Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
2 ДЕКАБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 45 (193) С о Ю 3 Беларусь —Россия. III За эстрадой — в «САДЪ» Брестские музыканты покоряют Москву Ьксандр Щуплов, Денис Денисенко МИНСК — МОСКВА в м о с к о в с к о м Доме журнали стов состоялась презентация но вого альбома белорусской группы «САДЪ». Группа возникла почти 15 лет назад в Бресте. С пере стройкой команда музыкантов моментально завоевала успех у себя дома, ее песни зазвучали в эфире, в середине девяностых по явились пиратские копии альбо мов. В 1989 году студия «Мелодия» задумала выпустить пластинку группы «САДЪ», но грянул де фолт, и проект не был реализо ван. Группа осталась в родном Бресте, продолжала давать кон церты, сочинять песни, а в ма леньком деревянном зеленом до- е в городском Парке культуры ыха записывала новые аль- I, которые с каждым разом "бтановились все интереснее. Весной нынешнего года четы ре московских клуба предложили «САДУ» свои площадки для вы ступления. Культовые ребята се ли в поезд «Москва — Брест» и махнули в Первопрестольную — покорять ее. Творчеством группы заинтересовались музыкальные критики, обозначившие выступ ления команды как главное музы кальное собьппе недели. Приятнее всего жить вчераш ним днем с завтрашней модой. Кажется, эта заполошная форму ла определяет стиль команды. Что такое музыка «САДА»? Про двинутые музыковеды определя ют ее как смесь гранжа, фолка и регги. Другие утверждают: стиль группы в силу своей самобытно сти не поддается классифициро ванию и определению. Это что-то вроде городского романса с рок- н-рольным драйвом: На картинке моей будут сосны до неба. Будет много зверей, не жующих друг друга. Золотой колокольчик, поющий над лугом. Косяки журавлей, карамель за щекой. Все, что снится, и все, что во сне не приснится. Да вот только в руке там не будет синицы. Потому что ее косяком не заманишь. Потому что ее не поймаешь рукой... Примечательно, что песни группы — их пишет лидер Володя Серафимов — представляют хо рошие стихотворные тексты. Проблема содержательности поп- и рок-песни в последние годы при обретает катастрофический мас штаб. Создается впечатление, что наши песенные тексты писаны ка кой-то сенокосилкой с идущей следом сноповязалкой. Вот и пу тешествуют с радиостанции на радиостанцию экзерсисы дарова ний вроде «Я беременна, но это временно» или «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже». Ладно сколоченные стихи в тради ционной манере команды «САДЪ» отмечены лирическим состоянием, четко выраженным мироощущением и способны су ществовать суверенно от музыки — в качестве самодостаточной поэзии. Новый альбом группы «Паутинка в небо» еще до выхода попал на радиостанции Беларуси. Премьера одной из новых песен «Песня не та» прошла зимой это го года на «Нашем радио». В Бре сте премьера альбома состоялась в одном из самых престижных клубов города. Концерт длился три часа — с конферансье, кон фетти и хлопушками, серпанти ном. На пресс-конференции в мо сковском Домжуре группа устрои ла своеобразную пресс-конфе ренцию: ребята стали задавать вопросы сами себе — и отвечать на них. — Кто был вашим учителем в искус стве? — Изначально «Битлз». По том — «Доорз» и т.д. — Как к вам относится столичная публика, будь то московская или минская? — Мы, конечно, не так сильно раскручены, но с удовольствием будем играть и для пяти человек. Главное, чтобы во время концер та никто не уходил из зала. Это обидно для любого артиста. Но у настакого обычно не бывает... Если исходить из утверждения Ломоносова, что Россия будет прирастать Сибирью, то можно смело утверждать: славянская эс трада будет прирастать Белару сью и Украиной. Ну, а пока Русла на объявила голодовку (которая явно повредит ее художественно му имиджу, но пойдет на пользу фигуре!) и студит голосовые связ ки на киевском майдане Незалеж- ности, мы будем слушать ребят из «САДА» и «Сябров». К счастью, в этом саду яблоки падают недале ко от яблоньки — той самой, что является общим древом нашей общей культуры. Чудо-богатыри Суворовские традиции чтят не только в дни юбилея ч '.у Ш ш М / С - Ф Анатолий Гурин БРЕС ТС КАЯ ОБЛАСТЬ КОБРИН — райцентр, стоящий на берегу Мухавца в 40 километрах от Бреста, — буквально пропитан суворовским духом. Здесь, в име нии Ключ Кобринский, полково дец проживал в 1797 и 1800 годах. Его имя носят городской парк, гос тиница, один из центральных ма газинов. В городе установлены два бюста и один памятник Алек сандру Васильевичу в полный рост. В Кобринском районе, у де ревни Дивин, под охраной госу дарства стоит дуб, под которым отдыхал Суворов. Но и это еще не все. Кобрин ский военно-исторический музей имени А.В. Суворова работает в тесном сотрудничестве с коллега ми из Государственного мемори ального музея Суворова в Санкт- Петербурге и музея, расположен ного в бывщем родовом имении полководца — селе Кончанском Новгородской области. Наконец, во многом благодаря кобринцам музей Суворова недавно появил ся в щвейцарском Гларусе. В этом городе суворовские чудо-богаты- ри оставили свой след во время швейцарского похода. О существовании Кобринского военно-исторического музея име ни А.В. Суворова жителям Глару- са рассказал Вальтер Геллер. З а давшись целью создать музей Су ворова в родном городе, он неод нократно приезжал в Кобрин за опытом. В Швейцарии был орга низован сбор экспонатов. И вско ре новый музей Суворова принял первых посетителей. Вслед за этим Гларус и Кобрин стали горо- дами-побратимами. в в Кобрине все пропитано суворовским духом. — Нам приятно сознавать свою причастность к популяриза ции на Западе имени одного из ве личайших русских полководцев, — говорит директор Кобринского военно-исторического музея име ни А. В. Суворова Елена БАБЕН КО. — Интерес к этой историче ской личности нисколько не угас и ныне. Сбор экспонатов продолжа ется и сёгодня. Открываются не известные прежде факты, свя занные с именем Суворова. Вот один из них, весьма примеча тельный. Побратимом Бреста стал немецкий город Вайнгар- тен. На окраине этого города находится Русское кладбище. Там стоит огромный камень в форме православного креста. На нем надпись на русском и не мецком языках: «Здесь покоятся суворовские чудо-богатыри. 1799.1957». Его историю прекрасно знает Ульрих Мюллер, министр транс порта и экологии земли Баден- Вюртемберг, в которую входит Вайнгартен. Он рассказал коррес понденту «союза»: осенью 1 799 года для суворовских солдат, обессиленных беспрецедентным в военной истории переходом че рез Альпы, в монастыре Вайнгар- тена был открыт лазарет. — Для нас, немцев. Русское кладбище является частью исто рии и нашей земли, которую чуже земцы пересекали и захватывали во многих войнах, — сказал Уль рих Мюллер. — Но чужие солдаты редко пользовались такой симпа тией, как солдаты Суворова, кото рые пришли сюда не как захват чики. Владимир Хотиненко: Я отвечаю за прос{зессию персона Валентин Пепеляев МИНСК — МОСКВА КИНО РЕЖ ИССЕР Владимир Хотиненко называет себя чело веком мистическим. Говорит, что никогда не начнет работать над новой картиной, пока не почувст вует в ней мистическое зерно. Наверное, потому что сама его жизнь была полна мистических совпадений. Когда в Свердловск с премьерой «Неоконченной пье сы для механического пианино» прилетел Никита Михалков, на одну из встреч попал Хотиненко. Уже тогда он был фанатом кино. — «Зацепились» языками и проговорили часа три, — вспо минает В. Хотиненко. — А потом Михалков посоветовал приехать в Москву. «Только захвати, что у тебя там написано или нарисова но». Так я и сделал. За плечами уже были армия и Свердловский архитектурный институт. А ведь мог и не пойти... До своего «большого» кино Хотиненко поработал художни ком на Свердловской киносту дии, потом — ассистентом на фильмах Михалкова «Пять вече ров» и «Родня», окончил Высшие режиссерские курсы. А потом были «Зеркало для героя», «Рой», «Макаров», «Мусульма нин». Фильмы, определившие лицо российского кинематогра фа в эпоху безвременья. Жест кие и рационально выстроенные, в них все равно торжествовало чувство. После сериала «По ту сторо ну волков» Хотиненко снял «72 метра» — военную драму о под водниках. С популярными акте рами — Маковецким, Гарма шем, Галкиным, Краско. Имен но этому фильму выпала честь открыть XI Минский междуна родный кинофестиваль «Л!ста- пад». А сам Владимир Хотинен ко — был гостем фестиваля. Именно там и состоялась наша беседа. — Владимир Иванович, все знают о ваших дружеских отношениях с Ни китой Михалковым. Он вас привел в кино. А что вы думаете по поводу недавнего российского съезда ки нематографистов, получившего громкий резонанс в связи со скан дальными выборами председателя союза? — Все это, в общем-то, весь ма печально. Неприятно видеть, как наши мэтры, ветераны кино выясняют отношения друг с дру гом. Если говорить о Михалкове — если не Михалков, то кто? Никита Сергеевич реально се годня что-то делает для россий ского кино. Альтернативы на се годняшний день ему нет. Конеч но, съезд обнажил многие проб лемы нашего творческого сою за. Вполне возможно, надо на ходить какую-то новую форму его существования. Симптома тично, что на съезде не было молодых кинематографистов, тех, кто реально делает россий ское кино. Однако там были три моих ученика... Не знаю, прав да, как их туда занесло. Сам я на съезде не присутствовал. — Одной из главных характеристик современного российского кинопро цесса является словосочетание «время дебютов». Вы согласны? — Да, наверное. — А как бы вы объяснили шквал ус пешных и профессиональных де бютных работ? — Рано или поздно это долж но было произойти. Сколько же можно ждать? — А вам самому нравится, напри мер, «Возвращение» Звягинцева? — «Возвращение» — добро совестная щколярская работа. Старательная, вымученная, но школярская. Там есть всего лишь один эпизод — когда лодка с детьми и их мертвым отцом возвращается и ударяется о под водные камни. Этот эпизод поз воляет говорить о некотором уровне режиссуры. — Чем же объяснить триумф филь ма? — Нет, наверное, это просто стечение обстоятельств, когда человек, не имеющий ни специ ального режиссерского образо вания, ни представления о пра вилах режиссерского ремесла, получает «Золотого льва»'в Ве неции. Но, безусловно, Звягин цев талантлив. ченко пошли на революционный и новаторский шаг в традиции вги- ковской педагогики— сразу с пер вого курса разрешили студентам снимать, чтобы видеть их в реаль ной работе. Раньше во ВГИКе за прещали брать камеру в руки до третьего курса. Вдобавок сами ос новы режиссуры мы преподаем на основе театральных этюдов. Они ставят у меня в мастерской такие мини-спектакли. Ведь что такое режиссура? Это умение так донести свои тонкие душевные эмоции через актеров, так поста вить камеру и свет, так их зафик- Ведь чтотакоережиссура? Этоумениетак донестисвоитонкиедушевные эмоции через актеров,такпоставитькамеруисвет, такихзафиксировать, чтобы это стало понятноиблизкодругимлюдям. — Во ВГИКе очень продуктивно ра ботает мастерская «Хотиненко — Фенченко». В чем секрет вашего пе дагогического метода? — Я вам расскажу одну байку, ее приписывают режиссеру Бори су Барнету. Как-то он набрал ре жиссерский курс во ВГИКе. Нача лись занятия. Прошло одно, вто рое, третье. И вдруг Барнет про пал, перестал ходить на занятия. Студенты пожаловались в дека нат. Из деканата позвонили Бар нету: «Борис Васильевич, почему вы не приходите на занятия?» — «А вы знаете, все, что я знал, я им уже рассказал...» История, очень похожая на правду. Я над этим во просом тоже долго думал, когда мне предложили преподавать. Ну расскажу я им о своем видении профессии, о своих любимых фильмах, о правилах монтажа, а дальше что? Поэтому мы с Фен- сировать, чтобы это стало понят но и близко другим людям. В этом заключается суть нашей профес сии. Я не отвечаю за талант. Та лант может быть, а может и не быть. Я отвечаю за профессию, чтобы человек мог реально устро иться на работу, чтобы у него в ру ках было ремесло, которым он мог бы прокормиться и заработать на кусок хлеба. Практически все мои студенты на сегодняшний день трудоустроены и работают очень активно. — Вы жесткий педагог? — Нет, я стараюсь на учени ков не давить. Могу что-то проде монстрировать, а захотят — са ми возьмут. В любом случае убе ждать их я не стану. — Вы как-то говорили, что режис сер в профессии не должен быть й в. Хотиненко; Могу навскидку назвать десяток белорусских режиссеров, которые мне интересны. снобом. Вот, например, хвалили се риал «Дальнобойщики» как про фессиональную работу... — Да, исходя из тех средств, которые на него были потраче ны, — это профессиональная ра бота. В «Дальнобойщиках» за мысел адекватен режиссерско му воплощению. Потому можно говорить, что режиссерскую за дачу режиссер выполнил. — А как вы оцениваете ситуацию с кино в соседних странах: в Белару си, на Украине, в Прибалтике? — Безусловно, с развалом С СС Р рухнуло и кино. Россия вы жила, потому что Россия боль шая. Мы поскребли по сусекам и худо-бедно сохранили кинемато граф. Бывшим союзным респуб ликам, в том числе и Беларуси, было намного сложнее. Там и так каждая копейка была на счету. Тем не менее, в любое время я на вскидку мог назвать десяток бе лорусских режиссеров, которые мне были интересны: Рубинчик, Добролюбов, Пташук, Туров, Ры- барев... В Беларуси есть своя ки нематографическая школа. По жалуй, последняя работа, которая произвела на меня впечатление, это «В августе 44-го...» Михаила Пташука. — Владимир Иванович, чем, на ваш взгляд, только что завершившийся минский «Лютапад» отличается от других фестивалей? — Здесь своя особая друже любная атмосфера. Может, он не такой респектабельный, как Канн ский, зато очень искренний. На свидание с «Русской красавицей» Андрей Бобок МИНСК — МОСКВА 7 Д ЕКАБРЯ в Москве, в Цент ральном Доме художника, откро ется персональная выставка из вестного белорусского мастера портретной и пейзажной живо писи Александра ШЕСТАКОВА. Ему позировали Лидия Русла нова, Людмила Зыкина, Стефа ния Станюта. Александр Тимо феевич убежден: все люди по- своему красивы.Художник очень тонко чувствует эту красоту, и за каждым лицом на его холстах — своя неповторимая судьба... В жизни самого Александра Шестакова словно переплелись судьбы России и Беларуси. Родив шись на русской земле, художник свои первые серьезные работы написал в Минске. Здесь в 1975 го ду прошла его «премьера» — пер сональная выставка. С тех пор их было множество в России, Япо нии, Германии, Польше, Италии, Франции. Его полотна, всегда та кие разные — пейзажи, портреты, жанровые сценки, роднит ощуще ние искренности и подлинности. На нынещней выставке будет представлено сорок произведе ний художника. Среди них такие известные картины, как «Послу шание», «Русская красавица», «Зал ожидания», «На покосе». На встречу с автором приглаше ны известные деятели россий ской культуры и искусства: Ва лентин Сидоров, Станислав Ку- няев, Людмила Зыкина, Вален тина Толкунова, Александр Ши лов, Илья Глазунов, Зураб Цере тели, Станислав Говорухин, Ми хаил Ульянов, Олег Стриженов, Владимир Меньшов, Валентин Распутин и многие другие, чье творчество хорошо известно россиянам и белорусам. В своих творческих убежде ниях Александр Тимофеевич ка тегоричен: — Я сторонник реалистиче ского искусства, которое требует от художника предельного изу чения жизни, изучения цвета, формы, самой психологии чело века. В реалистическом искусст ве нет предела учебе, самосо вершенствованию, и этот фак тор делает художника всегда са мокритичным в оценке собствен ного творчества. Нет нужды перечислять на грады, которых удостоен Алек сандр Шестаков, когда видишь полотна мастера. Это ему на по даренном альбоме с репродук циями своих произведений напи сал на память председатель С о юза художников России Вален тин Сидоров: «Милому моему другу с пожеланиями радостных минут перед холстом». Наверно, такое пожелание — лучшая на града для художника. Персональная выставка Але ксандра Шестакова станет од ним из заключительных аккор дов Года белорусской культуры в России. Поправки к истории Желания законодателей не всегда стыкуются с хронологией к Пожарскому, Минину и всем рат ным людям с просьбою, чтобы по жаловали, приняли их жен без по зору... Доведенные голодом до крайности, поляки вступили нако нец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им со хранена была жизнь, что и было обещано»... Еще одно авторитетное мне ние историка Николая КОСТОМА РОВА: «24 октября поляки отво рили кремлевские ворота, выхо дящие на Неглинную, прежде все го выпустили русских людей — бояр, дворян, купцов, сидевших в засаде... 25 октября все кремлев ские ворота стояли уже настежь отворенными: русские войска входили в Кремль, предшествуе мые крестным ходом...» И далее читаем у Н. Костома рова: «21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем послана была гра мота во все города, чтобы отовсю ду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания го сударя». Здесь внимательный читатель заметит уже другую дату— 21 де кабря 1612 года. Н. Костомаров называет ее днем «избавления Москвы». У еще одного великого истори ка Николая КАРАМЗИНА вопрос об окончательном искорении Смуты отнесен на более дальние сроки. Он связывает это с избра нием на царство Михаила Рома нова. «Хотели выбрать не способ нейшего, а удобнейшего, — ком ментирует ситуацию Н. Карамзин. — Так явился родоначальник но вой династии, положивший конец Смуте». Заметим, окончательные вы боры царя Михаила были назна чены на первое воскресенье вели кого поста 21 февраля 16.13 года. В серьезных трудах авторитет ных исследователей отмечается: народное ополчение нижегород ского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожар ского освободило Москву 25— 27 октября 1612 года. По старому стилю! Россия, как известно, с 1918 года живет по новому стилю летоисчисления. Учитывая это об стоятельство, обсуждаемое нами событие по новому стилю падает на 5— 6 ноября, но никак не на 4 ноября. Вот и получается, что предлагаемые поправки к исто рии не согласуются с самой Исто рией. К тому же, ради справедливо сти обратимся вновь к уважае мым историкам:освобождение Москвы от интервентов осенью 1612-го отнюдь не означало ко нец Смутного времени. Сделав свое дело, Минин и Пожарский отошли в сторону, уступив свое место Земскому собору, который в 1613 году избрал царем Михаи ла Федоровича Романова. В 1617-м был заключен Столбов- ский мир со Швецией, в 1618-м — Деулинский договор с Речью Посполитой. И уже только к нача лу 1620-х годов кризис в государ стве Российском удалось пре одолеть, со Смутой было покон чено. Но, как свидетельствует дальнейшая российская исто рия, увы, не навсегда... Александр Батыгин__________ МОСКВА_______________________________ НАЧАЛО XVII века в России полу чило мрачноватое название «Смутное время». По сути этот исторический пласт можно опре делить как кризис — политиче ский, экономический, социаль ный, а вдобавок еще и династиче ский. Резкое ухудшение жизни населения государства Россий ского привело к массовым волне ниям, протестам под маркой свержения царя Бориса Годуно ва. Ситуацией воспользовались самозванцы, в Москву вошли польские войска. Патриотическое движение, на правленное на борьбу с интервен тами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое ос вободило осенью 1612 года Моск ву от иностранных захватчиков. В нынешних учебниках истории Смутное время характеризуется примерно так: политическая эли та с ситуацией справиться не мог ла, народ спас Россию, Смута прекратилась. Детали той переломной эпохи можно воссоздать по многочис ленным историческим хроникам, исследованиям ученых, свиде тельствам очевидцев. Почему се годня Смутное время вновь при влекло внимание? Государствен ная Дума РФ решила ввести в России новый праздник — День народного единства— и отмечать его 4 ноября. Именно 4 ноября 1612 года, считают законодатели, ополченцы Минина и Пожарского выгнали из московского Китай-го рода польских интервентов, тем самым в стране было покончено со Смутой. Думцы уже приняли в первом чтении соответствующие поправ ки в Трудовой кодекс. Но пока же лание законодателей не обрело статус закона, позволим себе не много поразмышлять над смыс лом и хронологической точностью предлагаемой новой праздничной даты, призвав в союзники масти тых российских историков. Вот, в частности, что пишет Ва силий КЛЮЧЕВСКИЙ: «В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не реши лось штурмовать Кремль; сидев шая там горсть поляков сдалась сама, доведенная голодом до людоедства. Казацкие же атама ны, а не московские воеводы от били от Волоколамска короля Сигизмунда, направляющегося к Москве, чтобы воротить его в польские руки, и заставили его вернуться домой. Дворянское ополчение здесь еще раз показа ло в Смуту свою малопригод- ностькделу...» А вот как оценивает осенние события 1612 года другой историк — Сергей СОЛОВЬЕВ: «Наконец 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держа лись еще месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боя рам и всем русским людям вы слать своих жен вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали Кто ищет, тот находит! Премию имени Валентина Коптюга получила группа белорусских и российских геологов награда Александр Тумар МИНСК — НО ВОСИ БИРСК ЗА ЦИКЛ работ «Верхнепротеро зойские и палеозойские комплек сы Беларуси и Сибири; геология, нефтегазоносность, проблемы освоения ресурсов углеводоро дов» престижная награда была присуждена семи ученым и специ алистам из Института геологиче ских наук НАН Беларуси, Научно- исследовательского геологиче ского предприятия «Белгео», ПО «Белоруснефть» и РУП «Белгео- логия», а также трем ученым-гео- логам из Института нефти и газа Сибирского отделения Россий ской академии наук. Премия имени академика Ва лентина Коптюга — вице-прези дента Российской академии на ук, председателя ее Сибирского отделения, иностранного члена Национальной академии наук Беларуси — была учреждена в 1999 году для поощрения бело русских и российских ученых при выполнении совместных науч ных исследований. Она присуж дается каждый год за лучшую со вместную научную работу, от крытие или изобретение. Пять лет назад, когда был подписан договор о сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Сибирским отделе нием Российской академии наук, ученые решили сравнить геоло гические структуры Беларуси и Сибири. Конечно, не праздного интереса ради, а для того чтобы выявить новые перспективы от крытия месторождений газа и нефти. И, надо сказать, получили довольно интересные и в чем-то неожиданные результаты. — При изучении древних верх непротерозойских пород, которые образовались около полумилли- арда лет назад, недостаточно ис следованной оказалась проблема их нефтегазоносности, — расска зывает один из лауреатов, глав ный научный сотрудник Института геологических наук НАН Белару си, член-корреспондент Роман АЙЗБЕРГ. — Многие геологиче ские структуры Беларуси и Сиби ри образовались приблизительно в одно и то же время. Поэтому мы предположили, что в их недрах могут храниться залежи нефти. И действительно обнаружили спе цифические геологические струк туры— древние рифты, перспек тивные для поиска «черного золо та» и «голубого топлива». Надо сказать, что открытие любых, да же сравнительно небольших мес торождений как в Беларуси,так и в Сибири имеет огромное эконо мическое значение. Цены на нефть, как известно, постоянно растут. А поскольку крупные месторо- )кдения уже давно открьпы и с ка ждым годом находить новые ста новится все сложнее и сложнее, нефтяники готовы поменять свою стратегию и начать добывать «черное золото» также из неболь ших залежей. Научные же иссле дования белорусских и россий ских геологов помогут более эф фективно вести нефтепоисковые работы. Особенно это актуально для Беларуси. По некоторым предположениям, в северо-вос точной части страны, которая в геологическом плане изучена плохо, могут быть подобные зале жи полезных ископаемых. Но и для Сибири открываются новые перспективы. — Конечно, геолог не может видеть, что хранится глубоко в не драх Земли, он может только предполагать, — говорит заведу ющий лабораторией гидрогеоло- . ГИИ Института геологических наук НАН Беларуси, член-корреспон дент Анатолий КУДЕЛЪСКИЙ. — Наша задача — научное сопрово ждение нефтепоисковых работ. Ведь бурить скважину — дорогое удовольствие, поэтому ученые должны как можно точнее указать место, где искать. Разработанная в нашем институте теория проис хождения месторождений нефти и газа, которой мы следовали вместе с сибиряками, во многом предопределила успех.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz