Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

IX___С О Ю 3 Беларусь—Россия. 9 ДЕКАБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 46 (194) И дольше года длится Год Окончание. Начало на стр. I А в апреле в Большом театре России с огромным успехом про­ шли гастроли Национального ака­ демического Большого театра Республики Беларусь. VI Между­ народный фестиваль русских теа­ тров стран СНГ и Балтии «Встре­ чи в России» встречал коллег из Беларуси. Свои спектакли в Санкт-Петербурге показали На­ циональный академический дра­ матический театр имени Горького и Республиканский театр бело­ русской драматургии в Иркутске. Ярким событием лета стала выставка «100 шедевров из кол­ лекции Национального художест­ венного музея Беларуси», прохо­ дившая в Третьяковской галерее. А осень прошла под знаком кино. Все лучшие кинокартины, создан­ ные на «Беларусьфильме» за пос­ ледние годы, отправились в Ека­ теринбург, где прошли Дни бело­ русского кино. Помимо кинопока­ зов, состоялись творческие встре­ чи с известными белорусскими режиссерами и артистами. ■ 13 декабря в Москве пройдет концерт мастеров искусств Бе­ ларуси. А завершится акция 14 декабря. Торжественное закры­ тие Года культуры Беларуси в России состоится в Санкт-Петер­ бурге, в концертном зале «Ок­ тябрьский». Здесь пройдет гала- концерт мастеров искусств рес­ публики. В нем примут участие ансамбль «Сябры», Белорусский государственный ансамбль «Песняры», Государственный ансамбль танца Беларуси, Наци­ ональный народный академиче­ ский хор им. Г. Цитовича, заслу­ женные артисты Беларуси Я. По- плавская, А. Тиханович, Я. Нау­ менко, ансамбль «Бяседа», со­ листы П. Епфимов, А. Мушак, ар­ тисты Белгосфилармонии. Культурные связи Беларуси и России активно развиваются. На сегодняшний день подписано свыше 100 соглашений между ре­ гионами двух стран о сотрудниче­ стве в области культуры. В следу­ ющем году белорусы ждут в гости россиян. 2005 год станет Годом культуры России в Беларуси. Рос­ сийское искусство будет предста­ влено в Беларуси столь же мас­ штабно, как и белорусское в Рос­ сии в этом году. С ответным визи­ том к белорусам приедет много­ численная творческая делегация. Причем выступления пройдут не только в Минске, но и во всех об­ ластях страны. Примечательно, что оба года культуры посвящены 60-летию Победы в Великой Оте­ чественной войне. Поэтому пат­ риотическая тема будет звучать во всех культурных акциях. «Надо благодарно принимать...» Марина Дмитревская САНКТ-ПЕТЕРБУРГ_________________ ВРЕМЕНИ — нет! Доказательст­ во тому — Алиса Фрейндлих. Времени нет, есть только про­ странство жизни. Центральной точкой пространства ее жизни стал театр Ленсовета 60 — 70-х годов. Она ушла оттуда двадцать лет назад. А в дни своего юбилея (которого всячески хотела избе­ жать, избежать, избежать... Не вышло!) — вернулась. Чтобы сыграть роль умирающего от ра­ ка 10-летнего мальчика Оскара в пьесе Э.-Э. Шмитта и сказать: времени нет! Напрашивалось слово — «до­ казать». Но — нет, Алиса Фрейн­ длих ничего не хочет доказывать. У нее, безупречно проживающую свою жизнь в искусстве, нет пре­ тензий к жизни. Может быть, поэ­ тому и жизнь не предъявляет к ней претензий, позволяя всегда быть безупречной? Она — редчайшая актриса, прожившая в ладу со временем. Сколько растворилось, погасло, недоиграло, размину­ лось с эпохой, не вписалось, поте­ рялось. А она всегда была— Али­ са. Так ее за глаза называют в теа­ тральном мире. И в России, и в Бе­ ларуси. Она — Алиса, а не Алиса Бруновна Фрейндлих, и в этом нет парадокса. Возраста нет! Несколько лет назад театр им. Ленсовета празд­ новал 30-летие спектакля «Ма­ лыш и Карлсон». На сцене сменя­ ли друг друга Малыши и Карлсо­ ны, разные поколения зрителей ждали «своего» Малыша, и все вместе ждали, конечно, когда же выйдет первый Малыш — Фрейн­ длих. И вот, в свои «за сорок», в коротких шортах, гольфах и та­ почках, народная артистка рвану­ ла через сцену! Рванула так, что рисковала сбить стоящего в кули­ се телеоператора, и чтобы не вре­ заться в него... врезалась в пор­ тал, сломав палец на ноге. Впро­ чем, она обнаружила это только утром— вдохновение вечера и за­ пах родных кулис, очевидно, име­ ли наркотическо-обезболиваю­ щий эффект. Она училась у легендарного мастера — Бориса Вульфовича Зона. Конечно, поначалу ее, дочку знаменитого Бруно Фрейндлиха, испепеляли взгляды... — Но как-то быстро это все прекратилось. У меня была какая- то слепота на это дело. Зон гово­ рил: «Актер должен обладать дос­ таточной долей нахалина». Не на­ хальства, а нахалина. Видимо, у меня был тот самый нахалин, — вспоминает актриса. Раньше в актерских дипломах обозначали границы амплуа. В дипломе Фрейндлих было написа­ но — «острохарактерная траве­ сти». Сегодня она бесстрашно превратилась в 90-летнюю стару­ ху и вышла на сцену в спектакле Владислава Пази «Оскар и Розо­ вая дама», сомкнув все возрас­ тные границы. Стрижка, спортивный костюм, розовый шарф. Очки. То ли жен­ щина, то ли мальчик. Малыш «^ё- рез сорок лет? Нет, Розовая дама «с возрастом из тринадцати цифр». Она вспоминает умерше­ го от рака мальчика и постепенно превращается в него, читая его письма к Богу, которые учила его писать именно она. Они — единая сущность. Оскар в придуманной игре про­ живает за десять дней целую жизнь так же, как актер — целую жизнь за спектакль. В «Оскаре» Алиса Фрейндлих и играет жизнь длинною в спектакль, и делится с нами знанием того, как благодар­ но надо принимать жизнь. — Я понимаю, что Библия и Евангелие — всего лишь изложе­ ние для нашего детского возраста каких-то основ бытия и нравствен­ ности, но, несмотря на наивность формулировок, я отношусь к ним очень доверчиво, — говорит Али­ са Фрейндлих. — И верю, что даю­ щему воздается. Нужно давать. ...Овации. Море цветов. После спектакля в гримерке: — По правде, я вчера хорошо сыграла, а не сегодня! Она и вправду сама всегда знает, как сыграла. Алиса Фрейндлих: Видимо, у меня был тот самый нахалин.. Игорь Ларионов: У нас — командная игра Окончание. Начало на стр. I — Игорь Николаевич, вы назвали много причин, способствующих ва­ шему спортивному долголетию. Но, может быть, все дело в генах, уж больно нетипично для русского че­ ловека так долго режимить и сле­ дить за своей формой. Признайтесь, у вас в роду не бьшо там немцев, ан­ гличан? У них где-то там в крови, в национальном сознании есть такие черты— любовь к порядку, трудо­ любие... — У меня родители тружени­ ки. Отец лишь совсем недавно вышел на пенсию. Русские люди тоже много работают. Но мы свою нацию вырубали, начиная с Ленина и Сталина... Поэтому го­ ворить о том, что мы все плохие, не стоит. — Почему в советском и российском хоккее гораздо меньше «долгожите­ лей», чем в НХЛ? — После того как я уехал за океан, у меня не было возможно­ сти наблюдать за российским хоккеем, поэтому могу сказать лишь о советском хоккее. В то время, когда я выступал на роди­ не, к сожалению, ветеранов не любили, потому что они были слишком большим авторитетом для ребят в команде. Ведь в те времена игроков контролирова­ ли во всем, и этот тотальный кон­ троль касался всех. Однако конт­ ролировать молодого игрока на­ много легче, чем ветерана. Хотя всегда можно было найти пра­ вильный подход к ветерану для того, чтобы дать ему возмож­ ность тренироваться по индиви­ дуальному графику. В НХЛ в этом плане есть пра­ вильный подход к людям, поэто­ му там многие игроки завершали выступление гораздо позже, чем у нас. В СССР люди заканчивали в 29— 30 лет. И судили их не по уровню игры, а по беговой дорож­ ке. На предсезонных сборах нас ставили на эту дорожку и говори­ ли, что надо пробежать 400 мет­ ров за 72 секунды. Если же ты пробегал за 74, то ты уже не го­ дился. Хотя в хоккее помимо ско­ рости нужны и другие качества, например, техника и мышление. — Может, в зтом причина многих на­ ших хоккейных бед в последние де­ сять лет? — Безусловно. У нас образо­ вался вакуум. В России не оказа­ лось людей, у которых можно бы­ ло учиться. В начале своей карье­ ры я, находясь на льду с ветера­ нами «Химика», учился у них тем вещам, которые через три— че­ тыре года начали срабатывать. Это опыт, который невозможно нигде приобрести. Хотя, вспоминая сегодня о первых местах советской сбор­ ной, мы не должны забывать, что у нас тогда фактически просто уничтожали людей. Они сидели на сборах и были абсолютно не приспособлены к жизни, когда заканчивали хоккейную карьеру. Не все, но большинство. Да, сис­ тема давала возможность людям 3— 4 раза в день тренироваться, хотя неизвестно, было это пра­ вильно или неправильно. Все бы­ ло поставлено на конвейер. Поя­ влялись талантливые люди, их сразу — в ЦСКА. А потом все из них выжимали и фактически вы­ брасывали на свалку. Мне грех жаловаться, яфакти­ чески все выиграл в этих услови­ ях. Но сколько ребят, которые бы­ ли просто сломлены именно та­ ким подходом к делу. Когда я уез­ жал в НХЛ, все думали, что мы не сможем там играть, потому что — как мы будем там без трехразо­ вых тренировок, без кнута... А оказалось, что многие из нас иг­ рали довольно-таки долго. — При какой системе вам жилось легче, комфортнее, удобнее — при цээсковской, армейской или при энхаэловской? — Естественно при энхаэлов­ ской. Я за это боролся, чтобы у меня была какая-то свобода. — Легче физически или легче в мо­ ральном плане? — Я думаю, что в моральном плане. Нагрузки в Америке не бы­ ли меньше, чем в СССР. Я играл четыре игры за шесть дней. С пе­ релетами. Практически 82 игры плюс еще плей-офф каждый год. И находился в том возрасте, когда люди заканчивали... Сложно бы­ ло физически. Но морально чувст­ вовал себя хорошо. Самое глав­ ное — полное к тебе доверие со стороны клубного руководства. Мы говорили на одном языке. У ка­ ждого работа есть, ты ее сделал, уехал домой и у тебя своя жизнь. А для меня очень важно, чтобы была гармония между работой, семьей и жизнью вне хоккея. — Сейчас ваш товарищ, партнер, друг— Вячеслав Фетисов — всту­ пил в битву с неким могучим меха­ низмом. Вы будете ему пемогать? — Я Славу знаю больше, чем кого-либо. Мы с ним прошли очень тяжелый этап жизни. От­ лично знаю, что человек он поря­ дочный во всех отношениях. Че­ ловек, который хочет только хо­ рошего. Есть планка, к которой он стремится, и которая никогда не опускается ниже. Поэтому для него это немножко другая битва идет. Одно дело, когда мы шли вместе с ним, атаковали ворота шведов или канадцев, там было ясно, там не было никакой фаль­ ши. Там был мужской труд и чув­ ство локтя. В данной ситуации все гораздо сложнее. И потом я стараюсь держаться подальше от политики. У меня идет на пер­ вом месте семья. И что же, я все брошу и приеду и буду занимать­ ся русским хоккеем? В России се­ годня можно сделать массу инте­ ресных вещей. Но, фигурально выражаясь, нужно брать лопату и начинать копать яму под фунда- вые годы. Мы сегодня испытыва­ ем поражения на всех аренах. Я повторяюсь, не раз об этом гово­ рил, что когда мы занимаем деся­ тые места, это смешно. — Кто должен управлять спортом, бывшие спортсмены или професси­ оналы в области управления? — Посмотрите на НХЛ. Эта ли­ га — образец эффективного спортивного менеджмента. Пос­ мотрите на ее первых лиц. Глава профсоюза игроков Боб Гуденау сам играл в хоккей, а потом полу­ чил образование юриста. Этот человек знает изнутри все. Это не просто чиновник. Все гене­ ральные менеджеры, возглавля­ ющие клубы Лиги, — все люди хоккея. Нет там функционеров в чистом виде. Есть, конечно, адво­ каты. Допустим, тот же Тэд Сас- кин, помощник Гуденау. Он юрист, помогает Бобу во всех де- ВРоссии сегодня можно сделать массу интересных вещей. Но, фигурально выражаясь, нужно братьлопату иначинать копать яму подфундамент иделать новый хоккей. мент и делать новый хоккей. Сла­ ва попал в водоворот. Ему сейчас сложно. Но какая моя помощь — я, честно говоря, не понимаю. Я хоккеист. Поэтому мне важно, чтобы у нас был хороший резуль­ тат. А его уже нет три года. Одно­ значно здесь уже все сказано. У нас хоккей находится в бедствен­ ном положении. И мы по-прежне­ му пытаемся как-то выкручивать­ ся, говорить, что нам не повезло, судьи помешали, лед скользким оказался. Говорильни много, но все остается так, как оно и было. Можно обращаться к прессе, можно обращаться к кому угод­ но, к общественному мнению. Но у нас слишком тяжелая машина, которая по-прежнему вырулива­ ет не в том направлении. Я про­ сто ему сочувствую, честно гово­ ря. — Некоторые говорят; «Фетисов по­ лез не в свое дело...» — Слава полез, потому что знает, что у него есть поддержка со стороны высших властей в го­ сударстве, Он знает, что делает правое дело, и я считаю, что здесь нужна помощь, а не палки в колеса, которые вставляются по­ стоянно. Помощи же пока не вид­ но, потому что все, что происхо­ дит в спорте, происходит не пер­ лах и переговорах. Но лицо профсоюза, лицо клуба — это бывшие игроки. — И, судя по результатам, зто пра­ вильно. — Да. Поэтому разговоры о том, что Фетисов не чиновник, а нужно поставить на его место чи­ новника откуда-то, — пустые. Просто человек-функция, кото­ рый будет находиться именно в этом кресле, пользы не принесет. — А можно ли назвать происходя­ щее в НХЛ кризисом жанра? — Выход из сложившейся си­ туации есть. Хотя я не верю, что Гуденау и Бэттмена на своей бли­ жайшей встрече найдут компро­ мисс. Скорее всего, локаут про­ длится до конца сезона. — Но ведь это колоссальные убыт­ ки! — Здесь целый комплекс воп­ росов, которые в принципе мож­ но решить. Но опять-таки мы должны думать об игре. Игра страдает — сегодня хоккей очень скучный. Есть прекрасно отла­ женная, приносящая плоды сис­ тема обороны. Но она очень не зрелищная. Для того, чтобы ка- В и. Ларионов: Гол и вино — оба процесса творческие. ким-то образом поправить ситуа­ цию, нужно дать возможность людям играть в хоккей. Чтобы зрелищность вернулась. А ее нет сегодня. Потому что сверху идет мощное давление: нужен резуль­ тат. Тренер говорит: зачем тво­ рить, делать какие-то рискован­ ные ходы, когда проще просто от шайбы отделаться и ждать ошиб­ ки с другой стороны. А зритель на трибунах зевает или вовсе не приходит на стадион. Мы говорим сегодня о боль­ ших деньгах, но забываем о каче­ стве продукта, который мы про­ изводим. Хозяева клубов говорят об экономике. Надо, мол, сделать жесткий потолок зарплаты, и сра­ зу мы начнем привлекать зрите­ лей, большой будет рейтинг на телевидении. Но это неправиль­ но, потому что рынок должен бьпъ свободным. Свободная эко­ номика подразумевает то, что ес­ ли человек хочет купить «Мерсе­ дес», он покупает его. Хочет «Ла­ ду» — покупает ее. — Но сколько звезд разъехались по миру! И в Европу приехали, и к нам в Россию. — Это здорово. Молодёжь должна учиться у хороших игро­ ков. На тренировке, в игре, учить­ ся у людей, которые сегодня яв­ ляются ведущими игроками в Ли­ ге. Мальчишке, который начина­ ет свою карьеру в 17— 18 лет, по­ играть рядом с тем же Ягром очень и очень полезно. С другой стороны, люди эти приезжают не просто провести время. Профес­ сионалы, которые приехали из НХЛ, не просто хотят получать зарплату красивую, а именно от­ работать честно перед теми людьми, которые им платят день­ ги. — Кстати, если речь зашла о моло­ дежи: межет, нам стоит ограничить возраст игроков, уезжающих за гра­ ницу, чтобы воспрепятствовать отто­ ку талантливых ребят? — Мы не можем кого-то огра­ ничивать. Почему бы не дать им возможность поехать и попробо­ вать себя в другом хоккее? Мы можем просто посоветовать, что­ бы люди не уезжали. Чтобы не делали ошибок. Для этого есть агенты, есть родители, которым нужно сказать, что в принципе се­ годня эти ребята получают нор­ мальные деньги до отъезда в НХЛ. Я приехал в НХЛ после двух олимпийских побед и четырех — 9—15 декабря в нашей истории календарь на чемпионатах мира, имея в кар­ мане пять тысяч долларов. Это все, что я заработал за двенад­ цать лет своей карьеры в России. И я думал, что я человек. А сегод­ ня молодые ребята приезжают с кредитными карточками, сразу выбирают себе «Мерседес СЛ- 500». Хотя, я думаю, первым должна быть, наверное, работа, хоккей. Но еще раз повторю — нельзя никого ограничивать. Мы не можем лишать человека пра­ ва выбора, какой бы он ни был, — молодой, старый... Хотя... Самое страшное, если человек попадает в НХЛ в 18 лет, а потом оказывается в фарм-клу- бе и его начинают ломать. То есть то, чему его научили в России, из него выбивают, обтесывают под стандарты команды. В результа­ те мы теряем парней, которые могут открьп'ься чуть позже. — Вы общаетесь с партнерами по сборной СССР? Знаете, кто чем за­ нимается, кто как живет? — Практически про всех знаю. И общаюсь. Правда, перезвани­ ваться часто не приходится, раз­ ница во времени большая, и лю­ ди все занятые, но я в курсе того, что происходит. — А как сейчас Константинов? — Я его видел перед самым отъездом. Пригласил его на свой матч. Но вряд ли он сможет прие­ хать. К сожалению, у него жена принимает все решения. — Подвижек в его состоянии нет? — Он вышел на определен­ ный уровень, и все. И врачи ниче­ го не обещают. — Несколько личных вопросов. Ваш дом сейчас Россия или Америка? — Мой дом там, где моя семья. А у меня две семьи — родители, которые живут в России, и жена и дети, которые живут в Америке. — Будущее для своих детей вы ви­ дите американское или российское? — Американское. Маленько­ му Игорю шесть лет. Сейчас в школу пошел. — А ваши дети по-русски пишут, чи­ тают? — Не пишут и не читают. Гово­ рят хорошо. Старшая дочь, мо­ жет быть, читает. Ей скоро будет 18 лет. А младший, конечно, не читает и не пишет. Я не вижу в этом смысла. Они сами для себя решат, что им важно. Здесь опять же право выбора будет за ними. Старшая через полгода будет принимать свои решения, что ей дальше делать. По американ­ ским законам она человек само­ стоятельный. — Что для вас сложнее было— за­ бить красивый гол или сейчас раз­ работать полностью удовлетворив­ ший вас рецепт вина? — Оба процесса — творче­ ские. Но виноделие — немножко вкусовое творчество: как ты ви­ дишь это вино, как оно тебя уст­ раивает, какой процент виногра­ да должен присутствовать боль­ ше или меньше. И при этом дума­ ешь, что может понравиться лю­ дям. В хоккее другое — когда заби­ ваешь гол, делаешь передачу — удовольствие физическое. Пере­ дача для меня всегда была важ­ нее, потому что творение того шедевра, которое может про­ изойти, происходит именно в пе­ редаче. Сотворить пас — для ме­ ня это выше, чем гол. Хотя и голы бывают шедеврами. Кстати, во время прощального матча в двух перерывах на большом экране покажут 15 моих самых красивых голов и 15 передач. Когда пьешь вино, думаешь: какое классное вино... А какой труд стоит за этим вином! Колоссальнейший. — Переходим к новой вашей про­ фессии— виноделию. Ваше буду­ щее в вине? — Это не профессия пока еще. Все только начинается. Точ­ нее, все началось с моего высту­ пления за швейцарский клуб «Лугано». До этого, как у русско го человека, уехавшего из Со ветского Союза, у меня не было понимания вина вообще. Лугано — кантон италоязычный, итальянская кухня всегда связа­ на с вином. Я не представляю се бе, как можно есть пасту или мо репродукты с пепси-колой или соком. Это невозможно. Вдоба­ вок после каждого матча болель­ щики дарили бутылки вина. Я по­ началу складывал их в подвале А вокруг... Представьте себе спокойно, дверь можно не закры­ вать, тишина. Пара ослов пас­ лась за домом и две коровы. Уби вающая тишина. Думаешь, что ничего в мире не существует. Так постепенно и стал дегустиро вать, пробовать. Ж День за Днем ^ Сегодня — Международный день борьбы с коррупцией. И еще православный праздник в честь освящения церкви Велико­ мученика Георгия в Киеве (1051— 1054 годы) — знамени­ тый на всю Русь Егорий, или Юрьев день. 10 декабря — Международ­ ный день прав человека. 12 декабря — День Конститу­ ции Российской Федерации. 15декабря — День образова­ ния Радиотехнических войск Во­ енно-воздушных сил России. Дела государственные 1о декабря исполняется 285 лет указу Петра Первого об уч­ реждении «Берг-привилегии», призванной обеспечивать раз­ витие горного дела в стране, а также руководство и н а д з о р а горнозаводской промышле 1 - {^В стью. 1 4 декабря 1922 года открыл­ ся IV Всебелорусский съезд Со­ ветов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, ко­ торый принял решение о вхожде­ нии Белорусской ССР на одина­ ковых правах с РСФСР, УССР и ЗСФСР в Союз Советских Соци­ алистических Республик. Впервые в стране и мире 1 3 декабря, 100 лет назад, на Бакинских нефтепромыслах и заводах началась стачка рабо­ чих, в которой приняли участие 27 тысяч человек. Ее итогом ста­ ло подписание первого в России коллективного договора между рабочими и предпринимателя­ ми, получившего название «Ма­ зутная конституция». 15 декабря, 20 лет назад, в СССР с космодрома Байконур запущена межпланетная стан­ ция «Вега-1». Она прошла вбли­ зи ядра кометы Галлея и провела все запланированные исследо­ вания. Слава нашей науки 10 декабря, 100 лет назад, российский ученый Иван Павлов первым из представителей Рос­ сии получил Нобелевскую пре­ мию. 13 декабря, 280 лет назад, родился Франц Ульрих Теодор Эпинус — русский астроном, ма­ тематик, физик, государствен­ ный деятель, академик Петер­ бургской академии наук. В его книге «Опыт теории электриче­ ства и магнетизма» дана первая в мировой истории аналитиче­ ская трактовка электрических и магнитных явлений. Коротко 14 декабря 1947 года в Со­ ветском Союзе проведена де­ нежная реформа и отменена карточная система обеспечения населения. 15 декабря 1 938 года при ис­ пытании нового истребителя по­ гиб прославленный летчик Вале­ рий Чкалов. Ему было 34 года. В декабре 1862 года на терри­ тории Беларуси проложена пер­ вая железнодорожная линия По­ речье — Гродно как часть Петер­ бургско-Варшавской железной дороги. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Сигналы недели Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг две книги ОлегДавыдов. «Демон сочинительства». СПб.: «Лимбус Пресс». —593 с. Новая книга известного писа­ теля Олега Давыдова была обре­ чена на читательский интерес еще несколько лет назад, когда писались и публиковались ста­ тьи, составившие это издание. Автор работает на стыке крити­ ки, политологии, психологии творчества,он занят изучением и анализом не столько того, что сказал в своем тексте сочини­ тель, сколько того, что он хотел сказать. Работа в сослагатель­ ном русле приводит к парадок­ сальным и неожиданным резуль­ татам. «Беларусь. История и современность». Минск.: «Белорусская энциклопедия». —144 с. В книге освещаются важней­ шие стороны жизни Беларуси. Здесь и географическое положе­ ние республики, рельеф, реки, озера, растительный и животный мир, охрана природы, государст­ венное устройство. Даны сведе­ ния по истории, литературе, }иу- зыке, кино и театре, архитекту­ ре. Энциклопедия обильно иллю­ стрирована, причем художест­ венный ряд составляют не толь­ ко современные фотографии, но и старинные гравюры. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. Газета з а р е г и с т р и р о в ан а в М и н и с т е р с т в е п о д е л а м печати , т е л е р а д и о в ещ а н и я и с р е д с т в м а с с о в ы х к о м м у н и к а ц и й Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 1 0 м а р та 2 0 0 0 год а . Р е г и с т р а ц и о н н ы й Ма 7 7 - 1 8 8 0 . Т и р аж п о Р Ф : 3 1 0 9 7 7 Т и р а ж п о РБ: 3 1 4 2 7 4 Т и р аж - С О Ю З а . Б е л а р у с ь — Россия» в Р Ф и РБ: 6 25 1 5 1 А д р е с р е д а к ц и и г а з е т ы « С о в е т с к а я Б е л о р у с с и я » : | И з д а т е л ь с т в а : З А О « И н ф о р м а ц и о н н о - и з д а т е л ь с к и й к о н ц е р н - Р о с с и й с к а я га зе та » | О ТП Е Ч А Т А Н О в 0 0 0 -О б ъ е д и н е н н ы й и з д а т е л ь с к и й дт?М | Р а с п р о с т р а н я е т с я п о в с е м п о д п и с н ы м и н д е к с а м : 1 П о г р а ф и к у : 1 6 .0 0 М о с к в а А 4 0 Г С П - 3 1 2 5 9 9 3 у л и ц а П р а в д ы 24. Р е с п у б л и к а Б е л а р у с ь . 2 2 0 0 1 3 , М и н с к , у л и ц а А д р е с : М о с к в а , А - 4 0 , Г С П - 3 1 2 5 9 9 3 , ул . П р а в д ы , 2 4 . Тел . 2 5 7 - 5 3 - 6 2 . « М е д и а -П р е с с а » . А д р е с : 1 2 5 8 6 5 , Г С П , « Р о с с и й с к о й г а з е ты » : 5 0 2 0 2 , 3 2 1 8 4 , 4 0 9 4 2 , 4 0 9 1 3 , 4 0 9 2 4 , Н о м е р п о д п и с а н - 1 6 0 0 Телефон - 2 5 7 -5 7 8 7 Ф ак с - 2 5 7 -5 7 8 7 Е - та11: Е г т а к 0 Vа@гд.^^ Б . Х м е л ь н и ц к о г о , 10а . Тел . и ф а к с : 2 3 2 - 1 4 3 2 И з д а т е л ь с т в о « С о в е т с к о й Б е л о р у с с и и » : Б е л о р у с с к и й Д о м п е ч а ти . К И П У П « С ож » ._____________________М о с к в а - 1 3 7 , у л .П р а е д ы , 2 4 . 4 0 9 4 5 , 3 8 2 8 6 , 4 1 5 9 1 . « С о в е т с к а я Б е л о р у с с и я » : 6 3 8 8 9 , «СОЮ З . Б е л а р у с ь —Р о с с и я » П е р и о д и н е с к о е и з д а н и е С о е е т а М и н и с т р о в С о ю з н о г о г о с у д а р а в а Ш е ф - р е д а к т о р А .И . Б а т ы г и н (М о с к в а ) | А д р е с р ед акци и -С О Ю З а . Б е л а р у с ь — Р о с си я » ; П е р в ы й з а м е с т и т е л ь ш е ф - р е д а к т о р а А .М . Т а р а н д а ( М и н с к ) 4Ю Ю 1 Беларусь - Россия»печатается в Архангельске, Владивостоке, Волгоград» Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани. Калининграде. Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральны» В о д а х М о с ш ^ М д о а а н с к е ^ ^ Тюмени, Ульяновске. Уфе. Чебоксарах, Челябинске. -Советская Белоруссия» печатается в г. Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz