Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II С О Ю 3 Беларусь—Россия 5 ФЕВРАЛЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 4 (152) Игорь Иванов: Главное — воля наших народов Окончание. Начало на стр. I Москва и Минск подчеркнули также решимость «действовать с согласованных позиций по пре дотвращению вооруженных кон фликтов и в борьбе с междуна родным терроризмом». Россия и Беларусь рассматривают обес печение мира и стабильности на пространстве Содружества «как одно из важнейших направлений внешней политики». Они будут «проводить скоординированную линию на развитие и укреп) 1 ение Организации Договора о коллек тивной безопасности». Что касается перспектив Со юзного государства, то, отвечая в ходе итоговой пресс-конферен ции на вопрос корреспондента радио «Свобода» «Не влияют ли на интеграционные процессы между Россией и Беларусью ост рые противоречия в газовой от расли?», министр иностранных дел России И. Иванов заявил, что противоречия в газовой от расли — это не противоречия ме жду Россией и Беларусью. Это, по его словам, определенные разногласия между субъектами хозяйственной деятельности, ко торые решаются именно в таком формате. Что же касается инте грационных процессов создания Союзного государства, подчерк нул И.Иванов, то главное, что это — воля наших народов. Инте грация, конечно же, будет про должаться, отметил глава МИД РФ. Это не значит, что На пути ин теграции не могут возникать проблемы, добавил он, такие как, например, газовая пробле ма. Чем выше будет степень ин теграции между нашими госу дарствами, тем успешнее будут действовать механизмы, кото рые позволят урегулировать та кого рода проблемы, сказал И. Иванов. В свою очередь, глава МИД Беларуси С. Мартынов под черкнул: «Мы относимся к этим спорам не как к неразрешимым противоречиям, а как к задаче, которую необходимо решить, ис пользуя интеграционные рычаги. И если бы не интеграционные процессы, то эта задача вообще не могла бы быть решена на вза имоприемлемом уровне». По коридору номер два Окончание. Начало на стр. I Причем для российских парт неров это самый экономически выгодный вариант по сравнению с альтернативными маршрута ми. А вот что касается автомо бильных перевозок, то тут неко торых проблем избежать пока не удалось. Собственно, разногла сия наметились по двум вопро сам. Так, Сергей Франк считает чересчур жесткими действия бе лорусских таможенников. По его словам, из -за этого в прошлом году Беларусь объехали околь ными путями 10 тысяч транзит ных грузовиков. «Белорусским коллегам надо проанализиро вать конкурентоспособность своего международного транс портного коридора номер два (трасса Брест — граница Рос сии. — Прим , автора ), — отме тил он. — В идеале это должен быть самый привлекательный путь для российских, белорус ских и других участников между народной торговли». С этим трудно не согласить ся. Тем более что Беларусь н е мало сделала для достижения общей цели. Э та лучшая в рес публике автомагистраль всегда находится в рабочем состоянии, и ее возможности постоянно улучшаются, отметил Михаил Боровой. Сейчас идет модерни зация, пожалуй, главного на границе с Польшей погранично го перехода «Козловичи», вско ре завершится сооружение но вого автомобильного моста на этом направлении. Белорусская сторона сняла с трассы два платных терминала, что при мерно на 50 долларов снизило платежи при транзитном проез де каждого грузовика через страну. И все это не осталось незамеченным. В прошлом году Беларусь пересекли почти 370 тысяч иностранных «фур» — на 2 3 ,6 процента больше, чем в предыдущем. Белорусская таможня, отме тил заместитель председателя этого ведомства Владимир ГО ШИН, лишь отстаивает нацио нальные экономические интере сы. В противном случае упомяну тый прирост транзитных перево зок вряд ли бы имел место. Вторая проблема, активно об суждавшаяся на заседании ко ординационной комиссии, — о равенстве условий хозяйствова ния для предприятий наших стран, занимающихся междуна родными перевозками. Белорус ские транспортники считают, что должны иметь свободу в заклю чении контрактов на доставку грузов в Россию из третьих стран и наоборот. Ведь живем-то и ра ботаем в Союзном государстве. Российский же Минтранс настаи вает, что такой подход прежде временный и противоречит меж дународным договоренностям. В итоге количество соответствую щих разрешений, выданных бе лорусским транспортным орга низациям россиянами, постоян но сокращается. Отсюда и уменьшение числа'рейсов. И ситуация с таможенным оформлением, и проблема с вы дачей разрешений непросты. Но они вовсе не тупиковые в наших отношениях, отметил премьер- министр Беларуси Сергей СИ - ДО РС КИЙ . Эти вопросы плани руется рассмотреть на ближай шем заседании Совета минист ров Союзного государства. Пе ред этим, как предполагается, состоятся консультации ответст венных представителей тамо женных служб наших стран. Не исключено, что консенсус при дется искать и на совместной коллегии таможенных комите тов. И здесь важно, чтобы сторо ны принимали во внимание наци ональные интересы друг друга. в Дорога по «транспортному коридору» начинается с таможни. Аркадий Михайлов Десант на Кубань Уже вэтом году взаимный товарооборот между Краснодарским краем и Беларусью увеличится вдва раза торгово-экономическом, научно- техническом и культурном сот рудничестве на 2004— 2005 го ды. В соответствии с этим доку ментом предусматривается воз можность расширения в 2004— 2005 годах поставок в Красно дарский край сельскохозяйст венной техники белорусского производства, автобусов и трак торов, холодильников, телевизо ров, стиральных машин, про мышленного оборудования, а также стройматериалов, продук ции деревообрабатывающей и текстильной промышленности Беларуси. Кроме того, планиру ется организовать совместные производства сельскохозяйст венной техники из комплектую щих, выпускаемых белорусски ми машиностроительными пред приятиями, создать в Красно дарском крае специализирован ные центры по реализации, га рантийному обслуживанию и ре монту белорусской сельхозтех ники. КРАСНОДАР — МОСКВА_____________ НА ДНЯХ состоялась поездка бе лорусской дипломатической миссии во главе о Чрезвычай ным и Полномочным Послом Республики Беларусь в Россий ской Федерации Владимиром Григорьевым в Краснодарский край. В ходе переговоров с руководст вом Краснодарского края под черкивалось: за последние семь лет товарооборот между Куба нью и Беларусью увеличился в четыре раза и составляет около ста миллионов долларов. Дос тигнута договоренность об уве личении взаимного товарообо рота уже в этом году в два раза. Состоялось подписание Прото кола мероприятий к Соглаше нию между правительством Рес публики Беларусь и админист рацией Краснодарского края о Без крыльев, а летает! Дирижабль «союзного значения» создают белорусские и российские специалисты 1ш Александр Грачев МИНСК— МОСКВА с л о в о «дирижабль» у многих ассоциируется с кадрами воен ной кинохроники или с произве дениями Жюля Верна о путеше ствиях на воздушном шаре. Дей ствительно, стоит ли вспоминать о громоздких, слабоуправляе мых летательных аппаратах, ко гда есть сверхзвуковые самоле ты, вооруженные высокоточным оружием, а летающие команд ные пункты типа «АВАКС» спо собны передавать полученную информацию в любых условиях. Оказывается, дирижабли ра но списывать на свалку истории. Более того, вооруженные силы многих стран всерьез заинтере сованы в их производстве. Ак тивно занимаются строительст вом дирижаблей в Германии, Ве ликобритании и США. Но и мы, как говорится, не лыком шиты. Вспомним, какой фурор произ вели на выставке авиационной техники «МАКС -2001» готовые к серийному производству опыт ные образцы аэростатов «Пума» и «Ягуар», сделанные в НПО «РосАэроСистемы». А сегодня уникальный летательный аппа рат общими усилиями конструи руют белорусские и российские специалисты. ...Старший преподаватель ка федры автоматизированных си стем управления белорусской Военной академии подполков ник Игорь БОРУШКО вводит ин формацию с клавиатуры компь ютера — и на мониторе на циф ровой карте местности с помо щью трехмерной графики ото бражается работа многоцелево го аэростата разведывательного дозора (МАРД). Это демонстра ционная модель дирижабля, предназначенного для сбора и обработки разведывательной информации. Его разработка на чалась в Военной академии пол тора года назад в рамках союз ной программы. А возглавил кол лектив разработчиков доктор технических наук, член-коррес пондент Академии военных наук РФ Иван КОСАЧЕВ. По мнению военных экспер тов, такой дирижабль окажет не оценимую услугу по защите на ших западных рубежей, станет серьезным дополнением к имею щимся в ВВС и войсках ПВО тех нике и вооружению. Использова ние летающего командного пунк та А-50, функции которого по раннему обнаружению средств воздушного нападения вполне можности наземных средств об наружения. Минимальная ско рость движения цели, которую может «засечь» радар, — 2,5 ки лометра в час. Иначе — скорость человека, идущего прогулочным шагом. Ранее серьезной проблемой для аэростатных РЛС была отно сительная нестабильность их по ложения в воздухе, однако с поя влением космических систем на вигации она решена. Сегодня при обнаружении низколетящих воздушных целей с аэростатами могут соперничать лишь самоле- Особый интерес к этим летательным аппаратам проявляют разработчики новых месторождений в труднодоступных районах Севера на материке и морском шельфе, а также несбтяники и газовики. . может выполнить аэростат, обошлось бы на порядок дороже. Не исключено, что в перспективе аэростаты смогут занять нишу между наземными радарами и разведывательными спутника ми. При этом они в десятки раз дешевле в производстве и экс плуатации, чем самолеты даль него радиолокационного обнару жения. Ученые, военной акаде мии разрабатывают информаци онно-разведывательную плат форму, которая по своей эффек тивности способна заменить пять патрульных самолетов, а такж е самолет типа «АВАКС». По словам Игоря Борушко, на платформу предполагается ус тановить трехкоординатную ра диолокационную станцию с так называемой фазированной ан тенной решеткой, разрабатывае мой на одном из белорусских предприятий военно-промыш ленного комплекса. Поднятая на аэростате на нужную высоту, она обнаруживает неподвижные и движущиеся цели на дальности, значительно превышающей воз- ты дальнего радиолокационного обнаружения. Однако их разра ботка в пять раз дольше и на три порядка дороже. Что же касается дирижабля, то он может не толь ко вести разведку, но и перево зить боевую технику, вооруже ние, личный соотав. — Пять-шесть аэростатов с необходимой бортовой аппара турой на высоте до 4000 метров обеспечат надежную радио, те лефонную и мобильную связь на территории Беларуси и позволят вести круглосуточное наблюде ние за передвижениями воздуш ной и наземной техники, — счи тает Иван Косачев. — Аппарату ра ретрансляции,установленная на этих аэростатах, способна ооуществлять надежную двусто роннюю связь с экипажами вер толетов и самолетов. Уже прошлым летом разра ботчики аэростата от теории пе решли к практике. С российски ми специалистами согласовыва ется вопрос по созданию его обо лочки. Сделана она будет из спе циальных синтетических матери- Ш «Хорошо забытое старое» мо жет успешно послужить нашим современникам в различных областях жизни. алов, которые не только обеспе чат его прочность, но и малоза метность. Предусмотрена и но вейшая начинка аэростата. Рос сийские и белорусские предпри ятия работают также над созда нием специального оружия само защиты: станций радиоэлектрон ного подавления прицелов наве дения самолетов ударной авиа ции лазерным и СВЧ-оружием. Интерес к создаваемому в Бе ларуси аэростату уже проявили многие компании. Ведь в зависи мости от начинки он способен ра ботать в качестве ретранслятора для мобильной связи, на высоте около 20 километров выполнять функции спутника. Полезен он и для Министерства по чрезвычай ным ситуациям, может достав лять крупногабаритные грузы для оказания помощи постра давшим. К слову, использование дири жаблей в качестве транспортных средств весьма эффективно. Они способны работать в небе трое и более суток, тогда как пре дел вертолета составляет только шесть часов. Россияне всерьез рассматривают возможность применения аэростатов в лесо разработках, при разгрузке су дов, монтаже линий электропе редачи, доставке и сборке обору дования и частей нефтяных платформ, для геологоразведки и других целей. Особый интерес к этим летательным аппаратам проявляют разработчики новых месторождений в труднодоступ ных районах Севера на материке и морском шельфе, а также неф тяники и газовики. А в Беларуси дирижабли могли бы, например, транспортировать грузы в труд нодоступные регионы Полесья. Работа над «союзным» дири жаблем продолжается. Его соз датели уверены: скоро он подни мется в небо. Генеральский директор Профессор Долготович собрал уникальные материалы по военной истории Владимир Орлов, ВЕТЕРАН ВООРУЖЕННЫХ СИЛ МИНСК ХОЧУ рассказать читателям « с о ю з а » об изысканиях бело русского военного историка, подвижника, профессора Бело русского национального техни ческого университета Бориса ДОЛГОТОВИЧА. Мы встретились несколько лет назад в Смоленске. Борис Дмитриевич приехал сюда, что бы разыокать генералов и адми ралов — уроженцев Беларуси. Командующий армией мне, как минчанину, поручил помочь уче ному в поисках. Гость расска зал, что более десяти лет ведет поиск военачальников высшего звена военного и послевоенного времени, родившихся в Белару си. В Смоленск приехал для встречи с одним из них — гене рал-лейтенантом в отставке Юрием Жуковым, бывшим на чальником Байконура, бывшим первым заместителем команду ющего 50-й ракетной армией, уроженцем Слуцка. Организо вать встречу не составило тру да. Председатель областного Совета ветеранов Юрий Авер- киевич — человек известный, рассказал много интересного о себе, о людях, с которыми дове лось создавать ракетные вой- Я Борис Долготович. ска ... А вот изучение армейско го исторического формуляра ус пеха не принесло. Зато в самом городе разыскали нескольких генералов — помогли ветеран ские советы, работники област ного архива. Так что из Смолен ска Борис Дмитриевич уезжал довольный. Борис Долготович одним из первых в Беларуси исследовал тему взаимодействия партизан с наступающими частями Крас ной Армии и защитил по ней диссертацию, издал 7 книг, опубликовал более сотни статей в союзных и белорусских журна лах, свыше полутора тысяч ста тей и заметок в республикан ских, областных и районных га зетах. В Белорусской энциклопедии есть сведения о 125 генералах и адмиралах — белорусах, в «соб рании» Долготовича — более чем о четырехстах. Энциклопе дии упоминают о 10 адмиралах, у него их шестьдесят! Причем сведения не исчерпываются только званиями и фамилиями. Подробные, тщательно сверен ные с документами биографии, в том числе боевые, фотогра фии каждого, сведения о награ дах, продвижении по службе и так далее. И поиск продолжает ся. Недаром друзья в шутку на зывают Бориса Дмитриевича «генеральским директором». Кроме того, в домашнем архиве ученого собраны материалы о 16 уроженцах Беларуси, повто ривших подвиг Матросова, два дцати пяти — подвиг Гастелло, тридцати трех — Талалихина, двух белорусских Маресьевых, семи Сусаниных, участниках Парада Победы, полных кавале рах ордена Славы и Героях Со ветского Союза, белорусках, на гражденных медалью Флоренс Найтингейл, директорах круп ных оборонных предприятий, начальниках космодрома Бай конур, космонавтах, военачаль никах, в настоящее время зани мающих высшие военные долж ности в Российских Вооружен ных Силах, и многих других. За всем этим — титанический труд. Все отпуска и выходные — в му зеях, библиотеках, архивах. К а ждый год — поездки в архивы Москвы, Подольска, Петербур га, Гатчины, Смоленска, Украи ны. Переписка и телефонные переговоры с военными комис сариатами, паспортными стола ми, советами ветеранов, архи вами всех стран СНГ, частными лицами. И все это — за свой счет, на скромную зарплату и пенсию... Долготовичем подготовлена книга об адмиралах-белорусах под рабочим названием «Кому — суша, кому — море». Денег, которые собрал Совет ветера- нов-моряков, «пустив шапку по кругу», хватит только для выпус ка скромного буклета. А ведь материал уникальный, ни в од ной постсоюзной республике аналогов нет. Хотелось бы, ко нечно, верить, что труды учено го по сохранению исторической памяти будут замечены, найдут ся издатели и деньги. Приближается 60-летие По беды в Великой Отечественной войне. Праздник хорошо бы от метить выпуском буклетов об уроженцах Беларуси — полных кавалерах ордена Славы, об участниках Парада Победы, женщинах — Героях Советского Союза. Чтобы жить, надо пом нить. И эту память мы должны передать по наследству детям и внукам. Василий Шолодонов: Интеграция — нелинейный процесс Окончание. Начало на стр. I Вполне понятно и объяснимо, что дальнейшая интеграция будет проходить несколько сложнее. Не так все просто, не так все одно значно, как это, может бьпъ, виде лось в начале пути. Но судить о развитии интеграции по отдель ным сложным моментам, которые возникают, по меньшей мере не логично. Думаю, что и газовая пробле ма нагнетается. Но интеграция — не линейный процесс. Есть «те кучка», реша^емая в рабочем по рядке, а есть глобальные вопро сы, требующие оформления на законодательном уровне. И вот здесь многие союзные механиз мы еще не действуют. Взять хотя бы ситуацию с равными правами россиян и белорусов. Например, российским Гражданским кодек сом определены три категории граждан: иностранцы, лица без гражданства и россияне. И, ска жем, белорусскому пенсионеру в России, для того чтобы получить пенсию, нужно пройти множество проверок, собрать кучу справок. Да и россиянину в Беларуси при дется изрядно походить по ин станциям. Тут-то человек поневоле и на чинает думать: «А где же эта са мая интеграция?» Чтобы такого не было, необходим анализ пра воприменительной практики и конкретные меры по неукосни тельному выполнению положений межгосударственных договоров и соглашений в области равных прав граждан Союзного государ ства. То же самое и со свободой передвижения, оказанием меди цинской помощи. К слову, россий ско-белорусские межведомствен ные рабочие группы уже готовят к подписанию соответствующие со глашения. Идет дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере, фор мировании единого образова тельного пространства, пенсион ном обеспечении. С другой стороны, есть вопро сы, решение которых еще не со зрело объективно. Именно их остро обсуждают, пытаются най ти точки соприкосновения и опре делить общие позиции. Договор ные процессы — это процессы компромиссов. Естественно, сталкиваются различные мне ния, разные подходы. Но это не значит, что если сегодня не будет решена какая-то одна проблема, дальнейшая интеграция затор мозится. . , . - ■■ Многие говорят о том, что сего дня нет единого понимания, еди ного образа Союзного государст ва. Одни считают, что Беларусь может быть субъектом России, в Беларуси видят наше объедине ние как союз государств, кому-то реальным примером интеграции представляется Евросоюз. Раз личные подходы и варианты мо гут иметь место, их надо обсуж дать, искать наилучший. Однако вопросы государственного уст ройства Союза — это прерогати ва политической власти наших стран. Как и принятие Конститу ционного акта, определяющего устройство Союзного государства и его правовую систему. Но это, хотя и главный, но лишь один из документов, который должен быть принят на основании союз ного договора. А ведь есть еще более семидесяти статей, и они тоже ждут реализации. При этом надо четко понимать, что любое объединение, а тем бо лее на уровне государств, — про цесс весьма сложный и длитель ный. Вспомните, сколько мрачных прогнозов выдавалось по поводу судьбы Евросоюза, вплоть до то го, что он распадется. Там ведь то же, как известно, далеко не все однозначно. Сколько было поли тических столкновений между Германией и Францией, к приме ру, которые доминировали в Ев ропе. Сколько было тупиковых си- М Василий Шолодонов. туаций. Конечно, кто-то скажет, что мы, в отличие от европейцев, долго жили вместе. Да, жили, и наверное, это были не худшие времена. Но потом мы стали суве ренными, и из этой новой ситуа ции надо исходить, решая объеди нительные проблемы. Это не про сто. Тактику диктуют объектив ные условия— политические, эко номические, идеологические. — Василий Иванович, какие направ ления работыпредставительства По стоянного Комитета вМинске вына мерены активизировать? — Перед нашим представи тельством в ближайшее время я ставлю задачу наладить тесные контакты с конкретными мини стерствами, предприятиями и ор ганизациями, чтобы проанализи ровать, что сдерживает развитие экономических отношений между Беларусью и Россией, что мешает построению единого экономиче ского пространства. Нужно четко определить имеющиеся пробле мы. У нас нет полномочий, чтобы навязать свое видение или реше ние тех или иных вопросов, ска зать «надо так, а не иначе», но мы можем выявить проблему и по мочь в ее решении. Второе направление — реали зация уже достигнутых догово ренностей, по которым есть и по литическая воля, и понимание ми нистерств, но затягиваются про цедурные вопросы. Сейчас Пос тоянный Комитет по поручению Высшего Государственного Сове та готовит актуальные вопросы развития Союзного государства, требующие первоочередного ре шения уже в ближайшей перспек тиве. Это строительство таможен ной инфраструктуры, сближение нормативной базы, реализация соглашения о проведении единой политики в области образования, о введении единой валюты, уни фикация законодательства и про ведение единой налоговой поли тики, вопрос о регулировании соб ственности Союзного государст ва, единой торговой и таможен ной политики с третьими страна ми в международных организаци ях и объединениях, а также проб лемы, связанные с созданием об щей транспортной и энергетиче ской системы. Большой отрезок пути мы, бе лорусы и россияне, уже вместе прошли. То, что можно было сде лать, сделано. И в реализации со вместных производственных и со циальных программ, и в выравни вании тарифов, и в таможенной сфере, в военном сотрудничестве и пограничном обустройстве. Да, у нас есть «болевые» точки. Но они возникли не сегодня. Это про блемы, к решению которых мы идем с самого начала объедине ния. У нас работают совместные коллегии, комитеты, координаци онные советы. Их задача — прий ти к обоюдовыгодному варианту. И это абсолютно реально. А ны нешние трудности я считаю вре менными, наши страны преодоле ют их без всяких осложнений. В большой политике, как в шахма тах, главное — точно просчитать ситуацию на несколько ходов впе ред. Мода на здоровье В Минске дан старт широкомасштабной информационной акции Илья Макаров МИНСК — МОСКВА ПЕРВАЯ Международная специ ализированная выставка «Неде ля М О ДЫ на здоровье», которая торжественно открылась в Мин ском Национальном выставоч ном центре «Белэкспо» в минув ший вторник, дала старт широко масштабной республиканской информационной акции «Бела русь — за здоровый образ жиз ни». Ведь именно такой образ жизни — один из ключевых при оритетов государственной поли тики в стране, подчеркнул на це ремонии заместитель главы ад министрации президента Рес публики Беларусь Олег ПРОЛЕ- СКОВСКИЙ . Он высказал поже лание, чтобы нынешняя акция имела продолжение, а мода на здоровье стала повседневной потребностью каждого гражда нина. Выставка «Неделя моды на здоровье» — важное событие и потому, что она проходит в год Олимпийских игр, предоставляя еще одну возможность для про паганды государственной поли тики в области развития спорта. массовой физической культуры. Участие в организации экспози ции приняли ряд белорусских ми нистерств, ведомств, государст венных концернов, молодежных и других общественных органи заций, ведущие республикан ские СМИ. Оргкомитет возгла вил министр информации Бела руси Владимир Русакевич. Каждый день выставки, кото рая продлится до 8 февраля, бу дет тематическим: «СМИ за здо ровье и развитие», «СМИ за здо ровье и развитие спорта и физи ческой культуры», «Здоровое пи тание», презентация продукции отечественных промышленных предприятий. В программе также — шахматные турниры, соревно вания по дартсу, показательные выступления по художественной гимнастике, ушу, настольному теннису, презентации периоди ческих изданий, семинары. Запланирована и интернет- встреча с представителями Мо^ сквы и 16 российских регионоЁ^ посвященная здоровому образу жизни как стратегическому на правлению социальной и инфор мационной политики Союзного государства. Подробности с ин тернет-встречи мы сообщим в следующем номере «СОЮЗа».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz