Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

2 ДЕКАБРЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 45 (193) С о Ю 3 Беларусь —Россия. III За эстрадой — в «САДЪ» Брестские музыканты покоряют Москву Ьксандр Щуплов, Денис Денисенко МИНСК — МОСКВА в м о с к о в с к о м Доме журнали­ стов состоялась презентация но­ вого альбома белорусской группы «САДЪ». Группа возникла почти 15 лет назад в Бресте. С пере­ стройкой команда музыкантов моментально завоевала успех у себя дома, ее песни зазвучали в эфире, в середине девяностых по­ явились пиратские копии альбо­ мов. В 1989 году студия «Мелодия» задумала выпустить пластинку группы «САДЪ», но грянул де­ фолт, и проект не был реализо­ ван. Группа осталась в родном Бресте, продолжала давать кон­ церты, сочинять песни, а в ма­ леньком деревянном зеленом до- е в городском Парке культуры ыха записывала новые аль- I, которые с каждым разом "бтановились все интереснее. Весной нынешнего года четы­ ре московских клуба предложили «САДУ» свои площадки для вы­ ступления. Культовые ребята се­ ли в поезд «Москва — Брест» и махнули в Первопрестольную — покорять ее. Творчеством группы заинтересовались музыкальные критики, обозначившие выступ­ ления команды как главное музы­ кальное собьппе недели. Приятнее всего жить вчераш­ ним днем с завтрашней модой. Кажется, эта заполошная форму­ ла определяет стиль команды. Что такое музыка «САДА»? Про­ двинутые музыковеды определя­ ют ее как смесь гранжа, фолка и регги. Другие утверждают: стиль группы в силу своей самобытно­ сти не поддается классифициро­ ванию и определению. Это что-то вроде городского романса с рок- н-рольным драйвом: На картинке моей будут сосны до неба. Будет много зверей, не жующих друг друга. Золотой колокольчик, поющий над лугом. Косяки журавлей, карамель за щекой. Все, что снится, и все, что во сне не приснится. Да вот только в руке там не будет синицы. Потому что ее косяком не заманишь. Потому что ее не поймаешь рукой... Примечательно, что песни группы — их пишет лидер Володя Серафимов — представляют хо­ рошие стихотворные тексты. Проблема содержательности поп- и рок-песни в последние годы при­ обретает катастрофический мас­ штаб. Создается впечатление, что наши песенные тексты писаны ка­ кой-то сенокосилкой с идущей следом сноповязалкой. Вот и пу­ тешествуют с радиостанции на радиостанцию экзерсисы дарова­ ний вроде «Я беременна, но это временно» или «Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже». Ладно сколоченные стихи в тради­ ционной манере команды «САДЪ» отмечены лирическим состоянием, четко выраженным мироощущением и способны су­ ществовать суверенно от музыки — в качестве самодостаточной поэзии. Новый альбом группы «Паутинка в небо» еще до выхода попал на радиостанции Беларуси. Премьера одной из новых песен «Песня не та» прошла зимой это­ го года на «Нашем радио». В Бре­ сте премьера альбома состоялась в одном из самых престижных клубов города. Концерт длился три часа — с конферансье, кон­ фетти и хлопушками, серпанти­ ном. На пресс-конференции в мо­ сковском Домжуре группа устрои­ ла своеобразную пресс-конфе­ ренцию: ребята стали задавать вопросы сами себе — и отвечать на них. — Кто был вашим учителем в искус­ стве? — Изначально «Битлз». По­ том — «Доорз» и т.д. — Как к вам относится столичная публика, будь то московская или минская? — Мы, конечно, не так сильно раскручены, но с удовольствием будем играть и для пяти человек. Главное, чтобы во время концер­ та никто не уходил из зала. Это обидно для любого артиста. Но у настакого обычно не бывает... Если исходить из утверждения Ломоносова, что Россия будет прирастать Сибирью, то можно смело утверждать: славянская эс­ трада будет прирастать Белару­ сью и Украиной. Ну, а пока Русла­ на объявила голодовку (которая явно повредит ее художественно­ му имиджу, но пойдет на пользу фигуре!) и студит голосовые связ­ ки на киевском майдане Незалеж- ности, мы будем слушать ребят из «САДА» и «Сябров». К счастью, в этом саду яблоки падают недале­ ко от яблоньки — той самой, что является общим древом нашей общей культуры. Чудо-богатыри Суворовские традиции чтят не только в дни юбилея ч '.у Ш ш М / С - Ф Анатолий Гурин БРЕС ТС КАЯ ОБЛАСТЬ КОБРИН — райцентр, стоящий на берегу Мухавца в 40 километрах от Бреста, — буквально пропитан суворовским духом. Здесь, в име­ нии Ключ Кобринский, полково­ дец проживал в 1797 и 1800 годах. Его имя носят городской парк, гос­ тиница, один из центральных ма­ газинов. В городе установлены два бюста и один памятник Алек­ сандру Васильевичу в полный рост. В Кобринском районе, у де­ ревни Дивин, под охраной госу­ дарства стоит дуб, под которым отдыхал Суворов. Но и это еще не все. Кобрин­ ский военно-исторический музей имени А.В. Суворова работает в тесном сотрудничестве с коллега­ ми из Государственного мемори­ ального музея Суворова в Санкт- Петербурге и музея, расположен­ ного в бывщем родовом имении полководца — селе Кончанском Новгородской области. Наконец, во многом благодаря кобринцам музей Суворова недавно появил­ ся в щвейцарском Гларусе. В этом городе суворовские чудо-богаты- ри оставили свой след во время швейцарского похода. О существовании Кобринского военно-исторического музея име­ ни А.В. Суворова жителям Глару- са рассказал Вальтер Геллер. З а ­ давшись целью создать музей Су­ ворова в родном городе, он неод­ нократно приезжал в Кобрин за опытом. В Швейцарии был орга­ низован сбор экспонатов. И вско­ ре новый музей Суворова принял первых посетителей. Вслед за этим Гларус и Кобрин стали горо- дами-побратимами. в в Кобрине все пропитано суворовским духом. — Нам приятно сознавать свою причастность к популяриза­ ции на Западе имени одного из ве­ личайших русских полководцев, — говорит директор Кобринского военно-исторического музея име­ ни А. В. Суворова Елена БАБЕН ­ КО. — Интерес к этой историче­ ской личности нисколько не угас и ныне. Сбор экспонатов продолжа­ ется и сёгодня. Открываются не­ известные прежде факты, свя­ занные с именем Суворова. Вот один из них, весьма примеча­ тельный. Побратимом Бреста стал немецкий город Вайнгар- тен. На окраине этого города находится Русское кладбище. Там стоит огромный камень в форме православного креста. На нем надпись на русском и не­ мецком языках: «Здесь покоятся суворовские чудо-богатыри. 1799.1957». Его историю прекрасно знает Ульрих Мюллер, министр транс­ порта и экологии земли Баден- Вюртемберг, в которую входит Вайнгартен. Он рассказал коррес­ понденту «союза»: осенью 1 799 года для суворовских солдат, обессиленных беспрецедентным в военной истории переходом че­ рез Альпы, в монастыре Вайнгар- тена был открыт лазарет. — Для нас, немцев. Русское кладбище является частью исто­ рии и нашей земли, которую чуже­ земцы пересекали и захватывали во многих войнах, — сказал Уль­ рих Мюллер. — Но чужие солдаты редко пользовались такой симпа­ тией, как солдаты Суворова, кото­ рые пришли сюда не как захват­ чики. Владимир Хотиненко: Я отвечаю за прос{зессию персона Валентин Пепеляев МИНСК — МОСКВА КИНО РЕЖ ИССЕР Владимир Хотиненко называет себя чело­ веком мистическим. Говорит, что никогда не начнет работать над новой картиной, пока не почувст­ вует в ней мистическое зерно. Наверное, потому что сама его жизнь была полна мистических совпадений. Когда в Свердловск с премьерой «Неоконченной пье­ сы для механического пианино» прилетел Никита Михалков, на одну из встреч попал Хотиненко. Уже тогда он был фанатом кино. — «Зацепились» языками и проговорили часа три, — вспо­ минает В. Хотиненко. — А потом Михалков посоветовал приехать в Москву. «Только захвати, что у тебя там написано или нарисова­ но». Так я и сделал. За плечами уже были армия и Свердловский архитектурный институт. А ведь мог и не пойти... До своего «большого» кино Хотиненко поработал художни­ ком на Свердловской киносту­ дии, потом — ассистентом на фильмах Михалкова «Пять вече­ ров» и «Родня», окончил Высшие режиссерские курсы. А потом были «Зеркало для героя», «Рой», «Макаров», «Мусульма­ нин». Фильмы, определившие лицо российского кинематогра­ фа в эпоху безвременья. Жест­ кие и рационально выстроенные, в них все равно торжествовало чувство. После сериала «По ту сторо­ ну волков» Хотиненко снял «72 метра» — военную драму о под­ водниках. С популярными акте­ рами — Маковецким, Гарма­ шем, Галкиным, Краско. Имен­ но этому фильму выпала честь открыть XI Минский междуна­ родный кинофестиваль «Л!ста- пад». А сам Владимир Хотинен­ ко — был гостем фестиваля. Именно там и состоялась наша беседа. — Владимир Иванович, все знают о ваших дружеских отношениях с Ни­ китой Михалковым. Он вас привел в кино. А что вы думаете по поводу недавнего российского съезда ки­ нематографистов, получившего громкий резонанс в связи со скан­ дальными выборами председателя союза? — Все это, в общем-то, весь­ ма печально. Неприятно видеть, как наши мэтры, ветераны кино выясняют отношения друг с дру­ гом. Если говорить о Михалкове — если не Михалков, то кто? Никита Сергеевич реально се ­ годня что-то делает для россий­ ского кино. Альтернативы на се­ годняшний день ему нет. Конеч­ но, съезд обнажил многие проб­ лемы нашего творческого сою­ за. Вполне возможно, надо на­ ходить какую-то новую форму его существования. Симптома­ тично, что на съезде не было молодых кинематографистов, тех, кто реально делает россий­ ское кино. Однако там были три моих ученика... Не знаю, прав­ да, как их туда занесло. Сам я на съезде не присутствовал. — Одной из главных характеристик современного российского кинопро­ цесса является словосочетание «время дебютов». Вы согласны? — Да, наверное. — А как бы вы объяснили шквал ус­ пешных и профессиональных де­ бютных работ? — Рано или поздно это долж­ но было произойти. Сколько же можно ждать? — А вам самому нравится, напри­ мер, «Возвращение» Звягинцева? — «Возвращение» — добро­ совестная щколярская работа. Старательная, вымученная, но школярская. Там есть всего лишь один эпизод — когда лодка с детьми и их мертвым отцом возвращается и ударяется о под­ водные камни. Этот эпизод поз­ воляет говорить о некотором уровне режиссуры. — Чем же объяснить триумф филь­ ма? — Нет, наверное, это просто стечение обстоятельств, когда человек, не имеющий ни специ­ ального режиссерского образо­ вания, ни представления о пра­ вилах режиссерского ремесла, получает «Золотого льва»'в Ве­ неции. Но, безусловно, Звягин­ цев талантлив. ченко пошли на революционный и новаторский шаг в традиции вги- ковской педагогики— сразу с пер­ вого курса разрешили студентам снимать, чтобы видеть их в реаль­ ной работе. Раньше во ВГИКе за­ прещали брать камеру в руки до третьего курса. Вдобавок сами ос­ новы режиссуры мы преподаем на основе театральных этюдов. Они ставят у меня в мастерской такие мини-спектакли. Ведь что такое режиссура? Это умение так донести свои тонкие душевные эмоции через актеров, так поста­ вить камеру и свет, так их зафик- Ведь чтотакоережиссура? Этоумениетак донестисвоитонкиедушевные эмоции через актеров,такпоставитькамеруисвет, такихзафиксировать, чтобы это стало понятноиблизкодругимлюдям. — Во ВГИКе очень продуктивно ра­ ботает мастерская «Хотиненко — Фенченко». В чем секрет вашего пе­ дагогического метода? — Я вам расскажу одну байку, ее приписывают режиссеру Бори­ су Барнету. Как-то он набрал ре­ жиссерский курс во ВГИКе. Нача­ лись занятия. Прошло одно, вто­ рое, третье. И вдруг Барнет про­ пал, перестал ходить на занятия. Студенты пожаловались в дека­ нат. Из деканата позвонили Бар­ нету: «Борис Васильевич, почему вы не приходите на занятия?» — «А вы знаете, все, что я знал, я им уже рассказал...» История, очень похожая на правду. Я над этим во­ просом тоже долго думал, когда мне предложили преподавать. Ну расскажу я им о своем видении профессии, о своих любимых фильмах, о правилах монтажа, а дальше что? Поэтому мы с Фен- сировать, чтобы это стало понят­ но и близко другим людям. В этом заключается суть нашей профес­ сии. Я не отвечаю за талант. Та­ лант может быть, а может и не быть. Я отвечаю за профессию, чтобы человек мог реально устро­ иться на работу, чтобы у него в ру­ ках было ремесло, которым он мог бы прокормиться и заработать на кусок хлеба. Практически все мои студенты на сегодняшний день трудоустроены и работают очень активно. — Вы жесткий педагог? — Нет, я стараюсь на учени­ ков не давить. Могу что-то проде­ монстрировать, а захотят — са­ ми возьмут. В любом случае убе­ ждать их я не стану. — Вы как-то говорили, что режис­ сер в профессии не должен быть й в. Хотиненко; Могу навскидку назвать десяток белорусских режиссеров, которые мне интересны. снобом. Вот, например, хвалили се­ риал «Дальнобойщики» как про­ фессиональную работу... — Да, исходя из тех средств, которые на него были потраче­ ны, — это профессиональная ра­ бота. В «Дальнобойщиках» за­ мысел адекватен режиссерско­ му воплощению. Потому можно говорить, что режиссерскую за­ дачу режиссер выполнил. — А как вы оцениваете ситуацию с кино в соседних странах: в Белару­ си, на Украине, в Прибалтике? — Безусловно, с развалом С СС Р рухнуло и кино. Россия вы­ жила, потому что Россия боль­ шая. Мы поскребли по сусекам и худо-бедно сохранили кинемато­ граф. Бывшим союзным респуб­ ликам, в том числе и Беларуси, было намного сложнее. Там и так каждая копейка была на счету. Тем не менее, в любое время я на­ вскидку мог назвать десяток бе­ лорусских режиссеров, которые мне были интересны: Рубинчик, Добролюбов, Пташук, Туров, Ры- барев... В Беларуси есть своя ки­ нематографическая школа. По­ жалуй, последняя работа, которая произвела на меня впечатление, это «В августе 44-го...» Михаила Пташука. — Владимир Иванович, чем, на ваш взгляд, только что завершившийся минский «Лютапад» отличается от других фестивалей? — Здесь своя особая друже­ любная атмосфера. Может, он не такой респектабельный, как Канн­ ский, зато очень искренний. На свидание с «Русской красавицей» Андрей Бобок МИНСК — МОСКВА 7 Д ЕКАБРЯ в Москве, в Цент­ ральном Доме художника, откро­ ется персональная выставка из­ вестного белорусского мастера портретной и пейзажной живо­ писи Александра ШЕСТАКОВА. Ему позировали Лидия Русла­ нова, Людмила Зыкина, Стефа­ ния Станюта. Александр Тимо­ феевич убежден: все люди по- своему красивы.Художник очень тонко чувствует эту красоту, и за каждым лицом на его холстах — своя неповторимая судьба... В жизни самого Александра Шестакова словно переплелись судьбы России и Беларуси. Родив­ шись на русской земле, художник свои первые серьезные работы написал в Минске. Здесь в 1975 го­ ду прошла его «премьера» — пер­ сональная выставка. С тех пор их было множество в России, Япо­ нии, Германии, Польше, Италии, Франции. Его полотна, всегда та­ кие разные — пейзажи, портреты, жанровые сценки, роднит ощуще­ ние искренности и подлинности. На нынещней выставке будет представлено сорок произведе­ ний художника. Среди них такие известные картины, как «Послу­ шание», «Русская красавица», «Зал ожидания», «На покосе». На встречу с автором приглаше­ ны известные деятели россий­ ской культуры и искусства: Ва ­ лентин Сидоров, Станислав Ку- няев, Людмила Зыкина, Вален­ тина Толкунова, Александр Ши­ лов, Илья Глазунов, Зураб Цере­ тели, Станислав Говорухин, Ми­ хаил Ульянов, Олег Стриженов, Владимир Меньшов, Валентин Распутин и многие другие, чье творчество хорошо известно россиянам и белорусам. В своих творческих убежде­ ниях Александр Тимофеевич ка­ тегоричен: — Я сторонник реалистиче­ ского искусства, которое требует от художника предельного изу­ чения жизни, изучения цвета, формы, самой психологии чело­ века. В реалистическом искусст­ ве нет предела учебе, самосо­ вершенствованию, и этот фак­ тор делает художника всегда са­ мокритичным в оценке собствен­ ного творчества. Нет нужды перечислять на­ грады, которых удостоен Алек­ сандр Шестаков, когда видишь полотна мастера. Это ему на по­ даренном альбоме с репродук­ циями своих произведений напи­ сал на память председатель С о ­ юза художников России Вален­ тин Сидоров: «Милому моему другу с пожеланиями радостных минут перед холстом». Наверно, такое пожелание — лучшая на­ града для художника. Персональная выставка Але­ ксандра Шестакова станет од­ ним из заключительных аккор­ дов Года белорусской культуры в России. Поправки к истории Желания законодателей не всегда стыкуются с хронологией к Пожарскому, Минину и всем рат­ ным людям с просьбою, чтобы по­ жаловали, приняли их жен без по­ зору... Доведенные голодом до крайности, поляки вступили нако­ нец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им со­ хранена была жизнь, что и было обещано»... Еще одно авторитетное мне­ ние историка Николая КОСТОМА­ РОВА: «24 октября поляки отво­ рили кремлевские ворота, выхо­ дящие на Неглинную, прежде все­ го выпустили русских людей — бояр, дворян, купцов, сидевших в засаде... 25 октября все кремлев­ ские ворота стояли уже настежь отворенными: русские войска входили в Кремль, предшествуе­ мые крестным ходом...» И далее читаем у Н. Костома­ рова: «21 декабря извещалось по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед за тем послана была гра­ мота во все города, чтобы отовсю­ ду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания го­ сударя». Здесь внимательный читатель заметит уже другую дату— 21 де­ кабря 1612 года. Н. Костомаров называет ее днем «избавления Москвы». У еще одного великого истори­ ка Николая КАРАМЗИНА вопрос об окончательном искорении Смуты отнесен на более дальние сроки. Он связывает это с избра­ нием на царство Михаила Рома­ нова. «Хотели выбрать не способ­ нейшего, а удобнейшего, — ком­ ментирует ситуацию Н. Карамзин. — Так явился родоначальник но­ вой династии, положивший конец Смуте». Заметим, окончательные вы­ боры царя Михаила были назна­ чены на первое воскресенье вели­ кого поста 21 февраля 16.13 года. В серьезных трудах авторитет­ ных исследователей отмечается: народное ополчение нижегород­ ского земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожар­ ского освободило Москву 25— 27 октября 1612 года. По старому стилю! Россия, как известно, с 1918 года живет по новому стилю летоисчисления. Учитывая это об­ стоятельство, обсуждаемое нами событие по новому стилю падает на 5— 6 ноября, но никак не на 4 ноября. Вот и получается, что предлагаемые поправки к исто­ рии не согласуются с самой Исто­ рией. К тому же, ради справедливо­ сти обратимся вновь к уважае­ мым историкам:освобождение Москвы от интервентов осенью 1612-го отнюдь не означало ко­ нец Смутного времени. Сделав свое дело, Минин и Пожарский отошли в сторону, уступив свое место Земскому собору, который в 1613 году избрал царем Михаи­ ла Федоровича Романова. В 1617-м был заключен Столбов- ский мир со Швецией, в 1618-м — Деулинский договор с Речью Посполитой. И уже только к нача­ лу 1620-х годов кризис в государ­ стве Российском удалось пре­ одолеть, со Смутой было покон­ чено. Но, как свидетельствует дальнейшая российская исто­ рия, увы, не навсегда... Александр Батыгин__________ МОСКВА_______________________________ НАЧАЛО XVII века в России полу­ чило мрачноватое название «Смутное время». По сути этот исторический пласт можно опре­ делить как кризис — политиче­ ский, экономический, социаль­ ный, а вдобавок еще и династиче­ ский. Резкое ухудшение жизни населения государства Россий­ ского привело к массовым волне­ ниям, протестам под маркой свержения царя Бориса Годуно­ ва. Ситуацией воспользовались самозванцы, в Москву вошли польские войска. Патриотическое движение, на­ правленное на борьбу с интервен­ тами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое ос­ вободило осенью 1612 года Моск­ ву от иностранных захватчиков. В нынешних учебниках истории Смутное время характеризуется примерно так: политическая эли­ та с ситуацией справиться не мог­ ла, народ спас Россию, Смута прекратилась. Детали той переломной эпохи можно воссоздать по многочис­ ленным историческим хроникам, исследованиям ученых, свиде­ тельствам очевидцев. Почему се­ годня Смутное время вновь при­ влекло внимание? Государствен­ ная Дума РФ решила ввести в России новый праздник — День народного единства— и отмечать его 4 ноября. Именно 4 ноября 1612 года, считают законодатели, ополченцы Минина и Пожарского выгнали из московского Китай-го­ рода польских интервентов, тем самым в стране было покончено со Смутой. Думцы уже приняли в первом чтении соответствующие поправ­ ки в Трудовой кодекс. Но пока же­ лание законодателей не обрело статус закона, позволим себе не­ много поразмышлять над смыс­ лом и хронологической точностью предлагаемой новой праздничной даты, призвав в союзники масти­ тых российских историков. Вот, в частности, что пишет Ва­ силий КЛЮЧЕВСКИЙ: «В октябре 1612 года казаки взяли приступом Китай-город. Но земское ополчение не реши­ лось штурмовать Кремль; сидев­ шая там горсть поляков сдалась сама, доведенная голодом до людоедства. Казацкие же атама­ ны, а не московские воеводы от­ били от Волоколамска короля Сигизмунда, направляющегося к Москве, чтобы воротить его в польские руки, и заставили его вернуться домой. Дворянское ополчение здесь еще раз показа­ ло в Смуту свою малопригод- ностькделу...» А вот как оценивает осенние события 1612 года другой историк — Сергей СОЛОВЬЕВ: «Наконец 22 октября казаки пошли на приступ и взяли Китай- город. В Кремле поляки держа­ лись еще месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боя­ рам и всем русским людям вы­ слать своих жен вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали Кто ищет, тот находит! Премию имени Валентина Коптюга получила группа белорусских и российских геологов награда Александр Тумар МИНСК — НО ВОСИ БИРСК ЗА ЦИКЛ работ «Верхнепротеро­ зойские и палеозойские комплек­ сы Беларуси и Сибири; геология, нефтегазоносность, проблемы освоения ресурсов углеводоро­ дов» престижная награда была присуждена семи ученым и специ­ алистам из Института геологиче­ ских наук НАН Беларуси, Научно- исследовательского геологиче­ ского предприятия «Белгео», ПО «Белоруснефть» и РУП «Белгео- логия», а также трем ученым-гео- логам из Института нефти и газа Сибирского отделения Россий­ ской академии наук. Премия имени академика Ва­ лентина Коптюга — вице-прези­ дента Российской академии на­ ук, председателя ее Сибирского отделения, иностранного члена Национальной академии наук Беларуси — была учреждена в 1999 году для поощрения бело­ русских и российских ученых при выполнении совместных науч­ ных исследований. Она присуж­ дается каждый год за лучшую со­ вместную научную работу, от­ крытие или изобретение. Пять лет назад, когда был подписан договор о сотрудничестве между Национальной академией наук Беларуси и Сибирским отделе­ нием Российской академии наук, ученые решили сравнить геоло­ гические структуры Беларуси и Сибири. Конечно, не праздного интереса ради, а для того чтобы выявить новые перспективы от­ крытия месторождений газа и нефти. И, надо сказать, получили довольно интересные и в чем-то неожиданные результаты. — При изучении древних верх­ непротерозойских пород, которые образовались около полумилли- арда лет назад, недостаточно ис­ следованной оказалась проблема их нефтегазоносности, — расска­ зывает один из лауреатов, глав­ ный научный сотрудник Института геологических наук НАН Белару­ си, член-корреспондент Роман АЙЗБЕРГ. — Многие геологиче­ ские структуры Беларуси и Сиби­ ри образовались приблизительно в одно и то же время. Поэтому мы предположили, что в их недрах могут храниться залежи нефти. И действительно обнаружили спе­ цифические геологические струк­ туры— древние рифты, перспек­ тивные для поиска «черного золо­ та» и «голубого топлива». Надо сказать, что открытие любых, да­ же сравнительно небольших мес­ торождений как в Беларуси,так и в Сибири имеет огромное эконо­ мическое значение. Цены на нефть, как известно, постоянно растут. А поскольку крупные месторо- )кдения уже давно открьпы и с ка­ ждым годом находить новые ста­ новится все сложнее и сложнее, нефтяники готовы поменять свою стратегию и начать добывать «черное золото» также из неболь­ ших залежей. Научные же иссле­ дования белорусских и россий­ ских геологов помогут более эф ­ фективно вести нефтепоисковые работы. Особенно это актуально для Беларуси. По некоторым предположениям, в северо-вос­ точной части страны, которая в геологическом плане изучена плохо, могут быть подобные зале­ жи полезных ископаемых. Но и для Сибири открываются новые перспективы. — Конечно, геолог не может видеть, что хранится глубоко в не­ драх Земли, он может только предполагать, — говорит заведу­ ющий лабораторией гидрогеоло- . ГИИ Института геологических наук НАН Беларуси, член-корреспон­ дент Анатолий КУДЕЛЪСКИЙ. — Наша задача — научное сопрово­ ждение нефтепоисковых работ. Ведь бурить скважину — дорогое удовольствие, поэтому ученые должны как можно точнее указать место, где искать. Разработанная в нашем институте теория проис­ хождения месторождений нефти и газа, которой мы следовали вместе с сибиряками, во многом предопределила успех.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz