Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
7 декабря 2004 г., № 236 (22364) ЛИПЕЦКАЯ..,,, ^Послесловие Свои и чужие В минувший выходной в области завершились Дни кинофестиваля “Окно в Европу” ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА • “Я бы, например, боролся за фильм “Ночь светла”, но никак не за “Ночной дозор”. Это два разных направления в нашем кинематографе. И тут надо определиться, что нам дороже и ближе. Я думаю, что фестивали все-таки должны ориентироваться на арт-хаус. Таков их удел”, — резюмировал накануне открытия последнего по счету XII Российского кинофестиваля “Окно в Европу” его президент Армен Медведев на страницах газеты “Культура”. Золотые слова. Хотя справедливости ради заметим: и “Ночной дозор” далеко не так ужплох, а из одного авторского, элитарного кино составить фестивальный репертуар невозможно. Позволю уподобить состоявшиеся на прошлой неделе в нашей области Дни фестиваля "Окно в Европу" некоей башне. Вверху — серьезные, высокохудожественные работы. Это маяки, ориентиры отечественного кинопроцесса. А ее надежное, массивое основание — события, выходящие за собственно кинематографические рамки, имеющие более широкое, общекультурное значение. Так, Людмила Чурсина, участвовавшая в церемонии открытия “Окна в Европу", на другой день играла на сцене Липецкого академического театра в спектакле Центрального театра Российской Армии "Последний пыл ко влюбленный”. А в конце октября на ту же сцену в роли главного персонажа мелодрамы "Любовь — кровь" К. Драгунской выходил Евгений Стычкин, гость прошлогоднего праздника кино в Липецке. Отныне, по примеру других фестивалей, на нашем вручаются награ ды за многолетний вклад в киноискусство и отмечаются самые дос тойные картины последнего времени. По решению специального экспертного совета призы были вручены Людмиле Чурсиной и Ва силию Лановому. Лучшим же фильмом признана лента “Свои”, по бедитель XXVI Московского МКФ. С нее и стоит начать рассказ о картинах, показанных в кинокон цертном зале “Октябрь”. Это стилистически цельная, безупречно снятая оператором Сергеем Мачильским, военная драма опытней шего сценариста Валентина Черныха и режиссера Дмитрия Месхи ева (два года назад мы видели его “Дневник камикадзе”). Вместе с тем строй ее и смысл весьма сложны. Итак, три героя попадают в плен. Бегут. И находят прибежище в доме отца одного из них. А отец-то назначен оккупантами старостой... Расклад вроде бы понятен. Свои — это семья старосты (Богдан Ступка), семья как род и клан. Глава клана готов до поры до време ни терпеть присутствие чужого — настырно-неприятного чекиста (Сергей Гармаш). Но чужой здесь не только он. Ч^ой и начальник старосты полицай (Федор Бондарчук), намеревающийся свататься к невесте Старостина сына. Герой Б. Ступки прямо-таки по-сици- лийски во главу угла ставит честь и достоинство. Цена расплаты за это значения не имеет. И вдруг, в финале, все поворачивается на 180 градусов. После убийства полицая староста готов пристрелить чекиста, но затем отпускает его. И тут же отправляет вслед “чужо му" сына: пусть идет вместе с чекцр.том защищать Родину. ,((1 ТЫ —г понимаешь: “Свои’' — не только реалистическое, психологическое, достоверное по антуражу повествование, но и подобие притчи. Ис полнен глубочайшего значения не показной, не пафосный патрио тизм старосты, когда-то раскулаченного, судимого, вернувшегося в родную деревню и живущего среди все знающих односельчан по фальшивым документам. Да, иного персонажу Б. Ступки не дано. Иное, помимо семьи, села. Родины, ему чужое и чуждое... Где свои и где чужие четко знает Павел (Даниил Спиваковский), герой фильма Валерия Тодоровского “Мой сводный брат Франкенш тейн". Свои, в первую очередь, отец, “батя”, которого Павел прежде в глаза не видывал, и благополучное его семейство. Так подсказыва ет ему “голос крови”. С чужими — тоже полная ясность. Это — “духи”, враги. Они незримо присутствуют где-то рядом с Павлом, вернув шимся из “горячей точки” калекой. Нетрудно догадаться: благие на мерения Павла оградить новоявленную родню от мерещащихся ему злых сил ни к чему хорошему не приведут. Человеку с “военным синдромом”, будь он хоть трижды чей-то сын или сводный брат, ни как не удается вписаться в мирно-пристойный быт тех, кто находится за пределами кровавых безумий, то тут, то там вспыхивающих на планете. С другой стороны, мир, налаженный быт сегодня оказыва ются очень хрупкими. О чем и заставляет нас задуматься фильм. Вслед за картиной Тодоровского нам предложили переключиться в совсем иной регистр. Известный комедиограф Алла Сурикова решила поведать “О любви в любую погоду", для чего взялась за суперсовре менный эксцентрически-абсурдистский сюжет. Натурой был выбран старинный, благообразный Серпухов. На его фоне и разворачивается эта история. Она, во-первых, о чудаковатом метеорологе Перушкине, попавшем под суд за преступно съеденное с голодухи рекордное чис ло сосисок. И во-вторых, — о любви к Перушкину Вики, юной журнали стки с байкерским прикидом. В итоге получился, на мой взгляд, не очень питательный винегрет из фельетонных острот сценариста Алек сея Тимма, суеты сует и массы именитых деятелей кино в крошечных ролях. Увы, не сильно остроумно и совсем не смешно. Самая изысканная картина фестиваля, безусловно, “Богиня: как я полюбила" Ренаты Литвиновой. Полный зал зрителей, насколько можно было судить по репликам сразу после показа, не пришел в особый восторг. Хотя публика прекрасно понимала, на что шла. Да, шли на Ренату Литвинову, представшую сразу в четырех ипостасях (сценаристка, режиссер, исполнительница главной роли и сопродю сер). Ее лента полна призраков и декадансной атмосферы. Литви новой, пожалуй, удалось исчерпывающе выразить себя, свою ос новную тем у— теснейшего соседства любви и смерти. Достоинство "Богини..." как раз в том, что автор в ней словно на ладони с призы вом полюбить Ренату такой, какая она есть. Литвинова одна и та же ^ в жизни, в кино, на ТВ, на сцене МХАТ имени А.П. Чехова... ...Гарик Сукачев с крыльями ангела, возникающий время от вре мени возле польского актера Ежи Штура. Герой Штура время от времени общается с “ожившими” на старых фотографиях умерши ми родными. И выдает свою беременную — от него! — жену замуж за молодого человека... Снова эксцентрика, абсурдизм? Ни в коем случае. В спокойной, сугубо достоверной тональности режиссер Роман Качанов ведет в фильме “Арье” рассказ об утрате и обрете нии любви длиною в шестьдесят лет. Притчевый настрой тут оче виднее, нежели у Д. Месхиева. Р. Качанова интересуют поэзия жиз ни, метаморфозы жизни, способные превратиться в метафоры и придать всему особый смысл. Роман Балаян в фильме “Ночь светла" исследует некую весьма острую и опасную для воплощения средствами искусства ситуацию. Саша (Андрей Кузичев) и Оля (Ольга Сутутова), молодые препода ватели интерната для слепоглухонемых детей, пытаются привить двум своим подопечным незнакомое тем чувство любви. У Саши с Олей оно возникло спонтанно. А дети для них что-то вроде подопытных кроликов. Согласитесь, чем это не материал для создания причуд ливого, сомнамбулического, на грани и за гранью “фола” кино, бук вально “полетов во сне и наяву”, если вспомнить название лучшей картины Балаяна? Но нет, режиссер избрал иной путь. Фильм полу чился классически строгим, ясным, сдержанным, тонким. Балаян добился максимум возможного и от профессиональных актеров, и от юных исполнителей. В глазах у детей всегда ночь, но души их — чем ближе к финалу, тем очевиднее — наполняются светом сильных и драматических чувств. Владимиру Машкову за фильм “Папа”, завершивший липецкий фестиваль, изрядно досталось от критиков. Почти до конца просмотра мне было не ясно, почему же "Папа", который имел для Машкова осо бое значение и стал для него таким же заветным детищем, как Боги ня..." для Ренаты Литвиновой, — получил столь дружное неодобрение. Такая, в общем-то, добротная картина со старательно воссоз данной атмосферой городка Тихвина конца 20-х годов прошлого века. Вполне убедительно смотрится и довоенная первомайская Москва. Но здесь-то и заковыка: приложив слишком много сил для того, чтобы зрители поверили в достоверность происходящего, Маш- ’ ков упустил из виду сверхзадачу: предстать в облике центрального героя трагедийно-мощной личностью, дойти от бытописания до эк зистенциальных, бытийных высот. Получилась иллюстрация к запо веди “Чти отца своего”, чересчур приземленный, назидательный рассказ о слишком позднем прозрении блудного сына, “мистичес ки" прощенного отцом. Что ж, никакая фестивальная программа не гарантирует сплош ных шедевров. Будем благодарны за то, что через_“Окно в Европу" мы вновь увидели новейшие произведения российских кинематог рафистов, встретились с артистами, хорошими и разными. Будем ждать выборгский кинофорум в гости и в следующем году! Константин КЛЮТКИН. Повесть о Великой Отечественной Глава шестнадцатая В шестнадцать мальчишеских лет... В декабре 1941 года Вторая мировая война вплотную подетупила к Ельцу Газеты того времени мно го внимания уделяли боям за город. Вот как отразил ход событий, получивших впоследствии название Елец кая наступательная опера ция, в «Орловской правде» (№ 286 от 14.12.41 г.) май ор Яков Маслюков: «Немцы уже с середины октября стремились к Ельцу —круп ному населенному пункту и важному узлу железных до рог. Взятие Ельца открыло бы германским войскам пря мой путь на Воронеж. Осо бенно усилился натиск нем цев в начале декабря. На ближайших подступах к го роду действовали две груп пы. Одна двигалась с севе ра, перерезая Ефремовское шоссе, вторая с юга — на станции Лавы и Казинка. Наступление с юга создава ло угрозу окружения для ча стей, оборонявших город. Наше командование немед ленно приняло меры и лик видировало эту угрозу. Но события на другом направ лении развивались неблагоп риятно для нас. 3 декабря вечером вражеским автомат чикам удалось проникнуть в северную часть Ельца. К 16 часам 4 декабря части ко мандира Черокманова после ожесточенных боев с немца ми отошли за реку Сосна. В этот же день фашистам уда лось перейти реку и занять весь город». Теперь уже война напря мую вторглась в жизнь всех горожан, в том числе тех, кому было лишь «шестнад цать мальчишеских лет»... Чем они могли помочь своей стране, эти мальчиш ки и девчонки? Сначала встали наравне со взрослы ми к станкам на предприя тиях, заменив ушедших на фронт. Уже в июне 1941 г. на станкостроительном и кирпичных заводах работа ли около полутора сотен уча щихся школ. В середине ок тября, когда фронт прибли зился к Ельцу и началась подготовка к его обороне, подростки вышли на строи тельство укреплений. Толь ко на рытье окопов труди лись 15 тысяч горожан. В основном женщины и дети. В партизанском отряде из 200 человек 13 были школь никами. Не многим из них посчастливилось выжить. Отважные партизаны- разведчики Михаил и Иван Загородневы, Аня Павлова и Саша Корягин выполняли боевые задания^в тылу вра га. Раненый Володя Иваш кин, забравшись с пулеме том на колокольню, поливал ворвавшихся в Елец гитле ровцев свинцом. Отбивался до последнего патрона. Миша Бекетов и Алеша Обо ротов перерезали телефон ные провода, лишали фаши стские Штабы связи, подно сили бойцам патроны, помо гали раненым. Юные пуле метчики Лиза Кириллова, Аня Гайтерова, Володя Бы ков в бою у села Русский Брод уничтожили более 70 немецких солдат. Пионер Володя Макаревич шел в первой цепи бойцов, указы вая командиру место распо ложения огневых точек вра га. ...Тихая неприметная улочка в центре Ельца носит имя Вити Орлова. Посмерт но этот пятнадцатилетний пионер был награжден меда лью «За отвагу». Родствен ники героя по сей день хра нят семейную реликвию — письмо Витиного отчима Михаила Остапцева, кото рый оказался свидетелем гибели мальчика. Вот что там сказано. «Произошло это 6 декаб ря 1941 года. Наш партизан ский отряд, в который по разрешению командира за числили и Витю, у деревни Чибисы связался с командо ванием, получил разведзада- ние и пошел к Екатеринов ке, оставив позади Иванов ку, где расположились час ти Красной Армии. Пере- “ бравшись через овраг, мы «-лстретили наших кавалери стов. Они рассказали, что в деревне засела немецкая раз ведка с бронемашиной и группой автоматчиков в 25 человек. Рассыпавшись це пью, мы двинулись по ого родам к кустарнику. Там за легли, выслав вперед развед чиков. Но немцы уже обна ружили отряд и открыли плотный огонь. Завязалась перестрелка. Неожиданно .'“ ' V - л ' - V * показалась вторая группа вражеских автоматчиков — человек шестьдесят, хотя силы были неравны, мы все- таки продолжили бой. Нем цы, ведя непрерывный огонь из автоматов, начали сжи мать кольцо. И тогда коман дир отдал приказ отходить за перевал, а сам остался прикрывать отряд. Не успел я оглянуться, как Витя пе реполз к нему и тоже стал вести огонь по фрицам. Пулемёт командира вдруг заело. И в этот момент его ранило в )яоГ 5 ^, а Вйт^б —в ногу, живот и руку.. Нам удалось вынести их с поля боя и отправить в медпункт. Раненого Витю на лоша ди доставили в Водопьянов- ский госпиталь. Я находил ся с ним весь следующий день. Когда рассказал ему, что фашистов выбивают из Ельца, он улыбнулся: «Я знаю, дядя Миша, что их выбьют. Но чувствую, что не буду там. Я умру, дядя Миша»... Я плакал над нашим ма леньким храбрецом. Он не испугался, не струсил, при нял бой, как настоящий сол дат...» Сегодня головы мальчи шек и девчонок военной поры покрыла седина. Дале кие дни того лихолетья они помнят уже отрывочно. На просьбу рассказать о том, какой была война, ельчанка Лидия Болгова, которой в сорок первом было всего шесть лет, ответила, что па мять сохранила немногое. Но Болгова не забыла, к при меру, о том, как немецкие солдаты хозяйничали в её родительском доме. — Однажды в наш ма ленький деревенский домик, с уютной русской печью, на окраине Ельца, стуча сапо гами и громко переговарива ясь на лающем языке, вва лись солдаты. Им нужны были наши вещи. Стояли трескучие морозы, поэтому они не гнушались ничем. Забирали платки, варежки, валенки... Но нам не так страшно было за вещи, как за то, что в печи мама пря тала пионерский галстук моего брата. Даже мы с сес тренкой понимали: если най дут галстук, всех расстреля ют. Обошлось. Еще отчетли во помню, как здоровенный немец забрал мой детский полированный сундучок, который для меня бьш самой красивой игрушкой на све те. Блестящий, с окладисты ми замочками и выдвижны ми ящичками. Видимо, того немца тоже дома дочка жда ла... Все мужчины с нашей ок раины — улицы Ближний Бугор —ушли на фронт. До мой никто не вернулся, По гиб в'25 лёт и мой отец'Алек- сей Александрович. Мама осталась одна с тремя деть ми... Помню, ходили смот реть, как хоронили погиб ших в братскую могилу... И ещё хорошо помню 9 мая! Наверное, оттого, что очень сильно ждали этот день. По Бугру ходили наши соседи и всем стучали в окна: «Побе да!». Ветерану образования ■Вячеславу Готовкину в ту пору было всего четыре года. Вот его воспоминания о вой не. «Моя мать в ту пору ра ботала в столовой на валяль ной фабрике. Приготовлен ную еду она носила раненым в госпиталь, размещавший ся в бывшей школе № 11 (" се годня это ст а н ц и я ю ны х т ехников. — П р им , а вт о р а ) . Классы, коридоры пре вратились в палаты и были наполнены стонами умирав ших. Мне, мальцу, не с кем было оставаться дома, вот и приходилось в трескучие мо розы, укутавшись по уши в вязаный платок, вязнуть в сугробах, но поспешать за мамой. Пока она раздавала еду, я бегал вокруг кроватей и, как теперь понимаю, здо рово забавлял бойцов своим пением: Граждане, воздуш ная тревога! Лезьте все в подвал, т уш ит е свет. Только не скажу вам откровенно: Будет л и бомбежка и ли нет! Помню, одному раненому до того понравилось мое вы ступление, что он насыпал мне в шапку елочных игру шек. И откуда их только взял? Про тот подарок я по мню до сих пор. Другой сол дат угостил стаканом кисе ля. Мама потом долго сокру шалась, дескать, не мог у меня попросить... Только ведь не в киселе дело было! Сам факт важен: боец Крас ной Армии обратил на меня внимание!» Война для нас связана, прежде всего, со взрослыми мужчинами, которые с ору жием в руках защищали Отчизну. Но она коснулась и тех, кто'по возрасту не мог пойти на фронт. Эти подро стки на всю жизнь запом нили вой сирен, взрывы бомб, дребезжанье стекол в окнах, чужих, злых людей, запускавщих руки в сунду ки, расстреливавщих жен щин, стариков, и отчаянно безумный материнский плач-крик над похоронкой... Милада ФЕДЮКИНА. г. Елец. Старты для оптимистов и уроки для нытиков Представьте себе: седеющие учителя по-молодому азартно играют в теннис с четырнадцатилетними пацанами. Беском 1 ^омиссные мальчишки учительского самолюбия не щадят: спорт есть спорт. Пожалуй, директору школы-интерната Игорю Батищеву еще повезло, что дела помешали ему, как он собирался, взять в руки ракетку. Какой-нибудь интернатовский Кафельников мог и не посчитаться даже с директорским авторитетом. А в спортзале в это время преподаватель физкультуры, он же строгий судья, Евгений Корнаухов даёт свисток трем ребячьим командам. И все гудит от топота соревнующихся, и все звенит от воплей болельщиков. Конечно, заранее ясно: победит дружба. Но каждой из команд все-таки страстно хочется первой закончить эстафету, первой приземлить мяч в круге, первой разбросать и собрать шарики. Спортивные страсти вдохновили даже юных художников. В вестибюле развешены сотни рисунков с изображением фут болистов, хоккеистов, бегунов, лыжников, конников. Не ус певший ещё снять спортивный костюм (он тоже помахал в охотку ракеткой) руководитель студии «Вдохновение» Вя чеслав Канищев показывает графику своих ста семидесяти воспитанников гостям — профессиональным художникам Ольге Буевой и Сергею Бугровскому. Оля восхищается ри сунком с белой лошадью и всадником. — Нет, вы посмотрите, как лошадка-то радуется, — твер дит она. Работы ребят и вправду хороши. Но, в общем-то, мероп риятие как мероприятие. «Весёлые старты», теннис, баскет бол, выставка... В какой школе не устраивают что-то подоб ное? Но тут есть одна существенная особенность: и в теннис играли, и эстафету передавали, и рисовали дети, обделенные полноценным зрением. Не хочу называть судьбу, которая так поступила с ними, слепой. Можно очень плохо видеть, но быть добрым или, как сказал Экзюпери, зорким сердцем. А судьба, попытавшаяся отделить этих малышей, этих подрост ков от мира остальных людей, просто глупа и зла. Только у нее все равно ничего не вышло. Будь это в моей власти, я бы привел сюда, в областную школу-интернат для слабовидящих, на мини-олимпиаду, взрослых нытиков из тех, что жалуются на маленькую зар плату и вселенскую несправедливость. Пусть бы встретились они с питомцами Батищева, Канищева, Корнаухова и других учителей-подвижников. Пусть бы узнали, что такое неспра ведливость на самом деле. И как здесь бросают ей вызов, живут азартно, увлеченно, талантливо, даже если процент зрения составляет не десятые, а сотые доли диоптрии. Но давайте закончим заметки о соревнованиях. Они про ходили накануне Международного дня инвалидов. В органи зации их детям и педагогам помог городской спорткомитет. Евгений Михайлович Корнаухов полагает, что мини-олим- пиады теперь станут в школе-интернате традиционными. И.НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz