Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

29 октября 2004 г., № 211 (22339) ЛИПЕЦКАЯ газета Ведущая рубрики - Галина КАИДАШКО. ^В зял и ложки-поварешки Пора квасить капусту Что за овощ — эта капуста! Многие народы до сих пор оспаривают друг у друга право называться • родиной капусты. С итальянцами и греками, например, соревнуются грузины. Они считают, что родина этого замечательного овоща — Колхидская низменность. В этих местах и правда редкое разнообразие похожих на капусту растений. Крестьяне Древнего Рима ценили капусту за вкусовые и лечебные свойства. Капусту сдабривали оливковым маслом, а из нежных капустных кочерыжек делали салат. Древние греки считали капусту лекарством, которое лечит практически все болезни: успокаивает головную боль, снимает глухоту, избавляет от бессонницы... Знаменитый капитан Кук, открывший Гавайские острова, приписывает успех этого открытия... кислой капусте — ежедневная порция ее спасла моряков от цинги. На 1^си капусту знали за 300 лет до вторжения Чингисхана. Это было небольшое вступление, а теперь о сути. Квасят капусту чуть ли не во всех странах мира, но мало где употребляют в таких количествах, как в России. Да и такое разнообразие блюд вряд ли где еще встретишь. Наверное, это связано с тем, что в долгие российские зимы квашеная капуста и репа были - основной “зеленью” на крестьянском столе. И, не подозревая о витамине С, народ знал, что именно квашеная капуста дает силу и здоровье. Как раньше, так и теперь самая вкусная капуста — в бочках. Вот один из старинных рецептов. КВАШЕННАЯ С ЯБЛОКАМИ Вилки капусты по очереди опускают на 2-.3 минуты в кипяток, чтобы только разъединить листья и между ними положить тонко порезанные (без кожуры и сердцевины) яб­ локи. Лучше антоновские. Соединить вилок, сжать его и об­ вязать суровой ниткой. Кочаны укладываются в кадушку с рубленой капустой и целыми яблоками. Сверху толстый слой рубленой капусты накрыть капустными листьями. И пусть квасится. А если кадушки нет или погреб не тот... Живем в город­ ской квартире — тогда, скорее всего, мы квасим капусту понемногу: ведро, банка — съели и опять наквасили. КАПУСТА В ВЕДРЕ Кгшусту йашйнкойать,‘м6]рковь натереть, сложить все в эмалированное ведро. Залить на два дня холодным рассо­ лом, и пусть постоит в комнате. Рассол: на один литр воды по одной столовой ложке соли, сахара и уксуса. Потом можно разложить по банкам или прямо в ведре спустить в погреб. Банки хранить в прохладном месте или холодильнике. На ведро капусты пойдет 4-5 литров рассола. СКОРАЯ КАПУСТА (БЕЗ УКСУСА) Капусту и морковь нашинковать, как обычно. Можно прибавить: тертые яблоки (кислые), клюкву, кориандр, ук­ роп, гвоздику, тмин и перец горошком. Все перемешать и сложить в большую эмалированную кастрюлю. Залить рассолом, положить сверху чистый (луч­ ше осиновый) кружок. Рассол: на 4 литра кипяченой воды положить один ста­ кан соли и полстакана сахара, хорошо перемешать. Пусть постоит сначала в комнате, заквасится — надо убрать в по­ греб или в холодильник. КАПУСТА В БАНКЕ Капусту мелко нашинковать на терке или ножом, посыпать солью, помять на столе, добавить морковь, нашинкованную на крупной терке. Заложить в трехлитровую банку, хорошо ут­ рамбовывая рукой до вьщеления сока. Лишний сок слить в баночку и поставить в прохладное место. Заполненную банку закрыть капустным листом и оставить для брожения на 3-4 дня при комнатной температуре. Через 4 дня сделать 2-3 про­ кола до дна деревянной палочкой для удаления газа. После прокола долить оставшийся сок в банку, затем добавить сверху одну столовую ложку водки (чтобы капуста не закисла), зак­ рыть банку крышкой и поместить в прохладное место. На трехлитровую банку требуется 3,5 кг белокочанной капусты, 2 столовые ложки соли (с верхом), 4 крупных кор­ неплода моркови. КАПУСТА ПО-ГРУЗИНСКИ Так ее готовят в Грузии, отсюда и название. Кочан капусты разрезать на 8 частей, удалить кочерыжку. На крупной терке натереть по одной моркови и свекле (бу­ рак). Крупные куски капусты уложить^в эмалированную кас­ трюлю, пересыпать морковью и свеклой и залить маринадом. Положить гнет, и один-два дня пусть постоит в комнате. По­ том убрать на холод. Готова будет через три дня. Этот момент упустить нельзя, надо сразу есть — а то станет кислой. Маринад: один литр воды, полстакана растительного мас­ ла, один стакан сахара, две столовые ложки соли, один ста­ кан яблочного уксуса, 5-8 долек (зубчиков) чеснока, 8 горо­ шин душистого перца и 3 лавровых листа. Маринад вскипятить и залить кипящим. В нашей семье уже много лет капусту квасят и по вот такому рецепту, и название у нее есть. ПРАЗДНИЧНАЯ 2 кг капусты нашинковать, 2-3 морковки и одну свеклу натереть на терке. Головку чеснока и горького молотого пер­ ца (сколько, решайте сами). Все легко перемешать. Теперь главное: в литре воды растворить стакан сахара, 2 столовые ложки соли, по стакану подсолнечного масла и ук­ суса (6 или 9% — его вливать, когда все закипит) — дать вскипеть маринаду. Кипящим залить капусту. Как остынет — можно есть. Могу свидетельствовать: на второй — третий день еще и вкуснее. Стоит в холодильнике неделю и две. Яркий, насы­ щенный овощными соками маринад — хоть в борщ, хоть в любой салат, хоть так пей! Давайте заглянем в старый-старый журнал. Вот что то^а советовали в капустный сезон. “СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ”. 1776 ГОД На верхний слой капусты кладите холстину, смоченную в водке или даже в спирте. Через две недели тряпочку мойте и снова смачивайте и кладите обратно. Это предохранит ка­ пусту от гнили, плесени и червяков. Как только осенью срежете капусту, перевяжите веревкой каждый кочан так, чтобы один другого не касался, и повесьте в погребе, как можно выше. Капуста сохранится до Рожде­ ства. Следует, однако, время от времени обрывать пожелтев­ шие листья и в холодную погоду проветривать погреб. Замечают, что капуста, которую ставят квасить на ново­ луние, бывает тверда и скрипит на зубах. А потому, кто любит мягкую, пусть квасит ее на последнюю четверть луны... А что нам рассказывают самые новые издания? “СМАК”, 1977 ГОД ...противораковыми свойствами, правда, обладают далеко не все овощи и фрукты. К примеру, перец, помидоры и карто­ фель с болезнью века борьбы не ведут. В то время как салат, цитрусовые оказывают заметное влияние на онкологические болезни. Очень активны в предупреждении рака легких лук и чеснок Но особые заслуги на онкологическом фронте — у белокочанной капусты. Уровень антираковых веществ при ку­ линарной обработке снижается. Но в квашеной капусте со­ храняется полностью... ГРЕБЕНЩИКОВ. — Для начала я предло­ жу вам несколько элементар­ ных упражнений, которые под силу любому. Упражне­ ние первое, действие первое. Создали для себя условия, чтобы никто не мешал, ни­ чем не отвлекал. Удобно сели. Молча, мысленно, с закрытыми глазами произ­ несли слово “яблоко” и пред­ ставили его. Затем сказали “тарелка” — и “посмотрели”. “Стакан молока” — “увиде­ ли”. “Самолет” — элементар­ но, “машина” — наверняка последняя модель “Мерседе­ са”. Ну, хорошо, пусть будет “Запорожец”. У каждого своя картинка. Затем сказали “часы”. Пусть будут любые: ручные, настенные, элект­ ронные или ваш любимый будильник. “Календарь” — настенный или карманный, все равно. И, пожалуйста, без всяких ожиданий эффекта “необычайного ясновиде­ ния”. Необходимы самые эле­ ментарные зрительные ассо­ циации, не выходящие “за пределы вашей головы”! — Ну, уж эти упражне­ ния любой сможет выпол­ нить, мудрость невелика... — Следующее будет чуть посложнее, но тоже проблем не вызовет. Произнесли мол­ ча мысленно словосочетания, например: “моя работа”, “моя машина”, “моя дача”, “мой ребенок”, “мои сбереже­ ния”, “мой бизнес”. То есть все, что вам дорого, или всех, кто вам дорог, сначала мол­ ча мысленно называете, а потом смотрите, как вы себе каждый “любимый и дорогой предмет” представляете. По­ старайтесь запомнить уви­ денную картинку, поскольку она пригодится для будущей диагностики негативных со­ бытий, которые могут про­ изойти с интересующим вас “объектом воздыхания”. А теперь снова молча мыслен­ но произнесем слово “ябло­ ко” и увидим его. Так же молча мысленно слово “отку­ шу” и опять смотрим на “яб­ локо”. Увидели, что измени­ лось? Далее все то же самое, но с другими предметами. “Тарелка” — “разобью”. Ка­ кая тарелка получилась? ^Беседа с доктором Темниковым Диагноз беды Итак, в прошлый раз доктор Темников остановился на самом интересном месте: можно ли предвидеть будущие неприятности, и если —да, то как? Согласна, звучит это совершенно фантастично, поверить невозможно, да и не тому нас учили в школах и вузах. Впрочем, может ведь мать на расстоянии почувствовать несчастье, которое в этот момент произошло с ее ребенком. А бывают и дурные предчувствия, которые, увы, сбываются. Случается и наоборот: из-за дурных предчувствий мы вдруг меняем уже принятое решение, а потом выясняется, что именно это и уберегло нас от беды или даже трагедии. В некоторых книгах я читала, что человек может развить в себе интуицию. Однако процесс это трудоемкий и длительный. Геннадий Яковлевич предлагает куда более простой метод, не требующий многочасовых ежедневных занятий и какого-то особого “дара ясновидения”. “Стакан молока” — “выпью”, посмотрели. “Самолет” — “полетел” — убедились. “Часы” — “три часа”, — стрелки на циферблате види­ те? — Все это на самом деле несложно, но непонятно, ка­ ким образом эти упражне­ ния помогут прогнозировать негативные события? — Не забегайте вперед. Да, любой человек эти уп­ ражнения в считанные секун­ ды может выполнить и заме­ тить происшедшие “измене­ ния”, которые сплошь и ря­ дом происхо.дят в нашей жиз­ ни. Посему без всяких зат­ руднений новые картинки с выбранными предметами и проявляются... А вот с нега­ тивными событиями не так. Если должна произойти беда, ее вы и увидите. А если все у вас будет в порядке, никаких “искажений” не обнаружите, что бы с чем ни объединяли. Ясно? — Не очень. А что и с чем надо объединять? — Сейчас научимся. Но сначала еще одна маленькая тренировка. Сказали “ста­ кан” и увидели его. Гране­ ный получился или хрус­ тальный — все равно. У ке 1 Ж- дого свой опыт. Затем сказа­ ли “вишенка” и посмотрели. Правильно, даже хвостик у нее появился. Затем молча и мысленно поместили “ви­ шенку” в “стакан”. Прекрас­ но! Затем вытащили ее за хвостик из стакана. Все. Уп­ ражнение закончено. А вот теперь сказали слово “несча­ стье” или “беда” — и посмот­ рели, какая картинка возни­ кает? Здесь сразу использу­ ем две диагностические воз­ можности. Первая: увидели картинку какого-то конкрет­ ного несчастья, с кем-то или с чем-то. Вторая: представи­ ли обобщенный негативный образ “несчастья” или “беды” в виде чего угодно, что под­ скажет вам ваше воображе­ ние. Все это нам сейчас и пригодится. Переходим к диагностике, — теперь може­ те посмотреть, что произой­ дет или не произойдет с лю­ бой интересующей вас ситу­ ацией. Запомнили, как выг­ лядел “мой ребенок”, “мой бизнес”, “мои сбережения”, “мой автомобиль”? Вот и про­ износите молча и мысленно любое из этих сочетаний. Затем скажите слово “несча­ стье” или “беда” и посмотри­ те на происшедшие измене­ ния. — А какие изменения могут быть? — Мы сейчас рассмотрим возможные диагностические варианты, а уже потом нач­ нем вмешиваться в негатив­ ное событие и добьемся пол­ ного грядущего благополу­ чия. В случае, если слова “не­ счастье” или “беда” форми­ руют у вас какой-то обобщен­ ный негативный образ, а не “сценарий”, это “изображе­ ние” и может появиться ря­ дом с “моим автомобилем”, “моим бизнесом”, “моими сбережениями” или на фоне других “объектов воздыха­ ния”. И не важно, что это: “черная клякса”, “красное пятно”, “чудище с рогами”, “осьминог с щупальцами” или “бабка с клюкой”. У каждого свои негативные ас­ социации. В случае, если сло­ ва “несчастье” или “беда” сразу же сформировали не­ кий сюжет или сценарий не­ гативного события, то и уви­ дите следующий конкретный сценарий с вполне конкрет­ ным “диагностическим объектом”. Проявится “кар­ тинка неблагополучия”, но без всяких “пятен”, “клякс” или “щупальцев”. — А возможно узнать, когда это несчастье может произойти? — Нет проблем! Следом сказали слово “календарь” и посмотрели, какую дату он показывает. Уточняйте и вре­ мя, мысленно произнеся сло­ во “часы”. Что там у нас на циферблате? На этом мы се­ годня закончим. Разговор о том, как предотвратить не­ счастья, пойдет в следующий раз. Елена БРЕДИС. Р.8. Представляю, какое недоумение вызывает у чита­ телей предлагаемый метод “диагностики негативных собы­ тий”. Сразу признаюсь, что опробовать сама его пока что не пыталась. Но интересный случай из собственной прак­ тики расскажу. Перед поездкой с дочерью на конкурс в Австрию я шутки ради обратилась к знакомой, которая изу­ чала семинары Геннадия Яковлевича Темникова. Я попро­ сила “посмотреть”, как у нас все сложится. Через некото­ рое время она сообщила, что все должно пройти замеча­ тельно, но ее смущает один нюанс: два дня, в самом начале поездки, не “стьпсуются” друг с другом. Между ними про­ вал. Я удивилась: какой провал, если в это время мы будем находиться в поезде? Она пожала плечами и сказала, что попыталась эти дни мысленно максимально приблизить и соединить. “Пропасть” исчезла, но проблема осталась. Те- перь-то я знаю, что это были как раз те дни, когда из-за отсутствия чешской визы нам пришлось сойти с поезда в Бресте и пережить массу волнений. ^ К о н к у р с «Расскажи о своей маме» На нашу просьбу написать о своей маме откликнулись люди разного возраста. Спасибо Нине Андреевне Долговой из Липецка, Надехсде Петровне Фадеевой из Чаплыгинского района, Раисе Евгеньевне Федяниной из села Большая Ивановка Воловского района, Ивану Трофимовичу Турыкину и Нине Алексеевне Кучма из Липецка, Т. Фокиной из села Становое и многим другим читателям “Домостроя”, кто тепло, с любовью рассказал нам о своих матерях. Все письма войти в рамки сегодняшнего “Домостроя” не могут, но их публикацию мы обязательно продолжим. Ибо торжественный день —День матери несет в себе большой положительный эмоциональный заряд не на один, два дня. Великим материнским трудом крепится семья, общество, он — светлая частичка, способная преобразить Россию. Радоваться Дорогой МОЙ человек солнцу. За свои 13 лет я перенесла две опера­ ции на сердце. Делали их в Москве. Мне кажется, что во время долгого ожида­ ния в больничном коридоре “резали” и сердце моей мамы. Что она чувствовала, о чем думала и как молилась за меня, я могу только догадываться. Одно знаю твердо: если бы маме предложили отдать свое сердце мне, она бы не раздумывала. После операции мама была рядом. Улыбалась. Брала мою руку в свою. Она старалась так держаться, чтобы ее ритм работы сердца передался мне. Она всегда говорила, что все будет хорошо! И я не могла не верить. Поэтому больницы, уко­ лы и капельницы, консилиумы и санато­ рии я научилась переносить без страха. — Лена, надо жить! — говорила и повторяет мама, — и радоваться солн­ цу, осенним листьям, первым подснеж­ никам. Тому, что у тебя есть настоящие подружки, есть деревня, где такое раз­ долье. Мама и моя старшая сестра, она тоже как мама заботится все эти годыобо мне, говорят, что я уже красивая девушка. Не знаю. Но мама улыбается, радуется, и мы вместе с ней. А вот когда Оксана, она у нас парикмахер-визажист, делает маме стрижку, укладывает красиво во­ лосы, она говорит: “Доченьки мои, как- то не по себе с такой прической на люди выходить. А в село приеду: что люди скажут?..” Вот такая она у нас скром­ ная. Трудится на простой работе: не инженер, не учитель, не врач. Некото­ рые удивляются, что без особых дипло­ мов она воспитала нас такими дружны­ ми, послушными, отзывчивыми. Я ду­ маю, что все дело в том, что мама сове­ стливая, ответственная, добрая и любит нас так, что на это нельзя не ответить взаимной любовью. Потому и бьется мое сердце ровнее и спокойнее. И живет! У меня мама — ангел. Зовут ее Галина Яковлевна Ушакова. С праздником, мамочка! Лена УШАКОВА. 13 лет. г. Липецк На людях хороших держится Русь, Кто не впадает в унынье и грусть. Кто тепло сердца, фантазии взлет В “ящик” не прячет, другим отдает... Пусть будет больше в Отчизне моей Умных, умелых и добрых людей! Я понемногу пишу стихи и эти свои строки взял в качестве эпиграфа к рас­ сказу о самом дорогом человеке на зем­ ле — моей маме. Зовут маму Соколикова Ольга Вла­ димировна. Родилась она в городе Рас­ сказове Тамбовской области. Училась в школе № 6, была членом совета го­ родской пионерской организации, вхо­ дила в сводный отряд барабанщиков. В летние каникулы, во времянке, на­ ходившейся во дворе родительского дома, мама вместе с подружками уст­ раивала настоящий тимуровский штаб, где были и штурвал, и “вахтенный журнал”, и “система связи”, налажен­ ная с помощью консервных банок. Маму и ее подружек знала и уважала вся улица. Они постоянно оказывали помощь пожилым и престарелым лю­ дям, опекали малышей. В старших классах мама увлекалась художественной самодеятельностью, была солисткой школьного вокально- инструментального ансамбля. Слыла отчаянной спортсменкой. Мама хорошо плавает, неплохо играет в настольный теннис, отлично ходит на лыжах — че­ стно говоря, у меня дух захватывает, когда я вижу, с каких крутых горок съезжает мама... Получив специальность преподавате­ ля, мама не стала ловчить, а поехала работать по распределению. Так она очутилась в селе Средняя Лукавка Гря- зинского района. Здесь вышла замуж, или, как она шутит, “стала на якорь”. Я считаю (и это не только мое мне­ ние), что Средней Лукавке очень повез­ ло с новой учительницей химии, биоло­ гии и экологии. За короткое время э^и предметы стали одними из самых лю­ бимых для среднелукавских мальчишек и девчонок, и совсем не случайно они были первыми на районных олимпиа- ^Д е тс кая горячая линия... Хорошо, когда тебя понимают... дах по экологии, постоянно входят в число лучших на областных экологи­ ческих конференциях школьников, яв­ ляются лауреатами всероссийских и международных природоохранных кон­ курсов. Вот уже более десяти лет мама отвечает за работу экологического от­ дела клуба “Росич”, который действует при школе. Под ее руководством юные друзья природы шефствуют над роднргч- ками, расположенными по руслу Лукав- чика, постоянно проводят экологичес­ кие десанты и субботники. Пять лет назад по инициативе мамы в школе был открыт музей экологии, единственный в нашем районе. Его достопримечатель­ ностью является ботанический сад, где произрастают более ста видов растений, среди них немало так называемых эк­ зотов... Секрет ее успехов кроется в том, что мама “родом из детства”, она очень ув­ леченный, жизнерадостный и, я даже бы сказал, — восторженный человек. Постоянно занятая школьными делами, она всегда находит силы и время на семью: на нас с папой. Мы тоже стара­ емся ей всегда помочь. Несмотря на то, что учителя не очень-то материально обеспечены в сегодняшней России (и папа работает преподавателем в шко­ ле), у нас имеется все необходимое: а главное наше богатство — прекрасная библиотека, которую мы все собираем. Это благополучие напрямую связано с мамой, ее энергией, “хозяйственной жилкой” и практичностью. Коренная горожанка, мама прекрасно научилась управляться со всеми сельхозработами: урожай овощей и фруктов в нашем под­ собном хозяйстве всегда превосходный! Я очень люблю свою маму, и многое взял от нее. Я так же люблю спорт, при­ роду, животных. И благодарен ей за то, что она научила меня понимать людей, радоваться их успехам и удачам, не жить, отгородившись от других. Антон СОКОЛИКОВ^ выпускник Среднелукавскои “девятилетки” , ныне учащийся 11 -го кадетского класса школы № 4 г. Грязи. Утро . “Смену приняла ... Смену с д а л а . . .” Так начинается и заканчивается дежурство у консультантов-психологов круглосуточного детского “Телефона доверия” . Телефонный звонок. Опять кому-то нужна экстренная пси­ хологическая помощь. Психолог берет трубку: “Телефон до­ верия слушает. Здравствуйте. У вас проблема?”. На другом конце провода молчали и никак не решались начать разговор. — Алло, вас слушают! — Здравствуйте, я в растерянности и не знаю, что делать и как поступить. Помогите мне, я боюсь! — Говорите, вам станет легче, и мы попробуем вместе справиться с ситуацией. Что случилось? (опять молчани^. — У меня очень большая проблема. Я учусь в школе. Две недели назад возвращалась домой, рядом остановилась ма­ шина, куда меня затащили три молодых парня, сидевшие в ней. Через некоторое время машина остановилась у какого- то сарая. Меня вытолкнули и изнасиловали, все по очереди. Почему это произошло со мной? За что? — Вы кому-нибудь рассказали об этом? — Я никому не сказала, мне страшно. — Чего вы боитесь? — Я боюсь людей, беременности, венерических заболева­ ний, СПИДа. Всего! Помогите, прошу вас! Но, самое главное, вдруг у меня никогда не будет детей, а я их так люблю! Зачем мне жить на свете? Лучше умереть, и чем скорей, тем лучше. Всем от этого только станет легче! (фвушка плакала). — Поплачьте, вам станет легче. После того, как вы успо­ коитесь, попробуем выйти из этого положения. Ведь безвы­ ходных ситуаций не бывает! И выход есть, я знаю, догадайся! Выход нашелся, и его предложила сама девушка. Можно выйти замуж.за мужчину,,у которого уже есть ребенок! — воскликнула она,',^ А ещеможно-взять ребенка из детского дома! (По интонации голоса было понятно, что выход нашелся). — А самой родить? Это тоже возможно. И ты обязатель­ но родишь, и случившееся будет лишь страшным сном. Консультация длилась более часа. В милицию сообщать она не хотела. Но решила сказать обязательно своей маме и обратиться к гинекологу, чтобы не было проблем. Да, эта девочка за несколько часов стала взрослой. Для нее прекрас­ ное безоблачное детство закончилось, открылись двери чудо­ вищной реальности, которая сыграла с ней злую шутку... И вот опять звонок и новая проблема. И опять слезы и совместный поиск решения. — Я люблю мальчика, мы с ним встречались, а сейчас он дружит с моей подругой... — Поступают ли так порядочные люди? Заслуживает ли он твоей любви? — Конечно, нет, но я не могу без него! — Может, тебе просто обидно, что он ушел к другой? — Да. Ведь я лучше, чем она! — И у тебя мальчик должен быть тоже лучше, чем он. — Да, действительно, а я об этом и не думала! (Продол­ жительное молчание). Теперь я знаю, что мне делать! Девочка для себя уже все решила, и это здорово. Еще один подросток получил поддержку и справился с неразре­ шимой, как ему казалось, проблемой. Во время трагедии в Беслане все специалисты центра под­ готовили себя к тому, что будет масса звонков от испуган­ ных родителей и детей. Да. Они были. Люди плакали в труб­ ку и спрашивали: “Почему? За что нас убивают? Нация, рус­ ский народ погибает...” “Что может сделать простой чело­ век, такой, как я? Мне 17 лет...” Но в те же дни специалис­ ты-психологи зафиксировали не меньшее количество звон­ ков от детей, чьи родители разводятся или только развелись. Для них это трагедия. Кстати, эта тема занимает чуть ли не половину всех тревожных диалогов. — Мама с папой все время ссорятся, нам страшно. Сегод­ ня я прячу сестренку под кроватью, — говорил 9-летний Саша. Постелил ей одеяло, подушки, отдал игрушки. Она не хочет оттуда вылезать. Говорит, что любит и маму, и папу. А они ушли в суд... А потом будут все делить. Лене пять лет. Она так плачет, что начала заикаться... — Позови ее к трубке... — Не хочет... — Тогда, пожалуйста, поднеси телефон к ней... — Шнур короткий... — Дай ей немного воды и расскажи сказку, я тебе под­ скажу какую. Маме, пожалуйста, скажи, когда она вернет­ ся, что сможем ей помочь и всем вам... Держись, ты мужчи­ на... И звони сам. Даже подготовленные к такой работе психологи порой не могут предсказать, как отразится развод родителей на здо­ ровье, судьбе ребенка, детей в будущем. Взрослые по этому поводу звонят значительно реже. Хотя надо бы. В семье, где постоянно царит напряжение, беско­ нечно повторяются конфликты, дети чувствуют себя несчас­ тными вдвойне. Матери, отцу нужно с самого начала занять ясную позицию. Самое простое, и в то же время самое пра­ вильное поведение родителей может быть таким: набраться мужества и сказать одну-единственную фразу: “Папа переез­ жает, и жить у нас не будет, но станет приходить в гости”. Очень важно, чтобы дети правильно поняли, что происходит в семье. Умалчивание и полуправда очень опасны. У взрослых чаще тревогу вызывает другое: наркомания, курение, ранняя половая жизнь. Дети воруют, чтобы ждать до позднего вечера удачи у автомата, бросая пятаки. Произошло разделение общества на богатых, средних и еле-еле сводящих концы с концами. И ребята не с самой сильной волей, неуют­ но чувствующие себя дома даже с родителями, идут порой на все, чтобы стать хотя бы на некоторое время вровень с теми, кто может позволить себе купить хороший диск, угостить понравившуюся девочку шоколадкой или мороженым. Им тоже хочется носить хорошие кроссовки, иметь компьютер, хотя бы один раз съездить к морю. А в ином доме при напо­ минании, просьбе подобного рода, просто разговоре начина­ ются окрики, отчитывания. Ни к чему хорошему подобный метод “воспитания”, как правило, не приводит. Порой человеку нужно, чтобы его приняли таким, каков он есть, выслушали, объяснили, поговорили, нашли совмес­ тное решение какой-либо проблемы. Этим и занимаются специалисты областного психологи­ ческого центра. Не замыкайтесь в своем горе, не усугубляй­ те проблему. Не стесняйтесь рассказать о ней. Конфиденци­ альность и анонимность гарантируются. Звоните. “ Телефон доверия” 35-39-39 работает круглосуточно. “Горячая линия” примет не только детей, подростков, но I взрослых. Наталья СТЕБЕНЕВА, педагог-психолог областного Центра психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам. ведущая Галина КОЖУХАРЬ, рубрики “Найди меня, мама!”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz