Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
23 Д Е К А Б Р Я 2004 Ч Е Т В Е Р Г № 48 (196) С о Ю 3 Беларусь—Россия III : орошАя н о в о с т ь Дети рады любому подарку ДВА десятка подарков от тюмен ских Дедов Морозов доставлены в Благотворительный фонд раз вития Тюмени в рамках акции “ Подарок Деда Мороза». Еще 15 декабря в трех крупных торговых центрах Тюмени были установле ны елки, украшенные открытка- . ми. В них дети из малообеспечен- I ных семей рассказали, что бы они хотели получить в подарок на Но вый год. На сегодняшний день открыт ки написали 56 маленьких тюмен цев в возрасте до 12 лет. В акции принимают участие ребятишки из малообеспеченных семей, воспи танники центров и общественных некоммерческих организаций. Причем, по словам организаторов акции, дети в своих пожеланиях очень скромны и новогодние по дарки совершенно непритяза тельны. В прошлом году дети заказы вали Деду Морозу деньги, доро гие игрушки, была даже заявка на компьютер. В этом году, судя по открыткам, ребятишки будут ра ды шоколаду и фруктам, очень ча сто заказывают кулек конфет, иг рушки. Удивило, что многие ребя та хотят получить в подарок дет скую энциклопедию, а в основном пишут; “ Буду рад любому подар ку». Для того чтобы поучаствовать в акции, нужно просто прочитать одну из открыток на елке, купить подарок, прикрепить к нему от крытку и передать администрато ру магазина. Стажировка в Роттердаме ДВОЕ студентов Владикавказско го училища искусств имени В. Гер гиева с 1 по 31 января будут прохо дить стажировку в Роттердамской консерватории (Нидерланды). Студенты 3-го и 4-го курсов струнного отделения училища Эдуард Атаев и Диана Бязарти приглашены на стажировку в Роттердам благодаря усилиям Мариинского театра Санкт- Пе тербурга и лично его руководи теля Валерия Гергиева. Впер вые юные скрипачи из Север ной Осетии получили такую прекрасную возможность — квалифицированную стажиров ку в одном из лучших музыкаль ных учебных заведений Евро пы. Все расходы по поездке и пребыванию студентов в Рот тердаме взял на себя Мариин ский театр. Ученые покажут свои открытия миру ВЫСТАВКА археологических на ходок, сделанных учеными Бар наульского государственного пе дагогического университета, от крылась в Барнауле. В экспозиции представлены уникальные золотые украшения андроновской культуры из древ него захоронения, которое на шли этим летом во время раско пок в Третьяковском районе. По наличию украшений археологи установили, что там была похо ронена знатная женщина, кото рая жила около 3,5 тысячи лет назад. Среди найденных изде лий: украшения для волос, полу кружья сережек, подвески, мел кие бронзовые бусинки. Андроновская культура (на звана по деревне Андронове близ Ачинска )— археологиче ская культура эпохи бронзы. Ан дроновская культура рассмат ривается как условное название для общности культур, частично родственных, распространен ных на территории Казахстана, Западной Сибири, Южного При- уралья. Подглядеть у старины А Ш' I, V . " . Щ ' '' К Новому году спешат расписать елочные игрушки мастера фабрики «Майолика» в Ярославле. Художник-живописец фабрики за работой. Новогодние украшения расписываются в традициях русского рисо ванного лубка. Подготовила Виктория А В Е РБ У Х (Москва). Купала приедет в Москву летом И встанет в бронзе у родника ш Ирина Завадская МИНСК — МОСКВА ОТКРЫТИЕ памятника Янке Ку- пале состоится в Москве в следу ющем году. Правительство Моск вы решило приурочить это собы тие к 123-й годовщине со дня рож дения классика славянской лите ратуры. И произойдет это,скорее всего, летом, накануне волшеб ной ночи на Ивана Купалу. И в Минске, и в Москве об окон чательной дате установки бронзо вого изваяния Купалы говорят с осторожностью— сроки открытия памятника переносились уже не раз. Долго определялись с местом его установки, кандидатурами скульпторов, достойных увекове чить память знаменитого белору са. Наконец, московская мэрия определилась с местом, скульпто ры Лев и Сергей ГУМИЛЕВСКИЕ создали макет памятника в нату ральную величину, принятый мо нументально-экспертным сове том Беларуси. СМИ двух наших стран не раз сообщали, что брон зовый Купала украсит сквер на Кутузовском проспекте еще до конца нынешнего года. Но после дующий визит в Минск комиссии по монументальному искусству Мосгордумы опять спутал все сро ки. Московских экспертов смутил валун, о который по замыслу бе лорусских авторов должен опи раться национальный поэт. Хотя.в целом памятник одобрили и при знали, что он наверняка станет ук рашением российской столицы. Но вместо валуна порекомендо вали изваять что-нибудь более ур банистическое. Правда, символи ческие изображения папоротника и искусственный родник, бьющий у ног песняра, решили оставить. Предполагается, что уже в пер вые дни нового года скульпторы закончат работу над окончатель ным вариантом макета, после че го планируется приступить к фор мовке и отливке изваяния в брон зе. Лев Гумилевский, принимав ший участие в создании памятни ка Янке Купале в Минске, к сло жившейся ситуации относится по- философски: “ Памятник Пушки ну Опекушин делал около 10 лет, но об этом уже давно никто не вспоминает. Если же скульптор выполнит свою работу быстро и плохо, никакая скорость потом это «плохо» не оправдает». Возможно, в ближайшее вре мя памятник белорусскому поэту появится не только в Москве. Не так давно польская интеллиген ция обратилась с предложением к белорусским скульпторам рас смотреть вопрос установки двой ного монумента Коласу и Купале в Варшаве. Валентин Сидоров: Сначала об артели, потом о своем деле Анастасия Кызъюрова НАШ СЕГОДНЯШНИЙ разговор — с председателем Союза ху дожников России, народным ху дожником С С С Р , народным ху дожником России, лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства Валентином СИДОРОВЫМ. — Приезжая в Беларусь, я по стоянно чувствую единство на ших корней, — говорит Валентин Михайлович. — Здесь у меня очень много друзей, мне нравит ся здесь работать, моя первая выставка состоялась в Минске. Я очень люблю нашу Беларусь, ее людей и удивительно живопис ную природу, которая меня вдох новляет. По-моему, учреждение и вручение премии Союзного го сударства в области литературы и искусства — самое значимое и ответственное из всех событий, которые происходят в культурной жизни наших стран. Об этом го ворит и само число выдвигаемых кандидатов. Я надеюсь, что наша премия и дальше будет способст вовать стремлению наших ху дожников, музыкантов, литера торов, служителей театра к со вершенствованию профессио нального мастерства и покоре нию новых творческих вершин. — Валентин Михайлович, когда-то ваши первые рассказы из цикла «Край вдохновения» были оценены как интересное дополнение слова к живописи. Сейчас вышла вторая ва ша книга — повесть «Гори, гори яс но». Так кем вы себя больше ощу щаете сегодня: писателем или ху дожником? — Не знаю. Утром обычно первым просыпается художник, который поругивает писателя: “ Опять, мол, полночи просидел за рукописью, а теперь, когда са мое время писать картины, спишь». Я понимаю, что служить надо чему-то одному, но оконча тельный выбор пока сделать не могу. — Но некоторые критики уже спе шат причислить вас к писателям- «деревенщикам»... — Занятно. Моя повесть и, правда, как бы соткана из дере венского детства и рассказыва ет о моей родной деревне, ее людях, о красоте русской при роды. Книга вышла совсем не давно, она еще не постулила в продажу. Кстати, заглавие по вести “ Гори, гори ясно» заклю чает в себе сразу несколько смыслов: это и название ста ринной детской игры, так я на звал одну из своих картин, это и любимая присказка моей ба бушки, в которые она вкладыва ла особый смысл: «гори, гори ясно» она понимала, как живи, живи ясно. Скоро книга выйдет в другом издании, там уже бу дет видна моя работа не только как писателя — в ней много ил люстраций, репродукций с моих картин. Работа еще не завер шена — пока мы отбираем, ка кие картины туда войдут, а их у меня набралось немало. — Но почему же тогда у художника, чьи картины украшают стены из вестнейших музеев и галерей по всему миру и к тому же много лет возглавляющего Союз художников России, была лишь одна персо нальная выставка? — Знаете, есть такая поговор ка; “ Сначала об артели, а потом о своем деле». Я считал и считаю нескромным, если председатель Союза художников будет зани маться организацией своих вы ставок, а не работами своих кол лег. Потому-то выставка и одна. — Выставка «На теплой земле» объехала уже десятки городов и многие страны ближнего зарубе жья. Вас приглашают и принимают как своего не только в России, но и на всем пространстве бывшего Со ветского Союза. Однако начала свой путь зкспозиция не с Москвы или Санкт-Петербурга, а с Минска. — Я как-то прирос к Беларуси всем сердцем, всей душой. Ког да-то очень давно этому способ ствовало мое знакомство с вели ким белорусским художником Бялыницким-Бируля. Я с ним дружил, я был одним их послед них, кто видел его в живых. Его творчество близко мне так, как, например, творчество Левитана. Оно продолжает хорошие тради ции русского реалистического пейзажа. Пейзажность его кар тин и привязала меня поначалу к его творчеству, а затем и к Бела руси. И потом это не я выбрал мес том для проведения своей вы ставки Беларусь, а она, можно сказать, выбрала меня, за что я искренне благодарен. Выставку организовали мои коллеги-бе лорусы. Мой друг Михаил С а вицкий тогда очень удивился, узнав, что у меня до сих пор не было своей персональной вы ставки, и предложил привезти цикл картин «На теплой земле» в Минск. Я согласился. А уж по том пошли, что называется, круги от брошенного в воду ка мешка. Видите вон ту стопку пи сем? Немалая часть из них — приглашения приехать с вы ставкой в какой-то город или регион. Может, в мою родную Тверскую область: меня туда приглашают уже в качестве ли тератора — на встречу с читате лями. Меня многое связывает с Бе ларусью. Там находится Акаде мическая дача, куда художники выезжает на пленэры, и мы там каждый год с превеликим удо вольствием встречаемся. Закан чиваются пленэры выставками, чаще всего в Могилеве, Минске. К тому же со многими белорус скими художниками старшего поколения — Михаилом Савиц ким, Виктором Громыко, Георги ем Поплавским у нас общая шко ла, общие творческие корни. — В нынешнем году вы стали лау реатом лремии Союзного государст ва в области литературы и искусст ва. Кого в следующем году будет выдвигать Союз художников Рос сии? Наверняка у вас уже есть кан дидатуры... — Пока еще трудно сказать. Выдвигает ведь вся организа ция, а не ее председатель. Воз можно, наши ежегодные пленэ ры дадут возможность кого-то выделить. — За свою жизнь вы получали не мало наград из рук президентов, ге неральных секретарей, руководите лей международных творческих ор- ^ Валентин Сидоров всю жизнь создавал картины. А потом написал книгу, еще одну... ганизаций. Какое место среди них занимает премия Союзного госу дарства? — Боюсь, мои слова могут по казаться слишком привычными для таких случаев, но для меня эта награда особенная. И неожи данная. Потому я решил, что со юзная премия обязательно должна служить нашей истории, традициям, искусству. Есть та кая поговорка: «Бог дал, и Богу надо дать». Премию я решил от дать на восстановление право славных храмов. Четырем хра мам деньги уже перечислены. Идет подготовка к строительству часовни в моем родном селе, на том месте, где когда-то стоял «родительский камень» — мес то, откуда отправлялись на войну наши мужики, куда принесли первую похоронку, где потом их оплакивали матери и жены. По лучение этой награды очень по четно. Сквозь такое сито не очень-то легко пройти... — Валентин Михайлович, над чем вы сейчас работаете? — Художник не может прохо дить мимо значимых событий, которые происходили или про исходят на его Родине. В буду щем году все мы празднуем 60- летие Великой Победы — как же не откликнуться на такую да ту? Союз художников России, Международная конфедерация союзов художников и Централь ный дом художника готовят вы ставку. Это наша главная зада ча сейчас. Я всю жизнь работал над военной темой. Первая кар тина, которую я написал в честь нашего главного праздника в 1975 году, так и называлась — “ День Победы». Сейчас рабо таю над полотном, которое на чал писать еще 40 лет назад. Пока оно не имеет названия, я надеюсь закончить его к этой выставке. Неожиданно для ме ня картина получилась очень большой по размеру, чего со мной раньше не случалось. Пос вящена она солдату, вернувше муся домой с фронта. Поле для диалога Молодежные организации Союзного государства шагают вместе Леонид Аверин ЧЛЕН ИСПОЛКОМА МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ -РОССИЙСКО - БЕЛОРУССКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ» СУЩ ЕСТВУЕТ ли в наших стра нах союзная молодежная поли тика? Станет ли она действи тельно государственным делом? Союзная молодежная полити ка как таковая существует и се годня. Но проблема в том, что она не отвечает потребностям развития общества. Кроме того, при формировании союзной мо лодежной политики не были оп ределены ответственные за ее реализацию, а сейчас их нужно определить. Сегодня именно об щественные объединения Рос сии и Беларуси играют важную роль в становлении Союзного го сударства и оказывают свое вли яние на развитие интеграцион ных процессов на постсоветском пространстве. Что касается предложенной союзной программы «Моло дежь», то она не финансирова лась и не могла решить постав ленных перед ней задач. Поэто му, на наш взгляд, необходим новый документ, в котором бу дут затронуты все аспекты мо лодежной политики. Но есть не сколько вещей, на которые сле дует обратить особое внимание: например. Союзное государст во должно взять этот процесс под свой контроль, поскольку он затрагивает глубинные процес сы социальной интеграции, про фессиональной ориентации и адаптации молодежи в совре менных условиях. Нужно актив но привлекать молодых людей к участию в различных сферах жизнедеятельности общества, создавая новые рабочие места, прогрессивные творческие ус ловия труда, системы социаль но-профессиональной ориента ции. Принятием союзной про граммы «Молодежь» можно привлечь внимание к важной проблеме. А с помощью кон кретных решений повысить ста тус специалистов, занимающих ся вопросами молодежи, дать им больше возможностей. Вопрос о новой концепции со юзной молодежной политики ак туален. В наших странах есть оп ределенный опыт в этой сфере, отработанные технологии, кото рые можно внедрить на террито рии Союзного государства. Мо лодежные структуры должны действовать по принципу созда ния служб, организованных са мой молодежью в интересах ре шения собственных проблем и развития общества в целом. Это му придают большое значение органы государственного управ ления в странах СНГ. Напомню, в мировой практике в настоящее время широко рас пространена система объедине ний молодежных организаций для наиболее полной реализа ции прав и интересов различных слоев молодежи. Учитывая опыт, накопленный в реализации сов местных программ, трудно пере оценить значение общественных объединений как субъектов со юзной государственной моло дежной политики. Именно они призваны обеспечить поле для диалога молодых людей и госу дарства, в рамках которого сформируется механизм под держки молодежных инициатив, дающий молодежи возможность конструктивного применения своей гражданской активности, личного потенциала. Записал Илья МАКАРОВ. С приветом из Ас|эрики На Рождество в Беловежскую пущу к фермерам Тайсу и Антонет Владимир Ефанов МИНСК СО В С ЕМ немного не доехав до Бреста, сворачиваем с автомаги страли в сторону Беловежской пущи и километров через сто по падаем в бывшую воинскую часть советских ракетчиков. Здесь, в лесной глуши, живет се мья фермера из Южно-Африкан ской Республики. Фамилия у него французская — Терон. Имя, ско рее, голландское — Матайс Уо- лис. Кроме Тайса, как ласково называют его домашние, с ним живет жена Антонет, трехлетняя Рузани и два сына — восьмилет ний Мате и шестилетний Джон. Маленькая Рузани покоряет сразу: огромные — в пол-лица — черные глаза. На чужаков смот рит настороженно. В крови ее предков действительно — пол- Европы. Здесь португальская кровь, французская, немецкая, английская, голландская... — Так и язык складывался, — говорит Тайс, — африкаанс. От всех европейских понемножку. Он надевает громадные про ложенные овечьим мехом сапоги (не привыкшие к холодам ноги мерзнут даже при нулевой темпе ратуре), водружает на шею Руза ни и показывает свое фермер ское хозяйство. Название, кста ти, у него довольно странное — ИСЧУП «Адулам». Официальная часть ИСЧУП — это, для непро свещенных, иностранное сель скохозяйственное частное уни тарное предприятие. «Адулам» — от хозяев. Так, поясняет Тайс, называлась пещера, где библей ский царь Давид, уединившись от людей, познавал Истину. Быв шая воинская часть, конечно, не пещера, но ассоциации возника ют: безлюдье, опустение, экстре мальности здесь предостаточно. Хозяйство Тайса — овцевод ческое. У его отца и брата в дале кой Намибии сегодня большая земля и огромная, по белорус ским меркам, отара. Вполне за житочные, кстати, люди. Впро чем, по нашим меркам, хозяйст во Тайса в Беларуси тоже нема лое: 260 овец, куры, гуси, индюки и козы. В их распоряжении две фермы, где когда-то разводили свиней ракетчики. Пастбище — около 18 гектаров — прямо на территории части. Удивительное зрелище; отара среди полуразру шенного городка, где чудом уце лели лишь бетонный Ленин да болтающаяся на ветру вь1веска “ Солдатская чайная»... Еще 12 гектаров — поле, где выращивают корма. Недавно районные власти, решившие, что фермер использует землю впол не разумно, выделили ему еще 22 гектара. Теперь Тайс решил заняться еще телятами и бычка ми. Зачем ему это надо? — А интересно, — говорит фермер. Впрочем, вопрос, зачем ему все это надо, возникает не только у журналистов. — Один начальник, — расска зывает Тайс, — тоже интересо вался: все хотят уехать, а ты при ехал... Что-то здесь не так! А история Тайса проста, как его родная саванна. По вере вся его семья — протестанты, а род Тайса уходит в XVI век, когда его предки, гонимые официальной церковью, высадились на берега Южной Африки. Среди черноко жего населения они проповедо вали «истинную веру», учили раз водить овец, добывать чистую во ду, выращивать овощи и фрукты. Христианство местное население приняло, но через бесчисленные кровавые войны. По реакции Тай са, который в силу возраста ника кого отношения к «черной метке» африканской истории не имеет, чувствуется: вопрос для него очень больной и глубоко личный. И решает он его просто, по-хри стиански; принимает вину на себя и каждый день молит Бога о про щении. К тридцати годам молодой ин женер-химик, работающий на крупном нефтеперегонном заво де под Кейптауном, пришел к вы воду; он «смертельно грешен» и живет далеко не так, как пропи сано в Книге жизни. Решив, что надо жить чище и по Библии, он и принял покаяние. О России знал лишь то, что говорил местный па стор: это очень закрытая страна,; семьдесят лет назад там отказа лись от Бога. Покаяние пришлось как раз на то время, когда Россия «открылась». Вскоре он женился и вместе с молодой женой отпра вился в далекую, бесконечно за снеженную, как ему представля лось, Россию. Сначала останови лись в белорусском городе Коб рине при христианской миссии, затем переехали в Пружаны, где и решили создать ферму. Но если с Тайсом все понятно, то насчет Антонет — вопросы и ■ вопросы. Судя по всему, росла она в кругах довольно высоких — ' ее отец бывший пастор, сенатор и известный в ЮАР политик. У ' нее аристократические, ухожен ные, не знающие крестьянского' труда руки, безупречные манеры радушной хозяйки, отличное об разование — педагог-психолог^^’ С такими «данными» не каждый " решится покинуть свет и «заживо " похоронить» себя в равнинной- белорусской глуши. Дело, одна- - ко, в том, что «хоронить» себя ни^- ■ кто не собирался. Они ехали сю-' да, чтобы строить нормальную, по западным меркам, удобную и комфортную жизнь. Собственно, и свою миссию эта семья видит в том, чтобы «быть примером», по казать, что жить и добиваться ус^ пеха можно везде. Главное — сверять свои поступки с Библией. Они начали с быта. Их новым домом стала бывшая казарма - метров под сто длиной. Для жи лья приспособили пока чуть бо- ' лее двадцати. Очистили канали зацию, прорубили скважину, ус тановили мощный котел. Из ком нат функционируют пока только ■ детская, спальная и кабинет. З а то есть выложенная кафелем ■ ванна, душ и сауна. Огромная кухня служит и гостиной. Здесь'"' все из дерева — предмет особой гордости хозяев, ибо на дал екой ' ' родине это стоило бы немалых денег. В Некотором роде кухня" интернациональная: подсолнухи — из Москвы, занавески — из" ' Америки, кое-что из Голландии и Африки. Словом, типично бюр-"' герский набор: видеосистема, компьютер, микроволновка, сти-' ’ ральная машина, подержанный «Фольксваген»... Много видео кассет и книг. От «овечьего хозяйства» му-- жа Антонет решительно отлуче на. Ее главная обязанность ■— ■ смотреть за домом и заниматься детьми. Заниматься — не в том плане, в котором занимаемся детьми мы: в школу — и с плеч долой. Она и хозяйка, и классная " дама, и гувернантка. В детский ' сад и школу дети не ходят. Под наблюдением Антонет они учатся по широко принятой на западе и в - ЮАР домашней школьной систе ме. Дисциплина железная: з а в е - - денный порядок — заниматься с восьми утра и до обеда — может - нарушить разве что землетрясе ние. Все необходимые учебники, книги, видеоматериалы с физи ческими опытами поступают по"' почте и Интернету. Ежемесячно дети сдают необходимые тесты. После окончания курса, рассчи танного на среднюю школу, для них открыты все западные уни верситеты. Впрочем, Антонет не исключает, что они будут ходить и в местную школу — для углуб ленного изучения русского языка — и поступят в белорусские вузы. Но жизненный выбор детей свои ми пристрастиями они не связы вают, готовят их к разным ситуа циям. 'Уже сегодня дети хорошо, без акцента, говорят на русском, без труда — на английском. Мы приехали в гости к Тайсу и Антонет накануне католического Рождества. Время подарков, на ряженной елки. Незаметно подо шло время обедать. Нас усадили за стол. После обязательной мо литвы на обед подается привыч- ■ ная для нас пища: тушеная бара нина, картошка и в огромных ко- - личествах маринованные огур цы, помидоры, свекла. «Закатки» ■ вполне белорусские, но «припра вленные» особыми, привычными на родине специями. Все это Ан тонет делает сама, чем явно гор дится... В8 В семье Терон говорят на русском и на английском.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz