Как только дали Канаде, Австралии, По вой Зеландии, Индии и некоторым другим коло ниям Англии свободу управляться своими мест ными парламентами, так они тотчас стали вводить большие таможенные оклады, защиищя ими зародыши своейместной промышленности- и успеха достигают — богатеют». «Богатство отдельных лиц ничтожно, если нет общего, народного-» «Могу сказать, что знал на своемвеку- очень много государственных русских людей, и с уве ренностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает... Отсюда берет свое начало стремление занять служебное положение- без следа внутреннего стремления к способам уве личения народного благосостояния, а только с требованиями личными, без каких-либо обязан ностей-» Этим мыслямМенделеева —около ста лет. И написаны они в то время, когда Россия XIX века вступила на капиталистический путь развития, а 80 процентов финансово-банковского капитала ее были сосредоточены в руках западных «благоде телей». В начале XXI века Россия вновь строит капитализм. А потому, думается, пророчества русского гения и сегодня более чем актуальны. Владимир ПЕТРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz