Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
29 октября 2004 г., № 211 (22339) ЛИПЕЦКАЯ газета Ведущая рубрики - Галина КАИДАШКО. ^В зял и ложки-поварешки Пора квасить капусту Что за овощ — эта капуста! Многие народы до сих пор оспаривают друг у друга право называться • родиной капусты. С итальянцами и греками, например, соревнуются грузины. Они считают, что родина этого замечательного овоща — Колхидская низменность. В этих местах и правда редкое разнообразие похожих на капусту растений. Крестьяне Древнего Рима ценили капусту за вкусовые и лечебные свойства. Капусту сдабривали оливковым маслом, а из нежных капустных кочерыжек делали салат. Древние греки считали капусту лекарством, которое лечит практически все болезни: успокаивает головную боль, снимает глухоту, избавляет от бессонницы... Знаменитый капитан Кук, открывший Гавайские острова, приписывает успех этого открытия... кислой капусте — ежедневная порция ее спасла моряков от цинги. На 1^си капусту знали за 300 лет до вторжения Чингисхана. Это было небольшое вступление, а теперь о сути. Квасят капусту чуть ли не во всех странах мира, но мало где употребляют в таких количествах, как в России. Да и такое разнообразие блюд вряд ли где еще встретишь. Наверное, это связано с тем, что в долгие российские зимы квашеная капуста и репа были - основной “зеленью” на крестьянском столе. И, не подозревая о витамине С, народ знал, что именно квашеная капуста дает силу и здоровье. Как раньше, так и теперь самая вкусная капуста — в бочках. Вот один из старинных рецептов. КВАШЕННАЯ С ЯБЛОКАМИ Вилки капусты по очереди опускают на 2-.3 минуты в кипяток, чтобы только разъединить листья и между ними положить тонко порезанные (без кожуры и сердцевины) яб локи. Лучше антоновские. Соединить вилок, сжать его и об вязать суровой ниткой. Кочаны укладываются в кадушку с рубленой капустой и целыми яблоками. Сверху толстый слой рубленой капусты накрыть капустными листьями. И пусть квасится. А если кадушки нет или погреб не тот... Живем в город ской квартире — тогда, скорее всего, мы квасим капусту понемногу: ведро, банка — съели и опять наквасили. КАПУСТА В ВЕДРЕ Кгшусту йашйнкойать,‘м6]рковь натереть, сложить все в эмалированное ведро. Залить на два дня холодным рассо лом, и пусть постоит в комнате. Рассол: на один литр воды по одной столовой ложке соли, сахара и уксуса. Потом можно разложить по банкам или прямо в ведре спустить в погреб. Банки хранить в прохладном месте или холодильнике. На ведро капусты пойдет 4-5 литров рассола. СКОРАЯ КАПУСТА (БЕЗ УКСУСА) Капусту и морковь нашинковать, как обычно. Можно прибавить: тертые яблоки (кислые), клюкву, кориандр, ук роп, гвоздику, тмин и перец горошком. Все перемешать и сложить в большую эмалированную кастрюлю. Залить рассолом, положить сверху чистый (луч ше осиновый) кружок. Рассол: на 4 литра кипяченой воды положить один ста кан соли и полстакана сахара, хорошо перемешать. Пусть постоит сначала в комнате, заквасится — надо убрать в по греб или в холодильник. КАПУСТА В БАНКЕ Капусту мелко нашинковать на терке или ножом, посыпать солью, помять на столе, добавить морковь, нашинкованную на крупной терке. Заложить в трехлитровую банку, хорошо ут рамбовывая рукой до вьщеления сока. Лишний сок слить в баночку и поставить в прохладное место. Заполненную банку закрыть капустным листом и оставить для брожения на 3-4 дня при комнатной температуре. Через 4 дня сделать 2-3 про кола до дна деревянной палочкой для удаления газа. После прокола долить оставшийся сок в банку, затем добавить сверху одну столовую ложку водки (чтобы капуста не закисла), зак рыть банку крышкой и поместить в прохладное место. На трехлитровую банку требуется 3,5 кг белокочанной капусты, 2 столовые ложки соли (с верхом), 4 крупных кор неплода моркови. КАПУСТА ПО-ГРУЗИНСКИ Так ее готовят в Грузии, отсюда и название. Кочан капусты разрезать на 8 частей, удалить кочерыжку. На крупной терке натереть по одной моркови и свекле (бу рак). Крупные куски капусты уложить^в эмалированную кас трюлю, пересыпать морковью и свеклой и залить маринадом. Положить гнет, и один-два дня пусть постоит в комнате. По том убрать на холод. Готова будет через три дня. Этот момент упустить нельзя, надо сразу есть — а то станет кислой. Маринад: один литр воды, полстакана растительного мас ла, один стакан сахара, две столовые ложки соли, один ста кан яблочного уксуса, 5-8 долек (зубчиков) чеснока, 8 горо шин душистого перца и 3 лавровых листа. Маринад вскипятить и залить кипящим. В нашей семье уже много лет капусту квасят и по вот такому рецепту, и название у нее есть. ПРАЗДНИЧНАЯ 2 кг капусты нашинковать, 2-3 морковки и одну свеклу натереть на терке. Головку чеснока и горького молотого пер ца (сколько, решайте сами). Все легко перемешать. Теперь главное: в литре воды растворить стакан сахара, 2 столовые ложки соли, по стакану подсолнечного масла и ук суса (6 или 9% — его вливать, когда все закипит) — дать вскипеть маринаду. Кипящим залить капусту. Как остынет — можно есть. Могу свидетельствовать: на второй — третий день еще и вкуснее. Стоит в холодильнике неделю и две. Яркий, насы щенный овощными соками маринад — хоть в борщ, хоть в любой салат, хоть так пей! Давайте заглянем в старый-старый журнал. Вот что то^а советовали в капустный сезон. “СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ”. 1776 ГОД На верхний слой капусты кладите холстину, смоченную в водке или даже в спирте. Через две недели тряпочку мойте и снова смачивайте и кладите обратно. Это предохранит ка пусту от гнили, плесени и червяков. Как только осенью срежете капусту, перевяжите веревкой каждый кочан так, чтобы один другого не касался, и повесьте в погребе, как можно выше. Капуста сохранится до Рожде ства. Следует, однако, время от времени обрывать пожелтев шие листья и в холодную погоду проветривать погреб. Замечают, что капуста, которую ставят квасить на ново луние, бывает тверда и скрипит на зубах. А потому, кто любит мягкую, пусть квасит ее на последнюю четверть луны... А что нам рассказывают самые новые издания? “СМАК”, 1977 ГОД ...противораковыми свойствами, правда, обладают далеко не все овощи и фрукты. К примеру, перец, помидоры и карто фель с болезнью века борьбы не ведут. В то время как салат, цитрусовые оказывают заметное влияние на онкологические болезни. Очень активны в предупреждении рака легких лук и чеснок Но особые заслуги на онкологическом фронте — у белокочанной капусты. Уровень антираковых веществ при ку линарной обработке снижается. Но в квашеной капусте со храняется полностью... ГРЕБЕНЩИКОВ. — Для начала я предло жу вам несколько элементар ных упражнений, которые под силу любому. Упражне ние первое, действие первое. Создали для себя условия, чтобы никто не мешал, ни чем не отвлекал. Удобно сели. Молча, мысленно, с закрытыми глазами произ несли слово “яблоко” и пред ставили его. Затем сказали “тарелка” — и “посмотрели”. “Стакан молока” — “увиде ли”. “Самолет” — элементар но, “машина” — наверняка последняя модель “Мерседе са”. Ну, хорошо, пусть будет “Запорожец”. У каждого своя картинка. Затем сказали “часы”. Пусть будут любые: ручные, настенные, элект ронные или ваш любимый будильник. “Календарь” — настенный или карманный, все равно. И, пожалуйста, без всяких ожиданий эффекта “необычайного ясновиде ния”. Необходимы самые эле ментарные зрительные ассо циации, не выходящие “за пределы вашей головы”! — Ну, уж эти упражне ния любой сможет выпол нить, мудрость невелика... — Следующее будет чуть посложнее, но тоже проблем не вызовет. Произнесли мол ча мысленно словосочетания, например: “моя работа”, “моя машина”, “моя дача”, “мой ребенок”, “мои сбереже ния”, “мой бизнес”. То есть все, что вам дорого, или всех, кто вам дорог, сначала мол ча мысленно называете, а потом смотрите, как вы себе каждый “любимый и дорогой предмет” представляете. По старайтесь запомнить уви денную картинку, поскольку она пригодится для будущей диагностики негативных со бытий, которые могут про изойти с интересующим вас “объектом воздыхания”. А теперь снова молча мыслен но произнесем слово “ябло ко” и увидим его. Так же молча мысленно слово “отку шу” и опять смотрим на “яб локо”. Увидели, что измени лось? Далее все то же самое, но с другими предметами. “Тарелка” — “разобью”. Ка кая тарелка получилась? ^Беседа с доктором Темниковым Диагноз беды Итак, в прошлый раз доктор Темников остановился на самом интересном месте: можно ли предвидеть будущие неприятности, и если —да, то как? Согласна, звучит это совершенно фантастично, поверить невозможно, да и не тому нас учили в школах и вузах. Впрочем, может ведь мать на расстоянии почувствовать несчастье, которое в этот момент произошло с ее ребенком. А бывают и дурные предчувствия, которые, увы, сбываются. Случается и наоборот: из-за дурных предчувствий мы вдруг меняем уже принятое решение, а потом выясняется, что именно это и уберегло нас от беды или даже трагедии. В некоторых книгах я читала, что человек может развить в себе интуицию. Однако процесс это трудоемкий и длительный. Геннадий Яковлевич предлагает куда более простой метод, не требующий многочасовых ежедневных занятий и какого-то особого “дара ясновидения”. “Стакан молока” — “выпью”, посмотрели. “Самолет” — “полетел” — убедились. “Часы” — “три часа”, — стрелки на циферблате види те? — Все это на самом деле несложно, но непонятно, ка ким образом эти упражне ния помогут прогнозировать негативные события? — Не забегайте вперед. Да, любой человек эти уп ражнения в считанные секун ды может выполнить и заме тить происшедшие “измене ния”, которые сплошь и ря дом происхо.дят в нашей жиз ни. Посему без всяких зат руднений новые картинки с выбранными предметами и проявляются... А вот с нега тивными событиями не так. Если должна произойти беда, ее вы и увидите. А если все у вас будет в порядке, никаких “искажений” не обнаружите, что бы с чем ни объединяли. Ясно? — Не очень. А что и с чем надо объединять? — Сейчас научимся. Но сначала еще одна маленькая тренировка. Сказали “ста кан” и увидели его. Гране ный получился или хрус тальный — все равно. У ке 1 Ж- дого свой опыт. Затем сказа ли “вишенка” и посмотрели. Правильно, даже хвостик у нее появился. Затем молча и мысленно поместили “ви шенку” в “стакан”. Прекрас но! Затем вытащили ее за хвостик из стакана. Все. Уп ражнение закончено. А вот теперь сказали слово “несча стье” или “беда” — и посмот рели, какая картинка возни кает? Здесь сразу использу ем две диагностические воз можности. Первая: увидели картинку какого-то конкрет ного несчастья, с кем-то или с чем-то. Вторая: представи ли обобщенный негативный образ “несчастья” или “беды” в виде чего угодно, что под скажет вам ваше воображе ние. Все это нам сейчас и пригодится. Переходим к диагностике, — теперь може те посмотреть, что произой дет или не произойдет с лю бой интересующей вас ситу ацией. Запомнили, как выг лядел “мой ребенок”, “мой бизнес”, “мои сбережения”, “мой автомобиль”? Вот и про износите молча и мысленно любое из этих сочетаний. Затем скажите слово “несча стье” или “беда” и посмотри те на происшедшие измене ния. — А какие изменения могут быть? — Мы сейчас рассмотрим возможные диагностические варианты, а уже потом нач нем вмешиваться в негатив ное событие и добьемся пол ного грядущего благополу чия. В случае, если слова “не счастье” или “беда” форми руют у вас какой-то обобщен ный негативный образ, а не “сценарий”, это “изображе ние” и может появиться ря дом с “моим автомобилем”, “моим бизнесом”, “моими сбережениями” или на фоне других “объектов воздыха ния”. И не важно, что это: “черная клякса”, “красное пятно”, “чудище с рогами”, “осьминог с щупальцами” или “бабка с клюкой”. У каждого свои негативные ас социации. В случае, если сло ва “несчастье” или “беда” сразу же сформировали не кий сюжет или сценарий не гативного события, то и уви дите следующий конкретный сценарий с вполне конкрет ным “диагностическим объектом”. Проявится “кар тинка неблагополучия”, но без всяких “пятен”, “клякс” или “щупальцев”. — А возможно узнать, когда это несчастье может произойти? — Нет проблем! Следом сказали слово “календарь” и посмотрели, какую дату он показывает. Уточняйте и вре мя, мысленно произнеся сло во “часы”. Что там у нас на циферблате? На этом мы се годня закончим. Разговор о том, как предотвратить не счастья, пойдет в следующий раз. Елена БРЕДИС. Р.8. Представляю, какое недоумение вызывает у чита телей предлагаемый метод “диагностики негативных собы тий”. Сразу признаюсь, что опробовать сама его пока что не пыталась. Но интересный случай из собственной прак тики расскажу. Перед поездкой с дочерью на конкурс в Австрию я шутки ради обратилась к знакомой, которая изу чала семинары Геннадия Яковлевича Темникова. Я попро сила “посмотреть”, как у нас все сложится. Через некото рое время она сообщила, что все должно пройти замеча тельно, но ее смущает один нюанс: два дня, в самом начале поездки, не “стьпсуются” друг с другом. Между ними про вал. Я удивилась: какой провал, если в это время мы будем находиться в поезде? Она пожала плечами и сказала, что попыталась эти дни мысленно максимально приблизить и соединить. “Пропасть” исчезла, но проблема осталась. Те- перь-то я знаю, что это были как раз те дни, когда из-за отсутствия чешской визы нам пришлось сойти с поезда в Бресте и пережить массу волнений. ^ К о н к у р с «Расскажи о своей маме» На нашу просьбу написать о своей маме откликнулись люди разного возраста. Спасибо Нине Андреевне Долговой из Липецка, Надехсде Петровне Фадеевой из Чаплыгинского района, Раисе Евгеньевне Федяниной из села Большая Ивановка Воловского района, Ивану Трофимовичу Турыкину и Нине Алексеевне Кучма из Липецка, Т. Фокиной из села Становое и многим другим читателям “Домостроя”, кто тепло, с любовью рассказал нам о своих матерях. Все письма войти в рамки сегодняшнего “Домостроя” не могут, но их публикацию мы обязательно продолжим. Ибо торжественный день —День матери несет в себе большой положительный эмоциональный заряд не на один, два дня. Великим материнским трудом крепится семья, общество, он — светлая частичка, способная преобразить Россию. Радоваться Дорогой МОЙ человек солнцу. За свои 13 лет я перенесла две опера ции на сердце. Делали их в Москве. Мне кажется, что во время долгого ожида ния в больничном коридоре “резали” и сердце моей мамы. Что она чувствовала, о чем думала и как молилась за меня, я могу только догадываться. Одно знаю твердо: если бы маме предложили отдать свое сердце мне, она бы не раздумывала. После операции мама была рядом. Улыбалась. Брала мою руку в свою. Она старалась так держаться, чтобы ее ритм работы сердца передался мне. Она всегда говорила, что все будет хорошо! И я не могла не верить. Поэтому больницы, уко лы и капельницы, консилиумы и санато рии я научилась переносить без страха. — Лена, надо жить! — говорила и повторяет мама, — и радоваться солн цу, осенним листьям, первым подснеж никам. Тому, что у тебя есть настоящие подружки, есть деревня, где такое раз долье. Мама и моя старшая сестра, она тоже как мама заботится все эти годыобо мне, говорят, что я уже красивая девушка. Не знаю. Но мама улыбается, радуется, и мы вместе с ней. А вот когда Оксана, она у нас парикмахер-визажист, делает маме стрижку, укладывает красиво во лосы, она говорит: “Доченьки мои, как- то не по себе с такой прической на люди выходить. А в село приеду: что люди скажут?..” Вот такая она у нас скром ная. Трудится на простой работе: не инженер, не учитель, не врач. Некото рые удивляются, что без особых дипло мов она воспитала нас такими дружны ми, послушными, отзывчивыми. Я ду маю, что все дело в том, что мама сове стливая, ответственная, добрая и любит нас так, что на это нельзя не ответить взаимной любовью. Потому и бьется мое сердце ровнее и спокойнее. И живет! У меня мама — ангел. Зовут ее Галина Яковлевна Ушакова. С праздником, мамочка! Лена УШАКОВА. 13 лет. г. Липецк На людях хороших держится Русь, Кто не впадает в унынье и грусть. Кто тепло сердца, фантазии взлет В “ящик” не прячет, другим отдает... Пусть будет больше в Отчизне моей Умных, умелых и добрых людей! Я понемногу пишу стихи и эти свои строки взял в качестве эпиграфа к рас сказу о самом дорогом человеке на зем ле — моей маме. Зовут маму Соколикова Ольга Вла димировна. Родилась она в городе Рас сказове Тамбовской области. Училась в школе № 6, была членом совета го родской пионерской организации, вхо дила в сводный отряд барабанщиков. В летние каникулы, во времянке, на ходившейся во дворе родительского дома, мама вместе с подружками уст раивала настоящий тимуровский штаб, где были и штурвал, и “вахтенный журнал”, и “система связи”, налажен ная с помощью консервных банок. Маму и ее подружек знала и уважала вся улица. Они постоянно оказывали помощь пожилым и престарелым лю дям, опекали малышей. В старших классах мама увлекалась художественной самодеятельностью, была солисткой школьного вокально- инструментального ансамбля. Слыла отчаянной спортсменкой. Мама хорошо плавает, неплохо играет в настольный теннис, отлично ходит на лыжах — че стно говоря, у меня дух захватывает, когда я вижу, с каких крутых горок съезжает мама... Получив специальность преподавате ля, мама не стала ловчить, а поехала работать по распределению. Так она очутилась в селе Средняя Лукавка Гря- зинского района. Здесь вышла замуж, или, как она шутит, “стала на якорь”. Я считаю (и это не только мое мне ние), что Средней Лукавке очень повез ло с новой учительницей химии, биоло гии и экологии. За короткое время э^и предметы стали одними из самых лю бимых для среднелукавских мальчишек и девчонок, и совсем не случайно они были первыми на районных олимпиа- ^Д е тс кая горячая линия... Хорошо, когда тебя понимают... дах по экологии, постоянно входят в число лучших на областных экологи ческих конференциях школьников, яв ляются лауреатами всероссийских и международных природоохранных кон курсов. Вот уже более десяти лет мама отвечает за работу экологического от дела клуба “Росич”, который действует при школе. Под ее руководством юные друзья природы шефствуют над роднргч- ками, расположенными по руслу Лукав- чика, постоянно проводят экологичес кие десанты и субботники. Пять лет назад по инициативе мамы в школе был открыт музей экологии, единственный в нашем районе. Его достопримечатель ностью является ботанический сад, где произрастают более ста видов растений, среди них немало так называемых эк зотов... Секрет ее успехов кроется в том, что мама “родом из детства”, она очень ув леченный, жизнерадостный и, я даже бы сказал, — восторженный человек. Постоянно занятая школьными делами, она всегда находит силы и время на семью: на нас с папой. Мы тоже стара емся ей всегда помочь. Несмотря на то, что учителя не очень-то материально обеспечены в сегодняшней России (и папа работает преподавателем в шко ле), у нас имеется все необходимое: а главное наше богатство — прекрасная библиотека, которую мы все собираем. Это благополучие напрямую связано с мамой, ее энергией, “хозяйственной жилкой” и практичностью. Коренная горожанка, мама прекрасно научилась управляться со всеми сельхозработами: урожай овощей и фруктов в нашем под собном хозяйстве всегда превосходный! Я очень люблю свою маму, и многое взял от нее. Я так же люблю спорт, при роду, животных. И благодарен ей за то, что она научила меня понимать людей, радоваться их успехам и удачам, не жить, отгородившись от других. Антон СОКОЛИКОВ^ выпускник Среднелукавскои “девятилетки” , ныне учащийся 11 -го кадетского класса школы № 4 г. Грязи. Утро . “Смену приняла ... Смену с д а л а . . .” Так начинается и заканчивается дежурство у консультантов-психологов круглосуточного детского “Телефона доверия” . Телефонный звонок. Опять кому-то нужна экстренная пси хологическая помощь. Психолог берет трубку: “Телефон до верия слушает. Здравствуйте. У вас проблема?”. На другом конце провода молчали и никак не решались начать разговор. — Алло, вас слушают! — Здравствуйте, я в растерянности и не знаю, что делать и как поступить. Помогите мне, я боюсь! — Говорите, вам станет легче, и мы попробуем вместе справиться с ситуацией. Что случилось? (опять молчани^. — У меня очень большая проблема. Я учусь в школе. Две недели назад возвращалась домой, рядом остановилась ма шина, куда меня затащили три молодых парня, сидевшие в ней. Через некоторое время машина остановилась у какого- то сарая. Меня вытолкнули и изнасиловали, все по очереди. Почему это произошло со мной? За что? — Вы кому-нибудь рассказали об этом? — Я никому не сказала, мне страшно. — Чего вы боитесь? — Я боюсь людей, беременности, венерических заболева ний, СПИДа. Всего! Помогите, прошу вас! Но, самое главное, вдруг у меня никогда не будет детей, а я их так люблю! Зачем мне жить на свете? Лучше умереть, и чем скорей, тем лучше. Всем от этого только станет легче! (фвушка плакала). — Поплачьте, вам станет легче. После того, как вы успо коитесь, попробуем выйти из этого положения. Ведь безвы ходных ситуаций не бывает! И выход есть, я знаю, догадайся! Выход нашелся, и его предложила сама девушка. Можно выйти замуж.за мужчину,,у которого уже есть ребенок! — воскликнула она,',^ А ещеможно-взять ребенка из детского дома! (По интонации голоса было понятно, что выход нашелся). — А самой родить? Это тоже возможно. И ты обязатель но родишь, и случившееся будет лишь страшным сном. Консультация длилась более часа. В милицию сообщать она не хотела. Но решила сказать обязательно своей маме и обратиться к гинекологу, чтобы не было проблем. Да, эта девочка за несколько часов стала взрослой. Для нее прекрас ное безоблачное детство закончилось, открылись двери чудо вищной реальности, которая сыграла с ней злую шутку... И вот опять звонок и новая проблема. И опять слезы и совместный поиск решения. — Я люблю мальчика, мы с ним встречались, а сейчас он дружит с моей подругой... — Поступают ли так порядочные люди? Заслуживает ли он твоей любви? — Конечно, нет, но я не могу без него! — Может, тебе просто обидно, что он ушел к другой? — Да. Ведь я лучше, чем она! — И у тебя мальчик должен быть тоже лучше, чем он. — Да, действительно, а я об этом и не думала! (Продол жительное молчание). Теперь я знаю, что мне делать! Девочка для себя уже все решила, и это здорово. Еще один подросток получил поддержку и справился с неразре шимой, как ему казалось, проблемой. Во время трагедии в Беслане все специалисты центра под готовили себя к тому, что будет масса звонков от испуган ных родителей и детей. Да. Они были. Люди плакали в труб ку и спрашивали: “Почему? За что нас убивают? Нация, рус ский народ погибает...” “Что может сделать простой чело век, такой, как я? Мне 17 лет...” Но в те же дни специалис ты-психологи зафиксировали не меньшее количество звон ков от детей, чьи родители разводятся или только развелись. Для них это трагедия. Кстати, эта тема занимает чуть ли не половину всех тревожных диалогов. — Мама с папой все время ссорятся, нам страшно. Сегод ня я прячу сестренку под кроватью, — говорил 9-летний Саша. Постелил ей одеяло, подушки, отдал игрушки. Она не хочет оттуда вылезать. Говорит, что любит и маму, и папу. А они ушли в суд... А потом будут все делить. Лене пять лет. Она так плачет, что начала заикаться... — Позови ее к трубке... — Не хочет... — Тогда, пожалуйста, поднеси телефон к ней... — Шнур короткий... — Дай ей немного воды и расскажи сказку, я тебе под скажу какую. Маме, пожалуйста, скажи, когда она вернет ся, что сможем ей помочь и всем вам... Держись, ты мужчи на... И звони сам. Даже подготовленные к такой работе психологи порой не могут предсказать, как отразится развод родителей на здо ровье, судьбе ребенка, детей в будущем. Взрослые по этому поводу звонят значительно реже. Хотя надо бы. В семье, где постоянно царит напряжение, беско нечно повторяются конфликты, дети чувствуют себя несчас тными вдвойне. Матери, отцу нужно с самого начала занять ясную позицию. Самое простое, и в то же время самое пра вильное поведение родителей может быть таким: набраться мужества и сказать одну-единственную фразу: “Папа переез жает, и жить у нас не будет, но станет приходить в гости”. Очень важно, чтобы дети правильно поняли, что происходит в семье. Умалчивание и полуправда очень опасны. У взрослых чаще тревогу вызывает другое: наркомания, курение, ранняя половая жизнь. Дети воруют, чтобы ждать до позднего вечера удачи у автомата, бросая пятаки. Произошло разделение общества на богатых, средних и еле-еле сводящих концы с концами. И ребята не с самой сильной волей, неуют но чувствующие себя дома даже с родителями, идут порой на все, чтобы стать хотя бы на некоторое время вровень с теми, кто может позволить себе купить хороший диск, угостить понравившуюся девочку шоколадкой или мороженым. Им тоже хочется носить хорошие кроссовки, иметь компьютер, хотя бы один раз съездить к морю. А в ином доме при напо минании, просьбе подобного рода, просто разговоре начина ются окрики, отчитывания. Ни к чему хорошему подобный метод “воспитания”, как правило, не приводит. Порой человеку нужно, чтобы его приняли таким, каков он есть, выслушали, объяснили, поговорили, нашли совмес тное решение какой-либо проблемы. Этим и занимаются специалисты областного психологи ческого центра. Не замыкайтесь в своем горе, не усугубляй те проблему. Не стесняйтесь рассказать о ней. Конфиденци альность и анонимность гарантируются. Звоните. “ Телефон доверия” 35-39-39 работает круглосуточно. “Горячая линия” примет не только детей, подростков, но I взрослых. Наталья СТЕБЕНЕВА, педагог-психолог областного Центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам. ведущая Галина КОЖУХАРЬ, рубрики “Найди меня, мама!”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz