Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
29 октября 2004 г., № 211 (22339) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^уСкорбная дата Взрыв в ночи • о трагедии, происшедшей на Черноморском флоте 29 октября 1955 года, точнее, на рейде севастопольской бухты Северная, когда в полночь взорвался, а в 4 .15 утра перевернулся и затонул флагман Краснознаменного Черноморского флота, линейный корабль “Нов(у5оссийск” , вспоминает липчанин Николай Самойлов, моряк-черноморец, служивший в то время на крейсере “Михаил Кутузов” : — Долгое время, точнее 33 года, эта чрез вычайная ситуация ста рательно замалчива лась. О ней знали раз ве что оставшиеся в жи- ~'.^вых члены экипажа “Новороссийска”, их родственники, другие черноморцы да севасто польцы, у которых от взрыва в окнах стекла повылетали. Первое со общение, помню, по явилось в “Правде” ^ иш ь 15 мая 1988 года. ^ В с л е этого соответ ствующие публикации стали печатать “Комсо молка”, другие изда ния. Заговорили и до сих пор молчавшие “но вороссийцы”, в том чис ле липчане Виктор Ко молов, Николай Закакуев и Виктор Золотухин, служившие на^линкоре. С их воспоминаниями я ознакомился в “Липец кой газете”. И тоже решил поделиться своими, потому что был одним из очевидцев тех трагических событий. Наш корабль тогда только что вернулся с моря и стал на якорь неподалеку от “Новороссийска”. Поскольку была суб бота, личному составу разрешили увольнение на берег. Мне не повезло, заступил на вахту. Она шла без замечаний. В мои обязанности входила и встреча ребят из увольнения. Как положено, в 24.00 все отпущенные вернулись из города, о чем я доложил старшему вахтенному и дежурному по кораб лю. Проконтролировал отбой и вышел на верхнюю палубу подышать свежим воздухом. Вдруг страшно рвануло. Корабль наш так тряхнуло, что я отлетел к переборке. Поначалу ни чего не понял и решил, что это на нашем крейсере в главной башне снаряд взорвался. На самом деле ЧП произошло у соседей, на линкоре “Новороссийск”. В лучах прожекторов увидел, что его носовая часть погрузилась в воду, а корма сильно поднялась. Сразу после взрыва наш экипаж подняли по тревоге. Каж- —-С дый занял свое место согласно расписанию. Поступила ко- \ манда: “Аварийной партии срочно на баркас!”. И вскоре он ‘ отчалил в сторону “Новороссийска”. Тогда мы и не подозре вали, что видим своих товарищей в последний раз. Всего, насколько мне известно, аварийные партии на помощь “но вороссийцам” ушли с 12 находившихся поблизости кораб лей. В том числе и стоявшего в 250 метрах от линкора крей сера “Молотов”. Никто и мысли не допускал, что флагман может перевер нуться и затонуть: люди не подозревали, что на самом деле произошло, каковы размеры пробоины. Только позже уда лось установить ее величину в днище — 156 квадратных метров. А вообще-то взрыв пробил восемь палуб, из них три — броневые. Не зная этого, “новороссийцы” и члены ава рийных партий, прибывших с других кораблей, вместо того, чтобы спасать свою жизнь, боролись за живучесть линкора. В ргшоне взрыва они увидели развороченные металличес кие листы, которые горой поднимались над палубой. На них висели разорванные человеческие тела. Ноги утопалц в иле, перемешанном с кровью. Телефонная связь не работала. В помещениях бййо темно. Некоторые при свете нагрудных аккумуляторных фона риков в носовой части пытались крепить переборки, палуб ные люки (через них уже пробивалась вода). Аварийщики были хорошо подготовлены и знали, что делать. Однако вода слишком быстро прибывала. Крен уже наметился на левый борт. Он и дифферент увеличивались. Без водолазных аппа ратов моряки ныряли к люкам и пытались под водой заде лать трещины, щели. По ходу работ все острее ощущалась нехватка аварийного материала, инструментов. Вскоре в ход пошли столовые лож ки, вилки, простыни, полотенца. Вот как рассказывал об этом командир дивизиона крей сера “Молотов” офицер Виталий Говоров. — Когда уже стало ясно, что бороться за живучесть бес смысленно, поступила команда: “Прибывшим с других ко раблей собраться на юте!” Я поблагодарил моряков-новорос- I сийцев за мужество и поднялся на палубу. Но на ют не по- ’ ^ 'Пал, не успел. Прошел всего 15-20 метров по правому борту, как корабль начал опрокидываться. Успел схватиться за поручень трапа. При этом заметил, как стремительно про мелькнул флагшток на фоне освещенных окон в домах за Угольной пристанью, как с накрывавшей меня палубы горо хом сыпались в воду люди... Виталия накрыло кораблем, и в какой-то момент он по терял сознание. Когда очнулся, почувствовал, что грудь силь но прижата к чему-то плоскому. Попробовал пошевелиться и вновь потерял сознание. Вторично очнулся, когда летел вверх в огромном пузыре воздуха... Этот воздух вырвался из затапливаемого помещения с такой силой, что, как струей, выдул его из-под пгшубы, обо рвав все пуговицы на кителе и сорвав брюки. Говоров ока зался на поверхности всего в метре от днища линкора. Но не стал на него взбираться, понимая, что это гибель: наверняка может засосать в воронку. Спешно отплыл от корабля. По том его подняли на баркас. Заметим, приблизительно так же спаслись наши земляки-“новороссийцы”, старшина боцман ской команды Николай Закакуев и машинист Виктор Комо лов, о которых “Липецкая газета” в свое время рассказыва- ла. Трагедия унесла 608 жизней моряков-черноморцев (533 — члены экипажа “Новороссийска”, остальные — личный состав аварийных партий других кораблей). Хотя в печати называлась и другая цифра погибших — 1199. Жертв могло быть и больше. В башне главного калибра находилось 444 тонны боеприпасов. Можно себе представить, что было бы, если бы они сдетонировали... Как далее сообщил Николай Самойлов, сразу после взры ва в Северной бухте водолазы обнаружили 6 мин. А всего их там вытралили в 1956-1957 годах 19. Из них — 11 немец кие, периода Великой Отечественной войны, весом 1100 — 1200 килограммов каждая. По его мнению, гибель линкора и эти мины не лучшим образом сказались на моральном состоянии личного состава '*■ “Кутузова” и других экипажей. Военные моряки стали с опас кой выводить свои корабли и возвращаться домой. Но в вер сии о диверсантах мало кто верил. Хотя, конечно, могло быть всякое. Воронка же на дне бухты, в месте взрыва, была эк вивалентна взрыву заряда весом именно 1100-1200 килограм мов взрывчатки. Диверсионные лодки не способны к пере возке такой массы груза... Как бы там ни было, в ту страшную ночь моряки-черно морцы, в том числе наши земляки, верные присяге, долгу. Отчизне, не отступили. Выполняя приказ, боролись за жи вучесть корабля до конца. Большинство из них погибли, как в бою, как герои. И об этом, об их подвиге нельзя забывать потомкам. _ Владимир ОСИПОВ. ^ С п о р т Два “ золота” Ирины Черновой В городе Лесном Свердловской области прошло первен ство России по пулевой стрельбе среди юношей и девушек 1988 года рождения и младше, в котором приняли участие воспитанники Конь-Колодезской детско-юношеской спорт школы, возглавляемой заслуженным тренером России Алек сандром Никулиным. Ирина Чернова стала победителем в стрельбе из малока либерного пистолета — в МП-2 с результатом 286 очков и в упражнении МП-5 с результатом 566 очков. Столько же выбил в МП-5 и ее товарищ по команде Сер гей Лихоперский, но этой суммы ему хватило только на вто рое место в турнире среди юношей. ^ 'Память не бывает безымянной Бунтарь, или Возвращениедоктора в Усмани открыт памятник Николаю Исполатову, с которым связана целая эпоха в истории города и уезда Этот человек и впрямь оправдывал доставшуюся ему от предков фамилию, причем не только косою саженью в плечах и богатырским ростом, но и твердостью духа, характера и редкой —даже по тем, революционным, временам — целеустремленностью. Он мечтал о справедливом обществе и строил его по мере сил и разумения. Своей несгибаемой верой в дело, которому служил, упорством и неукротимостью натуры он во многом определил тогда ход событий в Усманском уезде. А исполнив свою историческую — в переустройстве общества на отдельно взятом кусочке земли — роль, в этой же земле нашел и свое последнее успокоение. Хоть и кровным, “коренным” родством с ней связан не был: приехал в Усмань в 1887 году с самой благородной, гуманной целью —лечить людей... Можно только догады ваться, почему Исполатову приписывали — или он сам предпочел его — дворянское происхождение. Во всяком случае, это наверняка про изошло гораздо позднее кон ца 19 века, когда родствен ники-священнослужители в анкетах приветствовались властями еще менее, чем дво ряне. Есть упоминания и о том, что его отец был инже нером путей сообщения. Однако же в действитель ности родился Николай Ис- полатов в семье дьякона Смо ленско-Кладбищенской цер кви С.-Петербурга Николая Ивановича Исполатова в 1855 году. Отец мечтал ви деть сына продолжателем фамильного (!) занятия: Ни колай Исполатов-младший рос полным, крепким, здоро вым ребенком и вполне мог отличиться, с его-то крепос тью духа и тела, на поприще веры и служения Господу Богу... Но бунтарский нрав, строптивость характера, не зависимость суждений пове ли егр по другому пути — и он еще в гимназии увлекся идеями Чернышевского, Доб ролюбова, Писарева. За что и поплатился исключением из нее. И все же необходи мое для поступления в Ме дико-хирургическую акаде мию образование получил. Однако, ступив уже на “тропу” борьбы за народ, как и многие представители тог дашней передовой интелли генции, он не мог не прини мать участия в так называе мых студенческих волнени ях — и из академии его тоже исключают. Отучившись в Берлинс ком университете, Исполатов становится-таки доктором медицины. И едет в глухую по тем временам провинцию — Тамбовскую губернию: ле чить и просвещать народ. Земский врач, потом — за ведующий Усманской земс кой больницей и медицинс ким участком, обслуживаю щим город и три волости, он был загружен до предела. Ежедневно двумя фельдше рами и сестрой милосердия они принимали по 65 боль ных, 20-25 пациентов нахо дились на постоянном лече нии в больнице, плюс посе щения на дому. Однако Ис полатов успевает вести и про паганду против царизма, организует кружок по изуче нию запрещенной литерату ры — и “ускользает” от аре ста в Воронеж. С ноября 1893 года он ра ботает там врачом в желез нодорожных мастерских, продолжая агитировать за равенство и справедливость и постоянно бывая в Усмани, близ которой — в селе Пес- коватка — приобрел себе дачу и устроил из нее конс пиративную квартиру. Там собирался один из первых на Тамбовщине социал-демокра тический кружок и жила се мья революционера, в кото рой один за другим рожда лись дети. В декабре 1897 года Ис полатов был арестован, а в январе 1899 года приговорен к высылке на три года в Вят скую губернию. Однако цар ский режим учел его слож ное семейное положение — трое детей, один из которых грудной — и разрешил отбы вать срок в Керчи! Там он опять работает врачом при местной городской больнице. Кстати, в те годы он написал и издал в Новороссийске, где “добывал” ссылку, брошюру “Мысли старого врача по по воду “Записок врача” Вере саева”, в которой, в частно сти, утверждал, что “успеш ность и целесообразность де ятельности врача находится в прямой зависимости от высоты экономического бла госостояния клиента и ниже известного уровня приближа ется к нулю...” В 1902 году — возвраще ние в Усмань и Воронеж, Всероссийская Октябрьская политическая стачка, сходки и митинги, листовки и про кламации — и новый арест. Кстати, в революционной борьбе уже участвует и сын Исполатова Борис. Однако на этот раз болезнь заключенно го и, как это ни странно, от сутствие улик выводят его на свободу с единственным “приговором”: запрещением жить в Воронеже. Он живет в Усмани — и врачует, про свещая, до самой первой ми ровой войны. С 1914 года он работает врачом и начальником воен ных госпиталей в Костроме, Новороссийске. В августе 17-го опять возвращается в Усмань... И хотя Исполатову уже идет седьмой десяток лет, на чинается самая горячая и ак тивная пора в его жизни. Он вступает в коммунистическую партию, избирается председа телем Совета рабочих, солдат ских и крестьянских депута тов, комиссаром Временного правительства, председателем уездной земской управы: сло вом, сосредотачивает в своих руках всю возможную тогда, до Октябрьского переворота, власть. Более того, едет в Моск ву, участвует с усманским отрядом в свержении Вре менного правительства, встречается с Лениным, а после революции одним из первых на Тамбовщине про возглашает и устанавлива ет в Усмани Советскую власть. Далее все можно пере числять со словом “пер вый”. Исполатов создает первый в стране красногвар- ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА дейский отряд в составе 250 человек, а в мае 1918 года — отряд Красной Армии, первые боевые части кото рой тогда только-только по явились, что позволяет не которым историкам вообще считать Усмань “родиной” нашей армии. Рабочие прод отряды — тоже “новация” Исполатова. Масштабы рек визиции хлеба в усманском уезде впечатляли даже Ле нина , а методы борьбы продотрядовцев с несозна тельным кулачеством гени ально отображены Мариной Цветаевой в ее очерке “Вольный проезд”, написан ном “по следам” поездки в Усмань за продуктами для голодающих детей... Четыре покушения были совершены на Исполатова в тот 1918 год, тем более, что он самолично выезжал в села и деревни уезда для организа ции хлебных реквизиций в помощь фронту и рабочим в Петрограде и Москве. Обстре ливали и здание Совета, и дом, где жил Исполатов. Но это все были кулаки и эсеры. Одна ко в августа 18-го Исполатову приходится бежать в Москву уже от Тамбовского губкомис- сара внутренних дел, который приезжает вУсмань с отрядом в 250 человек (!) арестовать не покорного и не подчиняюще гося никаким властям бунта ря за “дезорганизационную деятельность и превышение власти”. Кстати, половину из рек визированных тогда 6 тысяч пудов хлеба Исполатов раз дал нуждающимся на месте, проявлял особую заботу о сохранности семенного фон да, активно организовывал сев яровых в уезде весной того года и вовсю ходатай ствовал перед “центром” о замене грабительской прод разверстки цивилизованным продовольственным нало гом... Но многие вопросы решал самолично, не призна вая никакого продаппарата при Совете. Вмешательство Ленина не смогло примирить власти губернии с мятежным Испо- латовым — и с охранной гра мотой Свердлова его направ ляют в Козлов заведовать са нитарным отделом Управ ления начальника снабжения Южного фронта... Там он занимался форми рованием военных госпита лей, в конце 19-го заведовал в Москве одним из санатори ев. Но его всегда неудержи мо тянуло в Усмань, куда он опять возвращается осенью 20-го года и возглавляет от дел народного здравоохране ния. Самой большой заслугой Исполатова можно считать то, что установление Советс кой власти в Усмани он “про вел” мирным путем. Однако остались воспоминания и о его врачебной практике: док тор Исполатов, оказывается, творил чудеса, исцеляя боль ных, чем и занимался до кон ца своих дней. С чем он уходил в мир иной, сожалел ли о чем, не известно, но перед смертью он попросил дочь положить ему в гроб “Фауста” Гете... С тем и похоронили. А потом забыли... Весной, когда на старом кладбище открывали мемо риал, посвященный бойцам Советской Армии, умершим от ран в усманских госпита лях, местные коммунисты во главе с первым секретарем обкома КПРФ Б[иколаем Раз- воротневым решили восста новить памятник на могиле основоположника Советской власти в уезде, доктора Ис полатова. Поступок нрав ственный и благородный, поскольку память не бывает избирательной и безымян ной. А человек, немало по служивший обществу и лю дям, имеет право на могиль ный камень и выбитую на нем фамилию. Хорошо бы еще и дописать: “Блажен, кто посетил сей мир в его мину ты роковые...” Эмма МЕНЬШИКОВА. 'у Д а р бесценный Сотовый лохотрон в последнее время наше телевидение буквально заполонили программы игрового характера. Не обошли они своим вниманием и владельцев сотовых телефонов. Это так называемая 8М 8 - игра, участники которой шлют свои ответы на вопросы ведущих по каналам сотовой связи. Поучаствовала в одной из таких программ и наш корреспондент. нуть пяти тысяч рублей. На такое заманчивое предложение реагирует боль шинство владельцев сотовых телефонов. Заразившись ви русом легкого выигрыша, человек уже не может конт ролировать свои действия и в пылу азарта готов посылать 8М8 до тех пор, пока на его счету не иссякает вся налич ность. Схема же выколачива ния денег в такой игре про ста: сначала вам предложат отправить “пустое" 8М8 на Как всегда, ведущий од ной из популярных теле программ гарантировал множество призов самым активным участникам игры. Главное, по утверждению шоумена,отправить поболь ше сообщений с ответами викторины, а каждая сотая, двухсотая и следующие за ними другие “круглые” 8М8ки обязательно прине сут участникам игры денеж ные вознаграждения, кото рые при удаче могут достиг- указанныи номер, далее орга низаторы викторины обычно просят участника выслать сообщение с личными данны ми (например, имя и фами лия), а уже после таких ма нипуляций следует вопрос, который, в сущности, и яв ляется первой ступенькой к манящему призу. Если же участник отправит 8М8 с не верным ответом, то “добрые люди” на том конце сотовой связи обязательно подска жут, что именно следовало указать в переписке по “мо- биле”. И вообще, они сдела ют все ради того, чтобы вла делец сотового телефона вновь и вновь отправлял 8М8ки. Минимум, что обычно те ряет игрок в подобной вик торине, — пять долларов. Но это при условии, что человек Черное и белое “Мир - две краски: черная и белая. Эти два цвета способны передать все —любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть.” Так утверждает заслуженный художник России Масабих Ахунов. Серии его гравюр о Воронеже, “Окно отцовского дома” , “Отражения”, “По ленинским местам”, “Храмы России” хорошо знакомы ценителям изобразительного искусства. А в ближайшее время их увидят и липчане. Мастер из Воронежа передал в дар Липецкой областной картинной галерее более 600 своих работ. Вместе с ее сотаудниками в гостях у Масабиха Ахунова побывал и корреспондент “ЛГ”. “Мансарда” — это слово то и дело попадается в жизне описаниях художников. В переводе с французского оно оз начает “мой чердак”. И хотя мастерская Масабиха Ахуно ва расположена все же не в мансарде, но почти на чердаке —под самой крышей типовой панельной многоэтажки. На стенах — гравюры и множество дипломов. В углу — боль шой черный станок для печати гравюр. На полу стопки “досок”, с которых делаются оттиски. Вот и все богатство художника. — Рисовать я начал чуть ли не с рождения. Углем на печке да на кусочках газет. Семья у нас была бедная, кра сок купить не могли. Наверное, потому и стал графиком, а не живописцем. Отец, человек умный, но неграмотный — даже расписаться не умел, — однажды увидел, чем я занимаюсь, и говорит: “Ты дурака не валяй. Ты же му сульманин, а по нашей религии грех рисовать животных и людей”. А я и спрашиваю: “А цветочки можно?” “Ладно, — отвечает, — это разрешается”. Так неспешно начинает рассказ Масабих Ахунов. Белая река и белый пароход. Таким запомнил свое дет ство художник. Для мальчика из башкирской деревни это было как чудо. И чтобы опять и опять увидеть его, Маса бих ходил пешком за двадцать километров туда, где по реке Белой шли белые пароходы из Казани в Уфу. Потом к этому мотиву он еще не раз обратится в своем творче стве. — Я ведь практически нигде не учился, — признается Масабих. - Поступил в Казанское художественное учили ще, но через девять месяцев взяли в армию. А по оконча нии службы направили в Новосибирское военно-техничес кое училище, там готовили офицеров для военного строи тельства. Но все свободное время я продолжал рисовать, а еще писал лозунги: сто метров в одну сторону и сто — в другую. Однажды подходит ко мне майор по огневой под готовке и говорит: ты кисточку не так держишь. Ну и на учил “как надо”: чтобы рука не дрожала, была твердой. И я стгш„. чемпионом училища по стрельбе из пистолета. А изображал Масабих то, что было ему близко, волно вало. Природа, строительство заводов и фабрик, “ленинс кие места” — все могло стать сюжетом новой гравюры. — Я искренне верил в коммунизм, вырос и стал чело веком в СССР. И мне ничуть не стыдно, что я рисовал и рисую историю своей страны. Отдельная серия посвящена Новолипецкому металлур гическому комбинату. На одной из гравюр на фоне завода — большие летящие птицы. Черные дымящие трубы рез ко контрастируют с исконной природной жизнью. А ро дился замысел рисунка на Матыре, где Масабих Ахунов не раз отдыхал вместе со своим другом заслуженным ху дожником России Виленом Дворянчиковым, ныне дирек тором Липецкой областной картинной галереи. Над водой пролетали журавли (“черные аисты”), а вдали виднелся комбинат. Художника поразил контраст живой природы и рукотворного, человеческого мира. Результат этого “удив ления” запечатлен в гравюре. Еще одна работа — “двой ная” радуга — написана в Дальнем, опять же в гостях у Дворянчикова. — У нас с Мишенькой разногласий ни в творчестве, ни в жизни никогда не было. Сколько раз встречались в раз ных городах на выставках. А теперь мы сделаем несколь ко экспозиций его работ, покажем их по всем районам, — обещает Вилен Дворянчиков. Портреты Ленина и последнего русского самодержца Николая II, писателя Андрея Платонова и Сталина. Строй ки коммунизма. Кони над рекой. Аисты и русские храмы. Как совместить эти темы, этих героев? Однако для Маса биха Ахунова все они - единая и неделимая история Рос сии. — Ни одну работу не написал по заказу. А последнего русского императора нарисовал еще в советское время. Де лаю то, что умею, что волнует, в меру своих сил и возмож ностей, — признается художник. Две краски. Черная и белая. Чтобы передать с их помо щью свое отношение к миру, нужно добиться тончайших оттенков. Тогда гравюра из черно-белой превращается в . серебристую и начинает светиться изнутри. — Меня однажды в Англии на выставке одна женщина спросила, не дальтоник ли я. Нет, говорю. А затем на фур шете, когда мне предлагали на выбор красное или белое вино, сказал, что мне как дальтонику все равно, — шутит Ахунов. А всего в жизни Масабиха Ахунова было более полуто ра сотен выставок - республиканских, всесоюзных, все российских, международных. Вырастил художник и дос тойного наследника. Сын Валерий - искусствовед, замес титель директора Русского музея в Петербурге. Он посто янно предлагает отцу купить его мастерскую и “доски”. Но художник не соглашается: “Поработаем еще”. И рабо ты свои он тоже пока не отдал в запасники Русского му зея: гравюры должны глаз радовать, а не в запасниках пылиться. А вот в Липецкой областной картинной галерее произведения Ахунова обретут новую жизнь. Фёдор КУЧУМОВ. •уВ Доме Мастера вовремя остановился. А если нет, то и до 50 “зеленых” можно дойти. Некоторые статистики утверждают, что сейчас в России мобильный телефон есть почти у каждого третье го жителя, и приобретается он нередко по причине ши рокой и азартной натуры рус ского характера. Такие и нужны устроителям этого игрового шоу. Беря во внимание эти два фактора, невольно начина ешь считать баснословные барыши, которые получают от 8 М 8 - И Г Р компании сото вой связи да и телеканалы, пропагандирующие такой со мнительный способ обогаще ния, во многом похожий на обычный лохотрон. Алина СТАРЦЕВА. Лица и души Портреты известных путешественников Витуса Беринга, Юрия Сенкевича, Тура Хейердала, Федора Конюхова, этюды с обнаженной натуры, модели памятников. Эти работы выбрал для экспозиции в Доме Мастера народный художник России, действительный член Российской академии художеств, скульптор Юрий Чернов. Его выставка проходит в Липецке впервые. По словам директора Дома Мастера Татьяны Нечаевой, экспозиция та кого скульптора — очень значительное событие в культур ной жизни региона. Ведь монументальные работы Юрия Чер нова известны и в России, и за рубежом. Он создатель па мятников Максиму Горькому в Бишкеке и Антону Чехову в Мелихово, полководцу Александру Невскому в Новгороде и первому в мире космонавту Юрию Гагарину в Москве. Для Канады и Индии Юрий Чернов сделал памятники Льву Тол стому, а своей лучшей работой считает памятник Шолому- Алейхему и его героям в столице на Малой Бронной. Юрия Чернова привлекают сильные, волевые и мужествен ные люди. Но, по собственному его признанию, с возрастом критерии поменялись. “Если в молодости меня интересова ли красивые и выразительные лица, то сейчас меня прежде всего интересуют красивые души”, — сказал он. В Москве Юрия Чернова знают и как создателя мемори альных досок на тех домах, где жили и работали, например, композиторы Дмитрий Шостакович и Модест Мусоргский, писатель Корней Чуковский и диктор Юрий Левитан. Скуль птор также является автором надгробий Леонида Утесова, Лидии Руслановой, Любови Орловой. В липецкой экспозиции Юрия Чернова представлены 25 камерных скульптур. Есть здесь и вариант его самой первой, принесшей автору известность, композиции “В порту”. Имен но ее в 60-е годы искусствоведы объявили новым словом в пластическом искусстве. По окончании выставки два произведения Юрия Чернова останутся в Липецке. Одно из них, фрагмент модели памят ника Льву Толстому в Канаде, скульптор подарил Государ ственному академическому театру им. Л.Н. Толстого. А в Дом Мастера наш гость передал модель мелиховского памят ника Чехову. (Соб. инф.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz