Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
30 января 2004 г., № 19 (22147) ЛИПЕЦКАЯ га зе та - ’у Трибуна депутата Гражданская активность : порыв души или ресурс? В октябре 2003 года в Липецке прошел первый областной гражданский форум. По его завершении организаторы форума заявили, что свои задачи он выполнил, и на земле липецкой заложен прочный фундамент согласия и взаимодействия между властью, бизнесом и обществом. Подразумевалось, что идея социального межсекторного партнерства, как одна из ключевых задач на современном этапе реформирования России, выльется в принципиально иное отношение власти к нарождающемуся и крепнущему сектору гражданской активности. Иными словами, была выражена уверенность в том, что вклад некоммерческого III сектора в социальное развитие общества будет в самое ближайшее время учитываться властью как заметный, значимый и весомый... —Все так и получилось? — обратился я с вопросом к сопредседателю граждан ского форума, депутату об ластного Совета депутатов, председателю союза обще ственных объединений «Липчане» Сергею Василь еву. — Хороших, добрых предложений на форуме было хоть отбавляй, насто ящие страсти бушевали... А теперь, похоже, все вошло в старую, давным-давно на езженную колею. Офоруме никто не вспоминает... Мо жет, и не были услышаны властью его идеи? — Вы ошибаетесь. Идеи форума не только были ус лышаны, но и активно под держаны. Да иначе и быть не может. Гражданские ини циативы во всем мире явля ются тем самым элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффек тивное развитие общества и демократического государ ства. Исследования показы вают, что в странах, строя щих демократию, активный экономический рост проис ходит именно в тех регио нах, где есть традиции граж данских объединений и уча стия их в управлении. Имен но инициативы граждан по зволяют создать не формаль ную «манипулятивную» де мократию, когда после вы боров от человека уже ниче го не зависит, но ассоциатив ную демократию, основан ную на гражданском участии в делах государства. Негосу дарственные некоммерчес кие организации и в том числе общественные объеди нения служат посредником между государством и насе лением. Они выводят приня тие управленческих реше ний за узкие рамки полити ческой элиты, организуют публичный диалог по клю чевым вопросам развития, расширяют самоуправление, утверждают активную граж данственность и ответствен ность людей за собственные судьбы и судьбу страны в целом. — Но, Сергей Михайло вич, это абстрактные рас суждения, теория. Все это — где-то там, за бугром... А у нас? Ну прошел форум, по кричали, поспорили, а по том с миром и разошлись. Мероприятие состоялось, «галочка» в отчетах постав лена. Все, как обычно... Как в старые добрые времена... —Я не теоретик, а прак тик, действующий депутат законодательного органа вла сти. Вот сегодня принимал граждан, наших избирате лей, и, знаете, порадовался. Люди приходили не с личны ми обидами и претензиями, а с просьбами общественно го характера, предлагали свою помощь. Например, со здать в нашей области посто янно действующие дискусси онные клубы, клубы по ин тересам, активизировать ра боту экологических обще ственных организаций, про должить работу по социаль ной защите инвалидов и т.д. В этом я вижу влияние нашего форума и, можно сказать, уже разбуженную инициативу граждан, их стремление не только крити ковать власть, сидя на ска мейке во дворе своего дома, а помогать ей там, где она не имеет возможности актив но действовать в силу бюд жетных ограничений. По- моему, это знамение време ни... — По-вашему, пустая болтовня — знамение вре мени? — Людям надо дать воз можность высказать свои идеи, сформулировать их и разработать механизм их ре ализации. Но здесь, согла сен, можно столкнуться с се рьезной опасностью. Любую, даже самую прекрасную, идею можно заболтать. Я восемь лет являюсь помощ ником депутата Государ ственной Думы и знаю, как это делается. гг Сейчас жизнь заставляет быть прагматиком и доби ваться конкретного резуль тата. Гражданский форум был не самоцелью, не оче редным мероприятием. Пе ред нами стояла задача объе динения усилий власти, биз неса и общества. В решении самых острых проблем, ко торых ох как еще у нас мно го. Но давайте на минуту от влечемся от форума. Порас суждаем на одном примере о «пустопорожних» разгово рах. Как вы помните, в мае прошлого года сессия облас тного Совета приняла в пер вом чтении закон о земель ных отношениях. Когда он был обнародован, выясни лось, что законопроект, мяг ко говоря, отнюдь не привет ствуют десятки тысяч людей — крестьяне, имеющие зе мельные паи, фермеры, зем левладельцы, региональные отделения некоторых поли тических партий. В област ной Совет пошли и ходоки, и письма, и заявления, и протесты. Наверное, можно было слегка подкорректировать закон, привести его в соот ветствие с федеральным да и принять. Но мы так не сде лали. Мы провели депутатс кие слушания и пригласили на них тех же фермеров, ру ководителей хозяйств, партийных активистов, кре стьян. Не раз и не два спо рили, убеждали друг друга, каждое слово в законе про бовали чуть ли не на зуб... Словом, работа над этим очень важным документом, который затрагивает интере сы сотен тысяч жителей сел и деревень нашей области, приобрела, можно сказать, всенародный характер. Но и после этого закон еще несо вершенен, требует доработ ки. Это мое замечание на тему о пустопорожней бол товне. Время начала 90-х, когда болтовня процветала, уже отошло. На болтунов спроса нет. Есть спрос на людей-организаторов, лю- дей-профессионалов, людей- генераторов полезных для общества идей. Людей, кото рые не только могут выска зать такие идеи, но и реали зовать их на практике. — Что же, простите, ре ализовано из того множе ства идей, что прозвучали на первом областном граж данском форуме? — Все, что было озвуче но на дискуссионных пло щадках форума, мы тща тельно изучили. И получи лось так, что передо мной как депутатом областного Совета и председателем со юза «Липчане» была постав лена конкретная задача: выйти на сессию облсовета с несколькими законодатель ными инициативами. По скольку на форуме был оп ределенный социальный за каз, мы посчитали необходи мым сосредоточиться преж де всего на разработке самых нужных сейчас для общества законов. Уже готов проект закона «О взаимодействии органов власти Липецкой об ласти с негосударственными некоммерческими организа циями». Подготовлены зако нопроекты «О социальном заказе» и «Облаготворитель ной деятельности». Заверше на работа над проектом за кона «О муниципальном гранте*. Выполняя заказ гражданского форума, про должаем тему социальной защиты инвалидов. У нас очень серьезные проблемы с экологией, поэтому готовим законопроекты об охране зе леного фонда в городских и муниципальных поселениях и по предупреждению эколо гических правонарушений. Работаем над проектом зако на о социальной поддержке многодетных семей. Есть и другие планы. — Но почему в первую очередь именно эти законо проекты? Вы, может быть, по долгу своего положения руководителя союза «Лип чане» преувеличиваете роль общественных организа ций? —При чем здесь мое слу жебное положение? Давным- давно самой жизнью доказа но, что деятельность таких организаций приводит к со кращению очагов социаль ной напряженности, к повы шению эффективности госу дарственных расходов. И на оборот, негативная тенден ция в развитии третьего сек тора означает, что нагрузка на государственный бюджет из-за этого только увеличи вается, а потребление обще ственных ресурсов все боль ше замыкается на ограни ченный круг населения. От сутствие государственной политики в сфере отношений с общественными организа циями является самой важ ной причиной того, что гражданский потенциал — этот мощнейший обществен ный ресурс, который не дол жен игнорироваться в совре менном обществе, — не ис пользуется в интересах обес печения благосостояния граждан. На территории нашей об ласти сейчас действуют око ло 1200 негосударственных некоммерческих организа ций. Они очень разные по своим целям и задачам. Есть организации-«бунтари», ко торые, дабы повысить свой авторитет в глазах населе ния, воюют с местной влас тью. Есть те, что защищают интересы только своих чле нов. Есть организации, под держивающие социальную целевую группу (инвалидов, многодетных семей, детей- сирот и т.д.). Есть так назы ваемые «работники* —обще ственные организации, ока зывающие социальные услу ги населению. Есть органи зации, координирующие де ятельность общественности на определенной территории. Есть, наконец, «деятели», те формирования, что содей ствуют решению проблем ус тойчивого социально-эконо мического развития региона. В целом же, несмотря на различия во взглядах, зада чах и целях, общественные организации —это огромная сила. У них есть специалис ты, есть устойчивые связи с населением, есть определен ные формы и методы рабо ты с людьми. Но главное — имеется желание работать на благо общества. К сожале нию, эта достаточно мощная система, аккумулирующая ежегодно увеличивающийся объем человеческих, финан совых, материальных и орга низационных ресурсов и по тенциал гражданского дей ствия, властью не востребо вана. У власти пока нет вра зумительной стратегии и тактики использования тре тьего сектора. К его помощи обращаются только во вре мя очередных предвыборных кампаний для мелкой черно вой работы. Наши законопроекты на правлены, в первую очередь, на то, чтобы создать меха низм, позволяющий органам власти и некоммерческим организациям наладить вза имовыгодные и равноправ ные отношения. В связи с этим в первом из них — «О взаимодействии...» опреде лены основные принципы, порядок и формы совмест ной деятельности, формы участия общественных орга низаций в реализации соци альных программ, порядок получения ими социального заказа и грантов (субсидий) на осуществление какой- либо полезной деятельности, предоставления им налого вых льгот, льгот неналого вого характера, методичес кой, консультационной и организационной помощи, информационной поддерж ки. Предусмотрено создание общественных советов из представителей органов вла сти и общественных органи заций с экспертными, кон сультативными, координа ционными и другими функ циями. В законе есть также статья о развитии в области добровольческой деятельно сти, направленной на реали зацию благотворительных социальных программ. Все эти положения зако нопроекта при правильной постановке дела позволят обеспечить реальный доступ значительной части населе ния и профессионально гра мотной общественности к управленческому инструмен тарию власти: программам социально-экономического развития территорий, разра ботке градостроительной по литики, формированию бюд жета, контролю за его испол нением и анализу результа тов и последствий, приня тию жизненно важных реше ний для города, села, дерев ни и т.д. Таков наш первый зако нопроект. А еще подготов лен, как я уже говорил, за кон «О благотворительной деятельности»... — Но зачем он нужен? Благотворительность — дело сугубо добровольное. Хочу — дам денег, не хочу — не дам. Никто не заста вит быть щедрым... — Скажу сразу: именно общество выбирает власть и нанимает ее на работу. И вправе с нее спросить за ре зультаты. Общество даёт воз можность и бизнесменам за рабатывать деньги и вправе требовать от них решения социальных проблем. У нас в области множество органи заций и людей, оказываю щих благотворительную по мощь. Поле деятельности меценатов огромно: рестав рация и сооружение храмов и памятников культуры, поддержка науки, искусст ва, одаренных детей, помощь в проведении олимпиад и конкурсов, участие в акци ях типа «Мы твой дом и теп ло сохраним», материальное содействие инвалидам, пен сионерам, многодетным се мьям, детям-сиротам, тяже лобольным людям и т.д. Отмечу, что благотвори тельность —в крови россий ского человека. Еще в древ нейшие времена на Руси по мощью сирым и обиженным занимались и государство, и церковь, и монастыри, и ча стные лица, и простой люд. Накормить и пригреть обез доленного считалось святым делом. Мотивация благотво рителей и меценатов была и остается разной: от просто го человеческого участия быть общественно полезным до стремления соответство вать заповедям милосердия и любви к ближнему. А закон нужен для того, чтобы отрегулировать отно шения в сфере благотвори тельной деятельности, опре делить формы ее поддержки со стороны органов власти. Попросту говоря, благотво рительность и меценатство надо узаконить. Как говорил великий русский художник Виктор Васнецов, «нужны не только личности, творя щие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, процветать и совер шенствоваться искусство, наука и отдельные одарен ные личности». Наш законопроект опре деляет формы и принципы осуществления благотвори тельной деятельности, взаи моотношения органов влас ти с его участниками, пре дусматривает экономичес кую поддержку благотвори телям и меценатам, рекомен дует создавать общественные благотворительные советы. Для того чтобы показать, сколь важен этот закон и насколько он необходим, приведу два примера. По мню такой случай: меня при гласили в общество родите лей, чьи дети больны диабе том. Есть у нас такая нуж ная людям общественная организация. Там-то и выяс нилось, что на сотни боль ных детей общество распола гает только одним экземпля ром книги, где рассказыва ется, как ухаживать за деть ми, больными диабетом. Как их кормить, как выводить из комы, какие лекарства при менять, как не допускать избытка сахара в крови, как ребенок должен вести себя на улице и т.д. Родители приходили в общество и пе реписывали эту книгу. Про блема? Да, проблема! Есть больные дети, есть очень хорошая книга, но она не доступна родителям. Мы нашли выход из положения. Фонд «Милосердие» выде лил средства, размножил книгу, а добровольцы раз несли ее в каждую семью, где есть больной ребенок, рассказали, как ею пользо ваться. Этим актом мы хоть в какой-то мере облегчили жизнь и детям, и их отцам и матерям. Другой пример. У нас в Липецке много детей, пре красно танцующих и страс тно желающих заниматься этим видом искусства. Есть и люди — высокие профес сионалы, которые на безвоз мездной основе или за ми нимальную плату готовы учить детей танцам. Но не каждый родитель имеет воз можность сшить своему ре бенку костюм, чтобы маль чики и девочки могли уча ствовать в конкурсах, повы шать свое мастерство. И вновь мы нашли благотвори тельную организацию, она сшила детям костюмы, и ре бята поехали на конкурс, где прекрасно выступили. Таких проблем —множе ство. В какой-то степени по тому, что благотворитель ность не возведена в ранг за кона. Людей, нуждающихся в помощи, нередко принима ют за побирушек, они вы нуждены унижаться, оби вать пороги, выпрашивать чуть ли не милостыню. Меж ду тем благотворительность —это действо, повышающее авторитет и имидж и бизнес- структур, и органов власти. С другой стороны —будут у нас общественные благотво рительные советы — люди будут знать, куда им обра щаться за участием и сочув ствием. Советы, кроме того, —как объединение предста вителей органов власти, биз неса и общества — всегда смогут найти общий язык в вопросе о размерах благотво рительных взносов, порядке их распределения, формах контроля за расходованием средств. В общем, закон о благо творительности —это закон, который будет очень актив но работать. А мы наконец узнаем имена наших липец ких меценатов. На рассмотрение сессии областного Совета вскоре бу дет вынесен и закон «О му ниципальном гранте». Мы также считаем его знаковым правовым актом. Потому что впервые в истории Липецкой области он регулирует отно шения, связанные с предос тавлением на конкурсной ос нове целевого финансирова ния отдельных общественно -полезных программ по за явкам негосударственных некоммерческих организа ций. В законе определены понятия муниципального гранта, порядок его получе ния, приоритетные направ ления и основные принципы предоставления грантов, по рядок формирования кон курсной комиссии, круг ее компетенции, организация работы экспертов, определе ние победителей конкурса и т.д. Определены состав гран тов, порядок их передачи и использования, формы от четности об использовании средств. Закон ценен тем, что он впервые предоставляет воз можность общественным организациям получать деньги на реализацию нуж ных обществу проектов. Не надо кланяться кому-то в ноги, выпрашивать, умо лять, унижаться. Достаточ но разработать хороший про ект, подать обоснованную заявку, и она может быть удовлетворена с помощью закона. Общественные орга низации могут проявить себя как высокопрофессио нальные объединения специ алистов в той или иной сфе ре экономики, культуры, науки, искусства, социаль ной жизни. Они в полной мере с принятием закона не на словах, а на деле получат возможность участвовать в реализации разнообразных социальных программ. —Можно привести при мер муниципального гран та? — Конечно, можно. Вот, например, у нас нет нор мального учебника по крае ведению. Наши дети не зна ют историю своего родного края. Растут Иваны, не по мнящие родства. Окаком же патриотическом воспитании может идти речь? Между тем общество краеведов распола гает прекрасным материа лом об истории края и гото во издать учебник, но выпол нить эту задачу без матери альных затрат невозможно. Другой пример. В нашей области —тысячи мигрантов, вынужденных обивать поро ги разных инстанций, чтобы узаконить свое пребывание на территории области. В хож дениях по инстанциям прохо дят месяцы, тратится здоро вье людей, которые и так ис пытали серьезный шок. В то же время у нас есть обще ственные организации, кото рые знают проблематику, по могают и готовы оказать по мощь и государственным структурам, и мигрантам, хотя бы разъяснив им, куда, к кому и зачем нужно обра щаться. Но и у этих органи заций для ведения дела, оп латы помещений, средств свя зи и т.д. нет средств. —Сергей Михайлович, с законопроектами все ясно. Дай Бог, чтобы депутаты об ластного Совета поддержа ли их. По моему мнению, это действительно хорошие и нужные обществу законы. Оних вопросов больше нет. Но есть такой вопрос. Вы го ворили о межсекторных от ношениях. Что означает этот термин? —Мы говорили с вами о секторах власти, бизнеса и некоммерческих негосудар ственных организаций. От того, как строятся их отно шения, зависит формирова ние гражданского общества в России, новых идей обще ственного развития, разра ботка социальных техноло гий разрешения проблем об щества, защита прав граж дан и становление правово го государства. К сожале нию, пока у нас в стране межсекторные отношения развиты слабо. Отсюда — недооценка роли третьего сектора. Он, мол, экономикой не занима ется, а потому на него и вни мания обращать не стоит. Повторюсь еще раз: именно общество определяет, кто бу дет во власти и каковы бу дут условия развития бизне са. По данным Госкомстата, количество общественных организаций в России со ставляет почти 485 тысяч. Ресурсы —и материальные, и людские — у них огром ные. Поэтому все чаще и на стойчивее ставится вопрос о тесном деловом партнерстве органов власти, бизнеса и общественности в решении социально значимых задач. В Липецкой области, к сча стью, эта работа ведется уже несколько лет, с 1998 года, когда был образован союз «Липчане». Закон «О взаи модействии органов власти Липецкой области с негосу дарственными некоммерчес кими организациями», кото рый будет рассматриваться на ближайшей сессии обла стного Совета депутатов, ста нет важным шагом на пути делового партнерства трех секторов нашего общества. Беседовал Леонид ВИННИКОВ . ^Благотворительная акция Генеральский подарок Как уже сообщалось в «ЛГ», 28 января в Липецке состо ялась презентация нового предприятия —ООО «ЛК-Пром», производящего легкие металлоконструкции из тонколисто вого проката и панели для сборно-разборных зданий. В рам ках этого события была проведена и благотворительная ак ция: президент ЗАО «Холдинговая компания «ПромСтрой- Технологии* Георгий Зайцев вручил три автомобиля «Ока* воинам-афганцам. Ключи от машины в торжественной об становке с участием главы областной администрации Олега Королева, руководителей промышленных коллективов обла сти получили трое липчан: Николай Сарычев (на снимке), Николай Комаров и Александр Околелов. Следует сказать, что руководитель холдинговой компа нии генерал Георгий Зайцев с большим уважением относит ся к воинам-интернационалистам и к движению ветеранов Афганистана. Он сам прошел афганское пекло и считает сво им долгом помочь соратникам, нуждающимся в моральной и материальной поддержке. Кстати, холдинговая компания, открыв новый завод на липецкой земле, предоставила еще и более 300 рабочих мест для наших земляков, и это тоже можно считать экономической и социальной поддержкой области. Виктор МАНАЕНКОВ . Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. ^Безопасность движения Дорожные парадоксы - аварий стало больше, а погибших в них — меньше В областной администрации прошло заседание комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения с подведением итогов работы за минувший год. В течение этого периода, по словам заместителя главы обладминистрации Юрия Алтухова, выступившего на встре че с докладом «Об обеспечении в 2003 году безопасности до рожного движения в Липецкой области», активизировалась работа подразделений УГИБДД по выявлению нарушителей правил дорожного движения, налажена работа передвижных наркологических пунктов, на территории области в минув шем году отремонтированы шестьдесят километров автодо рог, заменены и установлены дополнительные дорожные зна ки. В немалой степени это способствовало снижению аварий ности на дорогах области. Количество погибших в результа те ДТП за этот период сократилось по сравнению с предыду щим годом на 3,5 процента, при том, что в Центральном федеральном округе и в целом по России этот показатель, наоборот, увеличился на 2-7 процентов. Впрочем, это едва ли может служить поводом для оптимизма: в минувшем году на дорогах области погибли более трехсот человек, тысячи получили ранения, а экономический ущерб от дорожно-транс портных происшествий составил около трех миллиардов (!) рублей. Количество ДТП за истекший период существенно воз росло и в Липецке, и в 12 районах области. Особо «отличи лись» Воловский (увеличение ДТП на семьдесят процентов), Хлевенский (45) и Тербунский (40 процентов) районы. В чем же причина столь удручающей ситуации? По ста тистике, каждое второе дорожно-транспортное происшествие в области происходит из-за превышения водителями скорос ти, каждое пятое — нарушения правил обгона. Во многих случаях в ДТП виновны водители, находящиеся за рулем в нетрезвом состоянии. Небезобидны, впрочем, и пешеходы: в прошлом году по их вине произошло каждое шестое ДТП. И они не всегда бывают трезвыми, зачастую переходят проез жую часть в неустановленных местах или на красный свет светофора. Много аварий происходит из-за нарушений пра вил дорожного движения владельцами легковых автомоби лей. В минувшем году произошло 1225 ДТП с их участием, в связи с чем возникает вопрос качества подготовки водите лей. Свою лепту в рост аварийности вносят и представители пассажирских автотранспортных предприятий, как государ ственных, так и частных. Уже в первые дни января среди водителей по результатам проверок маршрутных такси вы явлено полсотни нарушений ПДД. Особую тревогу вызывает детский травматизм. В минув шем году его показатели увеличились на 14 процентов, в ДТП погибли девять детей, 236 получили ранения. Большин ство ребят пострадали в качестве пешеходов, 102 из них по пали в аварию, будучи пассажирами. Массовость дорожно-транспортных происшествий зачас тую вызвана пренебрежением правилами дорожного движе ния, отмечалось на встрече, что свидетельствует о слабой профилактической работе сотрудников ГИБДД с жителями области. Особенно с малолетней их частью в детских садах, общеобразовательных школах. Ряд замечаний участников заседания был высказан в адрес руководителей организаций и должностных лиц, отве чающих за состояние автодорог. Наиболее опасной из них остается федеральная трасса «Дон», где в минувшем году произошло 252 аварци, 97 человек при этом погибли, более трехсот получили ранения. Александр СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz