Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
9 ДЕКАБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 46 (194) С О Ю З Беларусь-Россия III Медалям полтора века МУЗЕЙ 1812 года Малоярослав ца стал обладателем уникальной • ллекции медалей медальера ^дора Толстого. Как рассказа ла директор музея Наталья Кот лякова, раритеты нашли в нише фундамента, на которой стоял памятник Ленину, перенесенный в другое место. Памятник вождю пролетариа та был поставлен в 1932 году на фундамент монумента Славы — памятника российской воинской доблести и русского оружия 1812 года, уничтоженного советскими властями. Фундамент тогда не тронули. По словам директора музея, только в один из шести мо нументов, установленных на мес тах важнейших сражений русской армии с наполеоновскими войска ми, были вложены 26 августа 1844 года двадцать памятных бронзо вых медалей, а также наградная серебряная — за взятие Парижа 1814 года. Сейчас медали нахо дятся на реставрации в Государст венном историческом музее в Мо скве, и к Новому году они возвра тятся в Малоярославец. К юбилею Калининград побратается с Италией в КАНУН 750-летнего юбилея у Калининграда может появиться город-побратим в Италии, ска зал на встрече с мэром Калинин- ^ м д а Чрезвычайный и Полно- (ный Посол Итальянской Рес публики в РФ Джанфранко Фак- ко Бонетти. «В рамках подготовки к этому "Значимому событию мы предла гаем мэрии города завязать по- братимские отношения с одним из городов Италии, который на ше посольство может пореко мендовать в соответствии с по желаниями российского муници палитета», — заявил посол на встрече с мэром Юрием Савен- ко. Он отметил, что итальянская сторона обязательно примет участие в юбилейных торжест вах в Калининграде. Уже два на циональных фольклорных ан самбля из Милана выразили го товность приехать и выступать в Калининграде. А у нас Новый год в КАЛМЫКИИ 7 декабря отмети ли национальный праздник Зул — калмыцкий Новый год. Шад- жин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче направил обращение жителям республики, в котором пожелал «людям счастливого калмыцкого Нового года». «Мы закрываем последнюю страницу уходящего года и от-* крываем новую. Мы надеемся только на лучшее будущее, и от нас зависит, сделаем ли мы на ступающий год счастливым или нет. Давайте объединим усилия. как это следует делать всем жи вым существам, и наведем мир в нашем обществе в Калмыкии», — говорится в обращении. Согласно буддийской тради ции, 25 числа месяца Быка по лун ному календарю калмыки отмеча ют Зул как Новый год. В этом году праздник приходится на 7 декабря общепринятого календаря. Наз вание праздника происходит от обычая зажигать лампады — «зул». Символика зажигания лам пад, по мнению историков, озна чает поклонение солнцу, звездам. Праздник телеграфа МИНСКИИ телеграф отметил юбилей — 145 лет. Именно столько лет назад был осуществ лен первый сеанс телеграфной связи на участке Минск — Боб руйск. Для передачи телеграмм в Беларуси уже давно используют ся современные вычислитель ные комплексы и сверхскорост ные каналы транспортировки данных. А в следующем году «Белтелеком» планирует поэ тапный перевод республикан ского телеграфа на работу сог ласно самым передовым цифро вым стандартам. Телеграф ста нет тесно связан с Интернетом. Отправлять телеграммы-станет дешевле, а сроки доставки сооб щений адресатам — еще короче. Работа для бродяг БРОДЯЧИЕ собаки в Гомеле по лучают теплую будку, еду и терри торию для охраны. На сегодняш- день здесь «трудоустроены» уже 30 четвероногих бродяжек. Они добросовестно охраняют склады, предприятия и автостоян ки. А за сторожевые качества и грозный внешний вид получили шутливое название «секьюрити». Собаки добросовестно отрабаты вают свой хлеб. Например, спани ель Бим работает спасателем. В любое время дня и ночи он готов, например, искать людей под зава лами. Его снимок украсил даже обложку одного из номеров ве домственного журнала МЧС. Андрей Макаревич: «Машинально» Лидер группы «Машина времени» Андрей Макаревич во время кон церта в московском клубе «Б2» представил новую концертную про грамму «Машинально». Потому что была Победа «мы ПОСТРОИМ Союзное госу дарство Беларуси и России. За логом тому — наша общая побе да в Великой Отечественной войне, наша общая история». Та кую уверенность высказал руко водитель представительства По стоянного Комитета Союзного государства Василий Шолодо- нов на презентации книги Влади мира Ильина «Партизаны Бука. Записки комиссара отряда». Издание посвящено деятель ности в годы войны на террито рии Беларуси партизанской бри гады под командованием Нико лая Гудкова. Организатором из дания книги и подготовкой руко писи партизанского комиссара к печати стала соратница Влади мира Ильина по партизанскому движению, радистка диверсион но-разведывательной группы Сусанна Добрыш, проживающая в настоящее время в России, Книга издана по заказу Постоян ного Комитета Союзного госу дарства. Яркий финиш, быстрый старт р о с с и й с к а я национальная академия киноискусств удостои ла награды белорусский «Люта- пад» как ярчайший и крупней ший кинофестиваль на всем постсоветском пространстве. В этот раз на фестивале был по ставлен рекорд — показы дава ли кинематографисты из двад цати пяти стран. А требования к картинам у дирекции белорус ского фестиваля очень высокие: наличие рейтинга и лауреатских званий на предыдущих фестива лях. И хотя «Л1стапад» закрыл кинематографический год, его дирекция на каникулы уходить не спешит. Новый фестивальный год начинается уже через месяц, а с ним и заключение новых конт рактов для афиш будущего «Лютапада». Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск). Лев Аннинский: Я прошел пешком всю Беларусь... Александр Щуплов МОСКВА НАША беседа с одним из самых авторитетных литературоведов России началась с вопроса: — Лев Александрович, в былые го ды вы немало занимались белорус ской литературой. Какие ощущения вы вынесли от состояния изящной словесности в республике? — Давно, когда я начинал свою деятельность, в поле моего зрения находились российские авторы — и очень хотелось за няться литераторами из союзных республик. Мне казалось, если я займусь белорусской литерату рой, в моей жизни что-то переме нится. Первым моим опытом ра боты с белорусской прозой стала рецензия на книгу Петруся Бров ки — роман о сооружении гидро станций. Ничего белорусского там не было, просто была еще одна повесть русско-советской литературы,которую я отрецен зировал. Позже в поле моего зрения оказались Апесь Адамо вич, Виктор Козько, Светлана Алексиевич... Кстати, Светлана не казалась мне белорусской пи сательницей — в ее книгах не было национального ингредиен та. В то же время у Виктора Козь ко, пришедшего в литературу как сибирский писатель, после его возвращения в Белоруссию эти национальные корни сильно вы светились и почувствовались. При всем моем интересе аб солютно ко всем национальным литературам у меня всю жизнь наблюдалась симпатия к бело русским, армянским и башкир ским писателям. Не знаю поче му, но я всегда испьггывал какой- то внутренний контакт с белору сами, ощущения душевной гар монии моего настроя с их настро ем. Лично для себя я объяснял это тем, что белорусы отличают ся терпимостью, они спокойные, надежные люди и, что немало важно, к нам относятся очень хо рошо. А мы им платим тем же. Такое убеждение у меня оста лось навсегда. Я продолжаю с удовольствием ездить в Минск и ловлю эти флюиды нашего внут реннего синхрона. Между про чим, сами белорусские писатели часто в разговорах опровергют меня и оспаривают мое ощуще ние белорусов относительно их спокойствия,толерантности, до казывая, что у них внутри очень много динамита. — Кому из белорусских писателей вы отдавали предпочтение в своих исследованипх? — Конечно, Василию Быкову. Я им интересовался всю жизнь, хотя не могу сказать, что напи сал что-то о нем всерьез: все ро бел, подступал, а потом уж и вре мя прошло. — Кажется, вы читали лекции в Минском университете? — Я выступал с обозрениями современной литературы. Кроме того, с Минском у меня связано еще одно важное событие в жиз ни: в конце 60-х — начале 70-х го дов у меня скопилось до 20 пе чатных листов неопубликован ных работ, поскольку в этот пе риод ни в «Октябре», ни в «Но вом Мире» я печататься не мог. Не мог и книжку издать. В эту тя желую пору меня разыскал один минчанин — Ким Хадеев, как он себя называл, — книготорговец. Это была невероятно популяр ная в Минске личность. Не имея никаких ученых степеней, он пи сал за кого-то кандидатские и до кторские диссертации по фило софии, социологии, широкому кругу гуманитарных наук. Вот Ким с издателем Гришей Трест- маном и предложили мне издать в Минске книгу моих статей о ки но. На дворе стоял 1976 год. Книжка про кино у меня была на писана для московского изда тельства «Искусство» и была признана «объективистской» — и одновременно «субъективист ской». Позже она вышла в 1989 году, но впервые ее издали под названием «Зеркало экрана» в Минске. Для меня это была боль шая радость. Тираж пошел как раз накануне съезда кинемато графистов Беларуси, на который приехало много московских ки ношников. Передними выложи ли этот тираж, и он почти весь был раскуплен. — Так вы подрывали киношные ус тои в советской стране? — Я специально устои не под рывал. Мне хотелось поделиться своими впечатлениями, что я ду маю про фильмы. И, наконец, мне это удалось сделать. Минск дал мне вздохнуть полной гру дью! — В этой книге были статьи о бело русском кино? — В Беларуси были очень сильные документалисты, о них я и написал статью, хотя она в книгу не вошла. Просто книга была выстроена по очень четко выбранной теме— «шестидесят ники в кино». — Знаю, вы большой любитель хо дить пешком по земле. Путешество вали по Беларуси? — Когда я был моложе, во время своего отпуска таскался в качестве туриста по всяким горо дам и весям: ночь — в палатке, утром палатку собрал, отдал в камеру хранения на вокзале и смотришь, куда приехал. Вот так я прошел пешком и проехал всю Беларусь. Даже карту специаль ную составил для путешествия, чтобы ничего не пропустить: Гродно, Минск, Брест, Заславль, Беловежскую Пущу. И Оршу, от куда родом моя бабка. Полоцк, где, как я впоследствии узнал, был расстрелян мой отец. Так что с этой землей у меня очень много связано — оттуда мои ев рейские корни, а казачьи корни, хотя родом с Дона, но обрублены были в 1942 году в Беларуси... — Вы много занимались провинци альными и национальными тоатра- ми. С белорусскими театрами сво дила судьба? — Нет, хотя я очень бы хотел этого. Впрочем, в нынешнем го ду я входил в жюри театрального конкурса в Брянске, где лучшим спектаклем мы признали поста новку труппы из Орши. Этот яр кий спектакль получил Гран-при конкурса. — Если поступит предложение из Минска посмотреть театральные работы, откликнетесь? — Конечно, поеду. Должен напомнить, что я еще вхожу и в такую систему, как современ ная бардовская песня. В Бела руси есть очень интересные барды, о некоторых из них я пи сал. В частности, об Ольге За лесской. У нее в Минске вышла книга стихотворений с моим предисловием. При поддержке белорусских меценатов я в бы лые годы ездил вместе с барда ми по республике в качестве ве дущего концертов и лектора. А в минском журнале «АПАРТ» пуб ликовались с подачи издателя этого журнала Михаила Столя ра мои очерки об авторской пес не, которые позже вошли в кни гу «Барды». — В прежние годы мне доводилось переводить белорусских поэтов — Гену Пашкова, Сергея Законникова, Раю Боровикову, Володю Некляева — на русский. Очень трудное дело — слишком близкие языки. Что прикажете делать? — Продолжать переводить, стараясь в русской речи пере дать интонацию. Это очень труд но. Переводится слово, а пере вести всю толщу культуры — не возможно. Потери неизбежны. На русском языке создаешь па раллельную реальность. Когда переводишь с белорусского, особенно понимаешь, как это трудно: ведь видишь не под строчник, а сам оригинал. Каль кировать нельзя — видишь, как что-то упускаешь, что-то ухо дит... Ш л. А н н и н с к и й : Н ы н е ш н ю ю л и т е р а т у р у я н ю х а ю и р е ш а ю , ч и т а т ь е е и л и нет ... — Что у нас происходит сейчас в пи сательской среде? — Сейчас идет разброд: упои тельный и упоенный. Я сам в нем участвовал и участвую. Идет упо енное самовыражение и постоян ное взаимообличение. Проследи те современные дискуссии: «Мы пишем хорошо, а они пишут пло хо, и вы пишете плохо. А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? Ага, значит, вы подкапываетесь под основы — и стало быть, вы — негодяи!». Такова теперешняя ли тературная атмосфера. Опять по явились маленькие группки, ма ленькие платформы, каждый ма ленький кружочек кричит, что у него есть гении. Сложилась та си туация, которая предшествовала Первому съезду писателей СССР. И нужно, чтобы каждый сопротивлялся ситуации, потому что сопротивление— тоже в при роде вещей. Если я сопротивля юсь унификации, это не потому, что я думаю, что моя позиция луч ше, а потому, что я понимаю: ко гда яхта поворачивает, сам яхт смен находится на другой ее сто роне. Вот я и падаю всю жизнь на другую сторону... — Однажды вы в бытность продсв- дателем жюри Букера заявили, что нынешнюю литературу перестали читать. Что это — кокетство начи тавшегося интеллигента или пресы щение изысками современных пи сателей? — Нынешнюю литературу я нюхаю и решаю, читать ее или нет. Как правило, не читаю, пото му что у тех, кто ее создает, не моя сверхзадача! Я остаюсь чи тателем, но читаю медленнр. Страшно другое: для части ин теллигенции стало знаком — чи тать только Маринину! Припоми наю: когда Маринину спросили, какое духовное послание она ад ресует миллионам своих читате лей, она ответила:«Что я вам, Достоевский?» Знаете, каким поэтом был! Поэту Николаю Старшинову в декабре исполнилось бы 80 лет помним Александр Щуплов МОСКВА НИКОЛАЙ Старшинов был од ним из лучших поэтов фронтово го поколения. Он сохранил на всю жизнь верность фронтовой музе и своим боевым товари щам. А еще он очень любил поэ зию и поэтов. Возглавляя отдел поэзии журнала «Юность»(на са мом первом, «катаевском» этапе этого флагмана молодежной журналистики послевоенного времени), а затем альманах «По эзия», он сумел воспитать не сколько поэтических поколений. Многие вышли из «старшинов- ской шинели». Говорят, счастье, когда име ешь собственное мнение по обоюдному согласию. В этом смысле Старшинов был счаст ливым человеком. Его собст венное мнение выражалось всегда мягко, тактично, а то и заменялось молчанием. Но это молчание было отнюдь не зна ком согласия! Когда дело дохо дило до спора, он был принци пиален и не отступал ни на йоту. Хотя и допускал другой, отлич ный от его, взгляд на творчест во, поэзию. Человек он был широкой нату ры. О «подвигах» Старшинова хо дили легенды. Его неоднократно лишали права посещения Дома литераторов — за злоупотребле ние исконной русской традицией. Администратор Дома литераторов Шапиро был в шоке от некоторых поступков Николая Константино вича, особенно его сольного пения. Однажды он захотел изгнать по ющего Старшинова из рая, сиречь из ЦДЛ, но Старшинов запел... «Интернационал». «Прекратите петь!» — кричал Шапиро. — «Вам не нравится эта песня?» — осведо мился Старшинов. Шапиро глот нул сгущающийся воздух... Цельность натуры Николая Старшинова, его органичная вписанность в квадратуру сума тошной жизни делали его магни- тическим центром советского со циума разной величины. Помо гали анекдоты, частушки, байки. Они выпускали пар, позволяли высказывать свое мнение не впрямую — а обиняком, метафо рически. Россия знала о «часту шечной» страсти Старшинова, и все неизвестные частушки сме ло приписывала ему... Цвет-клавиш, глаз - молоточек, душа - рояль Европейский авангард помнят не только специалисты творчество Александр Батыгин МОСКВА - МИНСК в НАЦИОНАЛЬНОМ музее исто рии и культуры Беларуси недавно было выставлено 30 графических работ самых известных предста вителей европейского авангарда — Марка Шагала, Фернана Леже, Анри Матисса, Василия Кандин ского... Блестящую экспозицию представил в белорусской столи це Витебский музей Марка Шага ла, в недрах которого хранятся не только оригинальные графиче ские работы Мастера, но и произ ведения других художников-аван- гардистов. В декабре нынешнего года от мечается 60-летие со дня кончи ны Василия Васильевича Кандин ского — русского художника, сто явшего у истоков возникновения абстракционизма. В своем твор честве Кандинский стремился со здавать картины, состоящие из ярких цветов, линий, фигур, сво бодных от узнаваемых объектов. Он предпочитал собственный язык картин, с помощью которого выражал глубочайшие эмоции, определяя для себя главным в ис кусстве внутреннее духовное со держание, психофизическое воз действие чистых красочных со звучий и ритмов. Потомок нерчинских купцов, сибирских каторжан, Кандинский органично сочетал европейские и азиатские культурные традиции. Побывав еще в детстве вместе с состоятельными родителями в Риме, Флоренции, Венеции, он приобщился к мировому художе ственному наследию. Рисовать он начал, никому не подражая, объясняя: каждый цвет живет своей таинственной жизнью... Всю свою долгую жизнь Кандинский пытался услы шать «тайную и прекрасную му зыку мироздания». И добрав шись до сути, поведал миру цели своего творчества; «Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Худож ник есть рука, которая посредст- ■ вом того или иного клавиша целе сообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Цвет, звук, ритм слились для него воедино. «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и сре ди этой борьбы миров между со бою создать новый мир, который зовется произведением», — пи сал он. Не только Кандинский, боль шинство деятелей авангарда вы ступали против академизма, провозглашая новые идеи в ис кусстве. Не случайно в первые годы после Октябрьской револю ции и Марк Шагал, и Василий Кандинский оказались на Роди не, тесно сотрудничая с новой властью. Понятно, речь шла пре жде всего о художественной жизни страны. Кандинский ста новится членом коллегии ИЗО Наркомпроса, одним из основа телей Института художествен ной культуры, вице-президентом Российской академии художест венных наук. Революционер в живописи, он многого ждал от перемен в России. «После рево люции я писал в абсолютно дру гой манере, — вспоминал худож ник, — я чувствовал внутри себя великий мир души. Вместо тра гедии что-то мирное и организо ванное. Цвет в моих работах ста новился сильным и ярким». И все же Кандинский — высо кий, респектабельный мужчина в пенсне, всегда одетый «с иголоч ки» — несколько выпадал из той революционной среды. Дело, по нятно, не во внешности — когда в России замерцала эра социали стического реализма, Василию Васильевичу места на Родине, как и абстракционизму, не оста лось. В 1921 году он уехал в Бер лин, а после прихода в Германии к власти фашистов переехал во Францию, где продолжал активно и разнообразно работать. Один лишь штрих— Кандинский участ вовал в проекте комедийного фильма-балета, который намере вался создать совместно с компо зитором Гартманом. ...Впервые о Василии Кандин ском я услышал в московской квартире на Дровяной площади другого авангардиста — Влади мира Янкилевского. Тогда, в кон це 60-х годов века минувшего, он зарабатывал на жизнь в столич ных издательствах, оформляя книжные обложки. В СССР абст ракционистов не жаловали. Воло дя, очевидец «манежного сканда ла» в 1962-м, когда Хрущев обру шился на художников-новаторов, в своих полотнах воплощал кон фликты и взаимопроницание че ловеческого и техногенного ми ров. В чем-то, на мой взгляд, он шел за Кандинским — в странных образах-тотемах, в чем-то следо вал своему неповторимому сти лю, рождая машинно-органиче ских мутантов, припавших к хол сту... Не хочу сбиться на лекцию об авангардистах. Отрадно, что это течение искусства сохраняет свой высокий рейтинг и сегодня, свидетельством чему выставка в Минске. Шагал, Малевич, Кан динский, Янкилевский нашли свои, только им присущие изо бразительные средства, доказав свое право на художественное са мовыражение. Сегодня в России, Беларуси, на Украине авангарди сты реабилитированы. Без них художественный мир, замыкаясь в своих канонах и привычках, ка зался бы бедным, пресным. Альберт Валентинов МОСКВА— МИНСК Прыжок через десятилетие Сделать его помогли белорусским коллегам российские ученые организма, согласно которой ка ждый орган нашего тела постро ен из только ему присущих «кир пичиков». В самом деле, уже при развитии эмбриона в чреве ма тери для каждого его органа — сердца, печени, почек, легких, кожи, для каждой ткани — синте зируются под контролем соот ветствующих генов особые бел ки, клетки которых обладают своими отличиями. Они не поз воляют при заболевании органа получить помощь извне — заме нить больные клетки здоровыми из соседних тканей. А ведь такая замена в ряде случаев — наибо лее быстрый и эффективный путь к исцелению. И вдруг оказалось, что мудрая природа предусмотрела такой вариант. Наряду со «специализи рованными» клетками в костном мозге, да собственно и во всех тканях организма, синтезируют ся, хотя и в очень и очень неболь ших количествах, клетки, полу чившие название стволовых, — «универсальные», способные превращаться в клетки любых тканей, куда они попадают. А по падают, как считают некоторые ученые, не просто так, а целена правленно, чтобы заменить род ные клетки, которые... покончили самоубийством. Подобное пара доксальное явление открыл рос сийский академик, директор НИИ физико-химической биоло гии МГУ Владимир Скулачев. — Сейчас мы проводим раз мораживание полученных из России стволовых клеток, — го ворит заместитель заведующего лабораторией биофизики и кле точной инженерии Мария МАР ТЫНОВА. — Это длительный, сложный и тонкий процесс, ведь надо вернуть клетки к жизни так, чтобы они не потеряли своих ценных качеств. Затем присту пим к широкомасштабным ис следованиям. Речь идет о тяже лой, кропотливой работе, зани мающей годы и годы, но другого варианта решения проблемы не существует. И конечная цель — поставить результаты экспери ментов на службу практической медицины. ц е н н ы й подарок накануне Но вого года получили ученые Ин ститута биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси от сво их российских коллег — сотруд ников Института биофизики клетки РАН. Из Москвы в Минск они привезли культуру стволо вых клеток в замороженном виде — так клетки могут храниться до вольно долго без потери трудо способности. С подарком у мин ских исследователей связаны большие надежды. — В России изучением ство ловых клеток занимаются уже десять лет, а у нас в институте чуть больше года, — рассказы вает директор института, акаде мик Игорь ВОЛОТОВСКИЙ. — Поэтому для экономии средств и времени мы решили воспользо ваться опытом российских кол лег. Это позволяет нам, образно говоря, одним прыжком преодо леть десятилетнее отставание и выйти на передовые рубежи про блемы. Сейчас мы работаем в рамках белорусского проекта ис следования молекулярных мем бранных механизмов, контроли рующих воспроизведение и спе циализацию стволовых клеток. Проект входит в белорусскую программу современной науки о жизни. А в перспективе — про грамма Союзного государства по стволовым клеткам. В ней, как мы предполагаем и надеемся, будут участвовать ряд институ тов российских Академии наук и Академии медицинских наук, а также белорусские институты, десять-пятнадцать научных уч реждении с одной и другой сто роны. По историческим меркам нау ка обратила пристальное внима ние на стволовые клетки сравни тельно недавно. Зато в дальней шем интерес к ним стремительно возрастал. Да и было отчего: та кие клетки никак не укладыва лись в общепринятую схему по строения и функционирования
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz