Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
3 ф е в р а л я 2 0 0 4 г . , № 2 1 ( 2 2 1 4 9 ) ЛИПЕЦКАЯ газета "У Юбилей Миссия для Лутова Пожалуй, в Липецке и области не найти педагога-музыканта, который не знает Василия Михайловича Лутова —первого директора областного музыкального училища (ныне —училище искусств имени Игумнова). Из сорока пяти лет ^ществования этого учебного учреждения Лугов руководил им почти три десятилетия. Снимок сделан, когда Василий Михайлович Лугов возглавил созданный им Дом Музыки. Так получилось, что юбилей области совпал с юбилеем са мого Василия Михайловича: в эти дни он отмечает свое вось- мвдесятилетие. Я не знаю, какие подарки получит он от дру- 1 зей и близких. Но вот его подарок области, сделанный сорок (пять лет назад, трудно переоценить. Орггшизовать новое учебное заведение, да еще связанное с музыкой, — это не просто закупить инструменты и набрать педагогов. Главное — создать творческую атмосферу. А это не просто работа, это —миссия. Молодой директор, которому тог да исполнилось только тридцать четыре, удивительным обра зом умел находить общий язык не только с преподавателями, но и со студентами. Те, кто поступил в училище в конце пяти десятых, до сих пор вспоминают, что без Василия Михайлови ча не обходились ни студенческие вечера, ни классные концер ты. Но самгш главная его черта — подлинная интеллигент ность. Та самая интеллигентность, которая не позволяет чело веку ни на каком посту превратиться в чванливого чиновника. Он был по-человечески доступен. Студенты без боязни шли к нему со своими заботами. И если только дело не касалось раз гильдяйства и лени, проблемы решались. Вряд ли он тогда думал, что это и есть подлинная демократия, — когда началь ника уважают, а не боятся. Просто оставался верен себе. И как человек, и как музыкант. А до этого были и работа на заводе, и тяжелые военные годы, когда в 1942-м его призвали на фронт. Он до сих пор помнит п е р в ^ бомбежку, под которую попал их эшелон в рай- оне^:танции Волхов. Потом было множество бомбежек, опасно стей, но згшомнилась именно эта: своей жестокостью и безна казанностью —фашистский летчик хладнокровно уничтожал наших солдат до тех пор, пока у него не згпсончились боеприпа сы. Орден Отечественной войны 2-й степени и множество меда лей до сих пор напоминают Василию Михайловичу о тех днях. Что бы ни говорилось теперь о советской власти, но она умела замечать талантливых людей и давать им «зеленую ули- цу»_. Можно ли сегодня представить, чтобы мальчонка, родив шийся в селе Сторожевое Усманского района, заканчивавший в Липецке вечернюю школу (нужно было идти работать. Чтобы помочь семье), смог бы потом, после демобилизации, посту пить в л^ыкальное училище по классу тромбона в Воронеже, потом в ГИТИС по специальности история и теория театра, а с самого начала образования области возглавить областной театр драмы, затем отдел культуры Липецкого горисполкома, отдел по делам искусств в управлениид^льтуры региона и, наконец, взять на себя миссию создателя ооластного музыкального учи лища? Такие истории, такие судьбы ныне все больше остаются в прошлом. Но существует, развивается детище Лутова — об ластное училище искусств, где бережно сохраняются тради ции, заложенные когда-то первым директором. С юбилеем вас, Василий Михайлович! Елена БРЕДИС. ^ В с е дети — наши! Без семьи Странное у нас появилось выражение: «проблемные» дети. Хотя в действительности-то проблемы не столько с детьми, сколько с их родителями. Пятнадцатилетний Миша об отце и матери так и говорит: они у меня «трудные». Пьют, бездельничают, ссорятся. Домой из школы ему возвращаться тошно. Таня на пять лет младше, чем Михаил. Но и она в семье будто чужая. Мама мается без работы, отец все, что зарабатывает, пропивает. Девочка и не припомнит, когда дома ела досыта... у каждого из детей, подростков, нашедших тепло и при ют в социально-реабилитационном центре долгоруковского села Братовщина, своя беда. Кто-то сирота в полном и самом горьком смысле этого слова, а кто-то остается им при жи вых отце и матери, лишенных и родительских прав, и ро дительских чувств. Бывает, что мама серьезно больна, ей не по силам ухаживать за сыном или дочкой. А вот у маленько го Антона семья перебралась из города в деревню, родители заняты поисками жилья и работы, пока постоянно в разъез дах, и мальчика не с кем оставить... Короче, нужда в таком центре была и есть. Прежде ока завшихся без семьи и вне семьи ребят держали в детском отделении ЦРБ. Теперь открыли спецприют. —С помещением, между прочим, сложностей не возник ло, — замечает начальник районного отдела соцзащиты Ле онид Говоров. — Просторный братовщинский детсад напо ловину пустовал. Вот и перестроили одну его половину под центр, затратив на это весьма скромную сумму — меньше семисот тысяч рублей. В ремонте, кстати, пособили спонсо ры. А фермер Виктор Лыков и теперь старается помочь, чем может: и огород вспашет, и привезет, что нужно, и снег во дворе расчистит. Понимают люди: нельзя бросать на произ вол судьбы детей, обездоленных то ли временем, то ли чер ствостью близких... С воспитанниками детского сада мальчишки и девчонки из приюта не просто мирно уживаются, а дружат. И утрен ники вместе проводят, и вечера. Находят общий язык и вос питатели. Валентина Сурикова заведует детсадом сорок лет, а Ольга Гугнина приютом — первый год. Понятно, как нуж на ей помощь опытной Валентины Семеновны. —Сейчас у меня детишек все меньше и меньше, — неве село констатирует Сурикова. —А в приюте все чаще мест не хватает... Такова жизнь. Летом приходилось не только уплотнять палаты, но и ставить кровати в коридоре. Пока в центре созданы лишь самые необходимые усло вия: оборудованы спальни, столовая, игровая комната. Но помышляют и о спортзале, и о техмастерских, и о комнате психологической разгрузки. Живут тут ребята как будто бы и не подолгу: через полгода либо в семьи возвращаются, либо их переводят в интернат. Но за эти быстро пролетающие месяцы здесь успевают подлечить души подранков, по мочь им не разувериться в людской доброте. Николай РОЩУПКИН. ^О бразование С т о и т л и б о я т ь с я экспериментоввшколе? ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. ФОТО ВИКТОРА САМОХИНА. Последние годы деятельность законодательных и исполнительных органов власти в области образования явно стала активнее. Однако большинство из нас, привыкших считать, что наша школа —лучшая в мире, с опаской встречает нововведения. Это естественно: ведь речь идет о судьбе детей. Какие же гарантии существуют, что за модным словом «модернизация» стоит действительно улучшение качества образования? С этим вопросом мы обратились к председателю департамента образования и науки администрации области Юрию ТАРАНУ. — Улучшение образова ния имеет стратегическое значение. Вы знаете, что 19 сентября министр образова ния РФ подписал в Берлине Болонскую декларацию. То есть включил Россию в об щеевропейский процесс со здания к 2010 году единого образовательного простран ства. Цель Декларации — выработка единых стандар тов высшего образования, об щих критериев в оценке ка чества преподавания. Для российских вузов это, в пер вую очередь, повысит конку рентоспособность дипломов. А у студентов будет возмож ность переводиться в евро пейские учебные заведения. Глобализации рынка об разовательных услуг должно способствовать также вступ ление России во Всемирную торговую организацию. Что для этого необходи мо? Разработать государ ственные образовательные стандарты нового поколения с учетом уровня современной экономики,науки, информа ционных технологий.А суть всех направлений реформы — расширение доступности образования, повышение его качества и эффективности. Одним из наиболее при мечательных и для многих спорных примеров модерни зации явился ЕГЭ. В 2003 году наша область приня ла участие в этом экспери менте. Что ждет нас в новом году? Вот мнение начальни ка отдела общего и дошколь ного образования департа мента образования и науки Натальи СЕМЕНОВОЙ. — Специалисты настой чиво стараются разъяснять смысл и преимущества Еди ного госэкзамена. Но беспо койные вопросы и учащихся, абитуриентов, и родителей, и учителей продолжают зву чать. Правда, теперь они го раздо реже ставят под сомне ние сам принцип проверки знаний с помощью ЕГЭ. Речь в основном идет о процедуре его проведения. На мой взгляд, доверие к новой фор ме выпускных и вступитель ных экзаменов растет. Ведь уже очевидны положитель ные результаты, главная польза от введения ЕГЭ, ког да высшее образование ста новится доступнее, особенно для выпускников школ из сельской местности, отдален ных регионов страны, для талантливых детей из мало обеспеченных семей. Кроме того, независимые ЕГЭ обес печивают объективность си стемы аттестации и контро ля за качеством образования. —А какие изменения на местах происходят и долж ны произойти в связи с ЕГЭ? —В образование все боль ше вкладывается средств. А ЕГЭ выступает как движу щая сила его развития. Он выявляет достоинства или просчеты в работе учителя, педагогического коллектива и привлекает наиболее заин тересованных в хороших зна ниях ребят в лучшие школы. Вы, полагаю, в курсе: сейчас в правительстве прорабатыва ется новый механизм финан сирования школы: «деньги за учеником». Это увеличит конкуренцию школ, создаст предпосылки для творческо го поиска, настойчивого со вершенствования содержа ния и форм работы. — Чем, на ваш взгляд, ЕГЭ предпочтительнее, удоб нее для самих школьников? — Ну хотя бы тем, что учащиеся сдают выпускные и вступительные экзамены одновременно. Это снижает психологическую нагрузку на молодых людей, дает им шанс пробовать поступать сразу в несколько вузов и ссузов. — Но вузы, стало быть, теряют при этом право вы бора форм зачисления? На сколько охотно они включа ются в эксперимент? —Они непосредственные и полноправные его участни ки. Их интерес в том, что, во- первых, есть возможность объективно оценить уровень подготовленности абитуриен тов. Во-вторых, программы и тестовые материалы состав ляются с учетом преемствен ности содержания образова ния. Вместе с тем вузы со хранили за собой право ус танавливать собственные правила приема для десяти процентов бюджетных вакан сий. В 2003 году в России в эксперимент включились 464 вуза и филиала. Заметьте: в 2001 их было всего 16. Кро ме того, 200 высших учебных заведений принимали на пер вый курс по результатам ЕГЭ, в том числе ряд веду щих вузов Москвы и Санкт- Петербурга. В нынешнем году впервые в эксперимен те участвовали ссузы 20 ми нистерств и ведомств, это где- то около 1000 учебных заве дений. В целом пятьдесят процентов абитуриентов, за численных в вузы и ссузы на бюджетной основе, восполь зовались результатами ЕГЭ. — А как обстоят дела у нас в области? Доверяют ли наши вузы и ссузы оценкам ЕГЭ? — Вот цифры. Из 1423 поступивших в минувшем году в ЛГТУ 715 зачислены на специальности, включен ные в эксперимент по ЕГЭ. В их числе — 278 медалистов из 294 принятых. Подготов лено распоряжение главы об ластной администрации, ре комендующее вузам и ссузам участвовать в работе по ЕГЭ. Мы уже можем сказать, что в 2004 году прием в вузы в форме ЕГЭ будет увеличен путем расширения набора специальностей, включенных в эксперимент. Кроме того, 15 учрежде ний среднего профессиональ ного образования области планируют осуществлять прием опять же по результа там единого экзамена. —Первый опыт показал: больше хороших и отличных оценок получили выпускни ки школ с углубленным изу чением предметов. А с сен тября в России начался еще один опыт — по введению предпрофильного обучения в девятых классах. В соот ветствии с постановлением Правительства РФ, с 2006 года все старшие классы пе рейдут на профильную сис тему обучения. Готовы ли школы области к этому? —Сейчас в регионе насчи тывается 5 лицеев, 6 гимна зий и 27 школ, в том числе 10 — на селе, где действуют программы углубленного изучения предметов. Потреб ность дифференцировать и индивидуализировать образо вание на старшей ступени продиктована многолетней практикой, отечественным и зарубежным опытом. К пят надцати годам подросток уже более или менее определил ся, чем хотел бы занимать ся, кем быть. Профильное обучение обеспечивает солид ную подготовку его к освое нию вузовских дисциплин. В сельской местности бу дут создаваться базовые или опорные школы — наиболее сильные учебные заведения в районных центрах. Им в пер вую очередь должны выде ляться оборудование и учеб ная литература. Прообразом их можно считать существу ющие школы с классами уг лубленного изучения предме тов. В Липецке в 28 школах уже 197 классов по десяти профилям обучения. Еще де вятнадцать школ готовятся к их открытию. В Ельце — 27 профильных классов. Одна ко они не являются приви легией только города. На селе они существуют уже в 14 школах Долгоруковского, Добринского, Чаплыгинско- го и других районов. Всего же по области их открыли в 63 школах. — Итоги проведенной диспансеризации учащихся выглядят, скажем прямо, пугающе. Не повлияет ли профилизация еще более от рицательно на здоровье де тей и подростков? — Профильное обучение не вызывает перегрузок. Уг лубленная профильная под готовка реализуется в рамках учебных планов. — Насколько же оправ дывает себя профильное обу чение на деле? — Судите сами. В после дние ГОД14 в вузы поступили 69-71 процент выпускников юридического, от 70 до 100 процентов политехнического, 68 процентов гуманитарного, 60 процентов экономическо го, 80 процентов медицин ского профилей обучения. По-моему, впечатляет... — За полвека существо вания Липецкая область не раз оказывалась базовой площадкой для самых сме лых экспериментов. Может быть, в первую очередь это касается системы образова ния. Зарождение уникально го Липецкого педагогическо го опыта, начало Липецкой школы связаны с деятельно стью наших учителей-нова- торов. А какие эксперимен тальные площадки действу ют у нас сегодня? —Да, вы правы: область богата педагогическими тра дициями. Активное участие в экспериментах было бы за труднено без хорошего инно вационно-творческого потен циала тех, кто учит. Вот и сейчас, когда в России ищут пути совершенствования со держания и структуры обще го образования, шесть наших школ включились в эту ра боту. В их числе — школы Долгоруково, Дмитряшевки Хлевенского района, школа № 1 Добринки, где учителя начальных классов выбрали систему «Начальная школа XXI века», а также школы села Тербуны-2, № 1 в Чап лыгине, лицей № 24 в Ельце — там занимаются по систе ме Занкова. Еще в двенадцати школах осуществляется также инте ресная экспериментальная работа по проектам, учиты вающим региональные и местные экономические, со циальные, этнокультурные и другие условия. Скажем, в Липецкой гимназий № 1 во главу угла постаадево, восццг тание духовной культуры городских школьников на материале традиционного фольклора и обрядовости Липецкой области, в липец кой средней школе № 61 занимаются созданием систе мы краеведческого образова ния и воспитания. И так да лее. Нужно подчеркнуть: ра бота в режиме эксперимента помогает школе сформиро вать свое, неповторимое, лицо. Так, например, школа № 66 в Липецке, реализуя программу «Создание модели экологического образования школьника как субъекта природоохранной деятельно сти», изменила статус, она была аттестована и стала ли цеем. Учащиеся ее успешно выступают на областных и российских олимпиадах по экологии, участвуют в Меж дународной научно-молодеж ной программе «Шаг в буду щее». —В период 2001-2005 го дов в области действует ком плексная программа «Здоро вый ребенок». Расскажите, пожалуйста, что делается в ее рамках. — В школах создаются системы здоровьесберегатель ных технологий. Например, «Комплексное оздоровление и валеологическое образова ние детей в начальной шко ле» (сош № 4 в Липецке), «Организация учебно-воспи тательного процесса в рамках «Школы здоровья» (сош села Куймань Лебедянского рай она), «Пути оптимизации здоровья и физического вос питания детей в условиях сельской школы» (сош села Кузьминские Отвержки Ли пецкого района) и другие. Организация уроков здесь предусматривает чередование разных видов деятельности, придает детям уверенности, в школе они чувствуют себя более комфортно. А безотме- точное обучение в начальных классах, опять же пока в эк спериментальном порядке, снимает психологические стрессы. Кроме того, большое зна чение уделяется пропаганде здорового образа жизни. Это и Дни здоровья, и соревно вания, и информационные стенды, и лектории, и широ комасштабные акции, и кон курсы, конференции по соот ветствующей тематике. В 227 школах, где есть необходимые условия, в рас- писании появился третий час физической культуры. Для увеличения двигательной активности вводятся курсы «Ритмика», «Подвижные игры», «Русские народные игры», «Гимнастика», «Хо реография» и так далее. На средства областного бюдже та совершенствуется матери альная база. Так, в 2003 году приобретено спортинвентаря на 37 миллионов рублей. Беседовала Юлия ЧУРСИНА. ^ И т о г и спортивной недели «Террорист» не испугал москвичек Как всегда, интригующими и азартными оказались боль шинство матчей очередного тура зимнего чемпионата области по футболу. И все же недельный обзор спортивных событий мь 1 начнем с того, что в минувшую субботу стартовал област ной турнир по хоккею с шайбой. К сожалению, неизбежные в наших краях причуды зимы чуть было не сорвали начало это го спортивного праздника, поскольку в связи с потеплением «потекли» многие из подготовленных к чемпионату хоккей ных «коробок». И все же два первых, матча чемпионата состоялись, и в обоих из них участниками и фаворитами были игроки из ХК «Ветеран». Болельщики вновь увидели на льду своих недав них кумиров, бывших игроков-лидеров липецкой команды мастеров Александра Мниховича, Андрея Лунева и Алексан дра Темерева во главе с легендарным капитаном ХК «Липецк», мастером спорта Валерием Олейником. У каждого из них есть еще порох в пороховницах. В субботу ветераны разгромили молодых соперников из сборной Лебедяни — 16:2, а позавче- Е а столь же легко победили елецкий «Локомотив» — 10:4. [ричем, в Ельце день открытия хоккейного первенства и впрямь выглядел празднично: по количеству зрителей спорт комплекс железнодорожников вполне мог поспорить с летни ми футбольными аншлагами на центральном стадионе «Труд», в числе болельщиков были и все до одного руководители горо да и района. Ну, а у футболистов тур зимнего чемпионата прошел стро го по плану, без оглядки на погодные условия. Правда, вряд ли в планы ФК «Пламя»-ЛТЗ, например, входило поражение от футболистов управления железнодорожного транспорта НЛМК. Тракторозаводцы, еще недавно возглавлявшие тур нирную таблицу, на этот раз ничего не смогли противопоста вить железнодорожникам. В итоге —важная победа новолип- чан со счетом 2:1, что позволило им сразу же подняться с предпоследнего на пятое место. А в лидерах первой подгруппы чемпионата по-прежнему остается «Сокол-Цемзавод». Очередные три очка прошлогод ний чемпион добыл малой кровью: команда «Стинол» просто- напросто не явилась на календадный матч. Курьезную победу одержал в Усмани и местный «Пищевик»: все три гола в этой встрече забили визитеры из чаплыгинского «Авангарда», но лишь однажды они отличились у ворот хозяев поля, зато два мяча провели в... свои собственные. Поединок же примерно равных по силам дублеров ФК «Металлург» и липецкого ' «Авиатора» завершился успехом резервистов команды масте ров — 4:2. Во второй подгруппе с несколько неожиданным результа том закончился матч плавицкого «Кристалла» с липецким «Стагдоком»: на голевые «дубли» добринцев Андрея Злобина и Дениса Макарова горняки сумели ответить только одним метким ударом со штрафного Алексея Ракушина. «Спартаку» у себя в Казинке так и не удалось сломить юных футболистов из «Металлурга-2» — 0:0. А вот не сли1пком удачно старто вавший в зимнем первенстве грязинский «Гидравлик», выиг рав у лебедянского «Кристалла» со счетом 2:0, прорвался, наконец, в трио лидеров подгруппы. В спортивном манеже «Юбилейный» «стинолочки» побе дили в субботней встрече московскую команду «Луч»-МГСУ — 3:0. Увы, на следующий день липецкие девчата не справи лись, видимо, с психологическим напряжением, испытанным перед началом поединка. Дело в том, что «по наводке» како го-то телефонного хулигана сотрудники спецслужб искали на трибунах взрывное устройство в течение целого часа, и ровно столько же легко одетые волейболистки вместе с тысячами посетителей спорткомплекса простояли у входа в здание. Воз можно, столичные спортсменки оказались более «морозоус тойчивыми» и хладнокровными перед угрозой шутника-«тер рориста». В воскресенье им сопутствовала игровая удача. Прав да, после падвых двух партий счет в матче был ничейным — 1:1 (19:25, 25:19). Но москвички все же победили — 3:1. Зато достойно выглядели юные представители липецкого волейбола в проходившем в эти же дни первенстве области среди учащиеся общеобразовательных учреждений: и в юно шеском, и в девичьем турнире вне конкуренции были сбор ные школ Советского округа областного центра. А в соревно ваниях районных команд сильнейшими оказались волейбо листы из Добринки и тербунские девушки. Порадовали двой ным успехом и школьники Измалковского района —они ста ли серебряными призерами в обеих турнирных номинациях. Геннадий СОЛОВЬЕВ, спортивный обозреватель «Липецкой газеты». ^Происшествия ЧП в трамвае номер 13 Как сообщили в пресс-центре Главного управления по делам ГО и ЧС, с 30 января по 1 февраля в нашей области произошло 9 пожаров, один человек погиб. Жертвой огня стал 76-летний липчанин, проживавший в одной из квартир по улице Меркулова, 26. Предположитель ная причина возгорания — нарушение правил пожарной безо пасности при эксплуатации электронагревательного прибора. По-видимому, неосторожность при проведении сварочных работ стала причиной пожара в тамбурном шлюзе, располо- ■ женном на четвертом этаже размольного отделения Подго- ренского мукомольного завода. Огнем повреждена строитель ная отделка помещения, электрический кабель и другие пред меты. Дорожно-транспортное происшествие со смертельным ис ходом случилось 1 февраля на 373-м километре трассы «Дон» у населенного пункта лмелинец. Автомобиль ВАЗ-2111 при совершении обгона столкнулся с «шестеркой». В аварии по гибла 50-летняя женщина, четверо человек получили травмы различной степени тяжести. Минувшая пятница, 30-е, стала прямо-таки рекордной по числу подозрительных на взрывоопасность предметов. На их обследование сотрудники спасательно-пиротехнических групп выезжали пять раз. Утром 30 ян в ^ я в трамвае № 13 подозрение у пассажиров вызвал бесхозный чемодан, из которого спасатели изъяли... бывшие в употреблении вещи. Вечером этого же дня в подвале дома по улице Жуковско го, 22 в Липецке был обнаружен 115-миллиметровый броне бойный заряд. Но он, по оценке пиротехников, уже не пред ставлял опасности, поскольку не содержал взрывчатого веще ства. Но на этом «взрывная» эпопея не заканчивается. Опять же в пятницу, 30, в дежурную часть УВД области поступили ано нимные телефонные сообщения о якобы заложенных взрыв ных устройствах в спорткомплексе «Спартак» и кафе «Баскин- Роббинс». Сотрудники милиции и других соответствующих служб приняли все необходимые меры предосторожности, тща тельно обыскали помещения. Оба звонка оказались ложными... После дневного затишья тревожное сообщение о заложен ной взрывчатке (опять же по анонимному теле 1 ^ н у ) поступило в административный кабинет Дворца спорта «Юбилейный». И снова —эвакуация людей, оцепление здания, холодящие душу долгие минуты поиска. Наконец нашли пятилитровую пласти ковую бутыль с белой жидкостью неизвестного происхожде ния. Вопросами о том, что бы все это значило, занимаются сотрудники УВД Октябрьского округа областного центра. И в заключение темы — не менее загадочный случай в Ельце. В ночь всё на то же 30 января у линии электропереда чи, проходящей в восьми метрах от одного из домов по улице Полянской, произошел взрыв неустановленного устройства. К счастью, никто не пострадал. На месте происшествия спе циалисты нашли липкую ленту белого цвета со следами копо ти. Обстоятельства происшествия выясняют сотрудники Е1лец- кого городского УВД. Два сообщения, полученных в пресс-центре УВД области. • Утром 1 февраля в селе Верхняя Казинка Долгоруковско го района с признаками насильственной смерти в своем доме обнаружена 75-летняя пенсионерка. В обстоятельствг 1 х гибели женщины разбирается прокуратура Долгоруковского района. • Ночью 31 января у одного из домов по улице Ленинград ской областного центра неизвестные избили молодого челове ка и отобрали у него дубленку, сотовый телефон и 800 рублей. За это преступление задержаны четверо молодых людей в воз расте от 19 до 22 лет, у которых изъята часть похищенного. Служба новостей «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz