Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
21 декабря 2004 года Человек с улицы город не построит Неда^вно в нашем городе произошла “культурная революция” . Переворот случился тихий, без дацзыбао и оранжевых ленточек. Поэтому рядовой обыватель еще не оценил событие, хотя его плоды уже увидел. В Липецке на общем мрачно-сером фоне асфальтовых площадей, коротких центральных улочек, мощенных таким же серым камнем, расцвел всеми цветами радуги тротуар у Комсомольского пруда. Знаковым это событие хочется назвать потому, что нашло выход естественное стремление липчан к красоте, потому что реализовался внутренний протест против формулы: “Жить абы как” . Ведь липчанина, выросшего среди красивейшей природы средней полосы России, нельзя без потерь для его психики и здоровья заточить в пасмурном городе. Запомнится открытие бульварчика у Петровского кораблика еще и потому, что группа бизнесменов-липчан сделала этот подарок городу совершенно бесплатно, но преследуя одну высокую цель — показать землякам, что мы уже можем позволить себе жить красиво в красивом городе. Имена бескорыстных ~")движников назовем сразу. Это руководители фирмы ООО “Юговостокцемпром” юксандр Овчинников — председатель совета директоров, главный инженер Константин Арбузов и глава рекламного агентства полного цикла “Фортуна” Юрий Бойков. Любопытна реакция липчан на новшество у Комсомольского пруда. Первыми ценителями были пенсионеры: они — самая активная часть населения. С опаской ступая на радуги цветного тротуара, пожилая женщина горько заметила: “Не видела раньше такого. Спасибо, показали” . Наиболее продви 1 ^ ы е журналисты, понимая значимость происходящего неординарного события, посвятили ему, тем не менее, всего по 10-15 строчек. Однако ни имен, ни брендов известных в городе фирм не было названо. Справедливость авторства надо восстановить не столько для того, чтобы воздать хвалу бессребреникам, а для того, чтобы показать, как неординарный поступок энергичных людей вскрывает целый ряд дремавших проблем. Я имею в виду не простое градостроительство, а создание комплекса красивой, уютно обитаемой городской среды. Об этом наши короткие полемические заметки, не претендующие на абсолютность выводов. Л и п ец к пользуется заслуженной славой одного из самы х зеленых и кр а си вы х городов России . Однако горожан, судя по прессе, эти вы сокие оценки посторонних уж е не устраивают. У н и х вызывает справедливую к р и т и к у эстетический вид некоторых площадей, пар ков , скверов, ули ц и, соответственно, деятельность художников , ар хитекторов , худож ественных советов. Согласитесь, трудно поверить, что родным лип ец ким зодчим импонирует доминирующ ий свинцо вы й цвет в городской палитре. К а к не верится и в то, что по оконча н ии учебных заведений они не выезжали из стен своих солидных учреждений и не видели, к а к хорошеют н аш и соседи — города Бел город , К у р с к , К а л у га , и х районные ц ен тры , например , Г у б к и н , Л и с к и , Старый Оскол, Бутурлиновка , А н н а . А если выезжали , виде ли и знали, то почему не стучали в вы сокие двери, не требовали обсуждения программы (если таковая есть) рекон струкции тротуа ров, ули ц и дворов, не вы сказывали своей гражданской позиции по этой проблеме? А ведь власти города к а к раз поддерживают инициативу предпри нимателей. О ней, по и х словам^ тепло отозвался мэр города М и хаи л Булевский . Н о , к сожалению , инициативы предпринимателей не име ют координации в создании единого архитектурно го облика города, и получается , что к аж ды й благоустраивает свою территорию к а к хочет и из чего хочет. Опыт др у ги х городов показывает, что время ло скутной архи тектуры прошло, и пора создавать привлекательный облик каж дой ули цы города. Пора провести сертификацию товаров, доп ущ ен ны х к благоустройству города, наверное, хвати т падать у магазинов на с к ол ь зки х п л и т к а х н аш им матерям и отцам. Необхо димо принятие властны х решений , м естны х законов,, единой ар хи тектурной , дизайнерской программы обустройства площадей, улиц , дворов. В реализации этой про граммы ключевую роль см о гли бы сы грать указанные фирмы -инициаторы , готовые не только словом, но и делом поддержать огромную работу по переустройству Липец ка , которую проводят городские власти, сумевшие по -хозяй ски рас порядиться налогами успешно работающих предприятий. У л и ц ы рас ш ирили сь , город посветлел, барахолку убрали от “ парадного” к ры л ь ца . Теперь п р иш л о время д е л ь ны х п ом ощ н и ко в у к р аш а т ь само кры л ьцо . П р и этом нельзя допустить , чтобы безликий стиль ноч л еж к и главенствовал в нашем городе. Я не сторонник р езки х вы сказы ваний , но тема обязывает у к а зы вать наиболее заметные примеры . Недавно отреставрировали лест н и ц у к драматическому театру — место, где часто бывают горожане, а гости — непременно. Ведь это своеобразная ви зи тная кар точка города . Со мной м но ги е со глася тся : кар то ч ка , м я г к о говоря , не удалась. Д ля нее не хватило фантазии, не нашлось цвета. Такой ли уны л ой должна быть дорога к храм у и скусств? Не лучш е вы глядит и отмо стка у п ам я тни ка П е тр у Первому — вся “ пошла волной” . Не думаю , что это воплощение зад ум ки скульптора Вячеслава К л ы к о ва. М ало того, что все серо и невыразительно, та к еще и исполнение крайне некачественно. После дождей, а и х у нас дай Бо г каждом у , дорогое мощение скры ваю т непроходимые л уж и . Где же дренаж , наличие которого предполагает технология кл ад ки п ли тки ? Где и н женерные, геодезические и зы скани я ? Порой создается впечатление, что и проект, и инж енерные и зы скания , и геодезия с технологией ^сосредоточены в резиновом молотке за восемь рэ, которым все лето в центре города стучали м уж и к и . (Кстати , по (Советской стучат и сейчас, презирая смену времен года.) В этом стуке был один бес спорный плюс: дали лю дям заработать. А город и горожане, думаю , в убытке. И вот почему. Я встретился с авторами цветного тротуара у Петровского кораб ли ка . И х имена я назвал выше. И у нас с ним и состоялся нефор м альный , но очень и скренний и заинтересованный “ кр у глы й стол” . — Понимаете, м ы — липчане, а не люди с улицы , — объясняет свое стремление ул у чш и т ь внеш ний вид города Александр Овчинни ков. — П ричем люди , состоявшиеся в ж и зни . Н аш бизнес приносит нам моральное удовлетворение и материальное благополучие . Но нельзя без душевной боли и вполне понятной зависти смотреть, к а к бедные (по сравнению с Лип ец ком ) города, например К у р с к , К а л у га, районные центры Белгородчины и Воронеж ской области, одева ют свои ули цы , скверы и площади в современный и эколо гичный материал. А мы ж ивем по-прежнему п он я ти ям и эпохи “ доколесного с к р и п а ” . К р и ч и м об эколо гии , но город закатываем вредным для здоровья асфальтом . В ию л ь ск ую ж ар у расплавленный би тум д у ш и т и сп ар ени ям и детей, бабушек и “ репродуктивное население” . С креп я сердце и понимая н аш у бедность, можно согласиться с ас фальтовыми улиц ам и , но почему же не проявлять больше заботы и творчества во дворах, скверах и на площ адях? Иронизируем : немцы тротуары мою т щ еткой . Да , моют, но не асфальт. Ч и с т я т тротуар, вы лож енны й современной п ли ткой по современной технологии . К а к раз такой , к а к о й вымощ ен тротуар у Комсомольско го пруда — кр а сивой , п р а к ти ч е с к и вечной и эколо гичной . Скаж е те , дорого? Н е правда. П олож и ть , конечно, дороже, чем дешевый асфальт разбро сать лопатой , зачастую не соблюдая и в работе с ним требования техноло гии . Н о его хв а ти т на 2-3 года. Кроме того, при всей его вредности для здоровья, недолговечности к а к дорожного материа ла, он неудобен при ремонте и нж ен ерны х сетей: сломав однажды . на место не вернешь. П л и т к а же легко демонтируется и так же просто уклады вается вновь. К а к ни парадоксально это звучит , в конечном результате п ли тка оказывается много дешевле асфальтового п о к ры тия . Ведь уже после первой зимы с наш им и морозами и оттепелями начинается и все лето продолжается “ ямочный ремонт” , создавая мас су неудобств горожанам, значительно опустошая бюджет. Расчеты наш их экономистов показывают, что уж е через пять лет затраты на использо вание качественной п л и т к и окупаю тся , дальнейшее благоустройство города идет бесплатно. П о том у что не надо ежегодно ремонтировать смрадное битумное покрытие, в то же время гарантия пли точных тро туаров — 30 и более лет. Словом, скупой платит дважды . Однако не всякая плитка является достойной альтернативой асфальту, — замечает Константин Арбузов . — Она должна пройти сертифика цию , изготовляться с учетом самы х передовых достижений н а у ки и технологии . У нас в России прочную , красивую , обладающую эффек том противоскольжения научились делать в Белгородском ООО “ Уп - р^авляющая компания Ж Б К -1 ” . География ее поставок: от Петербурга и М о сквы до Хабаровска на востоке, Ростова-на-Дону и Геленджика — на юге. Почему ■1'айбй йбЧ 'Й ! 'Ажиотажный с п р о с ? 'О т в й короткий : "ка чество. Н а заводе демонтировали тротуарную пли тку , прослуживш ую в у словиях производственной зоны 8 лет, и подвергли ее лаборатор ным исследованиям. Официальное заключение экспертов: плитка , про лежавш ая в грунте 8 лет, стала крепче, чем при рождении, не утрати ла сочности цвета, других физических свойств. Цемент соответствую щей марки за эти года набрал силу и прочность. Чудо? Нет, строгое соблюдение, в том числе и по ингредиентам технологии немецких фирм Н Е М К Е Ь и Н Е 8 8 . У Комсомольского пруда лежит именно такая пли т ка. М ы готовы вымостить ею скверы , парки и площади Липецка . П р о ектные документы нами уже подготовлены для площади Героев, Со борной, Н иж не го парка. Здесь самое время сказать о цене. Квадратный метр “ самодельной” , изготовляемой в нашем городе пли тки , вместе с укладкой , стоит от 700 рублей. Цветная , произведенная по технологии у ка занны х немецких фирм, с использованием и х же красителей, с гарантией в 30-50 лет — на 100 рублей дороже. Предлагаем читателю -налогоплательщику про гуляться у Петровского кораблика , оценить дорожный и зы ск , посмот реть, посчитать и высказать свое мнение, благо сегодня оно будет не пременно услыш ано — идет кампания по выборам депутатов горсове та. Эти заметки не преследуют цели подорвать авторитет местных производителей данной группы строительных материалов. Более того, к а к пионерам нового дела, хочется высказать благодарность за стрем ление сделать город безопасным для здоровья и удобным для ж и з ни. Но нельзя и не признать, что качество, внеш ний вид материа лов, предлагаемых белгородцами, во многом превосходят уж е име ющиеся у нас аналоги. Сравните: белгородцы производят тротуар ную п ли тк у 16 цветов и 11 конфигураций , у нас не насчитать более 2 цветов и 3 фигур. Развивая эту тему, мои собеседники особо под черкнули , что своими вы сказы ваниями не дают оценок плитке л и п ец ки х производителей. Это компетенция сертификационных служб. В то же время сертификацию материала они считаю т основным и необходимым условием его применения. К а к и обязательное лицен зирование предприятий, которые подряжаю тся на подобную раббту. Соответственно, возникают проблемы кадров. Вы раж аясь фигураль но: человек с ул и цы — улиц у не вымостит. Его надо обучить. Та кую профессию можно получить в Белгороде, вскоре эта возможность появится и в Липецке . К вышесказанному необходимо внести небольшое пояснение. Дело в том, что инициаторы новой идеи в оформлении города не ставят перед собой банальной цели заработать на перепродаже белгород ской п ли тки — это не и х класс предпринимательского пилотажа . К эстетическим проблемам города они подошли ш ироко и масштабно, вкладывая немалые деньги в осуществление задуманного. Вскоре, например, на проспекте Победы откроется просторная ди зайн -сту дия, в которой люди с современным уровнем мыш лени я смогут за казать проекты устройства своих предприятий, офисов, домов, дач, зон отдыха . П у с ть подъезд к каж дой А З С , ресторану или б у ти к у имеет свое лицо , а все вместе отраж аю т эстетические запросы и в к у сы хозяев и работающих здесь людей — лучш ей рекламы и ви зитной кар точки не придумать . П ричем проекты разрабатываются вместе с малыми формами: фонарями-фонтанами, л а вками -скам ья ми и прочими атрибутами красивой и уютной ж и зни . У ж е сегодня н е к о т о р ы е и з н и х м о ж н о у в и д е т ь н а и н т е р н е т о в с к о м с а й т е и)и) 1 У .^ оП и п а . 8 с .ги рекламного агентства “ Ф о р туна ” в проекте ООО “ Ю гово стокцем пром ” . В высказываниях об оценках участники обсухщаемой темы, возможно, были субъективны. Однако не вызывает сомнения главная мысль: дом, в котором живем, должен быть удобным и крепким, красивым и праздничным. Своим поступком, “возмутившим” общество, они зовут неравнодушных людей к конкретному делу. И не только жителей областного центра, но и районов. Ведь в последние годы и здесь начата большая работа по благоустройству. Хорошеют Грязи и Становое, Чаплыгин, Елец и Усмань, другие города. Мнение каждого сегодня имеет вес и значение для будущего края. Верится, что предложения наших земляков, поддержанные профессионалами инициативной группы, властными структурами, послужат улучшению и украшению нашей жизни. А л е к с ан д р П Е Т Р Е Н К О .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz