Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

II С О Ю З Беларусь—Россия 2 Д ЕКАБРЯ 2004 Ч Е Т В Е Р Г № 45 (193) Равные налоги — равные возможности Окончание. Начало на стр. I Например, унифицированы принципы взимания таких важ­ нейших налогов, как НДС, налог на прибыль. Со следующего года Беларусь и Россия переходят на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов, что значительно расширяет воз­ можности для экспортеров обоих наших государств. Этот пере­ чень можно продолжить. Унификация, однако, не ис­ ключает различий, продиктован­ ных особенностями националь­ ных экономик. В Беларуси, на­ пример, считают необходимым оставить ряд льгот по налогу на прибыль, в случае если субъект хозяйствования «вкладывается» в социально значимые нужды ли­ бо осуществляет инвестиции. Надо еще взвесить все «за» и «против» при унификации мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговый кодекс Союзного государства еще не принят. Не готов пока основополагающий документ высшего порядка, на котором мог бы базироваться об­ щий Налоговый кодекс. Нацио­ нальные кодексы основаны на национальных конституциях. Ло­ гично предположить, чтобы и со­ юзный кодекс опирался бы на Конституционный акт Союзного государства. Во всяком случае, отметил заместитель министра финансов Иван ШУНЬКО, этот документ должен определить, станет ли общий Налоговый ко­ декс обязательным для исполне­ ния в России и Беларуси. Означает ли это, что в ожида­ нии Конституционного акта и об­ щего Нсшогового кодекса невоз­ можно достичь равноправия бе­ лорусов и россиян при уплате то­ го же подоходного налога? Соот­ ветствующее соглашение, зна­ чительно упрощающее громозд­ кие бюрократические процеду­ ры, можно было бы подготовить и до того, считают многие специ­ алисты. Что ж, им и документы в руки. Без «двойной» бухгалтерии Алексей Чичкин РО ССИЯ и Беларусь продолжа­ ют разработку Налогового ко­ декса Союзного государства. Этот документ позволит быст­ рее решать спорные вопросы в налоговой, в том числе в тамо­ женной политике, и, соответст­ венно, сформировать юридиче­ скую базу для согласованного экономического курса наших стран. Но быстрого завершения такой работы пока не предви­ дится. Главная проблема в том, что пока различается характер эко­ номической политики в России и Беларуси. К примеру, Минск не рискует перекладывать мак­ симальное налоговое бремя на высокодоходные отрасли: в Бе­ ларуси это глубокая переработ­ ка всевозможного сырья и нау­ коемкие производства. В Рос ­ сии же главная налоговая на­ грузка приходится на нефтега- зоиндустрию, обеспечивающую 35 процентов ежегодных экс­ портных доходов стране. Кроме того, в Беларуси щадящий от­ расли и товары режим примене- ния/взимания НДС и налога с оборота, что, в частности, поз­ воляет сдерживать темпы роста цен и тарифов, повышая пла­ тежно-покупательную способ­ ность белорусского рубля. По данным белорусского Минфина, Минск в отличие от Москвы со­ хранил и намерен сохранять льготы по уплате налога на при­ быль, если субъект хозяйство­ вания инвестирует в социаль­ ные, экологические мероприя­ тия или реинвестирует часть «первичной» прибыли в разви­ тие основного производства его экспортного потенциала. Отличаются подходы и в сфере подоходного налога: в Беларуси в отличие от РФ дей­ ствует дифференцированная его шкала, которая в среднем на 15 процентов ниже «пло­ ской» стоимостной шкалы этого налога в России. Дифференци­ рованы в Беларуси и налоги на заработную плату, что сокра­ щает надобность «двойных», «тройных» бухгалтерий. Плюс к тому различен таможенно-эко­ номический и, следовательно, налоговый режим в свободных экономических зонах России и Беларуси. Различаются и став­ ки налогов на землю, добычу полезных ископаемых. Уровень согласования в союзной нало­ говой политике ныне достигает 35 — 40 процентов. Как решать упомянутые про­ блемы? Вот как комментирует ситуацию заместитель госсек­ ретаря Союзного государства Альберт СТЕПАНОВ: — Российская сторона реше­ ние налоговых проблем не фор­ сирует. Первичным юридиче­ ским документом здесь должен стать Конституционный акт, ко­ торый регламентировал бы, в частности, принципы налого­ вой, бюджетной и в целом обще­ экономической политики Союз­ ного государства. Впрочем, обе стороны продолжают работать над союзным Налоговым кодек­ сом: совместная налоговая по­ литика в принципе может реали­ зоваться и до утверждения Кон­ ституционного акта, однако его принятие ускорит согласование не только налоговых принципов, но и самих ставок, льготного на­ логового режима и других смеж­ ных вопросов. Это, в свою оче­ редь, благоприятно скажется на выполнении действующих и разработке новых союзных про­ грамм, на развитии межотрас­ левых, торговых, инвестицион­ ных связей в Союзе. Как отмечалось многими российскими участниками не­ давнего форума в Минске «Эко­ номические связи между регио­ нами Беларуси и РФ», в Белару­ си пока действуют 25-процент­ ные ценовые преференции для национальных предприятий и фирм при проведении коммер­ ческих тендеров. Такая практи­ ка, по их мнению, является огра­ ничением и рыночной конкурен­ ции, и российско-белорусской экономической кооперации. Бе­ лорусская же сторона аргумен­ тирует эту политику тем, что, по­ ка отсутствуют равные, в том числе налоговые условия для «перекрестной» экономической деятельности для хозяйствую­ щих субъектов Беларуси и Рос­ сии, Минск оказывает поддерж­ ку национальным товаропроиз­ водителям и участникам бело­ русских тендеров. Изначальной основой инте­ грационной политики, как пока­ зывает мировая практика, явля­ ется законодательно-норматив­ ная, точнее, правовая база ин­ теграции. В противном случае стороны рискуют увязнуть в бессрочных согласованиях и корректировках не только нало­ говой политики: пример тому — объединение ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербай­ джан, Молдавия), провозгла­ шенное во второй половине 90-х, но фактически распавше­ еся к 2004 году из-за отсутствия должной юридической базы ин­ теграции. Прямо, по коридору Окончание. Начало на стр. I Впрочем, в обоих случаях россияне имеют льготы. Плата за проезд — лишь один из аспектов использова­ ния автодорог международного значения. Дело в том, что весь­ ма значительную долю грузов по этим своеобразным мостам с запада на восток и севера на юг перевозят белорусские авто­ транспортные предприятия. Од­ нако белорусские фирмы с каж­ дым годом получают все мень­ ше разрешений на доставку грузов из Европы в Россию. Сказывается и то обстоятельст­ во, что Беларусь отменила льго­ ты на временный ввоз импорт­ ных грузовиков. Это сделано для защиты своих производите­ лей аналогичной техники. Грузовики Минского автоза­ вода, однако, процентов на 70 состоят из российских узлов и материалов. В то же время Рос­ сия, напротив, освободила вре­ менный ввоз импортных тяга­ чей от пошлин. И часть белорус­ ских автотранспортных фирм перебазировалась к соседям. Словом , проблем, достой ­ ных обсуждения, работникам дорожно-транспортной сферы наших стран хватает. Многие из них в конце прошлой недели были рассмотрены в Бресте на очередном заседании совета по транспортной политике при интеграционном совете госу­ дарств — участников ЕврАзЭС. Цель встречи — дальнейшее формирование единого транс­ портного пространства на мно­ госторонней правовой основе. ЕврА зЭС сегодня весьма дина­ мично развивается, товарообо­ рот между государствами — его членами — ежегодно воз­ растает на 30 процентов. Если учесть, что себестоимость экс­ портной продукции на 20 — 35 процентов зависит от транс­ портных тарифов, скорости до­ ставки груза, состояния транс­ портной инфраструктуры, то нетрудно понять, насколько важно достичь в этой сфере со­ гласованности действий. По всем 10 рассмотренным вопро­ сам приняты решения, в том числе о сквозных тарифах на железнодорожном транспорте. Наибольшую отдачу эти дого ­ воренности дадут, естествен ­ но, на международных транс­ портных коридорах, важней­ шие из которых соединяют Бе ­ ларусь и Россию. И у прессы есть свой рынок Выставка наВВЦопределилаориентиры вобщеминс|10рмационномпространстве Александр Таранда МОСКВА — МИНСК НА МЕЖДУНАРОДНОЙ выстав­ ке средств массовой информа­ ции «Пресса-2005», завершив­ шейся в Москве, «погоду» делал не капризный ноябрь, а градус интереса к представленным экс­ позициям. В день презентации белорусского стенда «темпера­ тура» вокруг него постоянно дер­ жалась на высшей Чем вызвано столь присталь­ ное внимание к печатной продук­ ции из Минска? Об этом я разго­ варивал со многими посетителя­ ми выставки и коллегами — мос­ ковскими и региональными рос­ сийскими журналистами. Про­ фессионалы по части оформле­ ния и дизайна отмечали, что за последний год белорусские из­ дания заметно «посвежели» — перешли на цвет, стали более иллюстративными, у них вполне европейский стиль подачи мате­ риалов. Редакторов региональ­ ных газет больше привлекала не форма, а содержание. По их сло­ вам, информация из Беларуси становится все более востребо­ ванной, особенно в пригранич­ ных российских регионах, там, где набирает силу экономиче­ ское взаимодействие, где есть крупные белорусские земляче­ ства. Но главное, пожалуй, это готовность наших коллег по творческому цеху от слов перей­ ти к делу и заняться конкретны­ ми проектами «с белорусским акцентом». Главный редактор газеты «Новости Югры» Ханты-Мансий­ ского автономного округа Алек­ сей ДВИЗОВ поделился идеей выпуска специальной вкладки к своему изданию: — Наш спецкорреспондент побывал недавно в Беларуси и обо всем увиденном рассказал читателям в большом материале «Вот такая она. Белая Русь», опубликованном нами с продол­ жением в трех номерах газеты. Этот репортаж, в котором автор не скрывал своих положитель­ ных эмоций, как говорится, за­ дел читателей за живое. Ведь у нашего округа с Беларусью дав­ ние и очень серьезные экономи­ ческие отношения, а белорус­ ское землячество в Ханты-Ман­ сийске одно из крупнейших в Си ­ бири. В общем, резонанс был ог­ ромным. Мы поняли, насколько интересна нашим читателям ин­ формация о том, как сегодня жи­ вется простым белорусам — сельским учителям, врачам, кре­ стьянам, что они думают о пер­ спективах союзного строитель­ ства. Так, собственно, и возник­ ла идея сделать вкладку в нашем еженедельнике, которая могла бы называться, предположим, «Беларусь в Югре». Над этим проектом будем в ближайшее время работать. Надеюсь, руко­ водство округа нас поддержит. У Бориса НИСНЕВИЧА, глав­ ного редактора «Калининград­ ской правды», уже имеется опыт выпуска совместного приложе­ ния с одной из белорусских га­ зет. К сожалению, непродолжи­ тельный — возникли финансо­ вые проблемы. Тем не менее по­ добного рода издание в регионе, где проживают около 100 тысяч выходцев из Беларуси и который может стать «морскими ворота- 1*^ ■'% ми» для соседей, было бы очень полезным, уверен редактор. — Информация, которую мы получаем из электронных СМИ, зачастую политизирована и субъективна, — говорит он. — Я не раз бывал в Минске — краси­ вый, чистый город, который ак­ тивно строится, доброжелатель­ ные, работящие люди. Встречал­ ся с руководством страны. Мне, например, очень импонирует, как настойчиво в Беларуси реа­ лизуются социальные програм­ мы, как там помогают ветера­ нам. Все это надо знать и кали­ нинградцам. Реальность не должна искажаться в информа­ ционном пространстве, тем бо­ лее если мы хотим, чтобы оно было общим. Иначе теряется до­ верие друг к другу и к нашим со­ юзным делам. Мне нравится в этом смысле позиция газеты «СОЮЗ». На мой взгляд, нам можно было бы подумать о сот­ рудничестве. О развитии белорусской и со­ юзной прессы, ее распростране­ нии в российских регионах гово­ рил на презентации националь­ ного стенда посол Беларуси в Российской Федерации Влади­ мир ГРИГОРЬЕВ. Он поздравил редакцию «СОЮЗа» с пятилет­ ним юбилеем газеты. — Сегодня требуется взве­ шенная, спокойная информация. Мы идем по правильному пути, — сказал Владимир Викторович. К слову, инициативно работа­ ет на информационном поле и само белорурское посольство. В его московском офисе готовится к открытию пресс-центр, во всех представительствах организова­ ны выставки белорусских газет и журналов, а минские журнали­ сты имеют возможность полу­ чать обзоры российских СМИ. Рабочее пространство участ­ ников белорусской делегации на московском форуме журнали­ стов не ограничивалось, разуме­ ется, только выставочным па­ вильоном и конференц-залами. Первый заместитель министра информации Беларуси Лилия АНАНИЧ провела ряд деловых встреч. На одной из них— с руко­ водством комитета по массовым коммуникациям и СМИ Москвы — был парафирован план меро­ приятий по реализации межпра­ вительственного соглашения ме­ жду Москвой и белорусским Ми­ нистерством информации. — Предусмотрено множество совместных программ,— проком­ ментировала этот документ и ито­ ги переговоров Л. Ананич. — Но особо хочу отметить два серьез- Я Так встречали гостей у бело­ русских стендов на выставке «Пресса-2005»; есть о чем поговорить первому замести­ телю министра информации Республики Беларусь Лилии Ананич и главе Федерального агентства по печати и массо­ вым коммуникациям Михаилу Сеславинскому. ных проекта. Мы договорились, что московские коллеги опреде­ лят нам организацию-партнера по распространению белорусских периодических изданий в Моск­ ве. Таким образом, у нашей прес­ сы появится новый огромный ры­ нок. И второе: в следующем году Минск и Москва решили «обме­ няться» книжными магазинами. Полное взаимопонимание у нас и с руководством Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в необходимости укрепления общего информаци­ онного пространства, дальней­ шем развитии союзных СМИ. Мы продумываем также ряд телеви­ зионных проектов, которые были бы доступны белорусскому и рос­ сийскому зрителю. 2005 год, кото­ рый пройдет под знаком 60-летия Победы, должен стать знаковым и в нашем информационном сот­ рудничестве. Дышать лучше кислородом Окончание. Начало на стр. I Под осушаемые территории строились целые поселки, рос­ ли деревни, строились больни­ цы и дороги, быстро отошли в прошлое болезни. Разумеется, говорит Николай Бамбалов, Бог не создавал болотные земли под пашню. Нужны были огром­ ные средства,чтобы получить с них отдачу. Но это надо было сделать именно для людей. Отрицательные моменты массовой мелиорации хорошо видны с высоты. На аэрофото­ снимках, которые показал Нико­ лай Бамбалов, мелиорирован­ ные земли в некоторых районах чем-то напоминают пятнистое одеяло. Там, где раньше сплош­ няком лежал торф, появились яркие белые проплешины — пе­ счаные острова. По словам ака­ демика, проплешины год от года становятся все шире и в ближай­ шие десятилетия процесс дегра­ дации торфяников будет только усиливаться, выдавая на-гора сотни тысяч тонн углекислоты и постоянно угрожая людям разо­ рительными пожарами. Серьезные проблемы с неко­ торыми осушенными болотами возникли в лесничествах. Про­ веденная Министерством лес ­ ного хозяйства Беларуси инвен­ таризация мелиорированных территорий показала: их значи­ тельная часть, особенно распо­ ложенная на верховых болотах, используется неэффективно. А там, где теоретический эффект может и быть, он сводится на нет теми же пожарами. Правда, в отличие от Европы в лесных белорусских болотах сохранился «живой» торф, они, по выражению нашего собесед­ ника, «не умерли, а находятся в «угнетенном состоянии». И вы­ вести из состояния «комы» их вполне возможно. — Проще говоря, восстано­ вить водный режим, — говорит академик. — Возникновение по­ жара в таком случае сводится к нулю. Плюс прекращается выде­ ление газа. Наконец самое глав­ ное — через несколько лет сюда возвращаются давно исчезнув­ шие птицы и животные, восста­ навливается растительность, бо­ лото начинает работать так, как ему и положено природой: очи­ щать атмосферу. Разумеется, речь идет только о выработанных торфяниках, о мелиорированных землях, ис­ пользовать которые уже эконо­ мически невыгодно: где-то вы­ шли из строя и не поддаются ре­ конструкции мелиоративные си­ стемы, где-то оскудели запасы торфа, где-то мелиорация про­ шла поспешно или «про запас», без учета глубины торфяных за­ лежей, без достаточных научных обоснований. Словом, там, где мелиораторы работали по прин­ ципу «больше зарыть», а экс­ плуатационники — чтобы «боль­ ше взять»... По подсчетам спе­ циалистов, в Беларуси около 400 тысяч гектаров проблемных, а по сути испорченных болот, кото­ рые еще можно восстановить, вернуть природе то, что у нее так неосторожно отобрали. Большую помощь в процессе наведения порядка на этих зем ­ лях оказали ООН и Глобальный экологический фонд. Разумеет­ ся, с подачи энтузиастов из Бе­ ларуси, Общества охраны птиц. Постепенно к проблеме подклю­ чились все заинтересованные структуры: министерства при­ родных ресурсов и охраны окру­ жающей среды, лесного и сель­ ского хозяйства, мелиорато­ ры... Первоначально задача со­ стояла в том, чтобы провести инвентаризацию проблемных земель, научно и экономически обосновать те или иные дейст­ вия по каждому «проблемному болоту». Сегодня в Беларуси разрабо­ тан большой межотраслевой проект с участием всех заинте­ ресованных ведомств, который предполагает разработку кон­ кретных инженерных проектов под каждый объект. Главное в нем, пожалуй, то, что это комп­ лексный подход,он не повторяет наших прежних ошибок любой ценой «обуздать и покорить». Во главу угла ставится не только экономика, но и в большей мере экология. Кроме того, в Белару­ си действует программа по ус­ тойчивой хозяйственной дея­ тельности Полесья, в которой бо­ лотам уделено первостепенное внимание. Сюда же следует от­ нести программу сертификации белорусских лесов, что позволит не только цивилизованно торго­ вать древесиной, но и блюсти природу. Впрочем, объективно­ сти ради в белорусских лесхозах к этим вопросам всегда относи­ лись с должным вниманием. И не случайно их головная боль со­ стоит не в том, чтобы вырастить лес, а в том, чтобы его срубить. Разумеется, белорусский опыт, в котором проблема нару­ шенных болот переросла в гло­ бальную экологическую плос­ кость, полезен для соседей, в том числе и для России. И ее, предупреждают ученые, не сле­ дует рассматривать только в плоскости пожаров, которые в последние годы донимают жите­ лей Москвы. Проблема шире — в восстановлении богатейшего болотного биоразнообразия, что впрямую касается и Москов­ ской, и Тверской, и Владимир­ ской, и Брянской, и Смоленской, и многих других российских гу­ берний. Наш транспорт — самый карьерный Союзные программы не боятся конкуренции интеграция Илья Макаров МИНСК — жодино в РАМКАХ семинара российских и белорусских СМИ в Минске жур­ налисты посетили несколько предприятий Беларуси, работаю­ щих по программам Союзного го­ сударства. Первым из них стал Минский автомобильный завод. Известно, МАЗ совместно с Яро­ славским моторным заводом ра­ ботает над реализацией програм­ мы «Союзный двигатель». После экскурсии по производству на во­ просы прессы ответили руководи­ тели завода, приведя примеры со­ юзной интеграции. — Сегодня в России мы заку­ паем до 70 процентов комплекту­ ющих материалов и компонентов, необходимых для производства автомобилей, — отметил первый заместитель генерального дирек­ тора Минского автомобильного завода Виктор КАЛЕЧИЦ. — Приблизительно в тех же объе­ мах, даже больших, мы поставля­ ем нашу продукцию в соседнюю братскую страну. Это что касает­ ся грузовых автомобилей. Среди основных покупателей — Москва и Санкт-Петербург, где ежемесяч­ но реализуется от семидесяти до сотни автомобилей. От стабиль­ ной работы МАЗа зависит благо­ состояние сотен тысяч россиян. Так что интерес и выгода взаим­ ные. Немало мы поставляем рос­ сиянам и автобусов — до 90 про­ центов от производимой техники. Минский автозавод уже отправил десять автобусов МАЗ-103 со спе­ циальной комплектацией. Такую модель отличает низкий уровень пола, средняя дверь оборудована специальной ступенькой для за­ езда инвалидных колясок, в пе­ редней установлены турникет и система для оплаты проезда с по­ мощью пластиковых карточек. Сейчас в Москве эксплуатируется более 250 автобусов марки МАЗ. Согласно Программе развития со­ трудничества между Беларусью и Москвой на 2004— 2006 годы, в нынешнем году Минский автоза­ вод поставит в российскую столи­ цу не менее 100 автобусов. Немало вопросов возникло относи­ тельно проблемы введения новых стандартов для двигателей грузовых автомобилей. — В настоящее время на пред­ приятии выпускаются только ав­ томобили, соответствующие эко­ логическим стандартам «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3», — продол­ жил рассказ В. Калечиц. — Уже сейчас вся выпускаемая продук­ ция имеет сертификаты на соот­ ветствие международным стан­ дартам по экологии, безопасно­ сти и шуму. Но Минский автомо­ бильный завод готов уже с 1 янва­ ря будущего года полностью пе­ рейти к выпуску автомобилей только по стандартам «Евро-2» и «Евро-3». Автомобили стандарта «Евро-1» мы больше выпускать не планируем. К этому времени российское правительство плани­ рует ввести нормы «Евро-2» на территории своей страны. Это бу­ дет выгодно и россиянам — ведь по итогам 2003 года МАЗ занимал четверть рынка тяжелых грузови­ ков России. Российские журналисты поинтересо­ вались: в цехах Минского автозавода работают исключительно белорусы, а представителей других стран МАЗ не использует? — Мы никогда не пользова­ лись услугамй гастарбайтеров, — последовал ответ. — Всегда рас­ считывали только на те рабочие руки, которые есть в Республике Беларусь. По большей части у нас работают минчане. Единствен­ ное, что мы в последнее время стали практиковать, так это при­ глашать рабочую силу из сель­ ской местности. Следующая наша встреча про­ шла на БелАЗе. Когда идешь по огромным цехам завода, кажется, попал в страну великанов. Трех­ метровое колесо для карьерного самосвала — тот самый размер. Известное на весь мир предпри­ ятие, производящее тяжелые карьерные самосвалы, ведет свою историю с далекого 1948 го- да. Тогда в Жодино началось стро- ительство завода торфяного ма- - г- шиностроения. В дальнейшем за­ вод получил интенсивное разви­ тие, а 17 апреля 1958 года родил­ ся Белорусский автомобильный завод. За свою историю БелАЗ выпустил более 120 тысяч единиц карьерной техники. Основные за­ казчики, как и в советские време­ на, — российские карьеры, разра­ ботки месторождений полезных ископаемых. Правда, как расска­ зали нам, если раньше конвейер­ ное производство работало день и ночь, теперь все машины выпус­ каются исключительно под заказ, каждый образец подгоняется под конкретные просьбы заказчика. Конечно, столь масштабное про­ изводство не могло не быть отме­ чено на конкурсах техники. Так, в 2003 году карьерный самосвал БелАЗ-75131 стал лауреатом кон­ курса «Лучшие товары Республи­ ки Беларусь на рынке Российской Федерации» в рамках программы «Сто лучших товаров России 2003 года». о союзной программе «Карьерный транспорт» корреспонденту «СОЮЗа» рассказал заместитель коммерче­ ского директора Белорусского авто­ мобильного завода по маркетингу, сбыту и сервису Федор САВЕЛЬЕВ; — К сожалению, программа пока еще полностью не утвержде­ на. Наши предложения подготов­ лены, над всем, что зависит от на­ шей стороны, мы работаем в пол­ ную силу. В частности, сегодня предполагается ввести в произ­ водство новую модель с колесной формулой 6x6. Также работаем над подземным транспортом: это будет машина, приспособленная для большинства российских карьеров, которые «ушли» под зе­ млю. Сегодня модернизируем и вводим новые элементы управле­ ния в машины грузоподъемно­ стью 120— 130 тонн. На нашем за- . воде сейчас разрабатывается уникальная машина грузоподъем­ ностью до 500 тонн. Но главное — найти ей реальное применение: технология добычи на многих карьерах не рассчитана на ис­ пользование таких больших ма­ шин. Нами изготовлен и уже про­ шел заводские испытания также опытный образец машины грузо­ подъемностью 90 тонн с гидроме­ ханической трансмиссией. Еще раз подчеркну: все новинки нами проектируются в рамках утвер­ ждаемой сейчас союзной про­ граммы «Карьерный транспорт». Лес границ не признает Сохранить его помогает координация партнеры Лилия Хлыстун МИНСК в МИНСКЕ состоялось заседа­ ние Межправительственного со­ вета по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству СНГ, второе в этом году. Руково­ дители лесного хозяйства Рос­ сии, Беларуси, Армении, Казах­ стана, Кыргызстана и Молдовы, представители органов управле­ ния лесопромышленным компле­ ксом этих государств, исполкома СНГ и другие участники заседа­ ния утвердили перечень перво­ очередных задач и направлений сотрудничества в «лесной» сфе­ ре. Страны Содружества, владе­ ющие значительной долей лесно­ го фонда земли, сегодня во мно­ гом определяют состояние миро­ вого рынка лесной продукции. И интерес к ним у крупных запад­ ных компаний растет параллель­ но ценам на древесину. Прово­ дить согласованную политику го­ сударства СНГ решили еще шесть лет назад, подписав С о ­ глашение о сотрудничестве в об­ ласти лесопромышленного комп­ лекса и лесного хозяйства. Для координации взаимодействия, выработки и реализации предло­ жений по становлению и разви­ тию рынка лесопродукции госу­ дарств — участников Соглаше­ ния был создан Межправительст­ венный совет. По словам его председателя, заместителя руко­ водителя Федерального агентст­ ва лесного хозяйства России Бо­ риса БОЛЬШАКОВА, главными темами заседания в Минске ста­ ли вопросы научно-технического сотрудничества, защиты внут­ ренних рынков при торговле дре­ весной продукцией, а также орга­ низации обмена информацией о кризисных и чрезвычайных ситу­ ациях природного и техногенного характера в лесах. Последняя проблема, кстати, особенно акту­ альна для России и Беларуси, где леса не только частично загряз­ нены радионуклидами вследст­ вие чернобыльской катастрофы, но и страдают от массового усы­ хания ельников, пожаров, урага­ нов и снеголомов, трансгранич­ ного переноса загрязняющих ве­ ществ. Общие задачи, по мнению ми­ нистра лесного хозяйства Бела­ руси и по совместительству за ­ местителя председателя Меж­ правительственного совета Пет­ ра СЕМАШКО, проще решать вместе. Подтверждает это опыт взаимодействия Беларуси с со ­ предельными государствами — Россией, Украиной, Польшей и Литвой. К примеру, в результате совместных действий по преодо­ лению последствий чернобыль­ ской катастрофы в рамках Союз­ ного государства за последние три года создана единая сеть ра­ диационного мониторинга вдоль границ на территориях Красно­ польского, Костюковичского, Пе­ черского, Ветковского, Гомель­ ского лесхозов (Беларусь), а так­ же Клинцовского и Новозыбков- ского (Россия). А разработанные усилиями специалистов двух стран рекомендации по ведению лесного хозяйства на «грязных» территориях стали основой для единых правил лесопользования. Примечательно, что результа­ ты сотрудничества регулярно об­ суждаются на совместных сове­ щаниях, последнее из которых прошло в сентябре в Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz